Образ дороги и тройки в мертвых душах. Образ дороги в поэме "Мертвые души" Н

Урок литературы в 10 классе

Образ дороги, выраженный в слове

(по поэме Гоголя «Мертвые души»).

Тип урока : урок - исследование

Цели урока:

  1. Помочь детям найти точки соприкосновения двух искусств: литературы и живописи.
  2. Уметь определять свою собственную позицию и отстаивать свое личное мнение.
  3. Формировать умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.
  4. Создать благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества.

    Задачи урока.

Учебные:

1. Закрепление умений аргументировать свою точку зрения, грамотно строить ответ-рассуждение, опираясь на литературный текст.

2. Закрепление знаний о выразительных средствах языка, и их роли в произведении;

3. Расширение словарного запаса учащихся.

Развивающие:

- развивать общеучебные умения и навыки (анализ, сравнение, обобщение);

Развивать творческие умения;

Развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

- развитие познавательного интереса к различным видам искусства;

- воспитание умения слушать друг друга, уважительно относится к чужому мнению

Методы урока:

  1. репродуктивный;
  2. поисковый;
  3. исследовательский.

Формы работы:

  1. индивидуальная;
  2. групповая;
  3. фронтальная.
  • Подготовительная работа: класс делится на группы. Задания разноплановые (индивидуальные, групповые).
  • Группе литературоведов :

Найти во 2 и 3 главах поэмы описание дороги, выписать глаголы движения;

Повторить понятия: риторический вопрос, риторическое обращение, инверсия; определить их роль в поэме (гл.11).

  • Группе лингвистов найти в словарях:

Глагол «колесить»;

Значения слов «жизненный» и «житейский»;

Синонимы к слову «дорога».

  • Индивидуальные задания – подготовить выразительное чтение (желательно наизусть) отрывков (с сокращениями) из поэмы:
  1. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»
  2. «Русь! Русь! Вижу тебя»
  3. «И какой же русский не любит быстрой езды?»

Ход урока

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!

Н.В.Гоголь

Вступительное слово учителя

Слайд № 1. Видеоролик на тему «Дороги»

- Дороги. Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги в слепящей снежной мгле. Весенние – похожие на реки, шум дождя, ветра, скрип телеги, звон колокольчиков, цокот копыт. Слышите – это музыка дороги. Дороги вечных странников, дороги вечных путнико в. В дорогу! В дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками. В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали.

Дорога без конца,

Дорога без начала и конца.

Она когда-то выбрала тебя,

Твои шаги, твою печаль и песню.

Только вот идти по ней

С каждым шагом всё больней,

С каждым словом всё трудней!

Дорога без начала и конца.

Слайд № 2. Тема урока

Думаю, вы догадались, что объектом нашего исследования станет символ дороги. Итак , тема заключительного урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» будет называться « Образ дороги, выраженный в слове».

Вопросы:

  • Какое ключевое слово темы? (дорога)
  • В каком значении мы будем употреблять это слово?

Какой синоним к слову дорога вы можете предложить?

«Путь» - движение литературного персонажа в этом пространстве»

Коллективная работа

– Каковы, на ваш взгляд, причины выбора темы?

(1. Необходимость изучения по программе.
2. Необходимость осмысления собственного жизненного пути.
3. Определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений литературных героев.)

– В чём вы видите актуальность предложенной темы?

(1. Тема важна, потому что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен для писателей XIX века и т.д.)

– Как вы предлагаете сформулировать проблему исследования?

Слайд № 3. Проблемы исследования – разные грани дороги

(Как изображён в произведениях русской литературы XIX века и живописи путь отдельно взятого человека?

Куда и как движется герой?

Что даёт человеку это движение?

Что Н.В.Гоголь говорит о пути России?)

Слайд № 4. Эпиграф

Эпиграфом станут слова великого писателя: (ученик читает выразительно )

Слайд № 5. Видеоматериал

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… А ночь! небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Боже! Как хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»

- Очень проникновенные строки! Это ведь сам Гоголь так глубоко любил дорогу, так самозабвенно «хватался» за нее в трудные дни своей жизни. Образ дороги пронизывает всю поэму, раскрывая различные грани. Разные грани гоголевской дороги мы и должны сегодня увидеть и понять.

- Для того, чтобы расширить наши представления о веке XIX, обратим внимание на средства передвижения наших героев.

Слайд № 6 – 11. Средства передвижения в 19 веке.

Творческая словарная работа

1. Карета – большой крытый четырёхколёсный экипаж на рессорах

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Пушкин

2 . Пролётка – лёгкий четырёхколёсный экипаж.

3 . Кибитка – крытая дорожная повозка.

Соседи съехались в возках

В кибитках, в бричках и в санях.

Пушкин . «Евгений Онегин»

4. Коляска – рессорный экипаж на четырёх колёсах с поднимающимся верхом.

Ступай к каретошнику, чтоб поставил коляску на полозки, – сказал Чичиков.

Гоголь . «Мёртвые души»

5. Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты.

Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Гоголь . «Мёртвые души»

6. Дрожки – лёгкий открытый экипаж.

За коляской следовали всем известные полковые дрожки.

Гоголь . «Коляска»

7 . Бричка – лёгкая дорожная повозка с откидным верхом.

Высунувшись в окно, увидел он (Чичиков) остановившуюся перед трактиром лёгонькую бричку, запряжённую тройкой добрых лошадок.

Гоголь . «Мёртвые души»

- Какое значение имела бричка для Чичикова? (прямое и переносное)

Бричка главного героя имеет очень важное значение. Чичиков – герой пути, и бричка – его дом. Эта предметная деталь. Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и трех коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева (то есть бричка выручает Чичикова); бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки. Бричка – живой персонаж: она наделяется своей собственной волей и иногда не слушается Чичикова и Селифана, едет своей дорогой и под конец вываливает седока в непролазную грязь – так герой не по своей воле попадает к Коробочке, которая встречает его ласковыми словами: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться? » Кроме того, бричка как бы определяет кольцевую композицию первого тома: поэма открывается разговором двух мужиков о том, насколько прочно колесо брички, а завершается поломкой того самого колеса, из-за чего Чичикову приходится задержаться в городе.

Работа с текстом.

Слово учителя: - Обратимся к поэме. Вновь откроем первую страницу… (читаем первое предложение). Начинается поэма образом дороги. Въезд Чичикова не был сопровожден ничем особенным, только…

Слайд № 12. Колесить.

Въезд Чичикова не был сопровожден ничем особенным, только…

Какое уточнение делает Гоголь? (разговор о колесе)

Какова роль разговора о колесе?

Почему бричка Чичикова «В Казань не доедет»? Какой намек скрывается за этой фразой? («колесо», на которое уселся самодовольный Чичиков, «кривовато», русским пространством ему не овладеть)

Какой есть однокоренной глагол к слову «колесо»? Что он обозначает?

Проверим себя: обратимся к словарю В.И. Даля

Слово лингвистам :

Колесить – делать объезд или обход; ездить околицей, кругом; плутать, блуждать; говорить намеками, не прямо.

Как эти значения соотносятся с образом Чичикова?

Дорога - одна из основных пространственных форм, соединяющих текст «Мертвых душ». Все герои, идеи, образы делятся на принадлежащие дороге, устремленные, имеющие цель, движущиеся - и статичные, бесцельные

Слайд № 13. Картинка первого титульного листа

На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг мёртвое поле… Как грустна наша Русь!

Какой же представляется нам дорога, по которой едет Чичиков? (первый вопрос проблемы)

Работа с текстом – выписываем ключевые слова

Учащиеся- литературоведы зачитывают найденные эпизоды:

« С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу… Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле». (Гл.2)

«Между тем Чичиков стал примечать, что бричка качалась во все стороны и наделяла его пресильными толчками; это дало ему почувствовать, что они своротили с дороги и, вероятно, тащились по взбороненному полю ». (Гл.3)

«Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась , что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. То и другое было причиною, что они не могли выбраться из проселков до полудня. Без девчонки было бы трудно сделать и это, потому что дороги расползлись во все стороны, как пойманные раки , когда их высыплют из мешка, и Селифану довелось бы поколесить уже не по своей вине». (Гл.3)

- Какую дорогу вы увидели?

Какое сравнение помогает нам представить дорогу Чичикова? (как пойманные раки). В чем символическое значение такого сравнения?

- К каким героям принадлежит Чичиков? Почему у его дороги нет направления (колесит, как раки))?

Слайд № 14. Дорога и путь. Словарная работа.

- Путь Чичикова… Что можете вы сказать о пути героя? О цели его пути?

Слово «путь» часто сочетается с прилагательными жизненный и житейский. Как вы их понимаете? В чем видите различия?

Жизненный –

  1. Относящийся к жизни.
  2. Близкий к жизни, к действительности, к реальности.
  3. Важный для жизни, общественно необходимый.

Житейский – обыденный, свойственный повседневной жизни.

Какое из них более подойдет к «пути» Чичикова?

Как взаимосвязаны дорога и жизненный путь Чичикова? (У Чичикова мелкая, своекорыстная цель и, соответственно с этим, траектория движения коротка, дорога водит его по кругу).

Мы видим, что дорога имеет не только прямое, «вещественное» значение, но и приобретает символические и метафорические смыслы . Какие? (Дорога - путешествие в пространстве с определенной целью - житейский путь Чичикова)

Слово учителя. Мотив жизненного пути, дороги всегда волновала русских художников и находила в их творчестве яркое, запоминающее звучание Уже много веков поднимается вопрос: какой выбрать путь, кому под силу пройти, как его пройти?

Слайд № 15 - 21. Иллюстрации по живописи с изображением дороги


(На доске ребята, определив символическое значение дороги в картинах художников, прикрепляют на доске)

А.К.Саврасов - одиночество, Алексей Бутырский – надежда (свет), Адамов – гармония, обновление, Левитан – вера, путник, дорога к храму, Азовский « Дорога к храму», аллея (познание себя), Томас Кинкейд – поиск, познание себя, путь к вершинам – преодоление, дорога домой – радость, Шишкин – грязно и грустно, Васнецов «Витязь на распутье» - проблема выбора, Лунные небеса – творчество, вера в лучшее, Ю. Клевер «Зимний пейзаж», Ф.Рубо « Тройка»

Вывод:

- Не так ли и мы с вами с замиранием сердца останавливаемся перед художественным изображением и, вглядываясь, ловим себя на мысли, что мы те же путники, бредущие по дорогам, где каждый выбирает свою.

- Какая же из этих дорог Чичикова? Аргументируйте. 20

Слайд № 22. Тема дороги (12, 13) картинки

Тема дороги, движения – одна из важнейших в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сам сюжет произведения строится на похождениях главного героя – мошенника Чичикова: он путешествует от помещика к помещику, передвигается по губернскому городу с целью покупки «мертвых душ».

«Мертвые души» начинаются и заканчиваются темой дороги . В начале поэмы Чичиков въезжает в губернский город, он полон надежд и планов , а в конце герой бежит из него, боясь окончательного разоблачения.

Вспомним, что, уезжая от Коробочки, Чичиков просит ее рассказать, «как добраться до большой дороги»: «Как же бы это сделать? - сказала хозяйка. - Рассказать-то мудрено, поворотов много…»

- Как добраться до большой дороги? - это вопрос автора, обращенный к читателям. Вместе с писателем он должен задуматься над тем, как выехать на «большую дорогу» жизни.

- Возникает контраст конца и начала, «прежде» и «теперь». На дороге жизни утрачивается что-то очень важное, значительное: свежесть ощущений, непосредственность восприятия. На первый план в этом эпизоде выдвинуто изменение человека на жизненной дороге, что непосредственно связано с внутренней темой главы

Кому из помещиков пришлось пережить поразительные изменения? Какие? Почему?

Слайд № 23. Плюшкин (Сцена из 6 главы)

Слово учителя .

Дорога – основная «канва» поэмы. Пока идёт дорога, идёт жизнь, пока идёт жизнь, идёт рассказ об этой жизни.

Образом дороги и завершается поэма. В одиннадцатой главе, завершающей первый том «Мертвых душ», звучит своеобразный гимн дороге. Это гимн движению - источнику «чудных замыслов, поэтических грез», «дивных впечатлений».

Слайд № 24. «Бричка между тем поворотила…»

Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами?

Сравнительный анализ эпизодов главы 11:

1) «Бричка между тем поворотила в более пустынные улицы; скоро потянулись одни длинные деревянные заборы, предвещавшие конец города. Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях… городишки, выстроенные жнивьем…, чинимые мосты, поля неоглядные …, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны как мухи и горизонт без конца…»

- Сравните этот эпизод со следующим.

2) Чтение отрывка наизусть (слайд 11):

«Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… Открыто – пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? … Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей песня? Что в ней, в этой песне? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами… У! какая сверкающая, чудная незнакомая земле даль! Русь!»

- Сравните две картины: что общего вы можете отметить? Что символизирует дорога для главного героя поэмы, автора, который сопровождал нас на протяжении всего повествования и для страны?

Слайд № 25. Сделайте выводы по теме нашего исследования.

Но это абсолютно разные дороги. Дорога одного человека, конкретного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце - это дорога целого государства, России, и даже больше, дорога всего человечества.

  • Чичиков мчится по российским просторам, по российским дорогам с мыслью о покупке мёртвых душ и разбогатеть, для автора – это творческий путь .
  • А для Руси?
  • Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.

Слайд № 26. Финальные кадры из фильма.

Держи, держи, дурак!- кричал Чичиков Селифану.

Вот я тебя палашом! - кричал скакавший на встречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! - и, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка.

Слайд № 27 . Финальные кадры из фильма.

Ученик наизусть:

« И какой же русский не любит быстрой езды?... Кажись неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль… Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем- гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба?... Эх, кони, кони, что за кони!... Заслышали с вышины знакомую песню, …превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху…»

- Каково направление движения? (Дорога вверх) Каково символическое значение такой дороги?

Слайд 28. Птица тройка Пластининой

Дорога-спасение, дорога-надежда, дорога-вера в лучшее

Любовь к русскому народу, к родине выразились в образе птицы – тройки, несущейся вперёд, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России.

Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Ноздрёвых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.

Итак, необходимо четко разграничивать понятия дорога и путь в этой поэме. Дорога это нечто возвышенное пронизанное гоголевским патриотизмом, восхищением солью Руси - народом. Дороги это еще и вопрос о будущем.

Путь это реальность, это то через что прошел Чичиков, и то через что ему предстоит пройти. Мне кажется, что любой путь напоминает кривую с множеством поворотов, и именно из путей появляется одна главная широкая дорога.



Что будет с Русью, куда веде т дорога, по которой она мчи ҭ ся так, что ее уже не остановить: Русь, куда несешься ҭ ы?... Вот какой вопрос беспокоил писателя, потому что в душе его жила безграничная любовь к России. И, что самое главное, Гоголь, в отличие от многих современников, верил в Россию, верил в ее будущее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дорога в ҭ ворчестве Гоголя это дорога России к лучшему, све ҭ лому будущему.
Путь Гоголя путь возрождения России, путь совершенствования общества, запутавшегося в противоречиях жизни.

Слайд 29. Наставление Н.В. Гоголя

И Гоголь, завершая поэму, пожелал нам: « Забирайте же с собою в путь, выходя из юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымите потом!»

Слайд 30. Картинка «Девочка идёт по дороге»

Всё самое хорошее в жизни связано именно с юности и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в поэме герои. Они потеряли человеческое и не смогли найти потом.

Слайд № 31. Домашнее задание.

Напишите небольшое рассуждение на тему:

«Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?»

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

>Сочинения по произведению Мертвые души

Образ дороги

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» считается одним из лучших произведений автора и занимает достойное место в русской литературе XIX века. Это произведение имеет глубинный смысл и раскрывает сразу несколько насущных тем. Автор сумел мастерски показать Россию того периода и последние дни крепостничества. Особое место в произведении занимает тема дороги. Главный герой, Павел Иванович Чичиков , путешествует из города в город в поисках «продавцов» мертвых душ. Именно через движение главного героя по дорогам складывается широкая картина жизни на Руси.

Поэма начинается «дорогой» и заканчивается ею же. Однако если вначале Чичиков въезжает в город с надеждами на скорое обогащение, то в конце он убегает из него, чтобы спасти свою репутацию. Тема дороги чрезвычайно важна в произведении. Для автора дорога – это олицетворение жизни, движения и внутреннего развития. Дорога, по которой едет главный герой, плавно превращается в дорогу жизни. Когда он плутает по запутанным дорогам, пролегающим в глуши, порой никуда не ведущим, это символизирует обманный путь, который он выбрал для своего обогащения.

В произведении есть примечательная фраза, которую роняет помещица Коробочка и, которая раскрывает суть дороги. Когда Чичиков интересуется у нее, как добраться до большой дороги, она отвечает, что объяснить не мудрено, да поворотов много. Эти фразы несут символический смысл. Читателю вместе с автором предлагается подумать над тем, как же добраться до «большой дороги» жизни. И тут же звучит ответ, что добраться то можно, только препятствий и трудностей на пути будет много. Таким образом, автор на протяжении следующих глав выступает в роли провожатого и ведет своего героя по запутанным дорогам из одного поместья в другое.

В завершающей главе следует лирическое отступление о дорогах России. Это своеобразный гимн движению, в котором Русь сравнивается с несущейся тройкой. В этом отступлении автор переплетает свои две любимые темы: тему дороги и тему России. В нем просматривается смысл исторического движения страны. Для автора именно в дороге заключается вся русская душа, ее размах и полнота жизни. Таким образом, дорога в произведении – это и есть сама Русь. Она должна привести страну к лучшему, светлому будущему. Более того, она должна возродить общество, запутавшееся в противоречиях жизни.

ОБРАЗ ДОРОГИ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Дороги трудны, но хуже без дорог…

Мотив дороги в поэме очень многранен.

Образ дороги воплощается в прямом, непереносном значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова(«Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку»), то ухабистые проселки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке («Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку»). Дорога сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…».

Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

В этом мотиве – и неведомые пути русского национального развития: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», представляющие противопоставление путям других народов: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…».Но нельзя сказать, что это те самые дороги, на которых заблудился Чичиков: те дороги ведут к русским людям, может и в захолустье, может и в дыру, где нет моральных принципов, но все же эти дороги составляют Русь, Русь сама – и есть большая дорога, ведущая человека в огромное пространство, поглощающая человека, съедающая его всего. Свернув с одной дороги, попадаешь на другую, не можешь уследить за всеми путями Руси, как не можешь собрать обратно в мешок пойманных раков. Символично то, что из захолустья Коробочки Чичикову указывает дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Но, выбравшись от Коробочки, Чичиков попадает к Ноздреву – дорога ведет Чичикова не туда, куда он хочет, но он не может ей сопротивляться, хоть и строит какие-то свои планы о дальнейшем пути.

В образе дороги воплощен и житейский путь героя («но при всем том трудна была его дорога…»), и творческий путь автора: «И долго еще определено мне чудной властью идти под руку с моими странными героями…»

Также дорога является помощником Гоголю в создании композиции поэмы, которая тогда выглядит очень рационально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичиков знакомится с чиновниками и с некоторыми помещиками, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых сидят помещики, а Чичиков ездит из главы в главу на своей бричке, скупая мертвые души.

Бричка главного героя имеет очень важное значение. Чичиков – герой пути, и бричка – его дом. Эта предметная деталь, являясь, несомненно, одним из средств создания образа Чичикова, играет большую сюжетную роль: существует множество эпизодов и сюжетных поворотов поэмы, которые мотивированы как раз бричкой. Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и трех коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева (то есть бричка выручает Чичикова); бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки. Бричка – живой персонаж: она наделяется своей собственной волей и иногда не слушается Чичикова и Селифана, едет своей дорогой и под конец вываливает седока в непролазную грязь – так герой не по своей воле попадает к Коробочке, которая встречает его ласковыми словами: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться? » Кроме того, бричка как бы определяет кольцевую композицию первого тома: поэма открывается разговором двух мужиков о том, насколько прочно колесо брички, а завершается поломкой того самого колеса, из-за чего Чичикову приходится задержаться в городе.

В создании образа дороги играет роль не только сама дорога, но и герои, вещи и события. Дорога - основная «канва» поэмы. Только на нее уже нашиваются поверх все побочные сюжеты. Пока идет дорога, идет жизнь; пока идет жизнь, идет рассказ об этой жизни.

Тема дороги, движения – одна из важнейших в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сам сюжет произведения строится на похождениях главного героя – мошенника Чичикова: он путешествует от помещика к помещику, передвигается по губернскому городу с целью покупки «мертвых душ».
В последней части поэмы дано жизнеописание Чичикова – тоже своеобразное движение во времени, сопровождающееся его внутренним развитием.
«Мертвые души» начинаются и заканчиваются темой дороги. В начале поэмы Чичиков въезжает в губернский город, он полон надежд и планов, а в конце герой бежит из него, боясь окончательного разоблачения.
Для Гоголя вся жизнь человека – это бесконечное движение, каким бы незаметным оно ни казалось. Именно поэтому, изображая помещиков-небокоптителей, он, тем не менее, считает возможным их возрождение. Для писателя душевная остановка и покой - не окончание движения, не омертвение. Внутренне развитие может вновь начаться и как вывести на «столбовую дорогу», так и заставить блуждать по бездорожью.
Вспомним, что, уезжая от Коробочки, Чичиков просит ее рассказать, «как добраться до большой дороги»: «Как же бы это сделать? - сказала хозяйка. - Рассказать-то мудрено, поворотов много…»
В этом ответе заключен символический смысл, он связан как с темой дороги, пути, движения, так и с другим важным образом - образом России. «Как добраться до большой дороги»? - это вопрос автора, обращенный к читателям. Вместе с писателем он должен задуматься над тем, как выехать на «большую дорогу» жизни. Трудно рассказать о том, как «добраться до большой дороги»: ведь «поворотов много», всегда рискуешь свернуть не туда, куда следовало бы. Поэтому не обойтись без провожатого. Эту роль в поэме играет сам автор: «И долго еще определено мне чудной властью… озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»
В одиннадцатой главе, завершающей первый том «Мертвых душ», звучит своеобразный гимн дороге. Это гимн движению - источнику «чудных замыслов, поэтических грез», «дивных впечатлений»: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!..»
Две важнейших темы размышлений автора - тема России и тема дороги - сливаются в этом лирическом отступлении, «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».
Образ России, созданный в этом отступлении, и риторический вопрос автора, обращенный к ней, перекликаются с пушкинским образом России - «гордого коня», созданным в «Медном всаднике», и с риторическим вопросом: «А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?».
Гоголь страстно желал понять смысл и цель исторического движения России. Художественным итогом размышлений автора стал образ неудержимо мчащейся страны, устремленной в будущее, неповинующейся своим «седокам»: жалким «небокоптителям», чья неподвижность резко контрастирует с «наводящим ужас движением» страны.
Размышляя о России, автор напоминает о том, что скрывается за изображенной им «тиной мелочей, опутавших нашу жизнь», за «холодными, раздробленными, повседневными характерами, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». Он говорит о «чудном, прекрасном далеке», из которого смотрит на Россию. Это эпическая даль, притягивающая его своей «тайной силой»: даль «могучего пространства» Руси («у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..») и даль исторического времени («Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»).
Герои, изображенные в повествовании о «похождениях» Чичикова, лишены положительных качеств: это не богатыри, а обычные люди с их слабостями и пороками. В величественном образе России, созданном автором, для них не находится места: они словно умаляются, исчезают, подобно тому, «как точки, значки, неприметно торчат среди равнин невысокие... города». Только сам автор, наделенный знанием России, «страшною силою» и «неестественной властью», полученной им от русской земли, становится единственным положительным героем «Мертвых душ», пророчеством о тех богатырских силах, которые, по убеждению Гоголя, должны появиться на Руси.


Top