Социальный институт. Структурными компонентами социальных институтов являются

Важным структурообразующим элементом общества выступаютсоциальные институты. Сам термин «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) был заимствован из юриспруденции, где он использовался для характеристики определенного комплекса юридических норм. В социологическую науку это понятие впервые ввел Г. Спенсер. Он полагал, что всякий социальный институт складывается как устойчивая структура «социальных действий».

В современной социологии существуют разные определения данного понятия. Так, российский социолог Ю. Левада определяет «социальный институт» как «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы». В западной социологии под социальным институтом чаше всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобных определений обобщением может служить следующее: социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений. надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам достигаются стабильность и порядок в социуме, становится возможной предсказуемость поведения людей.

Существует множество социальных институтов, которые появляются в обществе как продукты социальной жизни. Процесс образования социального института, предполагающий определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности, называетсяинституционализацией .

Этот процесс включает несколько последовательных этапов:

    возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

    формирование общих целей;

    появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;

    возникновение процедур, связанных с нормами и правилами;

    формализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

    установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

    создание системы соответствующих статусов и ролей;

    организационное оформление возникшей институциональной структуры.

Структура социального института

Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Если говорить оструктуре социальных институтов , то они чаще всего обладают определенным набором составных элементов, зависящих от типа института. Ян Щепаньский выделил следующие структурные элементы социальною института:

    цель и сфера деятельности института;

    функции, необходимые для достижения цели:

    нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института:

    средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции.

Общей и основной для всех социальных институтовфункцией являетсяудовлетворение социальных потребностей , ради чего он создается и существует. Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, в том числе: 1) закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2) регулятивная; 3) интегративная: 4) транслирующая; 5) коммуникативная.

Деятельность любого социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Если же социальный институт не выполняет своих основных функций, то говорят о егодисфункциональности. Она может выражаться в падении общественного престижа, авторитета социального института и, как следствие, привести к его вырождению.

Функции и дисфункции социальных институтов могут бытьявными , если они очевидны и всеми осознаются, инеявными (латентными) в случае, когда они носят скрытый характер. Для социологии важно выявить скрытые функции, поскольку они могут привести не только к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.

В зависимости от целей и задач, а также выполняемых в обществе функций все многообразие социальных институтов принято делить наосновные инеосновные (частные). В числе первых, удовлетворяющих фундаментальные потребности общества, выделяют:

    институты семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода;

    политические институты - в безопасности и социальном порядке;

    экономические институты - в обеспечении средств существования;

    институты науки, образования, культуры - в получении и передаче знаний, социализации;

    институты религии, общественной интеграции - в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

  • 7.Интегральная социология п.Сорокина.
  • 8.Развитие социологической мысли в современной России.
  • 9.Концепция социального реализма(э.Дюркгейм)
  • 10.Понимающая социология (м.Вебер)
  • 11.Структорно-функциональный анализ(Парсонс,Мертон)
  • 12.Конфликтологическое направление в социологии (Дарендорф)
  • 13.Символический интеракционизм (Мид, Хоманс)
  • 14.Наблюдение,виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии.
  • 15.Интервью,фокус-группа,анкетный опрос, виды анкетных опросов.
  • 16.Выборка, типы и методы формирования выборки.
  • 17.Признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат.
  • 18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.
  • 19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.
  • 21.Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность.
  • 22.Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
  • 23.Массовое сознание. Массовые действия, формы массового поведения(бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения в толпе.
  • 24.Понятие и признаки общества. Общества как система. Подсистемы общества, их функции и взаимосвязь.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
  • 28.Понятие семьи, ее основные характеристики. Функции семьи. Классификация семьи по: составу, распределению власти, месту проживания.
  • 30.Международное разделение труда, транснациональные корпорации.
  • 31.Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации, электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий.
  • 32.Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические.
  • 33.Место России в современном мире. Роль России в процессах глобализации.
  • 34.Социальная группа и ее разновидности(первичные, вторичные, внутренние, внешние, референтные).
  • 35.Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив.
  • 36.Понятие социальной общности. Демографические, территориальные, этнические общности.
  • 37.Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.
  • 38.Социальная стратификация, социальное неравенство и социальная дифференциация.
  • 39.Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система.
  • 40.Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование.
  • 41.Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низшие классы.
  • 42. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего и низшего классов. Базовый социальный слой.
  • 43.Понятие социальный статус, виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.
  • 44. Понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная, горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь.
  • 45.Прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа: понятие, сущность.
  • 46.Определение культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры.
  • 47.Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая.
  • 48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.
  • 49. Теории личности з.Фрейда, Дж. Мида.
  • 51.Потребность, мотив, интерес. Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт.
  • 52.Общественное мнение и гражданское общество. Структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование. Роли общественного мнения в формировании гражданского общества.
  • 26.Социальный институт. Элементы социального института(ценности, роли, нормы)

    Социальный институт представляет собой социальное изобретение человека. Безопасность человека, его образование, здоровье, хозяйственная деятельность, отдых и т.д. – все эти явления составляют будничный и каждодневный смысл нашей жизнедеятельности. Данные явления перешли в социальный институт, институализировались, т.е. приобрели гарантированный, стабильный и организованный характер. Институциональное противостоит хаотичному, случайному и нестабильному.

    Социальный институт – долговременная социальная практика, которая поддерживается и санкционируется с помощью социальных норм, а также существует посредством реализации своих функций за счет которых удовлетворяет потребности и интересы общества и его социальных элементов.

    Волков Ю.Г. отметил, что социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты - производству и реализации товаров и услуг; политические институты - защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты - усилению социальной солидарности и согласия; институты образования - пере­даче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.

    По типичному определению социологов, институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры.

    Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).

    Признаки социального института:

    1) четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институционального взаимодействия, каждый должен надлежащим образом выполнять свою функцию, поэтому поведение личности в рамках социального института обладает высокой степенью предсказуемостью;

    2) разделение труда и профессионализация выполнения функций;

    3) особый тип регламентации действий индивидов, входящих в социальный институт;

    4) определенный механизм регуляции поведения индивидов за счет социальных норм и социального контроля;

    5) наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность социального института. Институт здравоохранения – больницы, поликлиники и т.д.

    6) каждый институт должен обладать своими средствами и ресурсами, необходимыми для осуществления своей деятельности.

    Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя определенную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование социального института становится бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Его деятельность постепенно прекращается. С возникновением новых общественных потребностей, которые принимают стабильный и постоянный характер, возникают новые социальные институты. Процесс становления институтов называется институциализацией.

    Волков Ю.Г. отметил, что институционализация - процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

    Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации: потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

    Этапы институциализации:

    1) возникновение общественных потребностей, реализация которых требует совместных организованных действий;

    2) возникновение постоянно повторяющихся социальных действий и норм, которые его регулируют;

    3) принятие этих норм;

    4) установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для индивидов, входящих в социальный институт.

    Институциональный кризис - обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например образования - учить детей, медицины - лечить людей, семьи - укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса - перераспределение функций. Например, в середине 80-х годов в России наметился кризис средней школы, которая перестала справляться с подготовкой выпускников к вузу, причем сразу же появились репетиторы - институт посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, как к гражданским институтам вообще. Более 2/3 опрошенных в декабре 1998 г. россиян не доверяли практически ни одному институту. Кризис обнажает неполадки, возникшие в механизме функционирования института, и помогает избавиться от них, а в результате лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не может быть и развития института.

    Деятельность социальных институтов является функциональной, если способствует сохранению стабильности и полностью удовлетворяет потребности общества и его социальных элементов. Деятельность социальных институтов является дисфункциональной если не удовлетворяет потребности общества и приносит ему вред.

    Виды социальных институтов по степени их формализованности:

    1) неформализованные – деятельность осуществляется на основе неформальных отношений, норм. Например, институт дружбы – регламентация поведения не оформлена в законах, административных уложениях и т.д., хотя имеются определенные санкции и контроль.

    2) формальные – деятельность осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов и положений. Их функционирование достаточно часто регулирует и контролирует государство, т.к. они определяют прочность общества.

    Виды социальных институтов по функциям, которые они выполняют:

    1) экономические- наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации, осуществляющие производство и распределение благ и услуг, разделение труда, регулирование денежного обращения. (Институты промышленности, с/х, финансов, торговли и т.д.)

    2) политические – реализация и контроль, распределение власти, деятельность политических партий, распределение власти, деятельность партий. Обеспечивает воспроизводство идеологических ценностей (государство, армия, партии).

    3) социокультурные и воспитательные – воспроизводство, распределение культурных, духовных ценностей, социализация молодого поколения, передача им научных знаний и профессиональных навыков (образование, наука, искусство).

    4) институт семьи – воспроизводство и воспитание новых поколений, обеспечение воспроизводства социальной структуры общества.

    5) нормативно-санкционирующие – осуществляют регуляцию социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах (милиция, суд).

    Общество представляет собой целостную систему взаимосвязанных институтов. Взаимозависимость социальных институтов выражается в том, что одна и та же личность включена в разные социальные институты. В институт семьи – является отцом, матерью, сыном, сестрой и т.д. В политический институт – избиратель, в экономический – работник предприятия. Вместе с тем, каждый социальный институт обладает автономией. Она выражается в относительной самостоятельности, т.к. каждый из них решает специализированные задачи. Внешняя автономия выражается в наличии отдельных профессий и учреждений, которые не присущи другим социальным институтам. Внутренняя автономия – нормы, регулирующие деятельность социального института обладают существенным своеобразием и спецификой. Например, нормы, которые регулируют взаимоотношения на работе, значительно отличаются от норм в семье.

    Изменения социальных институтов:

    1) изменения возникают в результате появления новых потребностей у общества и его социальных элементах;

    2) изменения не могут затронуть только часть социального института, т.к. дезорганизация одной из структур социального института ведет к изменению всего социального института. Эффект «домино».

    3) изменения социального института таит в себе риск его разлада.

    4) для планомерного изменения социального института необходимо заинтересовать в этом людей, чтобы они признали необходимость данных изменений.

    5) изменения должны носить легитимный характер.

    6) в изменениях, которые не носят легитимный характер действие может исполнять власть, которая способна навязать новые нормы и правила поведения, произвести перераспределение прав, обязанностей и привилегий

    Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

    В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

    Понятие социального института

    Социальный институт - это одна из форм организации Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

    • репродуктивный;
    • распределительный;
    • регулирующий.

    Мнение Е. Дюркгейма

    Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

    Карл Маркс

    Автор знаменитого "Капитала" оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

    Терминология

    Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

    Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

    Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

    Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

    • общество;
    • организация;
    • потребности.

    Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

    Условия институционализации

    Процесс институционализации - социального института. Оно происходит при следующих условиях:

    • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
    • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
    • целесообразная и правил;
    • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

    Этапы институционализации

    Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

    • возникновение и осознание потребности в институте;
    • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
    • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
    • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
    • создание материальной основы института;
    • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

    Структурные признаки социального института

    Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

    Структурные признаки охватывают:

    • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
    • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
    • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
    • Материальные средства для достижения целей института.
    • Идеологию, цели и задачи.

    Виды социальных институтов

    Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

    Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

    Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

    Общие признаки социального института

    Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

    • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
    • устойчивый характер этих взаимоотношений;
    • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
    • поведенческие нормы и правила;
    • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

    Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

    Социальный институт: признаки на конкретных примерах

    Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

    Семья как социальный институт

    Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

    Признаки этого социального института:

    • связи брачные или кровнородственные;
    • общий семейный бюджет;
    • совместное проживание на одной жилплощади.

    Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

    Образование как социальный институт

    Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

    Основные элементы образования:

    • социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
    • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

    К признакам социального института относятся:

    1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
    2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
    3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
    4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.

    Признаки социальных институтов: примеры

    Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

    • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
    • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
    • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
    • символика (например, института брака или религиозной общины);
    • базовые ценности (то есть мораль).

    Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.

    Социальный институт - это совокупность норм, правил, символов, регулирующих определенную сферу общественной жизни, социальных отношений и организующих их в систему ролей и статусов.

    Это относительно устойчивые типы и формы социальной практики посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

    Каждый социальный институт характеризуется наличием своих признаков:

    1. Своды норм поведения, их кодексы (письменные и устные). Например, в государстве это будут конституция, законы; в религии – церковные запреты; в образовании – правила поведения учащихся.

    2. Установки и образцы поведения. Например, в институте семьи – уважение, любовь, привязанность; в государстве – законопослушание; в религии – поклонение.

    3. Культурные символы . Например, в государстве – флаг, герб, гимн; в семье – кольцо; в религии – иконы, крест, святыни.

    4. Утилитарные черты культуры. В образовании – библиотеки, классы; в религии – здания храмов; в семье – квартира, посуда, мебель.

    5. Наличие идеологии. В государстве – демократия, тоталитаризм; в религии – православие, мусульманство; в семье – семейное сотрудничество, солидарность.

    Структура социального института:

    1)Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

    2)С содержательной стороны – это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения и др.), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).

    Структурные элементы социального института:

    1. Определенная сфера деятельности и общественных отношений.

    2. Учреждения для организации совместной деятельности людей и группа лиц в них, уполномоченных выполнять социальные, организационные и управленческие функции и роли.

    3. Нормы и принципы отношений между официальными лицами, а также между ними и членами общества, включенными в орбиту действия данного социального института.

    4. Система санкций за невыполнение ролей, норм и стандартов поведения.

    5. Материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и т.д.).

    Процесс образования института, называется институционализацией. Для неё необходимы следующие условия:

    · в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов конкретная общественная потребность в данном институте,

    · общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения данной потребности (ресурсами, системой функций, действий, нормами, символами).

    Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответственными стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.

    Функции социальных институтов:

    1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – Социальный институт поддерживает устойчивость тех или иных систем общества.

    2) регулятивная функция – регулирование отношений и поведений людей с помощью норм, правил поведения, санкций.

    3) интегративная функция – сплочение и укрепление связей между группами людей, объединяемых данным социальным институтом. Реализуется через усиление контактов и взаимодействий между ними.

    4) коммуникативная функция – направлена на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной организации их совместной жизни и деятельности.

    Типология социальных институтов:

    1. В зависимости от потребности, которую удовлетворяет данный институт:

    · Институт семьи и брака

    · Политический институт, институт государства

    · Экономические институты

    · Институты образования

    · Институт религии

    2. По характеру институты бывают

    · Формальные деятельность основана на строго установленных предписаниях. Они осуществляют управленческие и контролирующие функции на основе строго установленных санкций.

    · Неформальные в них отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств, методов деятельности (например, политические движения, объединения по интересам и т.д.). Здесь контроль идет на основе неформальных санкций (например, одобрение или осуждение).

    • < Назад
    • Вперёд >

    PAGE 15

    Филиал Санкт-Петербургского государственн о го

    инженерно-экономического университета в г. Чер е повце

    С.В. Бойко

    Социология

    Лекция

    Череповец, 2005


    Тема 2.6. Социальные институты

    Понятие социального института и его характерные основные черты. Институциальные признаки. Процесс и характерные этапы институциализации. Явные функции социальных институтов: закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивная, интегративная, транслирующая, коммуникативная. Латентные функции. Дисфункции.

    Типология социальных институтов. Основания для классификации – характер удовлетворяемой потребности. Институты семьи, образования и воспитания, материального и духовного производства, охраны здоровья, досуга и отдыха, управления и обеспечения безопасности членов общества. Институт государства и права в России. Российские проблемы гражданского общества и правового государства.

    Вопросы лекции.

    2. Виды и функции социальных институтов.

    * * *

    Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организ а ции совместной деятельности людей.

    Среди социологов широко распространена точка зрения, что «институт» – одна из б а зисных дефиниций, выражающих самую сущность упорядоченной социальной жизни. Тр а диция такого подхода идет еще от Г. Спенсера, считавшего, что изучение институтов есть изучение строения и развития общества, анализ возникновения, роста, изменений, сл о мов, а следовательно, оно и составляет сущность социологии как науки. Институциалисты (в час т ности, Т. Веблен) выдвинули исследование институтов в качестве главной задачи всех общ е ственных наук. Разрабатывая понятие института, представители этого н а правления трактовали его в содержательном плане как группу людей, объед и ненных какими-либо идеями для выполнения каких-либо функций, а в форм а лизованном, категориальном виде – как систему социальных ролей, орган и зующую систему поведения и социальных отношений.

    Как и многие другие базовые научные понятия, «институт» трактуется в литературе широко и неопределенно. Тем не менее, в качестве определяющей черты институционального взаимодействия можно отметить организованность, а важнейшими эл е ментами институциональной структуры считать социальные нормы, роли, ожидания. Термин «социальный институт» употребляется в с а мых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образ о вания, здравоохранения, институте государства и т.д. Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характер и стикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется и н ституциализацией.

    Задачи лекции

    • Дать понятие социального института и определить его содержание.
    • Определить элементы социального института и этапы его возникновения.
    • Выявить функции и виды социальных институтов.
    • Показать причины дисфункции социальных институтов и пути ее преодоления.

    I. Понятие «социальный, институт». Институциализация общественной жизни

    1.1. Понятий «социальный институт».

    Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Иными словами социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья религия, образование, экономика, управление.

    Социолог Н. Смелзер дает более короткое определение: социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности. Из этой дефиниции следует:

    1. Социальный институт подразумевает не какую-то конкретную социальную организацию, а обозначает крупные группировки социальных ролей.

    2. В отличие от социальной группы, в которой взаимодействие людей служит удовлетворению разнообразных потребностей, социальный институт нацелен на реализацию конкретной и особенно важной как для личности, так и для общества потребности.

    3. Изменение структуры потребности приводит к изменению типологии социальных институтов: появляются новые институты, умирают старые, ненужные.

    Но какие потребности существуют в обществе, удовлетворению которых служат социальные институты? Хотя у каждого индивида имеется своя, особенная совокупность потребностей, можно выделить фундаментальные, непреходящие потребности. К ним относятся потребности:

    в воспроизводстве рода человеческого;

    в любви и участии;

    в безопасности и социальном порядке;

    в добывании средств существования;

    в передаче культуры;

    в боге и т.д.

    Удовлетворению этих, жизненно важных потребностей, служат такие институты, как институт семьи и брака; экономический институт (управляющий хозяйственной деятельностью, производством и распределением материальных благ); политический институт (связанный с завоеванием и распределением власти в лице государства, политических партий, общественных организаций); институт культуры и социализации (занятый созданием и распространением культуры, воспитанием молодого человека); институт религии, помогающий человеку обрести смысл жизни 1 .

    С развитием общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Если суммировать все множество подходов к определению понятия «социальный институт», то можно выделить следующее значение этого термина. Социальный институт представляет собой:

    Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    Формальную и неформальную организацию;

    Ролевую систему, в которую включены также норму и статусы;

    Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    Обособленный комплекс социальных действий – социальные процедуры.

    Таким образом, институт (от лат. institutum – установление) – понятие, используемое в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

    В настоящее время чаще всего пользуемся понятием «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки формальных ролей. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, реализующихся во множестве социальных организаций, предприятий, выпускающих материальную продукцию.

    1.2. Основные элементы и признаки социального института.

    Можно выделить основные элементы социального инстит у та .

    1. Система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса (социал ь ных процедур). Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласов ы вает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и ст а бильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

    Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает фун к ционирование социального института. Их необходимо привести в движение, персонифиц и ровать, внедрить в сознание и поведение людей.

    2. Системы потребностей, ожиданий. Для того, чтобы институт работал, необход и мо, чтобы ценности, нормы, идеалы, образцы деятельности и п о ведения людей и других элементов социокультурного процесса стали досто я нием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе с о циализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов, социокультурных элементов. Формирования на их основе системы взаимных ож и даний является вторым важнейшим элементом институциализ а ции.

    3. Организационное оформление социального института посредством конститу а лизации правовых норм, прав, обязанностей и санкций. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материал ь ными средствами и выполняющими определенную социал ь ную функцию.

    Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: пр е подавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство и т.д., которые для своей деятельности располагают о п ределенными материальными ценн о стями (знаниями, финансами и т.д.).

    По мнению отечественного социолога С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

    1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

    2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

    3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

    4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

    5) идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

    1.3. Институциализация общественной жи з ни.

    Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

    Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действии;

    Формирование общих целей;

    Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

    Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

    Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

    Конституциализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

    Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

    Основными этапами возникновения института можно назвать сл е дующие:

    1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечить свое существование и т.д.

    Социальная потребность может быть названа определяющим условием появления института. В самом широком смысле потребность можно характеризовать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет. Эта нужда отражает связи субъекта со средой его существования. Можно сказать, что потребность есть нужда в поддержании равновесного состояния системы «субъект - среда». Критериями выделения потребностей (необходимое поддержание равновесного отношения между субъектом и средой его существования) являются основные цели деятельности субъекта, выполнение им функций в системах более высокого ранга, в которые субъект включен как элемент или подсистема.

    Сущностные потребности социальных групп (общностей) могут быть объяснены лишь в связи с их позициями в социально-экономической структуре общества и тенденциями развития последней. Для выполнения функций в этих позициях люди должны определенным образом воспроизводить себя, потребляя продукты питания, одежду, знания и т.д. Разные трудовые функции требуют разных объемов затрат на подготовку работников, на их воспроизводство, т. е. разной продолжительности обучения, разных объемов и состава благ и услуг. А отсюда следует, что социально-экономическая неоднородность труда приводит и к неоднородности потребностей.

    Размер этих потребностей ограничен масштабами общественного производства, характером производственных отношений, уровнем культуры страны, историческими традициями. Потребности людей, социальной группы (общности) есть объективная необходимость воспроизводства данной общности людей в ее специфически конкретной общественной позиции. Потребности социальных групп характеризуются: массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, инвариантностью в специфических условиях жизнедеятельности представителей социальной группы. Важное свойство потребностей – их взаимосопряженность. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей. Сопряженные потребности образуют длиннейшие цепи, переходящие одна в другую.

    Целесообразно учитывать следующие важнейшие виды потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп (общностей):

    1) в производстве и распределении товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;

    2) в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;

    3) в познании и саморазвитии;

    4) в коммуникации между членами общества;

    5) в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;

    6) в воспитании и обучении детей;

    7) в контроле за поведением членов общества;

    8) в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

    Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества, представляющие собой социальные институты.

    Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, но и также для регулирования использования ресурсов, которыми располагает общество. Рассмотрим, например, экономические институты , связанные с производственной деятельностью коммерческих фирм, производственных предприятий, семейных ферм и других организаций. Экономисты считают, что для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:

    1) землю, или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;

    2) труд, или мотивацию и навыки людей;

    3) капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства;

    4) организацию, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.

    Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.

    Следовательно, институты представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей.

    Таким образом, возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

    1. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организационные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

    Существенное значение в понимании института и его функционирования имеет категория «социальный обмен». Институциализацию можно рассматривать как обмен между различными индивидами, группами, организациями и сферами внутри общества. Здесь возникают три вопроса: 1) кто обменивается с кем, 2) что на что обменивается и 3) каковы образцы, механизмы и условия этого обмена (обменов). Институциональное взаимодействие и обмен происходят между людьми, находящимися в различных структурных позициях (культурных, политических, экономических, семейных), т.е. обладающими системой статусов и ролей, которые сами по себе могут быть последствиями прежних процессов институционального обмена.

    Истинные стремления и цели этих людей в значительной степени зависят от их структурных позиций и соответствующих приоритетных установок. Подобным же образом ресурсы, которыми они располагают (власть, деньги, знания, престиж и т. д.) зависят от их институциональных позиций и варьируют в соответствии со спецификой различных институциональных сфер. Эти ресурсы служат средством осуществления различных индивидуальных целей и сами по себе могут быть целями или объектами для индивидов.

    Институциализированный обмен имеет особый характер. Он отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку «очищен» от личностного момента. Анализ механизма социального обмена показывает, что индивид выступает в социальном институте в специфической и ограниченной роли функционера. Например, у учителя или врача институциализированным «товаром» является их профессиональное мастерство, а их личное отношение к тому или иному контрагенту («покупателю») здесь не имеет значения. Необходимым условием деятельности института и является выполнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении образцов (норм) поведения. Нормы – это одновременно и условия выбора ролевого поведения, и средство его «измерения». Они упорядочивают, регулируют, формализуют деятельность и взаимодействие индивидов в рамках института. Каждый институт характеризуется определенным набором норм, которые объективируются чаще всего в знаковых формах (регламентирующих документах).

    3. Третьим важнейшим этапом институционализации является организационное оформление социального института в различных нормативных актах.

    По мере развития (и усложнения) общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Мы живем ныне в высоко институциализированном обществе. Институты семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие образуют систему, обусловливающую функционирование социального организма.

    Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельн о сти, конкретными функциями обеспечивающими достижение такой цели, набором социал ь ных позиций и ролей, типичных для данного инст и тута. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты это формы организованного объединения людей, выполняющие определенные социально зн а чимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняем о го членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценн о стями, нормами и образцами повед е ния.

    2. Динамика социальных институтов

    2.1. Виды и функции социальных институтов.

    о ь ных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многоо б разны. Социологи разных направл е ний стремились как-то классифицировать их. представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классифик а цию представила так называемая «институциональная школа». Представители институци о нальной школы в социологии (С Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных инстит у тов:

    1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполня ю щим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты.
    2. Социализация – передача индивидами установленных в данном обществе обра з цов поведения и способов деятельности – институты с е мьи, образования, религии и др.
    3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными и н ститутами управления и контроля – органы власти.
    4. Функции управления и контроля осуществляются через систему соц и альных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения моральные и пр а вовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и сан к ций.

    Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами и целями деятельности:

    1) Экономические институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа обеспечивают всю совокупность производства и распредел е ния общественного богатства, соединяя, вместе с тем экономическую жизнь с другими сф е рами социальной жизни

    2) Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода о б щественные организации, преследующие политические цели, направленные на установл е ние и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет п о литическую систему данного общ е ства.

    3) Социокультурные институты – освоение и последующее воспроизводство кул ь турных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а та к же социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов пов е дения и. наконец, защиту определенных ценностей и норм.

    4) Нормативно-ориентирующие институты – создание и реализация механизмов морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать пов е дению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утве р ждают в сообществе императивные общ е человеческие ценности, специальные кодексы и этику пов е дения.

    5) Нормативно-санкционирующие институты – общественно-социальная регул я ция поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и адм и нистративных актах, что обеспечивается прин у дительной санкцией.

    6) Церемониальные институты – институты основанные на более или менее дл и тельном принятии норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регул и руют повседневные контакты разнообразные акты группового и межгруппов о го поведения.

    В социальном институте весьма сложным образом переплетаются экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Благодаря социальному институту обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация индивидов.

    Зрелый, «ставший» институт организационно оформлен; он упорядочивается, организуется системой управленческих отношений. Внешний аспект его предстает в соответствующих системах учреждений. Становящиеся же социальные институты не обязательно организационно оформлены.

    В периоды «нормального» развития общества институты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Неэффективность их, рассогласованность действий, неспособность организовать общественные интересы, наладить функционирование социальных связей, минимизировать конфликты и упредить катастрофы – признак кризиса институциональной системы, т.е. базовой системы любого общества.

    Развитие социальной системы, можно сказать, сводимо к эволюции институтов. Источники такой эволюции – люди как деятели и воздействие со стороны культуры. Последнее связано с накоплением людьми новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях.

    Динамика социальных институтов выражается также в трех взаимосвязанных процессах:

    1) в жизненном цикле института (от момента появления до исчезновения);

    2) в функционировании зрелого института (включающем явные и латентные функции, преодоление дисфункций);

    3) в эволюции института (изменение формы и содержания, отмирание старых функций и возникновение новых).

    В жизненном цикле института выделяют несколько стадий, или фаз.

    Первая фаза – это зарождение института, когда появляется устав, определяются задачи, символика, распределяются функции и роли, выделяются лидеры и назначаются руководители.

    Вторая фаза – фаза зрелости.

    Третья фаза – период формализации, или обюрокрачивания, института. Правила и нормы перестают быть средством социального контроля и превращаются в самоцель. Засилье инструкций, бумаготворчество приводят в конечном итоге к его гибели. Эта последняя фаза означает потерю жизнеспособности социального института, накопление дисфункции. Подобная ситуация предвещает ликвидацию института или его реорганизацию.

    2.2. Дисфункция социальных институтов

    Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения их темпов может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности возникает дисфункция, которая выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функции, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в символическую, «ритуальную», деятельность , то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

    Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонал и зация его деятельности. Персонализация социального института о з начает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребн о стями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависим о сти от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

    Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института за счет нарушения существующих норм и правил выражающихся в своих крайних формах в противоправной (делинквентной) деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. 2

    Правонарушения и преступность. Преступность, возникающая в связи с дисфункцией социальных институтов, имеет по преимуществу инструментальный, т.е. направленный к достижению определенной цели, и структурированный, т.е. внутренне взаимосвязанный, характер. Ее признаками являются планируемость преступной деятельности, систематичность, элементы организованности, т.е. распределение преступных ролей и т.д. Подобные черты структурированной преступности связаны с ее функцией – удовлетворить незаконным путем объективную потребность, не обеспечиваемую в должной мере нормальными социальными институтами. Такая узкая ее функциональность, т.е. удовлетворение отдельной социальной потребности, ведет вместе с тем к дисфункции более широких социальных систем.

    Особую остроту проблема преступности приобретает в ситуации, когда общество н а вязывает индивидам общие символы достижения успеха (богатство, приобретения матер и ального х а рактера), однако социальная структура того же общества затрудняет (или делает невозможным) для определенных социальных групп завладение этими си м волами законным путем. Возникающее в результате социальное напряжение выливае т ся в корыстно-насильственную, агрессивную преступность.

    Предупреждение подобного рода правонарушений может быть обеспечено в случае, если:

    а) соответствующая социальная потребность найдет адекватное отражение в функционировании наличных или вновь создаваемых социальных институтов;

    б) произойдет изменение, трансформация самой этой социальной потребности;

    в) в общественном сознании произойдет изменение в оценке данной потребности.

    Дезорганизация социальных общностей и личность. Динамика социальных процессов (демографических, миграционных, процессов урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести к их частичной дезорганизации.

    Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре социальных общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. Дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры группы, что, в свою очередь, ведет к росту отклонений в поведении членов соответствующих общностей и социальных групп.

    В числе социальных причин дезорганизации личности следует отметить следующие:

    1) участие индивида в нескольких социальных группах, которые навязывают ему противоречащие друг другу системы социальных ценностей и образцов поведения;

    2) участие индивида в дезорганизованных группах, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т.е. социальных требований, предъявляемых к индивиду;

    3) отсутствие общественного контроля, неясность критериев оценок поведения.

    В этих условиях нормальные социальные общности не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд присущих им функций, т.е. снабдить индивида последовательной, внутренне непротиворечивой системой нормативов поведения, чувством солидарности и принадлежности к общности, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т.д.

    Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности (коллективности), единство их позиций представляет собой величину, обратно пропорциональную количеству правонарушений. Если степень единства (интегрированности) социальной группы (класса, общества) растет, то падает количество отклонений в поведении членов этой группы и, наоборот, рост числа отклонений в поведении – показатель ослабления интегрированности социальных групп.

    В некоторых случаях неэффективность влияния на индивидуума со стороны ближа й шей социальной группы, слабость процесса его социализации (включение человека в сист е му ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к ус и лению воздействия на него стихийно складывающихся групп, в которых бытуют против о правные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы п о ведения. К таким группам относятся некоторые группы подростков, следующих антисоциальным нормам п о ведения, группировки воров-рецидивистов, алкоголиков, нарком а нов и т.д. Их влияние часто бывает прямо пропорционально уменьшению влияния нормальных социальных групп общ е ства (семьи, групп сверстников, пр о фессиональных групп, общностей по месту жительства и т.д.).

    Институциональные функции социальных групп. Социальные группы (общности) могут быть, как и социальные институты, определены и с позиций анализа их институциииальных функций. С функциональной точки зрения такие образования характеризуются направленностью действий их членов на достижение групповых целей. Тем самым обеспечивается координация соответствующих действий, что ведет к повышению внутригрупповой сплоченности. Последняя обеспечивается благодаря наличию образцов поведения, норм, определяющих отношения внутри группы, а также иных институциальных механизмов, направляющих поведение членов группы в указанных рамках.

    Различные социальные общности (конкретная семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, село, поселок, небольшой город, микрорайоны крупных городов и т.д.) имеют особое значение, с точки зрения их влияния на поведение,

    Семья обеспечивает социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщает членам семьи чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

    Состояние территориальной общности также сказывается на характере поведения членов данной общности, в сфере неформальных контактов, совместного проведения досуга. Профессиональные группы в случае успешного функционирования кроме возможности решения чисто профессиональных задач «снабжают» ее членов чувством трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение членов таких групп с позиций профессиональной морали и этики.

    Исправление дисфункции может быть достигнуто

    а) изменением самого социального института;

    б) созданием нового социального института, удовлетворяющего данную обществе н ную потре б ность;

    в) формированием и реализацией общественного мнения в процессе становления и н

    2.3. Общественное мнение как институт гражданского общества

    Гражданское общество – это такой тип политического устройства, где приоритетное значение придается не поддержанию внутреннего порядка и внешней безопасности, а правам и свободам человека и повышению качества его жизни. Основными направлениями реализации и развития прав и свобод в гражданском обществе являются:

    Признание и утверждение естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;

    Признание равенства граждан в рамках единых для всех законов;

    Утверждение правового государства, подчиняющее свою деятельность идеалу социальной справедливости;

    Гибкое соотношение политики и экономики по формуле «больше рынка, меньше государства»

    Преодоление разрыва с характерной для традиционных и тоталитарных режимов сакрализацией власти с ее претензиями на обладание истиной в последней инстанции;

    Утверждение демократических механизмов общественного управления, ориентированных на обеспечение равенства возможностей субъектов;

    Утверждение институтов самоуправления, сдерживающих и уравновешивающих различные части общества и, в случае необходимости, использующих государство в качестве правового арбитра.

    Важнейшим направлением становления гражданского общества является развитие общественного мнения (ОМ) 3 .

    В общественном мнении проявляются конкретные состояния общественного сознания в тот или иной отрезок времени. При этом ОМ может быть признано самостоятельной формой общественного сознания, отличающейся от других именно своей всеохватностью и неспециализированностью.

    Специалисты выделяют следующие необходимые и достаточные условия возникновения и функционирования ОМ.

    1. Общественная значимость, жизненная актуальность проблемы (вопроса, темы, события). ОМ неизбежно формируется только в отношении тех общественных явлений, которые затрагивают социальные интересы людей и как бы сами собой находятся в центре их житейских размышлений и обсуждений.

    2. Дискуссионность мнений и оценок. О «правильности» или полезности таблицы умножения не спорят. А вот о том, стоит ли «идти к капитализму» или «возвращаться в социализм», «что делать с Чечней», как реформировать аграрный сектор, «что делать с коррупцией» и т.п. в нашем обществе происходит постоянное столкновение мнений. Таким образом, чтобы тема или событие стали предметом рассмотрения общественности и относительно их сформировалось общественное мнение, они должны быть дискуссионными, естественно предполагающими различия во мнениях и оценках со стороны различных групп общества.

    3. Третье обязательное условие – компетентность. «Компетентность» ОМ определяется не столько его реальной компетентностью, сколько жизненной значимостью явлений, вследствие чего никто не может остаться в стороне от их обсуждений и не ощутить себя достаточно сведущим в них. А чем больше осведомленных по тем или иным проблемам, тем более реальным в отношении к ним становится общественное мнение.

    Большинство исследователей согласны со следующими тремя характеристиками содержания ОМ.

    Массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что ОМ формируется как на основе достоверной информации, так и на основе односторонних сведений или ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. п.

    ОМ выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей. Оно не только отражает определенный уровень осведомленности людей, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Существуя в сознании людей и выражаясь публично, ОМ выступает как мощное средство общественного воздействия.

    ОМ представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода синтез множества высказываний, образующих новое качество, несводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

    Немецкая исследовательница ОМ Э. Ноэль-Нойман говорит о наличии двух основных источников, порождающих общественное мнение. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний (стихийно складывающийся и практически неподдающийся целенаправленной регуляции). Второй – средства массовой информации, которые порождают так называемый «дух времени».

    При решении проблемы источника общественного мнения необходимо различать понятия «субъект» и «выразитель» ОМ. Субъектом ОМ выступают социальные общности и общественные группы, общественные организации и партии, международная общественность, средства массовой информации. В качестве выразителя могут выступать отдельные лица, группы людей.

    Центральным вопросом функционирования ОМ является проблема его действенности, определение условий и факторов, позволяющих обществу эффективно использовать общественное мнение в качестве инструмента решения социальных задач и формирования гражданской культуры. Выделяют три основные функции ОМ: экспрессивная, консультативная и директивная 1 .

    1. Экспрессивная функция самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к значимым фактам и событиям. Оно особенно пристрастно по отношению к тем, кому приписывают приоритетную роль в решении важнейших жизненных проблем – государственным институтам и их лидерам, фактически присваивая себе роль контролера за их деятельностью.

    2. Консультативная функция ОМ не только выражает отношение к значимым событиям, но и ищет лучшее решение тех или иных проблем. Являясь ареной столкновений разных позиций и мнений, ОМ обладает способностью обнаружения слабых и сильных сторон предлагаемых решений, коренящихся в них скрытых угроз и опасностей. Внимание политического руководства к дебатам общественности позволяет принимать более взвешенные решения.

    3. Директивная функция ОМ проявляется тогда, когда волеизъявление народа приобретает императивный характер. Такая ситуация имеет место на выборах, референдумах и плебисцитах. Выражая доверие тем или иным политическим силам или лидерам, ОМ фактически вручает им мандат на осуществление политического руководства.

    В авторитарных общественных системах ОМ или игнорируется, или используется правящей элитой для укрепления своего всевластия. По мере демократизации политического режима интерес к выявлению подлинного мнения людей и учету его в решении актуальных проблем общественной жизни возрастает.

    Эту закономерность наглядно демонстрирует социально-политическое развитие России в последние десятилетия. Первый официальный орган для изучения общественного мнения (Всесоюзный центр изучения общественного мнения – ВЦИОМ) был создан в 1987 году. В 1992 году в связи с распадом СССР он был преобразован во Всероссийский центр изучения общественного мнения. В настоящее время в России действует более двух десятков центров изучения ОМ. Наиболее известными среди них, наряду с ВЦИОМ, являются: Фонд «Общественное мнение», Vox populi Б. Грушина, Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИС и НП), Агентство региональных политических исследований (АРПИ), Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург) и др.

    Нельзя абсолютизировать значимость ОМ в любых типах политической системы.

    Во-первых, в XX веке выяснилось, что абсолютизация этой установки не оправдана: самые жестокие тоталитарные режимы пользовались достаточно широкой народной поддержкой. Эта же противоречивость общественного мнения обнаруживается и в современной России. Можно сослаться в этой связи на двусмысленность позиции большинства населения в отношении реформ и реформаторов, на отсутствие общепризнанных политических и нравственных лидеров общества, на готовность значительной части населения увлекаться популистскими лозунгами, поддерживать авторитарные приемы и политический авантюризм.

    Во-вторых, обнаружилась и вторая опасность абсолютизации общественного мнения в качестве инструмента политики, связанная с возможностью манипулирования общественным сознанием. Еще античными авторами было замечено, что из нескольких вариантов решения какого-то вопроса большинство, наделенное правом решать, как правило, выбирает не самый выгодный для него вариант, а наилучшим образом представленный. В современных условиях возможности манипулирования массовым сознанием многократно расширяются. Для России эта проблема особенно актуальна. Мы не унаследовали от прошлого прочной системы демократических гарантий ни в виде структур, ни в виде традиций. В этих условиях элита, контролирующая доступ к средствам массовой информации, может сделать общественное мнение полностью управляемым. Как это делается, наглядно продемонстрировали парламентские выборы 1999 года.

    * * *

    Социальные институты это формы организованного объединения людей, выполняющие определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

    Одним из главных условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

    Основными элементами социального института являются ценности, нормы, идеалы, а также образцы деятельности и поведения людей, разделяемых большинством членов соо б щества, ставших достоянием внутреннего мира личности и конституированных в систему правовых норм, прав, об я занностей и санкций.

    Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: возникновение потребности требующей совместных организованных действии; формирование общих целей; появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия; разработка процедур, связанных с нормами и правилами; установление системы санкций для поддержания норм и правил; конституциализация норм, правил и процедур.

    Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. С о вокупность этих социальных функции складывается в общие социальные функции социал ь ных институтов как определенных видов социальной системы.

    По мере развития и усложнения общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Мы живем ныне в высоко институциализированном обществе. Институты государства и права, семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие образуют систему, обусловливающую функционирование социального организма.

    В периоды «нормального» развития общества институты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Неэффективность их, рассогласованность действий, неспособность организовать общественные интересы, наладить функционирование социальных связей, минимизировать конфликты и упредить катастрофы – признак кризиса институциональной системы, т.е. ее дисфункции.

    Исправление дисфункции может быть достигнуто путем либо изменения самого с о циального института, либо создания нового социального института, удовлетворяющего да н ную общественную потребность, либо формирования и реализации общественного мн е ния в процессе становления и н ститута гражданского общества.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что такое социальный институт?
    2. Как называется система социального института, которая гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в единое русло их действия?
    3. Как называется система социального института, которая формирует взаимные ожидания людей?
    4. Что выражает система статусов и ролей социального института?
    5. Каковы основные этапы процесса становления института?
    6. Выделите главные этапы процесса становления института
    7. Дайте определение экономическим, политическим, социокультурным, нормативно-ориентирующим, нормативно-санкционирующим и церемониальным институтам.
    8. Что такое функции и дисфункции социальных институтов?
    9. В чем проявляются дисфункции социальных институтов?
    10. Каковы основные функции социальных институтов?
    11. Что исправляет дисфункцию социального института?
    12. Что характеризует реализацию и развитие прав и свобод в гражданском обществе?
    13. Дайте определение и раскройте содержание общественного мнения.
    14. Что является необходимым условием возникновения и функционирования общественного мнения?
    15. Раскройте содержание консультативной, директивной и экспрессивной функций общественного мнения

    1 Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.И. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С.127.

    2 См. подробно: Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С.240-248.

    3 См. подробно: Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.И. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С.132-153.

    
    Top