Презентация на тему левитан золотая осень. Урок русского языка с презентацией "Сочинение по картине И.И

Поляков Матвей

Презентация создана учащимся тетьего года обучения объединения "Компьютерная графика и анимация"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнил: учащийся МАУ ДО «СЮТ» Поляков Матвей Педагог: Полякова Наталия Павловна Картина И. И. Левитана «Золотая осень»

Выполнил: ученик 3 А класса МАОУ «СОШ №45» Поляков Матвей Учитель нач.классов: Большакова Светлана Геннадьевна Знаменитый русский художник Исаак Ильич Левитан прославился как создатель уникальных пейзажей.

В своей картине «Золотая осень» И.И. Левитан постарался передать ту часть осени, которую в народе принято называть «бабьим летом».

На картине виден характерный русский пейзаж. Спокойный осенний день полон света. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами.

На заднем плане картины мы видим березовую рощу в золотом осеннем убранстве. На левом берегу реки стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями.

Земля укрыта желтеющей увядшей травой. Но если присмотреться, то видно, что трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть.

В глубине луга течет узкая речка с невысокими берегами. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками.

Золотая осень – это волшебная пора. Она очаровывает красотой. И нет грустных мыслей о предстоящей долгой зиме.

Спасибо за внимание!

Разделы: Русский язык , Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Формировать умение составлять художественное описание картины.
  2. Развивать творческое воображение детей.
  3. Развивать письменную речь и орфографическую зоркость учащихся.
  4. Развивать умения записывать текст, учитывая его структурные компоненты: начало, основную часть, заключение.

Ход урока

Постановка учебной задачи.

Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине. Мы будем учиться понимать, какую важную роль играет искусство в жизни человека, как оно помогает нам познать окружающий мир.

(Приложение. Слайд 1) «Знакомьтесь: певец русской природы – художник Исаак Ильич Левитан».

Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень». Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи.

(Приложение. Слайд 2) «Восприятие картины».

Давайте внимательно рассмотрим картину. Нам поможет пробудить чувства, эмоции, воображение музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». (Звучит запись отрывка произведения.)

(Приложение. Слайд 3) Беседа по содержанию картины.

  1. Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, спокойный.)
  2. Что можно сказать о цвете неба? (Голубое, с белыми облаками, чистое.)
  3. Как цвет помогает художнику показать приближение поздней осени? (Золото деревьев; сухая, жёлтая, бурая трава.)
  4. Что вы можете сказать об отблесках света в реке? (Вода в реке тёмно-синяя, а вдали – голубая.)
  5. Какими художник изобразил деревья? (Жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые.)
  6. Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к осени? (Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана тёплыми тонами: жёлтым, золотистым, зелёным, багряным, голубым.)

(Приложение. Слайд 4) Задание на развитие творческого воображения.

Что общего между картиной И.И.Левитана и стихотворением А.С.Пушкина.

Ученик читает отрывок из стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

- (И в стихах Пушкина, и на картине Левитана мы видим красоту осенней природы).

(Приложение. Слайд 5) Коллективное составление плана сочинения.

  1. Как художник показал приближение осени? (Художнику удалось передать прохладный чистый осенний воздух; багряные и жёлтые берёзы, бронзовые дубы; бурая осенняя трава.)
  2. Какую роль играет цвет в картине? (Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.)
  3. Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? (Художник заставляет нас всмотреться в красоту нашей природы и передаёт нам свою любовь к ней.)
  4. Какое впечатление производит картина? (Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти, художник рисует «пышное природы увяданье».)

(Приложение. Слайд 6) Словарно-орфографическая работа.

  1. Вставь пропущенные буквы в корне слова: ж...лтый, б...гряный, б...дрящий, з...л...тые, н...рядные, х...лодные, к...ртина, кр...сота, п...йзаж.
  2. Вставь пропущенные буквы в приставке слова: пр...хладный, пр...низано, пр...сутствует, п...р...дает.
  3. Объясни лексическое значение слов:
    • Пейзаж – ... .
    • Багряный – ... .
    • Озимые – ... .

(Приложение. Слайд 7) Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы.

  1. Что вас окружает? (Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды. Слева, на высоком берегу реки расположилась берёзовая рощица, накинувшая на себя золотистый наряд. Справа – отдельные деревья – это дубы в красно-бронзовых плащах. На переднем плане – река. Вода в ней тёмно-синяя, а вдали – голубая. Там, где речка делает плавный поворот, одиноко стоит берёзка. На заднем плане видна небольшая деревня. Вдали видны поля, на которых взошли озимые.)
  2. Чем вы любуетесь? (Я любуюсь «пышным природы увяданьем в чудесный осенний день. Я любуюсь лесом, который «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...».)
  3. Чем вам особенно нравится картина? (Это до боли знакомый и родной пейзаж. Это моя Родина – Россия.)
  4. Что вас заставляет грустить? (Картина светлая, но нотки грусти присутствуют. Как тут не вспомнишь строчки А.С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...». Всё дышит тишиной и осенним покоем. Природа готовится к зимнему сну.)

(Приложение. Слайд 8) Написание сочинения. (Структура сочинения.)

  1. С чего следует начать? (И.И.Левитана называют «открывателем» красот русской земли. Эти красоты находятся рядом с нами. Сила и талант художника заключается в том, что он заставляет всмотреться в знакомую и родную природу.)
  2. Что нужно написать в основной части текста? (В основной части надо описать увиденное на картине. Слайд 7.)
  3. Какой будет концовка? (Какие чувства, эмоции вызывает картина?) Слайд 7.)

Написание сочинения.

Литература:

  1. «Сочинение по картине для младших школьников» Л.Л. Страхова, 2007г.
  2. «Исаак Левитан» О. Д. Атрощенко, Л. И. Захаренкова, М. Н. Киселев 2010г.
краткое содержание других презентаций

«Сочинение про осень» - Осенью очень красиво. Лето было весёлым и пролетело быстро. Я люблю осень. Поздняя осень. Я обожаю осень. Времена года. Вот и наступила осень. Я очень люблю осень. Наступила осень. За что я люблю осень. Особенное чувство.

«Сочинение о зиме» - Самостоятельная работа. Чтение сочинений. Для нас зима – это, прежде всего, снег. Орфографическая подготовка. Какие изменения произошли в городе зимой. Какие чувства вызывает у нас красота русской зимы. На что похожи зимние деревья и кусты. Составление плана. Сочинение по наблюдениям «Зимний город». Прочитайте заголовок. Расскажите о зимних забавах детей. Речевая подготовка. Орфографическое чтение.

«Сочинение «Конец зимы. Полдень»» - Что собираются делать люди. Константин Федорович Юон. Изба старая, ветхая. Июль. Опорная лексика. Что служит фоном картины. «Милое Лигачево». Летний день. Передний план картины. Мартовское солнце. Зима. Приволье. Сочинение по картине. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона. Репродукция картины К.Ф. Юона. К.Ф. Юон. Юон любил радость и красоту в природе и жизни. Волшебница-зима. Троицкая лавра зимой.

«Сочинение по картине Попова «Первый снег»» - Небо. Игорь Александрович Попов. Дневник. Средства художественной выразительности. Формирование умения вести дневниковые записи. В.Д.Поленов «Ранний снег». И.Шишкин «Зима». Первый снег. Раннее утро. Е.Е.Волков «Ранний снег». И.И.Шишкин «Первый снег». А.А.Пластов «Первый снег».

«Сочинение по картине Левитана «Март»» - Произведение искусства. Словарная работа. Картины. Левитан. Русский художник. Грустный художник. Взгляните на небо. Настроение картины. Злой сторож. Начиналась весна. Давайте посмотрим на картину в целом. Картина И. И. Левитана «Март». Снег. Перелом. Высокий берег. Попробуйте определить цветовую гамму картины. Деревья. Новая картина. Нравится ли вам картина. Левитан не любил Солнце. Картина “Март”.

«Описание картины Левитана «Золотая осень»» - Пейзаж "Золотая осень". Опишите свои ощущения. Картина. Художник. Разговор воды и деревьев. Исаак Ильич Левитан. Попробуйте «войти» в картину. Золотая осень. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Зритель. Осень.


Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально...


Исаак Ильич Левитан. Золотая осень В каждом уголке природы Левитан умел найти что-то заветное, сокровенное. Он говорил ученикам, что мало хорошо написать землю, небо, воду,- надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет в одно целое землю, воду, небо. Поэтому пейзажи Левитана невозможно описывать словами. Все назовешь, что написано на холсте, но как найти слова, чтобы сказать о главном, о том, что не написано? Перечислишь мохнатые ели, снег, красное солнце, но как выразить ту печаль, которая охватила Левитана и не потревожила его спутников?..


Исаак Ильич Левитан. Золотая осень "Золотая осень". Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь и от которого, как от ключевой воды, поламывает зубы. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним - увяданье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, впереди, снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна. А на холсте - деревья, трава, река, небо.


Исаак Ильич Левитан. Золотая осень Левитан любил повторять стихи русского поэта Баратынского: С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье... "Вот что нужно пейзажисту - понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет,- говорил Левитан.- Какое это великое счастье!"


Исаак Ильич Левитан. Золотая осень На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно- золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой.


Исаак Ильич Левитан. Золотая осень А на правом берегу реки ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.


Исаак Ильич Левитан. Золотая осень Пейзаж "Золотая осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти период повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами


Исаак Ильич Левитан. Золотая осень Художник понимал осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж тот самый не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.


Исаак Ильич Левитан. Золотая осень Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.







И.И. Левитан «Лесное озеро»

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине И. И. Левитана «Лесное озеро». Цели урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развивать навыки анализа картины; способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства; воспитывать эстетический вкус; развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли; развивать образное мышление; обогатить словарный запас учащихся; развивать умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Учащиеся познакомятся с творчеством Исаака Ильича Левитана, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.


Картинная галерея

Исаак Ильич Левитан жил и работал в России сто лет назад.

Он писал пейзажи - картины, изображающие природу.

В них он стремился передать настроения, переживания, которые вызывает у человека природа.

Картины И. И. Левитана хранятся в Третьяковской галерее

в Москве, в Русском музее

в Петербурге, в музеях других городов России.

Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца И.И.Левитана, увидим его картины.


Работа по картине И. Левитана «Лесное озеро»

Обратимся к картине.

– Великий итальянский художник Л. Да Винче сказал: “Живопись– поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат”.

«Унылая пора! Очей очарование!» - так писал об осени А.С. Пушкин. Осень вдохновляла поэтов и живописцев на создание шедевров. Особенно остро певцы природы ощущали красоту этого времени года вдали от города – в лесу, среди бескрайних полей, на берегу озера. Осень стала одной из ведущих тем в творчестве русского художника И.И. Левитана.

И.И. Левитан«Лесное озеро»


Что ты видишь на переднем плане картины, а что вдали?

Создаётся впечатление, что в картине растворяется передний план. Он расплывается в глубине озера, в котором отражаются вершины деревьев, окруживших его вокруг. Всё внимание зрителя приковывает глубина картины, то есть её задний план.


Какое время года и какое время дня изобразил художник? Объясни, почему ты так думаешь.

Художник изобразил осень. Преобладание тёмных тонов, даёт возможность сделать вывод, что это вечернее время заката. Жёлтые и освещённые закатными солнечными лучами сосны очерчивают округлые края берега.


Расскажи о воде озера. Всегда ли так ярко, как на картине И. И. Левитана, отражаются в воде берега?

В центре картины художник написал чистое глубокое озеро. Этим автор пытался обратить внимание зрителя именно на главный его предмет, которому уделялось особое внимание при написании картины – к озеру.


Лесное озеро в глуши. Осенним небом дышит. И удивляться не спешит, Что лес прозрачнее и выше. Загадочно листвой шуршит. А ветер воду чуть колышет, Как будто он чего-то ищет, Или о чём-то говорит Но сонно озеро молчит. Возможно, ждёт чего-то свыше? Когда скользящие лучи, Коснутся волн, как мотыльки. Чтоб их живые огоньки, Как стаи птиц, ………………сорвались с крыши, Раскрасить хмурые деньки.

Лесное озеро

Наталья Мурадова


Какие краски использовал И. И. Левитан, создавая эту картину?

Какие чувства вызвала

у тебя эта картина?

Если бы ты попал на берега этого озера, что бы ты там делал?

Как ты думаешь, какие звуки мог бы ты услышать на берегу озера?

Какие ещё картины И. И. Левитана ты видел?

Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа оживала, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его творчеством.

Он чувствовал волшебную природу, слышал восхитительную музыку, проникался ее удивительной тишиной.


Когда-то в «Родной речи» Прошла с картиной встреча И в памяти яркА! Что может быть попроще? Берёзовая роща, Осинки, луг, река. Ах, «Золотая осень»! Красива неба просинь, Деревня вдалеке, Вода в реке светлеет, И озимь зеленеет. И так тепло щеке, И наплывают грёзы,

И. И. Левитан

Золотая осень. 1895 г.

Когда прижмусь к берёзе На миг один щекой. А сердце встрепенётся И радостно забьётся От красоты такой!

Иван Есаулков


И. И. Левитан Осень. 1897 г.

На первом плане слева ель Вошла ветвями в акварель. Правее образуют сетку Деревьев тонких, голых ветки. Кой-где хранят они листы. А краски нежны и чисты. Осенний день, спокойный, серый, В своей прозрачен атмосфере. Задумчивая тишина В пейзаже этом нам видна. В нём много грусти и печали. Пустынны берега и дали, Где то ли лес, не то холмы На фоне неба видим мы.

Вот, зритель, мы и посмотрели У Левитана акварели! И осень на одной видна – Как замечательна она! В картине очень поэтична, Очаровательна, лирична И выразительна река: Её пустынны берега, Засыпанные сплошь листвою; Река пленяет синевою.

Иван Есаулков


И. И. Левитан

Осень. Яркий день

Как хороша была работа Под лучезарно-ярким небом! Пейзажа русского раздолье! В картине на переднем плане Плетень, за ним пустое поле, А справа от плетня – поляна. Горят осенние деревья, За ними – избы и усадьбы. Закончит обмолот деревня – Тогда рекой польются свадьбы. Сегодня день такой погожий И ярко-солнечный при этом. Хотя и осень, но, похоже, Что наступило бабье лето!

Хотя и осень, но, похоже, Что наступило бабье лето. Сегодня день такой погожий И ярко-солнечный при этом! Зажгли свои костры деревья, Пожар их небо отражает. Дождалась от полей деревня Невиданного урожая.

Снопы просушат, обмолотят – И снова люди будут с хлебом.

Иван Есаулков


Речевая подготовка

  • А) Подбери синонимы к словам: художник – живописец, пейзажист, мастер кисти, создает, пишет. Картина – полотно, репродукция.
  • Б) Обрати внимание:

на переднем плане, здесь, справа, слева, вблизи, вдали, вверху.

  • В) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

Г) Словарь

  • Картина, пейзаж, изображение.
  • Художник (что делал?) писал, создавал, работал, запечатлел, показал, отразил. На картине изображено, показано, запечатлено. Глаголы: думать, любоваться, восторгаться, царствовать, мечтать, трепетать, благоухать, показать, виднеться, хотеть, любить.
  • Воздух (какой?) – прозрачный, чистый, свежий.
  • Озеро (какое?) – чистое, глубокое.
  • Листва (какая?) – зеленая, изумрудная, жёлтая, золотая.
  • Сосны (какие?) – высокие, стройные, вечнозелёные.

Составление плана сочинения

План.

1. Художник и его картина.

2. Описание картины И. Левитана ”Лесное озеро”.

3. Моё отношение к картине.


Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесное озеро»

Картина «Лесное озеро» была написана И.И. Левитаном в 1889 году. На ней изображён осенний пейзаж.

В центре картины художник написал чистое глубокое озеро. И.И.Левитан использовал холодные тона.

На переднем плане картины изображены высокие сосны с вечнозелёной хвоей. Они ярко отражаются с обрывистого берега в прозрачной воде озера.

Вдали по обоим берегам ярким золотом горит берёзовая роща. Воздух прозрачен и свеж. Лучи холодного осеннего солнца скользят по жёлтым, зелёным, пурпурным макушкам деревьев.

Эта картина вызвала печальное чувство прощания с летом.


Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесное озеро»

Широко раскинулось озеро на картине И.И. Левитана. В нём, как в зеркале, отражаются деревья. Вдоль берега, как большая дружная семья стоят сосны. Большие сосны, как папы, мамы, бабушки и дедушки, а маленькие - это малыши.

На заднем плане - деревья, как - будто села Жар - птица и распустила свой красочный хвост. А на правом берегу, где темно, деревья играют в прятки с солнцем. Глядя на эту картину, я попал в этот тихий, сказочный мир. Я услышал пение птиц, шуршание листьев и легкие всплески воды. Так и сидел бы и слушал эту волшебную песню природы.


  • Как мы работали на уроке? Что вам понравилось? Что нового узнали? На втором уроке мы будем писать сочинение. А для того чтобы оно получилось интересным, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания. Обращаться к орфографическим словарям.

Список использованных источников

  • Стихи.ру

http://stihi.ru/2010/09/27/2195

http://www.stihi.ru/2012/10/02/5921

http://www.stihi.ru/2013/09/29/2005

http://www.stihi.ru/2012/09/19/3154

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 8 г. Моздока

Сук Наталия Ивановна


Top