Сочинение на тему: Уездный город и его обитатели в комедии Гоголя «Ревизор. Уездный город N (Гоголь) Основные черты чиновничества уездного города

Комедия «Ревизор» относится к тем произведениям, которые застают читателя врасплох. Сам Н. В. Гоголь говорил о своем произведении, что хотел собрать в него все самое худшее, что только знал и за один раз посмеяться над этим. Сюжет комедии считается злободневным, так как остается актуальным и по сей день. Он развивается вокруг небольшого провинциального городка и проезжающего мимо рядового чиновника. В одном уездном городе автору удалось собрать все общественные пороки.

Во главе города стоял городничий, которого не заботила жизнь горожан, а только его собственные нужды. Для этого он жадно обирал купцов и тратил казенные деньги. Будучи сам мошенником, во всех остальных начальниках он также видил мошенников, ждущих взятку. По этой причине, приняв Хлестакова за важного чиновника, пытался всячески угодить ему. Он даже не заметил явных нестыковок в рассказе гостя. А когда Хлестаков пожаловался на отсутствие денег, он принял это за намек на взятку.

Такими же заядлыми мошенниками являются и другие чиновники в городе. Среди них судья Ляпкин-Тяпкин , попечитель богоугодных заведений Земляника , смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин , и другие. Известие о приезде ревизора сильно напугало этих чиновников, и они решили навести порядок в своих подчинениях. Ради «важного» гостя было решено выгнать лишних больных из больницы, прикрыть заборами недостроенные здания, уволить плохих работников, убрать мусор с дорог и т.д. По мере развития действий, выясняется, что у судьи работает вечно пьяный заседатель, в училище преподает неуравновешенный учитель, то есть раскрывается истинное лицо народа, населяющего город.

Пороки самих чиновников можно перечислять бесконечно. Земляника считал, что если простой народ вымирает в больнице, значит такова их судьба. При этом он не считал нужным закупать какие-либо лекарства или хотя бы сменять белье в палатах. Ляпкин-Тяпкин брал взятки борзыми щенками, все свое время проводил в охоте и не особо интересовался делами в суде. В итоге на работе у него царил полный хаос, да и он сам после пятнадцати лет работы судьей не умел отличить правого от неправого. Шпекин вскрывал все проходящие через его почту письма, как он сам говорил любопытства и удовольствия ради.

Не в лучшем виде предстает перед читателем и женская половина города, представленная в первую очередь женой и дочерью городничего. Единственное, что их интересует это наряды, из-за которых они часто ссорятся между собой. Помимо этого обе донельзя кокетливы. При виде «важного» гостя пытаются наперебой ему понравиться. Среди прочих женских персонажей в городе выделяются дочери Земляники, унтер-офицерша и слесарша Пошлепкина.

Таким образом, описывая жителей уездного города, автор пытался создать собирательный образ российского общества своего времени. Он четко показал, что деятельность чиновников была направлена не на народ, а против него. Более того «государственные» люди совершали множество преступлений, оставаясь безнаказанными, а население безропотно терпело и своим поведением только поддерживало такое положение вещей.

Комедия Гоголя - зеркало, в котором отразились все пороки и картины злоупотреблений, характерные для всей русской жизни времён автора. На самом деле эти пороки были, есть и будут всегда. Правитель государства не интересуется жизнью уездных, провинциальных городков. Там процветают взяточничество, грабёж населения в виде налогов, постепенно такой городок погрязнет в долгах, и расплачиваться опять же приходится обычному населению. Только вот не находится таких смельчаков, как Гоголь, чтобы высмеять эти пороки, заставить людей задуматься, как и чем они живут.

Мне нравятся произведения Гоголя, я с удовольствием их читаю, узнаю что-то новое.

Но произведение "Ревизор" не вызвало у меня удивления, как можно так жить! Современные люди настолько привыкли к этому, эти пороки для нас что-то обыденное, мы встречаемся с несправедливостью каждый день. Увы, нынешнее поколение настолько испорченное, что принимает подобные злодеяния, как должное! Фраза городничего:"Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов." актуальна и по сей день.

Итак, время написания и действия самой комедии "Ревизор" - первая половина XIX века. В то время на людей ещё можно было как-то повлиять, пристыдить их. Поэтому Гоголь написал сатирическую комедию без единого положительного героя, чтобы открыть людям глаза на их образ жизни.

Чиновники уездного городка собрали все, какие только можно, грехи: взяточничество, корысть, жадность, пошлость, пристрастие к азартным играм, прожигание денег, властолюбие, лесть, двуличие, и это далеко не полный список. Двуличие чиновников проявляется тогда, когда они ведут беседу с низшими или высшими по чину людьми. Над кем-то они насмехаются, не считают за людей, а кому-то в ножки кланяются. Но тем не менее многие из этих героев резонёры! Очень уж любят они вести рассуждения нравоучительного характера, хотя в первую очередь им стоит посмотреть на себя. Чиновники невероятно глупы, все их знания сводятся к тому, чтобы знать, сколько брать взяток. Поэтому они так всполошились, узнав об известии о ревизоре. Были бы они они хоть немного умней, то обязательно заметили бы черты Хлестакова, которые никак не могут быть у настоящего ревизора. Боязнь потерять своё место, чин доводит их до паранойи. В каждой фразе Хлестакова они ищут скрытый смысл, пытаются его задобрить, в результате этого попадают впросак. Во-первых, они лишились своих денег. Во-вторых, дурная слава о них разнесётся по всему государству и обязательно дойдёт до императора. А вот настоящий ревизор увидит все их грешки, возьмёт их с поличным, тогда чиновникам города N несдобровать.

Новая комедия Гоголя вызвала у современников шквал критики. Я думаю, из-за того, что большинство узнало в героях себя. Но по моему мнению, старания Николая Васильевича не пропали даром, ему удалось выполнить свою задумку комедии "со злостью и солью". Всё-таки "Ревизор" стал популярен, а значит люди присмотрелись, прислушались и изменились в лучшую сторону.

И всё же я не люблю осуждать людей, да, чиновники неправы. Но нам следует посмотреть на самих себя, ведь в нас тоже достаточно пороков. Это не обязательно взяточничество и скупость, ведь есть ещё много скверных грешков. К сожалению, нам сейчас не хватает "нового Гоголя", который бы через искусство высмеял пороки людей и показал бы, как обнищали русские души.

«Ревизор» - комедия, с которой знаком каждый школьник, а также взрослый человек. По словам Гоголя, он хотел собрать в этом произведении в кучу «всё дурное», которое происходило в России в то время. Автор хотел показать, какая несправедливость царит в тех местах, в которых справедливость требуется больше всего. Поможет полностью понять тему комедии характеристика героев. «Ревизор» - комедия, которая показала истинное лицо чиновничества в начале 19 века.

Главная мысль «Ревизора». Что хотел показать автор?

Главную мысль и идею произведения поможет понять именно характеристика героев. «Ревизор» отражает чиновничество того времени и каждый герой произведения помогает понять читателю, что хотел сказать автор этой комедией.

Нужно сказать, что каждое действие, происходящее в комедии, отражает всю административно-бюрократическую систему Образ чиновников в комедии «Ревизор» чётко показывает читателям 21 века истинное лицо чиновничества того времени. Гоголь хотел показать то, что всегда тщательно скрывали от общества.

История создания «Ревизора»

Известно, что над пьесой Гоголь начал работать в 1835 году. Существует несколько версий о том, что же послужило причиной для написания «Ревизора». Однако, стоит отметить, традиционной считается версия о том, что сюжет будущей комедии был подсказан автору Александром Сергеевичем Пушкиным. Этому есть подтверждение, которое нашлось в воспоминаниях Владимира Соллогуба. Он писал, что Пушкин познакомился с Гоголем, после чего рассказал ему о случае, который произошёл в городе Устюжна: какой-то проезжий, никому не известный господин обобрал всех жителей, выдав себя за чиновника министерства.

Участие Пушкина в создании комедии

Существует ещё одна версия, также основанная на словах Соллогуба, в которой предполагается, что самого Пушкина когда-то приняли за чиновника, когда он был в Нижнем Новгороде для того, чтобы собрать материалы о Пугачёвском бунте.

Во время написания пьесы Гоголь общался с Пушкиным и сообщал ему о том, как проходит работа над «Ревизором». Стоит отметить, автор несколько раз порывался бросить работу над комедией, и именно Александр Сергеевич настоял на том, чтобы Гоголь закончил произведение.

Образ чиновников в комедии «Ревизор» отражает чиновничество того времени. Стоит сказать, что история, положенная в основу произведения, раскрывает всю суть административно-бюрократической системы России начала 19 века.

Образ главных героев в комедии «Ревизор». Таблица чиновников

Для того чтобы понять главную мысль и тему произведения, необходимо разобраться с образами главных героев в комедии. Все они отображают чиновничество того времени и показывают читателю, какая несправедливость царила там, где справедливость должны была быть прежде всего.

Главные герои комедии «Ревизор». Таблица чиновников. Краткая характеристика.

Имя чиновника Краткая характеристика чиновника

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Начальник уездного города. Этот человек всегда берёт взятки и не считает, что это неправильно. Городничий уверен, что «взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка». Антон Антонович не боится ревизора, однако его настораживает, что он не знает, кто будет осуществлять проверку в его городе. Нужно отметить, городничий - уверенный в себе, наглый и нечестный человек. Для него нет таких понятий, как «справедливость» и «честность». Он уверен, взятки - это не преступление.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. Он считает себя довольно-таки умным человеком, потому как за свою жизнь прочитал около пяти или шести книг. Стоит отметить, все уголовные дела, которые он вёл, находятся не в самом лучшем состоянии: порой даже он сам не может разобраться и понять, где же правда, а где нет.

Артемий Филиппович Земляника

Артемий является попечителем богоугодных заведений. Нужно сказать, что в больницах царит только грязь, а также ужасный беспорядок. Больные ходят в грязной одежде, из-за чего кажется, что они только что были на работе в кузнице, а повара готовят в грязных колпаках. Плюс ко всем негативным сторонам необходимо добавить, что больные постоянно курят. Земляника уверен в том, что не стоит обременять себя выяснением диагноза заболевания своих пациентов, потому как «человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Из его слов можно сделать вывод, что Артемию Филипповичу совершенно наплевать на здоровье пациентов.

Иван Кузьмич Шпекин

Лука Лукич Хлопов

Лука Лукич является смотрителем училищ. Стоит отметить, что он очень трусливый человек.

Образ чиновников в комедии «Ревизор» показывает, какая несправедливость царила в то время. В судах, больницах и прочих учреждениях, казалось бы, должна быть справедливость и честность, но образы чиновников в произведении Гоголя чётко показывают, что в начале 19 века во всей России дела обстояли совершенно по-другому.

Главная мысль комедии «Ревизор». Тема произведения

Гоголь говорил, что в своём произведении он хотел собрать всю «дурость», которая наблюдалась в то время. Темой пьесы является высмеивание человеческих пороков: лицемерия, мошенничества, корысти и т. д. Образ чиновников в комедии «Ревизор» является отражением истинной сущности чиновников. Автор произведения хотел донести, что они были несправедливыми, нечестными и глупыми. Чиновничеству не было абсолютно никакого дела до обычных людей.

Комичность «Ревизора»

Комичность произведения состоит в том, что вместо ревизора, которого боялись все в городе, приехал обычный человек, обманувший всех чиновников.

«Ревизор» - это комедия, которая показывает истинное лицо чиновников России в начале 19 века. Автор хотел показать: они были настолько несправедливыми, жалкими и глупыми, что не смогли отличить обычного человека от настоящего ревизора.

Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор» обрисовал панораму быта и нравов провинциальной России 30-х гг. 19 века. Уездный город N представлен как царство лицемерия, обмана, мелочности интересов, самолюбия, униженного человеческого достоинства, предубеждений и сплетен. Ярче всего это просматривается в облике Бобчинского и Добчинского, семьи городничего, купечества и мещанства. Наиболее отчетливо законы жизни городка представлены в образах чиновников.

Во времена николаевского правления, чиновничество отличалось властолюбием, кражами государственного имущества, взятками, высокомерием по отношению к «маленьким людям». Именно такими мы видим чиновников и в комедии «Ревизор».

Городничий

Главным чиновником в комедии предстает городничий – самый умный и рассудительный из всех. Он логично размышляет о причинах приезда ревизора. Мы видим, что с его жизненным опытом он способен поставить на место любого мошенника. Он не гнушается взяток и часто одалживает деньги из государственной казны. Со своими подчиненными он груб и высокомерен, тогда как с вышестоящими должностями почтителен и льстив. Главной целью его жизни становится генеральский чин.

Ляпкин-тяпкин

Говорящая фамилия Ляпкина-Тяпкина сразу же заявляет о его стараниях на службе и достижениях в жизни. Это судья, чувствующий в себе право спорить с решениями городничего. Окружающие мнят его человеком высокообразованным только потому, что в своей жизни он осилил 5 книг. Такие замечания подчеркивают невежество служащих, ничтожный уровень их образования. Своими служебными обязанностями он пренебрегает, поэтому в суде никогда нет порядка.

Земляника

Заведующий больницей Земляника абсолютно равнодушен к своим государственным делам. Больные умирают один за другим, потому что врач, нанятый Земляникой, не понимает ни слова по-русски. Устрашают его размышления о значении больницы для простого люда: если человеку предназначено умереть, он умрет и с лекарствами, а если судьба уготовила ему жизнь, то и без таблеток он будет жить. Рассуждая так, он совсем не закупает лекарств. Пожаловаться на кого-то из своих сотоварищей ему не доставляет никакого труда. И это первое, что он делает, когда считает Хлестакова ревизором.

Хлопов

За образование отвечает Лука Лукич Хлопов, чиновник, опасающийся всего на свете, даже громче обычного звучащего голоса. Ответственный за почтовую доставку Шпекин приноровился вскрывать письма горожан и так отслеживать все тайные движения города.

Хлестаков, который не принадлежит на самом деле к кругу чиновников, оказывается вовлеченным в жизнь провинциального чиновничества случайно. Он, столичный служащий, настолько пуст, легкомыслен, поверхностен, что за счет этого очень легко вливается в их общество. Гоголь показывает этим, что чиновники одинаковы по всей России.

Становится страшно, что именно такие люди управляют Россией и устанавливают законы. По мнению В.Г. Белинского, чиновники – это «корпорация служебных воров и грабителей».

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока:

«Чиновники города N » (По комедии Н.В, Гоголя «Ревизор»)

8 класс. Программа

Учебник «Литература 8 класс» (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Москва, «Просвещение», 2009 год)

Методическое пособие: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», Издательство «Просвещение» 2009 год; « Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей/ Редакторы-составители: И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. Москва: Московский лицей, 2001 год;

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательная: продолжить знакомство с комедией, раскрыть идейный смысл произведения, побуждая учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения; формирование умения «сквозь смех услышать грусть» и желания бороться со всем «дурным в России»;

Развивающая: развитие навыков творческого чтения, устной связной речи, мышления;

Воспитательная: прививать любовь к слову, любовь к русской литературе, воспитывать патриотизм, самостоятельность.

Задача : формирование творческих, моральных качеств.

Наглядность и оборудование:

тексты комедии, интерактивная доска «SMART B oard», слайды с фамилиями чиновников, «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики чиновников, толковый словарь С. И. Ожегова, иллюстрации к комедии «Ревизор».

Метод изучения нового материала : частично-поисковый.

Ход урока

«В «Ревизоре» я решился собрать

в одну кучу все дурное в России,

какое я тогда знал... и за одним

разом посмеяться над всем…

Сквозь смех… читатель услышал

грусть…»

Н.В. Гоголь

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей урока.

3. Работа с текстом комедии.

ГОРОД. Собирание всех известных сведений о городе путем фронтальной работы:

-Где происходит действие комедии?

-Почему у этого города нет названия?

-Что нам известно об этом городке?

-Какую характеристику ему дает городничий и Хлестаков?

(Предполагаемые ответы. Действие происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не дает. Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему условность, позволяет отразить в нем все социальные пороки России, достичь большой степени обобщения всех пороков. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городке: «Какой скверный городишка!»

Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях.

Скажите, о жизни каких заведений города N мы узнаем из комедии?)

4. ЧИНОВНИКИ.

а) Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе?

По словарю С. И. Ожегова: «Чиновник - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».

Действительно, чиновники – это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении практически всего развития действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

(Ответ: ОБЩИЕ ГРЕШКИ И СТРАХ ПЕРЕД РЕВИЗОРОМ).

Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Мы же сегодня разъединим их во второй раз.

б) На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии (АММОС ФЕДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН, АНТОН АНТОНОВИЧ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ, АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ ЗЕМЛЯНИКА, ЛУКА ЛУКИЧ ХЛОПОВ, ИВАН КУЗЬМИЧ ШПЕКИН).

Ребята выбирают из цилиндра свернутые «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого читателя : найти «хозяина» художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает. Затем к доске выходят 5 человек, которые проверяют правильность выполнения задания, и каждый из них, соединяя детали, выстраивает свой ответ-характеристику чиновника. Все участники урока пересаживаются по группам в соответствии с табличкой-заголовком (фамилией чиновника), характеристики которых были составлены с помощью их «записочек».

Вот какие черты составили характеристики героев:

АНТОН АНТОНОВИЧ СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ:

-Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

-«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;

-купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;

-женат, имеет взрослую дочь;

-в немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головой;

-ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..».

АММОС ФЕДОРОВИЧ ЛЯПКИН-ТЯПКИН:

-«Человек, прочитавший пять или шесть книг»;

-берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;

-«говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;

-судья, коллежский асессор;

-с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;

-предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ ЗЕМЛЯНИКА:

-«очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»;

-попечитель богоугодных заведений;

-«Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»;

-«совершенная свинья в ермолке».

ЛУКА ЛУКИЧ ХЛОПОВ:

Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

-смотритель училищ;

-имеет чин титулярного советника;

-«протухнул насквозь луком»;

-один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

ИВАН КУЗЬМИЧ ШПЕКИН:

-«Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;

-«простодушный до наивности человек»;

-«совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает»;

-в разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с»;

-почтмейстер, надворный советник.

в) Работа по группам. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного чиновника.

ЗЕМЛЯНИКА: Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе? Почему Земляника не доносит на городничего? Почему он представился ревизору последним?

ШПЕКИН: Как обстоят дела на почте? Почему он распечатывает письма? Почему Гоголь в «Замечаниях для господ актеров» дает ему такую характеристику: «Простодушный до наивности человек»? Докажите это.

ЛЯПКИН-ТЯПКИН: Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую? Как обстоят дела в присутственных местах? Что мы знаем о его карьере?

ХЛОПОВ: Почему Хлопову не дается характеристика в «Замечаниях для господ актеров»? Составьте «Замечания» к его образу.

СКВОЗНИК-ДМУХАНОВСКИЙ: Он говорит: «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим? Почему городничий поверил, что Хлестаков – ревизор?

5. После группового обсуждения и подготовки ответа на предложенные вопросы каждой группе предоставляется слово.

Остальные группы могут вносить дополнения, исправления, задавать вопросы отвечающим.

Итогом этой работы становится вывод о том, что ГОГОЛЬ ОБЛАДАЛ ДАРОМ ПРИ ПОМОЩИ ОДНОЙ ДЕТАЛИ ДАТЬ ПОЛНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЮ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

6. Возвращаемся к эпиграфу урока.

Читаем эпиграф, письменно каждый на небольшом листке бумаги дает ответ на вопрос: «О чем грустит Гоголь?»

После этого работы афишируются на доске, и каждый может познакомиться с точкой зрения своих одноклассников, провести самооценку путем сравнения своего ответа с ответами других.

«Гоголь грустит о России, её нравах, порядках. Ему горько, оттого что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве» (Савченко А.)

«Писатель грустит о том, что его родная страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы – все это стало обычным делом, никого не приводящим в ужас» (Веселова М.)

«Мне кажется, Гоголь грустит о том, что в нашей стране взяточники занимают высокое положение в обществе, и заботятся они не о государстве, не о городе и его жителях, а лишь о собственном благосостоянии» (Артемьева О.)

«Гоголь грустит о России. Ему становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющих ею» (Макаров М.)

7. Подведение итогов урока:

выполнили ли задачи, поставленные в начале урока, что нового узнали, чего достигли.

(Рефлексия:

-что я изучал;

-как я работал;

-чего достиг.)

8. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру: «Каким я хочу видеть свой город».


Top