В чем некрасов видел подлинное счастье человека. Кому на руси жить хорошо


Счастье. Что это? Каждый человек хоть раз спрашивал себя: «В чем заключается счастье?». Поздравляя близких и друзей, мы часто желаем им счастья, считая, что быть счастливым – это самое главное в жизни. Однако в понятии «счастье» каждый из нас видит что-то свое: для одних – это здоровье, для вторых – любовь, третьи вторят, что счастье заключается богатстве, а другие вообще ставят власть и славу на первое место.

По моему мнению, в определенные минуты нашей жизни в слове «счастье» мы видим разное содержание, ведь бывает и такое, что сегодня мы нуждаемся в любви и понимании, завтра – в деньгах, а еще через какое-то время нам нужна карьера и успех. Знаменитые поэты и писатели тоже задумывались над тем, что такое счастье. И Н.А. Некрасов не является исключением. В своем произведении «Кому на Руси жить хорошо» автор рассказывает о похождениях семи мужиков, которые ищут того, кому «живется весело, вольготно на Руси». В своей поэме Н.А.Некрасов затрагивает тему счастья народа и пытается описать последствия реформы для жизни народа. Писатель стремится показать современную: как живет, к чему стремится, с чем связывает надежда. Так как же понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?

Итак, как уже было сказано ранее, сюжет произведения основан вокруг странствования семи крестьян, которые решили найти подлинного счастливца. Они зарекаются не оставлять поиски, пока не узнают ответ на интересующий вопрос. Крестьяне выдвигают свои догадки по поводу того, кто может оказаться настоящим обладателем счастья: поп, боярин, помещик, чиновник, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или сам царь. Первый, кого встречают на своем пути мужики, - это поп. Поп считает, счастье состоит в покое, богатстве и почете. Но ни первого, ни второго, ни третьего у священника нет. Его работа забирает у него душевные силы, оплачивается весьма скудно, а про почет и говорить нечего. Жизнь помещика тоже представлялась для большинства крестьян волшебной, однако и его счастье оказалось очень условно. По Оболту-Оболдуеву, счастье – это богатство, власть и покорность крестьян. Но после отмены крепостного права у него отобрали все имущество: и крестьян, и земли. Прежняя Русь навеки ушла, забрав с собой счастье помещика. Еще на дороге у крестьян встречается дьячок, счастье которого заключается «в благодушестве», он рад тому, что ему не нужно ничего. Но это утверждение является лживым, ведь дьячок озабочен тем, чтобы получить «косушечку». Прочие рассказы простого народа о счастье только и делают, что вызывают горький смех или слезы. В конце концов странники делают вывод:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатами,

Горбатое, с мозолями

В финале поэмы перед читателем предстает образ Гриши Добросклонова, который, по мнению Н.А.Некрасова, сможет построить счастье народа. Этот герой интересуется жизнью и бытом простого народа и мечтает о том моменте, когда вся Русь заживет счастливо. Он является первым героем произведения, который не гонится за личным счастьем. Счастье Гриши едино с счастьем всего народа.

Более того, тот факт, что именно Гришу Добросклонова Н.А.Некрасов считает действительно счастливым человеком, многое говорит о понимании счастья самого автора. Н.А. Некрасова всегда беспокоила судьба простого народа. И именно простому народу посвящено творчество поэта. Н.А.Некрасов был убежден, что его призвание – явить миру страдания народа, обличить пороки общества, он старался не дать людям забыть о язвах общества и вдохновить их на борьбу с несправедливостью.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что для каждого счастье свое, однако все заслуживают того, чтобы быть счастливыми. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» сделало социальный срез по реформе на Руси, показало прошлое, настоящее русского народа и намекнуло на пути переустройства. Н.А.Некрасов выставил напоказ результаты отмены крепостного права: массовое разорение, нищету, унижение, надругательство над крестьянами.

Обновлено: 2018-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Счастье простого народа

Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.

Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…

Женское счастье

В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Тест по произведению

Разделы: История и обществознание , Литература

Тип занятия : Повторение, обобщение и систематизация изученного материала.

Методы обучения: Проблемный метод, дискуссия, синквейн.

Время: 90 мин.

Средства : мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.

Цели урока:

1. Цель обучения:

  • показать, как писатель изображает осознание понятия “счастья” человеком;
  • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать свое мнение о счастье, его значении для героев поэмы;
  • через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме.

2. Цель развития

  • способствовать формированию компетенций устойчивого стремления к самосовершенствованию;
  • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;
  • развитие умения вести дискуссию;
  • развитие готовности к оценочной деятельности, умения давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
  • продолжить формирование навыков работы в группе;
  • способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения;
  • систематизировать и обобщать знания обучающихся в разных учебных дисциплинах;
  • вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем.

3. Цель воспитания:

Студент должен

  • содержание поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;
  • характеристику основных образов-персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо”;
  • основные понятия, относящиеся к разделу “Духовная сфера”.
  • составлять “синквейн”;
  • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;
  • получать и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные;
  • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;
  • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.

Междисциплинарные связи: “История”, “Искусство”.

Ход занятия

Элементы занятия Содержание занятия, методы проведения Время Средства обучения
1. Организационный момент 1. Приветствие.

2. Проверка готовности студентов к началу занятий, проверка отсутствующих.

3 мин.
2. Актуализация Фронтальная беседа. 5 мин.
3. Мотивация учебной деятельности 1. Формулирование темы занятия.

2. Составление синквейна.

3. Формирование целевого пространства.

4. Знакомство с планом урока.

12 мин.
4. Основная часть 1. Обсуждение опережающего задания.

2. Дискуссия по предложенным вопросам (работа в группах, индивидуальная работа).

3. Составление синквейна.

50 мин. Мультимедийный проектор, презентация
5. Рефлексия 1. Проверка достижения целей.

2. Самооценка работы студентов на занятии по предложенной таблице.

10 мин. Оценочная таблица.
6. Подведение итогов занятия Экспертная оценка работы студентов. 7 мин. Карта оценивания.
7. Домашнее задание Написать эссе на тему “Почему человек бывает счастлив?” 3 мин. Мультимедийный проектор, презентация

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих (проговорить, что занятие интегрированное, проводится преподавателями литературы и обществознания).

2. Актуализация (СЛАЙД №1).

Преподаватель литературы: Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать короткую притчу:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Счастье, как кусочек глины в руках человека - понятие многостороннее, у каждого оно индивидуальное и каждый воспринимает его по-своему. Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение “счастья”. Мы сегодня тоже попробуем его найти вместе с героями поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, понять и осмыслить данную категорию нам сегодня предстоит на примере этой поэмы.

Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех студентов на занятии.

3. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель литературы: Итак, основная тема поэмы – поиски счастья, счастливого человека. Почему люди хотят быть счастливыми? (Предполагаемый ответ). Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Проблема счастья (на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)”. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте дату и запишите тему (СЛАЙД №2) .

Преподаватель обществознания: Исходя из темы занятия, скажите, какие знания из раздела “Духовные сферы” по дисциплине “Обществознание” нам могут помочь в решении этой проблемы?

После обсуждения (СЛАЙД №3) с ответами (термины – СВОБОДА, КУЛЬТУРА, УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ).

Преподаватель обществознания: У всех у вас уже достаточно жизненного опыта для того, чтобы иметь собственное представление о СЧАСТЬЕ. Давайте попробуем “уложить” его в простую формулу. Для этого составьте синквейн к этому слову (СЧАСТЬЕ) (СЛАЙД №4) .

Правила синквейна (3 минуты) :

  • первая строка – основное слово (СЧАСТЬЕ);
  • вторая строка – 2 определения к нему;
  • третья строка – 3 глагола к нему;
  • четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову;
  • пятая строка – метафора к основному слову (вывод-ассоциация), выражающая его суть, обычно – одно слово).

Проверка задания (3 минуты, затем общее обсуждение, карточки на доску).

Преподаватель литературы: Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: “Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни”. Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Каково же мнение автора поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, написанной в во второй половине 19 века и отличается ли оно то современного и предстоит выяснить сегодня на занятии.

4. Основная часть.

Преподаватель литературы: Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека. Герои Н.А.Некрасова тоже отправились искать счастья, счастливого человека.

Итак, поистине ответ на вопрос - кто счастлив?- ставит странников перед решением других вопросов: что такое счастье? Как счастья добиться?

Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье “дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”. А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, дворян - людей высшего света - счастье состоит из почета, богатства, покоя .

Преподаватель обществознания: Какой обществоведческий термин раскрывается в данном отрывке?

После обсуждения (СЛАЙД №5) с ответами (термин – СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС).

Преподаватель литературы:

Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов? Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех “обиженных” и “униженных”. Он хочет быть первым там, “где трудно дышится, где горе слышится”. Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, “чтоб... каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!”

Вывод: Он - герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям - главная идейная позиция героя (записать в тетради). Поэтому автор считает его тем "счастливым", "кому на Руси жить хорошо". (СЛАЙД №6).

Преподаватель обществознания: К какому виду и стилю относится данное произведение? Перечислите изученные направления.

После обсуждения (СЛАЙД №7) с ответами (вид – литература , стиль – реализм ).

Преподаватель литературы: Менялось ли понимание счастья у 7 странников на протяжении поэмы? Если “да”, то каким образом это происходило? К чему пришли в финале? (СЛАЙД №8)

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села!..

Как вы думаете, почему именно 7 мужиков отправились счастье искать? (Символичность – число 7 считается счастливым).

Итак, для того, чтобы повести наш разговор дальше предлагаем обсудить основные проблемы поэмы в форме дискуссии. Для этого мы предварительно разделились на две группы, по принципу выполнения домашнего задания: подбиравшие цитаты, свидетельствующие о том, что “счастье” - это личное, индивидуальное, – это “адвокаты”, а выписывавшие высказывания о том, что “счастье” в общественной жизни человека, в умении жить для других – “прокуроры”.

Напоминаю правила для участников (СЛАЙД №9):

1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

2. Неуместные шутки запрещаются!

3. Острое, меткое слово приветствуется!

4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.

6. Поднятая рука – прошу слова.

Итак, раз уж у нас сегодня присутствуют “адвокаты” и “прокуроры”, то сначала определимся с обстоятельствами нашего “дела”.

4.1 Дискуссия

4.1.1 Анализ начала поэмы.

Преподаватель литературы:

А кто в поэме сам объявляет себя счастливым?

(После того, как будут перечислены претенденты, таблицы раздать в группы).

Вот эти претенденты на звание “счастливого”.

Герой В чем смысл счастья?
Крестьяне-правдоискатели. “Непотрошеной волости,
Непоротой губернии,
Избыткова села”.

(мир, достаток, спокойствие.)

Поп. “Покой, богатство, честь”.
“Дьячок уволенный, тощой, как спичка серная...” “Коль обогреет солнышко,
Да пропущу косушечку,
Так вот и счастлив я!”
“Старуха старая, рябая, одноглазая...” “счастлива она...
Родилось реп до тысячи, на небольшой гряде...”
“Солдат с медалями, чуть жив...” “В двадцати сражениях, я был, а не убит.
В мирное время, ходил ни сыт, ни голоден.
А смерти не дался. Нещадно бит я палками,
А хоть пощупай – жив”.
Каменотес. “Плечистый, молодой”. “Коли проснусь до солнышка,
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу!”
Лакей князя Переметьева. “За стулом у светлейшего
У князя Переметьева я сорок лет стоял,
С французским лучшим трюфелем
Тарелки я лизал.
Напитки иностранные
Из рюмок допивал”.
Ермил Гирин. “Имел он все для счастья: и деньги, и почет...
Почет завидный, истинный, не купленный.
Ни деньгами, ни страхами: строгой правдою, умом и добротой”
Матрёна Тимофеевна Корчагина. “Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!”
Григорий Добросклонов. “И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась – и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка”.

Преподаватель литературы:

Сами себя объявляют счастливыми как раз те, кого странники и не вспомнили, когда спорили, кому лучше всех живётся на Руси: рябая, одноглазая старуха - крестьянка, солдат с медалями, каменотёс и другие люди из народа. У этих и в помине нет покоя, богатства и чести.

Из-за чего радуется старуха?

Старуха не нарадуется на уродившуюся репу.

Солдат счастлив, что не убит в двадцати сражениях, не умер под палками.

Каменотёс доволен тем, что справляется с тяжёлой работой.

Каждый из них по-своему прав, потому что в данный момент им действительно хорошо. Но такое счастье недолговечно. Урожай репы будет съеден, солдат в любую минуту может погибнуть или стать инвалидом. Понимая это, странники прогоняют тех, кто рассказал им о своём убогом счастье.

Преподаватель литературы (СЛАЙД №10):

1. В поэме указаны 2 возможные дороги к счастью:

  • дорога, по которой “громадная, к соблазну жадная идёт толпа”;
  • другая - тесная, дорога “честная” - это путь славного заступника, борца за народное счастье.

2. В чем смысл и особенность каждой дороги?

Преподаватель обществознания: Назовите два вида, составляющих культуру.

После обсуждения (СЛАЙД №11) с ответами (1 – ДУХОВНАЯ, 2 - МАТЕРИАЛЬНАЯ).

Вопросы для дискуссии:

  1. Преподаватель литературы: Как в поэме раскрывается мысль о том, счастье заключается в личном, индивидуальном?
  2. В чем проявляется мораль?
  3. Преподаватель литературы: Как в поэме раскрывается мысль о том, счастье заключается в социальном, общественном?
  4. Преподаватель обществознания: В чем проявляется мораль?

Вопросы для фронтальной беседы:

Преподаватель литературы:

  1. Кого же на самом деле Некрасов считает счастливым на Руси?
  2. Почему песенками Гриши Добросклонова заканчивается поэма?
  3. А что такое счастье для современного человека?

Преподаватель литературы: Итак, на Руси жить хорошо не тому, кто счастье понимает как “покой, богатство, честь”.

Не может быть счастлив человек среди всеобщего горя. И я хочу еще раз обратить ваше внимание на последнюю главу “Пир на весь мир”. Сколько там замечательных строк, о жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека.

Семь странников отправились в путь за счастьем. Хотя за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье- это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались.

Преподаватель обществознания: Какие культурные ценности в современном обществе вы бы выделили и почему? Назовите 5, на ваш взгляд, основных. (Задание для выполнения в группах, 2-3 минуты на выполнение).

4.2.1 Синквейн (СЛАЙД №12)

Преподаватель обществознания: Поменялось ли ваше понятие о том, что такое “счастье”, по прочтении поэмы Н.А.Некрасова?

Вернемся к началу нашего занятия. Как бы вы теперь составили синквейн к слову “счастье”? (3 минуты, обсуждение результатов, сопоставление с синквейнами, составленными в начале занятия).

Работа “экспертов”.

Преподаватель обществознания: А теперь “эксперты” подведут итоги нашего сегодняшнего занятия, а мы подведем итоги нашей беседы.

Рефлексия.

Преподаватель литературы:

1. Каким представляется счастье героям – путешественникам? (Разным).

Преподаватель обществознания: С каким обществоведческим понятием просматривается связь главного рассматриваемого вопроса “счастье” и почему?

Вывод: Сегодня мы рассмотрели понятие “счастье” и то, как его понимают герои Некрасова и сам автор.

(СЛАЙД №13)

Преподаватель обществознания: А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии.

Обсуждение результатов самооценки студентов.

5. Подведение итогов.

Преподаватель обществознания: Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

6. Задание на дом (СЛАЙД №14):

  • Написать эссе “Почему человек бывает счастлив?”

Преподаватель литературы: (СЛАЙД №15) Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить необычно: счастье – как подарок жизни, желанный и долгожданный, но скрывающий содержимое от посторонних глаз под оберткой. Сейчас каждый из вас получит такой “подарок”. Напишите на нем или нарисуйте то, чем, по вашему мнению, является счастье. Начните так “Счастье – это...”

Учащиеся получают фигурки бумажных подарков и записывают на них или зарисовывают то, что, по их мнению, олицетворяет счастье: “Счастье – это когда тебя понимают”, “Счастье – это чувствовать поддержку друзей” и т.д.

Затем учащиеся прикрепляют все подарки на доску вокруг слова “СЧАСТЬЕ”, преподаватель еще раз подводит итог занятия: подарки как символы и олицетворение разного понимания счастья.

Критерии оценки работы студентов на занятии

Ф.И. студента Духовные сферы Состав-
ление синквейна
Термин “Социальный статус” Образ Гриши Добро-
склонова
Понятия “направ-
ление” и “стиль”
Подго-
товка дом. задания

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» русский народ обрисован яркими красками, подробно рассмотрен и описан до мельчайших подробностей.

Данное произведение - откровение, пытающиеся донести все чаяния и горести русского крестьянства, надежды и страхи, ужасы и печали, в которых не смотря на всю безвыходность, люди пытаются найти лучик счастья в несправедливом, заправлямым жадными купцами и боярами мире…

В главе «Счастливые» поиски странников увенчиваются неким неоднозначным успехом. К путешественникам подходят люди их самых

Низов, считающие себя счастливыми.

Каждый из них не прочь пригубить винца и исповедаться перед мужичками.

Со всех сторон только и слышатся споры и препирания на тему счастья. У каждого оно своё, однако не лишено горькой иронии:

«Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями…»

Их счастье и счастьем то и не назовешь!

Но в конце главы, однако, звучит рассказ о человеке счастливом, его счастье на ступень выше, благороднее, он знаменует более развитую идею представлений о настоящем счастье, которое только может быть у простого крестьянина.

Представитель счастливого крестьянского народа - простой деревенский мужик по имени Ермил Гирин. Он авторитет крестьянского мира, оказывает на него влияние, вызывает уважение многих. Его сила заключена в доверительном и дружественном отношении поддержке всем народом.

Когда дело с мельницей принимает серьёзные обороты, и вот-вот кончится для героя плохо, Ермил призывает народ помочь ему.

И вдруг, сам того не ожидая, народ оказывает поддержку, кидается на помочь обыкновенному бедному мужику, и дружно справляются с боярской несправедливостью.

Несмотря на прошлый свой нехороший поступок (выгородил от солдатской службы рекрутом своего младшего брата), Ермил пример для подражания. Он совестлив и честен до самого конца, и когда с собранных на выкуп мельницы денег остается рубль, мужик ходит и ищет бывшего обладателя денег, пытаясь вернуть ему.

И казалось бы, у Ермила есть всё что нужно простому человеку-любимое дело, уважение и почёт, разве не счастье?

Однако, за своё счастье и народную любовь мужику приходится выстрадать - он отправляется в острог, жертвуя всем былым.

Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт XIX века. Огромную славу ему принесла поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. Это произведение писалось в течение 20 лет. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта. Крестьянская тема занимает главное место в поэме. В ней Некрасов показывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя.
Главная проблема, главный вопрос поэмы уже ясно виден в ее заглавии: “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасова тревожит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о голодном существовании. Поэт показывает нищету, грубость и пьянство крестьян. Начало поэмы - с названиями губернии, уезда, волости, деревень - показывает читателю бедственное положение народа. Горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков является причиной спора о счастье. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу в поисках счастья. Но с кем бы они ни встречались, всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные страдания.
Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, семь правдоискателей - все они не мирятся со своим голодным существованием, С нескрываемым сочувствием относится к ним автор. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина “искать правду”. Но все они вместе говорят о том, что Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискатели видят для русского народа такое счастье:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай, Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
Истинно счастливыми людьми Некрасов называет тех, кто может постоять за себя и за честь других. Гриша Добросклонов является борцом за свободу, которому “судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь:
..лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убого и темного
Родного уголка.
Гриша боролся за крестьянские интересы, за всех “обиженных” и “униженных”. Ему не нужно богатство. Гриша отдает всю свою жизнь на служение народу и его счастью, его будущему. Григорий Добросклонов идет по трудному и тернистому пути. На нем человека ждет настоящее счастье.
Я считаю, что на основной вопрос поэмы: “Кому на Руси жить хорошо?” - можно ответить: борцам за счастье народа.

Все люди живут по-разному. Кто-то богат, кто-то беден; кто-то силен, кто-то слаб. Кому-то судьба преподносит приятные сюрпризы, от кого-то отворачивается. На свете не может быть так, чтобы все жили хорошо. Кто-то обязательно должен страдать. И этот жестокий закон нашей сложной жизни всегда волновал людей. Среди них- великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов. “Кому живется весело, вольготно на Руси?” - этот вопрос задают герои его знаменитой поэмы-эпопеи всем, кто встречается им на пути.
Герои поэмы “Кому на Руси жить хорошо” - не чиновники, не богачи, не купцы, а простые крестьяне. Некрасов выбрал их для выяснения этого вопроса потому, что именно им живется не весело и не вольготно. Они не видят ничего, кроме работы с утра до ночи, нищеты, голода и холода. С самого начала поэмы Некрасов утверждает, что крестьяне - это не те, кто купается в счастье. И это действительно так.
А кто же, по мнению крестьян, живет, не зная горя? Это - помещик, чиновник, поп, “купчина толстопузый”, боярин, министр государев, царь. Но правы ли наши герои? Такая ли безоблачная жизнь у этих людей? И поп, и помещик утверждают обратное. По их мнению, они еле сводят концы с концами. Может, и правду они говорят, да не всю. Разве можно сравнить жизнь крестьянина с жизнью помещика, даже самого “небогатого”? Конечно, нет. Чем больше человек имеет, тем больше ему становится надо. Вот помещику, например, мало большого дома, изобилия пищи, тройки лошадей, слуг. Ему надо больше: чтобы “травка каждая шептала: "Я твоя!"”. Да разве у крестьян такие желания?! Для них кусок хлеба - радость.
Все понимают счастье по-разному. Большинство - в богатстве, а некоторые в том, чтобы приносить счастье другим. И такие люди, по-моему, действительно счастливы. Чтобы жить хорошо, надо помогать другим людям. Надо быть честным, добрым, бескорыстным. Но таких людей очень мало, но все же они есть. Таким, например, является Гриша Добросклонов, герой поэмы:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника...
Некрасов утверждает, что Гриша будет счастлив, потому что многое делает во благо народа, поддерживает его, вселяет веру. И его доброта не может остаться незамеченной. Может, потому наши странники так долго не могли найти счастливого человека, что на их пути встречались корыстные люди? Но так можно сказать не обо всех. Например, Матрена Тимофеевна Корчагина - добрая, трудолюбивая женщина. Да и самих мужиков нельзя назвать плохими. Но все-таки что такое счастье? Как стать счастливым? Как говорится, человек сам кузнец своего счастья. Надо добиваться его. А если не получается, то, значит, такова судьба. И с этим уже ничего не поделаешь.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его.
Поэму эту называют энциклопедией народной жизни, так как в ней поэт широко представил картины жизни России XIX века, показал те перемены, которые произошли в стране после отмены крепостного права. Главная проблема этого произведения сформулирована уже в его заглавии - это проблема счастья. В поисках ответа на вопрос, “кому живется счастливо, вольготно на Руси”, отправляются в путь-дорогу семь крестьян...
Каждому, кто встречается на пути, они задают вопрос о счастье. Постепенно из отдельных рассказов “счастливцев” складывается ответ на главный вопрос, с каждой новой встречей уточняется, наполняется новым смыслом понимание счастья. Уже в начале поэмы намечается, что счастье имеет не только материальную сторону. Крестьяне искали счастливых не только среди богатых и знатных, но и в народной среде.
В главе “Счастливые” уже не только странники, но и весь народ ищет “счастливого”. Один за другим на зов являются крестьяне, их слушает вся “площадь людная”. Однако никого из рассказчиков мужики счастливым не признали:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями...
Народная молва привела странников к Матрене Тимофеевне. Поведав им о своей жизни, Матрена сказала, что она не считает себя счастливой. Неслучайно свой рассказ она заканчивает так:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Мне кажется, что по мере развития сюжета в поэме дается развернутый ответ на вопрос о счастье. Счастье - понятие многоликое: это и покой, и честь, и достаток, и свобода, и чувство собственного достоинства. Каждым человеком счастье ощущается по-своему. В конце поэмы странники убеждаются в том, что нет счастливых среди господ. А ведь они имеют тот достаток, которого нет у крестьян! Мужики продолжают искать “счастливого” в народной среде. И в свете их новых представлений о счастье счастливым оказывается Гриша Добросклонов. Нет у него богатства, покоя, но есть благородная цель. Григорий твердо знал, “кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет”. Эта цель делает его счастливым, дает ему силы, уверенность в себе.
Чтобы чувствовать себя счастливым, по моему мнению, надо уметь понимать не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Я думаю, что по-настоящему хорошо живется тому, кто идет “дорогой честною”, кто встал на путь борьбы за счастье народа.

“Кому на Руси жить хорошо” является поэмой-эпопеей, итоговым произведением Некрасова. Судьба народа, судьба Родины - над этими вопросами размышлял поэт. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена.
Главный герой поэмы - народ. Некрасов описывает быт, верования, мечты, труд крестьян. Семь странников из нищих деревень отправляются искать на Руси счастливого человека. Спор мужиков о том, “кому живется весело, вольготно на Руси”, говорит о стремлении народа к правде. Через всю поэму проходит мысль о тяжелой крестьянской доле, разорении, невозможности так жить дальше. Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость, предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа отчетливо рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме ярко изображается безрадостная, бесправная, голодная жизнь крестьян. “Мужицкое счастие, - говорит поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!”
Автор поддерживает тех крестьян, которые не мирятся со своим существованием. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые, такие как Савелий, “богатырь святорусский”, чье поведение говорит о просыпающемся сознании крестьян, о протесте против их угнетения. Некрасов писал об обездоленных крестьянах своей страны с болью и гневом, он не мог смириться с таким настоящим Родины.
Поэт считал: будущее России за такими, как Гриша Добросклонов. То есть за такими, которые ставят общественные интересы выше личных, отдают свою жизнь на служение народу, его счастью:
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.
Счастливы на Руси только те люди, которые говорят:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай, Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В образе Гриши Некрасов рисует борца за свободу, революционера. Поэт верит в скрытые силы своего народа и смотрит вперед с надеждой и верой. У каждого из героев поэмы своя задача в жизни, но истинная цель, по мнению Некрасова, - борьба за счастье русского народа. Именно такой целью задался Гриша Добросклонов, и эта цель делает его счастливым.
Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя. Но есть и нечто такое, что зовет на безумный подвиг, на борьбу. И счастлив тот, кто осмелится на этот подвиг, кто пожертвует собой для народа.

На мой взгляд, произведение “Кому на Руси жить хорошо” можно назвать “народной книгой”, в которой описывается нелегкая жизнь крестьянина. Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, который серьезно занимался проблемой крестьянской жизни.
К созданию поэмы Некрасов приступил в 1863 году и работал над ней до последних дней своей жизни. Это одно из самых значительных произведений в его жизни. Но поэма так и не была закончена. Вопрос, на который должны были получить ответ странники, даже на сегодняшний день остается актуальным. Даже в незавершенном виде поэма представляет собой великое произведение. Она широко охватывает события народной жизни, в ней поднимаются главные вопросы того времени. Поэма отражает крестьянские радости и горести, а главное - надежду на лучшее.
Чтобы ответить на вопрос странников, мы должны внимательно отнестись к содержанию всей поэмы. На своем пути мужики встречают много людей. Но они все разные! Каждый из них понимает свое счастье по-своему.
Первым, кого встретили странники, был поп. Он так ответил на их вопрос:
В чем счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь -
Не так ли, други милые?
Но священник не был по-настоящему счастлив. Многие священники понимали, что они обуза для крестьянства, ведь и без них народу живется нелегко. И мужики это понимали. Совсем другое “счастье” у Ермилы Гирина. Он всю свою жизнь боролся за правду. Его любили и защищали крестьяне. Но даже такой человек, как Ермила, попадает в острог во время бунта, и уже нетрудно догадаться, как сложилась его дальнейшая жизнь.
Но и среди дворян-помещиков наши мужики не нашли “счастливых”.
Они чувствуют, что их время на исходе:
Звонят!.. Ой, жизнь широкая!
Прости-прощай навек!
Прощай и Русь помещичья!
Так говорит помещик, вспоминая свое прошлое, когда они “жили как у Христа за пазухой”. Все поля и леса в округе принадлежали им. Но помещики не могут изменить себя, не могут изменить образ жизни.
Нет счастья в жизни и у женщин-крестьянок. Вся их жизнь - это непосильный труд с утра до вечера:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Я разделяю мнение Некрасова о том, что единственным счастливым человеком во всей поэме был Гриша Добросклонов. Он еще очень молод, но уже мечтает о народном счастье, как о своем собственном, личном счастье.
В Грише созревал народный заступник. Он знает, что жизнь его, жизнь борца за справедливость, будет нелегка. Сильный духом, свободолюбивый, он идет по трудному, по честному пути; по нему идут только те люди, которые знают цену жизни.
Образ Григория Добросклонова - воплощение высоких мыслей Некрасова о том, что по-настоящему счастливым в России может быть только человек-борец.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - одно из лучших произведений Н.А. Некрасова. Это доказывает многообразие образов, интересный сюжет, яркая и полная речь. В своем произведении Некрасов ищет ответ на вопрос: “Счастлив ли народ?”.
Поэма начинается с того, как:
...На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...
...Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Среди “счастливых”, по мнению мужиков, оказались поп, помещик, чиновник, купец, вельможный боярин, министр и царь. Чтобы не спорить, крестьяне решили “пуститься в путь-дороженьку” и узнать, кому живется счастливо.
Как я думаю, в начале путешествия мужики считали, что счастье - это богатство, роскошь и слава.
По дороге странники встречают много людей и к каждому обращаются лишь с одним вопросом, счастлив ли он? После встречи с попом и помещиком крестьяне понимают, что ищут счастье не там, где оно есть. Ведь, как я считаю, счастливым является не тот человек, у которого есть материальное счастье, а тот, который духовно обогащен и свободен.
Первым значительным героем поэмы, которого встретили мужики, был Яким Нагой. Он - человек сильного крестьянского характера, он предстает перед читателем как сын матери-земли:
...Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он...
С ним случается история, которая доказывает, что для Якима деньги в жизни не были главным. Во время пожара он спасает не свои сбережения, а картиночки, которые он купил сыну. Значит, его счастье было в них.
Ермил Гирин тоже был счастлив, но по-своему. У него было все: деньги, почет, спокойствие. Но он жертвует всем этим ради правды, и его сажают в острог.
Матрена Тимофеевна - героиня поэмы, которая воплощает собой судьбу русских женщин, лучшие качества женского характера:
...Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осъми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла...
Она рассказывает путникам про свою жизнь. Узнав тяжесть крепостного рабства и горести жизни, она сохранила человеческую душу и духовную красоту. Но рассказ Матрены не только о собственной судьбе, а о всем народе. Счастье Матрены Тимофеевны в том, что она непокорна судьбе.
Образ Гриши Добросклонова раскрывает смысл всей поэмы. Это борец, который противится такому образу жизни. Его счастье в свободе, в своей и чужой. Он постарается сделать все, чтобы народ Руси не находился больше в неволе.
Я думаю, что каждый человек должен быть свободен, а следовательно - счастлив.

Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться. Он переживает за крестьянскую Русь, переживает ее боль и невзгоды. Это поддерживает поэта, согревает его душу.
Главный герой творчества Некрасова - крестьянство. Чтобы ответить на вопрос некрасовских странников: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” - нужно проследить за всем содержанием поэмы внимательно. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян без всякой идеализации и сочувствия, рисуя их образы. Как много людей ищут свое счастье в мелочах жизни, не задумываясь о настоящем счастье. Многие считают, что, живя в нищете, невозможно быть счастливым. А если заглянуть поглубже, в душу человека? Увидеть его внутренний мир, его понятие о жизни, его отношение к людям, к родине? В поэме некрасовские странники встретили русскую женщину Матрену Тимофеевну, которую крестьяне считали счастливой. Все ее счастье заключалось в работе, в семейных отношениях. Разве это счастье? А Григорий Добросклонов был на самом деле счастливым человеком. Его жизненный путь был тяжел, но славен. Этот путь могут пройти только сильные люди. Именно так человек может найти подлинное счастье. Только борцам за счастье народа может житься хорошо и вольготно. В этом и заключается смысл поэмы.
Слышал он (Гриша) в груди
Своей силы, необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного.
Судьбу народа Некрасов связывает с соединением различных сословий. Как ликвидировать существующий между ними разрыв?
Как жаль, что так мало людей, которые по-настоящему живут счастливо. Мы должны стремиться к тому, чтобы будущие поколения смогли жить лучше.


Top