Нравственная проблема в произведении старший сын. Краткий анализ: Вампилов, «Старший сын

1)Укажите, что отражает заголовок в рассказе Чехова "Ионыч" :тему или основную мысль. Какой заголовок вы могли бы предложить автору?

2)Подберите 2-3 пословицы(или крылатые слова), которые соответствовали бы основной мысли текста.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ВАРИАНТ 4. В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас о

б..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубровка Берёзовка. Тут всё ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять зад..ваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..)когда селом правил барин Орлов. С возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает. Я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. Я обн..ружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уд..лось док..паться. Иногда (не) надо много усилий, что (бы) док..пат..ся до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий. (По В.Пескову.) ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. 1. Озаглавьте текст. 2. Докажите, что это текст. 3. Тема текста. 4. Основная мысль текста. 5. Стиль текста (докажите своё мнение). 6. Тип текста (докажите своё мнение). 7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 8. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям. 9. Произведите фонетический разбор слова конечно. 10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях. 11. Выпишите из текста 2-3 примера слов, соответствующих схемам: 12. Произведите морфологический разбор слова Орлово. 13. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3. 14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор. 15. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их. 16. Выпишите из текста предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: запятая между однородными членами предложения; обособление обстоятельств.

ПОЖАЛУЙТА ПОМОГИТЕ,СРОЧНО НАДО ЭТО СДЕЛАТЬ!! Укажите его тему и основную мысль.Определите стиль

речи текста(докажите своё мнение).Определите,в каких предложениях для связи придаточного с главными употреблены союзы,в каких союзные слова.

Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства - души ваших детей. Имя ему - ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам. Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.

Тема текста и основная мысль

Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда говорит: «Гордость? да?» - и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве.

Пьеса "Старший сын" (1967, впервые опубликована в альманахе "Ангара", 1968-й г., № 2) стала одним из самых известных произведений советской драматургии, по ней режиссёром В. Мельниковым был снят замечательный фильм, в котором блистали Евгений Леонов (Сарафанов) и Николай Караченцов (Бусыгин). В истории "неудачника по жизни" Андрея Григорьевича Сарафанова Вампилов находит высокий смысл, потому что этот человек прожил жизнь честно, стараясь всегда жить по совести, и его душевная чистота и незащищённость привлекают к нему совсем посторонних людей, таких, как достаточно жёсткий и прагматичный молодой человек Владимир Бусыгин, понимающий, что "этот папаша - святой человек".

Сюжет комедии хорошо известен, поэтому необходимо остановиться на характерах героев, которые и определяют основной конфликт и сюжет произведения. В центре пьесы - два персонажа: Сарафанов и Бусыгин. Это люди, которых объединяет непостижимое родство душ, они по-настоящему способны понять друг друга, несмотря на разницу в возрасте. Притягательность душевной чистоты Андрея Григорьевича Сарафанова настолько велика, что противостоять ей практически невозможно, и так происходит потому, что герой не притворяется, не играет, он на самом дате любит всех людей, он открыто и доверчиво смотрит в мир, и иронически-грустное "блаженный" (так обращалась к нему в письмах его бывшая жена, мать его детей, оставившая его ради "серьёзного человека") точнее всего характеризует этого человека. Да, в обычной жизни такие люди вызывают удивление, раздражение, недоверие, они слишком сильно контрастируют с тем, как "нужно уметь жить", но почему же тогда от него не могут уйти дети - и свои, и чужие? "Нет-нет, меня не назовешь неудачником. У меня замечательные дети..." - говорит Сарафанов после того, как жених его дочери, которому "всё равно", чем занимается отец его невесты, невольно "разоблачает" уволенного из оркестра кларнетиста, семья которого и он сам делают вид, что он по-прежнему играет в оркестре... Точно так же ничего не может изменить в его отношении к "старшему сыну" и "разоблачение" Сильвы, Сарафанов не в состоянии поверить, что ставший ему родным человеком Бусыгин - ему не сын.

Может показаться, что определяющим в отношении Бусыгина к Сарафанову является то, что ему очень нравится Нина (кстати, в первом варианте пьесы любовная линия имела намного большее значение, чем в окончательном), но это не так Главным для героя становится именно Сарафанов, который живёт так, как жить "не принято", но сохраняет при этом душевную чистоту, и это остро ощущает "безотцовщина" Владимир Бусыгин, обычный, в общем-то молодой человек, вдруг столкнувшийся с необъяснимым для себя состоянием: есть люди, которых нельзя бросать, потому что они тебя любят. "Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…" - говорит Сарафанов, и Бусыгин его понимает. Он многое понял за эти сутки, и произошло это благодаря неудачнику-музыканту, обладающему великим даром любви к людям и щедро отдающим им эту любовь…

Биография А. Вампилова

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.

Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.

Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.

Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась «Стечение обстоятельств». Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним - А. Санин. В 1962 году редакция «Советской молодежи» решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

В 1964 году Вампилов покидает «Советскую молодежь» и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами. Через год после этого Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу «Прощание в июне». Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь зимой 1965 года произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым.

В 1966 году Вампилов вступил в Союз писателей. Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году - «Двадцать минут с ангелом». Затем появились «Прощание в июне», «Случай с метранпажем», «Старший сын» и «Утиная охота» (обе- 1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне». А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес.

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, «Прощание» - Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера «Провинциальных анекдотов» в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: «Ленфильм» подписывает с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг - нелепая гибель.

17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал.

По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.

Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только «Старший сын» шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

Пьеса «Старший сын»

Пьеса А. Вампилова «Старший сын» существует в нескольких вариантах. Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название - «Мир в доме Сарафанова». Вариант пьесы под названием «Женихи» был опубликован отрывками 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье», печатается в 1968 году в альманахе «Ангара». В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где она носит название «Старший сын» и выходит отдельным изданием.

Отметим, что название «Старший сын» наиболее удачное. Для автора главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Кроме того, Володя Бусыгин оправдал взятую на себя роль: помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью, а отец Сарафанов, в свою очередь, обрел в лице Володи опору и понимание.

Сам Вампилов писал: «…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы , обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным ».

Сюжет пьесы «Старший сын» рождается из случайностей, из странного стечения обстоятельств. Как ни в какой другой пьесе Вампилова, в «Старшем сыне» «случайное совпадение» является двигателем сюжета. Случай, пустяк, стечение обстоятельств становятся самыми драматическими моментами в развитии действия этой пьесы. Случайно герои встречаются в кафе, случайно оказываются в предместье, случайно подслушивают разговор Сарафанова с соседом, случайно узнают о взаимоотношениях Васеньки и Макарской, случайно оказываются посвященными в семейную тайну. Бусыгин потом сам признается Нине: «Все вышло совершенно случайно». Бусыгин и Сильва мало знакомы, в кафе они даже не расслышали имён друг друга и по ходу пьесы знакомятся заново, но это не мешает им понимать друг друга буквально с полуслова.

Поэтика пьесы сохраняет основные черты драматургии Вампилова: это, как отмечал О.Ефремов, тяга к острой форме, нестандартной ситуации, незатасканному приему; по мнению В. Розова – водевильное и даже фарсовое начало, стремительно достигающее предельного драматического напряжения; выпуклая бытовая материальность, телесность жизни, острая сюжетная напряженность, как считает Е.Гушанская; соединение философской глубины с ослепительно яркой чисто театральной формой, по мнению А.Симукова.

В «Старшем сыне» анекдот становится жанрообразующим компонентом - происходит своеобразная новеллизация жанра. Именно новеллистическая интрига придает пьесе то, что критика практически единодушно называет «высоким мастерством построения сюжета».

Бесспорно, авантюрная идея знакомства с семьей Сарафановых принадлежит Бусыгину, и Сильва трусливо предупреждает своего приятеля: «Эта ночь закончится в милиции. Я чувствую» . Но идея выдать Бусыгина за старшего сына принадлежит Сильве. Риторическая библейская фигура «страждущего, голодного, холодного» брата, стоящего у порога, обретает черты реального Бусыгина. Бусыгин не сразу принимает на себя предложенную ему роль, он колеблется. Герои как бы меняются местами: теперь Сильва готов остаться, а Бусыгин спешит уйти. Однако, трусость Сильвы и Бусыгина имеет разные корни: если первым руководит страх перед милицией, то вторым – страх перед совестью.

Наивность, чистота, доверчивость, «сарафанность» отца, трезвый скептицизм и недоверчивость Нины, перерастающие в откровенную симпатию к мнимому брату, восторженность Васеньки, обаяние и интеллигентность самого Бусыгина, напористая нагловатость Сильвы уплотняют, материализуют образ старшего сына. Семья оказалась перед ситуацией, когда он – старший сын – должен был появиться и он появился.

Параллельно материализуется и образ еще одного «старшего сына» – мужа Нины, курсанта и будущего офицера Кудимова. Он создается в основном Ниной и ревниво корректируется Бусыгиным. О Кудимове, еще до его появления на сцене, мы знаем практически все. Бусыгин находится в несравненно более выигрышном положении: о нем никто ничего не знает и он сообщает о себе то, что хочет сообщить. Уже в оценке Нины Кудимов предстает как человек достаточно ограниченный. Появление героя только подтверждает это.

Сцена появления Кудимова (второе действие, картина вторая) - зеркальное отражение другой сцены - появления Бусыгина и Сильвы в доме Сарафановых (первое действие, вторая картина): знакомство, предложение выпить, претензии на сыновство («А где папаша?» – спрашивает Кудимов).

Столкновение Бусыгина и Кудимова – своеобразный поединок, поводом для которого становится Нина. Но за этим поводом скрыты и другие причины, которые кроются в принадлежности этих людей к разным сферам человеческой жизни и к разному пониманию ими самой жизни.

Как заклинание непрерывно повторяемые слова Нины, обращенные к Кудимову, «не беда, если сегодня ты даже опоздаешь», «сегодня ты немного задержишься», «просто так, задержишься и всё», «сегодня ты опоздаешь, Я так хочу», «нет, ты останешься», - не просто «каприз», как считает Кудимов, а последняя попытка очеловечить своего жениха, который готов в семейный быт привнести дух казармы и дисциплины.

Нина говорит о Кудимове: «Допустим, он звезд с неба не хватает, ну и что? Я считаю, это даже к лучшему. Мне Цицерона не надо, мне мужа надо». Отличник боевой и политической подготовки Кудимов сейчас, в будущем он способен «знаков тьму отличья» нахватать, так как никогда не опаздывает и не делает того, в чем не видит смысла. Удерживая Кудимова, Нина удерживает себя от любви к Бусыгину. У Нины нет возможности выбирать, но в конечном счете и она делает свой выбор: «Никуда я не уеду».

Если фразой Бусыгина «брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» старший брат начинает входить в семью Сарафановых, то с реплики Нины, обращенной Кудимову: «Да хватит тебе! Так можно вспоминать до самой смерти!» - начинается обратный процесс.

Образ похорон начинает незримо витать над семьей Сарафановых: хоронит свои мечты о призвании композитора сам глава семьи («Серьезного музыканта из меня не получится, И я должен в этом сознаться» ); расстается со своими надеждами Нина («Да. Иди. А то, чего доброго, и в самом деле опоздаешь» ), устраивает погребальный костер Васенька, сжигая ковер Макарской и штаны своего соперника. Но смерть амбивалентна: возрождается для семьи Сарафанов, обретает новую любовь Нина, вспыхивает интерес Макарской к Васеньке.

Образ похорон «какого-то шофера» - символ прерванного пути как жизненного, так и профессионального - в пьесе неоднозначен. Уходит курсант летного училища Кудимов, «исчезает» Севостьянов. Последняя попытка Сильвы, которого уже не устраивает второстепенная роль, насолить удачливому сопернику и разоблачить самозванца запоздала и безуспешна: физическое родство перестает быть определяющим и значимым и уступает место родству настоящему – духовному: «Ты - настоящий Сарафанов! Мой сын. И притом любимый сын». Кроме того, сам Бусыгин признается: «Я рад, что попал к Вам… Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын».

Рассудительная и серьезная Нина, готовая повторить поступок матери и уехать с «серьезным человеком», в финале пьесы понимает, что она «папина дочка. Мы все в папу. У нас один характер» . Они, Сарафановы, – чудные люди, блаженные.

Еще А. Демидов назвал комедию «Старший сын» «своеобразной философской притчей» .

Начатая как бытовой анекдот, пьеса постепенно перерастает в драматическую историю, за которой угадываются мотивы библейской притчи о блудном сыне.

При этом известная библейская притча претерпевает определённую трансформацию: блудный «сын» возвращается в дом, из которого никогда не уходил; «блудные» дети Сарафанова возвращаются в дом, из которого так и не ушли. Они остаются в Доме, чтобы восстановить его.

Эта пьеса - своеобразная философская притча о родстве душ и обретении родного крова. В семье Сарафановых появляется новый человек, представившийся «старшим сыном» главы семейства. В круговерти семейных неурядиц и проблем Бусыгин действительно начинает чувствовать себя родным в доме Сарафановых и ответственным за их жизнь.

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем (доверие, взаимопонимание, доброта и ответственност). А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. В пьесе показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи. И Бусыгин возродил семью.

Литература

  1. Вампилов А.В. Старший сын. – М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2006. – С. 6 – 99.
  2. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. – Л.: Сов. Писатель. Ленингр. отд-ние, 1990. – 320с.
  3. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба. – Иркутск, 2000. – С. 111-116.
  4. О Вампилове: Воспоминания и размышления // Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981. - С. 612-613.
  5. Русская литература XX – начала XXI века: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2. 1950 – 2000-е годы / (Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, М.В. Яковлев и др.); под ред. Л.П. Кременцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.452 – 460.
  6. Сушков Б.Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Сов. Россия, 1989. – 168с.

Вторая пьеса Вампилова «Старший сын» (1967) в какой-то мере продолжает идеи, заложенные в «Прощании в июне». На-чавшись с безответственного вранья, с почти водевильной си-туации, пьеса обретает подлинный драматизм, разрешаемый только в последней сцене. Вампилов завязывает интригу эксцен-трической выходкой, но все действие в дальнейшем развивается в соответствии с логикой характеров. Оказывается (примени-тельно к вампиловской драматургии очень часто приходится прибегать к слову «оказывается», так как многое развивается вопреки стереотипам), что не все в жизни подчинено простым нравственным правилам, что жизнь неизмеримо сложнее, зако-выристее; необходимо, чтобы нравственный постулат еще оду-хотворялся чувством. Все знают: врать — это плохо, но иногда вранье оказывается гуманнее правды.

Действие динамично развивается, двигаясь от бусыгинского тезиса «У людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочув-ствуют» — к убеждению Сарафанова «Все люди братья». Понача-лу кажется, что Бусыгин прав: ведь никто не хотел пустить мо-лодых людей погреться, когда они говорили, что опоздали на последнюю электричку. Но вот Сильва, осененный случайно бро-шенной Бусыгиным фразой, начинает игру. Бусыгин, привык-ший не придавать никакого значения расхожим лозунгам, гово-рит Васеньке: «Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слы-шал». Конечно, как не слышать, если эти слова повторяются постоянно и истерты до такой степени, что смысл исчез, оста-лась одна оболочка. Ерничая, Бусыгин пытается восстановить содержание, реализовать то, что превратилось в метафору: «Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» Вот за сло-во «брат», имеющее общее значение, и ухватывается Сильва, придавая ему конкретный смысл родственных отношений. Бу-сыгин включается в игру — обман поневоле. Он рассчитывает немного погреться и уйти. Но пружина уже отпущена, и собы-тия раскручиваются помимо логики.

Бусыгин не ожидал, что взрослый, уже пожилой человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открыто-стью примет его — своего старшего сына. Росший без отца Бусы-гин, может быть, впервые ощутил любовь к себе, материализо-вавшуюся в слово «сынок». Этот момент становится определяю-щим. Володю Бусыгина необъяснимо волнует все, что происхо-дит в семье Сарафановых. Он, так безответственно солгавший, ощущает свою ответственность за Васеньку, который не хочет любить «кого полагается», а влюблен в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Бусыгин хочет обе-речь Нину от брака с «положительным во всех отношениях» Кудимовым. Он, чужой человек, пытается сплотить эту стран-ную семью, в которой все ссорятся друг с другом, но в сущно-сти любят друг друга — безумно, как-то вывороченно. Бусыгин не просто «входит в роль» старшего сына, он чувствует себя им. Потому трижды порываясь уйти, прекратить затянувшийся спек-такль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью. Когда наконец раскрывается, что все — выдумка, вра-нье, и никакой он не сын, это уже не имеет значения. Сам Бу-сыгин повзрослел, переродился, он не сможет отмахнуться от забот о людях, которые приняли его как родного.

Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Он гово-рил о толстокожести, а сам оказался не способен на жестокость. Как Сарафанов, он отзывчив и добр и тоже похож на «блажен-ного», взваливая на себя проблемы чужих людей. Бывшая жена Сарафанова называла мужа «блаженным» за открытость, неуме-ние постоять за себя, приспособиться. Но интересно, что не с ней — серьезной, знающей всему цену — остались дети, а с «бла-женным» отцом, ибо он мог дать то, что не купишь и ничем не заменишь — любовь. Сарафанов говорит: «То, что случилось, — все это ничего не меняет… Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. Вы мои дети, потому что я люблю вас. …Я вас люблю, а это самое главное». Если вдуматься, какая глубокая христианская мысль: «вы мои дети, потому что я люблю вас», а не «я люблю вас, потому что вы мои дети». В свете этого особой духовностью наполняется название сарафановской оратории «Все люди братья». Любовь открывает ложность посылки Бусыгина о толстокожести людей, утверждает истинность другого тезиса — об их братстве.

Вампилов разрушает стереотипы вроде «лучше горькая прав-да, чем сладкая ложь». Еще М. Горьким в пьесе «На дне» была поставлена проблема правды и лжи, решение которой вовсе не так просто, как долгое время толковалось в школьных учебни-ках. Хрестоматийное отрицание необходимости и гуманности утешительных сказок Луки — не совсем верная и уж, конечно, не единственная трактовка пьесы Горького.

У Вампилова идеальный постулат наполняется реальной жизнью. И оказывается, что иногда пороком бывает и безогляд-ная правда. В доме Сарафановых тоже существует вранье: отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое досто-инство. Вот этого и не почувствовал Кудимов — по всем пара-метрам абсолютно положительный человек. Бусыгин дает ему ироническую характеристику, составленную из расхожих пове-денческих норм: «Он большой и добрый. Некрасивый, но обая-тельный. Веселый, внимательный, непринужденный в беседе. Волевой, целеустремленный. Точно знает, что ему в жизни надо. Много на себя не берет, но он хозяин своему слову». Он никогда не опаздывает, знает, что ждет его завтра, всегда говорит толь-ко правду. Он не успокаивается, пока не докажет свою правоту. Все эти качества хороши, но они не одухотворены любовью. Кудимов как хорошо отлаженный механизм, следующий схеме и не способный ни на какие душевные порывы. Он не плохой человек. Просто другой, не вписывающийся в систему вампиловских ценностей, где важнее всего — умение чувствовать дру-гого, любить.

Кудимову близок Сильва. Он тоже почти не врет: ни когда идет в кино с Макарской, ни когда в порыве злости «раскрыва-ет», что Бусыгин вовсе не сын Сарафанова. Сильва не способен любить, может только флиртовать с девушками. Это какой-то опереточный персонаж, выпрыгнувший с легкостью в жизнь. Недаром у него и кличка такая, опереточная. Сильва родственен Кудимову не по внешним поведенческим параметрам, а по глухо-те души, заторможенности чувств.

Пьеса «Старший сын» несла в себе узнаваемые мотивы вре-мени. 1960-е годы с моральным кодексом строителя коммуниз-ма, который должен был заучиваться в школе наизусть, с уже начавшимся раздвоением морали на личную и общественную узнаются и по социальному статусу героев (студент, интелли-гент), и по социальному амплуа (пижон и стиляга), и по драма-тургическому стереотипу (подросток Васенька в духе розовских мальчиков, бунтующих против лжи взрослых). Вампилов уловил существенные тенденции времени, показал характер углубляю-щихся противоречий. Материал с сайта

Трудно определить жанр пьесы Вампилова, хотя и называет-ся она комедией. Начинаясь с водевильной интриги, «Старший сын» продолжается как бытовая драма, заканчиваясь как мело-драма или лирическая комедия. Спаянность разных элементов отражает неоднородную природу самой жизни, ее «разножанровость». Интересно, что в пьесе с удивительной точностью со-блюден закон поэтики классицизма о трех единствах в драме — места (дом Сарафановых), времени (одни сутки), действия (раз-витие одной сюжетной линии). Как в классицистической коме-дии герой делает три попытки выхода из им же созданной си-туации. Но каждая проваливается из-за парадоксальной реакции действующих лиц и самого героя. Характерна и еще одна черта, наблюдаемая в комедиях классицизма, — двойственное сущест-вование героев. Герой выступает в двух ипостасях: как нечто мнимое, кем он притворяется (вспомните пьесы Мольера, Бо-марше), и в своей настоящей сущности. В «Старшем сыне» Бу-сыгин тоже мнимый сын. Но в отличие от пьес классицизма, где мнимое в финале распознавалось и высмеивалось как фальшь и лицемерие, у Вампилова мнимость оказывается сущностью, обо-рачивается истинным родством душ и сердечностью. В финале, когда Сарафанов-старший не хочет верить, что Бусыгин не его сын, герой признается: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». Так игра, притворство обнаруживают глубинную, сокровенную сущность героев.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Цели:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством
драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике
пьесы;

3) составить план характеристики главных
героев.

Оборудование: портрет А.Вампилова,
художественный фильм “Старший сын”.

Методические приемы: частичная
лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов
фильма, их анализ, аналитическая характеристика
героев (метод беседы).

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

– Александр Вампилов – человек, жизнь которого
короткая, но яркая. Драматург, сыгравший
значительную роль в современном театре.

III. Сообщение учащегося о жизненном пути
А.Вампилова.

IV. Слово учителя о творчестве А.Вампилова.

Главной страстью А.Вампилова был театр, а в
литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и
не увидев ни одной своей пьесы на столичной
сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник
рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со
студенческих лет, говорил: “В поэзии Николай
Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии
Александр Вампилов… – кажется, самую душу и самую
надежду почти единовременно потеряла с этими
именами российская литература…”.

Драматургия Александра Вампилова делится на 2
этапа.

Первый этап – педагогический, т.е. автор растет
вместе со своим героем. В этом периоде А.Вампилов
опирается на неисчерпаемые силы молодости
“человек должен ходить по земле гордо и легко”,
следовательно, произведениям присущ оптимизм.

Конфликт имеет двуплановость:

1) молодость отцов с одной стороны;

2) мудрость отцов с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за
несерьезным взглядом на вещи обнаруживается
глубокая форма познания реальной
действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на
внутренних душевных ценностях, поэтому автор
легко и естественно приводит героев к должным
поступкам, отвечающим высшим человеческим
интересам.

Второй этап: новый герой, сопротивляющийся
автору, идеальной обстановке противопоставляет
свою, реальную, в которой нет места бескорыстной
любви к ближнему, добра ради добра.
Следовательно, позиция автора – честный
художник, поэтому основное настроение
произведения – грусть, которая пронизывает все
пьесы II этапа.

V. Просмотр фрагментов художественного
фильма “Старший сын” и аналитическая
характеристика героев пьесы.

Беседа с учащимися:

– Эта комедия светлая и печальная; каковы
отличительные черты жанра пьесы “Старший сын”?

В чем особенность системы характеров пьесы?
(Это драматическое произведение, конфликт между
двумя группами героев: нормальных и ненормальных*).

* Вампилов А.В. Дом окнами в поле –
Иркутск: Восточно-Сибирское книжное
издательство, 1981 – 690 с., с.130.

– Каких героев пьесы вы можете отнести к группе
нормальных и ненормальных? Подтвердите свой
ответ строками из текста.

Аналитическая беседа о каждом герое.

Сарафанов.

– К какой возрастной группе принадлежит этот
герой, почему?

– Как относится к детям? (Просмотр фрагмента,
подтверждение увиденного строками из текста).

– Как принимает известие о существовании
старшего сына?

– Кто этот молодой человек?

– Как относится к своей лжи о том, что он
является сыном?

Почему он не может быть равнодушным к семье
Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему
чужой семьи и с точки зрения нравственности
помогает возродить семью)

– Что общего и в чем разница с Сильвой? (Просмотр
отдельных эпизодов фильма). (У этих героев судьбы
одинаковые, а духовный мир разный).

Нина и Вася.

– Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

– Как они принимают “старшего брата”?

Кудимов, Макарская, Сильва.

– Что можно сказать об этих людях?

– Что их объединяет?

– Что происходит в финале с этими людьми?
Изменились ли они?

Понимание темы, идеи, конфликта.

– Первое название “Предместье” указывает на
место, где происходит действие. Почему автор
изменил название? (Очень важно понимание того,
что происходит в пьесе).

– Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия,
взаимопонимания, доброты, ответственности).

– Какова двуплановость пьесы?

– Как рассматривается в пьесе вопрос о правде?
Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе
М.Горького “На дне”. Зачем герои пьесы “Старший
сын” врут? Есть ли у этого вранья оправдание?
Всегда ли нужна правда?

– Какова тема, идея произведения?

– Как вы думаете, почему так называется пьеса?

– Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете,
могло ли такое случиться в жизни?

– Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в
дальнейшем?

VI. Слово учителя.

– Духовное родство людей оказывается надежней и
крепче формальных отношений. За внешней бравадой
и цинизмом молодых людей обнаруживается
неожиданная для них самих способность к любви,
прощению, состраданию. Так от частной бытовой,
истории пьеса поднимается до общечеловеческих
гуманистических проблем. А парадокс в том, что
люди становятся родными, начинают чувствовать
ответственность друг за друга лишь по счастливой
случайности. Показана нравственная сущность
старшего сына – на его плечах все: надежда,
будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин
чести, нравственной основы “отца”,
следовательно, он возродил семью.

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося
героя.

Написать рецензию на фильм “Старший сын”,
сопоставив его с пьесой А.Вампилова.


Top