Анализ рассказа Толстого «После бала. Композиция рассказа Л.Н

Произведение Льва Николаевича Толстого «После бала» было написано в девяностые годы, но посвящено оно событиям сороковых годов девятнадцатого века. Тем самым автор пытается решить творческую задачу изображения событий прошлого сквозь призму настоящего ему времени. На первый план входит проблема моральной ответственности людей за события, происходящие вокруг, а данная тема, как нам кажется, актуальна во все времена.

Для раскрытия данного замысла Л.Н. Толстой использует особую композицию - «рассказ в рассказе», что придает повествованию большую достоверность. Толстой сразу в начале произведения обращается к рассуждению о морально-нравственных ценностях, об условиях «среди которых живут люди», размышлению «что хорошо, что дурно». Но эти рассуждения заканчиваются внезапно, не содержат каких-либо выводов. Роль данного вступления следующая - настроить читателя на восприятие дальнейших событий. После этого читатель знакомится с основным рассказчиком - Иваном Васильевичем, который повествует нам о событиях своей жизни, имеющих перекличку с современностью автора. Композиционно рассказ Ивана Васильевича также можно разделить на две части: сцена бала и картина наказания. Название рассказа, как читатель может понять, явно указывает, что в идейном плане вторая часть более ценная, раскрывает замысел Л.Н. Толстого. Обе эти части противопоставлены друг другу, прием антитезы прослеживается на нескольких уровнях.

Например, говоря о празднике, повествователь отмечает, что «бал прекрасный», а сцена наказания - «неестественная». «Музыканты знаменитые» из первой части противопоставлены звучащей, «неприятной, визгливой мелодии». Антитеза представлена и на уровне портрета: «разрумянившееся с ямочками лицо» Вареньки противопоставлено «сморщенному от страдания лицу» наказываемого солдата, а белое платье, перчатки и башмачки девушки контрастируют с «чем-то большим, черным…» с «черными людьми», солдатами в черных мундирах. Такое сочетание контрастных цветов усиливается и лексическими повторами.

Портрет другого героя - Петра Владиславовича также построен с помощью приема контраста: в сцене бала он красивый, свежий, с сияющим лицом и радостной улыбкой, а в сцене наказания пред читателем предстает руководящий наказанием высокий военный в форме. Рассказчик изумлением говорит нам о том, что отец Вареньки без малейшего колебания «своей сильной рукой в замшевой перчатке» бьет худого и бессильного солдата, испуганного до смерти.

Возможно, показывая полковника в различных жизненных ситуациях, обращая внимание читателей на искренность его поведения в обеих ситуациях, Л.Н. Толстой акцентирует внимание читателей на зависимости человека от выполняемых действий. Петр Владиславович не притворяется, не играет роль доброго отца или сурового военного, он такой на самом деле. Именно эта противоречивость и ставит в тупик Ивана Васильевича, состояние которого также показано с использованием приема антитезы: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» - таково настроение Ивана Васильевича на балу, но после уже «Вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища… Мне было до такой степени стыдно…».

Стыд, который испытал рассказчик, изменил весь его жизненный путь, но не раскрыл все противоречия жизни. Возможно, по этой причине Толстой отказывается от каких-либо выводов в конце рассказа, читатель должен сам задуматься над противоречивостью изображаемых явлений, актуальных во все времена. Прием антитезы, лежащий в основе композиции, полностью помогает раскрыть идейный замысел произведения.

В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.

Эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть.

Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Например: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов.

Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, если бы он где то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.

Эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Тема: «Л.Н. Толстой « После бала».

Цели: 1)познакомить учащихся с основными биографическими сведениями о писателе; историей создания рассказа «После бала»;

2)раскрыть композиционные особенности произведения через разбор и анализ отдельных эпизодов;

развитие связной речи учащихся, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли;

работа над языковыми средствами произведения;

З) формирование у школьников понятия о личной ответственности человека за всё, что он совершает в жизни.

Оборудование урока:

1. Компьютерная презентация. Иллюстрации по творчеству Л.Н. Толстого;

2. Оформление классной комнаты:

    Столики со скатертью, на столиках томики книг с рассказом “После бала».

    Цитаты:

– “Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;

– “Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” – (Л.Н.Толстой);

– “Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);

– “Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький);

    Портреты Л.Н. Толстого:

комплект фотографий “Ясная Поляна”

    Слева от доски расположен “Уголок Льва Николаевича”, разные издания книг Л.Н. Толстого.

    Здесь же стоит “одинокая свеча”, которую в последние минуты урока ученик зажжет, как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя.

3. По ходу урока используется музыкальное сопровождение:

Тип урока: Рассказ учителя, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), комментированное чтение, выразительное чтение, сообщения учащихся.

Ход урока:

1) Организационный момент

(приветствие учащихся, постановка целей урока)

Вступительное слово учителя

Творчество Л. Н. Толстого - одна из ярких страниц в истории русской литературы. Писатель рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.

Свыше двухсот произведений написано им. Каждое из них- отражение целой эпохи русской действительности. Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил?

Об этом мы узнаем из ваших сообщений, подготовленных дома

2.Опрос д/з «Л.Толстой – человек, мыслитель, писатель»

3.Изучение нового материала. Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа «После бала».

Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»

(Л.Н.Толстой, из рассказа «После бала»)

-Ассоциация. Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?

Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Ответы учащихся после прослушивания ( основной ответ: на балу)

Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

( Запись на доске : волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)

Как вы думаете, какие цели предполагает сегодняшний урок?

Воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку, неприятие насилия над личностью .

4. Проверка знания текста произведения.

Опрос методом «Верные и неверные вопросы»

- Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы).

- Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).

- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

- Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).

- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

- После бала рассказчик не мог уснуть (да).

- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

- Татарин кричал: «Помогите!» (да)

- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

5. Вопрос учащимся:

Вы помните, что сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?

(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).

Какие события описаны в рассказе?

(Два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).

5.1. Беседа по содержанию рассказа


Вопросы:

О чем идет разговор в начале повествования?

(О том, что хорошо, что дурно, об обстоятельствах жизни).

Какие два главных события лежат в основе рассказа Толстого?

Бал у губернатора и сцена наказания солдата.

Начнём с бала.

5.2.Обратимся к жанру произведения. Фронтальный опрос

Почему это произведение по своему жанру является рассказом?

-В чем особенность построения рассказа, его композиции?

Выделите основные части рассказа.
(В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика)

Что говорится о главном герое в начале рассказа?

Иван Васильевич - всеми уважаемый человек, он вспоминает о днях своей молодости, когда был влюблён.

Какую мысль утверждает Иван Васильевич в первых строках произведения?

Он уверен, что на судьбу человека может повлиять не только среда, но и случай.

Какое событие описано в произведении? Бал в доме губернского предводителя, влюблённость героя, потрясение от жестокости случившегося после бала, разочарование.

Какова идея этого рассказа?

Личная ответственность человека за всё, совершаемое им.

Какая историческая эпоха изображена автором в произведении?

Эпоха правления Николая I , 40-е годы 19 века, время, когда в царской армии солдаты жестоко наказывались за малейшую вину

6. Групповая работа по карточкам. Просмотр видео-ролика.

Задание: используя план, данный в карточке, выписать в тетрадь ключевые слова-эпитеты из текста рассказа.

По окончании этой работы передать содержание эпизода,

используя выписанные слова.

1 группа - эпизод «На балу»

2 группа - эпизод « После бала»

(Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.) (В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.)

1 ЧАСТЬ

Давайте и мы вместе с героями Толстого окунёмся в торжественную и волнующую атмосферу бала.

    Кто давал бал, описанный в рассказе Толстого?

    Дайте описание бала (музыка, звучащая на балу). Какие эпитеты при этом использует Толстой?

    Опишите внешний вид и душевное состояние героев рассказа во время бала:

    Ивана Васильевича;

    Вареньки;

    полковника Петра Владиславовича.

2 ЧАСТЬ

1. Что услышал Иван Васильевич, выйдя из дома?

2. Что увидел Иван Васильевич, выйдя из дома?

3.В какое время суток Иван Васильевич становится свидетелем страшной картины – избиения татарина?

Утро, символизирующее, как правило, начало новой жизни, в данном случае выступает как крушение надежд, любви.

Волшебная ночь, описанная в 1 части, противопоставлена реалиям утра.

Как вы думаете: полковник – двуличный человек? Где он настоящий: на балу или после бала?

Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отворачивается и делает вид, что не узнал его?

Что заставляло полковника быть жестоким? («воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки», уверенный в том, что «надо всё делать по закону», полковник искренен в обеих сценах.)

Почему не состоялась любовь Ивана Васильевича и Вареньки?

Почему Иван Васильевич отказался от карьеры военного?

Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. Толстой был обеспокоен тем, что в армии царят произвол и жестокость. Чтобы сохранить дущу, Иван Васильевич отказывается от карьеры военного.

Какой композиционный приём лежит в основе рассказа Толстого? Докажите своё утверждение

Итак, проанализировав эти два эпизода, сделайте вывод о том, как они соотносятся.

Эти два эпизода противопоставлены друг другу.

Слово У. Ребята, такой приём в раскрытии идеи произведения, при котором события или герои противопоставлены друг другу, называется контрастом.

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?
- А зачем писателю понадобилась первая часть?
- Как называется такой прием?
(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

Экзекуция - порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн. казни.

Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?
(Бал у губернского предводителя = экзекуция,

зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).
Весь рассказ построен на контрастах - описание событий бала и после, психологическое состояние героев.

Помог ли контраст раскрыть замысел автора?

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что сцена наказания показана после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

В какое время года Иван Васильевич становится свидетелем надругательства над человеком?

Весной, в масленичную неделю. Масленица – подготовительная неделя к Великому посту. Она посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянию. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворительности.

7) Закрепление изученного

Тест

1) Какой художественный приём лежит в основе композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность событий

б) контраст

в) цикличность событий

2) С каким чувством описывает главный герой сцену

«На балу»?

а) возмущение

б) пренебрежение

в) восторг

З) В каком платье была Варенька на балу?

а) белое платье с розовым поясом

б) бархатное пюсовое (тёмно-коричневое)

в) розовое

4) С помощью какой художественной детали автор

доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) белые усы и бакенбарды

б) замшевая перчатка

в) блестящие глаза и радостная улыбка

г) домодельные опойковые сапоги

5) Определите основную идею рассказа

а) осуждение деспотизма

б) осуждение бездумного исполнения правил

в) идея личной ответственности человека

б) Накануне какого праздника устраивался бал в доме

губернского предводителя

а) масленица

б) рождество

7) Почему полковник, добрый и чуткий во время бала,

оказывается жестоким и бессердечньим по отношению

к солдатам?

а) добросовестно выполняет свои обязанности

8) Какие звуки, мелодия слышатся во время жестокой

расправы с беглым солдатом?

а) звуки трубы

б) свист флейты и барабанная дробь.

8. Составление синквейна.

Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? Что было особенно важным?

Что взяли для себя с этого урока?

9. Итоги урока

Каждому из вас когда-нибудь придётся делать выбор. Хотелось бы, чтобы он был правильным. Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении уничтожить все зло в людях…

Мы зажжем эту “одинокую свечу” не просто как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя. Мы зажжем свечу, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.

10.Домашнеее задание

    Составить сравнительную характеристику:

2. Ответить на вопросы № 2, 3, 4, 5, 6 стр. учебника

История создания произведения Толстого «После бала»

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».
Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.
Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения
«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала) и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.
В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменялось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество Л.Н. Толстого, связан с реализмом в русской литературе.

Тематика произведения

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.
В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
В рассказе Л.Н. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.

Характер конфликта

Анализ произведения показывает, что основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.
Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

Основные герои

Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.
Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».
Иван Васильевич, скромный и порядочный молодой человек, потрясенный сценой избиения солдат, не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Сюжет и композиция

В ходе анализа произведения мы приходим к выводу, что сюжет рассказа незамысловат. Иван Васильевич, убежденный, что среда не влияет на образ мыслей человека, а все дело в случае, рассказывает историю своей юношеской влюбленности в красавицу Вареньку Б. На балу герой знакомится с отцом Вареньки, очень красивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом и роскошными усами, полковником. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе.
Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец Вареньки, красивый, статный полковник Б. Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему ни малейшей поблажки. Один из солдат «мажет». Б. бьет его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б. делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается.
Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б. жестоко бить человека, а не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды.
Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.
«После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого — Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям особую реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».

Художественное своеобразие

Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.
Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так, при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой художественный прием называется цветопись). Связано это с тем, что белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости, Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.
В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «...я увидал... что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана.... это была... жесткая, нехорошая музыка».

Значение произведения

Значение рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.
В 2008 г. исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. О нём написаны сотни книг и статей, его произведения известны во всём мире, имя его чтут во всех странах, герои его романов и повестей живут на экранах, на сценах театров. Слово его звучит по радио и телевидению. «Не зная Толстого, — писал М. Горький, — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».
Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни.
С именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической художественной литературы.
Наследие Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических вкусов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствует духовному обогащению.
В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы столь многообразно и сложно, как творчество Л.Н. Толстого. Великий писатель развил русский литературный язык, обогатил литературу новыми средствами изображения жизни.
Мировое значение творчества Толстого определяется постановкой великих, волнующих общественно-политических, философских и моральных проблем, непревзойдённым реализмом изображения жизни и высоким художественным мастерством.
Его произведения — романы, повести, рассказы, пьесы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 г. было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

Это интересно

Эпизод, описывающий наказание солдат, имел предысторию. Впервые он появился в статье Л.Н. Толстого «Николай Палкин», написанной в 1886 г.
О подробностях жестокого наказания шпицрутенами писатель узнал, когда вместе с Н.Н. Ге-младшим и М.А. Стаховичем шел пешком из Москвы в Ясную Поляну. На ночлег остановились у 9 5-летнего солдата, который и рассказал им эту историю. Хотя сам Толстой никогда не был свидетелем такого наказания, рассказ произвел на него огромное впечатление. Лев Николаевич в тот же день сделал наброски статьи в своей записной книжке.
Статья «Николай Палкин» представляет собой диалог между автором и солдатом, который постепенно переходит в размышления лирического героя о событиях тех лет.
Каждое слово у Толстого обладает необычайной выразительностью и емкостью. Так, в рассказе есть чрезвычайно знаменательный по своему смыслу эпитет: «гибкая палка такой высочайше утвержденной толщины...». Он включен Толстым с определенной целью — указать, что деспотизм и жестокость идут от самого царя, определяются самодержавной системой. Указание, что толщина шпицрутенов была утверждена самим царем, основано на документальных данных.
Известно, что Толстой был знаком с запиской Николая I, в которой со всеми подробностями был предначертан царем обряд казни декабристов. По поводу этой записки Толстой с возмущением писал, что «это какое-то утонченное убийство».
В своей статье «Николай Палкин» автор упоминает о знакомом полковом командире, который «накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на балу и уехал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».
Эта сцена представляет собой как бы промежуточный этап между статьей «Николай Палкин» и рассказом «За что?», приближаясь больше к последнему.
Эмоциональное воздействие этой сцены на читателя усиливается от произведения к произведению («Николай Палкин» — «После бала» — «За что?»). Здесь Толстому удается наиболее ярко передать чувства, мысли, переживания героев во время экзекуции, их душевные и физические страдания.
Советуем прочитать
Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. — М., 1981.
Кузина Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого. Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX - начала XX века. — М., 1993.
Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х томах. М.: Художественная литература, 1978.
Ломунов КН. Лев Толстой в современном мире. — М., 1975.
Храпченко М.Б. Л. Толстой как художник. — М., 1975.
Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л. Толстого: Наблюдения и раздумья. — М., 1983.

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Цели урока:

Ближе познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала»;

Подготовиться к работе над сочинением;

Выявить особенности композиции рассказа;

Анализируя произведение, понять его основную идею;

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы проводим очередной урок, посвященный изучению рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Тема урока:

«Особенности композиции и её роль в раскрытии идейно- художественного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала». На этом уроке, ребята, вы должны быть предельно внимательны, так как и знания, и сведения, полученные сегодня, пригодятся вам при написании сочинения по произведению.

Как и для чего мы будем исследовать композицию рассказа? В этом нам поможет тема нашего урока. Внимательно посмотрите на неё и попробуйте определить путь, по которому мы будем идти сегодня.

КОМПОЗИЦИЯ- ОСОБЕННОСТИ - ИДЕЯ - РОЛЬ КОМПОЗИЦИИ

Для чего это нам нужно? – чтобы прийти к пониманию идеи худ. пр-я

  1. Для оценки вашей работы на уроке мне нужны 2 помощника. Они будут отмечать количество и качество ваших ответов. Предложу взять на себя эту ответственную миссию Алене и Саше Мотавкину.
  2. Вступительное слово учителя.

Перед вами, ребята, портрет Л.Н.Толстого, выполненный в 1887 году. Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности. На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых - рассказ «После бала», написанный в 1903 году.

  1. Эвристическая беседа.

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите».

А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа?

(уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи)

Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку.

Экзекуция - так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин». В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот», - писал впоследствии Толстой, - имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания - «прогнания сквозь строй».

Что вы можете сказать о личности Толстого на основе услышанного?

Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему?

О чем вы задумались, читая это произведение?

Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию. Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения? (Композиция- построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий).

В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа:

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение.

Выявить особенности композиции рассказа – это одна из целей нашего урока.

Запишем в тетради- «Особенности композиции рассказа ЛНТ «После бала» и приступим к работе.

От чьего лица ведется повествование? Почему?

Зачитаем начало рассказа. Скажите, кто является рассказчиком?

(их двое)

Кто они? (один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, по- видимому, это молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич; другой - сам Иван Васильевич).

Перед нами по существу своеобразный « Рассказ в рассказе ». Это одна из особенностей композиции рассказа.(запись)

О чем беседуют люди, окружающие Ивана Васильевича, каков предмет их разговора?

А теперь вернемся к концу рассказа (читаю), автор вновь возвращает нас к разговору о среде, о том, что хорошо, что дурно. «…если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал…) Такой художественный прием называется обрамлением . Это еще одна из особенностей композиции этого произведения. Попробуйте дать определение обрамления. Запишите в тетради: «Обрамление это…().»

Как сочетаются разговор- беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала?

«Вечные» нравственные проблемы добра и зла, совести и ответственности, справедливости и человеческого счастья разрешаются Л.Н.Толстым во многих его сочинениях, разных по тематике и жанру. Позже вы познакомитесь с другими его произведениями: «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина» и другими. (внимание на выставку книг).

Почему эти проблемы называются «вечными»?

  1. А сейчас я бы хотела дать задание для двух небольших групп. Пока мы анализируем эпизоды, я предлагаю девочкам сравнить два варианта концовки рассказа и ответить на вопрос: почему, на ваш взгляд, Толстой изменил концовку рассказа? А Тане: подготовить эмоциональный пересказ от третьего лица фрагмент сцены наказания показать в учебнике).
  2. Анализ эпизодов в форме диалога.

Обратимся к тексту, сопоставим две сцены: «бал» и «после бала». В ходе анализа мы будем выписывать ключевые слова, поэтому разделите тетрадь на две части: «Бал» и «После бала»

С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала)

Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны?

Пюсовое - (устар.) темно-коричневое.

Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.

А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене «После бала». Какое слово повторяет рассказчик и для чего?

Прочитайте описание зала. Выпишите ключевые слова в тетрадь. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? Какова их роль в произведении?

Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова.

Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

? Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала?

Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

Примерная запись, сделанная в ходе анализа.

Бал

После бала

Хозяева: добродушные, хлебосол, брильянтовый

Солдаты: черные

Зала: прекрасная, бал чудесный, великолепный

Улица: пустынный переулок

Варенька: Белое платье, милые глаза, сияющее, разрумянившееся лицо, плавные движения

Наказываемый: оголенный по пояс, спина - что-то мокрое, красное, неестественное, двигаясь всем телом, то опрокидываясь назад, то падая вперед.

Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой, красивые и быстрые па

Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка

Иван Васильевич: доволен, счастлив, блажен, добр, восторженное умиление, нежное чувство

Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада

В душе у меня все время пело, и слышался мотив мазурки

Другая, жесткая, нехорошая музыка. Повторяли неприятную, визгливую мелодию.

Спасибо. А теперь послушаем Алешу.

Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий - это основа композиции рассказа). (запись)С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение?

Итак, мы выявили композиционные особенности рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Как вы думаете, ребята, почему полковник, как будто любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером? Попробуем поработать следующим образом: первая колонка защищает полковника, третья – осуждает его. Вторая- делает выводы.

Как участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.

  1. Индивидуальная работа.

Сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант

Окончательный вариант

Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга (я так называл его),- как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости я понял весь ужас того, что я видел, и что сам делал».

Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признанием всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу и никуда, как видите, не годился».

Ответ: в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире)? Согласны ли вы, ребята, с таким мнением?

О чем заставил задуматься Ивана Васильевича случай с солдатом?

О чем он старался узнать?

На ваш взгляд, какую роль играет среда в жизни человека?

В начале он гов, что дело в случае. Сам не понял до сих пор, что произошло.

(На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили. Но зато мы можем сделать очень важный вывод: человек не может и не должен быть равнодушным к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни).

Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной к злу, совершенному её отцом?

Какова же идея произведения?

Какую роль в постижении идеи произведения играет композиция этого рассказа?

Значение рассказа огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил, как мы видим, глубокие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему в 1900-е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности. И положил его в основу рассказа. Пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Замысел этот воплощается в композиции и идее рассказа.

  1. Подведение итогов урока. (Достигли ли целей)
  2. Собрать листочки с оценками. Выставление и комментирование оценок.
  3. Домашнее задание: выбрать тему и подготовиться к классному сочинению.

В чем хотел убедить нас, читателей, Толстой?

  1. Спасибо всем за работу.

Тема 1. УТРО,ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ.

Примерный план.

  1. Жизненные источники рассказа «После бала».
  2. Герой рассказа.
  3. Композиция и её роль.
  4. Утро как крушение любви и самой жизни.
  5. Связки между частями.
  6. Цвета и звуки.
  7. Синтаксические средства.
  8. Чувства героя.
  9. Последствия страшного утра.
  10. «Все дело в случае».

Тема 2. Полковник на балу и после бала.

Примерный план.

  1. Представление героя.
  2. Внешность полковника.
  3. Детали.
  4. Полковник на балу.
  5. Восторженно- нежное чувство героя к полковнику.
  6. Полковник после бала.
  7. Чувства героев.
  8. Последствия увиденного.
  9. Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

Тема 3. Что такое честь, долг, совесть в моем понимании.

Примерный план.

  1. Определение понятий (с использованием толкового словаря)
  2. Связь этих понятий.
  3. Примеры из литературы (н-р, «Капитанская дочка», «После бала»).
  4. Примеры из собственной жизни. Рассуждение: не устарели ли эти понятия?

Top