Политические элиты: понятие, признаки, функции. Политическая элита

Элитарность в демократическом обществе

Элитарность общества современного периода является доказанным фактом. Устранение политической элитарности возможно только посредством общественного самоуправления. Но на настоящем этапе развития человеческой цивилизации самостоятельное управление народа является идеалом.

Замечание 1

Для демократической страны первостепенной значимостью обладает не борьба с элитарностью, а создание более полезной, результативной для общества элиты, обеспечение ее социальной представленности, своевременное обновление качества, предотвращение тенденций олигархии, обращения в господствующую привилегированную касту замкнутого типа.

Взаимное отношение политической элиты и общества показано в теориях демократического элитизма, утверждающих что элите необходимо править, дабы народная власть выжила.

Исходя из этого положения, демократия является правлением элит, одобряемым народом. Основы этого понимания демократии заложены М. Вебером в начале 20-го столетия. Элита, в соответствии с Вебером, является слоем профессиональных политиков, которые облечены народным доверием. Элита посредством системы выборов находится в зависимости от населения, и потому стремится к завоеванию симпатии тех, кем избирается.

Политолог немецкого происхождения ограничивал формы политического участия масс только выборами, так как не верил в возможности существования мудрого народа. Идеи Вебера обрели последующее развитие в теориях элитарной демократии:

  • С. Липсета;
  • Й. Шумпетера;
  • Дж. Сартори;
  • Р. Даля.

В их трудах разрабатывалась теория полиархической демократии. В толковании Дж. Сартори, демократия представляется селективной полиархией, избираемой на основании достоинств.

Идеологии политических элит в демократических обществах

Во второй половине двадцатого столетия к дискуссиям о сути элит присоединились дискуссии по их составу. Выделилось два подхода к этому вопросу:

  1. Идея плюрализма, согласно которой общество является множеством групп интересов политики, каждая из которых выделяет собственную элиту и осуществляет ее контроль; разделение на массу и элиту обладает условным характером; элиты являются «открытыми» для включения в собственные ряды более способных, активных и результативных представителей масс.
  2. Леволиберальную концепцию элит, связанную с именем американского политолога Миллса, проповедующего идеи о гомогенности элиты. Гомогенность элиты, согласно Миллсу, определена схожестью биографий, общим стилем жизни, одинаковой системой ценностей. Миллс обращает внимание на следующие средства консолидации элиты: образование; брачные узы; членство в аристократических клубах. Политолог делает вывод о невозможности открытых элит: рекрутирование в элиту реализуется из собственной среды.

Любая из названных теорий подверглась критике со стороны множества политологов.

Роль политической элиты в обществах демократического типа

Замечание 2

Демократия требует, чтобы элиты трактовали политику как искусство договора меж собой. Главным признаком этой стабильности признана общность взглядов элит на ценности существования институтов демократии.

Элиты играют независимую и активную роль в общественных процессиях, но в собственных действиях они все же имеют зависимость от масс. Например, политическая элита обладает нуждой поддержки со стороны широких общественных кругов. Это означает, что ее автономность определяется некой сферой, выступив за границы которой, политическая элита обретает риск утраты власти или шансов ее получения.

В этой связи элиты и общественность взаимодействуют так: с одной стороны, представители какой-либо элиты пытаются обрести поддержку граждан (на референдумах, выборах), а с иной - модифицировать их убеждения или же сформировать новые. В собственную очередь граждане либо их ассоциации делают попытки повлиять на элиты так, чтобы они приняли такие решения, отвечавшие интересам граждан и их обществ. Это очень динамичный и сложный механизм взаимного действия элит и граждан может проживать так долго, сколько существует согласованность меж интересами граждан и политикой элиты.

Если разногласия меж массами и элитой достигли критической отметки, когда элита уже не является способной обеспечивать себе минимум необходимой поддержки со стороны граждан, описанный механизм рушится, и место прежней элиты занимает новая. В связи с этим политическая общественная стабильность во множестве находится в зависимости от принципиальной согласованности ценностно-нормативных систем элиты и граждан и их общностей.

Современная российская элита не имеет четкого осознания своих прямых обязанностей по отношению к государству и обществу. Одной из причин этого является наличие некоторых черт новейшей элиты России, которые были унаследованы ещё из советского общества: корпоративность, замкнутость, но совместно с этим нежелание действовать совместно. Эта ситуация начала проявляться в советский период, а свойства эти предопределялись еще в Московское царство. На сегодняшний день в России осуществляет действие элита, которую можно определить как антиобщественную, антинародную, антипатриотическую, элиту не способную выработать идеологию для оздоровления общества и государства. Отсутствие патриотически-настроенной элиты поспособствовало образованию кризиса в государстве: у новой российской элиты «культ портфеля» гораздо сильнее любви к Отечеству.

Во взаимных отношениях «элита - общество» преобладание получили элитократические тенденции. Собственный вклад в них вносит и политическая, и административно-политическая, и бизнес элита России. Важно отметить усиление данной тенденции за последние годы. Она может свидетельствовать как о тяге к аристократизации, так и о медленном угасании тенденций демократии, которые позволили на волне «демократической революции» пройти элите к власти и овладеть собственностью.

Центровая роль элиты в политике современного этапа обуславливается тем, что конкретно она имеет соотношение с состоянием народа. Вопросы о том, как она может это реализовывать в демократическом обществе, представляются одними из основных проблематик образования элиты.

Как мы уже указывали, властные отношения асимметричны. Общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на два класса: те, кто правит (правящее меньшинство), и те, кем правят (управляемое большинство). Те, которые правят, называются элитой.

Понятием элиты (лат. eliger – отбирать, фр. elite – лучший, отборный, избранный) обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в различных сферах общественной жизни.

Выделяют более широкое понятие «властвующая элита» (рис.5.1). Принадлежность к ней определяется занятием господствующих позиций в обществе, наивысшими показателями в своей профессиональной сфере. Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа лиц, обладающая качествами лидерства, способная к управленческой деятельности, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.

Кроме того, политическая элита характеризуется структурным постоянством ее властных отношений. При изменении (смене) персонального состава элиты эти отношения в своей основе остаются неизменными. Сменялись вожди племен, монархи, бояре, дворяне, народные комиссары, партийные секретари, президенты, парламентарии, министры, но отношения господства и подчинения между элитой и массами сохраняются. Всякое правление является олигархичным, что неизбежно предполагает господство немногих над многими.

Без политической элиты невозможно функционирование государства. Деление общества на управляющих и управляемых обусловлено следующими факторами:

Выделение в ходе разделения труда особого вида профессиональной деятельности – управленческого труда, требующего компетентности, особых знаний и способностей;

Иерархическая организация общества проявляется в господстве одних людей и подчинении других, поэтому социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых неизбежно;

Естественное неравенство людей по умственным, психологическим, организаторским, нравственным качествам и способностям к управленческой деятельности ведет к отчуждению большинства граждан от власти и политики и нежеланию участвовать в политических процессах;

Высокий статус управленческой деятельности связан с возможностью получения различных социальных привилегий, почета, славы;

Практическая невозможность осуществлять всеобъемлющий контроль за политическими руководителями;

Политическая пассивность широких масс населения, интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую властью, и неправящую, оппозиционную.

По объему властных функций различают следующие уровни правящей элиты:

Высшая политическая элита принимает наиболее значимые для всего общества решения (высшие руководители органов государственной власти, непосредственное окружение президента, монарха, премьер-министра, спикера парламента, лидеры ведущих политических партий, политических фракций в парламенте);

Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и общественно-политических движений, руководители избирательных округов);

Низшая политическая элита образуется политическими деятелями местного масштаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).

В качестве самостоятельной группы выделяется административная элита (бюрократия), монополизирующая в своих руках технико-организационные средства власти. К ней принадлежит высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Политическая элита намечает главные цели деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. Если между ними нет единства целей, бюрократия может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение политической элиты.

Иногда в политических системах складываются и такие ситуации, когда, достигая высокого уровня власти, политическая элита и бюрократический аппарат настолько возвышаются над обществом, что полностью стараются избежать его контроля. В результате возникает опасное явление, называемое политическим отчуждением.

Американский политолог, экономист Энтони Даунс (род. 1930) утверждает, что бюрократии свойственно сочетание проблем «утечки власти» и «бюрократической негибкости». Поскольку существует множество несовпадающих интересов, а контроль внутри бюрократической организации несовершенен, происходит ослабление власти начальства по мере того, как его приказы спускаются вниз по иерархической лестнице к тем, кому они предназначены. Данную «утечку власти» пытаются компенсировать за счет усиления централизации, внутренней специализации, принятия разнообразных регулирующих правил, из-за чего усиливается косность всей бюрократической структуры.

Элиты – носители наиболее ярко выраженных управленческих качеств. Элитарность исключает усредненность людей, отражает соревновательность, конкуренцию в области политической жизни. По различным оценкам в разных странах численность политической элиты не превышает 2–4 тысяч человек. Это весьма узкий, немногочисленный слой общества.

Важнейшими критериями эффективности деятельности политической элиты являются: достигнутый уровень прогресса и благосостояния широких масс населения, политическая стабильность общества; национальная безопасность, оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Функции политической элиты многообразны, сложны и связаны с большой ответственностью. Самыми существенными из них являются следующие:

1) Руководство и управление обществом. Политическая элита – основной резерв руководящих кадров для политического, экономического, административного, культурного и т.п. управления. Контролируя самые разнообразные ресурсы, политическая элита имеет возможность влиять на условия жизни людей.

2) Стратегическая функция. Политическая элита разрабатывает стратегии и тактики развития общества, определяет политическую программу действий, разрабатывает концепции назревших реформ. Эта функция в полной мере реализуется на высшем уровне политической элиты.

3) Мобилизующая функция. Для реализации стратегического курса политической элите необходимо организовать массы на воплощение политических решений в жизнь.

4) Коммуникативная функция. В политических программах элиты должны найти отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп и слоев общества. Политическая элита должна уметь видеть особенности настроений различных социальных общностей, реагировать на изменения общественного мнения и вовремя принимать соответствующие им решения. Эта функция также должна обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, к которым относятся СМИ, PR-службы, социологические центры и т.п.

5) Интегративная функция. Она призвана обеспечить стабильность общественной жизни, снимать острые противоречия и конфликты. Для этого действия политической элиты должны быть направлены на сплочение различных слоев населения, гармонизацию и согласование социальных интересов, достижение консенсуса и сотрудничества с политическими оппонентами.

Необходимо отметить, что содержание и границы функций, которые призвана выполнять политическая элита, определяются конституцией страны, другими нормативными актами. На содержание функций также значительное влияние оказывает политический режим данного государства.

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений.

Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две «страты»: меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называют политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличается структурным постоянством : при изменении (смене) персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т.д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор, ибо никогда не было народа, который бы сам управлял собой, и никогда его не будет. И всякое правление, даже самое демократическое, является на самом деле олигархичным, т.е. правлением немногих над многими.

Следует обратить внимание и на такую характеристику элиты, как ее внутренняя дифференцированность . Элита делится на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и неправящую, оппозиционную. Последняя охватывается понятием «контрэлита» .

Существует и такое понятие, как «субэлита» . Им обозначают различные подвиды правящей элиты. Помимо собственно политической элиты (высших политико-государственных функционеров) в эту категорию входят «капитаны промышленности» (руководители крупных корпораций), «лорды войны» (высшая армейская и полицейская иерархия), держатели «духовной власти» (священники, интеллектуалы, писатели и др.), «вожаки масс» (руководители партий и профсоюзов) и т.д.

Виды политических элит

Вопрос. Понятие и типология политического лидерства.

Политическое лидерство - долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.

Нередко политический лидер является руководителем организации - политической партии, общественного движения, государства и т.д. Однако значения понятий «руководство» и «лидерство» не совпадают. Руководство - это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно подразумевает авторитетность. Реальный руководитель может и не пользоваться авторитетом и уважением: в этом случае он не будет лидером. Лидер в свою очередь может не занимать руководящих постов, и такого лидера называют неформальным. Наилучшие перспективы для эффективной политической деятельности имеются у лица, которое одновременно занимает руководящий пост и является авторитетным лидером.

Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.

Итальянский философ Никколо Макиавелли (1469-1527) в своей работе «Государь» подробно описал основные требования к человеку , который хочет стать политическим лидером: ему нужно уметь избегать ненависти и внушать доверие; вне зависимости от реальных поступков он должен представляться народу как образец благородства и добродетели; он должен быть готов при необходимости действовать быстро и жестоко. В зависимости от обстановки он должен менять стиль управления - быть то хитрым, как лис, то сильным, как лев.

Типы лидеров

Выделяют различныетипы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу- общенациональных, классовых, партийных. В современной политологии выделяется несколько собирательных типов лидера:

§ лидер-знаменосец , которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы;

§ лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени;

§ лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других;

§ лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.

Обычно выделенные образы не встречаются в чистом виде: у конкретных лидеров возможно сочетание этих характеристик в разных пропорциях.

Некоторые лидеры способны увлечь людей, вдохновить их на какую-то деятельность. В этом случае часто говорят о харизме (от греч. charisma - божественный дар, благодать) - представлении об исключительной одаренности человека.Харизматичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости. Право такого человека быть лидером поддерживается слепой верой, благоговением, преданностью людей. Ему верят не потому, что он сказал нечто правильное, а потому что это сказал именно он. Харизматичный лидер способен сплотить своих последователей перед лицом опасности, однако он, как правило, мало пригоден для решения текущих дел. История также много раз демонстрировала, что харизматичные лидеры могут легко превращаться в диктаторов.

Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Выделяют :

1) традиционное лидерство
, основанное на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. В рамках этого типа лидерства отношения между лидерами и последователями основываются на личной преданности последних своему руководителю отчасти в силу традиции, отчасти в силу произвола лидера, которому позволительная свобода действия, основывающаяся на традиции. Безграничное почитание лидера – основа его легитимности. Деятельность лидера как опирается на традиции, так и ограничена ими. Выход подданных из повиновения связано не с сопротивлением существующему порядку, а с протестом против господина, нарушающего традиции. Традиционное лидерство опирается на лиц: лично зависимых от господина, состоящих с лидерами в особо доверительных отношениях (фаворитов), законно подчиненных ему (вассалов);

2) харизматическое лидерство
, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. «Харизмой», отмечал Вебер, обозначается определенное качество личности, считающееся необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такое свойство личности может рассматриваться в качестве божественного. Харизматическое лидерство возникает из потребности в откровении, почитания героев и упования на вождя;

3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство , осуществляющееся на основе законов и в рамках законов. В отличие от двух предыдущих типов, рационально-легальное лидерство в наибольшей степени институционализировано. Оно подчиняется официально установленным нормам, правилам и процедурам.

Введение

  1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит
  2. Типология элит и система их рекрутирования
  3. Сравнительный анализ советской и современной российской политических элит

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В регулировании политических процессов, в определении стратегии, целей и приоритетов политики важная роль принадле-жит специфическому субъекту политики — политической элите. Она концентрирует в своих руках власть путем монополизации права на принятие политических решений.

В качестве объекта властвования политической элиты выступают рядовые граждане общества, политические группы и партии, общественно-политические движения и организации. Их готовность к подчинению зависит от собственных качеств политической элиты, ее легитимности, а также от тех средств воздействия, которые она применяет в конкретных политических ситуациях.

Превращение элиты в самостоятельную политическую силу связано с существенными трансформациями политической системы, с формированием соответствующих объективных факторов ее появления. Сущностный анализ этих факторов впервые был дан в классических теориях элиты.

1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит

В последние десятилетия термин «элита» не только прочно вошел в научный социологический и политологический язык, но и вышел далеко за его пределы, став общеупотребительным. Этот термин происходит от латинского eligere и французского elite — лучший, отборный, избранный. В политологии элитой именуются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством.

Элита — это, прежде всего статус и интеллект, неординарность мышления и поступков, культура и прочность нравственных позиций. Это реальная, а не мнимая возможность прямо или опосредованно распоряжаться материально-техническими ресурсами и людским потенциалом страны, это, наконец, власть, обеспечивающая возможность участия «в решениях, имеющих по меньшей мере общегосударственное значение». Представленная модель элиты, конечно, идеал, своеобразный ориентир, по которому общество должно двигаться в сторону формирования достойного и эффективного государственного регулирования. Это своеобразная установка на то, что должно быть.

Политическая элита — это не просто группа высокопоставленных должностных лиц и политиков с определенными деловыми, профессиональными, политико-мировоззренческими и моральными качествами. Это социальная общность, концентрирующая в своих руках значительный объем политической, прежде всего государственной власти, обеспечивающая выражение, субординацию и воплощение в управленческих решениях коренных интересов различных (прежде всего господствующих) классов и слоев общества и создающая соответствующие механизмы реали-зации политических замыслов и концепций.

Теория элит стала активно разрабатываться на рубеже XIX-XX вв. такими крупными представителями европейской политической мысли, как Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс Они исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, которое В. Парето называл «элитой», а Г. Моска «политическим классом», осуществляет руководство «некомпетентными» массами.

Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в “Основах политической науки” он писал: “Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма”.

Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен.

Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848—1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). В “Трактате по общей социологии” он писал; “Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально”. Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — “лис” (гибких руководителей, использующих “мягкие” методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и “львов” (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).

Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование “лис”, эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты (“львов”), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой.

Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует “железный закон олигархических тенденций”. Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами.

Из действия “закона олигархических тенденций” Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.

В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности.

Во второй половине XX в. складываются современный подход к исследованию проблемы элитарности обшества.

Макиавеллистская школа признает

  • элитарность любого общества, что вытекает из естественной природы человека и общества.
  • элите свойственны особые психологические качества, связанные с одаренностью и воспитанием
  • групповая сплоченность
  • легитимность элиты, признание массами ее права на политическое руководство
  • структурное постоянство элиты; ее отношения господства неизменны
  • формирование и смена элит в ходе борьбы за власть.

Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

Тоталитарный элитизм. Элита номенклатуры. (М.Джилас, М.Восленский). За определенное время формируется правящий слой, кровно заинтересованный в сохранени тоталитарной системы, обладающий множеством привилегий. Формирование кадров жестко регламентируется на основе принципа отрицательного отбора - порядочному, высокоморальному человеку практически невозможно пройти сквозь сито номенклатурной селекции.

Концепции плюрализма элит (Р.Дай, С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кто оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.

Теория элитной демократии. Неоэлитизм (Р. Арон, Дж. Пламетац, Дж.Сартори, П. Бахрах) понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательной кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Американские историки политической науки обычно не делают различий между теориями элитного плюрализма и демократического элитизма, хотя эти отличия и существуют, и связаны они в конечном счете с расхождением идейных позиций их сторонников, тяготеющих к либеральному (теории элитного плюрализма) или консервативному (неоэлитизм) полюсам идейно - политического спектра.

Радикальный элитизм. Леволиберальные концепции (Р.Михельс, Р.Миллс). Общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Правление народа технически неосуществимо: непосредственная демократия невозможна по крайней мере в странах с большим населением, а представительная неизбежно приводит к утрате народом части своего суверенитета, отчуждаемого в пользу избранных представителей которые в силу определенных закономерностей превращаются в элиту.

Решение вопроса - может ли общество функционировать без политической элиты возможно как на уровне политической философии, так и политической социологии. В рамках политической философии, являющейся преимущественно нормативной теорией, можно говорить об обществе без элиты как идеале общества, в котором высокая политическая культура населения позволяет добиться максимальной вовлеченности членов общества в управлении всеми общественными делами (т.е. поднять уровень масс до уровня элиты) . В условиях информационного общества, его компьютеризации возможна эффективная система прямой и, главное, обратной связи между органами управления и всеми членами общества, позволяющая непосредственно и немедленно выявлять и учитывать мнение всех членов общества по всем вопросам социального управления. Не случайно ряд современных политологов и социологов признает, что широкое внедрение ЭВМ (особенно будущих поколений) может способствовать децентрализации политических решений, возрождению прямой демократии. Информационное общество создает условия для реализации тенденции расширения участия масс в управлении политической жизнью общества, для формирования компетентного информированного гражданина.

2. Типология элит и система их рекрутирования.

В современной политологии выделяются следующие классификации элит по типам на основании тех или иных критериев:

1) В зависимости от источников влияния и авторитета элиты подразделяются на: а) наследственные, т.е. получившие свой статус по наследству (например, рыцарство или дворянская аристократия); б) ценностные - т.е. возвысившиеся за счет обладания ценными для общества качествами (образование, авторитет, высокая нравственность); в) властные - за счет обладания властью; г) функциональные - в зависимости от профессии, выполняющей определенную функцию в обществе;

2) По отношению к государственной власти:

а) властная, в которую входят все те, кто обладает властью, т.е. "партия власти"; б) оппозиционная - т.е. элитные группы, отстраненные от власти и стремящиеся к ней вернуться.

3) По характеру отношений с обществом: а) открытая - т.е. допускающая в свои ряды выходцев из самых разных слоев своего общества; б) закрытая - т.е. рекрутирующая новых членов из состава собственной группы или слоя (например, дворянство);

4) По отношению к тому или иному уровню управления: а) высшая - государственные руководители, непосредственно участвующие в принятии важных политических решений; б) средняя - члены общества, обладающие высоким статусом, элитной профессией или образованием (в среднем около 5 % населения любой страны); в) маргинальная - лица, обладающие высокими показателями лишь по одному или двум из вышеназванных признаков: например, качественное образование без высокого дохода, или высокий доход без престижной должности или образования;

5) По стилю управления и характеру отношений с обществом: а) демократическая - выражающая мнения и интересы большинства, допускающая участие широких масс в управлении; б) авторитарная - навязывающая большинству свою волю и не допускающая членов общества к осуществлению управления; в) либеральная - учитывающая мнения управляемых и допускающая их к участию в обсуждении принимаемых решений;.

6) По роду деятельности:

а) политическая элита - т.е. те, кто непосредственно принимает политические решения (первые лица государства) и способен эффективно воздействовать на политику в своих интересах (участвующие в политике ведущие бизнесмены, лоббисты и др.);

б) экономическая - крупные собственники, владельцы монополий, директора и управляющие крупнейшими частными компаниями;

в) бюрократическая - чиновники высшего и среднего уровня аппарата государственной власти;

г) идеологическая - ведущие деятели науки и культуры, представители духовенства и журналисты, оказывающие значительное влияние на общественное мнение.

В числе условий, обеспечивающих успешное функционирование и сильные политические позиции правящей элиты, обычно называют:

1) Представительность - прочная связь определенного сегмента элиты с той группой, которая ее "породила" и выдвинула - например, связь профсоюзных "боссов" с рядовыми членами своего профсоюза, партийных лидеров - с низовыми ячейками и рядовыми партийцами;

2) Эффективность - т.е. способность правящей элиты успешно решать стоящие перед обществом проблемы; 3) Интеграция - т.е. объединение различных групп правящей элиты общества либо соглашение по поводу определенных ценностей или "правил игры" с целью сохранения собственных позиций и стабильности в обществе (пакты, договоры о согласии, консенсус);

4) Полноценное рекрутирование элиты, т.е. пополнение ее состава, отбор в нее новых членов с учетом определенных требований к ним.

Политологи выделяют две основных системы рекрутирования элит - система гильдий и т.н. антрепренерская (предпринимательская) системы. Особенностями системы гильдий являются:

1) Закрытость от общества, ограничение доступа в элиту новых членов;

2) Новые члены рекрутируются в основном из нижестоящих слоев самой же этой элиты;

3) Наличие большого ограничений и требований (фильтров) для вступающих в элиту новых членов: образование, происхождение, лояльность, партийная принадлежность, стаж, характеристика руководства;

4) Ограниченность числа (круга) лиц, отбирающих в состав элиты новых членов; 5) За счет рекрутирования (отбора) себе подобных сохраняются основные социально - психологические черты существующего типа элиты.

Сильными сторонами гильдейской системы рекрутирования являются: преемственность состава и сохранение согласия внутри элиты, отсечение потенциальных оппозиционеров и внутренняя стабильность. Ее очевидные минусы - бюрократизм, конформизм, затрудненность продвижения "наверх" талантливых и способных инициировать необходимые перемены людей, застойность и неспособность реагировать на изменения ситуации и кризисы.

Особенностями антрепренерской (предпринимательской) системы рекрутирования соответственно являются:

1) Открытость, широкие возможности для выходцев из самых широких слоев общества войти в состав элиты;

2) Сравнительно незначительное число ограничений и требований для рекрутируемых в элиту новых людей (одаренность, компетентность, инициативность, соответствие моральным требованиям и др.);

3) Широкий круг лиц, отбирающих в элиту новых членов (в рамках демократии к ним относится большинство общества, все избиратели страны);

4) Острое соперничество, конкуренция за право занять руководящие посты;

5) Большое значение при отборе имеют личные качества и индивидуальные заслуги претендента на место в элите.

Подобная система рекрутирования существует в странах с устоявшейся демократической формой правления. Плюсы антрепренерской системы состоят в том, что она ценит одаренных и незаурядных людей, открыта для новых лидеров и нововведений, и в целом подконтрольна обществу. Столь же очевидны ее недостатки: большая степень риска и угроза возникновения нестабильности, опасность острого противоборства и раскола в элите, возможность выбора на руководящий пост не ответственного перед обществом профессионала, а демагога и популиста. При этом следует помнить, что даже в условиях демократии наряду с элементами антрепренерской присутствуют элементы гильдейской системы отбора: им подчинено формирование высших эшелонов, продвижение на "верхних этажах" власти и комплектование силовых структур (армии, полиции) и спецслужб.

В политической истории России XX - начала XXI вв. правящая элита неоднократно подвергалась существенным трансформациям. Первая существенная по выражению С.А.Грановского «революционно-политическая трансформация» произошла в октябре 1917 г., когда к власти пришла партия профессиональных революционеров. Большевики монополизировали власть и установили диктатуру пролетариата. После смерти В.И.Ленина в правящей элите разгорелась борьба за обладание ленинским наследием, победителем которой стал И.В.Сталин. Еще при Ленине был создан особый правящий класс - номенклатура (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждались партийными органами). Однако, именно Сталин довел до совершенства процесс воспроизводства советской элиты. Номенклатура была построена по строго иерархическому принципу с высокой степенью интеграции на основе общей идеологии, с низким уровнем конкуренции и с низкой степенью конфликтности между внутриэлитными группировками. В середине 1980-х гг. в правящей элите усилились процессы структурной дезинтеграции, которые привели к внутриэлитному ценностному и кадровому конфликту, связанному с изменением политического курса. К концу 1980-х гг. начинается процесс стремительного формирования контрэлиты, в состав которой вошли руководители и активисты различных демократических движений, представители творческой и научной интеллигенции. В это же время происходит смена механизма рекрутирования элиты. Вместо номенклатурного принципа утверждается демократический принцип выборности.

Немецкий ученый Э. Шнайдер, изучающий политическую систему современной России, считает, что новая российская политическая элита образовалась в недрах старой советской системы как вид контрэлиты в различных группах на федеральном уровне. Начало было положено 29 мая 1990г., когда Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Ельцин, который взял на себя и функции главы государства. Второй шаг последовал после избрания Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991 г. Б.Ельцин создал собственную администрацию, насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся по численности к аппарату бывшего ЦК КПСС. Третий шаг к образованию центральной российской политической элиты - выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993 г. К четвертому этапу подвели парламентские выборы 1995 г. и президентские выборы 1996 г. То есть Э.Шнайдер связывает процесс формирование новой российской политической элиты с выборным процессом, что стало характерным для постсоветской России.

Важным фактором, который имел далеко идущие последствия для правящей элиты, был запрет КПСС в 1991 г., который вызвал ликвидацию традиционных институтов советской власти, ликвидацию института номенклатуры, передачу полномочий союзных органов власти российским.

Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О. Крыштановская - автор книги «Анатомия российской элиты» - отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной.

«Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В. Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.

Исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала.

Персональный состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита России представлена президентом, премьер-министром, членами правительства, депутатами Федерального собрания, судьями Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, аппаратом администрации президента, членами Совета безопасности, полномочными представителями президента в федеральных округах, главами властных структур в субъектах федерации, высшим дипломатическим и военным корпусом, некоторыми другими государственными должностями, руководством политических партий и крупных общественных объединений, другими влиятельными лицами.

По данным тех же исследований, основными поставщиками в правящую элиту в 1991 г. была интеллигенция (53,5%) и хозяйственные руководители (около 13%). В переходный период ельцинского правления (1991-1993) падала роль рабочих, крестьян, интеллигенции, хозяйственных руководителей, сотрудников министерств и ведомств. Значение других, наоборот, возрастало: региональных администраций, сотрудников силовых и правоохранительных ведомств и, особенно, бизнесменов.

В отсутствии государственной поддержки слабые социальные группы - рабочие, крестьяне - были почти полностью вытеснены из политического поля, резко упала доля женщин и молодежи, высокий процент участия во власти которых прежде искусственно поддерживался КПСС.

Средний возраст регионального руководителя при Л.Брежневе составлял 59 лет, при М.Горбачеве - 52 года, при Б.Ельцине - 49 лет, при В.Путине - 54 года.

Изменения затронули не только уровень образования элиты, но и характер образования. Брежневская элита была технократи-ческой. Подавляющее большинство руководителей партии и го-сударства 1980-х гг. имели инженерное, военное или сельскохозяй-ственное образование. При М.Горбаче-ве процент технократов снизился, но не за счет прироста числа гуманитариев, а за счет роста доли партийных работников, получивших выс-шее партийное образование. И, наконец, рез-кое снижение удельного веса лиц, получивших техническое обра-зование (почти в 1,5 раза), произошло при Б.Ельцине. Причем это происходит на фоне все той же образовательной системы в Рос-сии, где по-прежнему большинство вузов имеют технический профиль.

При В.Путине в правящей элите значительно возрос удельный вес людей в погонах: каждый четвертый представитель элиты стал военным (при Б.Ельцине доля военных в элите составляла 11,2%, при В.Путине - 25,1%). Такая тенденция совпала с ожиданиями общества, так как репутация военных как честных, ответственных, политически не ангажированных профессионалов выгодно отличала их от других элитных групп, имидж которых связывался с воровством, коррупцией, демагогией. Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине - 52,5%, при В.Путине - 20,9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2,9% до 1,7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками» (представители вооруженных сил, федеральной службы безопасности, пограничных войск, министерства внутренних дел).

Можно выделить две волны обновления высших слоев. Первая из них была связана с вторжением реформаторов. Вторая же ознаменовала приход контрреформаторов, действия которых следует рассматривать как нормальное завершение реформенного цикла. В классических образах это выглядит так: «молодых львов» вытесняют «старые лисы».

Ускорение циркуляции российских элит является очевидным фак-том. Оно началось еще при правлении М.Горбачева за счет выдвижения наверх многочисленных представителей так называемых предноменклатурных групп из разных общественных секторов (в основном речь идет о бывших руководителях среднего звена - начальниках отделов, подразделе-ний, служб).

Как показывают исследования , по большинству показателей характер назначений и отставок при В.Путине претерпел незначительные изменения: возраст входа и выхода, среднее число лет пребывания в должности, удельный вес лиц пенсионного возраста среди отставников примерно такие же, что и при предыдущем президенте. Но главным является то, что изменилась атмосфера: растущая уверенность в себе политической элиты, основой которой является высокий уровень доверия населения к президенту.

Исследователи выражают обеспокоенность сложившимся стратегическим потенциалом элиты, которая призвана защищать общество и повышать уровень его благосостояния. Так, Т. Заславская полагает, что элите «удалось создать такие правила игры, которые обеспечивают ей бесконтрольность и безответственность перед обществом. Результатом является углубление взаимного отчуждения власти и общества, проявляющегося, с одной стороны, в равнодушии власти к бедам народа, а с другой - в тотальном недоверии народа к представителям и институтам власти».

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что явление элит характерно для политического опыта всех стран и политических систем. Определенным способом оно отражает свойства всей политической практики и ее связь с другими сферами общественной жизни. Особенность политических элит состоит в том, что, будучи выражением политического отчуждения, они склонны углублять и укреплять отчуждение.

Но одновременно нельзя не отметить и позитивную роль потенциальных элит в политической практике. Их существование обеспечивает соответствующее влияние различных общественных секторов на течение политических процессов, равно как и возможность формировать сравнительно прочные и ответственные руководящие команды.

Иначе говоря, в состав элит входят лишь избранные, но те, кто к ней принадлежит, действительно влияют на ход событий, на характер и результаты общественных процессов. Политическая элита - та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти. Как бы то ни было следует осознать, что политические элиты - это реальный факт.

Список используемой литературы

  1. Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004.
  2. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004.
  3. Панарин А.С. Политология: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.
  4. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.
  5. Тавадов Г. Т. Политология: Учебное пособие.- М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.
  6. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.

Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию, РГИУ, 2000

Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию, РГИУ, 2000

Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.

Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004. С.97.

Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.211.

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С.235.

Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004. С.289.

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С.17-18, 146-153.

Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004. С.294-295.

Линии сравнения Недемократическое общество Демократическое общество
Кто входит в состав политической элиты. Закрытая система отбора на основе родства, знакомства, личной преданности, обладания богатством, военной силой, связями в политической сфере. Открытая система отбора на основе выборности и четко прописанных правовых регламентов. Позволяет отобрать людей, обладающих важными для уп­равления обществом качествами.
Степень сплоченности Элита является сплоченной, т.к. преследует свои эгоистические интересы. Степень сплоченности элиты невысока. Существуют несколько политических элит, которые кон­курируют друг с другом за право принимать управленческие решения. Они идут на компромиссы, борются за голоса избирателей.
Отношение между элитой и массами Поли­тическая элита замкнута, преслед ует свои интересы и мало заботится об общественном благе. Методы воздействия часто основаны на силе. Отношения между политической элитой и бесправными массами могут быть охарактеризованы как господство и подчинение. Граница между элитой и массой размыта. Конку­ренция элит, механизм выборов не позволяют отрываться от избира­телей. Отношения между политической элитой и масса­ми - это отношения представительства, в ряде сфер - непосредственное руководство, основанное на согласии управляемых.
Система формирова- ния (рекрутирования) элиты Важные политические посты занимаются по принципу назначе­ния «сверху» (система гильдий). Основа формирования элиты - постепенное движение наверх по чиновничьей лестнице. Решение о повышении принимается узким кругом руководителей, а процесс принятия реше­ния закрыт для общества. Элита комплектуется из представителей господст­вующих социальных слоев общества. Основным механизмом, который по­зволяет элите стать правящей, являются выборы . Доступ к власти получают люди, которые обладают особыми личными качествами и активностью, могут увлечь избирателя, профессионально грамотны, имеют выдающиеся способности. Такая система позволяет войти в политику молодым и способным лидерам.
Задачи политической элиты Обеспечение и сохранени­е своего собственного господства, доступа к экономиче­ским богатствам, поэтому остальные задачи решаются постольку, поскольку это необходимо для удержания власти. Элита руко­водствуется прежде всего общественными интересами. Даже непопулярные меры направлены на благо общества.


Полезная обществу политическая элита должна формироваться при помощи демократических процедур, быть подконтрольной обществу и эффективно вы­полнять возложенные на нее задачи.

4. В политологии выделяются факторы, определяющие сте­пень подконтрольности элиты обществу:

· режим гласности и информационной открытости власти;

· развитое гражданское общество, наличие общественных организаций, контролирующих действия власти;

· организация альтернативных элит (оппозиционных партий, групп давления и т. п.), борющихся за власть;

· профессионализация управления, когда консервативный чиновничий аппарат ограничивает произвол политического де­ятеля;

· такая организация власти, которая заставляет различные сегменты элиты конкурировать между собой (разделение властей, конкуренция центральной и местной власти).

Политическая элита, отвечающая указанным требованиям, представляется полезной для общества.

Важнейшие правовые нормы, регулирующие положение политической элиты в обществе:

· разделение властей заставляет конкурировать между собой раз­личные части элиты;

· избираемость народных представителей и Президента;

· ответственность государственных чинов­ников ограничивает произвол власти.

· законодательство о политических партиях предполагает многопартийность и политическую конкуренцию;

· законодательство о СМИ, закрепляющее сво­боду массовой информации.

Политические партии и движения

1. Политическая партия - это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся с достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении) .

Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.

Отличительные признаки политической партии

4. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

5. Нацеленность на завоевание и осуществления власти .

6. Наличие политической программы , т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.

7. Наличие организации (руководящие органы , членство , наличие устава партии).

8. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

В политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.


Top