Спектакль "Клинический случай": отзывы, актеры и роли. Билеты на спектакль «Клинический случай Клинический случай спектакль

"Перед тем, как пойти на спектакль, обычно читаю отзывы людей, уже посмотревших его. Поэтому в Театр "Содружество актёров Таганки" на спектакль "Клинический случай" по приглашению Театрального агентства "Арт-Партнёр XXI" шла как на лёгкую комедию положений, не ожидая ни глубокого смысла, ни философского подтекста. И, как говорится, предчувствия меня не обманули. Одноименная пьеса Рея Куни - милая комедия в 2-х действиях, полностью отрывающая от действительности и погружающая нас в мешанину предпраздничных событий в большой клинике.

Всё ставится с ног на голову и даже утверждение: "дети не выбирают родителей" берётся под большое сомнение. Еще как выбирают! Комедия - маскарад с переодеваниями, путаницей, подменой отцов и жён заставляет смеяться до колик в животе. А в другую минуту вдруг становится жалко незадачливого папашу, на которого свалилось столько счастья в ночь перед Рождеством. Актёрам, чувствуется, самим нравится играть в маскарад. Они настолько увлечены и прекрасны в образах своих героев, что зрители это чувствуют и заражаются безудержным весельем, льющимся щедрыми потоками со сцены в зал

Разумеется, всей нашей компании понравилось, каждый был доволен прекрасным вечером и отметил своего любимого героя в этом спектакле. Я, наверное, не буду оригинальной, мне абсолютно все понравились, очень повеселили недалёкий полицейский и богемная жена главного героя Дэвида Мортимера, которого играл Игорь Ливанов.

Вот главный герой, пожалуй, был той самой точкой опоры, вокруг которого и крутилось все это бесшабашное веселье и который управлял залом, словно дирижёр. Когда-то мы смеялись, когда-то замолкали и задумывались, что судьба может вот так распорядиться в любой момент с каждым. Так что в этой комедии - маскараде не только посмеяться, но и подумать не мешает. Однако это - по желанию. Кто предпочитает расслабиться и просто отдохнуть - самый подходящий спектакль".

romanetto
Неожиданное Рождество в июле. О пьесе "Клинический случай" от "Арт-Партнёра XXI"

"Пьеса, анонсированная агентством, как комедия-маскарад, является по сути комедией положений, в которой герои выдают себя за других людей, переодеваются, ну и запутываются в создаваемой на лету лживой реальности с постоянно меняющимися ролями в ней. Удастся ли им выпутаться и каким образом?

Действие происходит фактически в одной комнате, это ординаторская английской больницы перед Рождеством. Царит предпраздничная суета, кто-то из докторов репетирует в пьесе, на столе так и манит открытая бутылка бренди, все говорят о подарках и предстоящем отдыхе, а нервничающий доктор Мортимер готовит доклад к открытию очень важной конференции неврологов. Однако, мало того, что обстановка мало способствует серьезной подготовке, на пороге ординаторской возникает призрак из прошлого, бывшая медсестра клиники, и объявляет, что у доктора Мортимера есть 18-летний сын, который срочно желает познакомиться с папой! И тут все заверте..

Действие стремительное, нет затянутости, реплики отточенные, диалоги блестящие. Было огромным удовольствием увидеть Игоря Ливанова и Елену Бирюкову на сцене, хотя весь актерский состав порадовал высоким уровнем игры. Смеялась все два часа, спектакль добрый и веселый, но с несколько нетривиальной концовкой, грустной для одних героев пьесы и счастливой для других".

akostra
"Клинический случай" (Комедия-маскарад) "Арт-Партнёр XXI"

"Собственно, сюжет в этой пьесе лишь повод для милых комедийных сценок из разряда "нарочно не придумаешь". Звёзды постоянно сходятся так криво, что вот уж кажется нелепей ситуации уже не может быть, но авторы спектакля доказывают - может! Над многими шутками (скорее даже, ситуациями) смеялись до слёз. Сложно назвать эту пьесу глубокомысленной и с огромным подтекстом, это замечательная комедия, чтобы прекрасно провести вечер и подзарядиться хорошим настроением.
Актёров определяла "на глаз", если где ошиблась, прошу извинить!
Дэвид Мортимер - Игорь Ливанов. Очень органичен, без перегибов сохранял "спокойствие" в самых недепых ситуациях! Даже каблуки и парик обыграл достойно!
Хьюберт Бонни - Владимир Ершов. Очень хорошо смотрелся рядом с другом. Также без игровых излишеств и прям понимаешь, чем влюбил в себя Лесли! Орёл! Но и доооообрый!!
Джейн - Елена Бирюкова. Её игру сложней назвать органичной, но тут дело в том, что по сюжету её героине самой приходилось оооочень много играть, а актриса она неопытная явно. Так что громадные перепады в актёрской игре обусловлены постоянно меняющимися актёрскими же задачами, которые ставит перед ней Мортимер. То у неё муж умер, то она сама воскресла, то сын на подоконнике собирается спрыгнуть вниз. Сложно тут определить степень органичности...
Розмари Мортимер - Наталья Щукина. Она тоже более наиграно-наивная. Но её манерность очень подходить ситуациям. Её "блондинестость" - это черта её героини. Зато добрая и отзывчивая! И честная "я тоже рада, что вы отец Лесли!!" (с)
Кастелянша - Елена Галибина. Прекрасна! Ну, там такая фактура, что играть комедию просто показано! Очаровательная!
Сэр Уильям Нельсон/Билл - Юрий Нифонтов. Насколько обыкновенный и вменяемый "начальником", нпастолько же прелестен и забавен в роли старичка-пациента!
Лесли - Сергей Батаев. Такой восторженный щенок! Но под шафэ всё-таки немного переигрывал как по мне.
Сержант - Владимр Шульга. Суров, но небольшая близорукость добавляла шарма! Зато какой поставленный голос! И зато на контрасте было ещё более забавно смотреть его погоню за немощным Биллом и угрозы пистолетом - вот ведь довели нормального мужика!
Майк Коннолли - Родион Вьюшкин. Прелестник!"

В Клинический случай на Таганке

Перед тем, как пойти на спектакль, обычно читаю отзывы людей, уже посмотревших его. Поэтому в Театр "Содружество актёров Таганки" на спектакль "Клинический случай" по приглашению Театрального агентства "Арт-Партнёр XXI" шла как на лёгкую комедию положений, не ожидая ни глубокого смысла, ни философского подтекста. И, как говорится, предчувствия меня не обманули. Одноименная пьеса Рея Куни - милая комедия в 2-х действиях, полностью отрывающая от действительности и погружающая нас в мешанину предпраздничных событий в большой клинике.

Как всегда перед Рождеством в центральной клинике Лондона царят суета и неразбериха. И, действительно, дел невпроворот: вот-вот начнется ежегодная отчетная конференция врачей, полным ходом идет репетиция рождественского праздника, распределяются подарки сотрудникам клиники, к выписке срочно готовят пациентов...

Но самое ответственное поручено неврологу Дэвиду Мортимеру и терапевту Хьюберту Бонни. Первый должен открыть международную конференцию врачей, второй - исполнить главную роль в рождественском театральном представлении.

Дэвид и Хьюберт - друзья с двадцатилетним стажем, между ними нет ни зависти, ни обид. И пусть один из них - без пяти минут главврач, удачливо женатый на дочери председателя Ученого совета клиники, а другой - рядовой терапевт и заядлый холостяк, они так же преданы и верны друг другу, как и во времена своей бурной молодости, проведенной в компаниях с хорошенькими медсестрами и сиделками.

И кто бы мог подумать, что спустя восемнадцать лет одна из таких медсестер явится к Дэвиду Мортимеру с известием, что он отец ее ребенка и сегодня, в день своего совершеннолетия, их сын хочет лишь одного - увидеть своего родного отца...

Всё ставится с ног на голову и даже утверждение: "дети не выбирают родителей" берётся под большое сомнение. Еще как выбирают! Комедия - маскарад с переодеваниями, путаницей, подменой отцов и жён заставляет смеяться до колик в животе. А в другую минуту вдруг становится жалко незадачливого папашу, на которого свалилось столько счастья в ночь перед Рождеством.

Актёрам, чувствуется, самим нравится играть в маскарад. Они настолько увлечены и прекрасны в образах своих героев, что зрители это чувствуют и заражаются безудержным весельем, льющимся щедрыми потоками со сцены в зал.

Разумеется, всей нашей компании понравилось, каждый был доволен прекрасным вечером и отметил своего любимого героя в этом спектакле. Я, наверное, не буду оригинальной, мне абсолютно все понравились, очень повеселили недалёкий полицейский и богемная жена главного героя Дэвида Мортимера, которого играл Игорь Ливанов.

Вот главный герой, пожалуй, был той самой точкой опоры, вокруг которого и крутилось все это бесшабашное веселье и который управлял залом, словно дирижёр. Когда-то мы смеялись, когда-то замолкали и задумывались, что судьба может вот так распорядиться в любой момент с каждым. Так что в этой комедии - маскараде не только посмеяться, но и подумать не мешает. Однако это - по желанию. Кто предпочитает расслабиться и просто отдохнуть - самый подходящий спектакль.

За приглашение большое спасибо самому культурному сообществу Москвы

Никаких комиссий - цены на билеты как в кассе театра!

К сожалению, событие Клинический случай уже прошло. Оставьте свой e-mail, чтобы больше никогда не пропускать любимые мероприятия.

Подписаться

О спектакле

Давит стресс, одолела депрессия или грусть? Значит, самое время заглянуть в центральную клинику Лондона, где знают верный способ лечения хандры в любых её проявлениях. Один клинический случай неизменно вызывает море смеха у всех посетителей заведения, ведь что скрывать, — подобное могло случиться только в кино!

Здравствуй, папа!
Дэвид Мортимер в канун Рождества очень занят. Он пишет доклад на международную конференцию, за которой последует существенное продвижение по службе. Но больница готовится к празднику, и никому нет дела, что в этой суете врач совершенно не может сосредоточиться... Знал бы Дэвид, что эта кутерьма — пустяк, по сравнению с тем, что ждёт дальше, сбежал бы из больницы ещё вчера! Но он был на месте, когда в кабинет вошла бывшая подружка и сообщила, что сегодня их сыну исполнилось 18, и он мечтает о встрече с папочкой... Дописал ли доктор доклад и не схватил ли сердечный приступ, расскажет спектакль «Клинический случай».

Постановка театрального агентства «Арт-Партнер XXI».

режиссёр — Роман Самгин.

Роли играют:

И. Ливанов;

Р. Мадянов;

Е. Бирюкова;

Н. Щукина и другие.

Продолжительность — 2 часа 30 минут (с антрактом). Возрастное ограничение — 12+.

Лучшая комедия положений
Сюжет постановки развивается в характерном для Рэя Куни темпе, когда нельзя оторвать взгляд от сцены, чтобы не упустить очередной головокружительный поворот событий. Каждую минуту герои всё больше запутываются в хитросплетениях собственной лжи, чужих недомолвок и просто странного стечения обстоятельств, и угадать, чем закончится эта история, категорически невозможно.

Происходящее перед зрителями — прекрасный образец комедии положений, которая в исполнении звёздных актёров обретает особенный колорит. Эти артисты с лёгкостью вытянут любой сюжет уже одной своей харизмой, но «Клинический случай» — история динамичная, непредсказуемая, интересная, а потому вытягивать ничего не пришлось. На сцене развернётся уморительно смешное действие, которое заставит зал купаться в эмоциях!

Полное описание

Фотографии

Дополнительная информация

Электронный билет действителен только при предъявлении на бумажном носителе формата А4.

Полное описание

Почему Ponominalu?

Места как в театре

Не откладывайте покупку

Почему Ponominalu?

У Ponominalu заключен договор с ЦДКЖ на реализацию билетов. Все цены на билеты официальные и установлены театром.

Места как в театре

Мы подключены к билетной базе ЦДКЖ и предлагаем все официально доступные билеты на спектакль.

Не откладывайте покупку

Ближе к дате спектакля наиболее востребованные и оптимальные по цене и расположению места заканчиваются.

Адрес театра: станция метро Комсомольская, Комсомольская пл., дом 4

  • Комсомольская
  • Красносельская
  • Красные ворота
  • Комсомольская

ЦДКЖ

История ЦДКЖ
Центральный дом культуры железнодорожников — это мультифункциональная площадка для разных типов мероприятий. Считается, что учреждение основано в 1919 году. Тогда в Москве и появился первый клуб железнодорожников. Но грандиозное здание, которое и стало домом культуры, построили только в 1927 году. Его проект был создан архитектором Алексеем Щусевым. В советское время на площадке этого дома культуры работали Александр Александров, Иосиф Дунаевский, Леонид Утесов и другие выдающиеся деятели искусства.

Репертуар ЦДКЖ
В Центральном Доме Культуры Железнодорожников находятся сразу несколько помещений. ЦДКЖ предлагает Большой зал, рассчитанный на 722 человека, под конференции, концерты и спектакли. Есть и выставочный зал, а также помещения, которые используются для проведения камерных и частных событий — Зеркальный, Мраморный, Малый, VIP, Фойе залы.

В ЦДКЖ работает собственный драматический коллектив, который представляет оригинальные постановки в различных жанрах. Также здесь часто проходят спектакли различных столичных актерских содружеств, а также гастролирующих театров из других городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Как добраться до ЦДКЖ
Найти это здание просто, ведь оно находится неподалеку от станции метро «Комсомольская». Дойдите по подземному переходу до выхода к Казанскому вокзалу. Центральный дом культуры железнодорожников находится справа от вокзала.

Пьесы английского драматурга Рэя Куни давно стали классикой комедийного жанра. Они на протяжении многих лет входят в репертуары разнообразных театров и собирают полные залы. Спектакль «Клинический случай», по отзывам театралов, является именно такой постановкой.

Немного истории

Комедия - это, прежде всего, смех. Над чем смеется большинство людей? Над собой. Точнее, над слабостями, странностями и страхами человеческими. История комедийного жанра уходит корнями в седую древность. Первые комедии создавали еще в Древней Греции. Обыватель все смешные произведения называет одним словом - комедия. Хотя этот жанр имеет много форм: фарс, водевиль, интермедия, пародия, скетч, оперетта. Бывают также комедии положений и комедии нравов. Наиболее популярной в литературе, кинематографе и на театральных подмостках является комедия положений. Из классики можно вспомнить «Ревизора» Гоголя, «Двенадцатую ночь» Шекспира или «Мещанина во дворянстве» Мольера. В современных театрах неизменно пользуются популярностью комедии Кена Людвига, Жоржа Фейдо,

Давней любовью режиссеров является английский драматург Рэй Куни, комедия которого «Слишком женатый таксист» вошла в 100 лучших драматических произведений Англии ХХ века. побил своеобразный рекорд: на спектакли по его пьесам продано уже свыше ста миллионов билетов.

Автор комедий

Английский драматург Рэй Куни - личность легендарная и известная далеко за пределами Великобритании. Первый раз Рэй вышел на сцену в качестве актера в далеком 1946 году. Как писатель он стал известен где-то с середины прошлого века. В 1983 году Куни создал собственный Театр Комедии, на сцене которой сразу поставил свою знаменитую пьесу «Слишком женатый таксист», продержавшуюся в репертуаре целых девять лет. Как драматург, Куни очень успешен.

Его более чем двадцать комедий переведены на сорок языков и входят в репертуары лучших мировых сценических площадок. Рэй Куни - мастер комедии положений. Любимые темы для шуток английского драматурга: политика, погода и королевская семья. В пьесах Куни нет случайных персонажей и фраз. Все герои и диалоги прописаны точно и до мелочей. Пьесы отличаются лихо закрученным динамичным сюжетом, неожиданными поворотами и до конца непредсказуемым финалом. Таковой является и известная пьеса Рэя Куни «Клинический случай».

Пьеса «Клинический случай» (второе название «Чисто семейное дело») была написана Куни в 1987 году. Как и все произведения легендарного драматурга, у «Клинического случая» счастливая судьба. Пьеса украшает репертуары многих известных театров.

Действие происходит в медицинском учреждении в Англии Главные герои - два закадычных приятеля Хьюберт и Дэвид, врачи этой клиники. Друзья получили от руководства важные задания: Хьюберт должен выступить в главной роли на корпоративном новогоднем вечере, а Дэвид - открыть Международную конференцию врачей. Неожиданно к Дэвиду приходит некая подруга юности, которая объявляет о наличии у Дэвида восемнадцатилетнего сына, который жаждет общения с родным отцом. Дэвид женат на дочери председателя ученого совета больницы и в его планы не входит скандал с внебрачным сыном. Вокруг этого сюжета начинает разворачиваться крутой фарс с абсурдными ситуациями, характерными героями и черным юмором. Конечно, все заканчивается хорошо. В комедии по-другому и быть не может.

«Клинический случай» режиссера Романа Самгина

Роман Савельевич Самгин - известный и талантливый режиссер театра и кино. Критики отмечают, что ему особенно удаются антрепризные спектакли. В антрепризе Самгин поставил спектакль «Клинический случай», который был представлен публике театральным агентством «Арт-Партнер 21» в 2008 году.

С тех пор яркий спектакль регулярно собирает залы. В столице каждый сезон представляет спектакль «Клинический случай» Содружество актеров Таганки на сцене театра под управлением Николая Губенко. Роман Самгин представил на суд публики настоящую добротную комедию, легкую и веселую. Спектакль-маскарад органично передает предновогоднюю атмосферу и суматоху. На спектакль «Клинический случай», по отзывам зрителей, хорошо ходить в новогодние каникулы, чтобы наполниться соответствующим настроением. В январе 2017 года спектакль в золотом составе был сыгран в сто пятидесятый раз. Постановка у Романа Самгина получилась живой, яркой и веселой. Если дать краткое описание спектакля «Клинический случай», то получится: смешно и динамично.

Огромный вклад в успех представления, в том числе и коммерческий, внесли актеры. В спектакле играют известные и очень любимые зрителями артисты. Надо отметить, что актерам спектакля «Клинический случай», в лучших традициях русского театра, удалось в легкой английской комедии передать более глубокие и серьезные чувства, скрывающиеся за комическими масками. Это и горечь от потери друга, и потребность в настоящей любви, и разочарование в ложной ценности богатства и престижа. Не зря комедии Рэя Куни называют «смехом сквозь слезы». Актерам в постановке Самгина удалось это передать.

Актеры и роли

В спектакле «Клинический случай», по отзывам зрителей, особенно ярко и талантливо играют исполнители главных ролей: Игорь Ливанов, Роман Мадянов и Елена Бирюкова.

Всеми любимый Игорь Ливанов прекрасно исполняет роль доктора Дэвида Мортимера, который попал в неловкую ситуацию и пытается найти из нее выход. Как и должно быть в комедии положений, герой выбирает смешные и абсурдные пути спасения. мастерки перевоплощается то во врача-карьериста, то в святого отца, то в пациента. Он даже успевает побыть женщиной в образе кастелянши и уверенно ходит по сцене на высоких каблуках. Ливанов блестяще играет своего героя, которого разрывают сомнения, страхи и желание укрыться от неприятностей, спасти свою репутацию.

Герой Романа Мадянова очень обаятельный и добродушный. Хьюберт Бонни берет на себя спасение друга из неприятного положения и сам оказывается из-за этого в комичных и абсурдных ситуациях. Дуэт Игоря Ливанова и Романа Мадянова очень органичен, слажен и является центром спектакля.

Медсестру Джейн, которая внесла сумятицу в размеренную жизнь доктора Мортимера, играет известная актриса Елена Бирюкова. Елена - популярная комедийная артистка, известная широкой публике по телевизионному сериалу «Саша+Маша». Со всеми фото и именами актеров спектакля «Клинический случай» можно ознакомиться на многочисленных афишах театрального агентства «Арт-Партнер 21».

Перевод и редакция Михаила Мишина

Спектакль идёт с одним антрактом

Продолжительность спектакля – 2 часа 30 минут

Из истории:

«Клинический случай» - пьеса, написанная английским актёром и драматургом Реем Куни в фирменном для писателя жанре - «комедия положений». Суть этого жанра состоит в том, что главные герои пьесы, волею обстоятельств попадая в щекотливую двусмысленную ситуацию, изо всех сил стараются скрыть правду, тем самым вовлекая себя и окружающих в круговорот нелепых, абсурдных и очень смешных событий. Пьеса впервые была представлена публике в 1987 году.

Сюжет:

В спектакле «Клинический случай» гостей театра ждет история доктора Дэвида Мортимера, который накануне Рождества должен открывать своим докладом международную конференцию неврологов. Это событие – важнейшее в карьере главного героя, после чего полагается значительное продвижение по службе.

Но, царящая вокруг, праздничная суета и подготовка к новогоднему представлению мешают Дэвиду сосредоточиться. В разгар этого «предрождественского бардака» в клинике появляется…. если можно так сказать, «старая добрая подруга» главного героя и ошарашивает Дэвида тайной, которую хранила целых 18 лет! Результатом их «дружбы» стал совместный сын, и он хочет, как можно скорее, познакомиться с отцом!

Дэвид в панике! Нет, об этом ни в коем случае не должны узнать семья и коллеги! Вот с этой новости начинается череда лжи и глупости и точно не заставит скучать зрителя.

О спектакле:

«Клинический случай» - третий в ряде постановок режиссера Бориса Михни по произведениям Рея Куни. «№13» и «Слишком женатый таксист» - одни из долгожителей в репертуаре Тверского театра драмы, каждому из них более 10 лет.

А «комедии положений» Рея Куни – неизменно становятся рекордсменами зрительской популярности во всём мире.

В спектакле могут присутствовать сцены употребления алкогольных напитков. ТАТД напоминает вам, что алкоголь опасен для вашего здоровья.
Посещение спектакля несовершеннолетними зрителями рекомендуется в сопровождении взрослых.

Над спектаклем работали

Художник-постановщик – заслуженный художник России Александр Иванов

Художник по свету – заслуженный работник культуры России Михаил Семёнов

Музыкальное оформление Галины Семёновой


Top