Художественная литература 2 младшая группа картотека. Читаем художественную литературу во второй младшей группе
Планирование чтения художественной литературы в младшей группе детского сада
Сентябрь 1 неделя
Чтение
С. Черный «Приставалка» ;
Г Цыферов «Про друзей» ,
«Когда не хватает игрушек» (из книги );
«Два жадных медвежонка» (венг. ; обр. А. Краснова, В. Важдаева) ;
«Пальчик - мальчик…» , «Храбрецы» , англ., обр. С Маршака.
Сентябрь 2 неделя
Чтение
«Кот петух и лиса» , обр. Боголюбской; К. Б. ;
К. Бальмонт «Осень» ;
А. Н. Толстой «Еж» ;
К. Д. Ушинский «Петушок с семьей» ;
«Заинька попляши…» ;
«Волк и козлята» .
Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;
К. Чуковский. «Путаница» ,
Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад» (из книги «Что я видел» );
М. Зощенко. "Умная птичка"
П. Воронько. - Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;
Заучивание наизусть : Н. Саксонская. «Где мой пальчик?»
Сентябрь 3 неделя
Чтение » Еду-еду к бабе, к деду.»,.
«Кот, петух и лиса» , обр. М. Боголюбской;
«Что за грохот» , пер. с латыш. С. Маршака;
К. Бальмонт. «Осень» ;
А. Майков. «Колыбельная песня» ,
С. Черный., «Про Катюшу» ;
А. Милн. «Три лисички»
Ч. Янчарский. «Игры» «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»
Заучивание наизусть : «Огуречик, огуречик.»
Сентябрь 4 неделя
Чтение
«Заинька, попляши.»
«Упрямые козы» , узб., обр. Ш. Сагдуллы;
А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» , (из );
К. Чуковский» Краденое солнце»,
Т. Александрова. «Медвежонок Бурик» ;
Л. Муур. «Крошка Енот и. Тот, кто сидит в пруду»
«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
Заучивание наизусть :
«Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;
Октябрь 1 неделя
Чтение
«Заинька, попляши.» ,
«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
«Упрямые козы» , узб., обр. Ш.
С. Черный «Приставалка» ;
К. Чуковский. «Мойдодыр» ,
Б. Житков. «Зебра» , (из книги «Что я видел» );
М. Зощенко. "Умная птичка";
Е. Виеру. «Ежик и барабан» , пер. с молд. Я. Акима;
Заучивание наизусть :. А. Плещеев. «Сельская песня» ;
Октябрь 2 неделя
Чтение
«Колобок» , обр. К. Ушинского;
«Что за грохот» , пер. с латыш. С. Маршака;
С. Маршак. «Зоосад» , (из цикла «Детки в клетке» );
К. Чуковский., «Мойдодыр» ,
Б. Житков. «Как слон купался» (из книги «Что я видел» );. А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка» , пер. с болг. М. Маринова;
Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;
Октябрь 3 неделя
Чтение
«Сорока, сорока.,
«Колобок» , обр. К. Ушинского;
Песенки. «Кораблик» , англ., обр. С. Маршака;
А. Плещеев. «Осень наступила.» ,
С. Маршак. «Жираф» , «Зебры» , (из цикла «Детки в клетке» ); Б. Житков. "Слоны", (из книги «Что я видел» );
Ч. Янчарский. «Игры» , «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика» , пер. с польск. В. Приходько
Октябрь 4 неделя
Чтение
А. Блок. «Зайчик» ;
«Тили-бом! Тили-бом.» ;
А. Плещеев. «Осень наступила.» ,
А. Майков. «Колыбельная песня» ,.» (из новогреческих песен) ;
С. Маршак «Белые медведи» , «Страусенок» , (из цикла «Детки в клетке» );
К. Чуковский. «Путаница» ,
М. Зощенко. "Умная птичка";
Д. Биссет. «Лягушка в зеркале» , пер, с англ. Н. Шерешевской; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» ;
Ноябрь 2 неделя
Чтение
«Сорока, сорока.,
«Кот, петух и лиса» , обр. М. Боголюбской;
А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» , «(из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );
С. Маршак. «Пингвин» , «Верблюд» , (из цикла «Детки в клетке» ); Г. Цыферов. «Про друзей» , из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка» );
К. Чуковский. «Так и не так» ;
Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;
Ноябрь 3 неделя
Чтение
«Рукавичка» , укр., обр. Е. Благининой
С. Маршак. «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке» );
К. Чуковский. «Краденое солнце» ,. «Так и не так» ;
А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой;
Ноябрь 4 неделя
Чтение
«Ночь пришла,.» ,
«Два жадных медвежонка» , венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;
К. Бальмонт. «Осень» ;
А. Блок. «Зайчик» ;
К. Чуковский «Так и не так» ;
Е. Виеру. «Ежик и барабан» , пер. с молд. Я. Акима;
Л. Муур. , пер. с англ. О. Образцовой
Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка»
Декабрь 1 неделя
Чтение
«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова
«Как у нашего кота.» ,
«У солнышка в гостях»
С. Гродецкий, «Кто это?» ;
Д. Мамин-Сибиряк. ;
Заучивание наизусть : А. Плещеев. «Сельская песня» ;
Декабрь 2 неделя
Чтение
«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова
«Сидит белка на тележке.» ,
«Маленькие феи» , англ., обр. С. Маршака;
«Лиса-нянька» , пер. с финск. Е. Сойни;
А, Пушкин. «Свет наш, солнышко!.» , (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ;
Н. Забила. «Карандаш»
Декабрь 3 неделя
Чтение
«Ай, качи-качи-качи» .»,
«Гуси-лебеди» ;,обр. М. Булатова;
«Купите лук.» «Храбрец-молодец» , пер. с болг. Л. Грибовой;
А, Пушкин. «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );
С. Капугикян. «Кто скорее допьет» , пер. с арм. Т. Спендиаровой
Е. Бехлерова. «Капустный лист» , пер. с польск. Г. Лукина;
А. Босев. «Трое» , пер, с болг. В. Викторова;
Декабрь 4 неделя
Чтение
«Жили у бабуси.» ,
«Снегурочка и лиса» ; обр. М. Булатова
В. Берестов. «Курица с цыплятами» ,
Л. Воронкова. «Снег идет» (из книги «Снег идет» );
А. Босев. «Трое» , пер, с болг. В. Викторова
Заучивание наизусть : Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.) ;
Январь 2 неделя
Чтение
«Заря-заряница.» ;
«Гуси-лебеди» ; обр. М. Булатова;
«Маленькие феи» , англ., обр. С. Маршака;
С. Маршак. «Тихая сказка» ,
А. Н. Толстой. «Петушки» .
Й. Чапек. «Трудный день» , «(из книги , пер.. чешек. Г. Лукина;
Январь 3 неделя
Чтение
«Чики-чики-чикалочки.» ,
«Гуси-лебеди» ; обр. М. Булатова;
В. Берестов. «Бычок» ;
Н. Носов «Ступеньки» ;
Б. Поттер. «Ухти-Тухти» , пер. с англ. О. Образцовой;
Январь 4 неделя
Чтение
«Гуси-лебеди» ;
«Рукавичка» , укр., обр. Е. Благининой
«Кисонька-мурысенъка.» ,
«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;
«Лиса-нянька» , пер. с финск. Е. Сойни;
Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали» ;
Д. Хармс. «Храбрый еж» ;
Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка» (в сокр.) ;
Февраль 1 неделя
Чтение
«Как у нашего кота.» ,
«Купите лук.» , пер. с шотл. Н. Токмаковой;
«У солнышка в гостях» , пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной;
Й. Чапек. «В лесу» , (из книги «Приключения песика и кошечки» , пер.. чешек. Г. Лукина;
Февраль 2 неделя
Чтение
«Сидит белка на тележке.» ,
«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;
К. Чуковский. « «Муха-цокотуха» ,
Й. Чапек. «Трудный день «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки» , пер.. чешек. Г. Лукина;
Заучивание наизусть : Н. Саконская. «Где мой пальчик?»
Февраль 3неделя
Чтение
«Ай, качи-качи-качи» .»,
Д. Хармс. «Храбрый еж» ;
Н. Забила. «Карандаш» , пер. с укр. 3. Александровой;
«Как у нашего кота.» ,
Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка»
Февраль 4 неделя
Чтение
В. Берестов. «Петушки» ;
«Жили у бабуси.» ,
А, Пушкин. «Свет наш, солнышко!.» , «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );
Е. Бехлерова. «Капустный лист» , пер. с польск. Г. Лукина;
Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;
Март 1 неделя
Чтение
«Храбрец-молодец» , пер. с болг. Л. Грибовой;
С. Маршак. «Тихая сказка»
В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?» ,А. Н. Толстой. «Еж» , «Петушки» .
Б. Поттер. «Ухти-Тухти» , пер. с англ. О. Образцовой;
Март 2 неделя
Чтение
П. Косяков. «Все она» ;
«Травка-муравка. ,.» ,
Обр. М. Булатова;
«Пых» , белорус, обр. Н. Мялика;
К. Бальмонт, «Комарики-макарики» ;
Л. Толстой. «Птица свила гнездо.» ;
Март 3 неделя
Чтение
«На улице три курицы.»
«Бычок - черный бочок, белые копытца» , обр. М. Булатова;
«Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;
«Лесной мишка и проказница мышка» , латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;
П. Косяков. «Все она» ;
К. Ушинский. «Васька» ,
Март 4 неделя
Чтение
«Тень, тень, потетень.» ,
«У страха глаза велики» , обр. М. Серовой;
Д. Хармс. «Храбрый еж» ;
А. Майков. «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен) ;
К. Чуковский «Айболит»
Л. Толстой. «Таня знала буквы.» ;
«Поет зяблик»
Заучивание наизусть :. «Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;
Апрель 1 неделя
Чтение
«Дождик, дождик, пуще.» ,
«Теремок» , обр. Е. Чарушина
«Петух и лиса» , пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;
К. Чуковский «Айболит»
Л. Толстой. «У Вари был чиж,.» ,
М. Карем. «Мой кот» , пер. с франц. М. Кудиновой.
Апрель 2 неделя
Чтение
А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;
«Божья коровка. ,» ,
«Несговорчивый удод» , пер. с чеш. С. Маршака.
«Свинья и коршун» , сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова
А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» ;
К. Ушинский. «Лиса-Патрикеевна» ;
«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;
С. Капугикян. «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой;
О. Альфаро. «Козлик-герой» , пер. с исп. Т. Давитьянц;
Апрель 4 неделя
Чтение
«Радуга-дуга.» ,
«Петух и лиса» , пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;С. Маршак. «Сказка об умном мышонке» ;
К. Чуковский. «Черепаха» ;
Л. Толстой. «Пришла весна.» ;
О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!» , пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду »
Май 1 неделя
Чтение
А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;
«Курочка-рябушечка.»
«Разговор лягушек» , пер. с чеш. С. Маршака.
В. Маяковский «Что ни страница - то слон, то львица» ;В. Бианки. «Купание медвежат» ;
«Не только в детском саду » (в сокр., пер. с румын. Т. Ивановой.
Май 2неделя
Чтение
«Травка-муравка. ,.» ,
С. Михалков. «Песенка друзей» ;
Э. Мошковская. «Жадина» ;
Ю. Дмитриев. «Синий шалашик» ;
«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;
Май 3 неделя
Чтение
«Бычок - черный бочок, белые копытца» , обр. М. Булатова;
«Тень, тень, потетень.» ,
«Несговорчивый удод» , пер. с чеш. С. Маршака.
«Пых» , белорус, обр. Н. Мялика;
И. Токмакова. «Медведь» .
К. Чуковский. «Чудо-дерево» ,
С. Прокофьева. «Маша и Ойка» ,
А. Н. Толстой «Лиса» ,
«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;
Май 4 неделя
Чтение
«Курочка-рябушечка.» ,
Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» , пер. с англ. О. Образцовой
К. Бальмонт, «Комарики-макарики» ;
П. Косяков. «Все она» ;
С. Прокофьева. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки» );
«Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;
Картотека художественной литературы в младшей группе
Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»»
Цель: создание условий для запоминания стихов А. Барто, через самостоятельное их проговаривание.
Тема: «Рассматривание любимых книжек (по желанию детей)»
Цель: создание условий для внимательного прослушивания сказки, через рассматривание иллюстраций.
Тема: Название: «В. Драгунский "Что я люблю"»
Цель: Создание условий для
Тема: «К. Чуковский "Федорино горе"»
Цель: Создание условий для развития речевой активности посредством ознакомления детей с произведением К.Чуковского.
Тема: Н. Носов "Винтик, Шпунтик и пылесос»
Цель: Создание условий для
ознакомления с содержанием сказки через рассматривание иллюстраций.
Тема: «Автомобиль и метро» Н.Носов
Цель: Создание условий для
формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.
Тема: «Дядя Степа» С.Михалков
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением С.Михалкова.
Тема: «Пчельникова А. - Птичка»
Цель: Создание условий для развития внимания через музыкальное сопровождение.
Тема: В. Голявкин
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением В.Голявкина.
Тема: «Сказки народов мира»
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей со сказками народов мира.
Тема: Русская народная сказка «Петушок и курочка»
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками.
Тема: Олеся Емельянова «Врач»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением О.Емельяновой «Врач».
Тема: Андрей Ошнуров «Наша армия»
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А.Ошнурова.
Тема: Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка»
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А. Барто.
Тема: Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с русскими народными закличками.
Тема: А. Барто «В театре»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением А.Барто.
Тема: В.Г.Квашин «Как море заселилось»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Г.Квашина.
Тема: «Цветик семицветик» В.Катаев
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Катаева.
Тема: Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности, через знакомство с произведением В.Бианки.
Тема: К.Ушинский «Лето»
Цель: Создание условий для развития интереса к поэтическому слову, через ознакомление с произведением К.Ушинского.
Наталья Самотоева
Перспективное планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе
Сентябрь
№1. Рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик» Развивать интерес к чтению и рассказыванию взрослыми художественных произведений; привлекать внимание к правилам игры с другими детьми группы. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 29
№2. Рассказ В. Степанова «Игра» Развивать интерес к чтению и рассказыванию взрослым литературных произведений; вызывать желание высказываться, вступать в речевое общение. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 31
№3. Сказка Н. Павловой «На машине» Развивать слуховое восприятие, интерес и желание слушать чтение или рассказывание взрослого; принимать участие в общей беседе. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 32
№4. Сказка В. Сутеева «Яблоко Развивать слуховое восприятие, интерес и желание слушать чтение взрослого; приучать внимательно рассматривать иллюстрации, при необходимости задавать вопросы, принимать участие в общей беседе по содержанию сказки. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 33
Октябрь
№5. Белорусская народная сказка «Пых» Поддерживать интерес к чтению книг; развивать умение внимательно слушать, рассматривать иллюстрации, включаться в обсуждение, отвечая на вопросы взрослого. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 34
№6. Потешки про петушка Развивать слуховое восприятие, интерес и желание слушать поэтическую речь, понимать ее основной смысл; привлекать к заучиванию небольшого стихотворения наизусть; приучать внимательно рассматривать иллюстрации. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 35
№7. Сказка В. Степанова «Домик для воробья» Вырабатывать умение слушать чтение художественного произведения вместе с группой детей, понимать основной смысл; развивать эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в беседе. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 37
№8. Рассказы В. Бианки «Белкина сушильня», Г. Скребицкого, В. Чаплиной «Как белочка зимует» Вырабатывать умение внимательно слушать чтение художественного произведения, понимать основной смысл; развивать эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в беседе. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 39
Ноябрь
№9. Сказка С. Маршака «Усатый - полосатый» Развивать интерес к чтению книг; совершенствовать слуховое восприятие, эмоциональную отзывчивость; вызывать желание участвовать вместе с другими детьми в некоторых игровых действиях. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 40
№10. Русская народная сказка «Маша и медведь» (в обр. М. Булатова)Вырабатывать умение слушать рассказывание воспитателя вместе с группой сверстников; развивать интерес к сказкам, эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в беседе, отвечая на простые вопросы. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 42
№11. Украинская народная сказка «Рукавичка» (в пер. Е. Благиной) Развивать интерес к чтению книг, способность воспринимать текст на слух; вызывать желание принимать на себе роль одного из персонажей, участвовать в ролевой игре по сказке. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 43
№12. Сказка М. Пляцковского «Ежик, которого можно погладить» Вызывать интерес к чтению книг, эмоциональный отклик на прочитанное произведение. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 44
Декабрь
№13. Колыбельные Развивать слуховое восприятие, эмоциональную отзывчивость, интерес к поэтическому слову; создавать игровую ситуацию, которую в дальнейшем дети смогут перенести в самостоятельные сюжетно-ролевые игры. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 45
№14. Рассказ Л. Воронковой «Снег идет» Развивать слуховое восприятие, умение внимательно слушать описательный текст, понимать общий смысл, вызывать желание отвечать на вопросы; соотносить содержание произведения с личным опытом детей. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 48
№15. Стихи про птиц Развивать слуховое внимание, интерес к поэтическому слову; через литературные произведения обогащать представления о жизни птиц зимой; обогащать словарь. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 49
№16. Новогодние стихи Учить следить за развитием действия в коротких произведениях; соотносить содержание произведений с личным опытом. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 52
№17. Стихотворение Э. Мошковской «Жадина» Развивать интерес к чтению книг, слуховое восприятие, эмоциональный отклик; накапливать опыт передачи содержания произведения жестами и действиями; воспитывать отрицательное отношение к жадности. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 54
Январь
№18. Народные песенки и потешки про кота и кошечку Формировать интерес к поэтическому слову, умение внимательно рассматривать иллюстрации к тексту, соотносить их содержание с услышанным; развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать жестами действия персонажей. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 56
№19. Белый медведь (рассказы Е. Чарушина и С. Сахарнова) Развивать интерес к чтению, внимание и сосредоточенность при слушании описательного природоведческого рассказа, понимание его общего смысла с опорой на иллюстрацию. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 58
Февраль
№20.Сказка С. Козлова «Львенок и Черепаха» Создавать условия для литературных персонажей, повторной встречи с ними через просмотр мультфильма; развивать эмоциональную отзывчивость, желание принимать участие в общих имитационных действиях, подпевании. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 59
№21. Сказка В. Сутеева «Кот - рыболов» Формировать интерес к чтению книг, внимание и сосредоточенность при слушании, понимание общего смысла произведения (с опорой на иллюстрации); развивать желание отвечать на вопросы, высказываться. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 61
№22. Сказка В. Сутеева «Разные колеса» Развивать интерес к чтению, умение внимательно слушать, понимать общий смысл; дать представление о прялке, колодце, мельнице; обогащать словарь новыми словами. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 62
Март
№23. Сказка К. Чуковского «Муха-цокотуха» Развивать слуховое и зрительное восприятие, интерес и желание слушать чтение, эмоционально откликаться на события, происходящие в книге, отвечать на вопросы; ввести в словарь новые слова: самовар, трусливый, храбрый, злодей, победить. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 63
№24. русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (в обр. А. Толстого)Развивать слуховое и зрительное восприятие, эмоциональный отклик на события сказки; вызывать интерес к чтению книг, желание отвечать на вопросы, высказываться. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 64
№25. Солнышко, покажись (народные песенки и потешки) Развивать интерес детей к жанру фольклора, эмоциональный отклик, желание принимать участие в беседе; приучать внимательно рассматривать иллюстрации, соотнося текст потешки с рисунком, замечая мелкие детали, рассуждая по поводу увиденного. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 66
№26. Сказка К. Чуковского «Мойдодыр» Развивать интерес к книге, чтению; эмоциональную отзывчивость на литературное произведение, умение внимательно слушать чтение взрослого, желание высказываться по смыслу прочитанного; приучать рассматривать иллюстрации, соотнося их с текстом произведения. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 68
№27. Встречаем птиц Развивать слуховое внимание, понимание общего смысла стихотворений; обогащать представления о жизни птиц. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 70
Апрель
№28. Сказка М. Пляцковского «Как две лисы нору делили» Развивать эмоциональную отзывчивость; следить за развитием действия, передавать словами, жестами общий сюжет, отвечать на вопросы. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 72
№29. Рассказ Е. Чарушина «Воробей» Развивать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; уметь соотносить прочитанное с личным опытом, рассказать об этом. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 74
№30. Рассказы В. Чарушина о животных Учить внимательно слушать прозаические тексты, соотносить словесное описание с иллюстрациями, выражать свои впечатления; подводить к отгадыванию загадок по словесному описанию. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 75
№31. Дождик, дождик, посильней, будет травка зеленей Развивать способность слушать поэтические произведения, эмоционально реагировать на их содержание; создавать условия для различных импровизаций по прочитанным песенкам и потешкам. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 77
№32. Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» Развивать интерес к сказке, умение слушать, понимать основное содержание, включаться в общую беседу, отвечая на взрослого; учить менять интонации и тембр голоса, произнося текст от лица разных персонажей. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 80
№33. Стихотворение С. Маршака «Хороший день» Учить внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать его смысл, следить за развитием сюжета; соотносить содержание с личным опытом, рассказать об этом. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 82
Комплексно-тематическое планирование
2016-2017 учебный год
ООД (вид деятельности ) Чтение художественной литературы
Возрастная группа 2 младшая группа №1
Часть программы: Вариативная V
Инвариативная _
Подготовила: Лихота Е.В.
УМК:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС.
2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС.
3. Полная С. Томилова , Издательство : АСТ , Серия: Планета детства , Год выпуска: 2015;
4. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. В соответствии с ФГОС ДО, ; Год выпуска: 2014.
Дата | Организованная образовательная деятельность | Темы в соответствии с Комплексно-тематическим планированием |
|||
Месяц | Неделя | Тема ООД | Программная цель | Дополнительное методическое обеспечение |
|
Сентябрь | №1 ОС «Осень» А. К. Бальмонт | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова ; иллюстрации по теме осень | Работа по проекту « Осень - чудная пора » |
||
№2 ОС «Осень наступила» А. Плещеев | Создавать у детей радостное настроение в процессе чтения стихотворения, учить называть признаки времен года, сравнивать приметы осени и лета, воспитывать любовь к прекрасному, радоваться очарованию природы | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова ; иллюстрации по теме осень | Работа по проекту « Осень - чудная пора » |
||
№3 ОС «В гостях у сказки» - театр | Вызывать у детей эмоциональный отклик на показ сказки. Воспитывать чувство сопереживания героям. Развивать интонационную выразительность. Учить договаривать предложения вместе с воспитателем. | Интернет-ресурсы, перчаточные куклы, ширма. | «Мой детский сад» |
||
№4 ОС «Айболит» - театр | Сопереживать с героями сказки в процессе просмотра театрализации стихотворения, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу. | Чуковский К.И, Куклы би-ба-бо, ширма | «Профессии. День дошкольного работника» |
||
Октябрь | №1 ОС «Козленок» А.Барто – заучивание стихотворения | Заучивание стихотворения А.Барто. Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Игра-импровизация по тексту стихотворения. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Домашние животные» |
|
№2 ОС «Ёж»- чтение рассказа Л.Н. Толстого | Внимательно слушать новый рассказ, учить связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас. Учить отгадывать загадки. | Толстой А.Н. Иллюстрации по содержанию произведения | «Музыка» |
||
№3 ОС «Мойдодыр» - чтение | Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия; предоставлять детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы; закреплять знания о необходимости чистоты, о предметах гигиены. | Чуковский К.И. | «Я - человек» |
||
№4 ОС «Ежик» а – чтение и заучивание | Учить детей слушать стихотворение, понимать сюжет, отвечать на вопросы; развивать умение слушать пояснения воспитателя; способствовать запоминанию стихотворного текста; развивать интерес к объектам природы, любовь к ним; воспитывать любовь к художественной литературе. | Б.Заходер | «Дикие животные» |
||
Ноябрь | №1 ОС «Как мы в зоосад приехали» Б.Житков - чтение | Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Познакомить детей с правилами движения машин на дороге, внимательно слушать новое произведение. Воспитывать вежливое, культурное поведение в общественном виде транспорта. | Б.Житков | «Транспорт» |
|
№2 ОС «Урок дружбы» - чтение рассказа М.Пляцковского. | Учить использовать в речи простое распространенное предложение; умения устанавливать порядок событий в тексте, мысленно представлять события и героев; формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу. | Книга с рассказом М.Пляцковского «Урок дружбы, иллюстрации по содержанию произедения. | «Я – хороший, ты – хороший. Как себя вести? Учимся дружить» |
||
№3 ОС «Как лечили петуха» - чтение сказки А. Крылова | Сопереживать с героями сказки в процессе чтения сказки, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу. | О.С. Ушакова | «Растем здоровыми и крепкими» |
||
№4 ОС «У бабки была внучка» - Пересказ Толстой Л.Н. | Формировать умение пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; Поощрять использование авторских слов и словосочетаний; Развивать умение называть местоположение внучки (за окном, под столом…) Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его. | Толстой Л.Н. | «Моя семья. День матери» |
||
Декабрь | №1 ОС «Мальчик – пальчик» - заучивание | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида предмета. Воспитывать желание общаться спокойно без крика, не перебивая друг друга. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Я и мое тело, что я знаю о себе?»» |
|
№2 ОС - «Снегурушка и лиса» Рассказывание РНС Рассматривание иллюстраций | Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, объясняя их содержание. Познакомить детей с новой РНС, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитании Снегурушки. Воспитывать коммуникативные умения детей (ответы хором, индивидуально), умение слушать друг друга. Обогащать речь сказочной лексикой. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова, Иллюстрации к сказке | «Зима» |
||
№3 ОС - «Заюшкина избушка» - Рассказывание РНС Инсценирование отрывков | Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказки, используя метод моделирования. Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь. | Книга с иллюстрациями, мнемотаблица, перчаточные куклы | «Мой дом» |
||
№4 ОС «Елка» - Чтение К.Чуковский | Вызвать радость от предстоящего праздника, активизировать в речи существительные, глаголы. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | «Новый год» |
|||
№5 ОС «Наша ёлка»- Заучивание Е. Ильина Рассказывание из личного опыта | Формировать умение выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях. Развивать умение при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Иллюстрации, сюжетные картины празднования Нового года | «Новый год» |
||
Январь | КАНИКУЛЫ | ||||
№2 ОС Малые фольклорные формы: «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи..» | Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем. Фомировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Русское народное творчество» |
||
№3 ОС «Гуси-лебеди» Чтение РНС | Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Продолжать обогащать речь сказочной лексикой. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. | Книга с иллюстрациями, настольный театр | «Мальчики и девочки» |
||
№4 ОС - «Где мой пальчик?»; - Н. Саконская заучивание; Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша» | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Развивать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил. Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Одежда» |
||
Февраль | №1 ОС «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак - чтение | Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Я в обществе» |
|
№2 ОС «Рукавичка» Чтение УНС | Используя метод моделирования, продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Предоставить детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде». Упражнять в завершении предложений, начатых педагогом. Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки. | Книга с иллюстрациями, мнемотаблица | «Масленица» |
||
№3 ОС «В нашей армии» А. Ошнурова - заучивание | Учить передавать настроение произведения, отношения автора к описываемым событиям. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство гордости за своего папу. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Наши папы железнодорожники» |
||
№4 ОС - «Волк и семеро козлят» Рассказывание РНС | Формировать умение пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; Побуждать дошкольников рассказывать понравившиеся отрывки выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Упражнять детей в чётком произношении слов. Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова, мнемотаблица | «Мой дом» |
||
Март | №1 ОС «Все она» чтение стихотворения И.Косякова | Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать диалогическую речь малышей, пополнить словарный запас глаголами, воспитывать уважительное отношение к маме. Д/У «Очень мамочку люблю, потому что…» | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Наши мамы лучше всех» |
|
№2 ОС «Что такое хорошо и что такое плохо?» - Чтение В.Маяковский | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки. | В.Маяковский | «Мы помощники» |
||
№3 ОС «Два жадных медвежонка» - Рассказывание | Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. (стало много медведей, зайцев, лис…). . Воспитывать желание делиться с товарищем. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Посуда» |
||
№4 ОС «Таня знала буквы» - пересказ Л. Толстой | Развивать умение выразительно пересказывать, используя слова и речевые обороты текста. Формировать умение образовывать форму мн. числа глаголов (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают… Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Книжкина неделя» |
||
№5 ОС «Лиса и заяц» - Чтение РНС | Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. Воспитывать умение слушать друг друга. | Иллюстрации, текст сказки | «Неделя безопасности» |
||
Апрель | №1 ОС «Пришла весна» - Чтение Л.Н. Толстой | Развивать умение слушать внимательно литературный текст, отвечать на вопросы педагога, используя авторские выразительные средства. Продолжать формировать умение подбирать слова с противоположным значением. Продолжать воспитывать привычку сообща трудиться, договариваться и помогать друг другу. | Л.Н. Толстой, сюжетные картины, иллюстрации | «Весна - красна» |
|
№2 ОС «Уж тает снег, бегут ручьи» - чтение стихотворения А.Плещеева | Отметить появление первых луж и ручейков. Учить сопоставлять свои впечатления с содержанием произведения художественной литературы. Обогащать представления об изменениях в природе, связанных с приходом весны, потеплением. Воспитывать радость от наступления весны. | Рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных картин. | «День космонавтики» |
||
№3 ОС «Петушки» - Заучивание В. Берестов | Формировать умение интонационно выразительно рассказывать стихотворение наизусть. Вводить в активный словарь существительные, обозначающие зимние явления природы, зимующих птиц и части их тела (Что это? - Это крыло, клюв, ноги… Кто это? - Это голубь, ворона, синица… Воспитывать заботливое отношение к птицам, учить помогать им). | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова , иллюстрации | «Природа нашего края» |
||
№4 ОС «Детки в клетке» С.Я.Маршак | Поощрять желание детей слушать стихотворный текст, повторять его вместе с воспитателем. Развивать слуховое внимание, связную речь, зрительную память. Воспитывать интерес и желание участвовать в совместной деятельности. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Птицы и животные нашего края» |
||
Май | №1 ОС «Кошкин дом» С.Я.Маршак | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Комнатные растения» |
|
№2 ОС Ознакомление с малыми фольклорными формами. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко» | Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Формировать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-вёдрышко». Помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Цветы» |
||
№3 ОС Рассказывание К. Чуковского «Муха-Цокотуха» | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | К. Чуковский книга с иллюстрациями «Муха-Цокотуха» | «Насекомые» |
||
№4 «Любимый город» - Чтение рассказа Р.А. Первутинский; Беседа «Наш город». | Учить внимательно слушать новый рассказ, связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас, воспитывать чувство любви и гордости за родной город, желание больше узнать о его достопримечательностях. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Мой город Северобайкальск» |
Использование художественной литературы на занятиях в детском саду - мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.
Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет
У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление
Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.
В.А. Сухомлинский
Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:
- вырабатывание полного представления о мире;
- развитие навыков разговорной речи;
- продолжение знакомства с художественным словом;
- развитие способности конструировать ответы на вопросы;
- развитие восприятия художественных образов;
- приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
- развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.
Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир
Задачами проведения конкретного занятия могут быть:
- ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;
- пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;
- формирование навыка выразительного чтения, интонации;
- расширение знаний об окружающем мире (например, знакомство с профессиями во время изучения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»).
Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы
Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:
- художественное слово - чтение текста;
- рассказ воспитателя - тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
- заучивание наизусть;
- индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
- соединение двух видов искусств - просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
- инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
- дидактические игры.
Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.
Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению
Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
- Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
- Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
- Подбор иллюстраций к книге.
Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:
- смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
- чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
- включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) - это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
- использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например - «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» - и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.
Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»
Задачи занятия - познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.
Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями
Занятие можно составить следующим образом:
- Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
- Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
- Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
- Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
- Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол - столик, чашка - чашечка»).
- Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.
Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.
Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал
При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.
Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)
Месяц | Тема | На что направлены занятия |
---|---|---|
Сентябрь | Стихотворение «Приставалка» Саши Чёрного |
|
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» |
|
|
Русская народная сказка «Три медведя» |
|
|
Октябрь | Чтение русской народной сказки «Колобок» |
|
Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» |
|
|
Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень» |
|
|
Ноябрь | Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок» |
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
|
|
Чтение стихов о маме |
|
|
Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр» |
|
|
Декабрь | Русская народная сказка «Маша и медведь» |
|
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» |
|
|
Русская народная сказка «Лиса и волк» |
|
|
Январь | Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» | Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада. |
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» |
|
|
Е. Чарушин рассказ «Волчишко» |
|
|
Февраль | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» |
|
З. Александрова стихотворение «Мой мишка» |
|
|
Русская народная сказка «Рукавичка» |
|
|
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» |
|
|
Март | Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама» |
|
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» |
|
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
|
|
Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже» |
|
|
Апрель | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
|
К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок» |
|
|
Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца» |
|
|
Май | Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца |
|
В. В. Маяковский «Что такое хорошо - что такое плохо?» |
|
|
С. Маршак стихотворение «Детки в клетки» |
|
В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.
Таблица: примеры конспектов НОД во второй младшей группе по художественной литературе
Автор и название конспекта | Описание материала |
---|---|
Татьяна Осипова. «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Конспект по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» (направлен на общее художественное развитие детей, также служит иным воспитательным целям). |
Ксения Яковлева. «Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | Конспект поможет в планировании занятия по чтению сказки, цель которого - вызвать в детях любовь к животным, научить сопереживать им. |
Ольга Янцен. «Чтение сказки «Колобок» | Конспект направлен на развитие разговорной речи у детей второй младшей группы. |
Галина Кочулова. Интегрированное занятие во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Теремок» | Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации («Ладошки»). |
Видео: чтение стихов Агнии Барто на занятиях во второй младшей группе
Чтение книг учит малышей бережно относиться к природе, любить родину, способствует формированию образного мышления. Тщательно подготовленное занятие по чтению художественной литературы во второй младшей группе ДОУ гарантирует успех его проведения и хорошее усвоение материала детьми.