Театр классической хореографии. Театр классического балета Н

Описание

В сезоне 2018 года, на сцене Государственного Московского мюзик-холла пройдут показы знаменитого балета в 2-х действиях, 4-х картинах ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО, на музыку П.И.Чайковского в постановке Московского Театра Балета Классической Хореографии «La Classique».

По многочисленным просьбам зрителей «Лебединое озеро» в максимальном составе (32 лебедя) в сопровождении симфонического оркестра «Театра Балета классической хореографии». Дирижирует: главный дирижёр Центра Оперного пения Галины Вишневской — Ярослав Ткаленко (г. Москва).

«Лебединое озеро» — это балет в двух актах (4 картины) в постановке Театра Балета Классической Хореографии «La Classique» Moscow Ballet под руководством Элика Меликова.

Музыка П.И. Чайковского

Хореография М.Петипа

Ведущие партии исполняют:

Прима-балерина Литовского национального театра оперы и балета,лучшая балерина 2009 года, лауреат международных конкурсов Анастасия Чумакова.

Премьер, лауреат и дипломант международных конкурсов, обладатель золотой медали на международном конкурсе в Гонконге 2015 Сергей Купцов. А также лауреат международных конкурсов Александр Тарасов

Искусство артистов театра, организованного Эликом Меликовым в 1990 году при Союзе театральных деятелей СССР (в прошлом году Театр отметил своё 25-и летие), хорошо известно любителям балета по всему миру. Это единственный московский театр, который занимается балетной классикой. Труппа театра постоянно гастролирует, ведь основная цель коллектива - популяризация Русского классического балета за пределами России.

Артисты балета Театра Классической хореографии «La Classique» регулярно дают представления в городе Калининград с огромных успехом. Было показано уже семь потрясающих представлений для самой взыскательной публики нашего города.

Отличительная черта театра «La Classique» — это непревзойденные костюмы и декорации, которые делаются в единственном экземпляре, они совершенно уникальны. Элик Меликов — дипломированный художник, один из первых в стране основавший театральную мастерскую. Он создавал декорации, костюмы и обувь для самых известных театров — Большого, Московского театра балета под руководством Виктора Смирнова-Голованова, Королевского балета Дании, Театра балета Бостона.

Помимо Италии (Рим,Милан,Флоренция) и Великобритании, гастрольный маршрут театра в этот раз пройдет через Польшу,Германию, Францию, Австралию(Сидней), Новую Зеландию. Репертуар труппы включает мировые классические балеты - прежде всего бессмертные произведения Чайковского.

Настоящий праздник балета под абсолютно живой аккомпанемент, около 100 артистов балета и музыкантов будут задействованы в этой уникальной постановке.



ВНИМАНИЕ!!!
В программе мероприятия возможны изменения.
Если вы заметили неточность или ошибку – просим сообщить нам на электронный адрес

С 10 марта в Австралии начались большие гастроли уже знакомого австралийскому зрителю знаменитого Московского театра балета классической хореографии La Classique под управлением Элика Меликова. В этот раз у нас с вами появилась прекрасная возможность стать очевидцами настоящего праздника балета. Сама музыка великого Чайковского и удивительная хореография Петипа поможет зрителям погрузиться в этот сказочно волшебный мир «Лебединого озера». Что еще поражает в постановке театра La Classique, так это непревзойденные костюмы и декорации. Об истории создании театра и гастролях по Австралии читайте в интервью «Русского радио Австралии» с Эликом Меликовым - основателем и руководителем труппы.

Элик, готовясь к разговору, я выяснил, что вы дипломированный художник, член Международного союза художников. И начинали вы с того, что участвовали в создании театральных костюмов. Если я правильно понял, то вы работали тогда в Большом театре?

Нет, не совсем так. У меня два образования. Я танцевал и закончил ещё художественную школу. В конце 80-х у меня возникла идея создать кооператив. Тогда они только начинались. И вот я создал кооператив по созданию театральных костюмов. Много было опасений, время было тяжелое… Мы делали единичные костюмы, потом начали делать обувь и декорации. Вначале был заказ от одного театра, потом от другого, третьего… и так пошло.

- А как же так получилось, что от мастерских вы пришли в балет? Вы ведь явились создателем своего театра.

Наш театр государственный. Создавался он (в 1990 г. Ред.) при участии Союза театральных деятелей и его организации помогали очень известные люди этого Союза, помогали нам своим опытом и, конечно же, связями. Мы собрали артистов из крупнейших театров Киева, Тбилиси, Одессы, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Саратова и других городов России. В то время трудно было с финансами, и нам приходилось в этом помогать сами себе, кооператив “Театральные мастерские” в то время уже существовал при театре. У коллектива театра начались гастроли как по России, так и за рубежом.

- Ваш театр единственный московский театр, который занимается только балетной классикой.

Это правда. Нам близка русская классика. Ее мы танцуем с удовольствием.

А не кажется вам, что в сегодняшнем мире скоростей, для привлечения молодежи, может, стоит обратиться к модерну?

У нас превосходная труппа, которая может танцевать и модерн, но для нас ближе и важнее классика. В репертуаре нашего театра «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Жизель». Я думаю, мы не будем браться за модерн. Хотелось бы заниматься своим делом.

А вы сами принимаете участие в создании спектаклей, или приходиться заниматься больше административной деятельностью?

Как художник я иногда участвую при создании новых декораций или костюмов… Но, в основном, приходится заниматься руководством, а также артистами и педагогами. А спектакли ставят хореографы. У нас очень много приглашенных хореографов. Вот, к примеру, балет «Дон Кихот» поставил приглашенный балетмейстер из Бельгии.

Ваш театр много гастролирует. Вы были в Италии и Великобритании, Польше и Германии, Франции и Новой Зеландии. И ваши предстоящие гастроли в Австралии уже четвертые по счету.

Да, наш коллектив объехал большое количество стран и городов, и мы эту беспредельно рады. В Австралию впервые мы приезжали еще со звездами Большого театра. А наши самостоятельные гастроли в этой стране будут третьими.

- И на этот раз вы привозите балет Чайковского «Лебединое озеро», поставленный по хореографии Петипа…

Да, мы привозим полный балет. Мы стараемся не отрываться от истоков. Счастливую сценическую жизнь дали «Лебединому озеру» прославленный Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, совместно с Чайковским в 1895 году.

Щелкунчик в театре классической хореографии La Classique
Это вполне уместно – посмотреть зимнюю сказку летом.
Освежает.
Но и легкая грусть вдруг – отчего сейчас не Рождество - приходит на минуточку, и покидает как только раздаются знакомые звуки музыки Петра Ильича.
Тут же и думаешь – Ах! Без живого, пусть даже и самого среднего качества оркестра, совершенства от представления ждать не приходится.
Но! Зато можно рассмотреть каждую деталь балетного спектакля. И это ценно и удивительно.
Никогда не будут неземные балетные люди так видны через пространство оркестровой ямы.
Той самой ямы, в которой так чудесно копошатся и настраивают инструменты музыканты, из которой видна шевелюра или лысина дирижера – она же просто водораздел, рубикон и перевал для зрения, жаждущего красот, и утешение для слуха.
Итак, раскроем глаза, потому что сказка – рядом.
Маша и Принц – как всегда – прекрасны. Они – красивые, изящные, ловкие, в их батманах – доброта, в поддержках – гуманизм, а в фуэте – любовная энергия.
А вот Мыши – это, конечно, отдельная песня и, надо сказать, выдающийся танец. Глаз не оторвать от странного зрелища. Забавные.
Очень по-домашнему оттанцована сцена детского праздника. Показано, как гости, пошатываясь, уходят с вечеринки в гостеприимном доме. На что тут намекает хореограф – может, они устали танцевать, или настолько наугощались?
Хореография, кстати, Ковтуна В. (по Мариусу Петипа; в смысле, отталкиваясь одним веслом от М. Петипа, но крутясь далее совершенно своим манером, сразу же после отталкивания)
Танца Феи Драже не было. Никаких та-та-та, та-та-та, тата тата та.
Зато других фей достаточно. Но Мыши в этом спектакле круче и фей, и игрушек. Запомнились.
Прыжками и хвостами.
Итак, ребенок согласен продолжать знакомство с миром балета.

Полезно

С театром балета классической хореографии «LaClassique» я давно уже знакома))), на этот раз с огромным удовольствием посмотрела в Лебединое озеро по сценарию Владимира Бегичева и Василия Гельцера в хореографии Мариуса Петипа.

Бесспорный факт 🤗 Лебединое озеро - отличное знакомство с миром балета на все времена! Это прекрасная хореографическая история любви раскроется любому зрителю, не зависимо от возраста.
💃
Язык танца расскажет о грустной истории принцессы Одетты… На предложение стать супругой злого волшебника Ротбарта, красивая девушка ответила отказом. В гневе Ротбарт накладывает на нее заклятие. И теперь Одетта днем превращается в лебедя, и только ночью сможет принимать человеческое обличие. Разрушить злые чары способна лишь искренняя любовь юноши - принц Зигфрид узнает страшную тайну Одетты и он даст клятву любить ее вечно. Злой колдун направит против Одетты и Зигфрида все природные стихии. Но двум влюбленным гром и молнии не страшны, буря их не напугает. Принц победит... и злые чары больше не будут властны над Одеттой и другими девушками.
👇
Произведение учит тому, что любовь и верность могут победить все, даже самое большое зло и обман!
Повествование лёгкое и нежное и в то же время одновременное погружение в бурю страстей: упадок и депрессия, надежда, вера и конечно же, любовь!
Вы сможете ощутить всю гамму эмоций
🎭
Отличительная черта театра «La Classique»​ –​ это прекрасные костюмы и декорации. Красивые и классически изображенные, вы попадаете в замок, лес или озеро с помощью простых дополнений или изменений в освещении. Костюмы четко различают хорошее и плохое, это помогает вспомнить и узнать, кто присутствует на сцене. В этом немалая заслуга художественного руководителя - Элика Меликова (художника и дизайнера по образованию). Он один из первых в стране основал театральную мастерскую, создавал декорации, костюмы и обувь для известных театров.
💌
Бесспорно, все артисты балета вызывали только чувство восхищения – какая же отточенная аккуратность в исполнении. В этом балете необходима идеальная синхронность, особенно в белом акте и артисты успешно справляются с задачей.
Отдельно хотелось бы сказать пару слов о Диане Еремеевой - ее танец, отрада для глаз! Возникает ощущение, что она не просто танцует под музыку, а живет с ней. Браво!
🔸️
Труппа театра часто гастролирует, и у жителей Светлогорска есть прекрасная возможность увидеть Лебединое Озеро 11 июНя 2019 в сопровождении Калининградского симфонического оркестра. Не пропустите!
А вот в Москву Лебединое озеро вернётся только в августе:(

Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва

«Московский классический балет» - под таким названием знают во всём мире коллектив, который ныне носит название Государственный Академический Театр Классического Балета. Труппа балета была сформирована в 1966 году под названием Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет», при содействии Министерства культуры СССР, и возглавил её прославленный Игорь Моисеев. Репертуар включал тогда фрагменты из классических балетов и хореографические миниатюры в постановке Голейзовского, Мессерера и самого Моисеева. В 1977 году Игорь Моисеев передал художественное руководство Владимиру Василёву, ученику Асафа Мессерера, а главным балетмейстером стала Наталия Касаткина, ученица Марины Семёновой. Приход новых руководителей принципиально изменил творческое направление труппы, которая из концертного коллектива превратилась в балетный театр.

Театр Классического Балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва в 2011 году отметил своё 45-летие. В 2012 году исполнилось 35 лет художественного руководства театром Наталией Касаткиной и Владимиром Василёвым - постановщиков современных спектаклей и реставраторов классики - создателей единственного в Москве авторского театра балета.

Народные артисты России, лауреаты Государственной премии - Наталия Касаткина и Владимир Василёв создали 3 балета и 1 оперу в Большом театре, 2 балета и 2 оперы в Мариинском и 23 балета в своем Государственном академическом театре, не считая постановок на других российских и зарубежных сценах. Балет «Сотворение мира», созданный в Мариинском театре для М. Барышникова, был поставлен более чем в 60 театрах мира. Две последние премьеры прошли в США. Авторский балет хореографов-постановщиков Наталии Касаткиной и Владимира Василёва внёс значительный вклад в развитие такого направления как «Classic to day» - классика в современном прочтении - в мировом балетном искусстве. Сегодня многие театры с большим успехом ставят спектакли с их хореографией, режиссурой и либретто.

«Все жанры, кроме скучного!» - вот девиз Театра Классического Балета, поэтому особенностью постановки каждого произведения в театре является стремление сделать любую историю понятной и интересной людям всех возрастов, национальностей и конфессий, людям современным.

В репертуаре труппы - все балеты П. И. Чайковского, «Золушка» и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Жизель» А. Адана, «Весна священная», «Поцелуй Феи» и «Жар-Птица» И. Стравинского, «Чудесный мандарин» Б. Бартока, «Спартак» А. Хачатуряна, «Сотворение мира» и «Пушкин» А. Петрова и др., - всего около 30 балетов, - классических и современных, различных стилей и направлений. В числе перспективных проектов Театра - балет Ольги Петровой «Лисистрата» по одноимённой комедии Аристофана, «Корсар» А. Адана и «Легенда о лебедином озере и гадком утенке» на музыку Э. Грига. Премьера 2008 года - балет «Маугли» на музыку Алекса Прайера, 14-летнего композитора из Лондона, рассчитан на семейный просмотр.

С творчеством театра, оригинальности репертуара которого позавидует любая балетная труппа, познакомились зрители более 200 городов России и Ближнего зарубежья, его гастроли прошли более чем в 30 странах мира на 5 континентах. Круглый год странствуют по планете 75 артистов балета, 30 тонн декораций и 4000 костюмов, изготовленных для репертуарных спектаклей.

«Фабрикой балетных звёзд» часто называют Театр Классического балета. Именно здесь проходило открытие и становление артистов, получивших мировое признание. Среди них - Ирек Мухамедов (ныне солист театра «Ковент-Гарден»), Галина Степаненко (прима Большого театра), Владимир Малахов (художественный директор и ведущий танцовщик балетной труппы Немецкой Государственной Оперы в Берлине, ведущий танцовщик Американского Балетного Театра, ведущий приглашённый исполнитель в Венской Государственной Опере), Ильгиз Галимуллин (ведущий солист и педагог нашего театра и «Национального театра Токио», Япония). Касаткина и Василёв обладают особым видением самобытного таланта артистов, и под их руководством театр воспитал новую плеяду звезд классического балета мирового уровня. Среди солистов, которых вырастил театр - 2 обладателя Гран-При и 19 золотых медалистов международных конкурсов, 5 лауреатов и 2 обладателя Гран-При Парижской Академии Танца, а также обладатели многих других званий и наград престижных балетных состязаний.

Сегодня достойно театр представляют - Екатерина Березина, Ильгиз Галимуллин, Марина Ржанникова, Николай Чевычелов, Наталья Огнева, Артем Хорошилов, Алексей Орлов, Алёна Подавалова, Диана Косырева - Народные и Заслуженные артисты России и лауреаты Международных конкурсов.

Театр Касаткиной и Василёва можно назвать Театр-Парадокс. Он выживает в невозможных условиях: 45 лет без собственной сцены - и мировое признание! Нечеловеческие условия работы - и… лауреаты высших балетных наград. Постоянно поддерживается уровень, который позволяет соперничать с коллегами лучших мировых балетных компаний. Из воображаемых стен театра вышли звезды мирового класса. Негде репетировать с декорациями и светом, а в репертуаре театра около 30 «живых» балетов. И постоянно рождаются новые спектакли.

Наталия Касаткина и Владимир Василёв возглавляют один из самых известных балетных коллективов мира и продолжают создавать новые спектакли и открывать миру новые имена.

В РАМТе проходят традиционных Летние балетных сезоны. До 29 августа на сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ) можно увидеть всю классику русского балета в исполнении лучших балетных коллективов города Москвы и приглашенных артистов балета из Европы.

РАМТ одна из лучших театральных площадок города Москвы. Пышные классические интерьеры и расположение на главной театральной площади страны делают посещение театра настоящим праздником.

В Летних балетных сезонах 2017 можно увидеть самые известные и популярные шедевры русской и мировой хореографии. Среди них три балета П.И. Чайковского – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», а также «Жизель» А.Адана, «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Ромео и Джульетта» и «Золушка» С.Прокофьева. Организаторы балетных сезонов в этом году пригласили в проект и европейских артистов балета. На сцене в РАМТе примут участие солисты парижской Гранд-опера. Ведущий танцовщик парижской оперы Жереми Лу Кер со своей партнершей Роксан Стоянов исполнят главные партии в балете «Ромео и Джульетта», Антуан Киршев выступит в роли Меркуцио. А также, зрители смогут увидеть итальянцев. 2 августа балетная труппа Compagnia Nazionale (Италия) под руководством Луиджи Мартеллентта покажет современное прочтение знаменитого на весь мир балета «Лебединое озеро». 3 августа зрителей ждет неоклассическая постановка под микс из аргентинского танго, итальянских серенад и испанского болеро - «От танго до болеро».

Хедлайнером Летних балетных сезонов 2017 несомненно стал московский Театр классической хореографии La Classique. Молодые артисты труппы под руководством известного театрального художника Элика Меликова показывют завораживюще красивый балет. Отдельно надо сказать про то, что все костюмы и декорации для спектаклей театра сделаны с тонким вкусом художником Эликом Меликовым в единственном экземляре и сами по себе уже являются произведением искусства.

Театр постоянно гастролирует и занимается популяризацией русского классического балета за пределами страны. Маршрут театра проходит по самым известным театральным площадкам в Италии, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Новую Зеландии, где неизменно спектакли театра проходят с аншлагами. В рамках Летних балетных сезонов у зрителей появился уникальный шанс увидеть лучшие спектакли театра La Classique на сцене РАМТа.

"Лебединое озеро" самый известный балет композитора Чайковского и хореографа Петипа в самом классическом исполнении тетара La Classique прекрасен и загадочен.

После спектакля можно встретить настоящих белых лебедей на Театральной площади. Вот так они выглядят балерины в повседневной жизни.

Дамы и ковалеры в прекасных платьях и настоящие охотничие собаки на сцене, это начинается мистический спектакль Жизель в исполнении Театра классической хореографии. А перед началом спектакля, собак обязательно знакомят со сценой. У них тоже есть балетные репетиции.

Самый красочный и сказочный балет в репертуаре театра - "Спящая красавица". Хореография Василия Вайнонена, созданная в 1934 году, считается классическим вариантом, и именно она задействована в этом спектакле.На спектакль обязательно нужно идти с детьми, которые несомненно будут рады посмотреть красивую сказку о любви и верности молодых сердец и борьбе прекрасной феи с злым колдуном.

Расписание спектаклей Театра балета классической хореографии . (Худ. рук. - Элик Меликов)

ЩЕЛКУНЧИК
04.08.2017, 05.08.2017, 13.08.2017

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
06.08.2017, 07.08.2017, 15.08.2017, 16.08.2017

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА
09.08.2017, 10.08.2017, 20.08.2017

ЖИЗЕЛЬ
05.08.2017, 14.08.2017, 19.08.2017

ДОН КИХОТ
18.08.2017

Билеты можно приобрести на сайте фестиваля - ballet-letom.ru


Top