Презентация по литературе на тему А. Жизнь и творчество

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ЕГО ЭПОХА (УСТНЫЙ ЖУРНАЛ) АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (КЛИМЕНТОВ) (1899 – 1951)

2 слайд

Описание слайда:

Эпиграфы: Я на мир взираю из-под столика: Век двадцатый – век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней. Н.И. Глазков Незамутненная правда и зримая пластичность платоновского слова делают его нетускнеющим от времени зеркалом души писателя, чье сердце вместило поиски и свершения, заблуждения и находки, потери и обретения великой, сложной и героической эпохи. И. Мотяшов Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях. А. Платонов

3 слайд

Описание слайда:

СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи. «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека. Инженер, поэт, журналист. «Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово» Художественный мир писателя. Пророческое слово Андрея Платонова.

4 слайд

Описание слайда:

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи»

5 слайд

Описание слайда:

СЕМАФОРЫ О времени своей молодости, совпавшей с историческими катаклизмами, писатель позже скажет: «История бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».

6 слайд

Описание слайда:

СМЕРТЬ КОМИССАРА Жизнь Платонова оказалась почти точно вписана в первую половину ХХ века. Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи – двух мировых войн, революции и Гражданской войны. «Сюжет» биографии многих современников Платонова определялся именно этими событиями.

7 слайд

Описание слайда:

ВТОРАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека»

8 слайд

Описание слайда:

УЛИЦЫ РАБОЧЕЙ СЛОБОДКИ Родина не была никогда для Платонова понятием смутным и отвлеченным. «Сердце навсегда может быть пораженным похилившейся избенкой на краю деревни, - писал он, - и ты не забудешь, не разлюбишь ее никогда, каким бы мудрым и бессмертным ни стал, куда бы ни ушел»

9 слайд

Описание слайда:

«Работал я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник кроме отца… Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду…» «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», - признался однажды Андрей Платонов. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ДЕТСТВЕ

11 слайд

Описание слайда:

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ЮНОСТИ В повседневной жизни Андрей Платонович был застенчивым, деликатным человеком. Вот его портрет той поры, намеченный одним из друзей: «Среднего роста и крепкого сложения, с широким русским лицом и пытливыми глазами, в которых словно затаилась какая-то глубокая печаль… держался угловато и настороженно…». Но в суждениях он проявлял решительность и резкость.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. В 1919 г. Платонов уходит на фронт помощником машиниста бронепоезда. Внимательно всматривается в происходящее, фиксируя сущностные черты новой эпохи. Напишет он об этом позже.

14 слайд

Описание слайда:

«Должен сказать, что с самого начала своей литературной работы я ясно сознавал и всегда хотел быть именно политическим писателем, а не эстетическим» Из объяснения Платонова, что такое политический писатель, следует, что это значит болеть душой за все, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: «Писать надо не талантом, а «человечностью» - прямым чувством жизни». А. Платонов

15 слайд

Описание слайда:

Творчество Платонова сочетает в себе конкретное, остро злободневное содержание с универсальностью итоговых размышлений. Два пласта содержат его произведения: изменчивый и часто управляемый идеями и волей людей, прогнозируемый исторический поток, - с одной стороны, и пласт глубинного бытия народной жизни, ее естественного состояния, ее мощных непредсказуемых сил, связанных с космосом и природными ритмами, - с другой. «НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Если дать сжатый обзор творческого пути Платонова, то можно увидеть, как многообразен его художественный мир, словно он создан несколькими авторами, но в этом многообразии выражены разные грани таланта одного художника, постоянство тем, образов, мотивов.

18 слайд

Описание слайда:

Как прозаик Платонов написал ряд произведений о самоотверженных людях, о «будничном героизме»: «Бессмертие», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире» и др «Прекрасное» и «яростное» представлены в рассказе и в борении, и в неразрывном единстве - такова ситуация, в которой живет и трудится в окружающем его мире человек.

19 слайд

Описание слайда:

1944 год внес радостные перемены в жизнь Андрея Платоновича: 11 октября у него рождается дочь Мария. Андрей ПЛАТОНОВ со своей семьей

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» (1927 г.) Написана в жанре исторического повествования. Идея - преобразование и улучшение природы с помощью человеческого разума и труда. Автор приходит к противоречию между теориями и реальностью.

22 слайд

Описание слайда:

Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» Проследим сюжет повести. Петр 1 поручает англичанину Бертрану Перри построить шлюзы, чтобы соединить Оку с Доном; Бертран составил «прожект»: объем работ огромный - нужно соорудить тридцать три шлюза. Однако осуществление идеи терпит крах, хотя почти вся губерния брошена на работы. Виной тому ошибки в расчетах, рабский труд и нереальные сроки, на которых настаивает Петр. Но здесь есть общая мысль, которая будет волновать Платонова всю жизнь, - мысль о сопротивлении природы человеку, его техническому расчету: «Между техникой и природой трагическая ситуация. Цель техники - «дайте мне точку опоры, я переверну мир». А конструкция природы такова, что она не любит, когда ее обыгрывают...». Природа требует крайне бережного с ней обращения.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Повесть «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» Образ Фомы Пухова - центральный в повести. Подход Платонова к этому сложному образу оказался интересным в художественном отношении. Это - работящий человек, без особого энтузиазма, но без отговорок; на фронте вел себя хладнокровно и мужественно, не теряя чувство юмора в трудных ситуациях. Критика стремилась изобразить его как идеального рабочего человека, участвующего в революции. Однако это сделать трудно. В итоге образ сокровенного человека - это тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей огромное значение труда, принимающей мир таким, каким он должен быть.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Роман «ЧЕВЕНГУР» (1928-1929) Свое отношение к проблеме культуры, забвение которой ведет к гибели нации, художник недвусмысленно выразил в романе. Этот роман о революции и гражданской войне, о первых шагах строительства новой жизни, о трагическом крушении мифа, мечты о мгновенном переустройстве мира, о создании коммунистического общества, о мировом триумфе революции. Чаще всего жанр этого произведения определяют как утопию. Но это часть истины. Действительно, в романе даны гиперболизация и гротеск, но нет ни героя, ни идеи, которые можно назвать нереальными. Действие романа охватывает переходный период от гражданской войны и военного коммунизма к нэпу. Центр событий – путешествие Саши Дванова по степной России и история Чевенгурской коммуны.

27 слайд

Описание слайда:

«КОТЛОВАН»(1930) Когда мы читаем повесть, перед нашим взором открывается мир и время, давно ушедшее от нас. Главная тема произведения – коллективизация, раскулачивание, строительство советского общества, но с самой страшной, горькой стороны.

28 слайд

Описание слайда:

Повесть «КОТЛОВАН» 1930 г. Платонов показал российскую действительность конца двадцатых - начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает “культура жизни” - культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования. Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды на будущее.

29 слайд

Описание слайда:

«КОТЛОВАН» Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами спят в гробах. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя. Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических коммунистических руководителей и омертвелой массы он задумался над окружающим. Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев.

30 слайд

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ЕГО ЭПОХА (УСТНЫЙ ЖУРНАЛ) АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (КЛИМЕНТОВ) (1899 – 1951) МОУ Тамбовская СОШ Комарова В.М. 2009 г. Цели урока: Познакомить ребят с драматической судьбой писателя-земляка, показать трагизм идейнонравственных противоречий Платонова. Обзорно рассмотреть произведения Платонова как эпопею народной жизни и эпоху становления и развития нашего государства после Октябрьской революции. Выявить проблематику произведений. Развивать интерес к истории русской литературы. Эпиграфы: Я на мир взираю из-под столика: Век двадцатый – век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней. Н.И. Глазков Незамутненная правда и зримая пластичность платоновского слова делают его нетускнеющим от времени зеркалом души писателя, чье сердце вместило поиски и свершения, заблуждения и находки, потери и обретения великой, сложной и героической эпохи. И. Мотяшов Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях. А. Платонов СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи. «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека. Инженер, поэт, журналист. «Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово» Художественный мир писателя. Пророческое слово Андрея Платонова. ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи» СЕМАФОРЫ О времени своей молодости, совпавшей с историческими катаклизмами, писатель позже скажет: «История бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности». Жизнь Платонова оказалась почти точно вписана в первую половину ХХ века. Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи – двух мировых войн, революции и Гражданской войны. «Сюжет» биографии многих современников Платонова определялся именно этими событиями. СМЕРТЬ КОМИССАРА ВТОРАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека» Родина не была никогда для Платонова понятием смутным и отвлеченным. «Сердце навсегда может быть пораженным похилившейся избенкой на краю деревни, писал он, - и ты не забудешь, не разлюбишь ее никогда, каким бы мудрым и бессмертным ни стал, куда бы ни ушел» УЛИЦЫ РАБОЧЕЙ СЛОБОДКИ «Работал я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник кроме отца… Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду…» «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», признался однажды Андрей Платонов. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ДЕТСТВЕ ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ МИР ДЕТСТВА АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ЮНОСТИ В повседневной жизни Андрей Платонович был застенчивым, деликатным человеком. Вот его портрет той поры, намеченный одним из друзей: «Среднего роста и крепкого сложения, с широким русским лицом и пытливыми глазами, в которых словно затаилась какая-то глубокая печаль… держался угловато и настороженно…». Но в суждениях он проявлял решительность и резкость. ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА Инженер, поэт, журналист ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. В 1919 г. Платонов уходит на фронт помощником машиниста бронепоезда. Внимательно всматривается в происходящее, фиксируя сущностные черты новой эпохи. Напишет он об этом позже. «Должен сказать, что с самого начала своей литературной работы я ясно сознавал и всегда хотел быть именно политическим писателем, а не эстетическим» Из объяснения Платонова, что такое политический писатель, следует, что это значит болеть душой за все, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: «Писать надо не талантом, а «человечностью» - прямым чувством жизни». А. Платонов Творчество Платонова сочетает в себе конкретное, остро злободневное содержание с универсальностью итоговых размышлений. Два пласта содержат его произведения: изменчивый и часто управляемый идеями и волей людей, прогнозируемый исторический поток, - с одной стороны, и пласт глубинного бытия народной жизни, ее естественного состояния, ее мощных непредсказуемых сил, связанных с космосом и «НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ природными ритмами, - с ЮНОСТИ» другой. ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово» Если дать сжатый обзор творческого пути Платонова, то можно увидеть, как многообразен его художественный мир, словно он создан несколькими авторами, но в этом многообразии выражены разные грани таланта одного художника, постоянство тем, образов, мотивов. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Как прозаик Платонов написал ряд произведений о самоотверженных людях, о «будничном героизме»: «Бессмертие», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире» и др «Прекрасное» и «яростное» представлены в рассказе и в борении, и в неразрывном единстве - такова ситуация, в которой живет и трудится в окружающем его мире человек. 1944 год внес радостные перемены в жизнь Андрея Платоновича: 11 октября у него рождается дочь Мария. Андрей ПЛАТОНОВ со своей семьей ПЯТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА Художественный мир писателя Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» (1927 г.) Написана в жанре исторического повествования. Идея преобразование и улучшение природы с помощью человеческого разума и труда. Автор приходит к противоречию между теориями и реальностью. Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» Проследим сюжет повести. Петр 1 поручает англичанину Бертрану Перри построить шлюзы, чтобы соединить Оку с Доном; Бертран составил «прожект»: объем работ огромный - нужно соорудить тридцать три шлюза. Однако осуществление идеи терпит крах, хотя почти вся губерния брошена на работы. Виной тому ошибки в расчетах, рабский труд и нереальные сроки, на которых настаивает Петр. Но здесь есть общая мысль, которая будет волновать Платонова всю жизнь, - мысль о сопротивлении природы человеку, его техническому расчету: «Между техникой и природой трагическая ситуация. Цель техники - «дайте мне точку опоры, я переверну мир». А конструкция природы такова, что она не любит, когда ее обыгрывают...». Природа требует крайне бережного с ней обращения. «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» (1926 -1927) Впервые издана в в 1928 году. Повесть «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» Образ Фомы Пухова - центральный в повести. Подход Платонова к этому сложному образу оказался интересным в художественном отношении. Это работящий человек, без особого энтузиазма, но без отговорок; на фронте вел себя хладнокровно и мужественно, не теряя чувство юмора в трудных ситуациях. Критика стремилась изобразить его как идеального рабочего человека, участвующего в революции. Однако это сделать трудно. В итоге образ сокровенного человека - это тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей огромное значение труда, принимающей мир таким, каким он должен быть. ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА ПОВЕСТИ «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» Роман «ЧЕВЕНГУР» (1928-1929) Свое отношение к проблеме культуры, забвение которой ведет к гибели нации, художник недвусмысленно выразил в романе. Этот роман о революции и гражданской войне, о первых шагах строительства новой жизни, о трагическом крушении мифа, мечты о мгновенном переустройстве мира, о создании коммунистического общества, о мировом триумфе революции. Чаще всего жанр этого произведения определяют как утопию. Но это часть истины. Действительно, в романе даны гиперболизация и гротеск, но нет ни героя, ни идеи, которые можно назвать нереальными. Действие романа охватывает переходный период от гражданской войны и военного коммунизма к нэпу. Центр событий – путешествие Саши Дванова по степной России и история Чевенгурской коммуны. «КОТЛОВАН»(1930) Когда мы читаем повесть, перед нашим взором открывается мир и время, давно ушедшее от нас. Главная тема произведения – коллективизация, раскулачивание, строительство советского общества, но с самой страшной, горькой стороны. Повесть «КОТЛОВАН» 1930 г. Платонов показал российскую действительность конца двадцатых - начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает “культура жизни” - культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования. Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды на будущее. Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами «КОТЛОВАН» спят в гробах. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя. Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических коммунистических руководителей и омертвелой массы он задумался над окружающим. Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ За годы войны Платонов выпустил четыре книги рассказов: «Одухотворенные люди» (1942), Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945) Русский солдат принял на себя вину за боль и страдание людей, и именно он стал, по словам Платонова, той силой, которая остановила движение смерти, стал силой жизни, живой природы. «…Война – это зона между жизнью и смертью, где жизнь добывается в тяжелом труде через смерть врага, - война вместе с тем место, где надолго решается судьба человечества. Например, русское серое обычное поле является великим многозначительным образом, а супряга, когда тринадцать-четырнадцать детей и старух впряжены в общую лямку, тянут однолемешный плуг, символом непобедимой России…» А. Платонов. Из записных книжек Я бы хотел, чтоб некие мысли, рожденные войной и долгим опытом жизни и, может быть, имеющие общую значимость, не обратились в забвение совместно с моим прахом и послужили, как особенного рода орудие, тому же делу, которому служил и я. А я служил и служу делу защиты нашего общего отчего крова, называемого Отчизной, я работаю всем своим духом… на оборону живой целости нашей земли, которую я полюбил еще в детстве наивным чувством, а позднее - осмысленно, как солдат, который согласен отдать обратно жизнь за эту землю, потому что солдат соображает: жизнь ему одолжается Родиной только временно. А. Платонов. «Размышления офицера» Платонов проявлял большой интерес и к драматургии, написал несколько пьес: «Шарманка», «Высокое напряжение», «14 красных избушек», после войны - «Ученик Лицея», «Ноев ковчег». Но как драматург при жизни он практически остался неизвестным. Он явился и автором нескольких киносценариев, в том числе по рассказам «Июльская гроза» и «Семья Иванова». Василий Гроссман писал: «До последних дней своих Андрей Платонович сохранил все богатство своей чистой, ясной души, всю силу своего удивительного ума». Пожалуй, ни у кого из русских прозаиков XX века нет столько посмертных публикаций, сколько у Платонова. ШЕСТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА Пророческое слово Андрея Платонова Платонов современен, как современны наши классики. Он обжигающе современен, ибо своим творчеством многое объясняет не только в советском периоде русской истории, с которым мы выясняем отношения, но и наше время, и нас с вами, оголяет нас, доносит каждой написанной строчкой чистую правду, в которой мы иногда признаёмся если не публично, то хотя бы наедине с собой… Наталья Васильевна КОРНИЕНКО, членкорреспондент РАН, заведующая Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ им. А.М. Горького, руководитель группы Собрания сочинений Андрея Платонова, председатель Текстологической комиссии секции языка и литературы Отделения историко-филологических наук РАН. ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ Пусть вечно горит над нами звезда по имени… ЛИТЕРАТУРА Платонов А. П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече Уроки мысли и чувства. Часть 3. Воронеж, 1995 Платонов А. П. Избранное: Для учащихся ст. классов сред. Шк./Сост., авт. предисл., коммент. Н. Г. Полтавцева.- М.: Просвещение, 1989. Акаткин В. Прощание с утопией. Воронеж, Центр.Черноз. Книж. Изд., 1991

Самая загадочная и сложная фигура русской литературы XX в.

«Без меня народ неполный»

Мелиоратор, дорожник, инженер, заботившийся о переустройстве жизни для людей и выдающийся мастер языка, создатель фантастических и абсолютно реальных картин переустройства мира.

Андрей Платонов

(1899-1951)


Начало пути

Родился на окраине Воронежа в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) - нужно было поддерживать семью.

Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях. Рано проявляет интерес к изобретательству и одновременно к литературе.


Участник гражданской войны. Первая проба пера - юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.

Мемориальная доска в Воронеже на здании редакции «Воронежской коммуны».


В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Он увлечен делом преобразования хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница».

Платонов этих лет - мечтатель-максималист, борец со стихийными силами в природе и жизни, призывающий к скорейшему превращению России «в страну мысли и металла».



Антиутопия – жанр произведения, в котором показывается итог утопического, чрезмерно быстрого и выдуманного переустройства мира.

Самые известные утопии 20 в.

Евгений Замятин - «Мы»

Джордж Оруэлл – «1984»

Рэй Бредбери - « 451 градус по Фаренгейту»

Олдос Хаксли – «О дивный новый мир»


В этот период кристаллизуется поэтика Платонова: устремленность в будущее сменяется поисками глубинных смыслов жизни - «вещества существования»; герои - одинокие изобретатели, странники, раздумчивые чудаки.

«Город Градов» (1928) - сатира на советскую бюрократию, «Сокровенный человек» (1928) о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны.


Понятие сокровенный человек – важнейшее в мире Платонова. Сокровенный – человек, ощущающий свою связь с миром всем своим существом.

Так рождается понятие вещества жизни в мире Платонова.

Человек, природа и все плоды деяний человеческих рук – цивилизация должны оставаться в гармонии в процессе переустройства мира.

Но эта гармония постоянно нарушается.


Причиной разрушения гармонии становится бездумная деятельность человека.

Прочтите первый абзац «Котлована». За что был уволен Вощев?

Вощев – яркий пример сокровенного человека у Платонова. Он мучается вопросом смысла бытия. Он страдает от несовершенства мира и хочет принять участие в его переустройстве.



Прочтите, что сказали Вощеву в завкоме, когда он пришел с просьбой о восстановлении на работе.

Особый вопрос – язык Платонова. Он неповторим в прозе 20 в. Первое, что бросается в глаза – трудность построения предложения.


Встречаются как будто «лишние» слова и обороты. Например – «тридцатилетие личной жизни». Слово личной здесь явно лишнее. Зачем оно писателю?

Перед нами вариант уже знакомого понятия Сказ. Платонов пишет таким языком, каким хорошо знакомые ему мастеровые, люди с окраин пытались выразить сложную для них мысль. При этом они никогда не учились языку мысли.


Писатель ни в коем случае не смеется над ними. Он сочувствует их тяжелой умственной работе по переворачиванию пластов языка. Отсюда и тяжесть платоновского синтаксиса.

Неправильная” гибкость языка Платонова, прекрасное “косноязычие” его, шероховатость фраз, особые, столь характерные для народной речи “спрямления” - все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, “примеряется” к действительности.


Неправильная” гибкость языка Платонова, прекрасное “косноязычие” его, шероховатость фраз, особые, столь характерные для народной речи “спрямления” - все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, “примеряется” к действительности


Писателя и его героев, как и всех, кто “учился думать при революции", волнуют философские вопросы. Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно осмысляющего свою жизнь, свое место в ней, свои взаимосвязи с природой (в труде, в творчестве, создании машин, при помощи которых человек покоряет стихийные силы природы).

кранизации произведений «Айна» - художественный фильм. Режиссёр Николай Тихонов, сценаристы «А. Платонов», М.Смирнова по рассказу Андрея Платонова «Песчаная учительница». «Житейское дело» - (СССР, 1976 год) Киностудия «ЛенФильм» Состоит из трёх новелл, объединённых темой войны. «Житейское дело» (1 новелла), Мелодрама, поставленная по одноимённому рассказу Андрея Платонова. «Одинокий голос человека» - художественный фильм (киностудия «Ленфильм», 1987 год) Александра Сокурова по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера». «Корова» - мультфильм Александра Петрова по одноимённому рассказу. «Фро» - по мотивам одноимённого рассказа. «Рабыня» (1968) - художественный фильм Булата Мансурова по мотивам рассказа «Такыр». «Случайный взгляд» - по мотивам повести «Котлован». «Опять надо жить» - художественный фильм по мотивам рассказов Андрея Платонова «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек». «Возлюбленные Марии» - фильм по мотивам «Реки Потудань», сюжет перенесённый в США. «Три брата» - итальянский фильм по мотивам рассказа «Третий сын», действие перенесёно в Италию. «Домой!» (1982) - художественный фильм по мотивам рассказа «Возвращение». «Отец» - художественный фильм Ивана Соловова по мотивам рассказа «Возвращение». «Родина электричества» - художественный фильм по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова. Режиссёр Лариса Шепитько. «Никита» - художественный фильм (2011 год) по мотивам рассказа «Никита». Режиссёр Марат Никитин.

Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

писатель, драматург ЖИЗНЬ и ТВОРЧЕСТВО

Составила учитель русского языка и литературы старшей школы № 2 города Капана Асатрян Нарине


ПЛАТОНОВ Андрей Платонович

(В 1920-х сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов)

Краткая хроника жизни и творчества


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

Имя при рождении:

Андрей Платонович Климентов

Псевдонимы: Платонов, А. Фирсов, Ф. Человеков, А Вагулов


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

Годы творчества: 1919 – 1951

Жанр:

стихотворения,

романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии, публицистика


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

Родился 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1899 года в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича и Марии Васильевны Климентовых. 1906-1914 гг. Учёба в церковно-приходской школе, затем - в начальном четырёхклассном училище.


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

1914-1917 гг.

Начинает работать: помощником машиниста локомобиля,

конторщиком, литейщиком,

рабочим.


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

1918 г. Первая публикация: стихотворение «Юноше» в журнале «Тени» опубликовано под псевдонимом Андрей Платонов.


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

1918-1922 гг. Поступает в Воронежский университет на историко-филологический факультет; через год переводится в Воронежский политехникум на электротехническое отделение, которое оканчивает с дипломом техника .


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

1921-1926 гг. Принимает участие в работе Губернской комиссии помощи голодающим.

1922 – Выходит в свет поэтический сборник «Голубая глубина».


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

1921 – вышла первая книга очерков Платонова "Электрификация». 1923 - 26 – работает губернским мелиоратором и заведует работами по электрификации сельского хозяйства;

назначен председателем комиссии по гидрофикации области.


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

1926 год – Переезд в Москву 1927-1931 годы – сборники: 1927 -«Епифанские шлюзы» 1928 - «Сокровенный человек»

1928 - "Луговые мастера"

1929 - «Происхождение мастера» 1930 - повесть «Котлован»

1931 - повесть «Впрок»


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

С 1928 сотрудничает в журналах

"Красная новь",

"Новый мир",

"Октябрь" и др.

Пробует себя в драматургии

("Высокое напряжение", "Пушкин в лицее").

В 1937 увидела свет

книга рассказов

"Река Потудань".


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

1934-1935 годы – Две поездки в Туркмению; написаны рассказ «Такыр» и повесть «Джан». 1937 г. –

Выходит в свет сборник рассказов

«Река Погудань».


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

1942 год –

уходит на фронт в качестве специального корреспондента газеты "Красная звезда".

1946 год–

демобилизуется и полностью отдаётся

литературному труду.


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

1942 – 1945 годы Прозаические сборники: 1942 - «Одухотворённые люди» 1942 - «Под небесами родины» 1943 - "Рассказы о Родине"

1943 - "Броня" 1945 - "В сторону заката солнца" 1945 – рассказ "Возвращение"


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

1951 год, 5 января. Умер А. П. Платонов в Москве. Похоронен на Армянском кладбище.

Могила Андрея Платонова в Москве на Армянском кладбище


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

Кабинет Платонова в последней квартире


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

Платонов, жена и дочь, 1950 год



Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)


Памятники "Детям войны"

Памятник "Детям войны, погибшим в 1941-1945 г.г." в Симферополе, Крым, Россия

Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия


Памятники "Детям войны"

Памятник детям блокадного Ленинграда

Памятник "Дети войны" в Санкт-Петербурге, Россия


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

Мемориальная доска в Воронеже на здании железнодорожного вокзала

Мемориальная доска в Воронеже. Установлена

на улице, названной

в честь писателя.


Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)

Памятник в Воронеже (1999, скульпторы – И. П. Дикунов, Э. Н. Пак, архитекторы – Л. Яновский, Н. Топоев, Е. Соломкин). Памятник был открыт 11 сентября 1999 г. в год 100-летия со дня рождения писателя.


Top