Государственный литературный музей имени даля. Государственный музей истории Российской литературы им

В 1934 году произошло слияние Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики и Литературного музея при Библиотеке имени Ленина в Государственный литературный музей. Сейчас в нем собраны личные архивы, переданные в дар государству от множества деятелей русской культуры с XVIII по XX век. Здесь же демонстрируются редчайшие старинные гравюры с видами столиц РФ и Российской империи, миниатюры и живописные портреты государственных деятелей, оставивших свой след в истории.

Огромная часть государственной экспозиции – первые печатные и рукописные церковные книги, первые светские издания петровских времен, редкие экземпляры с автографами, рукописи, написанные людьми, навсегда вошедшими в историю России: Державин Г., Фонвизин Д., Карамзин Н., Радищев А., Грибоедов А., Лермонтов Ю. и другие не менее достойные представители литературы. Всего в экспозиции насчитывается более миллиона ценных экземпляров подобного рода.

Сегодня государственная коллекция литературного музея включает в себя одиннадцать филиалов, находящихся в разных местах и известных даже в отдаленных странах. Это дома-музеи и квартиры-музеи людей, оставивших яркий след в истории России всех времен:

  • Федора Достоевского (Москва, ул. Достоевского, д. 2);
  • Ильи Остроухова (Москва, Трубниковский переулок, д. 17);
  • Антона Чехова (Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 6);
  • Анатолия Луначарского (Москва, Денежный пер. 9/5, кв. 1, закрыт на реконструкцию);
  • Александра Герцена (Москва, переулок Сивцев Вражек, д. 27);
  • Михаила Лермонтова (Москва, ул. Малая Молчановка, д. 2);
  • Алексея Толстого (Москва, ул. Спиридоновка, 2/6);
  • Михаила Пришвина (Московская область, Одинцовский район, д. Дунино, д. 2);
  • Бориса Пастернака (Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Павленко, д. 3);
  • Корнея Чуковского (Москва, пос. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Серафимовича, д. 3);
  • Музей Серебряного века (Москва, Проспект Мира, д. 30).

К этому же музейному комплексу относится и Музей Серебряного века, открытый в 1999 году. Каждая литературная выставка настолько полна и глубока по своему содержанию, что сама по себе может служить основой для открытия еще одного полноценного и востребованного музея. Совсем недавно, в конце 2014 года, был отреставрирован и передан этому учреждению старинный двухэтажный особняк XIX века, принадлежавший знаменитому русскому меценату Савве Морозову. В этом же году окончена реконструкция мемориального здания-особняка в Кисловодске, где бывал Солженицын – это тоже один из филиалов, который задумано использовать не только как музейную площадку, но и как культурный центр, где будут постоянно проходить встречи с литераторами.

С именем Давида Боровского связана новая эпоха в сценографии. Знатоки театра справедливо связывают знаменитые спектакли Таганки не только с именем Любимова, но и с именем Боровского. Всегда казалось, что метафора художника обнажает всю мысль спектакля, его дух, его нерв.Творческий путь Давид Львович начинал в Киеве, сотрудничал с драматическими и оперными театрами в Москве, Петербурге, Париже, Будапеште, Мюнхене, Милане… Наверное, нет на земле такого театрального города, где бы не слышали о Боровском.Мемориальным музеем стала мастерская художника, в которой Давид Львович работал последние годы жизни. Он любил это место, любил арбатские переулки, вид на крыши домов с высоты пятого этажа, обстановку и тишину уединения. Шкафы, стеллажи, светильники, стол, верстак, «инструменты творчества», висящие на стенах рамы для картин… – всё подлинно, и потому свидетельствует о личности художника, о простоте и скромности, строгости вкуса, чувстве меры во всём, об аскетизме – стиле жизни Боровского и его стиле в искусстве.Музей располагает богатым художественным и документальным материалом, предоставленным семьёй художника: эскизами, макетами, рукописями, фотографиями и личными вещами. Экспозиция создана известным театральным художником Александром Боровским, сыном Давида Львовича.Пространство мастерской организовано так, чтобы здесь было удобно работать профессионалам и студентам художественных вузов, а также интересно и познавательно побывать любителям искусства.

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей) имеет богатую и сложную историю. По свидетельству автора концепции центрального литературного музея страны Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича (1873–1955), идея музея сформировалась ещё в 1903 году, когда он находился в эмиграции в Женеве.

История нынешнего ГМИРЛИ имени В. И. Даля восходит к созданию двух музеев, посвящённых наследию великих русских классиков. Московский государственный музей имени А. П. Чехова был основан в октябре 1921 года, его коллекции ныне находятся в фондах ГМИРЛИ имени В. И. Даля, ведущего свою родословную именно от этой даты и готовящегося в октябре 2021 года отметить своё столетие.

Инициатива создания музея другого русского классика, Ф. М. Достоевского, также была выдвинута в 1921 году, накануне столетия писателя. Музей Достоевского был основан в 1928 году, а в 1940 году вошёл в состав главного литературного музея страны.

Особое значение в истории ГМИРЛИ имени В. И. Даля имеет создание в 1933 году по инициативе В. Д. Бонч -Бруевича Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики. В его фондовые коллекции были включены музейные предметы, приобретённые, в том числе, в результате работы учреждённой в 1931 году государственной Комиссии по выявлению находящихся за границей памятников литературы и искусства народов СССР. Для обеспечения работы комиссии были выделены значительные финансовые средства, в том числе из золотовалютных резервов. Если учесть, насколько непростым для СССР был период на рубеже 1920–1930 -х годов, становится очевидным, что создание и развитие главного литературного музея литературоцентричной страны являлось важнейшей государственной задачей.

16 июля 1934 года приказом наркома просвещения Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики был упразднен, вместо него был создан Государственный литературный музей, который, согласно этому приказу, уже не имел юридической автономии и был введён в состав Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Начался нелегкий период в работе главного литературного музея страны, которому вскоре удалось вернуть статус самостоятельного учреждения культуры.

К концу 1930-х годов коллекция музея насчитывала сотни тысяч реликвий - рукописей, книг, документов, фотографий, предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, мемориальных вещей. Именно тогда в музее появились многие ценные собрания, сформировался высокопрофессиональный коллектив, началась интенсивная научная и издательская деятельность.

В 1941 году по решению правительства большинство рукописей из собрания музея были изъяты и переданы в ведение Главного архивного управления, подведомственного наркомату внутренних дел. Несмотря на это, благодаря интенсивной собирательской работе, музей со временем вновь стал одним из крупнейших хранителей материалов по истории отечественной литературы.

26 июля 1963 года, согласно приказу Министерства культуры СССР, музей официально получил статус «головного музея, на который возложена координация научно-исследовательской и экспозиционной работы однопрофильных музеев страны и оказание им консультативной и методической помощи». В течение следующих десятилетий при непосредственном участии сотрудников флагманского литературного музея страны были созданы десятки музеев в разных регионах СССР, в том числе крупные и ныне широко известные, были обновлены многие постоянные экспозиции ведущих литературных музеев. В 1984 году музей был награжден Орденом Дружбы народов.

В 2015 году по предложению музея была сформирована Инициативная группа ведущих литературных музеев России, а затем - Ассоциация литературных музеев , с 2018 года работающая на правах секции Союза музеев Российской Федерации.

В апреле 2017 года флагманский литературный музей страны получил новое официальное наименование: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Это название в полной мере соответствует не только современной миссии крупнейшего литературного музея страны, но и замыслу создателя научной концепции музея В. Д. Бонч-Бруевича, считавшего, что краеугольным условием существования такого крупного учреждения культуры должно быть сочетание функций пяти культурных институций: собственно музея, а также архива, библиотеки, исследовательского института и научного издательства.

На сегодняшний день коллекция музея составляет свыше полумиллиона единиц хранения, что позволило создать более десяти мемориальных экспозиций, ныне известных не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны: «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» , «Дом-музей А. П. Чехова» , «Дом-музей А. И. Герцена» , «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» , «Музей-квартира А. Н. Толстого» , «Музей Серебряного века», «Дом-музей М. М. Пришвина» в деревне Дунино, Дом-музей Б. Л. Пастернака » в Переделкине, «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине, « Информационно-культурный центр „Музей А. И. Солженицына “ в г. Кисловодске».

В составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля работают две выставочные площадки в отделах «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» и «Доходный дом Любощинских-Вернадских », который также является центральным административным зданием.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

  1. Ремонтно-реставрационные работы и реэкспозиция отдела «Дом-музей А. П. Чехова» .

  2. Создание на базе отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музея истории литературы ХХ века» , в который войдут экспозиции посвященные литераторам разных эстетических направлений и судеб - и тем, кто был официально признан в советскую эпоху (А. В. Луначарский), и гонимым, запрещенным писателям (О. Э. Мандельштам), а также авторам Русского зарубежья (А. М. Ремизов).

  3. Открытие в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля к 200-летию Ф. М. Достоевского Музейного центра «Московский дом Достоевского» .

  4. Создание современного комплексного депозитария , в составе которого будет открыт инновационный «Музей звучащей литературы» и организованы открытые хранения музейных предметов.

  5. Комплексная модернизация и реэкспозиция отдела «Музей Серебряного века» и создание на его основе Музейного центра «Серебряный век» .

  6. Создание в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля Национального выставочного центра «Десять веков российской словесности» , в котором впервые в российской музейной практике будет создана постоянная экспозиция по истории отечественной литературы.

МИССИЯ МУЗЕЯ

  • Первая составляющая миссии : разработка и реализация принципов представления музейными средствами истории русской литературы на всем протяжении ее развития.
  • Абсолютно все литературные музеи Российской Федерации, кроме ГМИРЛИ, включая наиболее крупные, посвящены либо творчеству одного крупного писателя, либо определенному периоду развития литературы, либо группе литераторов, представляющих определенный регион. Поэтому музейное представление всей истории русской литературы входит исключительно в миссию ГМИРЛИ.

    Этот факт всегда осознавался в прошлом, достаточно вернуться к двум цитатам, предпосланных настоящей концепции в качестве эпиграфов. И Вера Степановна Нечаева (один из основателей Дома-музея Ф. М. Достоевского, старейшего музейного отдела, ныне входящего в состав ГМИРЛИ), и Клавдия Михайловна Виноградова (многолетняя заведующая Домом-музеем А. П. Чехова - отдела нашего музея) в один голос говорят о том, что главной задачей флагманского литературного музея страны является создание единой историко-литературной экспозиции.

    В. С. Нечаева в 1932 году пишет, что «Перестройка литературных музеев едва начата, - для ее успешного продвижения следует перейти к созданию музея литературы, отражающего ход развития исторического процесса в России».

    К. М. Виноградова через 30 лет, в 1961 году подчеркивает, что «музей вплотную приступил к подготовке экспозиции по истории русской литературы с древнейших времен до нашей современности. Однако, отсутствие помещения лишает его возможности развернуть эту экспозицию в полном объеме».

    Приходится констатировать, что данная задача не решена и по сей день и остается главной составляющей миссии ГМИРЛИ.

  • Вторая составляющая миссии : организация сетевого взаимодействия российских литературных музеев.
  • Еще в 1960-е годы тогдашний Государственный литературный музей официально был наделен полномочиями Всероссийского научно-методического центра в области организации работы и методического содействия развитию всех литературных музеев страны. Приказом Министерства культуры СССР от 26 июля 1963 года № 256 музей утвержден «головным музеем, на который возложена координация научно-исследовательской и экспозиционной работы однопрофильных музеев страны и оказание им консультативной и методической помощи».

    За прошедшие десятилетия подобное содействие было оказано более чем пятидесяти литературным музеям, из них некоторые были созданы при непосредственном участии специалистов флагманского музея (иногда - на основе экспонатов, переданных из его коллекции), либо в этих музеях были открыты при содействии головного музея новые экспозиции.

    В наши дни реализация этой составляющей миссии ГМИРЛИ приобретает особое значение, поскольку ставится задача организации сетевого взаимодействия литературных музеев с использованием современных средств коммуникации и электронных технологий.

    Именно в этих целях в 2016 году по инициативе ГМИРЛИ и Государственного музея А. С. Пушкина была создана Ассоциация литературных музеев в составе Союза музеев России.

    В состав инициативной группы по созданию Ассоциации, помимо инициаторов - ГМИРЛИ и ГМП, - вошли крупнейшие литературные музеи России: Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва), Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна“», Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова, Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева « Спасское-Лутовиново» , Орловский объединённый государственный литературный музей И. С. Тургенева, Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково», Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина » в Крыму, Ульяновский областной краеведческого музея имени И. А. Гончарова, Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург), Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (Московская область), Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького.

  • Третья составляющая миссии ГМИРЛИ - содействие решению важнейшей социальной задачи по поддержанию внимания и интереса к литературе и чтению .
  • В последние годы указанная задача приобрела особое значение: на государственном уровне созданы профильные федеральные программы, призванные содействовать развитию интереса к чтению: Национальная программа поддержки и развития чтения, Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

    В данных программах ГМИРЛИ не просто принимает деятельное участие, но и во многих случаях реализует функции инициатора, разработчика отдельных мероприятий. Примером деятельного участия музея в решении задач популяризации чтения может служить масштабный исследовательский выставочный проект «Россия читающая», реализованный музеем в 2015 году, который был официально объявлен в стране Годом литературы.

  • Четвертая составляющая миссии ГМИРЛИ: осуществление функций по музеефикации и экспонированию новейшей литературы .
  • Практика последних десятилетий показывает, что процесс создания новых литературных музеев идет достаточно медленно, для их организации требуются серьезные ресурсы. Помимо наличия коллекций, необходимы и значительные средства на обустройство мемориальных помещений. За последнее десятилетие были поддержаны инициативы по созданию очень немногих музеев современных писателей, среди них - А. И. Солженицын, В. И. Белов, И. А. Бродский, В. Г. Распутин. Это означает, что огромный пласт литературы новейшего времени оказывается вне музеефикации. Реликвии, связанные с жизнью и творчеством таких крупных писателей, как, например, Белла Ахмадулина или Фазиль Искандер, в лучшем случае оказываются в собственности коллекционеров, а в худшем вообще уходят из культурного обихода. В последние годы ГМИРЛИ приобрел известность не только в качестве популярной площадки для встреч, презентаций, обсуждений, связанных с современной литературой, но и как ресурсный центр музеефикации наследия недавно умерших, а в отдельных случаев и ныне здравствующих крупных писателей. При этом имеются в виду писатели новейшей эпохи, родившиеся, жившие и работавшие не только в столичных центрах, но и во всех регионах Российской Федерации.

  • Пятая составляющая миссии ГМИРЛИ : профессиональное музейное представление литературы разных эпох на международной культурной арене .
  • Помимо функций централизованного представления музейной истории литературы в разных регионах Российской Федерации, описанных в четвертой составляющих миссии ГМИРЛИ, весьма актуальна и задача представления и продвижения отечественной литературы за рубежом. Не подлежит сомнению, что именно ГМИРЛИ является наиболее универсальным ресурсным центром для организации выставочных, научных и культурных проектов, посвященных русской литературе, в музейных, научных, выставочных и образовательных центрах на территории зарубежных стран.

    Объем и структура коллекции музея позволяют готовить и реализовывать международные проекты самого высокого уровня. Только за последние несколько лет подобные выставки работали в Германии, Франции, США, Англии, Китае, Венгрии, Испании и других странах, также в России работали выставки, подготовленные в партнерстве с ведущими зарубежными музейными организациями. Среди крупнейших международных проектов последних лет - российско-немецко-швейцарская выставка «Рильке и Россия» (2017–2018, Марбах, Цюрих, Берн, Москва), выставка «Достоевский и Шиллер» в рамках фестиваля «Русские сезоны» (2019, Марбах).

    
    Top