Качество образования как фактор социализации личности в омане. Образование и социализация

Рассмотрев сущность индивидуальности, мы получили возможность подробнее исследовать проблемы развития индивидуальности и воспитания личности. Для этого необходимо обратиться к основным категориям педагогики, отражающим рассматриваемые явления. Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия. В педагогике это - воспитание, развитие, обучение, образование, формирование, личность. С течением времени их содержание постоянно уточнялось, в отечественную педагогику входят, а точнее, возвращаются, такие понятия, как «социализация», «индивидуальность» и др.

Центральной проблемой в настоящее время является раскрытие категории социализации, рассмотрение проблемы перехода от биологического существования к жизни в качестве социализированной личности. В первой половине XX века психологи Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: «социализация» - это «очеловечивание» под влиянием воспитания, это «воздействие поколения взрослых на поколение молодых»

(Э. Дюргейм). При этом для индивида воспитание выступает как давление, принуждение, навязывание чужих идей. По Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду 1 .

В науке существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс и др.). Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом

Г.М. Андреева. Социальная психология. М., 1994. С. 241.

общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства (Дж. Мид, М.И. Рожков и

Нам представляется, что существует и третий подход - телеологический - со стороны целей государства, общества, человека. В соответствии с ним социализация может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие индивидуальности и воспитание личности в интересах индивида; во-вторых, в интересах общества и индивида; в-третьих, изменение их в интересах только общества (или государства), но не индивида; наконец, в-четвертых, их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей социализации путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), а второе предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое направление решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека - его индивидуальности. В последнее время (XX век) отечественная педагогика делала большой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании личности и не уделив должного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом понимание социализации до воспитания.

Таким образом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства.

В педагогике наряду с социализацией широко используют такие понятия как «развитие», «воспитание», «обучение», «формирование». Как соотносится понятие «социализация» с этими категориями?

Развитие - это изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Поскольку явления физического и психического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек, и как он может ответить на эти требования). Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким. При этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Задача педагога - способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), его индивидуальности (психическое развитие) и личности (воспитание личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Сошлемся на афоризм Конфуция: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Таким образом, когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике под развитием понимается развитие индивидуальности и развитие организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. Исторически к этой категории существовали различные подходы. В классической педагогике воспитание определялось в широком и в узком смысле слова (ранее говорили «тесном»). В первом случае воспитание предполагало влияние на человека общества в целом, то есть отождествлялось с социализацией. В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).

Довольно сложным является соотношение понятий «социализация» и «воспитание». В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что, по сути, и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова - как управление процессом развития личности - можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Воспитание предполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека.

Что касается обучения, то его цель - изменить индивида. Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование индивидуальных и личностных свойств.

В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование -придание определенной формы. Это - непедагогическое (межнаучное) понятие.

Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования... в результате его социализации и воспитания» 2 . Понятие «формирование» здесь имеет условный смысл, в зависимости от рассматриваемого механизма - воспитания или социализации, которые отличаются по признаку стихийности воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования знаний (обучение), формирования личности (вос­питание), формирования индивидуальности (развитие). Это означает, что обучение, как и воспитание и формирование, являются факторами развития, а в итоге социализации человека. Поэтому социализация - самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

Таким образом, категория «социализация» включает обучение учащегося, развитие его индивидуальности и воспитание личности, но не исчерпывается ими (кроме педагогических она включает ряд макро-, мезо- и микрофакторов). Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение - к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуется и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. В своем единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.

В процессе социализации решаются две группы задач: 1) социальной адаптации (интегрированное™ человека с обществом) и 2) социальной его автономизации (дифференциации человека и общества). Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, то есть здесь в большей степени должны решаться задачи воспитания личности, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке - здесь уже в большей степени должна развиваться индивидуальность человека. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Но эти мотивы могут сосуществовать друг с другом, ибо

Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М, 1990. С. 331.

один направлен на развитие личностных качеств, а другой - индивидуальных. Так, мотив «Быть со всеми» отражает связь с личностными свойствами человека, а мотив

«Оставаться самим собой» - с индивидуальными.

Успешная социализация предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант). Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач социализации (точнее, той ее части, которая называется воспитанием). Поэтому «воспитание» начинает принимать иной смысл: не навязывание, не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени.

На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности (И.С. Кон). Первая их группа - макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая - мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные, частные и пр. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик), то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Выделение ряда факторов позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации. К ним относятся: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять друг друга, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных обстоятельств.

Понимание социализации как целостного процесса во всей совокупности объективных социальных условий требует прежде всего преодоления типичной для массовой практики недооценки социальной (макро- и микро-) среды в жизни человека, ведущей в традиционной педагогике к фетишизации педагогического процесса, педагогическому волюнтаризму, будто бы школа, например, или какое-либо другое учреждение способно своими силами решить проблемы формирования желаемых уровней развития личности и индивидуальности. Каждое конкретное образовательное

учреждение имеет определенные границы своих возможностей в решении проблемы социализации. Эти возможности увеличиваются, если учреждение осуществляет свою деятельность в единстве с другими факторами.

Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. Коренная причина современного кризисного состояния личности - семьи - общества заложена в характере социальности, построенной на первичности государственных интересов, приспособлении человека и семьи к нормативам поведения, которые определяло государство. Семья выступала лишь как вспомогательный институт, участвующий в решении общей задачи - подчинении человека государству. Внимание же педагогики в основном было сосредоточено на школе, детсадах, пионерских, комсомольских и др. коллективах, а не на человеке. В условиях формирования новой социальности, когда ставится цель - содействие развитию человека, реализации его способностей и задатков в плюралистическом обществе, - именно человек, его индивидуальность становятся первичными. Если же первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М. Достоевского, человек только и может «выделаться» в человека. И, следовательно, направленность модели взаимодействия личности, семьи и общества должна иметь прямо противоположный вектор и строиться на принципиально иной основе. Должен быть признан примат семьи, семейно-бытовой среды (а не производственной, учебной) в проведении процесса социализации. Это ведет к пересмотру исходных установок при практической работе и изменению самих методологических оснований во взаимосвязи семьи и общества - на принципах первичности личности и семьи по отношению к любым общественным институтам. Человек проходит первичную и главную социализацию в нормальной семье. В рамках же иных общественных структур совершается последующая социализация. Не семья должна выступать помощником общества, а общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. Поэтому в настоящее время во многих странах (Франция, Швейцария, Австрия, Германия и др.) в структуру социальной работы введены организаторы свободного времени. Эти специалисты именуются аниматорами (фр. «animer» означает вдохновлять, побуждать к деятельности). Их задача - оказание помощи семье.

Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, сказались на всех сферах жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Система воспитания упорядочивает процесс социализации и придает ему целеустремленность.

Особая роль в современной социализации принадлежит социальному институту - образованию и приобретению профессии.

Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Становление, развитие и функционирование гражданского общества невозможны без социализации образования, то есть без решения наиболее важных задач в социокультурной сфере общества. Их диапазон весьма широк: усвоение и переработка информации, знаний и социального опыта, соблюдение духовно-нравственной преемственности поколений, социализация личности, накопление ею интеллектуального, физического и профессионального потенциала, трудоустройство выпускников учебных заведений, их социальный статус и т.д. Социализация образования позволяет преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры: естественнонаучного, технико-технологического и социально-гуманистического. Одной из главных характеристик социализации образования является оптимальное сочетание уровня потенциальных способностей в реализации социально признанных ценностей и собственных творческих сил при решении конкретной учебно-воспитательной, производственной или управленческой задачи. Очевидно и то, что при формировании специалиста любого профиля приоритетным является не столько набор специальных знаний (хотя они крайне важны), сколько глубокая фундаментальная подготовка как "стартовая площадка" и необходимое условие саморазвития личности профессионала, его творческой самореализации.

Становится все более актуальным, что научный рационализм, утилитарный техницизм, не способны справиться с возникающими социально-экономическими, социально-политическими и экологическими проблемами. В эпицентре социализации образования находится антропоцентризм: стремление помочь человеку найти действительно адекватное приложение душевных сил, личностного, эмоционального потенциала, творческого начала. Эти параметры социализации выступают как категорический императив для любых перспективных моделей и типов образования. Данный принцип вытекает не из "благих" или "злых" пожеланий, а из самой объективной логики развития гражданского общества. Это и есть фундаментальный методологический принцип социализации образования, который необходимо обязательно учитывать при проектировании, программировании и прогнозировании развития систем образования от уровня отдельного образовательного учреждения до уровней регионов, федерации и глобального социума.

Социализация образования предполагает осуществление следующих конкретно-практических действий в реализации данного принципа:

первостепенным для профессорско-преподавательского корпуса является воспитание культурной личности, владеющей социальными качествами, способной к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В "сухом остатке" образования должны быть не только чисто профессиональные знания, умения и навыки, но и более высокий уровень социальной зрелости, понимания мотивов поступков, самопознание и самореализация как одно из измерений личностного развития гражданина. Стремление видеть в человеке не только обучаемого будущего специалиста, а прежде всего личность человека с его индивидуальностью, социально обусловленными человеческими качествами во всем богатстве и многообразии связей, взаимодействий с окружающим миром на основе педагогики сотрудничества и социального партнерства в системе взаимоотношений "преподаватель- студент"; внимательный учет и анализ специфики состава студентов, той сферы деятельности, к которой они готовятся как будущие специалисты, а также социально-психологических особенностей в развитии личностного, интеллектуальных, профессиональных факторов формирования человека в возрасте от 17 до 27(30) лет, стимулируя напряжение его умственных способностей, мотиваций и ценностей в эмоциональной, рациональной и волевой сферах. Сопряжение обучающей деятельности с развивающей, при которой проблемно-ситуационный подход к учебной деятельности сочетается с трудовой, с развитием потребностей в творчестве; формирование целостного, а не "частичного", "усеченного" человека и специалиста. Целостный подход выражается в вовлеченности, включенности студента во всех аспектах, направлениях деятельности, составляющих основу общей и профессиональной культуры человека. Всесторонняя сущность, которая проявляется всесторонним образом - вот кредо целостности индивида; расширение арсенала и потенциала средств обучения и воспитания, ориентированных на становление творчески и нравственно полноценной личности гражданина. Существенное развитие должны получить новые технологии образования: переход от монологичного (преимущественно лекционного типа) образования к диалогичному (главным образом проблемно-практическому); широкое использование дискуссионных форм занятий, деловых имитационных (квази) и развивающих игр и ситуаций; смещение акцента в учебном процессе в пользу самостоятельно поисковой работы, сочетание аудиторных и внеаудиторных форм занятий, ибо главная задача вуза - научить студентов учиться, правильно мыслить и адекватно действовать. Новые технологии должны опираться на новую учебную базу: учебники и учебные пособия, методические разработки, набор технических средств, ориентированные на активные и деятельностные формы обучения.

Следовательно, все эти действия, направленные на социализацию образования, способны качественно и социально изменить состояние общества. Эти действия развивают воображение, творческую фантазию, расширяют границы в использовании интеллектуальных и образных средств и в образовании и в воспитании. Такая концепция социально-гуманитарной подготовки предполагает введение индивида в культурный мир цивилизационных гуманистических ценностей гражданского общества. Специалист, профессионал не будет ради "сиюминутной" производственной и экономической выгоды рисковать общепринятыми ценностями материальной и духовной культуры, цивилизации. Своеобразный категорический императив, внутренний запрет, невозможность переступить этико-правовые нормы будут способствовать утверждению гуманных норм социальной жизни, ее стабильности и устойчивости. Социализация образования, в конечном счете означает переход от понимания образования как института подготовки к профессиональной деятельности и жизни к пониманию его как института организации, социализации самой жизни и обращенности к человеческим качествам, культурным универсалиям. Гражданское общество не тождественно своему прошлому, посттоталитарному обществу, оно характеризуется наличием динамичных тенденций, постоянным изменением сфер деятельности, усложнением структур и соответствующих форм сознания и нравственных алгоритмов. Вместе с тем, оно перманентно: противоречия между новыми тенденциями социального развития и культурными эталонами, образцами, фиксирующими прошлый опыт, постоянно дестабилизируют социум, вносят помехи в его функционирование. Отсюда новые требования к институтам образования: последние не могут больше ориентироваться только на передачу прошлого опыта, его стереотипов. Содержание, передаваемое в образовательных системах, должно быть принципиально иным, то есть позволяющим подготовить человека к жизни, деятельности в новых ситуациях. Образовательные системы должны обеспечивать, с одной стороны, подключение индивида к совокупному человеческому технико-технологическому опыту, зафиксированному в культурно-технических ценностях, а с другой - подготовку к будущей техногенной, информационно обслуживающей, социокультурной деятельности, отличной от прошлого, формирование способности к предвидению будущего, творческой переработке традиций. Словом, социализация образования означает способность и возможность производить не только полезные вещи, но прежде всего, самого себя, свою сущность, быть субъектом собственного развития в контексте совокупной социальной деятельности.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 78 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Секция 4.

«Внеклассная и внешкольная деятельность обучающихся как фактор их гражданского становления»

Тема выступления:

«Гражданское образование как фактор социализации личности»

Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 6-А класса

Ставцева И.В.

На протяжении всей жизни каждый человек участвует в процессе социализации личности. Любой индивид испытывает на себе регулярные изменения и с годами меняется сам, чтобы приспособиться к новым условиям жизни. Поэтому можно сделать вывод, что человек представляет собой социальное существо.

Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом. В результате данного процесса человек усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного существования в любом обществе.

Определяют такие основные этапы социализации личности:

Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Ученые каждый этап рассматривают отдельно, давая подробную характеристику всем происходящим процессам. Я предлагаю выделить главные моменты в каждом этапе, чтобы понять, как на социализацию влияет гражданское воспитание.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляются на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступит в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

В условиях реформирования общества особое значение приобретают перспективы развития личности и реализации ее прав. Эта проблема не только имеет академически-познавательный характер, но и напрямую связана с практическим вопросом современного общества: каким путем пойдет молодая республика, и какая при этом роль будет отведена личности. Однако существует ряд объективных факторов, препятствующих реализации этого стратегического направления

Прежде всего, огромное негативное влияние оказывает переходный период развития нашего общества, выражающийся не только в глубоких экономических и социальных изменениях, но и в идеологическом вакууме. Позитивные и негативные тенденции, характерные для данного периода, оказывают неоднозначное воздействие на сознание и поведение молодежи. Кроме этого, невозможно добиться реальных результатов в гражданском образовании без осмысления особенностей исторического развития страны, национального менталитета ее граждан, присущей им политической культуры; исходя из этого, можно задаться вопросом: на каком фундаменте мы собираемся формировать гражданскую личность?

Можно сделать вывод, что гражданская личность является одновременно не только следствием, но и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства. С этой точки зрения содействие гражданскому образованию становится одной из самых значимых задач современной школы.

Если нет возможности опираться на исторические традиции, определим другие факторы гражданского образования.

Во-первых, это семья, в которой дети получают первые уроки политических знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к родине. Не случайно известный английский философ Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Однако в современных условиях мы можем констатировать такое явление, как культурный разрыв между поколениями, когда родители и дети, старшие и младшие братья и сестры в одной семье оказываются включенными в совершенно разные культурно-ценностные страты, что приводит их к непониманию друг друга. Что актуально и значимо для одних, совершенно безразлично для других. Поэтому переоценивать роль семьи в гражданском образовании не следует.

Во-вторых, важным фактором в гражданской социализации ребенка являются группы сверстников, детские и юношеские общественные организации, которые существовали в советский период истории нашей страны. Сегодня, как правило, дети предоставлены сами себе и рассчитывать на эффективную помощь данных организаций в гражданском образовании не представляется возможным. Между тем, классик американской политической науки Мерриам отмечал «продуманность советской системы формирования политической культуры гражданина», хотя и не разделял и не принимал многие принципы, лежащие в ее основе.

В этих условиях школа может оказаться наиболее устойчивым институтом гражданской социализации и гражданского образования, блокируя негативные тенденции в сознании и поведении учащихся, используя присущие ей средства для утверждения в обществе гражданской культуры.

Исходя из выше сказанного, сформулируем важнейшие принципы конструирования содержания уроков гражданственности.

Во-первых, содержание гражданского образования должно включать знания, способы деятельности, ценностные ориентации, без которых невозможно выполнять типичные социальные роли в современном обществе.

Во-вторых, необходимо рассматривать каждый объект социальной действительности одновременно с позиций различных наук (например, политологии, экономики, философии, социологии, этики, права и др.), то есть комплексно.

В-третьих, следует помнить, что в условиях нарастающего экологического кризиса на первый план выходят задачи, связанные с выживанием человека, которые требуют, чтобы личность осознавала себя частью социума, частью природы, понимала ответственность за их развитие.

В-четвертых, личный опыт учеников выступает эффективным средством гражданского образования, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее

тенденциям и противоречиям.

В-пятых, уроки гражданственности должны быть ориентированы

на систематическое моделирование и анализ жизненных ситуаций, требующих применения учащимися знаний и умений, приобретённых в учебном процессе.

В-шестых, обучение гражданина предполагает формирование гражданских ценностей (отношение к правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, государственное единство, любовь и уважение к Отечеству и др.).

Перечисленные принципы построения содержания уроков гражданственности станут эффективными лишь при условии продуктивного общения между учителем и учеником, основанном на диалоге. Для этого ученики должны понимать отношения между гражданами, гражданами и обществом, гражданами и государством; должны уметь жить в современном мире с его многообразием культур, владея способами деятельности, практическими умениями, моделями гражданского поведения. Учащимся следует также уметь преодолевать собственный эгоизм и осознавать последствия своей деятельности.

Таким образом, осуществление цели гражданского образования требует системного подхода в плане интеграции урочной и внеурочной деятельности. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности.

Список использованной литературы

1. Баранов П. А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности //Гражданское образование. Материалы международного семинара. СПб., 1997.

2. Бацын В. К. Гражданское образование в России: вызов и ответ // Там же.

3. Боголюбов Л. Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал. 1997.

4. Гражданское образование в Российской школе / Сост. Т. И. Тюляева. М.,2003.А. А. Демидов,руководитель МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»

5.Интернет-ресурсы. PSYLIB САМОПОЗНАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ. Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры

6. http://www.edu-psycho.ru/socializaciya-lichnosti.html Все о психологии. Психология, статьи по психологии. Социализация личности. Этапы социализации личности.

Практически все специалисты сходятся во мнении о том, что образование как социальный институт выполняет функцию социализации личности. Однако различные исследователи по-разному трактую механизмы и способы ее реализации. Э.Дюркгейм видел в образовании средство сохранения общественного порядка: «Образование является средством, с помощью которого общество подготавливает еще у детей основные условия своего существования» 11 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - С.261.. К.Манхейм, развивая подобный взгляд, определил образование как способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем. Д.Дьюи полагал, что образование, влияя на умы, способно изменить характер взрослого общества. Поэтому молодежь следует как можно дольше держать под влиянием системы образования. В соответствии с этой ролью образование, по мнению Т.Парсонса, выполняет следующие функции:

Экономическую , связанную с возрастающим значением образования в подготовке работников и их определенной «сортировкой» для последующей деятельности в различных сферах жизни общества;

Социальную , обеспечивающую мобильность людей, способность продвигаться по социальной лестнице;

Политическую , нацеленную на обеспечение большего социального равенства, расовой интеграции людей;

Социального контроля , заключающегося в приобщении обучающихся к социально приемлемым нормам и ценностям.

Столь высокая значимость образования проявилась в растущем внимании общества к проблемам обучения: удлинении сроков обязательного школьного образования; его реорганизации, направленной на создание единой системы средних школ как средства, способного обеспечить большее социальное равенство; в разработке общенациональных и специальных программ развития образования; в дифференциации образовательных учреждений по целому ряду параметров (массовое и элитарное обучение, государственное и частное, общее и профессиональное и т.д.).

Вера в адаптивные возможности образования породила в 50-60-е годы настоящий бум исследований. Они подтвердили огромную роль образования в сохранении общественной стабильности и культурных ценностей и одновременно продемонстрировали его влияние на социальные перемены. В образовании видели важную предпосылку для «восходящей мобильности», основанной на учебных результатах учащихся. Под влиянием этих исследований в 70-е годы родилась теория «человеческого капитала», согласно которой образование является своеобразным капиталовложением в будущее. Чем выше качество образования, получаемого человеком, тем более существенными окажутся дивиденды. И наоборот: чем оно ниже, тем меньше шансов на жизненный успех в будущем. Но вскоре пришло отрезвление. Уже с середины 70-х годов статистика стала показывать, а исследователи подтверждать, что адаптивные возможности образования не беспредельны. Заговорили о том, что основными качествами, обеспечивающими передвижение человека по социальной лестнице, являются предприимчивость и деловая хватка, а не образование. Оказалось, например, что меры по ликвидации расовой сегрегации в школах США еще не обеспечили высокого качества образования. Ряд исследователей обнаружили, что раса и статус родителей оказывают более важное влияние на мобильность и статус детей, чем количество лет, потраченных на учебу. Изучение жизненных достижений людей показало, что они зависят не столько от качества полученного образования, сколько от семейной среды и классовой принадлежности родителей.

То, что источники неравенства лежат вне системы образования и она не способна эти факторы «отменить», вовсе не означает, что образование не обладает социализирующими возможностями в адаптивном контексте. Во-первых, результаты исследований побудили педагогов искать в содержании и организации обучения возможности, компенсирующие недостатки «культурной среды» (дифференцированный подход к учащимся, гуманизация образовательных технологий и т.д.). Во-вторых, повысилось внимание государственных и общественных структур к образованию как социальному институту, призванному готовить человека к продуктивному участию в общественной практике. Это выразилось в закреплении в законодательствах стран права на образование и доступность обучения для всех; во введении всеобщего среднего образования на единой и бесплатной основе; в расширении системы профессионального образования и повышения квалификации и т.д. В-третьих, расширились рамки изучения роли образования в жизни человека. К традиционным объектам изучения - дошкольному и школьному этапам жизни - прибавился новый - жизнь взрослого человек.

Дополнительные социализирующие возможности образования раскрыли сторонники «развивающей» концепции, видевшие в нем важный фактор формирования личности. В качестве одного из ведущих направлений в этой области следует выделить исследования образования как фактора социализации интеллекта. Так, научный коллектив, работавший под руководством Б.Г. Ананьева, пришел к выводу, что под влиянием образования повышается уровень развития интеллекта. Он становится более гибким и подвижным.

На основании целого ряда исследований, предпринятых в 60-70-е годы, Д. Брунер утверждал, что «... один только факт посещения школы создает неизмеримые возможности для интеллектуальной жизни ребенка».

Одновременно развернулись исследования, посвященные социализирующей роли образования как фактора развития межличностных отношений. Оказалось, например, что с ростом образовательной подготовки уходит на второй план сугубо утилитарный смысл общения. Оно начинает охватывать широкий спектр проблем и обеспечивать избирательность в сфере контактов. Преимущество отдается тем людям, общение с которыми существенно обогащает человека, а отношения делает более прочными и надежными 11 Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976..

Социализирующие возможности, которыми обладает образование, не обедняются в кризисном обществе. Стабильная ориентация учащихся девятых классов на получение полного среднего, а выпускников школ на получение высшего образования, растущий конкурс при поступлении в вузы - тому свидетельство. В сознании молодых людей качественное образование выступает в определенной мере гарантом будущего жизненного успеха. Поэтому суждения о том, что наше общество «скатывается в ситуацию образовательного нигилизма», что образование перестает быть «опорой социальной жизни», вряд ли правомерны.

Наиболее последовательную критическую позицию заняли представители гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй и др.). С одной стороны, они видели в школе «ту единственную в мире реальность, которая специально предназначена для детей и играет в их жизни чрезвычайно важную роль» 11 Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс. - С.40.. С другой стороны, они считали господствующий тип обучения тоталитарным, поскольку все ученики выполняют предписанным образом одни и те же задания, учебные предметы, представляют науку как кодекс законов со сборником рецептов в придачу, а формы контроля по преимуществу оказываются репрессивными 22 См.: Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. - М., 1994. - С.121.. Подобный тип обучения исследователи объясняли тем, что образование представляет собой преимущественно закрытую и замкнутую систему: она сама ставит перед собой конкретные цели и задачи; информация о происходящем в ней, «внутри» нее, сводится лишь к так называемым показателям успеваемости и дисциплинированности. Социализация в этом случае приходит в противоречие с индивидуализацией. Этот разрыв К. Роджерс связывал с «формирующим воспитанием», осуществляемым взрослыми. Оно приводит к тому, что ребенок оказывается в ситуации вынужденного выбора: или быть собой, или следовать «идеалам», предлагаемым взрослыми, и за это получать их одобрение и любовь. Поскольку вторая потребность оказывается сильнее, ребенок постепенно переориентируется на внешние требования, в угоду которым начинает негативно воспринимать себя. А потеря значимости собственного «Я» ведет к потере веры в будущий социальный успех и в возможность стать полезным членом общества.

Завершая анализ различных подходов к образованию как фактору социализации, важно отметить, что сторонники адаптивной концепции связывали стратегию его развития с социально-политическими и экономическими мерами, видя в образовании важный общественный институт. Представители развивающей концепции в большей мере обращали внимание на возможности самой образовательной системы, ее потенциалы. При этом для них образование не ограничивается институциональными рамками, а выступает как пространство, создающее условия для саморазвития личности.

Два обозначенных подхода вряд ли целесообразно противопоставлять друг другу. Лишь их взаимодополняемость создает предпосылки для развития образования как фактора социализации личности.

Асила Аль Сади, Оман

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОМАНЕ

В настоящее время педагогическую науку волнуют проблемы, связанные с тем, какую роль играет качество образования в социализации взрослого на всех этапах его жизни, начиная от вступления во взрослую жизнь и завершая пенсионным периодом. Мы рассматриваем это в нескольких планах, ибо социализация взрослых – весьма сложное и многоплановое явление. Поэтому рассматриваются аспекты, связанные с профессиональной социализацией, с семейной социализацией, досуговой и т. п., то есть с теми сферами жизни, в которых взрослый больше всего реализует себя и формирует свое «Я».

В этой связи сама проблема образования требует рассмотрения двух очень важных аспектов. Прежде всего, это количественная характеристика, где образование рассматривается как некий количественный фактор. И второй аспект – это качественная характеристика, раскрывающая влияние образования на разные стороны его социальной жизни. Этот аспект определяется как надындивидуальный уровень, который учитывает определенные социальные параметры, связи между ними: досуг и образование, профессиональная деятельность и образование и другое.

Известно, что образование влияет на процесс социализации, который рассматривается как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Современная система образования все чаще ориентируется на личность обучаемого, стремится содействовать раскрытию потенциальных творческих способностей студентов, развитию интеллекта и профессиональных инициатив. Качество образования в течение длительного времени использовалось как инструмент «национального строительства». Сейчас социально-воспитательный процесс современной высшей школы направлен не только на формирование специалиста, а на воспитание социализирующейся личности. Большое внимание уделяется успешной социализации и самореализации студентов, приобщению их к дальнейшей профессиональной деятельности в ходе теоретической и практической подготовки в вузе. Специалист должен быть не просто профессионально компетентным, а конкурентоспособным на рынке труда, адаптивным в коллективе и в обществе в целом. Эта задача также направлена на совершенствование качества образования.

Образование в Омане выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором развития образования в Омане стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства, социальных аспектов образовательного процесса, социокультурных механизмов трансформации сферы образования, социального отношения к нему актуален на любом этапе развития человеческого общества.

Асоциальное поведение учащихся является самой серьезной проблемой, стоящей перед системой образования в Султанат Оман, в частности, увеличение количества курящих и наркоманов среди обучающихся.

Основными причинами данного явления являются следующие: 1) развал системы детских и молодежных организаций; 2) резкое изменение социального статуса - расслоение в обществе; 3) массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни; 4) ценностный кризис в обществе - потеря жизненных ценностей; 5) ослабление семейных связей (в частных случаях).

Современное состояние проблемы качества образования в Омане отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиями общества к нравственности и интеллекту человека, его способности к проектированию, прогнозированию и, с другой стороны, фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. Реальный уровень образования часто оказывается ниже современных требований, что усиливает тенденции роста общей и функциональной неграмотности населения, опасность духовного и интеллектуального обнищания общества.

В таких условия возрастает значение анализа качества образования, разработки методологических основ и методик, связанных с социализацией, которые способствуют преодолению этих проблем.

Рассмотрение проблемы качества образования наиболее оптимально в рамках социологического анализа потому, что именно он позволяет, в силу специфики социологической науки, исследовать качество образования как социальный феномен, включать его в систему социальных процессов, связей и отношений, характеризующих взаимодействие образования и общества, образования и личности.

Для осмысления проблемы качества общего образования с позиций успешности социализации учащихся существенное значение имеют разработки проблем социализации личности вообще, осуществленные в различных сферах научного знания, в первую очередь в философии, социологии, педагогике, психологии, а также исследования междисциплинарного характера. Министерство образования Омана разрабатывает различные планы и программы развития личности учащихся и сохранения единства и ценностей оманского общества. Одним из направлений реализации этой задачи является введение новых должностей в сфере образования (социальный специалист, психолог, специалист профессионального руководства) с тем, чтобы уменьшить проблемы социализации.

Таким образом, повышение качества образования в высших профессиональных учреждениях в Омане является одним из наиболее эффективных способов развития личности и повышения социального статуса обучающихся. В настоящее время в результате модернизации образования высшая школа ориентирована на широкое международное сотрудничество, поликультурность образования, что способствует становлению личности студента и определению им своего места в современном мире.

Кан Синь , МПГУ, Харбин КНР

ОПЫТ Д УХОВНО-НРАВСТВЕННО ГО ВОСПИТАНИ Я

В ШКОЛАХ КИТАЯ

Конкретное проявление культурных качеств и морального поведения отражает социальную атмосферу страны и является важным показателем ее духовности. Ученики - это строители преемники и будущего страны. Очень важно, чтобы с детства воспитание было направлено на развитие политических и моральных качеств детей. Школьные учителя должны быть подготовлены к реализации уроков, отражающих идеологические и моральные аспекты воспитания.

В школах Китая обычно проводятся уроки по нравственному воспитанию один раз в неделю. Урок называет «Идеологическое и политическое образование». Виды уроков бывают различными: лекция, семинар, соревнование, дебаты, внеклассные мероприятия. На лекции учитель излагает содержание нравственных понятий. Так, например, ученики знакомятся с правилами поведения в школе, обществе, рассматривают конфликты в бытовых отношениях, просматривают фильмы, разбирают ситуации со способами поведения в той или иной проблемной ситуации, выражают свое мнение по этому явлению. Часто домашнее задание содержит вопросы на осмысление ситуации морального выбора, которое отражается в детских сочинениях. Лучшее сочинение декламируется на уроке или публикуется в школьной газете. Интересной формой работы являются школьные дебаты, где ученики делятся на две команды и обсуждают проблемы поведения в школе и семье. Победителей награждают маленьким красным флагом или цветком. На внеклассных мероприятий учитель вместе с учениками выезжает в дом престарелых. Дети помогают пожилым людям убирать комнату, стирать белье, разговаривают с ним, чтобы они не чувствовали себя одинокими. В день древонасаждения ученики сажают дерево. В конце семестра выбирают лучших учеников, которые награждаются и получают звание «маяк».

Таким образом, ученики на уроках идеологического и политического образования учатся уважать старших, защищать окружающую среду, контролировать свое поведение и т. д. Содержание нравственного воспитания в школах Китая осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание у учащихся любви к своей Родине, ее славным традициям;

2. Воспитание привычек нравственного поведения (вежливости , честности, доверия к людям). Эти качества считаются в Китае основой социалистической духовной цивилизации. Эти поступки формируются в раннем возрасте в результате многолетней практики. Например, вводятся требования для детей не проклинать, не говорить плохие слова; относиться к людям вежливо, доброжелательно; не прерывать, когда кто-то говорит; уважать старших и беречь младших; быть честным и добрым и т. д.;

3. Воспитание у школьников трудолюбия и экономии, умения жить по средствам. Данные качества формируются через трудовую деятельность, проявление активности в работе, упражнение в экономии средств в быту (не тратить лишнюю воду, электричество, разумно питаться). Одно из правил, которые усваивают дети - не сравнить себя с другими в одежде и игрушках. Девушки должны быть скромными, не употреблять косметики, не носить украшения т. д.;

4. Воспитание гостеприимства и дружелюбия. В настоящее время много семей в Китае имеет только одного ребенка, поэтому возникает проблема амбициозности, эгоизма среди детей. Воспитание щедрости, гостеприимства, дружелюбия является очень актуальным направлением в воспитании китайских детей. Это требует от них соотнесения собственных интересов с интересами других людей, умения дружить, соблюдения режима дня (вовремя вставать, спать, обедать, заниматься уроками);

5. Формирование готовности к преодолению трудностей, воспитание смелости, мужества, силы, оптимизма. В Китае поощряется публичное выступление, умение признать свои ошибки и недостатки.

В школах Китая нравственному воспитанию отводится первое место, при этом знания о тех или иных нравственных нормах обязательно связаны с упражнениями в нравственных поступках, анализом кодекса поведения, актуализацией нравственных чувств. В этом смысле национальные праздники являются важной формой такого воспитания: День поминовения, Первое Мая, Дни рождения и смерти вождя революции, героя народа, выдающихся знаменитостей, важнейшие политические события страны (Восемнадцатое сентября, День создания партии и т. д.).

Воспитание на примере отличных учеников, выдающихся пионеров, видных деятелей китайского народа также является одним из методов нравственного воспитания. Одним из средств воспитания является юридическое просвещение, в котором принимают участие специалисты юридических отделов. У школьников воспитывают также стремление заботиться об окружающей среде, коллективизм и стремление к предпринимательству.

Совершенствование идеологической и моральной ответственности школьников является не только требованием партии и страны, но и долгосрочными и срочными стратегическими задачами образования. Для того чтобы дети выросли здоровыми и стали строителями будущего страны, необходимо, как считает Чжан Сюин, следует обратить внимание на духовно-нравственное воспитание детей.

Индже Айше Гюлбахар, Турция

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

Успехи детей в процессе социализации определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение одним из них неизбежно ведет к неудаче.

Одним из таких факторов является нахождение детей в мультикультурном пространстве. Мультикультурализм определяется как способ (модель, система) устойчивого сосуществования разнообразных этносоциокультурных групп в функционально целостном пространстве межкультурного взаимодействия.

Проблема мультикультурного образования на мировом, региональном и федеральном уровнях не только является актуальной, но и отражает реальную действительность развития современного общества. Вот почему разработка содержательных характеристик данного педагогического феномена приобретает сегодня особую значимость, что предусматривает обоснование функций мультикультурного образовательного пространства, разработку психолого-педагогических основ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

Необходимость формирования готовности школьников не только к профессиональному выбору, но и к жизни в современных условиях предопределило создание в общеобразовательном учреждении такой инновации, как профориентационное мультикультурное образовательное пространство. На этом пути формируются следующие группы компетенций мультикультурного учителя: компетенции учителя как личности, субъекта деятельности; компетенции, относящиеся к мультикультурному, социальному взаимодействию учителя и социальной сферы; деятельностные компетенции учителя.

Немаловажным, в решение данной проблемы, является рассмотрение компонентов мультикультурной компетентности педагога. Мультикультурная компетентность педагога представляет собой сложный феномен, включающий культурно-когнитивный, ценностно-личностный и мотивационно-деятельностный компоненты. Показателями высокого уровня развития мультикультурной компетентности педагога являются: в культурно-когнитивном компоненте - высокий уровень знаний о своей и других культурах, позитивная самооценка знаний, умений и навыков, необходимых для педагогической деятельности в мультикультурном образовательном пространстве; в ценностно-личностном компоненте - позитивная этническая идентичность, толерантность сознания, система гуманистических ценностей; в мотивационно-деятельностном компоненте – установка на педагогический стиль общения, характеризующийся активным взаимодействием с другими участниками образовательного процесса, стремление к саморазвитию в профессионально-педагогической деятельности.

Культурно-когнитивный компонент мультикультурной компетентности представлен системой знаний педагогов о своей культуре, о культуре народностей, непосредственно проживающих в данной социообразовательной среде; о других культурах и о мультикультурности мира; знанием основ мультикультурной коммуникации, принципов формирования культурного содержания обучения, а также методической подготовленностью к работе с учащимися в мультикультурном классе.

Ценностно-личностный компонент включает в себя развитую систему гуманистических ценностей и ценностных ориентаций, отвечающих принципам мультикультурности; позитивную этническую самоидентификацию; толерантность сознания и психологическую готовность личности к работе в мультикультурном коллективе.

Мотивационно-деятельностный компонент предполагает сформированность навыков межкультурного взаимодействия; владение методами, формами, приемами и техниками педагогической работы в мультикультурном коллективе; навыки обеспечения культурного содержания обучения; гуманистически ориентированный стиль педагогического взаимодействия.

Мультикультурная компетентность педагога требует формирования в процессе специально организованного обучения будущих учителей в вузе. Разработанная модель развития мультикультурной компетентности студентов является универсальной и может быть использована как основа при построении специфических программ развития мультикультурной компетентности разных категорий работников образования для учебных заведений различных регионов с учетом их социокультурных условий.

Кластерный анализ эмпирических данных выявил три психологических типа учителей с разным уровнем развития мультикультурной компетентности: первый тип – учителя с низким уровнем развития мультикультурной компетентности, нуждающиеся в дополнительном развитии всех ее компонентов; второй тип – учителя с достаточно высоким уровнем мультикультурной компетентности, в то же время характеризующиеся этнической индифферентностью сознания; третий тип – учителя со средним уровнем развития мультикультурной компетентности, в стиле педагогического взаимодействия которых преобладают установки на авторитаризм и диктаторство.

Сравнительный анализ мультикультурной компетентности учителей-практиков и студентов педвуза выявил более низкий уровень сформированности культурно-когнитивного и ценностно-личностного ее компонентов у студентов по показателям толерантности сознания, позитивной этнической идентичности, гуманистических ценностей, а также самооценки знаний о работе с многонациональным коллективом. Анализ существующих взглядов на разные аспекты мультикультурной компетентности позволили выделить данную проблему в ряд наиболее актуальных на сегодняшний день.

Таким образом, можно говорить о том, что мультикультурное образование, представляет собой использование духовно оснащенного, эстетически развитого арсенала педагогических средств в гармонизации отношений детей, имеющих индивидуальные, социальные и интеллектуальные характерные различия и являющихся носителями неповторимых качеств личности.

Суфиах Раед, Сирия

Межкультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства

(на примере спецкурса «Диалог культур: Россия и Сирия»)

Специфика организации межкультурного взаимодействия в рамках образовательного пространства является на сегодняшний день актуальной проблемой, так как большинство общеобразовательных учреждений и вузов является многонациональными. В такой среде становится особенно интересной проблема взаимодействия субъектов различных культур в ходе их групповой деятельности. При таком подходе рассматривается педагогическое обеспечение реализации творческого потенциала личности студентов посредством использования групповой работы. Вместе с тем, необходимо максимально использовать потенциал учебной и внеучебной деятельности, а также создать необходимые педагогические условия, способствующие развитию индивидуально-личностных особенностей каждого студента.

Спецкурс «Диалог культур: Россия и Сирия» предназначен для создания целостной концепции истории русской и сирийской культур: от истоков создания, опирающихся на необходимое многообразие собственно культурных фактов и сведений, включающих характеристику специфики, закономерностей и особенных черт ее развития, до сложных взаимоотношений с социально-политической историей и конкретными видами культуры.

Курс направлен на реализацию следующих задач:

развивать мировоззрение, соединяющее научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал;

соединить теоретические знания о феномене культуры с конкретно-историческими аспектами изучения сирийской и российской культуры и понять национальное своеобразие и место в системе мировой культуры и цивилизации;

уметь оценивать достижения культуры на основе исторического контекста и приобрести опыт освоения иной культуры;

способствовать развитию творческой индивидуальности студентов процессе учебной групповой деятельности.

Поставленная цель и задачи предопределили логику построения и содержание курса. Проблемно-теоретическое изложение сочетается с принципом историзма и анализом альтернативных точек зрения по дискуссионным темам. Данная структура курса позволяет:

охарактеризовать истоки генезиса и факторы развития русской и сирийской культуры (язычество, географическая среда, христианство, социально-политические связи); осмыслить их влияние на складывание специфических черт национальной духовности, противоречивого и двойственного характера менталитета национальной культуры, так как сегодня резко усилился научный интерес к национальной специфике культур, к национальным образам мира и т. д.;

раскрыть истоки и особенности христианства в Сирии и России как культурного своеобразия национальной культуры и показать особенные черты православного сознания;

показать дискретность развития культуры Сирии и России, выразившуюся в смене культурно-исторических парадигм, каждая из которых характеризуется социокультурным своеобразием и внутренним единством;

раскрыть реальный вклад русского и сирийского народов в сокровищницу мировой культуры.

Вычленение наиболее важных, на наш взгляд, проблем спецкурса позволяет избежать растворения в необозримой фактологии эклектического сознания культурно-исторического материала, способствует активизации познавательной деятельности студентов в ходе групповых занятий.

Методическую основу курса составляют разработки занятий, с указанием конкретных методик и технологий групповой работы, которые рекомендуется использовать при организации и проведении занятий. Программа представлена следующими разделами: Христианство в Сирии и России (история и современность), Особенности патриархальной семьи в Сирии и России, Образование Сирии и России, Изобразительное и декоративное искусство Сирии и Древней Руси, Литература Сирии и России: общественно-политическая мысль, Национальная кухня Сирии и России, Путешествие в Сирию, Путешествие в Россию, Инсценировка сказок дервишей и древнерусских сказок, Архитектура Древней Руси и история древнесирийской архитектуры, Музыкальная культура Сирии и России. Древнерусский и Сирийский фольклор, Межкультурные контакты Сирии и России: Диалог культур. По завершении курса предполагается провести защиту проектов, подготовленных студентами

Таким образом, представленная программа «Диалог культур: Россия и Сирия» способствует развитию культуры межнациональных отношений и межкультурного взаимодействия.


Top