Анатомия человека как наука о человеке. Ана­то­мия как нау­ка

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов.

Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Первые анатомические сведения встречаются уже в письменных источниках древних египтян и античных греков, хотя и скудные и часто неточные. Неточность описаний может объясняться тем, что, к примеру, в древней Греции было запрещено вскрывать человеческие трупы, и Аристотель, интересовавшийся, кроме прочего, анатомией, вынужден был удовлетворять свой учёный интерес, вскрывая трупы животных. Римский врач Клавдий Гален также вскрывал трупы животных, в частности обезьян, полагая, что их анатомия мало отличается от анатомии человека. Изредка Галену удавалось изучать и человеческое тело - он вскрывал трупы самоубийц, выловленные из Тибра. Гален составил подробные описания костей, суставов, мышц и пр. В течение многих столетий труды Галена оставались главным источником знаний по анатомии. Большой вклад в развитие анатомии как науки внёс врач из Бухары Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), несмотря на то, что религия мусульман запрещала производить вскрытия.

Основательное изучение человеческого тела начинается в Европе в эпоху Возрождения, когда католическая церковь несколько ослабляет запрет на вскрытия. Леонардо да Винчи, художник и учёный, начинает систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Он произвёл несколько десятков вскрытий и оставил после себя 13 томов рисунков по анатомии. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы. Настоящим реформатором науки анатомии стал фламандец Андрей Везалий (1514-1564), происходивший из семьи придворного аптекаря. Он учился в университете города Лувена, затем в Парижском университете у знаменитого анатома Сильвия. После, занимаясь анатомией самостоятельно, он испытывал немалые трудности. Ему приходилось похищать кости с кладбищ из разрытых собаками могил, а также забирать по ночам трупы казнённых преступников и тайно вскрывать их в подземелье. Можно представить себе, какие слухи пустил бы о Везалий современник, прознай он о его действиях. С 1537 г. Андрей Везалий живёт в Венецианской республике. В падуанском университете молодой доктор медицины преподаёт анатомию. Правительство Венецианской республики поддерживало образованных людей и создавало более-менее благоприятные условия для развития науки. У Везалия появляется возможность продолжить исследования. Окружённый сотнями студентов, он производит одно вскрытие за другим. В «материале» особого недостатка не было: Везалию дозволили вскрывать трупы казнённых преступников.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

С XVII в. анатомия как наука усиленно развивается университетами Англии, Франции и Нидерландов. Фредерик Рюйш создаёт анатомический музей, Уильям Гарвей публикует знаменитое «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», Марчелло Мальпиги открыл капиллярные сосуды в почках и лёгких.

В это же время появляется большой интерес к анатомии в России. Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

В начале XIX века в России появились первые учебники по анатомии: руководство П. А. Загорского «К познанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина; М. И. Шейном переведён на русский язык труд по анатомии Гейстера.

Поистине отцом топографической анатомии можно назвать Н. И. Пирогова, создавшего учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов, придумавшего для изучения топографии метод распилов замороженных трупов: распилы проводятся в разных плоскостях и это проясняет картину взаимного расположения органов.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую или описательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией, если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Чтобы предупредить процессы гниения в тканях тела, анатомы применяют формалин, спирт и другие жидкости.

Помещения, в которых производятся вскрытия, препарирование и преподавание анатомических знаний, по традиции называются анатомическими театрами.

Анатомический инструментарий очень разнообразен. К нему относятся скальпели, ножницы разных видов, пинцеты, пилы, шприцы, крючки, костные кусачки, зажимы, зеркала и пр. Широко используются микроскопы, рентгеновские установки, с недавнего времени - компьютеры.

1. Анатомия как наука и её место среди биологических дисциплин, виды анатомии.

Анатомия - это наука о закономерностях строения организма и отдельных его частей. Эти закономерности определяются историей развития организма. В определённых условиях среды наследственными факторами и свойствами живой материи расти и размножаться. Анатомия с греческого слова: anatome - рассечение, разрез.

Задачи анатомии: 1)Изучить развитие сложных структур в зависимости от изменения условий внешней среды (кормление, содержание, эксплуатация). 2)Изучить коррелятивные влияния изменения одного органа на другой. 3)Изучить влияние продуктивных функций на динамику роста и развития отдельных органов. 4)Изучить влияние внешних факторов на формообразование. 5)Выяснить наилучшие комбинации внешних условий благоприятствующие правильному развитию тела и отдельных органов. Значение анатомии: 1)Общеобразовательное. 2)Прикладное.

Виды анатомий: 1). По объектам изучения: Видовая, Типовая, Возрастная, Породная, Половая . 2). По методам изучения: Макроскопическая, Микроскопическая, Макромикроскопическая, Сравнительная, Рентгенанатомия . 3). По состоянию изучаемого объекта: Нормальная анатомия, Патологическая анатомия . 4). По прикладному значению: Типографическая, Пластическая, Описательная или системная, Экстерьерная, Зоотехническая, Теоретическая .
2. Краткая история анатомии как науки.

История развития анатомии в 5-ти периодах: 1) Начальный: охватывает 5 столетие до н. эры. Учёные: Гераклит, Гиппократ (20 томов). 2) Научного развития: вбирает от 4-го столетия до н. эры, и до 15 столетия нашей эры. Учёные 4-го века: Аристотель ((Система органов), теория развития организма). Во 2-ом веке до нашей эры: Гален. Он утверждает, что:сердце, мозг, печень - главные органы. 3) Период возрождения: 16 век - и первая половина 17 века. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении, Фаллопий - изучает строение половых органов, Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат, Леонардо Да Винчи - образы животных и человека. 4) Микроскопический период: вторая половина 17 и 18 веков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах. 5) Сравнительно-эмбриональный период: 19-20 века - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.
3. Морфологические понятия в анатомии : клетка, ткань, орган. Виды тканей и органов.

Клетка - это наименьшая обособленная частица тела с ядром внутри. Ткань - это совокупность более или менее однородных клеток с их производными, объединённые общим строением, функцией и происхождением. Виды тканей: 1) Эпителиальная (покровная). 2) Опорно-трофическая (соединительная, хрящевая, костная, кровь, лимфа). 3) Мышечная: Поперечно-полосатая ткань (придаёт форму тела), Гладкая (в стенках внутри трубчатых органов), Сердечная поперечно-полосатая мышечная ткань (Сердце). 4) Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии. Орган - это обособленная часть тела , состоящая из тканей, имеющие определённое строение и функцию. Organon «греч.» - «орудие». Подразделение органов: 1) Паренхиматозные (Компактные органы): почки, печень, лёгкие. Основная масса органов состоит из рабочей ткани. 2) Провизорные: временные (молочные зубы). 3) Дефинитивные - органы сформировавшие и принадлежат взрослому животному. 4) Рудиментарные - остаточные части органа «часть органа». 5) Атавизмистические - остались от предков или возвращаются от предков. 6) Аналогичные органы - имеют разное происхождение, но одинаковая функция. 7) Гомологичные - одно происхождение, но разные функции. 8) Гомодинамные - близкие по своему строению и выполняющие одну и туже функцию (Пальцы). 9) Гомотипичные - парные органы одного организма.
4. Морфологические понятия в анатомии: система органов, организм. Группы систем органов. Основные проявления жизни и системы их обеспечивающие.

Система органов - это сложный комплекс координирования работающих органов, между которыми в процессе развития распределены детали выполнения одной общей функции. 12 систем: 1) Соматическая группа систем (Soma - тело ): 1) Костная. 2) Система соединения костей. 3) Мышечная система. 4) Система общего кожного покрова. Viscera - внутренности. 2) Висцеральная группа систем: 5) Пищеварительная. 6) Дыхательная. 7) Мочевыделительная. 8) Половая. 3) Интегрирующая группа систем: 9) Сосудистая. 10) Нервная. 11) Эндокринная. 12) Система органов чувств.

Организм - это биологическая форма в которой взаимодействуют все исторически развившиеся в нём системы органов. Объединённые строением и функциями в единое целое . Это целое приспособлено к определённым условиям жизни и способна к изменениям своей организации.

Основные проявления жизни и системы, их обеспечивающие: 1) Обмен веществ и энергии: Дыхательной, Пищеварительной, Мочевыделительной системой. 2) Раздражимость: Сосудистая, Нервная, Эндокринная, Органы чувств. 3) Размножение: Обеспечивается половой системой.
5. Основные закономерности строения тела животного.

Общие закономерности строения тела животного: 1).Принцип одноосности или биполярности. 2).Принцип сегментации или принцип метамерности - это тело животного можно разделить на сегменты. 3).Принцип двухсторонней симметрии или антиметрии. 4).принцип двух трубок: а).Нервная трубка. б).Трубка внутренних органов.
6. Понятия онтогенез, филогенез, их основные закономерности. Основные периоды и стадии развития животных.

Стадии развития организма: Жизнь организма от зиготы до смерти называется онтогенезом . Процесс развития: 1) Внутриутробный (пренатальный). 2) Внеутробный (постнатальный). Стадии внутриутробного периода: 1) Зародышевый. 2) Предплодный. 3) Плодный. Зародышевый период: 1) Дробление. 2) Гаструляция. 3) Обособление тела зародыша. Периоды постнатального процесса развития: 1) Новорождённости. 2) Молочный период. 3) Период полового созревания. 4) Период расцвета. 5) Период старения. Период новорождённости 1 месяц, когда происходит замена тех клеток, на те клетки, которые приспосабливаются к условиям среды.

Понятие об онто- и филогенезе: Филогенез - это историческое развитие видов от одноклеточных до ныне живущих: Одноклеточные  Простейшие многоклеточные  Черви  Рыбы (хрящевые и костные)  Земноводные  Рептилии  1) Животные; 2) Птицы.

Биологический закон Мюллера-Геккеля: 1) Филогенез состоит из множества онтогенезов. 2) Онтогенез краткое повторение филогенеза. 3) Онтогенез продолжение филогенеза. Закон Бера: «все ранее стадии развития животных сходны». Основные принципы филогенетического формообразования: 1) Дифференциация или разъединение. 2) Интеграция или объединение.

7. Общая характеристика скелета (его определение, функции, деление).

Остеология от слов: Os – кость и Logos – наука . Костная система или остеология – это часть анатомии изучающая строение кости. Скелет – совокупность костей одного вида животного расположенный в естественном порядке. Скелет произошёл от греческого слова Skeleton – мумия или иссохший. В своём развитии скелет прошёл три этапа развития: 1)Опорно-перепончатый скелет. 2)Хрящевой скелет. 3)Костный скелет. У животных развивается внутренний скелет из хорды и внешний в процессе филогенеза. У лошади в среднем 214 костей, у КРС – 209, Мелкие жвачные – 101 – 212, Свинья – 288, Собака – 282, У человека – 206. Функция скелета: 1) Опорная. 2) Защитная. 3) Кроветворная – формирование клеток крови. 4) Участие в минеральном обмене веществ. 5) Определяет внешние формы животного. 6) Скелет образует систему рычагов. Скелет подразделяется на: 1) Осевой. 2) периферический или скелет конечностей. Осевой скелет состоит из: Скелета головы. Скелета шеи. Скелета туловища (грудные позвонки, рёбра, грудная кость).  Скелета поясницы (скелет крестца). Скелета хвоста. Периферический скелет состоит из:  Скелета грудных конечностей. Скелета тазовых конечностей. Скелет конечностей в свою очередь состоит из: 1)Костей пояса. 2)костей свободной конечности. К тазовым конечностям относятся 2-е тазовых кости, а каждая тазовая кость состоит из 3-х костей (Седалищная, лонная, подвздошная).
8. Строение, рост, развитие кости как органа (на примере трубчатой кости).

В кости 4-е структурных элемента: 1) Костная ткань. 2) Костный мозг. 3) Надкостница. 4) Гиалиновый хрящ. Хрящ (cartilago ) покрывает участки кости на концевых участках. По расположению бывают: 1)Суставной (на верхних концах кости), 2)Метафизарный хрящ обеспечивает рост кости в длину, расположенный внутри кости. Расположен в зоне роста. Надкостница представляет собой тонкую оболочку, покрывающая кость с наружи, за исключением места расположения суставного хряща. Надкостница состоит из 2-х слоёв: 1) Наружный или фиброзный – представлен соединительной тканью, с большим количеством коллагеновых волокон. 2) Внутренний или камбиальный (остеогенный). Изнутри кость покрывается эндостом – тонкая оболочка, но внутри. Костная ткань подразделяется на: 1) Губчатое вещество. 2) Компактное вещество. Губчатое вещество располагается на концевых участках кости и обеспечивает упругие свойства кости. Компактное вещество более плотное и определяет прочность кости. Костный мозг заполняет полость кости и в зависимости от возраста костный мозг бывает: 1)Красный (Medulla osseum rubra). 2)Жёлтый (Medulla osseum flava).

Кость в своём развитии проходит 3-и или 2-е стадии развития: 1) (1) Перепончатая. 2) Хрящевая. 3) Костная ) - Энхондральный путь развития. Характерен для внутреннего скелета. 2) (1) Перепончатая. 2) Костная ) - Эндестальный путь развития кости. Характерен для внешнего скелета.

Развитие кости: 2) [Перехондральное окостенение] (образуется костная манжетка). 3) [Энтохондральное окостенение] (формируется первый очаг окостенения). 4) Формируется второй очаг окостенения. 5) Формирование дефинитивной кости. Есть зона роста. Похожа на кость взрослого животного. Зона роста: диаметафизарная субхондральная кость, эпихондральная метафизарная кость.
9. Типы костей по форме, факторы формообразования костей, возрастные особенности.

В свежей кости воды до 50%, жиров до 15%, белков (оссеин) до 12,5%, минеральных веществ до 22% (Ca, P). Когда кость вываривают остаётся минеральных веществ до 85%. На химический состав влияет: возраст, кормление, влияние факторов на состав, физическое влияние при беременности. Физические свойства кости: 1)Упругость. 2)Прочность. Классификация костей по форме : 1) Длинные (ossa longa): а) Трубчатые (конечности), б) Плоские (рёбра). 2) Короткие (ossa brevia). 3) Смешанные (ossa mixta) позвонки (функция опоры). 4) Плоские кости (ossa plana) лопатки, тазовые кости. 5) Пневматизированные (воздухоносные) (ossa pneumatica) – в области головы (в черепе).


10. Общая хар-ка системы соединения костей: определение, функции, факторы состояния костей, классификация соединения костей.

Система соединения костей – это совокупность анатомических образований приспособленных для связей костей друг с другом. Функции связочного аппарата : 1) Прочно и надёжно соединяет кости. Способствуя выполнению скелетом динамических и статических функций. 2) Защитная. 3) Участие в обмене в-в. 4) Оказывает содействие мышечной системе в осуществлении различных определённых движений животного. Факторы состояния костей : 1) Кормление животного. 2) содержание. 3) Эксплуатация. 4) Возраст. 5) Пол. 6) Физическое состояние животного. 7) Порода. Классификация соединений костей :


Непрерывный тип – Синартроз.

Синартроз – это такие виды соединений, при которых промежуток между костями заполнен каким-либо видом ткани выполняющую соединяющую роль.

Виды синартроза: 1) Синдесмоз – это соединение костей с помощью плотной соединительной тканью (швы, связки, мембраны). Швы (suturae): 1) Плоские (plana) – встречаются между носовыми костями, соединение это непрочное. 2) Зубчатые (dentata) – встречаются в соединениях между носовыми и лобными костями. 3) Чешуйчатые (squamosa) – соединения путём наложения одной ткани на другую. 4) Листовидные (foliatae) – в соединении между теменными и затылочными костями. Связки (ligamenta) – это лентовидные соединительно-тканные образования. Мембраны (membrana) – это широкие соединительно-тканные образования.

2) Синэластоз – это наличие или содержание эластических волокон. Пример: выйная связка.

3) Синхондроз – это хрящевое соединение костей, т.е. соединение хрящом. Хрящ: 1) Гиалиновый – между костями в молодом возрасте . 2) Волокнистый – где кости под воздействием испытывают давление между телами позвонков.

4) Синостоз – соединение костной тканью. Есть у взрослых животных.

5) Синсаркоз – соединение костей с помощью мышечной ткани.


: 1) Одноостные –движение осуществляется по одной оси (фаланги пальцев). 2) Двуостные – движение суставов по двум перпендикулярным осям (височно-нижнечелюстной сустав). 3) Многоостный – движение идёт по 3-м перпендикулярным плоскостям (плечевой, тазобедренный сустав). 4) Тугие суставы в которых практически отсутствует движение, где связки (крестцово-подвздошный сустав).

Суставы по строению : 1) Простые – образован двумя костными сегментами. 2) Сложный – образован тремя и более костными сегментами.

11. Строение, классификация суставов. Виды движения в суставах.

Составными элементами сустава являются: 1) Суставная капсула. 2) Соединяющиеся поверхности, покрытие гиалиновым хрящом. 3) Пространство заполненное синовиальной жидкостью. Концы костей покрыты суставным хрящом (cartilago articularis). По бокам сустава: капсула сустава (capsula articularis). Внутри – суставная полость (cavum articularis) с синовией (synovia). Капсула сустава состоит из 2-х слоёв: 1)Наружный – фиброзный (придают плотность). 2)Внутренний – синовиальный (вырабатывают синовию). Синовия – это тягучая жидкость , которая обеспечивает питание сустава, гладкую поверхность и буферные свойства.

Прерывный тип – Диартроз (соединение составов). Диартрозы (суставы). Сустав – articulatio (arthrоn). Функции диартроза: По типу движения : 1) Одноостные –движение осуществляется по одной оси (фаланги пальцев). 2) Двуостные – движение суставов по 2-м перпендикулярным осям (височно-нижнечелюстной сустав). 3) Многоостный – движение идёт по 3-м перпендикулярным плоскостям (плечевой, тазобедренный сустав). 4) Тугие суставы в которых практически отсутствует движение, где связки (крестцово-подвздошный сустав). Суставы по строению : 1) Простые – образован двумя костными сегментами. 2) Сложный – образован тремя и более костными сегментами. По форме соприкасающихся поверхностей : 1) Шаровидные – движение многоостное. 2) Блоковидное. 3) Эллипсовидное – форма двояковогнутое и -выпуклое. 4) Плоские – соединения между позвонками. 5) Седловидные (КРС присоединение ребра к позвонку).

Виды движения суставов : 1) Сгибание – flexio. 2) Разгибание – extensio. 3) Отведение – abductio. 4) Приведение – adductio. 5) Вращение – rotatio: 1. Наружу – supinatio. 2. Внутрь – pronatio.
12. Функции мускульной системы, её состав и связь с др. системами. Строение мускулов как органов.

Функции : 1) Перемещение тела в пространстве. 2) Изменение положения частей тела и отдельных органов. 3) Составляет основу тела животного (вместе с костной системой, системой соединения костей и общего кожного покрова). 4) Обеспечивает изменение объёма полостей. 5) Является трансформатором переходом обменной энергии в тепловую. 6) Функция депо воды . 7) Проявляет состояние нервной системы. 8) Наличие мышечно-суставного чувства (даёт возможность животному ориентироваться в пространстве). Связь мышечной системы с др. системами : генетическая, морфологическая, функциональная. Органы мышечной системы : Главные. Вспомогательные. К главным органам относятся мышцы (мышечная ткань). 3-и виды мышечных тканей: 1)Поперечно-полосатая. Она формирует скелетную мускулатуру (соматическая). 2)Гладкая мускулатура. Она выстилает стенки внутренних органов и кровеносных сосудов. 3)Сердечная или поперечно-сердечная мышечная ткань. Вспомогательные органы: Фасции, бурсы (сумка), синовиальные влагалища, сесамовидные кости и блоки на костях.

Строение мускула как органа : каждый мускул состоит из пассивной части и активной. Пассивная часть (закрепление мышц на костной поверхности). Активная часть – сокращение мускул. Мышца имеет: головку, брюшко, хвост. Головка совпадает с неподвижной точкой. Мускул состоит из рабочей ткани – мышечных волокон и соединительно-тканного остова (строма, интерстиций). Соединительно-тканный остов (поперечный разрез): 1) Оболочка (эпимизий). 2) Трабекулы (перемизий). 3) Эндомизий – оболочка покрывающая волокно мышечное. Форма головки и хвоста мускула зависят от формы мускула. Если брюшко крупное, то головка и хвост называются сухожилием и имеют круглую форму. Если брюшко плоское, то сухожилии получили название апоневроз.
13. Классификация мышц по форме и функции.

По форме : 1) Пластинчатые мускулы. 2) Веретенообразные (на конечностях). 3) Кольцеобразные (в основании естественных отверстий). По внутреннему строению : 1) Динамические мышцы (нежная соединительно-тканных основ). 2) Статические (в которых полно отсутствуют мышечные волокна). 3) Динамостатические (наличие в % соотношении мышечных волокон (>50%)). 4) Статодинамические (мышечные волокна сниж. до минимума (15%)). По функции : 1) Разгибатели – экстензоры. 2) Сгибатели – флексоры. 3) Отводящие – абдукторы. 4) Приводящие – аддукторы. 5) Сжиматели – сфинктеры. 6) Расширители – дилятаторы. 7) Суживатели – констрикторы. 8) Вращатели – ротаторы. 9) Вращение наружу – супинаторы. 10) Вращение внутрь – пронаторы.

Синергистры – выполняющие одну и туже функцию. Антагонисты – выполняющие разные функции.


14. Вспомогательные органы мышц и их функции: фасции, бурсы, синовиальные влагалища (значение, строение, классификация).

Фасции (fascia, ae ) – оболочки. Фасции – это широкие, пластинчатые, соединительно-тканные образования, формирующие футляры для мускулатуры в целом, группы и отдельных мускулов. Функции фасций : 1) Защитная. 2) Сдерживает давление мускулов на окружающие органы. 3) Представляет обширную площадь для закрепления мускулов. 4) Создаёт более благоприятные условия для работы мышц. Классификация фасций: По топографии расположения : 1) Поверхностные. 2) Глубокие. 3) Смешанные. Поверхностные фасции состоят из 2-х листков: 1)Наружного. 2)Внутреннего. Располагаются группы мышц или подкожные мышцы (грудобрюшной мускул, лопаточно-плечевой мускул, шейный). Глубокая фасция располагается под поверхностной и состоит из 2-х листков: наружного и внутреннего. Наружный листок соприкасается с поверхностной фасцией, а внутренней с оболочками больших полостей (брюшной и грудной). Внутренний листок глубокой фасции в грудной полости получил название внутригрудная фасция . Внутренний листок глубокой фасции в брюшной полости получил название поперечно-брюшная фасция . Наружный листок глубокой фасции в области брюшной стенки получил название жёлтая брюшная фасция (у травоядных). Собственные или специальные фасции покрывают каждый мускул, а в отдельных участках тела имеют собственные названия: фасция предплечья, широкая фасция бедра.

Бурсы (сумки) – bursa . Бурсы – это мешочки стенки которого состоят из соединительной ткани. Внутри мешочки заполнены жидкостью, в основном бурсы будут располагаться в теле животного с мягким телом соприкасаясь с костью, где будет трение. Классификация бурс : По происхождению : 1) Врожденные. 2) Приобретенные. По характеру жидкости : 1)Слизистые (под кожей). 2)Синовиальные. По расположению : 1) Подкожные. 2) Подсухожильные. 3) Подсвязочные. 4) Подмышечные. Сухожильные влагалища представляют собой бурсы вытянутой вдоль сухожилия. В сухожильном влагалище различают 2-а пласта: 1)Наружный – фиброзный. 2)Внутренний – синовиальный. Внутренний пласт состоит из 2-х листков: Париетальный, висцеральный. Место перехода одного листка в другой называется брыжейкой. Между париетальным и висцеральным листками располагается синовиальная жидкость.

Синовиальное влагалище (vagina synovialis ) , соединительно-тканный футляр, окружающий сухожилие и способствующий его скольжению. Висцеральный листок С.в. сращён с сухожилием, париетальный – с сухожильным влагалищем . Полость между висцеральным и париетальным листками заполняется синовиальной жидкостью. Основное заболевание С.в. – раны, ушибы.

15. Общая хар-ка сис-мы ОКП: строение кожи и её производные, функции системы ОКП.

ОКП – это плотная оболочка, покрывающая тело животного снаружи и является посредником между телом и внешней средой и выполняет защитную функцию (предохраняет глубокие ткани от воздействия внешней среды). ОКП включает в себя : 1) Собственная кожа. 2) Производные кожи: Волосы, железы (потовые, сальные, слюнные, молочные), роговые образования (рог, коготь, ногти у человека), мякиши. Основные функции ОКП : 1) Защитная. 2) Терморегуляторная. 3) Рецепторная. 4) Депо жира (до 40%). 5) Депо воды, крови (до 10%). 6) Экстерьерная. 7) Дыхательная. 1/3 кислорода поступает в организм. 8) Гормональная. Строение кожи : 1)Эпидермис. 2)Основа кожи. 3)Подкожный слой. Эпидермис состоит из 5-ти слоёв: 1) Роговой. 2) Блестящий. 3) Зернистый. 4) Слой крылатых (шиповатых) клеток. 5) Производный слой. Эпидермис отделяется от основы кожи базальной мембраной. Анатомически кожа состоит из 2-х слоёв: 1)Роговой (роговой, блестящий, зернистый слои). 2)Производящий (шиповатые клетки, производный). Основа кожи (дерма) : 1) Сосочковый. 2) Сетчатый. Сосочковый слой формирует сосочки, выступающие в сторону эпидермиса, построен из рыхлой соединительной ткани и на нём располагаются базальные мембраны. Сетчатый слой представлен плотной соединительно-тканной с наличием коллагеновых и эластических волокон. Подкожный слой не делится, построен из рыхлой соединительной ткани в которой располагаются жировые клетки.

Производные кожи : Волос (pilus ) – подразделяется на стержень (scapus), корень (radix). Корень включает такие части: 1)Внутрикожная часть с луковицей, сосудами и нервами. 2)Корневые влагалища (нар. и внутр.). наружное формируется из рогового эпителия. Внутренний – из производящего слоя эпидермиса. 3)Волосяная сумка формируется за счёт основы кожи. Все элементы называются волосяным фолликулом . Поперечный разрез волоса: 1)Кутикула. 2)Корковый слой. 3) Мозговой слой волоса. Типы волос : 1) Покровные. 2) Длинные. 3) Синуозные – чувствительные волосы. Смена волос называется линькой. Линька бывает: 1) Сезонная (периодическая). 2) Перманентная (постоянная). 3) Ювенальная (юношеская).

Кожные железы : классификация: 1)По наличию выводных протоков: железы внутренней секреции не имеют выводных протоков. Железа внешней секреции имеют выводные протоки. 2)По строению выводного протока: простые. Сложные. 3)По строению концевых отделов: Альвеолярные. Трубчатые. Альвиолярно-трубчатые. 4)По характеру секреции: сальные. Потовые. Серозные. Слизистые. Молочные. 5)По типу секреции: голокриновые – сами разрушаются. Апокриновые – разрушается крышечка. Мерокриновые – полностью сохраняются. 6)По расположению: пристенные. Застенные. Потовые железы (glandulae sudoriferae): внешней секреции, простые, трубчатые, мерокриновые. Сальные железы (glandulae sebaccae): внешней секреции, протые, голокриновые, альвеолярные. Протоки открываются в корневые влагалища. Их секрет кожное сало. Молочные железы (glandulae lactiferae): внешней секреции, сложные, мерокриновые, трубчато-альвеолярные железы. Молочные железы – основной признак млекопитающих. Молочная железа бывает : 1)Компактное – uber, 2)Множественная – ubera, 3)Грудь – mammae. На вымени различают – тело и соски. Молочная железа (у КРС) подразделяется на 2-е половины: правая и левая. Каждая половина состоит из четвертей или каждую четверть называют (холмом ). Вымя снаружи покрыта кожей, под кожей располагается поверхностная фасция, наружный листок глубокой фасции. Внутренний листок глубокой фасции формирует подвешивающую связку вымени. Если рассматривать молочную железу как орган, то в ней выделяют: строму (остов) и паренхиму (клетки которые вырабатывают секрет). Строма состоит из соединительно-тканной ткани, покрытая фасциями. Форма вымени : 1)Округлая или чашеобразная (КРС). 2)Козье. 3)Квадратное (у КРС). 4)Плоское (КРС). Форма сосков : 1)Цилиндрическая. 2)Коническая. 3)Расширение у основания соска. У свиней форма соска может бить в виде кратера.

Копыто – это дистальный участок конечностей, заключённый в роговой башмак. В состав копыта входят органы : сосудистый, нервный, костной, мышечной системы. Соединение костей: копытный сустав, капсула, связки сустава и связки сезамовидной кости. Мышечная система : конечные участки сухожилий (глубокого пальцевого сгибателя, поверхностного пальцевого сгибателя, бокового пальцевого разгибателя, длинного (на тазовой) и общего (на грудной) пальцевого разгибателя., имеется бурса). На копыте различают следующие части: 1) Кайма – limbus (5-7 мм). 2) Венчик – corona ungulae. 3) Копытная стенка – paries ungulae. 4) Подошва – solea ungulae. В области каймы все развиты 3-и слоя (эпидермис, дерма, подкожный слой). В обл. Венчика все 3. В области копытной стенки имеется эпидермис и дерма. Со стороны подошвы – эпидермис, дерма. Подкожный слой – только в мякише.

Лекция 1. Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

1.1. Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий окружающей среды. Слово «анатомия» произошло от греческого «анатемо» - рассекаю. Анатомические знания являются основой для многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии и т.д. Они имеют значение и для художников, скульпторов, спортсменов. На современном этапе можно выделить описательную, систематическую, функциональную, топографическую, пластическую, динамическую, и возрастную анатомию. Основная цель описательной анатомии – описание органов, наблюдаемых при вскрытии трупов. Систематическая анатомия изучает органы по системам, объединенные общей функцией, строением и развитием. Основу топографической анатомии составляет описание взаиморасположения органов и тканей в отдельных областях тела человека, их проекции на скелет и кожный покров. Для художника важно внешнее строение тела человека и его частей – пластическая анатомия, а для спортсменов и тренеров важны биомеханические аспекты опорно-двигательного аппарата – динамическая анатомия. Процесс развития организма в течение всей его жизни, или онтогенез, характеризуется возрастными изменениями строения тела и его органов, а также функциональными изменениями. Изучение изменений в строении организма на протяжении жизни человека является предметом возрастной анатомии.

1.2. Краткая история анатомии

Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции. Великим ученым того периода был древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Основу его учения составляли материалистические взгляды на возникновение болезней. Он является создателем «жидкостной теории», по которой в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Болезнь, по его мнению, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Противоположные взгляды развивал философ Платон (427-347 до н.э.), по мнению которого, организмом управляют три вида души, расположенные в мозге, сердце и печени. Его ученик Аристотель (384-322 до н.э.), признавая наличие души, считал, что она умирает вместе с телом. Аристотель считается отцом эмбриологии и сравнительной анатомии, т.к. он впервые попытался сравнить строение тела животного и человека, а также первый занялся изучением зародышей.

Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-201 гг. до н.э.), выдающийся философ, анатом и физиолог Древнего Рима. Он полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. Гален дал классификацию костей и их соединений, описал мышцы и различные отделы головного мозга.

К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд Ибн-Сины (Авиценны) (980-1037) – «Канон медицины» - сборник всех научных медицинских сведений того времени.

В эпоху Возрождения был заложен фундамент описательной анатомии благодаря трудам А. Везалия, Л. да Винчи и В. Гарвея. Л. да Винчи (1452-1519) в своих рисунках впервые правильно изобразил части и органы человеческого тела. Он был основоположником пластической анатомии. А. Везалий (1514-1564) пользовался объективным методом наблюдения, производя вскрытие трупов, благодаря чему сделал множество открытий описательного характера. Вильям Гарвей (1578-1657), английский врач, физиолог и анатом, в своих исследованиях не ограничивался описанием, а широко использовал данные сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии. Он впервые высказал предположение о том, что всякое животное развивается из яйца. Особое значение имеет труд Гарвея, в котором впервые описан большой круг кровообращения. Он предсказал наличие капилляров, что позже подтвердил в своих исследованиях М. Мальпиги (1628-1694), описавший капиллярное русло. Однако Мальпиги считал, что кровеносная система разомкнута, и кровь из артериальных капилляров сначала попадает в «промежуточные пространства», и лишь затем – в венозные капилляры.

Итак, в эпоху Возрождения анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии, эмбриологии, физиологии. Определился исторический подход к изучению развития животных организмов, что привело к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.

В 18 веке Д. Морганьи , изучавший на трупах изменения органов, вызываемые болезнями, положил начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях – гистологию. В 19 веке Т. Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биология и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития. В конце 19 века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Открытие этих лучей дало начало новой эпохе в анатомии и медицине.

Анатомия в России стала развиваться с времен Петра Первого. В 1724 г. им была открыта Российская академия наук, в которой работал крупнейший русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765). Он и его ученики (М. И. Шеин, А. П. Протасов, К. И. Щепин) внесли неоценимый вклад в развитие русской анатомии. М. И. Шеин является автором первого русского анатомического атласа. В 18 веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795) в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и точно определил значение почечного тельца. Кроме того, им была доказана замкнутость кровеносной системы.

В 1798 г. была учреждена Медико-хирургическая академия в Петербурге, кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский (1764-1846). Он создал первую русскую анатомическую школу и написал первый учебник по анатомии на русском языке. Выдающимся русским анатомом и хирургом был Н. И. Пирогов (1810-1881), который явился создателем топографической анатомии. По его инициативе в 1844 г. был образован Анатомический институт при Петербургской медико-хирургической академии. Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомии. П.Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии, впервые использует рентгеновские лучи для изучения суставов и внутренних органов, теоретически обосновал физическое воспитание. На рубеже 19 и 20 веков под влиянием эволюционного учения развивается возрастная анатомия, основоположником которой явился Н. П. Гундобин .

К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко. В. П. Воробьевым (1876-1937) заложены основы макро-микроскопической анатомии. Он подготовил первый советский анатомический атлас. В. Н. Тонков (1872-1954) – основоположник крупной школы советских анатомов. Он разработал учение о коллатеральном кровообращении. В. Н. Шевкуненко (1872-1952) продолжил топографическое направление в анатомии, начатое Пироговым. Он и его многочисленные ученики создали учение о крайних формах изменчивости органов.

1.3. Методы исследования в анатомии

1. Препарирование – самый старый метод исследования. Метод предусматривает рассечение трупа с целью извлечения какого-либо объекта (органа, нерва, сосуда) для последующего его изучения. Препарирование может осуществляться с помощью лупы или под контролем невооруженного глаза.

2. Антропометрия изучает строение и форму тела человека и его отдельных частей путем измерения, что широко используется в медицинской практике.

3. Метод инъекции применяется для изучения полых органов – например, сосудов. В полость органа вводится окрашенная масса, затем применяется метод коррозии – орган погружается в кислоту, в результате чего полностью уничтожается. Остается только застывшая масса, повторяющая форму полости органа.

4. Метод окраски – основан на способности отдельных структур к избирательной окраске. Используют разные красители растительного и животного происхождения.

5. Метод просветления основан на обработке жидкостями разного состава изучаемых тканей и органов. В результате объект становится прозрачным и доступным для изучения.

6. Рентгенологические методы. Основными являются рентгеноскопия – просвечивание органов рентгеновскими лучами с получением изображения на специальном экране, и рентгенография – получение изображения на специальной пленке.

7. Компьютерная томография – с помощью специального аппарата получают снимки органа или их группы, например, головного мозга или органов брюшной полости человека.

8. Микроскопические методы – это методы световой и электронной микроскопии, гистохимии, радиоавтографии и т.д. Эти методы позволяют выявлять очень тонкие структуры на клеточном уровне и изучать процессы, происходящие в этих структурах.

1.4. Ткани и их виды

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, обладающего сходным строением, происхождением и выполняющая определенную функцию. В соответствии со строением, происхождением и выполняемыми функциями, выделяют: 1. эпителиальные ткани, 2. соединительные ткани, 3. мышечные ткани, 4. кровь и лимфа, 5. нервная ткань. В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована, что обусловлено регулирующим действием нервной и эндокринной систем.

Эпителиальные ткани состоят из клеток, плотно прилегающих друг к другу; межклеточное вещество почти не содержат.

Соединительные ткани. Хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из аморфного вещества и соединительнотканных волокон. К этой группе относятся собственно соединительная ткань, хрящевая и костная ткани, а также кровь и лимфа.

Мышечные ткани. Главной особенностью является наличие в сократительного аппарата, который представлен миофибриллами – волокнами мышечной ткани. Миофибриллы представляют собой цилиндры или многогранные призмы. 1)гладкая мышечная ткань находится в стенках большинства полых органов, кровеносных сосудов, в коже и др. 2) поперечнополосатая скелетная – состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. В цитоплазме (саркоплазме) расположены миофибриллы, располагающиеся пучками. Эта ткань составляет основу скелетных мышц и мышц части внутренних органов. 3)поперечнополосатая сердечная (сокращается непроизвольно, ее отдельные волокна соединены друг с другом).

Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и клеток нейроглии. Функция нейронов – проведение возбуждения нервных импульсов. Нейроглия выполняет трофическую, секреторную и защитную функции. Каждый нейрон состоит из тела и отростков: одного или нескольких дендритов, по которым нервные импульсы проводятся к телу нейрона, и одного аксона, по которому импульсы идут от тела клетки. В зависимости от функции различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.

1.5. Органы и системы органов. Организм как единое целое

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему. Существуют следующие уровни организации в организме человека: клеточный, тканевой, органный и системный. Самыми элементарными структурными единицами человеческого тела являются клетки, которые, объединяясь друг с другом, образуют ткани. Различают 4 основных вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Ткани образуют различные органы: легкие, сердце, печень, желудок и т.д. Объединения анатомически однородных органов, обеспечивающие какие либо сложные акты жизнедеятельности, называют физиологическими системами. В организме человека выделяют физиологические системы крови, крово- и лимфообразования, пищеварения, костную и мышечную, дыхания и выделения, желез внутренней секреции, или эндокринную, половую систему, нервную систему.

Наконец, сам организм, в свою очередь, представляет собой, по словам И.П.Павлова, «систему систем», в которой деятельность всех клеток, тканей, органов и систем строго согласована и направлена на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма как целого. Таким образом, одним из основных законов формирования ребенка является закон целостности, в соответствии с которым все составляющие части организма взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1.6. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

Призванная решать задачи теории и практики физической культуры, анатомия изучает не только строение организма человека, но и материалы из других, смежных с нею, дисциплин.

1. Материалы топографической анатомии, изучающей взаимное расположение органов, позволяющей установить взаимовлияние их друг на друга, как в обычных условиях, так и при выполнении физических упражнений

2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей особенности формы тела, соотношения отдельных частей – пропорции те­ла и их связь со спортивными достижениями.

3. Материалы возрастной анатомии, изучающей строение тела человека в различные возрастные периоды.

Эти материалы дают возможность научно обоснованно подойти к решению вопросов в ранней специализации, отбора по морфологическим признакам в ДЮСШ, построения учебно-тренировочного процесса с учетом не только паспортного, но и биологического возраста занимающихся и др.

4 Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проек­цию границ отдельных органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического препарата, а живого чело­века. Особую важность приобретают знания об изменении границ органов при выполнении упражнений, так как изменение положения органов влияет и на их функцию.

5. Материалы по спортивной морфологии, позволяющие узнать строение организма спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения происходят в организме человека в процессе и в результате этих занятий.

6. Материалы теоретической анатомии, дающей возможность объединить разрозненные факты и явления единой теорией, общими закономерностями, без которых нельзя подойти к управлению ни процессами, происходящими в организме под влиянием спортивной деятельности, ни материальной основой, которая их обеспечивает.

7. Материалы динамической анатомии, способствующие овладению методом анатомического анализа положений и движений спортсмена, приближающие анатомические знания к практике.

8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии, знакомя­щие с микроскопическим строением организма человека, с ранними стадиями его развития. Без знания этих элементов нельзя осмыслить и понять многие процессы, происходящие в организме во время спортивной деятельности.

Лекция №1

Тема «Введение в предмет»

План:

1) Понятие о предмете Анатомия и физиология человека

2) Основные физиологические термины

3) Конституция человека. Великие ученые анатомы и физиологии.

1. Анатомия и физиология как науки

Это составные части биологии - науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознано вмешаться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей.

Анатомия - это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Анатомия - морфологическая наука (от греч.morhe - форма ). На современном этапе различают анатомию

- описательную - описание органов при вскрытии трупов;

-систематическую - изучает строение тела человека по системам - систематический подход;

-топографическую - изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;

-пластическую - внешние формы и пропорции тела человека;

-функциональную - структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией- функциональный подход;

-возрастную - строение тела человек в зависимости от возраста;

-сравнительную - сравнивает строение различных животных и человека;

-патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органа и ткани.

Современная анатомия является функциональной, так как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.

Физиология - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органов, системах органов и целостном организме человека.

Физиология человека делится на нормальную - изучает деятельность здорового организма - и патологическую - закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Нормальную физиологию делят:

На общую , изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;

- специальную (частую) - особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;

-прикладную - закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).

Основной метод исследования - эксперимент :

-острый - искусственная изоляция органов, введение лекарств и т.д.;

-хронический - целенаправленные хирургические операции.

Во всех случаях во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека- индивидуума (индивидуальный подход), одновременно выясняют причины и факторы, влияющие на человеческий организм (причинный подход) , анализируются особенности каждого органа (аналитический подход, по системам (систематический подход) тела человека, изучается целостный организм, подходя к нему систематически.

Систематическая анатомия изучает строение нормального , то есть здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normali s - нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение функций организма. Это понятие условно, так как существуют варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся, которые определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы аномалиями (от греч. anomalia- неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род.падеж teratos-урод).

Предмет, цели и задачи анатомии.

Анатомия человека (от греч. anatemno - рассекаю) – наука, изучающая строение и форму человеческого тела и составляющих его органов в связи с их функциями и развитием. Она относится одному из важнейших разделов биологических наук морфологии. Задачами анатомии как науки являются установление и описание формы, строения, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия изучает также взаимозависимость строения, формы органов и их функции, выявляет закономерности конструкции тела в целом и составляющих его частей.

Анатомия, представляет собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией, цитологией, молекулярной биологией, эмбриологий, сравнительной анатомии, антропологий и др.

Анатомия человека вместе с физиологией составляет теоретическую основу медицины, так как знание строения и функции организма человека необходимо для понимания изменений, вызванных болезнью. В связи с этим одним из важных направлений является прикладная, или клиническая, анатомия, разрабатывающая анатомические проблемы теоретической и практической медицины. Прикладная анатомия может быть хирургической, стоматологической, нейрохирургической и т.д. В зависимости от плана изложения анатомии человека выделяют систематическую, топографическую, пластическую анатомию. Систематическая – описывает строение, форму, положение, взаимоотношения и развитие органов по системам. Топографическая - приводит данные о строении тела, положении и взаимоотношениях органов по областям тела послойно. Пластическая – сообщает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека.

2. Методы анатомического исследования. Анатомия располагает большим выбором различных методов исследования строения чел-го тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. Старейший метод препарирования (рассечения), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъецированная масса задерживает рентгеновские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастным, непрозрачным. Расположение к.-л. органа по отношению к др анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получившие название пироговские срезы. Гистотопографический метод – срезы толщиной неск-ко мкм обработанные гистологическими красителями. По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно, такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию. Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования м.б. обнаружен при увеличениях, позволяющих производить микроскопию. При сканирующей электронной микроскопии получается объемное изображение объекта исследования при малых и больших увеличениях.

3. Основные методологические принципы анатомии: единство организма и Среды, целостность организма, единство строения и функции в индивидуальном и историческом развитии и т.д. Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии - изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека - индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия - не только наука аналитическая, но и синтетическая.

4. Основные этапы развития человеческого организма. Критические периоды развития. Индивидуальное развитие. Процесс внутриутробного развития человеческого организма изучает особая наука – эмбриология, благодаря которой стало возможным вскрыть механизмы образования органов и тела человека в целом, выявить пути совершенствования структуры живых существ. История развития индивида как особи в течение всей его жизни составляет понятие онтогенеза (onthos – особь), делится на два периода: а)внутриутробный - продолжается от момента зачатия и состоит из 2 фаз: эмбриональный (первые 2 мес.) и фетальный.

б) постнатальный – делится от рождения до смерти индивида.

В момент зачатия мужская половая клетка – сперматозоид проникает в женскую – яйцеклетку, в результате чего возникает оплодотворенное яйцо – зигота. Она подвергается клеточному делению – дроблению, при котором из одного оплодотворенного яйца образуется множество мелких клеток – бластомеров, формирующих многоклеточную бастулу. Следующая стадия развития – гаструляция – путем деления и дальнейшего перемещения клеток происходит обособление внутреннего зародышевого листка, из которого развивается энтодерма, наружного зародышего листа, идущего на построение эктодермы, мезодермы и хорды, желточного и амниотического пузырьков. Эти пузырьки дают начало внеэмбриональным органам. В конце гаструляции в зародыше можно увидеть осевой комплекс зачатков.

Следующая стадия развития – обособление тела зародыша и формирование зачатков органов.

Последняя стадия эмбриогенеза начинается анатомическое формирование органов и гистологическая дифференцировка составляющих их тканей. Процессы органогенеза рассматриваются при описании отдельных систем органов.

Тело продолжает развиваться, и после рождения человека: растет, изменяется строение и форма органов, их положение и взаимоотношение. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии, являющейся одним из направлении анатомии. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. Это обусловлено двумя процессами. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что процесс внутриутробного развития протекает по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела обусловлены влиянием процессов развития органов после рождения, которые зависят от условий жизни данного человека.

Эмбриогенез - развитие животного организма, происходящее в яйцевых оболочках вне материнского организма или внутри него с момента активации яйца или оплодотворения до вылупления или рождения.

5. Понятие об органе, системе органов, аппарате. Организм как целостная система. Орган – целостное образование, имеющее определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. Система органов – совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Аппарат органов – функциональное объединения разнородных органов.

Организм – живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это обеспечивается: структурным соединением всех частей организма; связью всех частей организма при помощи жидкостей и нервной системы; единством вегетативных и анимальных процессов в организме; единством психического и соматического.

6. Оси и плоскости в анатомии. Линии и области, условно проводимые на поверхности тела, их значение для определения проекций органов на кожные покровы (примеры). Три плоскости: 1) сагиттальная (срединная плоскость) – вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронизывающей его стрелы спереди назад и вдоль тела, деля таким образом тела на 2 симметричные половины – правую и левую; 2) фронтальная – вертикальная плоскость, под прямым углом к сагиттальной, параллельной лбу, деля тело на передний и задний отделы; 3) горизонтальная – горизонтальная, проходит под прямым углом к сагиттальной и фронтальной плоскостям, делит тело на верхний и нижний отделы.

Обозначение положения отдельных точек: медиальный – то, что располагается ближе к срединой линии; латеральный – то, что лежит дальше от срединной плоскости. Проксимальный – то, что лежит ближе к месту начала конечности у туловища, дистальный – то, что лежит дальше.

Для ориентирования на поверхности груди пользуются проведением вертикальных линий: передняя срединная линия, грудинная линия, среднеключичная (сосковая) линия, окологрудинная линия, передняя подмышечная линия, средняя и задняя подмышечные линии, лопаточная линия.

Живот с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий делят на 9 областей: надчревье, подреберье, пупочная область и боковая область живота (чревье), лобковая и паховые области (подчревье). Области спины: позвоночная, лопаточная, подлопаточная и дельтовидная.

7. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения. Аномалии. Выделяют 3 типа телосложения: 1) долихоморфный – выше среднего роста, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза; 2) брахиморфный – средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, относительно широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза; 3) мезоморфный – средний, промежуточный тип телосложения.

Норма – равновесие, достигаемое благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела – нормальное. Т.к. различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его отдельных органов и систем варьирует, но эта вариабельность в норме не нарушает установившегося равновесия со средой.

Аномалия – это отклонения от нормы, выраженные в различной степени, т.ж. имеется разновидность, одни являются результатом неправильного развития и не отражаются на функциях, другие сопровождаются расстройством функций организма или отдельных органов или приводят к его полной нежизнеспособности.

8. Краткий очерк истории анатомии. Краткий очерк истории анатомии. Анатомия является одной из древнейших наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствует об очень раннем появлении анатомических сведений.Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Др. Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) - древнегреческий врач, реформатор античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».Ему принадлежит ряд трудов по анатомии и медицине «Гиппократовы сборники».

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель. Оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.

Герофил (в 340 г. до н.э.) – Он объединил существование анатомические сведения и описал неизвестные для него желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

В средние века много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена. В этот период выделяется деятельность Ибн Сины,или, как его называли в Европе, Авиценны, - величайшего врача и ученого Востока.

Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг. н.э.) ученый, врач. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и визиром при разных правителях. Главные его труд - энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).

В 17 веке в анатомии было сделано несколько крупных открытий. В 1628 г. В.Гарвей (1578-1657) описал большой и малый круг кровообращения, а также основные его законы, положив начало функциональному направлению в анатомии. Г.Азелли описал лимфатические сосуды кишечника, И.Ван Горн обнаружил грудной лимфатический проток, М.Мальпиги открыл кровеносные капилляры.


Top