Какой исторический период охватывает война и мир. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир

1) «…тоненькая миниатюрная брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшую её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнажённых худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее».

2) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями…»

3) «Высокая красивая дама с огромной косой и очень оголёнными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…»

3 . С кем стрелялся на дуэли Пьер Безухов? а) Николай Ростов; б)Анатоль Курагин; в)Долохов; г) Андрей Болконский.

4. Кто из героев романа мечтает « солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» ?

А) Болконский, б) Тушин, в) Николай Ростов, г) Пьер Безухов

5. В какой момент жизни Андрей Болконский разочаровался в своей мечте о славе и подвигах? а) Во время приезда в имение отца,

Б) После Бородинского сражения
в) После сдачи Москвы
г) После ранения под Аустерлицем

6. Какая семья в романе «Война и мир» живет «умом сердца»? а) Болконские
б) Курагины
в) Безуховы
г) Ростовы

7. Какой общей идее, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»? а)«мысли семейной», б) историческому событию, в) «мысли народной», г) у Л.Н.Толстого не было общей идеи

8. Указать имя критика, который определил особенности психологизма Толстого как «диалектику души». а) Н.А.Добролюбов, б) В.Г.Белинский, в) Д.И.Писарев, г)Н.Г.Чернышевский

9 . Какое изобразительно-выразительное средство является основным в произведении «Война и мир »? а) метафора, б) антитеза, в) гипербола, г) оксюморон

10. С какого эпизода начинается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

а) с описания войны в) с характеристики семьи Ростовых

б) с описания вечера у А. П. Шерер г) с описания Петербурга.

11. Кто из героев романа и о ком говорит : «Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; и, боже мой, чего бы я дал теперь, чтобы не быть женатым!» а) Пьер об Элен, б) Болконский о Наташе Ростовой, в) Болконский о Лизе, г) Пьер о Ростовой

12 . Назвать имение в романе Л. Н.Толстого «Война и мир», которое старый князь Николай Болконский отдал своему сыну Андрею Болконскому еще при жизни. а) Отрадное, б)Лысые Горы, в) Богучарово,

13. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л. Н.Толстого «Война и мир»?

а) эпоха Екатерины II в) эпоха Александра I

б) времена правления Николая II г)эпоха Александра II

14. Вспомните генеалогическое дерево князей Болконских. Кто из русских князей был основателем их рода? а) Рюрик, б) Романов, в)Мономах

10 класс. Тестовая работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

2 вариант

1 . Сколько действующих лиц насчитывается в романе? а) более 350, б) более 550, в) более 140, г) около 500.

2.Соедините имя героя и его внешнее описание:

1) « Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым и умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

2) «… был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами лица».

3) « Массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».

А. Николай Ростов;

Б. Пьер Безухов;

В. Фёдор Долохов;

Г. Андрей Болконский.

3. - Обещай, Андрюша, - сказала (кн. Мария), сунув руку в ридикюль и в нем держа что-то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнения просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что-то». Что это было? а) крест, б) письмо, в) образок, г) портрет отца.

4. Кто и где, и по какому поводу сказал слова : «Вот прекрасная смерть!» а)Ростов о Тушине, Аустерлицкое сражение, б) Наполеон о Болконском, Аустерлицкое сражение, в) Александр 1 о Ростове, Бородино, г) Кутузов о Болконском, Бородино.

5 . Кто и о ком говорит слова: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – это дорога чести»? а) Кутузов о Болконском, б) Коротаев о Пьере, в) Александр 1 о Болконском, г) Александр 1 о Ростове

6. Зачем князь Андрей отправляется на войну 1805 года? а) вынужден подчиниться воле отца, б) мечтает о своем Тулоне, в) считает это своим долгом, г) вынуждают семейные обстоятельства.

7. Кто стремился женить своего сына, «Беспокойного дурака», на богатой княжне? а) старый граф Безухов, б) Князь Николай Болконский, в) Василий Курагин, г) кн.Друбецкая.

8. Какие персонажи романа являются любимыми героями Л. Н. Толстого? а) Николай Ростов, Долохов, Вера б) Элен Безухова, Трубецкой, Наполеон в) Князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова г) Жюли Карагина, Петр Ростов, капитан Тушин

9. Какое сражение является кульминацией романа Л. Н. Толстого «Война и мир» ? а)Шенграбенское сражение, б) Бородинское сражение, в) Аустерлицкое сражение, г) Красненское сражение
10
.Под мелодию какой песни танцевала Наташа Ростова в доме дядюшки после охоты? а)«По улице мостовой…», б) «Я встретил Вас – и все былое», в)«Кармен». г)«Я тебя никогда не забуду…»

11.Кто из перечисленных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» не является истинным патриотом России? а)Пётр Ростов б)капитан Денисов в)Анатоль Курагин г)Андрей Болконский.

12. Временные рамки написания романа-эпопеи: а) 1860-1870, б) 1863-1865, в) 1863-1869, г)1870-1875.

13. К «мудрецам» в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого можно отнести следующий ряд героев: а) Наполеон, Пьер Безухов, Андрей Болконский б) Тушин, Кутузов, Каратаев
в) Кн. Николай Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов г) Сперанский, Наполеон, Каратаев.

14. . Действие романа «Война и мир» начинается в:

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение). - События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). - Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). - Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.)

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Основной приём композиции романа – антитеза. Её полюсы – Наполеон и Кутузов, воплощающие диаметрально противоположные философско-нравственные принципы. Все основные персонажи распределены между этими полюсами.

Антитеза – (от греч., antitesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель переносит действия с одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной сюжетной линией, к событиям, связанных с другой линией; от частных судеб до исторических событий.

Чтобы резче оттенить особенности тех ли иных событий характера, писатель часто прибегает к методу контрастов (антитеза). Это выражено и в самом заглавии романа: война – мир, и в том жизненном материале, которых лёг в основу произведения. Контраст определяет изображения отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, княжна Марья и Жюли Карагина), и исторические явления (Аустерлицкое сражение- Бородинская битва), исторических деятелей (Кутузов - Наполеон).



На принципе антитезы также вводятся в общую структуру произведения и образы двух городов – Москвы и Петербурга. Именно в Москве происходят основные значимые события романа. В этом городе живут любимые и наиболее дорогие Толстому герои: Ростовы, Безухов. Москва представлена в произведении душевным городом, близким, родным. В сложившейся героической ситуации Москва находится как бы на грани между войной и миром: если ее захватит Наполеон, то победит эгоистический произвол, а если отстоит Кутузов, то принцип единства, родового начала.

Петербург же выступает в роли неестественного, чужого города, его можно вынести за пределы "роевого" единства, образуемого жителями Москвы и самим городом. Война не затрагивает Петербург, но даже узнавая страшные новости из Москвы, жители города на Неве не делают никаких попыток помочь людям, оказавшимся в беде, и находятся вне героической ситуации.

Также выделению Петербурга из родового целого способствует один из существующих мифов о его основании – о том, что он построен по прихоти царя, а не по нуждам людей, и стоит на костях. Толстой не симпатизирует этому городу, а соответственно и тем героям, которые по желанию автор оказываются его жителями – постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен

Контрастно сопоставлены в романе и типы человеческих натур – эмоциональные и идеологичные. Так, семья Болконских воплощает собой интеллектуальное и рациональное начало, семья Ростовых – эмоционально-интуитивное.

Само движение сюжета в романе обусловлено принципом «сцеплений» (Л.Н. Толстой), оставляющим впечатление мозаики событий. В произведении несколько сюжетных линий, пятьсот пятьдесят девять персонажей, среди которых есть и реальные исторические лица, и вымышленные герои, и безымённые персонажи («генерал, который приказал»). Обширны художественное время и художественное пространство «Войны и мира». Содержание романа охватывает большой период – с 1805-го по 1820-й год. Из России действие переносится в Пруссию, Австрию, Польшу, из Смоленска – в Москву, из Петербурга – в деревню. Перед нами предстают дворец императора, салон Анны Павловны Шерер, особняк умирающего графа Безухова, имение Ростовых в Отрадном, дом Болконских в Богучарове, крестьянская изба в Филях, поля Аустерлицкого, Шенграбенского и Бородинского сражений, походные палатки солдат.

В центре романа лежит хроника жизни трех дворянских семейств – Ростовых, Болконских и Курагиных. При этом в жизни каждого из семейств есть свои кульминационные события. Так, эпизоды, рисующие увлечение Наташи Анатолем, ее отказ князю Андрею Толстой оценивал как «самое трудное место и узел всего романа». Так же считали и читатели. «Главный интерес книги, как романа, – писал В.Ф. Одоевский, – начинается именно с этой кульминации. И добавлял: «Любопытна развязка». Однако сам автор заметил, что в романе «смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса». Смерть графа Безухова, женитьба Пьера на Элен, неудавшееся сватовство князя Василия – таким образом, важные исходные, но не определяющие сюжетные моменты произведения. При этом личная жизнь героев неразрывно связана с важнейшими историческими событиями эпохи.

Течение частной жизни в романе органически сливается с сюжетом историческим. «Три главных исторических события составляют стержневую линию развития сюжета. Завязка – 1805-й год, начало войны с Наполеоном, период, главными событиями которого являются Аустерлицкое и Шенграбенское сражения. <…> Эти события первого военного этапа предваряют эпопею народной войны 1812 года и служат завязкой дальнейшего развития жизни героев – Андрея Болконского, Николая Ростова, Долохова и других. 1812-й год, Бородинское сражение – кульминационный пункт романа»

Бородинское сражение и оставление Москвы – это целая эпоха в духовном развитии героев, своеобразный фокус, в котором сходятся их судьбы. Именно с этим событием связано формирование у них новых качеств, новых взглядов на мир, общество. Через испытание огнем, страданиями, смертью проведены все главные герои романа. Незадолго до Бородинской битвы умирает старик Болконский, тяжело переживает его смерть княжна Марья. 1812 год многое меняет в жизни Пьера Безухова. Это период восстановления душевной целостности, приобщения его к «общему», утверждения в душе его чувства гармоничности жизни. Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену. Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок. Бородинская битва становится судьбоносной для князя Андрея. В бою он получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет не испытанное им ранее чувство христианской любви, он окончательно преодолевает свое тщеславие, эгоизм, аристократические предрассудки. Он испытывает жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» – все это открывается вдруг князю Андрею. Болконский умирает, и смерть его становится величайшим горем для княжны Марьи и Наташи. Наконец, Бородинская битва становится переломным событием в развитии исторической темы, символизируя победу России.

Развязка романа – победа над Наполеоном, поражение французов и зарождение новых идей в русском обществе. Эти события определяют личные судьбы героев, не заслоняя, однако, у писателя человеческой личности. исторические события показаны у Толстого сквозь призму различных судеб и характеров.

Большую роль в романе играют авторские отступления, в которых раскрываются философские и религиозно-этические взгляды Толстого, его мысли об историческом процессе. Философская проблематика авторских отступлений – это устройство мира и место человека в нем, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, истинные и ложные ценности в жизни. В романе Толстой раскрывает свои взгляды на войну 1812-го года, на ее участников. В основе этих взглядов – исторический фатализм (личность не играет роли в историческом процессе). История, по мнению писателя, представляет собой движение огромных человеческих масс (главным героем романа Толстой считал русский народ, отмечая, что более всего ценил в «Войне и мире» «мысль народную»).

Композиционная роль авторских отступлений различна. Так, в третьей части автор рассуждает о войне 1812-го года как о войне народной, освободительной, и это отступление играет роль своеобразного обобщения художественных глав. Введение публицистических и философских рассуждений автора «расширяет границы повествования и одновременно объединяет в одно органическое целое исторический, философский роман и психологический «очерк нравов».

Стоит отметить, что авторский голос «безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ, он возвышается над героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. Бахтина, роман Толстого «монологический» (в отличие от «полифонического», или «многоголосного», романа Достоевского)»

Таким образом, еще раз отметим художественное своеобразие «Войны и мира». Толстой создал произведение, органично сочетающее черты эпопеи, исторического романа, хроники, очерка нравов, щедро напитав его философской проблематикой и психологическим анализом. Роман не имеет единой интриги, мы видим несколько сюжетных линий, каждая из которых соотнесена с важнейшими историческими событиями эпохи. Жизнь у Толстого представлена во всем многообразии. Все эти художественные свойства сделали роман шедевром мировой литературы.

Творчество Т. знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа 19 в. и литературой 20 в. Реализму Т. свойственны особая откровенность тона, прямота и вследствие этого сокрушит, сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Непосредственная эмоциональная заразительность, умение воссоздать саму "плоть жизни" сочетаются в толстовском творчестве с гибкой и острой мыслью, глубоким, предельно искренним психологическим анализом. Здоровый, полнокровный реализм Т. стремится к сочетанию анализа и синтеза, тяготеет к целостному осмыслению мира, осознанию законов, по которым движется жизнь человека. Не доверяя сложившимся мнениям и предрассудкам, Т. на всё хочет взглянуть заново и по-своему; отбрасывая разные виды литературных штампов, он строит своё искусство лишь на том, что сам видел, понял и угадал. Т. захватывают духовное бытие личности, напряжение ищущей мысли, тревоги совести. Но его реализму свойственны и пластическая лепка характеров, яркая словесная живопись в картинах быта, исторических и жанровых сценах.

Реализм Т., тесно связанный с национальной русской традицией, развивший и закрепивший её, несёт в себе и огромное общечеловеческое содержание. Традиции реализма Т. были восприняты и усвоены молодой советской литературой. Они до сих пор остаются для советских писателей одними из наиболее важных и жизнеспособных традиций классического наследия.

Т. оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма, на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Во Франции Ромен Роллан, Ф. Мориак и Р. Мартен дю Гар, в США Э. Хемингуэй и Т. Вулф, в Англии Дж. Голсуорси и Б. Шоу, в Германии Т. Манн и А. Зегерс, в Швеции А. Стриндберг и А. Лундквист, в Австрии Р. М. Рильке, в Польше Э. Ожешко, Б. Прус, Я. Ивашкевич, в Чехословакии М. Пуйманова, в Китае Лао Шэ, в Японии Токутоми Рока - каждый по-своему испытал на себе влияние творчества Т. Велико было воздействие Т. на культуру Индии и на деятельность М. Ганди. Произведения Т. бесчисленное количество раз экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом. Пьесы Т. многократно ставились на сценах всего мира.

Изучение творчества Т. в отечественном и мировом литературоведении началось ещё при жизни писателя. Существенное значение для изучения Т. имели статьи о нём Г. В. Плеханова, В. Г. Короленко, очерк М. Горького "Лев Толстой" (1919). После Октябрьской революции 1917 интерес к наследию Т. заметно усилился.

Тест по роману Л. Н. Толстого "Война и мир" (1 том) Вариант 1
1) Князь Николай Андреевич, Андрей, Марья, Николенька. Укажите фамилию этой семьи. 6) Сколько родных детей было в семье у графа Ростова?
а) двое б) трое в) четверо г) пятеро
2) В какую историческую эпоху развивается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?
а) эпоха Екатерины II в) эпоха Александра I
б) времена правления Николая II г) эпоха Александра II 7) Чей это портрет? Напишите имя и фамилию героя.
"…массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке".
3) С какого эпизода начинается действие романа?
а) с авторского размышления о войне
б) с описания вечера у фрейлины императрицы
в) с характеристики семьи Ростовых
г) с описания Петербурга 8) Определите кульминацию 1-ого тома романа.
а) Аустерлицкое сражение
б) встреча императоров в Тильзите
в) именины в доме Ростовых
г) совет в Филях
4) Кто из героев романа «Война и мир» впервые предстает перед нами такой:
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые сжимались, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках»? 9) Узнайте героя, напишите его имя и фамилию.
«А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает»,- думал______________.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно-победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату…
5) Чей это портрет? Напишите имя и фамилию героя.
"…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами". 10) В кого была влюблена Наташа Ростова в тот момент, когда автор знакомит читателей с героями произведения?
Напишите имя и фамилию героя.
Тест по роману Л. Н. Толстого "Война и мир" (1 том) Вариант 2
1) Граф Илья Андреевич, Наташа, Николай, Петя…
Укажите фамилию этого семейства. 6) Напишите, как называлось имение Болконских, где жил князь Болконский со своей дочерью?
2) Действие романа «Война и мир» изначально должно было охватывать огромный период русской истории. Какая из дат не связана с задуманным сюжетом?
а) 1807год б) 1825год в) 1856год г) 1863год 7) Напишите, какую цель поставил перед собой князь Василий Курагин, после того как Пьер разбогател.
3) Действие романа «Война и мир» начинается
а) в январе 1812 года
б) в мае 1807 года
в) в июле 1805 года
г) в апреле 1801 года 8) Укажите название сражения, после которого князь Андрей разочаровался в своем кумире – Наполеоне.
а) Шенграбенское в) Бородинское
б) Фридландское г) Аустерлицкое4) Кто такая m-lle Bourienne (мадемуазель Бурьен)?
а) подруга Жюли Карагинойб) племянница Анны Павловны Шерерв) компаньонка Марии Болконской
г) гостья семьи Ростовых 9) Узнайте героя романа «Война и мир» по приметам и напишите имя и фамилию.
Белизна плеч, глянец волос и бриллиантов, неизменяющаяся улыбка, очень открытая грудь и спина…

5) Почему князь Андрей идёт служить в действующую армию (1 том)?
а) так ему представляется офицерский долг
б) из-за стремления к славе
в) из-за стремления защищать Родину
г) по настоянию отца
10) Узнайте героиню и напишите её имя и фамилию.
"Она была так дурна… Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура … ежели приложить голубую ленту к волосам, зачёсанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. … испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и … само лицо оставалось жалко и некрасиво".


Приложенные файлы

«Война и мир» - центральное произведение в творческом наследии Толстого, над которым писатель работал в течение 7 лет. К моменту создания окончательного варианта романа во многом изменились его замысел и характеристики героев: первоначально автор замыслил произведение о вернувшемся после амнистии 1855 года декабристе Петре и его жене Наталье, однако постепенно первоначальный замысел преобразился – расширились границы действия романа во времени и в пространстве, наряду с романным, в произведении толстого ярко выражено эпопейное начало. Авторская задача – понять и осмыслить свою современность через историю.

В основу романа-эпопеи положены события, особо важные для истории народа; переломные, рубежные эпохи, открывающие важные закономерности исторического развития страны. Предметом изображения Толстого явилась сама история, представленная как единый жизненный поток, совмещающий сцены сражений и любовных мечтаний героев, исторических встреч монархов или полководцев и частных радостей и страданий. В этом движении оказываются естественными проявлениями самой жизни и крик новорожденного Николеньки Болконского, и стоны раненых на Бородинском поле, и смех Наташи Ростовой, и слезы Кутузова, узнавшего, что французы ушли наконец из разоренной Москвы. История предстает в романе Толстого живой, движущейся, созидающейся на наших глазах, этот единый жизненный поток органично включает в себя авторские комментарии и размышления, а потому прошлое кажется в романе не отдаленным от нас, а приближенным, современным, многое открывающим в сегодняшней жизни.

Действие романа-эпопеи охватывает значительный временной период и происходит на обширном пространстве, и, как следствие этого, произведение этого жанра особенно велико по объему и сложно по построению. Время действия в произведении Толстого охватывает 15 лет: роман открывается сценой вечера в доме Анны Павловны Шерер в 1805 году и заканчивается изображением частной жизни Пьера Безухова и Наташи Ростовой, Николая Ростова и Марьи Болконской в 1820 году. Огромный исторический и жизненный материал романа составит три основных пласта: 1805-1811 годы – это сложные французско-русские отношения начала 19 века, стремление главных героев к счастью, обретения и потери на этом пути; кульминация романа – война 1812 года, в пожаре которой соединились разные судьбы и частные жизни; продолжение духовных поисков героев после этого общенационального события, которое предопределило дальнейшую историю и целой страны, и отдельных людей.

На страницах романа Толстой создает ёмкий образ народа – некое единство духа во множестве разных индивидуальностей. Скрепляющей всю эпическую масштабность романа оказывается «мысль народная», которую Толстой называл «особенно любимой».

Изображение общенародного бытия в жанре романа-эпопеи совмещается с раскрытием глубин отдельной души; в существовании отдельной личности по-своему проявляется состояние всего мира; в частных, конкретных эпизодах жизни героев обнаруживаются глубинные закономерности истории. Романное начало в эпопее как раз и связано с изображением неповторимых судеб и характеров, сложными индивидуальными духовными исканиями героев.

«Война и мир» - великое произведение. Какова история создания романа-эпопеи? Л. Н. Толстой и сам не раз задавался вопросом о том, почему в жизни случается так, а не иначе... Действительно, почему, для чего и как протекал творческий процесс создания величайшего произведения всех времён и народов? Ведь на его написание ушло семь долгих лет

История создания романа «Война и мир»: первое свидетельство начала работы

В сентябре 1863 года в Ясную Поляну приходит письмо от отца Софьи Андреевны Толстой - А.Е. Берса. Он пишет о том, что накануне они со Львом Николаевичем вели долгую беседу о народной войне против Наполеона и о той эпохе в целом - граф намерен приступить к написанию романа, посвященного тем великим и памятным событиям в истории России. Упоминание о данном письме не случайно, поскольку оно считается «первым точным свидетельством» начала работы великого русского писателя над романом «Война и мир». Подтверждением тому служит и ещё один документ, датированный тем же годом месяцем позже: Лев Николаевич пишет родственнице о своей новой задумке. Он уже включился в работу над романом-эпопеей о событиях начала века и до 50-х годов. Сколько нравственных сил, энергии ему необходимо для осуществления задуманного - говорит он, и скольким он уже обладает, он уже пишет и обдумывает всё так, как он «ещё никогда не писал и не обдумывал».

Первая идея

История создания романа Толстого «Война и мир» указывает на то, что первоначальным замыслом писателя было создать книгу о непростой судьбе декабриста, вернувшегося в 1865 году (время отмены крепостного права) в родные края после долгих лет ссылки в Сибири. Однако вскоре Лев Николаевич пересмотрел свою идею и обратился к историческим событиям 1825 года - времени В итоге и сия затея была отброшена: молодость главного героя проходила на фоне Отечественной войны 1912 года, грозной и славной поры для всего русского народа, которая, в свою очередь, была ещё одним звеном в неразрывной цепи событий 1805 года. Рассказывать Толстой решил начать от самых истоков - начала 19 века - и оживил полувековую историю государства российского с помощью не одного главного героя, а множества ярких образов.

История создания романа «Война и мир» или «Три поры»

Продолжаем… Бесспорно, яркое представление о работе писателя над романом дает его история создания («Война и мир»). Итак, время и место действия романа определены. Автор проводит главных действующих лиц - декабристов, через три исторически значимых отрезка времени, отсюда и первоначальное название произведения «Три поры».

Первая часть охватывает период времени от начала 19 века вплоть до 1812 года, когда молодость героев совпала с войной между Россией и наполеоновской Францией. Вторая - это 20-е годы, не без включения самого главного - восстания декабристов в 1825 году. И, наконец, третья, заключительная часть - 50-е годы - время возвращения восставших из ссылки по дарованной императором амнистии на фоне таких трагических страниц российской истории, как бесславное поражение в и смерть Николая I.

Что ж, роман по своему замыслу и размаху обещал быть глобальным и требовал иную художественную форму, и она была найдена. По словам самого Льва Николаевича, «Война и мир» - это не исторические хроники, и не поэма, и даже не просто роман, а новый жанр в художественной литературе - роман-эпопея, где судьбы многих людей и целого народа сопряжены с грандиозными историческими событиями.

Терзания

Работа над произведением шла очень нелегко. История создания («Война и мир») говорит о том, что множество раз Лев Николаевич делал первые шаги и тут же бросал писать. В архиве писателя насчитывается пятнадцать версий первых глав произведения. Что мешало? Что не давало покоя русскому гению? Желание в полном объёме высказать свои мысли, свои религиозно-философские идеи, изыскания, своё видение истории, дать свои оценки тем общественно-политическим процессам, огромной роли не императоров, не предводителей, а целого народа в истории страны. Это требовало колоссального напряжения всех душевных сил. Не раз он терял и вновь обретал надежду исполнить задуманное до конца. Отсюда и замысел романа, и названия ранних редакций: «Три поры», «Всё хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». Менялись они, как видно, не один раз.

Отечественная война 1812 года

Таким образом, долгие творческие метания автора закончились сужением временных рамок - Толстой сосредоточил всё своё внимание на 1812 году, войне России против «Великой армии» французского императора Наполеона, и лишь в эпилоге затронул тему зарождения декабристского движения.

Запахи и звуки войны… Для их передачи требовалось изучение огромного количества материала. Это и художественная литература того времени, и исторические документы, мемуары и письма современников тех событий, планы сражений, приказы и распоряжения военных начальников… На не жалел ни времени, ни сил. С самого начала он отверг все те исторические хроники, которые стремились изобразить войну как поле боя двух императоров, превознося то одного, то другого. Писатель не умалял их заслуги и их значимость, но во главу угла ставил народ, его дух.

Как видно, у произведения невероятно интересная история создания. "Война и мир" может похвастаться еще одним интересным фактом. Между рукописей сохранился ещё один небольшой, но тем не менее немаловажный документ - листок с заметками самого писателя, сделанными во время его пребывания на На нём он запечатлел линию горизонта, точно указав, где какие деревни находились. Здесь же видна и линия движения солнца во время самой битвы. Всё это, можно сказать, голые эскизы, наброски того, чему было суждено впоследствии под пером гения превратиться в настоящую картину, изображающую великое полную движения, жизни, необыкновенных красок и звуков. Непостижимо и удивительно, не правда ли?

Случай и гений

Л. Толстой на страницах своего романа много рассуждал о закономерностях истории. Выводы его применимы и к жизни, в них укладывается многое, что касается великого произведения, в частности история создания. «Война и мир» прошла много этапов, чтобы стать настоящим шедевром.

Наука говорит, что всему виной случай и гений: случай предложил с помощью художественных средств запечатлеть полувековую историю России, а гений - Лев Николаевич Толстой - воспользовался им. Но отсюда вытекают новые вопросы о том, что такое этот случай, что такое есть гений. С одной стороны, это просто слова, призванные объяснить то, что на самом деле необъяснимо, а с другой - невозможно отрицать и некую их пригодность и полезность, по крайней мере, они обозначают «известную степень понимания вещей».

Откуда и как появился сам замысел и история создания романа «Война и мир» - до конца узнать невозможно, в наличии только голые факты, поэтому говорим «случай». Дальше - больше: читаем роман и представить себе не можем ту силу, тот дух человеческий или, скорее, сверхчеловеческий, который сумел облечь глубочайшие философские мысли и идеи в удивительную форму - поэтому говорим «гений».

Чем длиннее проносящаяся перед нами череда «случаев», чем больше блистает граней гениальности автора, тем, кажется, ближе мы к раскрытию тайны гения Л. Толстого и некой непостижимой истины, заключенной в произведении. Но это иллюзия. Что же делать? Лев Николаевич верил в единственно возможное понимание мироустройства - отречение от знания конечной цели. Если мы признаем, что конечная цель создания романа нам недоступна, отречёмся от всех причин, видимых и невидимых, побудивших писателя взяться за написание произведения, мы постигнем или, по крайней мере, восхитимся и насладимся сполна его бесконечной глубиной, призванной служить целям общим, не всегда доступным человеческому пониманию. Как говорил сам писатель во время работы над романом, конечной целью художника является не неоспоримое разрешение вопросов, а подведение и подталкивание читателя к тому, чтобы любить жизнь во всех её бесчисленных проявлениях, чтобы он плакал и смеялся вместе с главными героями.


Top