Башкирский орнаменты и узоры шаблоны. Декоративно-прикладное искусство у башкир

Башкирский орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ ОРНАМЕНТ (БСТ, 28/01/2015) Студии "Волшебные иголочки" и "Кудесница"

Субтитры

История

В башкирском орнаменте отразились древние представления башкир о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием.

Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно.

Орнамент

Башкирский орнамент симметричен и отражает восприятии мира людьми. Он содержит в себе протипоставляемые явления: день - ночь, жизнь - смерть, свет-тьма, мужское - женское, левое - правое и т. д. Противопоставление показывается симметрией противостоящих фигур. Для сохранения целостности композиции вводится центральный элемент орнамента.

Центральной элементом орнамента является женская фигура, изображение дерева или символический ромб. Женская фигура символизирует образ богини всего сущего, дерево - древо жизни, ромб ♦ - символ земли-пашни.

Элементы орнамента имеют смысловое значение: кускар ¥ - символ завитых бараньих рогов и символ трав, солярный знак ֔֕ - круг, изображение солнца в виде окружности с лучами, сердечко - обозначает гостеприимство.

В башкирских орнаментах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир.

Орнаментом украшались воротники, вырезы, застежки, края рукавов и подола одежды. Края с орнаментом считались недоступными для порчи. Украшенные орнаментом элементы дома делали дом недоступным для злых духов. Украшались ворота, ставни, наличники окон, края крыш. Формы орнамента, треугольник и ромб, круг, являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб - в фас. Считалось, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий.

Орнаментальные комплексы

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяются 6 основных орнаментальных комплексов, связанных с приемами исполнения.

Орнамент в вышивке

Для вышивки характерен растительный узор. Цветовая гамма - красный, желтый и зеленый цвета. Используется контрастное чередование цветов. Спиралевидные узоры в орнаменте используются для аппликации тканью и вышивания «косой сеткой», ромбовидный и х-образный орнамент - для ткачества и бесконтурных гладевых вышивок.

В вышивке используются следующие приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, розетками или сплошной сеткой.

Примечания

Литература

  • Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В. , Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  • Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  • Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. - 624 с.; ISBN 5-88185-053-X . т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9 .; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7 .; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5 .; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2 .; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5 ; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.
  • Башкирский орнамент // Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана» / Сост. Бенин В. Л. - Уфа: Китап, 1998. - С. 51 - 57.
  • К вопросу о финно-угорском компоненте в башкирском орнаменте // Тез. докл. региональной конф. «Проблемы взаимодействия национальных культур». - Астрахань: Изд-во Астраханского пед. института, 1995. - Ч. 1: Межэтнические общения в полиэтническом регионе. - С. 44- 46.
  • О параллелях в вышивке северных удмуртов и башкир: Материалы межд. конф. «Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры». В 2-х тт. - Сыктывкар, 1996. - С. 199-204.
  • Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма //

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры. Множество изображений потрясающей красоты дошло до нас еще из глубины веков. У каждого народа присутствует свой неповторимый почерк, зависящий от многих факторов. Нарисовать казахский, чувашский, хантыйский, осетинский, дагестанский, марийский орнамент или узор в картинках не сложно, они считаются самыми красивыми. Свою роль играет культура, местоположение на планете и индивидуальные особенности каждого мастера. Нельзя не радоваться тому, что эти национальные графические и этнические орнаменты и узоры - искусство, добравшееся до наших дней, и не исчезнувшее до сих пор, это как раскраска.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры

Тенденция держать дома посуду с народной росписью, украшать интерьер орнаментами и удмуртским узорам, с каждым днем больше входит в моду. Даже если не быть художником, можно приобрести трафареты или распечатать их с помощью бумаги, лист а4. Затем уже готовые шаблоны использовать так, подскажет внутренний голос. Например сделать детские цветные открытки.

Народные мастерские, в которых можно заказать такие трафареты или пригласить художника, обычно существуют в глубинке. Но и в столице можно при желании можно найти мастеров, которые могут нанести как простой орнамент или узор, так и более сложный. Украсить, к примеру, комнату ребенка такой росписью – большая радость для детей.

Есть орнаменты геометрические, не несущие никакого подтекста. Есть такие, которые содержат в себе какие-то значения и символы.

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь - искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.



Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим или скачать в интернете. Вот такая схема легкая, ее сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще





После того как станут получаться простые узоры, можно переключиться на более сложные

Галерея: орнаменты и узоры (25 фото)





















Бурятские узоры: песня степи

Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:

  • ломаных линий;
  • зигзагов;
  • кругов;
  • ромбов;
  • других фигур.

Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.




Якутский орнамент

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой. Особенно трудно отвести взгляд от работ, выполненных золотом. Помня про якутское золото, удивительно было бы не увидеть его в народном творчестве.

Вроде бы, ничего сложного, а смотрится волшебно.

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой

Как и в любом виде искусства, присутствуют и орнаменты попроще. Из геометрических фигур якутский народ очень любит использовать круги.





Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Украшение жилья коврами потрясающей красоты - одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Вышитые цветы можно увидеть не только на одежде, но и на предметах быта. Полотенца, наволочки, скатерти, фартуки, коврики для молитвы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные - для каждого события есть свой платок, и для каждого платка - свой особенный узор. Вот такая красота - татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах


Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.




Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

????????????????????????????

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

Геометрические узоры в интерьере: тренд сезона

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года. Строгость, стройность, аристократическая эстетичность - все это восхищает и используется в работе дизайнеров все чаще.

Геометрический стиль пришел в дома в разных видах:

  • как мебель
  • как аксессуары
  • как узоры и орнаменты.

Такие идеи воплощают сегодня дизайнеры в оформлении квартиры и офиса.

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года





Просто и красиво. И это становится девизом модных современных дизайнеров и стремящиеся к гармонии заказчиков такого интерьера.

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует. К примеру, обычная розетка - символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность




Самые частые мотивы восточных узоров - это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки - ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Узоры для детей: творим вместе с малышами

Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов - способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор, это может быть рамка для текста или оконтовка для любого рисунка. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.

Порядок работы следующий:

Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.

Выполнить следующий набросок.

Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.

Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.






Орнаменты и узоры украсят будни. Особенно, если они изготовлены своими руками. Стоит только посмотреть на них и настроение улучшится. Попробуйте сами это увлекательное и красивое искусство, добавьте в повседневность нотки новизны, и жизнь заиграет новыми красками. Попробуйте рассмотреть все виды орнаментов, например русско народные, алтайские, тувинские, их можно росписать на тарелке.

Как сделать рисунок на стене: мастер-класс (видео)

Как сделать трафарет своими руками (видео)

Другие виды росписи и рисования

Надежда

Сколько интересного и полезного материала!!! Это сколько же перелопачено литературы и информации. чтобы нам все это предоставить в пользование. Кладезь просто. Для меня это такая находка! Спасибо большое. Всем удачи в творчестве.

Башкирские орнаменты и узоры являются важной составляющей материальной культуры и одновременно одной из форм духовного творчества народа Башкортостана. В этом смысле народное искусство есть результат многовекового развития: в орнаментике, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории.

Орнамент как взаимосвязь культур

Крупные события в истории башкир, те или иные повороты в их судьбе всегда или почти всегда находили художественное отражение в искусстве, в том числе декоративном: в орнаментике, в технике исполнения, в развитии новых или угасании существующих видов творчества.

Башкирский орнамент, технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров являются концентрированным отражением переплетений этнической истории башкирского народа. Это касается его происхождения, этнических процес-сов в период средневековья, древних и современных культурно-исторических взаимодей-ствий с соседними народами. Изобразительное искусство в силу ряда причин, прежде всего, благодаря большой устойчивости орнамента, полнее и рельефнее, чем многие другие виды материальной куль-туры, несет в себе следы различных эпох и взаимодействия разных этносов.

Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров:


Ковроткачество

Орнамент особенно четко прослеживается в ковроткачестве. Узорные ковры были обязательной частью приданого девушки. Паласы с рисунком в полоску были распространены по всей южной Башкирии и среди башкирского населения Курганской области. В юго-западной, западной и отчасти центральной Башкирии, в бассейнах и Ик, а также в среднем и нижнем течении реки Белой ткались преимущественно ковры с геометрическим узором.

С середины 20 века на юго-западе республики большое распространение в орнаменте ковров получили растительные мотивы в виде за-витков и веток с цветами, листьями, ягодами, яблоками и т. д. Фактически это новый, современный этап эволюции орнамента и узоров на территории Башкирии.

Ковры с полосатым узором

Ковры с узором в полоску ткутся полотнищами шириной в 20-22 см. Продольно-полосатый узор создается основой из крашеных ниток овечьей или козьей шерсти. Узор паласа прост — это продольные, зубчатые или гладкие многоцветные полоски. Очень простой полосатый башкирский орнамент позволяет предположить, что это наиболее древний тип ковров.

Ковры с геометрическим и растительным узором

Они сшиваются из двух, иногда трех тканых полотнищ шириной в 40-60 см и заключаются в неширокую кайму. Кайма обычно ткется отдельным полотнищем и с рисунком, несколько отличным от узора центрального поля. Иногда такой ковер вовсе не имеет каймы.

Башкирский орнамент ковров с преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными эле-ментами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звез-ды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнамен-тике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит.

В случае растительной трактовки геометрического узора отростки традиционного ромба принимают очертания веточек с листьями, а восьмиконечная звезда трактуется как восьмилепестковый цветок.

Цветовая гамма

Башкирский национальный орнамент касательно цветовой гаммы разнообразен. Цвета полосок — красные, желтые, зеленые, синие, голубые, фиолетовые и другие в наиболее глубоких тонах при абсолютном преобладании цвета марены. В стремлении не повторять друг друга ткачихи добиваются значительного разнообразия в расцветке. При простейшей композиции умелым подбором и сочетанием цветов они достигают большой красочности орнамента.

Узорные ткани

Башкирские орнаменты и узоры до сих пор встречаются на парадной национальной одежде. Ткани из растительных волокон у башкир отличаются богатым и сочным орнаментом, разнообразием приемов украшения. Для пошива обыденной одежды, повседневных предметов изготавливалась так называемая пестрядь — цветной холст в клетку либо в полоску. Праздничная и обрядовая одежда, предметы, украшающие жилище, орнаментировались узорами закладного или браного тканья (тканое полотно).

Из пестроткани шили женские рубахи, передники, женские и мужские штаны. Из нее же делали скатерти, полотенца, салфетки, занавеси, различные сумы и т. д. Клетчатый рисунок пестряди образуется пересечением цветных полос. В южных районах Башкирии и в Зауралье пестрядь ткется крупными клетками. В расцветке преобладают красный, белый и черный цвета. Национальный орнамент пестроткани северных районов отличается мелкими клетками рисунка и более пестрой расцветкой. Часто клетчатая пестрядь, предназначенная для передников, скатертей и занавесок, украшалась и украшается браными узорами наподобие розеток-медальонов.

Виды орнамента

Узорами закладного тканья украшались лишь предметы декоративного убранства для дома: занавеси, полотенца и скатерти. В орнаментации одежды закладная техника не применялась. Наиболее простыми элементами орнамента, выполненного закладками, являются массивные уступчатые линии — это типичный башкирский орнамент. Рисунок этих линий усложняется, они, соединяясь между собой, образуют X-образ-ные, 3-образные, ромбовидные, 8-образные фигуры и другие более сложные узоры. Очень характерны восьмиконечная звезда, крест, свастика, ромб с продолженными сторонами или с парными завитками на углах, роговидные фигуры.

Вышивка

Традиционно в Башкирии вышивка имела даже большее значение, чем узорные ткани. Объясняется это более простой техникой работы, при этом можно приложить больше творческих усилий. Для ткачества требовались исходное сырье и а с распространением готовых тканей изготовление собственных стало анахронизмом. Зато вышивка востребована и поныне. Большим разнообразием отличаются башкирские узоры и орнаменты. Рисунки зависят от техники вышивания и способа нанесения чернового изображения на вышиваемую поверхность.

Основные элементы орнамента — это фигурки в виде парных рогов барана, S-образные линии, которые в различных комбинациях дают узоры в виде буквы X, свастики или образуют сильно стилизованные растительные мотивы. Башкирский орнамент исполняется вышивкой на сукне, бархате, реже на хлопчатобумажной ткани шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Узоры на чепраках обычно вышиваются по красному или зеленому фону, а на кисетах и декоративных лентах встречается еще и черный фон, что придает узору большую яркость и обеспечивает четкое звучание каждого цвета в узоре. Для самих узоров выбираются обычно цвета теплых тонов, но, как правило, контрастные с фоном. Чаще применяются красный, желтый, зеленый и очень редко синий и голубой. Излюбленный красный цвет нередко встречается и на узорах с красным же фоном.

Резьба по дереву

Резьба, орнамент на посуде и роспись по дереву не были столь широко распространены среди башкир, как, например, вышивка или ткачество. Исключение составляет архитектурная резьба, со второй половины XIX века появившаяся в Башкирии повсеместно. Наибольшее распространение художественная резьба по дереву получила в горнолесной части юго-восточной Башкирии, где сосредоточены обширнейшие таежные леса Южного Урала, дававшие разнообразное сырье для «деревянного производства».

Потребности натурального хозяйства и наличие леса издавна делали необходимым и возможным изготовление из дерева различной утвари, предметов домашнего обихода. При этом у башкир практичность, целесообразность была связана и тесно переплеталась с эстетическими вкусами. Изго-товляя предметы бытового обихода, башкиры стремились сделать их не только прочными, удобными в пользовании, но и красивыми. Неслучайно наиболее ярким, интересным был орнамент на посуде и предметах, которые ежеднев-но, постоянно использовались в быту. При этом в изготовлении ковшей для кумыса, в орнаментации утвари, в росписи деревянных подставок под сундук наряду с национальным колоритом, выработанным в течение столетий, сох-ранены элементы узоров, характерные для древних племен, участвовавших некогда в этническом формировании башкирской народности.

Вывод

Орнамент башкирского народа — тот же фольклор. Он является продуктом коллективного творчества сменяющих друг друга поколений. Каждый узор — результат коллективного творчества, в то же время он продукт художественного воображения отдельной личности. Многие мастера не только вносят изменения в известные им узоры, но и создают новые. В свою очередь, вновь созданные узоры не остаются неизменными. Другие художники шлифуют их или, опираясь на традиционные узоры, создают свои. Отсюда разнообразие и богатство форм, которые мы наблюдаем в народной орнаментике Башкирии.

Гульнара Мухаметдинова
Орнаменты в жизни башкирского народа

Мухаметдинова Гульнара

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа »

Тип проекта :

- реализация проекта : кроткосрочный

Познавательно – творческий

Групповой

- участники проекта : 23 воспитанника, воспитатель, родители.

Актуальность :

Приобщение к народной культуре с одной стороны и развитие творческих способностей с другой.

Проблема :

На основе знакомства с народным искусством , дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Развивать интерес к башкирскому народному творчеству . Способствовать речевому, художественно – творческому и социальному развитию детей.

Задачи :

Продолжать знакомить детей с народным искусством , познакомить детей с костюмами, традициями, бытом башкирского народа .

Развивать познавательную активность детей, чувство цвета, композиционные умения, развивать мелкую моторику, расширить кругозор, развивать любознательность,

Пополнить активный словарь.

Развивать умения составлять узоры по мотивам народных росписей , учить сравнивать и обобщать.

Воспитывать любовь к народному творчеству , интерес к народному прикладному искусству.

Гипотеза проекта :

Деятельный подход в ознакомлении дошкольников с народным искусством будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.

Реализация проекта :

Здоровье :

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, закрепить название слова платок на башкирском языке .

Познакомить с национальными блюдами и напитками (баурсак, бишбармак, кумыс)

Физическая культура :

Формировать у детей потребность в двигательной активности, через народные игры .

- “Юрта”, «курай» , «зеленый платок»

Социализация :

- игровая ситуация : «Куклы Айгуль и Арслан пришли в гости в детский сад» . Цель : рассматривать костюмы, обратить внимание во что одета Айгуль, во что одет Арслан. Обобщить : Башкирские национальные костюмы яркие и красивые.

Учить детей здороваться и прощаться на башкирском языке ,

- башкирская народная игра «Липкие пеньки» .

Сюжетно-ролевая игра «Семья» - формировать представления о составе семьи, традициях.

Сюжетно-ролевая игра «Бабушкин сундук» - украшение национального костюма, башкирским орнаментом .

Беседа «Мы живём в Башкортостане » .

Рассматривание иллюстрации народного башкирского костюма .

Труд :

Знакомство с трудом швеи, портнихи. Они шьют одежду (обычную, праздничную, национальную)

Ручной труд (поделки)

Познание :

Развивать умения у детей называть элементы башкирского костюма : (Хараус, платье с оборками, ичики)

Беседа «Тюбетейка моего Бабая»

Дидактическая игра «Найди такой же» (фартук, тюбетейку и т. д.)

Развивать мелкую моторику рук : пальчиковые игры на башкирском языке (5 детей у Тимербая)

Математические представления :

Упражнять в умении сравнивать два предмета - Тюбетейка (размер и форма)

Воспитывать внимание. «Найди предмет по внешнему виду»

Конструирование :

Приобщать детей к конструированию по элементарным рисункам-схемам : мебель для куклы.

Коммуникация :

Учить составлять рассказ на тему «Наряд бабушки» ,

Рассматривание иллюстраций к книге «Бабушкин сундук» ,

Дидактическая игра «Составь башкирский орнамент и узор »

Чтение художественной литературы :

- «Мудрый старик и глупый царь» ,

- «Умная девушка» .

Художественное творчество :

Рисование «юрты» : приобщать детей к декоративной деятельности, показать способы раскрашивания элементов национального орнамента , рисование башкирских орнаментов

Самостоятельная творческая деятельность детей «Украшаем камзол узорами башкирского народа »

Лепка «Баурсак» : развивать умение отрывать от основного куска небольшие комочки,раскатывать их круговыми движениями.

Аппликация «Украшаем фартук для куклы» : развивать умение вырезать детали для украшения фартука башкирским орнаментом и клеить готовые детали башкирского орнамента на силуэт фартука .

Работа с родителями :

Консультация «Обычаи и праздники «башкирского народа » .

Совместная работа родителей и детей изготовления поделок с применением башкирского орнамента , украшение коврика башкирским орнаментом

Итоговое мероприятие : Выставка детского творчества.

Методы проекта :

Познавательное развитие (Беседы о культуре башкирского народа , знакомство с башкирскими узорами , национальными костюмами)

Игровая деятельность («Составь башкирский узор » , «Залатай коврик» , «Башкирское лото » )

Продуктивная деятельность (лепка, аппликация)

Художественно-эстетическое направление : рисунки на тему «Башкирские орнаменты »

Взаимодействие с родителями : изготовление поделок или украшений с использованием башкирского орнамента , работа родителей совместно с детьми.

Презентация проекта :

Открытый показ ООД по художественному творчеству на тему : «Башкирские орнаменты »

Выставка работ родителей и детей на тему : «Изготовление поделок с применением башкирского орнамента ».

Публикации по теме:

Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты» Областная санаторная школа – интернат № 4. Открытый воспитательный час: «Национальные орнаменты, о чём говорят» Провела: учитель 1.

Конспект Открытого занятия в старшей группе «Убранство башкирского дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 218 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Конспект.

Методические рекомендации «Средства народного (башкирского) искусства в декоративном рисовании» Народное башкирское декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой.

Тема непосредственно-организованной образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое башкирского народа» 25.04.2012г. /подготовительная.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Башкиры

Чуваши

Марийцы

Мордва

2.2. Значение символов башкирского орнамента

Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур.

Можно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментального ряда обычно лежит композиция из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. Пара завитков давала несколько традиционных соединений.

Прежде всего, это варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологие и крутые. Нарядно выглядели рога с волнистым верхним контуром. Роговидное изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками.

«
Близка к описанной серияузоров, в которой рога соприкасались выпуклыми спинками; разведенные в стороны «ножки» кускаров придавали фигуре сбалансированность.

Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы – завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки на исходной линии. Развитие узора шло вверх – от острого выступа и покатых боковых стенок.

Фигура интеграла, которую С.И. Руденко выделял особо в узоротворчестве средневековых скотоводов-кочевников, делилась на две части и, по существу, состояла из двух завитков. Отдельные интегралы и розетки размещались часто на рамочной обшивке чепрака.

Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих пик.

В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги». 3

Распространенными орнаментальными сюжетами были солнце, звезды, солярные знаки. Изображения птиц и животных в традиционном орнаменте встречались редко. Однако названия многих мотивов были связаны с «зоологической» темой: дойэ (шея верблюда), буре табаны (след волка), карлугас канаты (ласточкины крылья), кубелек (бабочка), тэкэ могозо (рога барана), кикрек (петушиный гребень) и другие. Принадлежность башкир к мусульманскому миру также нашла свое отражение в орнаменте. Вышитый узор мог дополняться текстами изречений и молитв на арабской графике. На молитвенных ковриках (намазлык) иногда вышивались звезда и полумесяц, на скатерти (кумган), использовавшейся при проведении чтений Корана на обрядах, поминки и др. Изображения мечети встречались на концовках тканых полотенец.


Top