Художественная литература 2 мл группе. Планирование чтения художественной литературы в младшей группе детского сада картотека по художественной литературе (младшая группа) на тему
Картотека художественной литературы в младшей группе
Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»»
Цель: создание условий для запоминания стихов А. Барто, через самостоятельное их проговаривание.
Тема: «Рассматривание любимых книжек (по желанию детей)»
Цель: создание условий для внимательного прослушивания сказки, через рассматривание иллюстраций.
Тема: Название: «В. Драгунский "Что я люблю"»
Цель: Создание условий для
Тема: «К. Чуковский "Федорино горе"»
Цель: Создание условий для развития речевой активности посредством ознакомления детей с произведением К.Чуковского.
Тема: Н. Носов "Винтик, Шпунтик и пылесос»
Цель: Создание условий для
ознакомления с содержанием сказки через рассматривание иллюстраций.
Тема: «Автомобиль и метро» Н.Носов
Цель: Создание условий для
формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.
Тема: «Дядя Степа» С.Михалков
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением С.Михалкова.
Тема: «Пчельникова А. - Птичка»
Цель: Создание условий для развития внимания через музыкальное сопровождение.
Тема: В. Голявкин
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением В.Голявкина.
Тема: «Сказки народов мира»
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей со сказками народов мира.
Тема: Русская народная сказка «Петушок и курочка»
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками.
Тема: Олеся Емельянова «Врач»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением О.Емельяновой «Врач».
Тема: Андрей Ошнуров «Наша армия»
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А.Ошнурова.
Тема: Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка»
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А. Барто.
Тема: Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с русскими народными закличками.
Тема: А. Барто «В театре»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением А.Барто.
Тема: В.Г.Квашин «Как море заселилось»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Г.Квашина.
Тема: «Цветик семицветик» В.Катаев
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Катаева.
Тема: Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности, через знакомство с произведением В.Бианки.
Тема: К.Ушинский «Лето»
Цель: Создание условий для развития интереса к поэтическому слову, через ознакомление с произведением К.Ушинского.
Использование художественной литературы на занятиях в детском саду - мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.
Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет
У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление
Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.
В.А. Сухомлинский
Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:
- вырабатывание полного представления о мире;
- развитие навыков разговорной речи;
- продолжение знакомства с художественным словом;
- развитие способности конструировать ответы на вопросы;
- развитие восприятия художественных образов;
- приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
- развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.
Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир
Задачами проведения конкретного занятия могут быть:
- ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;
- пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;
- формирование навыка выразительного чтения, интонации;
- расширение знаний об окружающем мире (например, знакомство с профессиями во время изучения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»).
Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы
Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:
- художественное слово - чтение текста;
- рассказ воспитателя - тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
- заучивание наизусть;
- индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
- соединение двух видов искусств - просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
- инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
- дидактические игры.
Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.
Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению
Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
- Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
- Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
- Подбор иллюстраций к книге.
Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:
- смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
- чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
- включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) - это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
- использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например - «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» - и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.
Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»
Задачи занятия - познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.
Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями
Занятие можно составить следующим образом:
- Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
- Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
- Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
- Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
- Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол - столик, чашка - чашечка»).
- Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.
Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.
Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал
При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.
Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)
Месяц | Тема | На что направлены занятия |
---|---|---|
Сентябрь | Стихотворение «Приставалка» Саши Чёрного |
|
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» |
|
|
Русская народная сказка «Три медведя» |
|
|
Октябрь | Чтение русской народной сказки «Колобок» |
|
Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» |
|
|
Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень» |
|
|
Ноябрь | Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок» |
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
|
|
Чтение стихов о маме |
|
|
Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр» |
|
|
Декабрь | Русская народная сказка «Маша и медведь» |
|
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» |
|
|
Русская народная сказка «Лиса и волк» |
|
|
Январь | Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» | Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада. |
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» |
|
|
Е. Чарушин рассказ «Волчишко» |
|
|
Февраль | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» |
|
З. Александрова стихотворение «Мой мишка» |
|
|
Русская народная сказка «Рукавичка» |
|
|
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» |
|
|
Март | Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама» |
|
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» |
|
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
|
|
Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже» |
|
|
Апрель | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
|
К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок» |
|
|
Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца» |
|
|
Май | Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца |
|
В. В. Маяковский «Что такое хорошо - что такое плохо?» |
|
|
С. Маршак стихотворение «Детки в клетки» |
|
В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.
Таблица: примеры конспектов НОД во второй младшей группе по художественной литературе
Автор и название конспекта | Описание материала |
---|---|
Татьяна Осипова. «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Конспект по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» (направлен на общее художественное развитие детей, также служит иным воспитательным целям). |
Ксения Яковлева. «Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | Конспект поможет в планировании занятия по чтению сказки, цель которого - вызвать в детях любовь к животным, научить сопереживать им. |
Ольга Янцен. «Чтение сказки «Колобок» | Конспект направлен на развитие разговорной речи у детей второй младшей группы. |
Галина Кочулова. Интегрированное занятие во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Теремок» | Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации («Ладошки»). |
Видео: чтение стихов Агнии Барто на занятиях во второй младшей группе
Чтение книг учит малышей бережно относиться к природе, любить родину, способствует формированию образного мышления. Тщательно подготовленное занятие по чтению художественной литературы во второй младшей группе ДОУ гарантирует успех его проведения и хорошее усвоение материала детьми.
Рыбалка Маргарита Викторовна
Должность:
ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение:
МБ ДОУ ДС "ЖУРАВУШКА"
Населённый пункт:
Г.НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Наименование материала:
статья
Тема:
Чтение художественной литературы во второй младшей группе
Дата публикации:
14.11.2018
Раздел:
дошкольное образование
Использование художественной литературы на занятиях в детском саду -
мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает
улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка.
Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению,
воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно
совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики
выбранного произведения.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление,
воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему
миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для
малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в
обществе.
Коллективное чтение художественной литературы во 2 младшей группе
позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные
образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств,
красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает
эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит
с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы
отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.
ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг
может быть составлена для удобства) отличается использованием большого
количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят
стабильный интерес к чтению.
стандартом, есть русский фольклор: Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и
семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и
лиса». Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на
тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-
чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-
заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к
деду…», «Тили-бом! Тили-бом!». Помимо чтения сказок, стихотворений
также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития
творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников
запоминающиеся детские песенки. Например, во время разучивания песенки
«Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется
первое знакомство малышей с миром профессий. Среди поэтических
«Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса; «Дождь» А. Босева; «Ежик и барабан»,
Г. Виеру; «Хитрый ежик», П. Воронько; «Карандаш», Н. Забила; «Кто скорее
допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна.
Формирование гуманности Чтение художественной литературы во 2 младшей
группе, например народных сказок, способствует знакомству дошкольников с
выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными
сравнениями. С помощью народных сказок формируется интерес в
подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство
гордости за свою страну. Ребенок, который в дошкольном возрасте научится
сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при
общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в
подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта,
сочувствие, справедливость, забота.
Эстетическое воспитание С помощью художественного слова дети понимают
красоту звучания русской речи. Оно дает ребятам представление о
нравственных качествах, которыми должен обладать человек. В. А.
Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой
думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребенка.
Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных
характеристик именно чтение в детском саду. 2 младшая группа - это время,
когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику,
эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.
Для того чтобы у дошкольников был сформирован стабильный интерес к
чтению, важно включать в программу дошкольного образования чтение книг
воспользовавшись мягкими игрушками. При знакомстве малышей со
стихотворением К. Бальмонта «Комарики-макарики» воспитатель
одновременно осуществляет экологическое воспитание своих подопечных. Д.
Мамин-Сибиряк в своих рассказах «Сказка про храброго Зайца - Длинные
уши, косые глаза, короткий хвост»; «Притча о Молочке, овсяной Кашке и
сером котишке Мурке» уделяет особое внимание красоте природы, важности
бережного отношения к окружающему миру. Именно поэтому его
младшей группе детского сада. Какие еще произведения вошли в этот
перечень? Это, например, рассказы К. Ушинского: «Васька», «Петушок с
семьей», «Лиса Патрикеевна», «Уточки», «Ветер и Солнце». Без внимания не
должны остаться в детском саду и произведения А. С. Пушкина. Например, в
данном возрасте ребятам будет интересна его «Сказка о мертвой царевне и о
Комплексно-тематическое планирование
2017-2018 учебный год
ООД (вид деятельности) Чтение художественной литературы
Возрастная группа 2 младшая группа №1
Часть программы: ВариативнаяV
Инвариативная_
Подготовила: Орлова Н.А
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС.
2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС.
3. Полная хрестоматия для дошкольников. Книга 1. АСТ, Серия: Планета детства, Год выпуска: 2015;
4. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. В соответствии с ФГОС ДО,
Дата | Организованная образовательная деятельность | Темы в соответствии с Комплексно-тематическим планированием |
||||||
Месяц | Неделя | Тема ООД | Программная цель | Дополнительное методическое обеспечение | ||||
Ноябрь | №1 ОС «Как мы в зоосад приехали» Б.Житков - чтение | Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Познакомить детей с правилами движения машин на дороге, внимательно слушать новое произведение. Воспитывать вежливое, культурное поведение в общественном виде транспорта. | «Транспорт» |
|||||
№2 ОС «Урок дружбы» - чтение рассказа М.Пляцковского. | Учить использовать в речи простое распространенное предложение; умения устанавливать порядок событий в тексте, мысленно представлять события и героев; формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу. | Книга с рассказом М.Пляцковского «Урок дружбы, иллюстрации по содержанию произедения. | «Я – хороший, ты – хороший. Как себя вести? Учимся дружить» |
|||||
№3 ОС «Как лечили петуха» - чтение сказки А. Крылова | Сопереживать с героями сказки в процессе чтения сказки, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова | «Растем здоровыми и крепкими» |
|||||
№4 ОС «У бабки была внучка» - Пересказ Толстой Л.Н. | Формировать умение пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; Поощрять использование авторских слов и словосочетаний; Развивать умение называть местоположение внучки (за окном, под столом…) Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его. | Толстой Л.Н. | «Моя семья. День матери» |
|||||
Декабрь | №1 ОС «Мальчик – пальчик» - заучивание | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида предмета. Воспитывать желание общаться спокойно без крика, не перебивая друг друга. | «Я и мое тело, что я знаю о себе?»» |
|||||
№2 ОС - «Снегурушка и лиса» Рассказывание РНС Рассматривание иллюстраций | Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, объясняя их содержание. Познакомить детей с новой РНС, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитании Снегурушки. Воспитывать коммуникативные умения детей (ответы хором, индивидуально), умение слушать друг друга. Обогащать речь сказочной лексикой. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Иллюстрации к сказке | ||||||
№3 ОС - «Заюшкина избушка» - Рассказывание РНС Инсценирование отрывков | Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказки, используя метод моделирования. Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь. | Книга с иллюстрациями, мнемотаблица, перчаточные куклы | «Мой дом» |
|||||
№4 ОС «Елка» - ЧтениеК.Чуковский | Вызвать радость от предстоящего праздника, активизировать в речи существительные, глаголы. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | |||||||
№5 ОС «Наша ёлка»- Заучивание Е. Ильина Рассказывание из личного опыта | Формировать умение выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях. Развивать умение при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Иллюстрации, сюжетные картины празднования Нового года | «Новый год» |
|||||
Январь | КАНИКУЛЫ | |||||||
№2 ОС Малые фольклорные формы: «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи..» | Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем. Фомировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Русское народное творчество» |
|||||
№3 ОС «Гуси-лебеди» Чтение РНС | Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Продолжать обогащать речь сказочной лексикой. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. | Книга с иллюстрациями, настольный театр | «Мальчики и девочки» |
|||||
№4 ОС - «Где мой пальчик?»; - Н. Саконская заучивание; Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша» | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Развивать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил. Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Одежда» |
|||||
Февраль | №1 ОС «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак - чтение | Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Я в обществе» |
||||
№2 ОС «Рукавичка» Чтение УНС | Используя метод моделирования, продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Предоставить детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде». Упражнять в завершении предложений, начатых педагогом. Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки. | Книга с иллюстрациями, мнемотаблица | «Масленица» |
|||||
№3 ОС «В нашей армии» А. Ошнурова - заучивание | Учить передавать настроение произведения, отношения автора к описываемым событиям. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство гордости за своего папу. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Наши папы железнодорожники» |
|||||
№4 ОС - «Волк и семеро козлят» Рассказывание РНС | Формировать умение пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; Побуждать дошкольников рассказывать понравившиеся отрывки выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Упражнять детей в чётком произношении слов. Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова, мнемотаблица | «Мой дом» |
|||||
Март | №1 ОС «Все она» чтение стихотворения И.Косякова | Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать диалогическую речь малышей, пополнить словарный запас глаголами, воспитывать уважительное отношение к маме. Д/У «Очень мамочку люблю, потому что…» | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Наши мамы лучше всех» |
||||
№2 ОС «Что такое хорошо и что такое плохо?» - Чтение В.Маяковский | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки. | В.Маяковский | «Мы помощники» |
|||||
№3 ОС «Два жадных медвежонка» - Рассказывание | Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. (стало много медведей, зайцев, лис…). . Воспитывать желание делиться с товарищем. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Посуда» |
|||||
№4 ОС «Таня знала буквы» - пересказ Л. Толстой | Развивать умение выразительно пересказывать, используя слова и речевые обороты текста. Формировать умение образовывать форму мн. числа глаголов (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают… Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Книжкина неделя» |
|||||
№5 ОС «Лиса и заяц» - Чтение РНС | Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. Воспитывать умение слушать друг друга. | Иллюстрации, текст сказки | «Неделя безопасности» |
|||||
Апрель | №1 ОС «Пришла весна» - Чтение Л.Н. Толстой | Развивать умение слушать внимательно литературный текст, отвечать на вопросы педагога, используя авторские выразительные средства. Продолжать формировать умение подбирать слова с противоположным значением. Продолжать воспитывать привычку сообща трудиться, договариваться и помогать друг другу. | Л.Н. Толстой, сюжетные картины, иллюстрации | «Весна - красна» |
||||
№2 ОС «Уж тает снег, бегут ручьи» - чтение стихотворения А.Плещеева | Отметить появление первых луж и ручейков. Учить сопоставлять свои впечатления с содержанием произведения художественной литературы. Обогащать представления об изменениях в природе, связанных с приходом весны, потеплением. Воспитывать радость от наступления весны. | Рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных картин. | «День космонавтики» |
|||||
№3 ОС «Петушки» - Заучивание В. Берестов | Формировать умение интонационно выразительно рассказывать стихотворение наизусть. Вводить в активный словарь существительные, обозначающие зимние явления природы, зимующих птиц и части их тела (Что это? - Это крыло, клюв, ноги… Кто это? - Это голубь, ворона, синица… Воспитывать заботливое отношение к птицам, учить помогать им). | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Природа нашего края» |
|||||
№4 ОС «Детки в клетке» С.Я.Маршак | Поощрять желание детей слушать стихотворный текст, повторять его вместе с воспитателем. Развивать слуховое внимание, связную речь, зрительную память. Воспитывать интерес и желание участвовать в совместной деятельности. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Птицы и животные нашего края» |
|||||
№1 ОС «Кошкин дом» С.Я.Маршак | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | ||||||
№2 ОС Ознакомление с малыми фольклорными формами. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко» | Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Формировать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-вёдрышко». Помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | ||||||
№3 ОС Рассказывание К. Чуковского «Муха-Цокотуха» | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | К. Чуковский книга с иллюстрациями «Муха-Цокотуха» | «Насекомые» |
|||||
№4 «Любимый город» - Чтение рассказа Р.А. Первутинский; Беседа «Наш город». | Формировать навык внимательно слушать новый рассказ, связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас, воспитывать чувство любви и гордости за родной город, желание больше узнать о его достопримечательностях. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. | «Мой город Находка» |
Цель: приобщение детей к художественной литературе, через ознакомление с рассказом В. Сутеева «Три котёнка» посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- помочь детям понять содержание рассказа В. Сутеева «Три котёнка»,
- формировать эмоционально-образное восприятие рассказа,
- учить детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту рассказа,
- пояснить детям значение слов сажа, самоварная труба,
- активизировать в речи детей слова: мука, сажа, самоварная труба,
- показать через познавательно-исследовательскую деятельность, каким образом в рассказе котята меняли цвет.
Развивающие:
- развивать диалогическую речь,
- развивать звуковую культуру речи,
- развивать внимание, память,
- развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
воспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать литературные произведения,
воспитывать отзывчивость (желание помочь).
Развивающая предметно-пространственная среда к НОД: игрушка-персонаж мультфильма «Котенок по имени Гав», фланелеграф, персонажи из рассказа для фланелеграфа, емкости на каждого ребенка с мукой, с сажей, с водой, полотенца.
Конспект занятия по художественной литературе во 2 младшей группе «Чтение рассказа Сутеева «Три котенка»
Ход НОД
Создание мотивации для предстоящей деятельности.
Звучит песня « Я пушистый маленький котенок…», в группе появляется персонаж, мягкая игрушка «котенок».
— Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел (ответы детей).
Обращаю внимание на то, чтобы дети отвечали предложением в процессе всей непосредственно-образовательной деятельности.
— Котёнка зовут «Гав». Давайте поздороваемся с ним (дети здороваются с персонажем)
— Ребята, котенок Гав шепнул мне на ушко, что у него совсем нет друзей, ему скучно и одиноко.
— Вы согласны помочь котёнку? (ответы детей)
— Как же мы сможем ему помочь? (ответы детей)
— Если дети затрудняются с ответом, предлагаю. Давайте мы познакомим его с другими котятами. Я знаю шустрых и очень любопытных котят. Сейчас я покажу вам и нашему гостю одну историю, которая случилась с этими любопытными котятами. Этот рассказ называется «Три котенка», его написал Владимир Сутеев. Вы вместе с нашим гостем послушайте, посмотрите и потом мы вместе с вами выясним, что же произошло с котятами.
Показ рассказа на фланелеграфе (с повтором).
Поясняю детям значение слова сажа, самоварная труба.
— Ребята котёнок Гав предлагает поиграть.
Физминутка «Маркиз»
То прогнет, то выгнет спинку, ножку вытянет вперед
Это делает разминку наш Маркиз — пушистый кот.
Чешет он себя за ушком, жмурит глазки и урчит (мур, мур).
У Маркиза все в порядке: когти шерсть и аппетит.
— Дети, вам понравился рассказ « Три котенка»? Давайте спросим нашего гостя, понравился ли ему рассказ? (дети спрашивают котенка).
— Какого цвета были котята в самом начале рассказа? (ответы детей)
— Кого увидели и за кем гнались котята в рассказе? (ответы детей) Если дети затрудняются, делаю визуальные подсказки с помощью изображений на фланелеграфе.
— Почему котята стали белые? (ответы детей)
— Почему котята стали серые? (ответы детей)
— Почему котята стали мокрые? (ответы детей)
— Какого цвета они стали, когда высохли? (ответы детей)
— Котята были любопытными, они познавали мир.
А хотите превратиться в любопытных котят и пройти все их приключения? Тогда, я вас превращаю в маленьких котят, проходим и садимся за столы.
На столе стоят по три емкости на каждого ребенка (с мукой, сажей и водой) и лежат полотенца.
— Ребята, давайте вспомним, куда сначала прыгнули котята? (ответы детей) Опускаем ручки в муку. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
— Куда котята залезли, когда гнались за лягушкой? (ответы детей) Чем испачкались в самоварной трубе котята? (ответы детей)
— Опускаем ручки в сажу. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
— А потом котята куда прыгнули? (ответы детей)
— Опускаем ручки в воду, что случилось с нашими руками? (ответы детей) А теперь вытираем руки полотенцем.
— А что случилось с котятами, когда они выпрыгнули из воды? (ответы детей)
— Какого цвета стали котята, когда высохли? (ответы детей)
Подведение итога деятельности
— Дети, понравилась вам история про любопытных котят? (ответы детей)
— Ребята котёнок говорит вам большое спасибо за то, что вы познакомили его с котятами, теперь у него есть друзья. Вместе им будет весело играть.
Рефлексия
На столе лежат мордочки котят – веселые, грустные и нейтральные. Предлагаю детям выбрать любую на память о том, как помогли котёнку.