Швондер собачье сердце. Сочинение Булгаков М.А

Повесть «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений М. Булгакова. Речь в ней идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, об опасности вторжения в естественный ход жизни. После чтения повести становится ясно, что самое страшное - когда результатами научных открытий начинают пользоваться люди ограниченные, мелко мстительные, злобные, мыслящие исключительно лозунгами. Таким человеком в повести, безусловно, является председатель домкома Швондер.

Чем же занимается этот человек? Будучи председателем домового комитета, он не считает нужным следить за порядком и чистотой в доме. Не зря, узнав о вселении «жилтоварищей», профессор Преображенский сетует: «Пропал Калабуховский дом! Придется уезжать, но куда, спрашивается? Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее». Эта линия поведения, следовательно, стала у таких людей, как Швондер, привычной: не выполнять свои прямые обязанности, а заниматься произнесением революционных фраз. Дискуссии, собрания, переливание из пустого в порожнее - все это бюрократическая стихия Швондера.

Уже с первого появления Швондера в квартире профессора Преображенского понятно, что это человек глубоко некультурный: он ходит в грязных сапогах по персидским коврам. Но если бы только это! Он обращается к профессору Преображенскому с абсурдным требованием «уплотниться»: общее собрание решило, что профессор вполне может отказаться от двух комнат - столовой и смотровой, в результате чего профессор должен был бы принимать пищу в спальне и оперировать там же, где режет кроликов. Характерно, что Швондеру такое положение кажется вполне естественным, так же как и то, что потребности человека определяет не он сам, а общее собрание. Уравниловка, неуважение к индивидуальности - таковы жизненные принципы Швондера.

Первый приход Швондера в квартиру Преображенского заканчивается посрамлением Швондера и его присных. Однако появление Шарикова делает профессора уязвимым и вызывает приступ буйной деятельности у Швондера. Прежде всего он пишет заметку в газету, где объявляет Шарикова незаконным сыном профессора, так как его (Швондера) ограниченный ум не в состоянии вместить в себя мысль о чем-то необычном, непредсказуемом.

Швондер становится идеологом Шарикова, его духовным пастырем. Воспитание «нового человека» он начинает, опять-таки, абсурдно. Его совершенно не волнует, что Шариков бросается на каждую кошку, лузгает семечки и нецензурно выражается. Главное - чтобы Шариков знал азы новой идеологии, и он дает ему почитать переписку Энгельса с Каутским, из чтения которой Шариков делает радикальный вывод о том, что все надо поделить поровну.

Более того, Швондер фактически уравнивает в социальных правах профессора с

С мировым именем и вчерашнего дворового пса. «Документ - самая важная вещь на свете», - говорит Швон-дер. Документ превращает Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, дает ему возможность стать начальником подотдела очистки, то есть стать полноправным членом человеческого общества.

Но Швондер не понимает, что, опекая Шарикова, он сам себе роет могилу. Профессор Преображенский совершенно справедливо замечает: «...Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него еще более грозная опасность, чем для меня... если кто-то, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки» Швондер не способен, таким образом, даже исходя из собственной абсурдной логики, хоть что-то предвидеть, вообще подумать о последствиях собственных поступков. Им движет лишь стремление «все поделить», и значение его образа в повести - вскрыть истинную природу социальной системы, которую он олицетворяет, и показать, что для того, чтобы быть полноправным членом этой системы, вполне достаточно научиться говорить и избавиться от хвоста.

Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» отражает послереволюционную эпоху 20-х годов – время НЭПа. Реалистическое описание советской действительности этого времени сочетается в повести с повествованием о грандиозном фантастическом эксперименте профессора Ф.Ф. Преображенского.

В результате операции на собаке с пересадкой ей гипофиза человеческого мозга профессору удаётся получить новое существо. Произошло «очеловечивание» собаки – пёс превращается в человека. Об этом свидетельствуют записи, названные автором «Из дневника

Доктора Борменталя». Вначале это просто «история болезни», где описаны исходные данные «пациента» – пса Шарика, ход операции, медицинские назначения. Затем состояние больного меняется: у него выпадает шерсть, появляется голос, увеличивается рост…

Постепенно он превращается в человека, хотя и плохо развитого, но умеющего разговаривать, а затем и понимать окружающих. Как нового жильца, его берёт под свою опеку председатель домкома Швондер – он закладывает основы миропонимания Шарикова (по его совету новый человек выбирает и имя – Полиграф Полиграфович Шариков). Для Швондера очень важно оказывать

На Шарикова определённое влияние – ведь к профессору Преображенскому Швондер относится враждебно, считая его буржуем. Его вульгарно-социологические взгляды Шариков усваивает быстро: всё определяется классовым происхождением человека. Горничная Зинка – «обыкновенная прислуга, а форсу, как у комиссарши».

Филипп Филиппович, конечно же, «не товарищ» – «мы в университетах не обучались, в квартирах по 15 комнат с ванными не жили». Шариков быстро усвоил, что «в настоящее время каждый имеет своё право», но он не хочет понимать, что у него должны быть и обязанности. Поэтому он предъявляет профессору множество претензий, но не способен на элементарное чувство благодарности. Под влиянием Швондера он читает книги, содержания которых не понимает, а всё, чего он не понимает, будь то книги или театр, – это «контрреволюция». Читая переписку Энгельса с Каутским, он «не согласен» с обоими, его мнение простое: «Взять всё, да и поделить».

Швондер писал обличительные статьи против профессора – Шариков пошёл дальше: он научился писать доносы. Швондер с удивлением увидел, что Шариков выходит из-под его влияния, когда зашла речь о необходимости документов, прописки, взятия на воинский учёт – Шариков согласен «взяться на учёт», но воевать отказывается категорически. Когда же Шариков пропил деньги, взятые на покупку учебников, Швондер окончательно убедился в том, что Шариков – «прохвост». И всё же социально близкий Шариков Швондеру ближе и понятнее, чем классово чуждый профессор Преображенский. В отличие от Швондера, профессор понял, что Шариков в своей подлости и наглости пойдёт гораздо дальше своего «воспитателя», показав себя достойным «учеником».

В своей повести Булгаков знакомит читателя со многими героями полными разных людских пороков. Член жилтоварищества Швондер является одним из таких «образцов».

Вступив на должность управляющего жилтовариществом, Швондер сразу попытался установить свои законы в доме. Придя в квартиру, где проживал и работал , Швондер приказным тоном потребовал освободить несколько комнат. Однако, «светило» медицины, тут же пожаловался на действия пролетариата, которого впоследствии «приструнило» высшее руководство. С тех самых пор у Швондера и Преображенского началась «холодная» война.

Швондер молод, горяч, к тому же был фанатиком «нового режима». Хотя Булгаков в произведении лишь несколько раз упоминает этого персонажа, читателю становится понятным кто именно «руководил» Шариковым.

Пролетариат, готов был на все, только бы навредить профессору. Он не мог и даже не пытался понять Филипа Филиповича. Действуя «по инструкции» Швондер, зачастую не видел всего абсурда, от чего можно сделать вывод, что он был либо очень глуп, либо очень хитер. Здесь автор оставляет выбор за читателем.

К ипостаси руководителя жилтоварищества Швондер подходил со всей ответственностью. Именно поэтому «выходка» профессора и нежелание разделить жилплощадь с «нуждающимися», не давало мужчине покоя.

Когда в квартире Преображенского «появился» Шариков, пролетариат решил, во что бы то ни стало узаконить сие пребывание. Он внушил «подопытному», что тот может претендовать не только на получение документов, но и на часть от квартиры и прописку в ней.

Периодически Швондер «подсовывал» Полиграфу литературу, которая была очень сложна восприятию. Несмотря на это, Шариков следовал совету и читал предложенные книги. После этого, он делал неоднозначные выводы, чем приводил профессора в ярость. Вот так, по чуть-чуть пролетариат вел незримую борьбу с «интеллигенцией». Все его подстрекания и идеи, принимал, как «напутственную речь».

Швондер помог Шарикову и с получением руководящей должности. Автор тем самым показывает, какое отношения у пролетариата к «обделенным». Если же смотреть на это с другой точки зрения, то можно увидеть, что начальник жилтоварищества всеми силами пытается «завербовать» Полиграфа Полиграфовича.

В конце повести, Булгаков раскрывает всю тайны Швондера. Когда тот в сопровождении милиции приходит на квартиру к профессору, чтобы «призвать правосудие», наказать «убийцу» и его сообщников, пролетарий явно уверен, что Шарикова убили. Скорее всего, это входило в его план. Именно так, путем ареста, он собирался отнять «лишнюю», а возможно и всю жилплощадь у несговорчивого Преображенского.

Подведя итог, Швондера можно смело назвать фанатиком, подстрекателем и человеком, который готов совершить аморальный поступок, ради своих целей. Так же личностью, без собственного мнение, духовных и моральных ценностей. Он и многие другие его «товарищи» били идеальными «пешками» в руках правящей власти.

Евгений Иванов

По сути единственный положительный герой книги. Он единственный в книге кому было не наплевать на Шарикова и кто старался сделать мир лучше. Не эгоист. Не карьерист. Не вор. Эгалитарист. И просто человек который думает не только о брюхе. Да он не образован, зато искренен. Да он сер, зато не зол. Да он смешон с точки зрения циников, но зато искренен в своём бессеребреничестве. Да, он еврей, но мы уже знаем кто считает принадлежность к еврейской нации недостатком.

Ведь самое главное, почему нынешние существа, мнящие себя интеллигентами любят Преображенского - не за его квалификацию или работу. А за его гордую декларацию, что он не любит пролетариат. Ах, какой молодец! Он не любит! Ура, да здравствует Преображенский!

А сцена с телефонным звонком выглядит уже совсем грязно.

Приходят к нему представители местного Совета. Говорят о том, что надо немножечко и о простом народе думать. Профессор тут же звонит своей "крыше", и "крыша" его, разумеется, отмазывает в лучшем стиле жуликов и воров.

Самый же отрицательный персонаж книги безусловно профессор Преображенский. Все его мысли о "хрусте французкой булки". Если убрать его громкие звания в сухом остатке он довольно мерзок. Мелочен, златолюбив, эгоцентричен, тщеславен, злобен, высокомерен. Про таких говорят го**о человечек. В книге нет ни одного случая что бы профессор кому либо протянул руку помощи.

Но кто такой Швондер, каково его происхождение?


Отец Швондера да и он сам, скорее всего жили в черте оседлости, которая просуществовала фактически до 1915г., и на него, как на лицо еврейской национальности, распространялись Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам.

То есть, до революции Швондер не имел права жить не то что в Калабуховском доме, а вообще в городе, даже в подвале, под ногами Преображенского.

Скорее всего Швондер не участвовал в революционном движении, а свою большевистскую карьеру он начал после 1917 года. Возможно, что до революции он был ремесленником или приказчиком. Революция дала ему возможность покинуть своё местечко и приехать в Москву. Именно крушение старых порядков дало Швондеру возможности полноправного гражданина, и было бы странно, если бы он любил «старорежимных». В профессоре Преображенском он видел и чувствовал своего личного врага, и это вполне естественно: сын архиерея, т.е. одного из своих гонителей, без труда получивший медицинское образование, совершенно недоступное таким как Швондер, открыто заявляющий, что он “не любит пролетариат” - т.е. всех тех., у кого нет 7 комнат и прислуги. Конечно, для «кухонных интеллигентов» Профессор Преображенский, в отличие от Швондера, такой из себя белый-пушистый-позитивный)))) Ведь у него служанка, восемь комнат, ковры, книги, уважаемое имя и житейская философия. И большие связи - может одним телефонным звонком смахнуть Швондера, как надоедливую муху.

А что Швондер? Утрется трудяга Швондер и пойдет дальше своим кружком хорового пения руководить, после работы, естественно…. Ведь Швондер - простой работяга - служащий, вкалывающий в голодном городе за продпаек: журналы в помощь детям Германии распространи, культурный быт пропитым пролетариям обеспечь, жильцов уплотни, рассели тех баб с детишками, что по баракам ютятся, да еще и проследи, что бы они паркет не жгли… Не хочет богатый Преображенский журналы покупать? Уплотнятся не хочет, блат имеет, один в семи комнатах живет и восьмую требует? А хоть наизнанку вывернись, Швондер, это твои проблемы.

Можно сколь угодно называть Швондера бюрократом, чинушей, но некоторые его поступки говорят сами за себя:

ПЕРВОЕ Пытается «уплотнить» профессора. Плохо это или хорошо? У профессора 7 жилых комнат, не принадлежащих ему - в них он только живет (ведь он не говорит что хочет КУПИТЬ восьмую комнату, он хочет что бы ее ему ВЫДЕЛИЛИ). Думаю, если Вы председатель домкома, а у Вам надо подселить мать с двумя детьми (к примеру), которые живут в бараке зимой, то прислуга профессора могла бы и потеснится или профессор мог бы аборты делать да члены импотентам «поднимать» не на дому, а в больнице…

ВТОРОЕ В отличие от профессора обеспокоен судьбой Шарикова как ЧЕЛОВЕКА, а не как результат занятного эксперимента. Да он дает ему не ту литературу! - Но Преображенский не делал и этого;

ТРЕТЬЕ Еврей и большевик Швондер, а не русский аристократ от медицины Преображенский - потребовал оформить документы Шарикову как ЧЕЛОВЕКУ и устроил на работу. Т.е. сделал все,чтобы Шариков стал членом общества. Для Преображенского Шариков так и остался всего лишь результатом эксперимента. Он получил свои 15 минут славы, после чего забил на воспитание Шарикова, найдя оправдание, что дело в дурной наследственности.

В то время как Швондер... Пусть топорно, неумело, но осознано он пытался делать из Шарикова полезного члена общества.

И если смотреть в сухом остатке - даже преуспел.. Шариков начал РАБОТАТЬ, сделал какую ни какую, но карьеру, и даже попытался устроить личную жизнь.. Но Преображенский сначала расстроил намечающийся брак Щарикова, рассказал его невесте прошлом своего «пациента» , а потом вообще как личность- убил. Подозреваю, что из-за семи комнат…

P.S. ВДОГОНКУ…Преображенский стар, детей-жены нет и не упоминается даже - т.е. старый холостяк, но при нем, как преданная собачка, смотрит влюбленными глазами, молодой доктор Борменталь… Стремно как то)))

В повести М.Булгакова «Собачье сердце» все персонажи представлены в контексте тех исторических событий, которые происходили в 20-е годы века – в то время, когда создавалось произведение. Не является исключением и образ Швондера – председателя домового комитета.

Швондер не является представителем рабочего класса: он чиновник новой формации, бюрократ. Для него важны инструкции, указания свыше. Он функционер, который живет по правилам, придуманным другими. У него нет ничего своего: он говорит штампами, повторяет чужие слова. У него даже нет своего имени. С первого появления и до конца действия он проходит перед читателем только под фамилией – Швондер.

В Калабуховском доме для Швондера не существует людей – талантливых, знаменитых, прямо у него на глазах, совершающих великие открытия. Для него все только жильцы, у которых должны быть равные условия проживания и обязательно должны быть документы. Даже для бывшего пса, превращенного в человека профессором Преображенским, Швондер требует сделать паспорт и прописку.

В деле воспитания нового жильца в духе революционных идеалов Швондеру достается главная роль. Именно старается сделать из Шарикова пролетария, правда, не догадываясь о том, что результат его работы будет опасен для всех окружающих, даже для него самого. Продвигая Шарикова на должность, внушая ему мысль о необходимости отстаивать свои права, подсовывая для чтения недоступные его сознанию революционные книжки, Швондер способствует тому беспределу, который неудачный продукт гениального эксперимента Преображенского начинает чинить на вверенной ему территории. Именно за отсутствие понимание последствий своих действий Швондер будет назван в повести «самым главным дураком».

Швондер в повести представлен, прежде всего, как представитель новой власти. Именно в этом амплуа он и появляется впервые перед читателем, именно с позиций власти он обращается с профессором Преображенским, пытаясь его «уплотнить» и лишить двух комнат. Все три появления «на сцене» Швондера – это реализация его должностного функционала: он приходит только как лицо, наделенное определенными обязанностями. Действия его абсурдны, слова – не всегда понятны с первого раза. Но он на службе у советской власти и готов, если ему будет дан приказ, уничтожать ее врагов любыми способами. В Преображенском он видит врага: именно с этим связана та борьба, которую он будет с ним вести на протяжении всего действия повести.

Конфликт профессора Преображенского со Швондером, который составляет одну из сюжетных линий повести, не является личностным конфликтом. Можно сказать, что Булгаков показывает через конфликт Преображенского и Швондера конфликт личности и масс, индивидуальности в его творческом потенциале и ограниченности, серости и убогости «винтиков» новой системы. Не только потому, что Швондер второстепенный персонаж, представленный из индивидуальных характеристик только густой копной вьющихся волос и напыщенной речью, невозможно воспринимать его как конкретное лицо. Швондер – олицетворение негативных проявлений новой власти, которые чужды научной интеллигенции в лице профессора Преображенского.

Вариант 2

Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный. Их взаимное неприятие идёт по нарастающей. Описывая отношения Швондера и Преображенского, автор приходит к глубокому социальному обобщению о невозможности мирного сосуществования интеллигенции с победившим пролетариатом, ума и деликатности с невежеством и хамством.

Швондер является яркой иллюстрацией высказывания Томаса Карлейля о том, что «всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи». Швондер сочетает в себе черты как фанатика, так и негодяя. Время действия повести позволяет предположить, что он принимал активное участие в революционных событиях. Он вообще человек активный и деятельный. Начитавшись книжек, написанных классиками марксизма, Швондер уверовал в них, как в Святое писание и фанатично пропагандирует эти идеи всем, включая новоявленного жильца гражданина Шарикова.

Участие Швондера в революции принесло для него плоды, которыми он уже начал активно пользоваться. Став управляющим жилтоварищества, он сразу начал устанавливать свои порядки. Как известно, чем меньше начальник, тем больше в нём амбиций и самодурства. И пусть в подъезде исчезли вазоны с цветами и ковры, наплёвано, грязно и нет электричества. Зато по вечерам члены жилтоварищества распевают революционные песни.

У Швондера очень развито классовое чутьё. Он безошибочно определяет в профессоре Преображенском классового врага. Профессор не любит пролетариат, а Швондер в лице профессора ненавидит всю интеллигенцию. Он вынужден терпеть Преображенского на своей территории, потому что власти запретили ему трогать учёного с мировым именем. Но это не мешает Швондеру беспокоить профессора различными мелкими пакостями.

Больше всего Швондера возмущает, что учёный занимает целых семь (!) комнат. Попытка потеснить профессора потерпела неудачу, но Швондер от своих планов не отказался. Появление в квартире профессора Шарикова пришлось как нельзя более кстати. Настаивая на прописке Шарикова, Швондер пытается хотя бы таким способом потеснить профессора. Забивая голову бывшего пса пропагандистским идейками, путём словесной демагогии настраивая его против своего «создателя», Швондер получает в лице Шарикова надёжного союзника в борьбе с Преображенским. Тот факт, что Шариков решает донести на профессора, говорит о том, что «учитель» Швондер явно преуспел в деле воспитания «нового» человека.

В повести отчётливо заметно негативное отношение автора к этому персонажу, которое естественным образом передаётся и читателям.

Сочинение про Швондера

Михаил Афанасьевич Булгаков написал свою повесть «Собачье сердце» в январе-марте 1925 года. Но опубликовали ее лишь после его смерти – в 1980-х годах. Можно предположить, что это из-за того, что произведение пронизано иронией и презрением к пролетариату. Именно через образ Швондера автор показывает правящий класс безнравственным, малодушным и эгоистичным.

Впервые Швондер появляется в повести, когда вступает на должность председателем домкома, и отправляется в квартиру профессора Преображенского, чтобы «уплотнить» квартиры в доме, так как, по его мнению, Филипп Филиппович занимает слишком много комнат (семь!). Но профессор, не церемонясь, выгоняет Швондера, оставив его ни с чем, и в дальнейшем, пожаловавшись на него высшему руководству. С этого момента и начинается противостояние двух героев.

Управдом Швондер - это типичный представитель пролетариата, «фанатик» нового режима. Он молод, амбициозен, готов на всё, чтобы насолить профессору. А для борьбы с Филиппом Филипповичем, ненавистником пролетариата, он использует результат его же эксперимента – Шарикова, внушая Шарикову мысль, что тот может оформить часть жилплощади и прописку в квартире Преображенского, подсовывая специальную литературу. Также Швондер определяет Шарикова на руководящую должность в отдел по очистки Москвы от бродячих кошек, подает ему идею написать донос на профессора. Всеми этими действиями Швондер ведет «холодую войну» с Преображенским. Его не волнует, как ведет себя Шариков, что делает, главное для Швондера - вложить в голову Шарикова азы нужной идеологии и вывести из равновесия профессора.

Подводя итог, можно сказать, что образ Швондера – это образ невежественного, эгоистичного человека с низменными человеческими качествами, он является противоположностью профессора Преображенского, благодаря этому образу Булгаков высмеивает все пороки лидирующего класса. Подстрекатель, который ради своих целей, готов пойти на многие низкие поступки. Нерассудительный, агрессивный, преклоняющийся перед властью, законами и документами, он как идеальная пешка для вышестоящей власти. Под видом помощи и беспокойства о судьбе Шарикова проталкивает идеи нового класса.


Top