Государственный эрмитаж. Карта эрмитажа Что есть в петербургском эрмитаже

К рупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиционная часть занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы.

Начало истории

История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» – драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.

Вплоть до Екатерининской эпохи пополнений императорского собрания почти не было, либо они происходили случайно. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, которая находилась на территории Индии. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. В Петербург их доставили на слонах. Однако подарки получала уже императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в результате дворцового переворота. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. А подарки были приняты и благополучно забыты; их передали в собрание Эрмитажа уже после революции. В конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей их эпохи находится в России.

Эрмитаж в царское время

Один из наиболее важных периодов в истории музея, бесспорно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. Здесь давали обеды для круга приближенных. Гости обсуждали политику и искусство. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников. В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». По всей Европе эмиссары императрицы приобретали для нее картины десятками и даже сотнями, нередко просто скупая уже сформировавшиеся собрания. Помимо множества картин, в Эрмитаже появилось более 10 000 монет и медалей, более 10 000 рисунков, бессчетное количество гравюр, камней и книг.

Павел I, чуждый взглядам своей матери и питавший к ней сильнейшую неприязнь, тем не менее, продолжал коллекционировать искусство, преимущественно итальянское. Однако он велел на всех картинах в коллекции поставить букву «П». Таким образом, ученые смогли точно установить, какие именно полотна поступили в Эрмитаж до начала XIX века.

С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Но самые ценные приобретения связаны с центральным эпизодом его правления – войной 1812 года. Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, была обеспокоена сохранением привилегий после победы русской армии. Она решила сделать подарок Александру I, тот долго отказывался его принимать, однако Жозефина настояла. Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага».

Николай I, увлеченный военным делом, оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В его правление, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года. Сам император увлекался живописью и часто позволял себе вписывать изображения солдат на полотна мастеров батальной живописи. При нем некоторые экспонаты из коллекции были раздарены или уничтожены. Однако благодаря ему появился Новый Эрмитаж, был реконструирован ансамбль уже существующих зданий.

А в 1852 году музей впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». Следующие полвека его коллекция пополнялась с разной степенью интенсивности. Одним из знаменитых приобретений того времени стала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, купленная в 1914 году.

Эрмитаж в XX веке

История Эрмитажа в XX веке больше напоминает остросюжетный детектив, среди героев которого сотрудники музея, советские власти и российская армия. В революционный период коллекция Эрмитажа удивительным образом не пострадала. Серьезные утечки из нее начались в первые годы советской власти.

Сначала в 1920-е годы за счет царского собрания пополняли коллекции музеев союзных республик. Частично эти потери Эрмитаж компенсировал поступлениями из национализированных частных коллекций. Но в целом довоенные годы его истории пройдут под эгидой лавирования между жесткими требованиями властей открыть запасники, чтобы продавать экспонаты на запад, и искренним стремлением сотрудников сохранить самое ценное. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей, и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Говорят, что Орбели грозил проглотить ключ и надолго похоронить коллекцию отдела Востока за тяжелыми дверьми музея. Разразился скандал. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Письмо от вождя стало защитой музея. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. Любой экспонат, который планировали изъять, неожиданно оказывался на хранении в отделе Востока.

Благодаря сотрудникам Эрмитажа в периоды самых крупных «распродаж» из коллекции Эрмитажа он утратил минимальное количество самых ценных экспонатов. Но плата за это оказалась весьма высока. В разные годы более пятидесяти сотрудников музея были репрессированы.

Во время Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали на Урал, но здания музея значительно пострадали. Об уроне, который был им нанесен, свидетельствует список стройматериалов, необходимых для реставрации. Он включал 100 тонн цемента, более 60 тонн гипса, 30 километров тканей и прочее.

После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Музею предстояло принять трофейные произведения искусства, в огромных количествах вывезенные из Германии. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Совершенно случайно в плен был захвачен его будущий директор, который рассказал о местонахождении запасников. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами.

Жемчужины европейской коллекции

Диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян Тициана», «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом Гейнсборо».

За последующие годы кое-что возвратилось в европейские коллекции. Но многое осталось на территории России и по сей день. Сегодня в экспозиции Эрмитажа представлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержание некоторых из запасников по-прежнему не известно ни широкой публике, ни научному сообществу. Споры вокруг трофейных произведений ведутся до сих пор.

Сегодня Эрмитаж – еще и крупный научно-исследовательский центр.

Комплекс зданий музея Эрмитаж

Зимний дворец

Резиденция российских императоров, построена по проекту Бартоломео Растрелли. Работы по ее возведению начались в эпоху царствования Елизаветы Петровны и закончены при Петре III в 1762 году.

Малый Эрмитаж

Дворец. Построен при Екатерине II Ю. М. Фельтеном и Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Большой Эрмитаж

Дворец, построенный Ю. М. Фельтеном в 1787 году для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II.

Театр Эрмитажа

Построен по указу Екатерины II архитектором Джакомо Кварнеги для показа спектаклей и проведения маскарадов.

Новый Эрмитаж

Здание построено при Николае I архитектором Лео фон Кленце специально для демонстрации экспонатов императорской коллекции.

За последние годы в известных музеях мира появились специальные выставочные залы, связанные с Эрмитажем. Открылись его новые филиалы: Музей фарфора и Музей гвардии в здании Главного штаба.

Пересказать всю историю Эрмитажа – все равно что изложить историю России, настолько важным явлением в жизни страны является этот музей. Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж всегда оставался домом. Что бы ни происходило, здесь всегда кто-то жил. И каждый оставлял после себя что-то свое.

Находящийся в Санкт-Петербурге государственный музей Эрмитаж считается одним из крупнейших в нашей стране, а также во всем мире. Что посмотреть в Эрмитаже человеку, впервые его посетившему? Ответ не так прост, ведь Эрмитаж состоит из пяти основных зданий главного комплекса, где размещены экспонаты музея, четырех зданий, находящихся вне Дворцовой набережной, и двух служебных построек. В таблице приведены все здания Эрмитажа, включая служебные, с указанием годов постройки и архитекторов, их создавших.

Здания музеев на Дворцовой набережной Годы постройки Архитектор
Зимний дворец 1754-1762 Б.Ф. Растрелли
Малый Эрмитаж 1764-1775 Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен, В.П. Стасов
Большой Эрмитаж 1771-1787 Ю.М. Фельтен
Эрмитажный театр 1783-1787 Дж. Кваренги
Новый Эрмитаж 1842-1851 Лео фон Кленце, В.П. Стасов, Н.Е. Ефимов
Здания вне Дворцовой набережной
Меншиковский дворец 1710-1720 Дж.-М. Фонтана, И.-Г. Шедель
Музей Императорского фарфорового завода 1844 С.Г. Берников, И. Григорьев
Восточное крыло Главного штаба 1819-1829 К.И. Росси
Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня» 1990-2006 Архитектурная мастерская Трофимовых
Служебные здания
Запасной дом Зимнего дворца 1877-1878 Н. Беккер
Эрмитажный гараж 1911 Н.И. Крамской

Начало Эрмитажа

Знаменитый музей начинался как личная художественная коллекция императрицы Екатерины Второй. Создательнице российского варианта идеологии «просвещенного абсолютизма» понадобилось утверждение в глазах Европы первой части этой идеологемы, которая ретушировала бы часть вторую (абсолютизм), выглядевшую очень непрезентабельно. Долгое время коллекция была доступна только для избранных, вполне оправдывая свое название: «эрмитаж» по-французски – место уединения. Открытие для широкой публики состоялось только в середине 19 века.

В 1852 году, в конце царствования императора Николая Второго, в специально построенном здании Нового Эрмитажа была публично выставлена вся накопившаяся к тому времени богатая коллекция: экспонаты из древней (Египет, Восток, античность) и средневековой истории, а также русские памятники начиная с 8 века. Через тридцать лет после открытия Эрмитажа годовая посещаемость музея достигала 50 тысяч человек в год, а экспозиция постоянно увеличивалась.

Эрмитаж сегодня

После революции национализация частных коллекций сильно обогатила Эрмитаж. Сокровища культуры, которые до этого были доступны немногим, стали достоянием всех. Несмотря на то что часть картин в 20-е годы была продана за границу (Советскому Союзу нужны были деньги для индустриализации), эрмитажные коллекции пополнились за счет экспонатов, вывезенных из Европы после Второй мировой войны. Правда, часть этих коллекций была передана в 1958 году ГДР, а в 2002-м объединенная Германия получила обратно хранившиеся в Эрмитаже витражи франкфуртского храма Мариенкирхе.

Эрмитаж сегодня – это:

  • более миллиона произведений прикладного и изобразительного искусства;
  • более 1100000 памятников нумизматики;
  • более 750 тысяч археологических памятников;
  • почти 14 тысяч образцов оружия;
  • более 200 тысяч других экспонатов.

Экспонаты размещены в залах и павильонах общей площадью 233345 квадратных метров. Понятно, что обозреть все это богатство невозможно ни за день, ни за неделю. Обычно посетители смотрят только самое знаменитое из того, чем славен Эрмитаж, а специалисты выбирают для ознакомления эпоху, страну и область искусства или истории. Экспонаты музея показывают путь развития мирового искусства начиная с палеолита и до конца прошлого века. Что же выбрать для ознакомления человеку, впервые посетившему Эрмитаж?

Постоянные экспозиции

Перечень постоянных экспозиций Эрмитажа насчитывает 36 наименований. Здесь широко представлены тематические картинные галереи (например, портреты представителей императорского рода Романовых), искусство народов Южной Сибири, разных европейских стран. Для любителей интерес представляет убранство русского интерьера рубежа 19-20 веков и покои императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце. А лоджии Рафаэля, сделанные по распоряжению Екатерины Второй в конце 18 века, имитируют галерею Папы Римского в Ватикане.

К постоянным экспозициям относятся и парадные залы Зимнего дворца, которые во многом сохранили изначальную отделку. По ним можно судить, каким был интерьер здания в 19 веке. Коллекция прикладного искусства средневековой Западной Европы познакомит посетителей с предметами церковной утвари, мебели, а также с витражами, изделиями из металла, керамики, кости. Особое значение имеют многочисленные коллекции картин, которые выставляются, сгруппированные по странам и эпохам.

Искусство античного мира

В Эрмитаже представлено 106 тысяч памятников из мира Античности. Географически они относятся к Древней Греции, Древнему Риму, Этрурии и Северному Причерноморью, где было много греческих колоний. Самые старые экспонаты принадлежат к Эгейской цивилизации – 3 тысячелетию до новой эры. Наиболее поздние датируются 4 веком новой эры – временем заката Римской империи и начала становления христианства.

Античные скульптуры классического (5-4 в. до н.э.) периода насчитывают 70 экземпляров. Около 20 из них – греческие оригиналы, а остальные – более поздние римские копии. Искусство эпохи эллинизма (4-1 в. до н.э.) представлено несколько шире (свыше 200 экспонатов). Все античные коллекции размещены в здании Нового Эрмитажа.

Искусство Востока

Около 180 тысяч экспонатов представляют искусство Востока с древности до наших дней. Экспозиции занимают более 50 залов. Они знакомят посетителей с культурой Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Ближнего и Дальнего Востока, Кавказа, Византии, Центральной Азии. Здесь вы можете узнать о том, какими были Азия до возникновения ислама и Армения Тиграна Великого, древняя Колхида и страны Индокитая, Монгольская империя вообще и Золотая Орда, один из ее осколков, в частности.

Находящееся в Эрмитаже собрание японского искусства является крупнейшим в России. Преимущественно это памятники двух с половиной веков, предшествующих революции Мэйдзи, – эпохи Токугава (1603-1868 гг.). Самой ценной частью японской экспозиции является коллекция нэцке – миниатюрных фигурок, использовавшихся как элемент традиционного национального костюма. Кроме этого, представлены оружие, фарфор, образцы тканей и одежды.

Искусство Европы

Пласт европейского искусства колоссален, и в Эрмитаже он представлен огромным количеством экспонатов. Разнообразие сюжетов, техник, стилей, направлений и исполнителей настолько велико, что некоторые крупные экспозиции пришлось делить на более мелкие. Как, например, изобразительное искусство Нидерландов. Специалисты различают искусство Нидерландов 15-16 веков, живопись Фландрии (провинция Нидерландов), живопись Голландии. Итальянская школа подразделяется на венецианскую школу эпохи Возрождения, искусство Италии 13-16 и отдельно – 16-18 веков. Рассмотрим этот пласт более подробно.


Малахитовый зал

Зал расположен в Зимнем дворце, он был отделан малахитом в первой половине 19 века, когда на Урале разрабатывались крупные месторождения полудрагоценного камня. Сегодня это единственный сохранившийся в мире интерьер, оформленный малахитом. Ранее зал был частью покоев жены Николая Первого – императрицы Александры Федоровны. В отделке широкое распространение получила техника, названная «русской мозаикой». Тонкие пластинки малахита наклеивались на каменную основу, а стыки пластин заполнялись малахитовой пылью и шлифовались. Эта трудоемкая техника в таких объемах не применялась больше нигде в мире.

На убранство гостиной Александры Федоровны ушло 133 пуда малахита – более 2 тонн! Это не только отделка стен, но и вазы, торшеры, канделябры, столешницы. Зал по праву считается жемчужиной Эрмитажа. Расположен он на втором этаже северо-западной части Зимнего дворца. В 1917 году, в промежутке между Февральской и Октябрьской революциями, в нем проходили заседания Временного правительства.

Культовый художественный музей Санкт-Петербурга располагает огромными галереями с парадными интерьерами, уникальными экспозициями и редкими произведениями искусства. Поэтому Эрмитаж входит в список самых популярных художественных музеев в мире, а также признан одной из главных гордостей России.

Музейный комплекс включает 5 филиалов, расположенных на Дворцовой набережной. Это Зимний дворец, Эрмитажный театр, здания Большого, Малого и Нового Эрмитажа. Все перечисленные объекты признаны памятниками русской архитектуры 18-19 века. В них вы найдете более 3 миллионов картин, скульптур, предметов прикладного искусства и археологических находок.

Разумеется, одного посещения, чтобы увидеть все достояния музея, не хватит. Поэтому .

Сколько залов в Эрмитаже

Официально в Эрмитаже насчитывается 365 помещений с экспозициями. Однако их количество может меняться после реставрации или перенесения временных выставок.

Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа

Павильонный зал

В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.

Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова медузы Горгоны и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.

Самый драгоценный экспонат Павильонного зала - механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.

Лоджии Рафаэля

Великолепный ансамбль, в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.

Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Александровский зал

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Гостиная Марии Александровны

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения - личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Залы Нового Эрмитажа

Залы, посвященные Древнему Египту

Любителям египетской культуры точно стоит заглянуть на выставку Зимнего дворца , а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.

На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.

В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат - скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.

Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.

Залы с памятниками Греции и Рима

Огромная часть Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.

Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.

В помещениях № 107- 110 располагается собрание скульптур богов и атлантов. Самыми грандиозными считаются огромная статуя Юпитера, «Венера Таврическая», «Амур и Психея», «гибель Адониса», скульптура «Муза трагедии». 109 холл посвящен богу вина Дионису. Его стены окрашены в виноградные тона, контрастно подчеркивающие белоснежные скульптуры. Также рекомендуем посетить помещения № 111 – 114. В них размещаются античные вазы всевозможных форм и размеров. Доминантой выставки считается статуя «Отдыхающего Сатира» - копия известного шедевра Праксителя. Еще одно интересное помещение - № 121, где находится коллекция камней.

Рыцарский зал

Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.

Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.

Малый и Большой Итальянский просветы

Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.

Залы Большого Эрмитажа

Зал Тициана

Находится помещение, которое предназначалось для знатных императорских гостей, на втором этаже. Его роскошный интерьер дополнен работами Тициана, известного творца эпохи Возрождения. Среди самых известных картин вы найдете «Святой Себастьян», «Кающаяся Магдалина» и «Даная».

Зал Леонардо да Винчи

Одно из самых популярных мест Большого Эрмитажа. Здесь вы найдете два легендарных шедевра знаменитого художника. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита». Значимость произведений искусства подчеркнута яшмовыми колоннами, вставками из лазурита, живописными панно и плафонами.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Государственный Эрмитаж - гордость России, крупнейший в стране культурно-исторический музей, занимающий 6 исторический зданий, главным среди которых остается величественный Зимний дворец . Сегодня в Эрмитаже собрано почти 3 млн экспонатов: произведения живописи, графика, скульптуры, предметы прикладного искусства, коллекция нумизматики и археологические памятники.

А начинался Эрмитаж в 1764 г. как частное собрание Екатерины Великой, купившей коллекцию из 220 картин и поместившей их в отдаленных апартаментах дворца, получивших название «Эрмитаж», что в переводе с французского означает «место уединения». Для посетителей музей открылся в 1852 г., и уже тогда в нем были накоплены богатейшие собрания произведений искусства. Сегодня гости Эрмитажа могут любоваться такими шедеврами, как «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» Тициана, «Святое Семейство» Рафаэля, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Посещение Эрмитажа, безусловно, - обязательный пункт программы визита в Санкт-Петербург.

Главный ансамбль Эрмитажа

Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье - с 10:30 до 18:00, среда, пятница - с 10:30 до 21:00, выходной день - понедельник.

Как добраться: на метро до ст. «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный Двор».

Цена билета для взрослых в Главный комплекс и все остальные филиалы - 700 RUB, в один из филиалов - 300 RUB. Для детей, студентов, пенсионеров РФ вход бесплатный. 7 декабря и первый четверг каждого месяца вход для всех бесплатный. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Знаменитый музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге по праву считается одним самых значительных художественных и исторических музеев всего мира. Комплекс из пяти величественных зданий, в которых располагаются многочисленные экспонаты, является одним из уникальнейших памятников архитектуры России.

В наши дни обширная коллекция музейного комплекса насчитывает более трех миллионов разнообразных произведений искусства, с экспонатов древнейших времен и до шедевров современности.

Уникальность Эрмитажа

Государственный музей Эрмитаж интересен не только огромным количеством экспонатов, по и своим расположением. До революции он был императорским, поэтому здесь сохранены уникальные интерьеры той эпохи, великолепные мраморные лестницы, позолоченная мебель и хрустальные люстры.

У посетителей появляется возможность полностью погрузиться в атмосферу того времени, по достоинству оценить красоту и роскошь окружающей обстановки.

История создания

Временем основания Эрмитажа считают 1764 год, когда по приказу Екатерины II в нескольких залах Зимнего дворца, бывшего в то время одной из императорских резиденций, была основана выставка картин. Эти 225 полотен были приняты императрицей у немецкого купца Гоцковского в счет оплаты долга Российской империи. Затея имела успех. Потому императрица продолжила собирать экспонаты.

По ее приказам скупались скульптуры и полотна известных живописцев, была приобретена интереснейшая коллекция резного камня. Вскоре оказалось, что нескольких залов для собранных шедевров уже не хватало. Приняли решение о постройке отдельного здания. Оно было возведено в 1764-1767 годах и впоследствии стало называться Малый Эрмитаж.

В 1775-м на побережье Невы архитектором Юрием Фельтеном было сооружено роскошно отделанное строение, названное Большим Эрмитажем.

В 1783-1787 годах на месте прежней личной резиденции императора Петра I архитектором был построен Эрмитажный театр.

Формирование экспозиций Эрмитажа

В начале своего существования коллекция музея пополнялась за счет покупок коллекций живописи, принадлежащих европейским аристократическим семействам. Затем начали приобретать и отдельные произведения гениальных мастеров. Например, императором Александром I было куплено полотно «Лютнист» кисти Караваджо.

Уже к концу XVIII века в коллекциях Эрмитажа хранились картины Рембрандта, Рафаэля, Джорджоне, Рубенса и многих других знаменитых художников. Специально для экспозиций Эрмитажа за рубежом скупались разнообразные произведения искусства. Это скульптуры, изделия из золота и серебра, книги, монеты и многое другое.

Некоторые шедевры заказывались мастерам специально для пополнения коллекции Эрмитажа. В начале XIX века в музее также начали выставлять также интереснейшие археологические находки.

Уже к середине XIX века для хранения и демонстрации все увеличивающегося количества экспонатов было построено здание Нового Эрмитажа. Музейный комплекс приобрел свой окончательный вид.

Залы музея

Схема залов Эрмитажа насчитывает около 350 различных помещений, в которых и расположена богатейшая коллекция шедевров музея. Сами интерьеры помещений зачастую также являются произведениями искусства, как, например, величественная галерея Лоджии Рафаэля, возведенная по заказу Екатерины.

Она представляет собой точную копию Ватиканского оригинала. Вся галерея, включая и потолок, украшена аналогами полотен Рафаэля, которые были выполнены группой художников под руководством X. Унтербергера.

Не менее примечательны античные залы Эрмитажа, внутреннее пространство которых полностью соответствует представленным коллекциям. Часто интерьер залов расписан греческими и египетскими мотивами и многочисленными колоннами. Здесь собраны предметы многих местностей и эпох. Например, огромная, покрытая надписями плита с площади древней Пальмиры (пальмирское письмо) или реалистичные античные скульптуры.

Греческие залы Эрмитажа поражают обилием подлинных античных статуй, ваз, амфор, светильников.

Примечательна знаменитая скульптура "Венера Таврическая", которая была куплена Петром Великим у папы Климента XI.

Как расположены экспозиции

Гостям, впервые посещающим величественный музейный комплекс, довольно непросто разобраться в сложных пересечения галерей и переходов. Подробная Эрмитажа с номерами помещений расположена у входа в музей. Такую же бесплатно можно получить у кассиров при покупке билетов или можно воспользоваться очень удобным и подробным онлайн-путеводителем по музею.

Все помещения музейного комплекса пронумерованы, чтобы в них было проще ориентироваться. Но многие особо примечательные залы имеют свои названия.

Названия залов Эрмитажа могут отражать и сущность коллекций, представленных в них. В частности, Зал Древнего Египта или Зал Леонардо да Винчи.

Иногда название помещения музея может возникнуть из-за его внешних особенностей или деталей интерьера. Например, таким образом получил свое название Белый зал, построенный А. П. Брюлловым в честь свадьбы будущего императора Александра II в 1841 году. Его интерьер был выполнен в белых тонах и украшен статуями древнеримских божеств и многочисленными колоннами.

Часто названия залов Эрмитажа давались, чтобы увековечить память значительных людей или событий. Так, например, Петровский зал был назван в честь основателя города, Петра Великого. Его еще называют Малым тронным.

Шедевры живописи

В одной небольшой статье нереально даже просто перечислить все полотна великих живописцев, представленные в экспозициях Эрмитажа.

Из самых примечательных, можно увидеть две работы кисти знаменитого живописца эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Всего в мире известно 14 подлинных полотен его авторства, и две из них находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге!

В музее также можно познакомится с внушительной коллекцией живописи средневековых испанских мастеров. Безусловно, одной из жемчужин этой экспозиции Эрмитажа является полотно кисти Диего Веласкеса "Завтрак". Данное полотно придворного живописца испанского короля Филиппа VI удивляет своим оптическим визуальным обманом: кажется, что на картине изображены четыре человека, а на самом деле завтракают лишь три персонажа.

На схеме залов Эрмитажа можно увидеть такие названия, как Зал Рембрандта или «Лавки» Снейдерса. Отдельно представлена богатейшая коллекция полотен Нидерландских живописцев XVI-XVII веков.

Работы импрессионистов и постимпрессионистов находятся на третьем этаже Зимнего дворца. Здесь можно восхищаться полотнами Моне, Ренуара, Пикассо и многих других гениальных мастеров живописи.

Кладовые Эрмитажа

На схеме залов Эрмитажа можно увидеть такие названия, как Галерея драгоценностей №1 и №2. Они называются Золотой и Бриллиантовой. Говорящие наименования! Разумеется, в них можно осмотреть ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота.

Посещение этих галерей не входит в стоимость входного билета. Их нужно оплачивать отдельно. Посещение возможно только с экскурсией по расписанию. Фото- и видеосъемка там запрещены, но впечатления от увиденной красоты творений древних мастеров хватит надолго.

О знаменитом известно практически всем, но ничем не уступает по мастерству и выразительности коллекция сибирского золота, сформированная еще Петром Великим. Она состоит из предметов, собранных на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Эту подборку экспонатов по праву можно назвать самой ранней археологической коллекцией России.

Некоторые произведения древних ювелиров датируют еще седьмым веком до нашей эры. Оттого и потрясает мастерство и точность исполнения шедевров.

Для ценителей красоты и блеска натуральных камней познавательным станет посещение Бриллиантовой кладовой. В ней расположены драгоценности российских самодержцев. Это табакерки и шкатулки всех форм и размеров, часы и веера, украшенные россыпью бриллиантов.

Также можно увидеть уникальные творения работы - уменьшенные в десять раз копии императорской короны, скипетра и державы.

При всем желании невозможно за один день даже мельком осмотреть все экспозиции, залы и галереи музейного комплекса. Поэтому лучше заранее определиться с наиболее предпочтительными коллекциями и продумать свой маршрут. В этом может помочь более чем подробный и понятный интерактивный путеводитель по Эрмитажу.

Нужно учитывать, что максимальной популярностью у гостей музея пользуются парадные залы, коллекции полотен Рембрандта и Леонардо да Винчи. Их целесообразней посетить во второй половине дня, когда количество туристов существенно уменьшится.

А начать осмотр лучше с первого этажа Зимнего дворца, где расположены залы, посвященные искусству древних веков. В утренние часы там обычно пустынно.

Хотя у каждого свои интересы, а потому невозможно проложить маршрут, одинаково познавательный для всех.

Посещение музея с детьми

Если планируется посещение музея с малышами, лучше сделать эту экскурсию недолгой, чтобы не "перенасытить" ребенка впечатлениями.

Несмотря на основательность и солидность галерей музейного комплекса, найдутся в Эрмитаже залы для детей, которые непременно заинтересуют малышей. Мальчику обязательно понравится посещение Рыцарского зала, где представлена богатейшая коллекция средневековых рыцарских доспехов и оружия. В экспозиции есть даже комплект детских доспехов, который точно придется по душе маленькому рыцарю.

А девочку обязательно впечатлят и удивят красивые интерьеры парадных залов, изображения детей и животных на картинах, а также уникальный Висячий сад.

И, конечно, детям будет интересно посетить Зал Древнего Египта, увидеть настоящую мумию и много интереснейших статуй с головами животных.

Экскурсии по Эрмитажу

Музейный комплекс просто огромен, поэтому ориентироваться по нему, несмотря на наличие схемы залов Эрмитажа, довольно проблематично. Поэтому рекомендуется воспользоваться услугами гида.

Экскурсии проводятся работниками музея, которые досконально знают историю каждого произведения искусства и множество интересных фактов про них.

Традиционная экскурсия по Эрмитажу обзорная. Длится она примерно четыре часа. Она включает в себя осмотр всех самых известных экспонатов музея. Ее можно расширить, если запланировать посещение Галерей драгоценностей или дворца Меньшикова.

Проводятся также тематические экскурсии для родителей с детьми (не младше шести лет), в процессе которых в увлекательной и понятной форме малыши знакомятся с мировыми шедеврами.

Пушистые хранители Эрмитажа

Одним из интересных фактов функционирования музея является то, что уже 240 лет от возможной порчи грызунами его коллекции охраняют кошки. Еще императрица Екатерина повелела для охраны шедевров музея завезти в Эрмитаж крупных кошек, которые умели хорошо охотиться на мышей.

Эта традиция существует по сей день - на территории музея "работают" примерно шестьдесят кошек. Существует даже специальный праздник, посвященный котам-охранникам, 28 марта работники музея его отмечают.


Top