Как делать арты и поп-арт в Photoshop. Фото в стиле Pop-art Фотошоп для создания артов

Стиль обработки поп-арт не теряет своей популярности. Его применяют для рекламных постеров, в дизайне журналов и просто в соцсетях, в качестве привлекательных аватарок и агитационных баннеров.

В этой статье мы расскажем, как сделать арт в Photoshop. А точнее, мы будем делать из фото арт картинку. И несомненно, лучшая программа для создания артов из фотографий - это Photoshop. Создать арт можно несколькими способами. Мы рассмотрим наименее трудозатратный и наиболее быстрый.

Для работы нам понадобится портрет. Открываем изображение в Photoshop. Делаем дубликат слоя изображения (Ctrl+J ).

Фон на изображении нужно удалить. Как отделить объект от фона мы писали ранее в статье .

Если у вас однородный фон на фото, воспользуйтесь инструментом «Волшебная палочка»/Magic Wand Tool либо . Если фон сложный, то вам нужен инструмент «Быстрая маска»/Quick mask mode .

В нашем случае отделить девушку от фона можно инструментом «Быстрое выделение»/Quick selection tool . Работаем с дубликатом изображения.

Выделите фон, не задевая модель. После этого инвертируйте выделение (Ctrl+I ). Теперь выделен не фон, а объект на фоне, в нашем случае - девушка.

После этого достаточно нажать сочетание клавиш Ctrl+C , Ctrl+V , чтобы отделённое от фона изображение девушки было перенесено на прозрачный слой.

Теперь нам нужно выбрать в «Галерее фильтров»/Filter Gallery тот, с помощью которого можно сделать обводку контуров на нашем чёрно-белом фото и постеризацию теней и светов. Постеризация разобьёт оттенки на уровни, переход между которыми будет очень резкий. На этом этапе создания арта к каждому фото стоит подобрать свой фильтр или даже два, если есть необходимость. Вероятнее всего подойдут следующие фильтры: «Штрихи»/Brush Strokes/«Обводка»/Ink Outlines и «Акцент на краях»/Accented Edges ; «Эскиз»/Sketch /«Ксерокопия»/Photocopy ; . Галерея фильтров находится в пункте «Фильтр»/Filter главного меню программы. Важно! Когда подбираем фильтр, основные рабочие цвета должны быть чёрный и белый.

В нашем случае идеально подошел фильтр «Имитация»/Artistic/«Очерченные края»/Poster Edges . Фильтр настраиваемый. Слева в диалоговом окне нужно перемещать ползунки, пока не добьётесь желаемого результата. «Толщину краев»/Edge thickness задаем 1 , «Интенсивность»/Edge Intensity - 0 , «Постеризацию»/Posterization - 1 . Обратите внимание на то, как света и тени разбились на уровни. Завершив подбор параметров, нажмите Ok .

Остаётся раскрасить изображение. В этом нам поможет корректирующий слой «Карта градиента»/Gradient Map . Вызвать можно в списке корректирующих слоёв, в нижней части палитры слоёв.

Откроется диалоговое окно. Двойным щелчком по градиенту вызываем настройки.

В них нам предстоит задать четыре точки цветов для градиента. Двигаться будем слева направо.

Еще больше о Photoshop - на курсах .

Внизу градиента есть ползунки. Они являются контрольными точками(stops). Слева точка - на Позиции/Location 0%, справа - на 100%. Одним кликом мышки внизу, под градиентом, можно создать новую точку. Ухватив, её можно перемещать влево и вправо. Лишние точки можно удалить, выделив и нажав на «Удалить»/Delete. Нам предстоит поставить точки на позиции 25%, 50%, 75%. Каждой точке зададим цвет. Две последние точки будут одинакового цвета, приблизительно похожего на тон кожи человека.

Задать цвет в контрольной точке можно, сделав по ней двойной щелчок (по ползунку). Откроется палитра. На градиенте всех цветов ползунок смещаем в нужный цвет и в большом окне градиента оттенка выбираем подходящий тон. Закрываем окно.

А теперь точки по очереди.

С добавление каждой новой точки уровни теней будут окрашиваться.

Установим точку на позиции 25%, цвет зададим красный.

Следующая точка будет голубого цвета, позиция 50%.

Предпоследняя точка 75%. Её цвет подбираем близким к цвету кожи. Внизу есть окошко с пометкой # . Скопируйте из этого окошка код цвета (выделяем и жмём Ctrl+C ).

Самая последняя точка у нас уже есть. Позиция 100%. Щёлкаем по ней дважды, открываем палитру, в окошке с пометкой # выделяем надпись и вставляем наш скопированный код, нажав Ctrl+V . Закрываем окно. Карту градиента тоже закрываем, нажав Ok .

Корректирующий слой карты градиента нужно прикрепить к слою с изображением девушки, так как мы будем рисовать задний фон. Чтобы закрепить корректирующий слой, подведите курсор мыши между ним и тем, к которому его применяли. Удерживая зажатым Alt , щёлкните между корректирующим слоем и слоем с изображением. У корректирующего слоя появится стрелка, указывающая на прикрепление к слою ниже.

Создаём новый слой (Shift+Ctrl+N ) и перетаскиваем его под слой с изображением девушки.

Оставаясь на новом слое, берём инструмент «Прямоугольная область»/Rectangular Marquee Tool .

Ставим курсор в верхнем левом углу изображения и, зажав левую клавишу мыши, тянем вниз, справа придерживаемся середины изображения. Появится область, обведённая пунктиром. Затем выбираем инструмент «Заливка» (клавиша G ). Цвет можно подобрать, кликнув двойным щелчком по образцам основных цветов, который находится в самом низу панели инструментов.

Жанр: Иллюстрации

В данном уроке я хотела бы объяснить новичкам (или же людям, которые "пришли" из других программ) принципы работы в программе Adobe Photoshop на примере создания обыкновенного портрета (͡° ͜ʖ ͡°) Длинный урок.

1. Начало работы


Итак. Вот перед нами окно Photoshop. Человек, который впервые видит это, чаще всего просто не знает, с чего начать. Я выделила основные инструменты, с которыми предстоит работать в данной программе. 1. То, что вызывает проблемы у большинства новичков в пользовании данной программы. Человек просто не знает, как смешивать цвета, когда кисть идет одним сплошным жирным цветом. Чтобы избежать нервотрепки на эту тему, тыкаем на выделенные кнопочки. Они отвечают за нажим и интенсивность цвета. Так же можно играть непрозрачностью для удобства рисования. (Окна появляются лишь в том случае, если активен инструмент "Кисть") 3. Инструмент кисть. 4. Ластик. 6. Отсылка к пункту номер три. В окне, которое появляется, если нажать на стрелку, можно менять размер кисти и саму кисть. В соседнем правом окне можно изменить настройки кисти. (Окна появляются лишь в том случае, если активен инструмент "Кисть") 2. Здесь всё просто и понятно. Слои, как они есть. Создать слой и удалить слой. Сразу скажу, что если вы будете рисовать на фоне, то уже не сможете ничего рисовать под ним, поскольку фон залит белым цветом по-умолчанию, в отличии от начального фона в SAI, который, в принципе, прозрачный. 5. Поворот листа, лупа и палитра. 7. Пипетка. Не подумайте, она не для того, чтобы тырить цвета с фоток. Она вызывается клавишей левый alt и благодаря ей можно смешивать цвета, накладывая слои цвета поверх основы. Гм. Тавтология получается.

2. Нажим и интенсивность цвета

Пример того, как работают кнопки под цифрой 1 в первом пункте.

3. Скетч


Чтобы начать рисовать, обязательно создаём новый слой. Выбираем удобную вам кисть. Я нарисовала простой скетч-портрет для показа.

4. Основа


Создадим второй слой под первым. На нем накидываем основные цвета.

5. Оттенки


На том же слое поверх рисуем блики, тени, добавляем различные цвета, чтобы рисунок выглядел объёмнее и интереснее.

6. Смешивание цветов

Здесь возвращаемся к использованию пипетки и кисти. Принцип прост: жмем alt и мажем. Жмем и мажем. Многие вам скажут, что от кисти ничего не зависит. Так вот, на деле это совсем не так. В зависимости от выбора кисти ваш предмет будет различной формы и сглаженности.

7. Придача формы


Если вы еще не устали листать похожие друг на друга картинки, то мы продолжаем. Создаём новый слой над скетчем. Начинаем мазать-мазать-мазать цветом сверху, пока не добиваемся приятного глазу результата. Степень проработки зависит от вашей лени и времени `v`

8. О режимах наложения и обтравочной маске


Мы подошли к тому этапу, когда хотим подредактировать свою работу. Но как? Давайте разберемся. В фотошопе есть такая штука, как режимы наложения. Кнопка, отвечающая за режимы наложения, находится прямо над слоями и на ней по-умолчанию стоит значение "Обычные". Чтобы открыть окно, нужно нажать на него левой кнопкой мыши и выбрать любой режим тем же нажатием ЛКМ. Помимо этого, есть в фотошопе такая вещь, как обтравочная маска. Вызывается она нажатием правой кнопки мыши на слое (Чтобы случайно не превратить часть рисунка в обтравочную маску, создайте новый слой и кликните ПКМ на нём). Что нам даёт обтравочная маска? По сути это аналог "Прикрепления слоя", с которым наверняка знакомы пользователи SAI. Обтравочная маска ограничивает область рисования с целого листа до нарисованного на предыдущем слое. Если создать обтравочную маску над другой обтравочной маской, они будут действовать на слой, к которому прикреплена первая маска. То есть, если мы рисуем примером нашего портрета, то маска будет действовать только на последний слой, где мы дорабатывали рисунок. Нехорошо получается. Однако, не используя маски, мы будем закрашивать все слои, что есть ниже. Ой! Мы замазали фон!

9. Выделения цветом при помощи режимов наложения


Чтобы подчеркнуть особые места на рисунке, показать свет или просто наложить сверху градиент для "симпатичности" мы можем использовать те же режимы наложения. На рисунке я отметила те места, куда может падать свет. Создадим новый слой со значением "Мягкий свет". Используя инструмент кисть, нанесём белый цвет на выделенные места. Пусть для примера я и использовала пятиминутный скетч, но даже по нему можно заметить, что появляется некое ощущение объёма и атмосферы.

10. Градиент и режимы наложения


Создадим новый слой со значением "Мягкий свет". Чтобы использовать градиент, вы должны выбрать кнопку, которая находится под "Ластиком" и провести прямую линию на рисунке. Есть различные виды градиентов, но пока мы рассмотрим только вид по-умолчанию. Если вы не выбирали градиент из меню, которое автоматически появляется во второй верхней панели и открывается кликом по стрелочке, то градиент будет соответственен цветам вашей палитры. Если первый цвет у вас розовый, а другой синий, то и градиент у вас будет розово-синим. Градиент может быть только одного, постепенно растворяющегося, цвета. Чтобы изменить структуру и цвет градиента (например, в том случае, если вы всё же выбрали образец из меню), открываем всё тоже меню образцов градиента. Первые два градиента соответственны цветам вашей палитры. Первый - двухцветный, а второй - полупрозрачный. Проводим линию градиента на слое со значением "мягкий свет". Кажется, наш рисунок стал немного теплее =)

11. Немного о кривых


Хм. Давайте нарисуем зайчика. В какой-то момент вы решили, что он получился слишком бледным. Не стоит пугаться, это можно исправить. В моём случае окно "Коррекция" располагается над окном "Слои". Если этого окна у вас нет, нажмите левой кнопкой мыши на пункт "Окно" в самой верхней панели и выберите пункт "Коррекция". Вы можете выбрать любой значок на панели и поэкспериментировать. Для примера я возьму "Кривые". Поставим случайное значение наших двух точек и наш зайчик станет гораздо ярче! Вы можете брать на кривой и более двух точек, хотя в основном вам потребуются только эти две.

12. Последние шаги


И вот, когда наше изображение почти готово, мы можем подредактировать цвет, чтобы придать рисунку атмосферы, легкости и т.д. и т.п. Играемся с яркостью и контрастом. Создаём новый слой со значением, допустим, "Мягкий свет" и отмечаем цветом нужные вам места `v` Вот и всё! Наш портрет готов. P.S. Большое спасибо Vornava за исправления, подсказки и указания на очепятки =)

Популярность мобильных приложений «Prisma», «Mlvch», «Ultrapop» и других аналогичных программ, использующих нейросети для трансформации пользовательских фото в художественные картины популярных стилей прошлого, инспирирует разработчиков на создание сетевых инструментов, способных выполнять схожие операции. В данном материале я представлю вниманию читателя онлайн-сервисы, позволяющие сделать арт из фото, перечислю их особенности и расскажу, как с ними работать.

Сервисы, позволяющие получить арт из картинки, довольно просты, удобны в работе, работа с ними интуитивно-понятна, и не создаст каких-либо проблем даже у новичка.

Алгоритм работы с указанными ресурсами выглядит следующим образом: вы переходите на ресурс, выбираете шаблон того, как должно выглядеть ваше фото после трансформации. В зависимости от специфики сайта представлены шаблоны различных художественных стилей и работ известных художников – импрессионизм, экспрессионизм, поп-арт, минимализм, Дали, Пикассо, Кандинский и др.


После выбора стиля вам предлагают загрузить ваше фото на ресурс с помощью кнопки «Upload» (Загрузить). После загрузки выбираете поле для обработки вашего изображения (всё фото или его часть), затем жмёте на кнопку запуска процесса трансформации изображения, и через несколько секунд получаете результат.

Если качество вас устроило, тогда жмёте на «Сохранить» (Save, Download) и загружаете картинку к себе на ПК.

Лучшие онлайн-сервисы, чтобы сделать арт из фото

Рассмотрим список сервисов для создания рисунка из фото в режиме онлайн.

Popartstudio.nl — студия поп-арт эффектов

Нидерландский сервис popartstudio.nl предлагает вам трансформировать ваши фото в изображения стиля поп-арт. В частности, в духе работ известного художника Энди Уорхола. Механизм работы с сервисом стандартен для инструментов данной направленности, при этом указанный ресурс оставляет небольшой логотип внизу трансформированного изображения.


Funny.pho.to переведёт фото в нарисованную картину

Данный сервис funny.pho.to предлагает превратить ваше фото в настоящий художественный арт-шедевр всего за пару кликов. Последовательность операций шаблонна для сервисов данного плана:


Ru.photofacefun.com поможет сделать фотомонтаж

Данный онлайн-сервис обладает абсолютно простым инструментарием для трансформации вашего фото в арт. Для этого выполните следующее:

Lunapic.com трансформирует картинку в арт

Англоязычный сервис lunapic.com позволит вам сделать арт из множества представленных на сервисе шаблонов. При этом он обладает рядом приятных особенностей: с помощью полоски регулирования можно отследить все произведённые изменения, вы можете просмотреть анимацию изменений, а также использовать разнообразный инструментарий графического редактора (строка инструментов слева).

Для работы с сервисом выполните следующее:

Snapstouch.com онлайн-редактор преобразования фото в эскиз

Простой англоязычный сервис snapstouch.com позволяет превратить ваше фото в изображение, нарисованное карандашом или красками, обозначить контуры объекта на рисунке, выполнить ряд других похожих эффектов.

Чтобы воспользоваться возможностями данного сервиса выполните следующее:


Заключение

В данном материале мной было описано создание арт из фотоснимка в режиме онлайн, и какие сетевые сервисы нам в этом помогут. Среди перечисленных мной ресурсов неплохие результаты показывают ресурсы popartstudio.nl и lunapic.com, рекомендую воспользоваться их функционалом для превращения ваших лучших фото в прекрасные образцы изобразительного искусства.

Сегодня картины или арты, созданные с помощью компьютера, вызывают не меньший интерес, чем обычные полотна, написанные на бумаге. Управляться с курсором мышки ничуть не легче, чем водить по холсту карандашом или кистью. Некоторые художники, профессионально занимающиеся электронным искусством рисования, прибегают к помощи специальных устройств вроде графических планшетов, что позволяет исключить мышь, но в этом случае необходимо особенное программное обеспечение.

Рассмотрим лучшие программы для создания артов на персональном компьютере как для любительской среды, так и для профессиональной. Обозначим ключевые возможности софта, удобство пользования и доступность продуктов для разных пользователей. Маститый «Фотошоп» мы упоминать не будем, потому как буквально все ПК-художники и без того знают о его существовании и повсеместном засилье в наших компьютерах, а разберём менее известные и толковые утилиты для рисования.

Paint.NET

Это базовая программа для создания артов, которая включена почти в каждую копию платформы «Виндовс». В её распоряжении есть все необходимые для начального рисования инструменты: кисть, карандаш, ластик и заливка. Причём каждого инструмента по десятку разновидностей: толщина, насыщенность, фора и т. д.

Для ценителей виртуального искусства в стиле абстракционизма и кубизма в программе для создания артов предусмотрены фигуры треугольника, прямоугольника, растягивающегося эллипса, многогранников и облака разговоров для комиксов. С поддержкой графических форматов также никаких проблем нет. На официальном ресурсе «Майкрософта» и на любительских сайтах можно найти какие-то дополнительные плагины и надстройки, которые в значительной мере расширяют возможности программы для создания артов, превращая её в настоящего монстра искусства.

Порекомендовать утилиту можно любому начинающему художнику, что называется, для пробы пера. На создание каких-то серьёзных полотен с помощью этой программы рассчитывать не приходится, но набить руку вполне возможно.

The GIMP

Это довольно мощная программа для создания пиксель-артов, и по своему функционалу она максимально плотно приближена к легендарному «Фотошопу». Возможности утилиты позволяют не только с нуля нарисовать картину, но и наложить множество эффектов на уже готовые изображения. Кроме того, функционал программы спокойно справляется с первоначальной вёрсткой сайтов или каких-то других дизайнерских макетов.

Программа для GIMP поддерживает многослойную работу с изображениями, подробную настройку инструментария, максимально точную цветовую калибровку и прочее. Также утилита поддерживает профессиональные графические планшеты, поэтому порекомендовать её можно как художникам со стажем, так и начинающим любителям.

Inkscape

Ещё одна качественно проработанная программа для создания поп-арта и сложного рисования. Утилита позволяет выполнять любые операции с контурами, редактировать градиент, менять стиль и тип узлов. В общем, в софте предусмотрено практически всё, чтобы рисовать профессиональные шедевры искусства.

Кроме того, в настройках можно найти большое количество предустановленных фигур, которые можно менять как вам захочется. Программа поддерживает удобные «горячие клавиши» и экспорт не только во все популярные графические форматы, но и специфические, вроде XML. Профессиональным рисовальщикам есть где развернуться на полях Inkscape, но любителям будет сложно разобраться со всеми нюансами и спецификой утилиты, поэтому им лучше выбрать что-то попроще или же хорошенько проштудировать мануал.

SmoothDraw

Это отличная программа для создания арта из фото. Утилиту взяли на вооружение десятки тысяч пользователей, среди которых и профессиональные художники, и любители-новички. Здесь нет необходимости, как в предыдущих программах, досконально изучать меню и имеющийся инструментарий - достаточно открыть новый файл и дать волю своему воображению с помощью интуитивно понятного и грамотно визуализированного функционала.

В вашем распоряжении - многослойность объектов, вращение холста по всем осям, режимы смешивания и субпиксельные уровни сглаживания. Помимо стандартного набора инструментов для живописи на готовых фото или с чистого листа, утилита включает в себя редкие готовые кисти вроде граффити, звёзд, травы или капель воды. Также программа полностью поддерживает графические планшеты, что явный плюс для такого софта.

PixBuilder Studio

Ещё одна программа для редактирования и создания пиксель-артов, то есть растровой графики. Возможности софта также позволяют спокойно прорабатывать дизайн веб-сайтов, поэтому утилита пользуется завидной популярностью у веб-мастеров, составляя конкуренцию именитому «Фотошопу».

Кроме уже привычного базового набора инструментов, есть работа со слоями, многоэтапная отмена операций, настройка линий кривых и уровней, а также подгонка популярных эффектов «Блум» (размытие) и резкости. Также у пользователя есть возможность на своё усмотрение настроить интерфейс: закрепить инструменты, вывести важные опции как отдельные элементы и т.д. Работать с программой вполне комфортно как профессионалам, так и новичкам-любителям.

Manga Studio

Это специальная программа для создания аниме-артов. Пользователю доступен шикарный набор инструментов для рисования манги и комиксов. Те, кто досконально изучил мануал и хорошо разобрался с ветками меню так же, как с горячими клавишами, считают утилиту самой удобной для ваяния аниме.

Весь инструментарий, причём настраиваемый, всегда у вас под рукой: скринтон, окраска, чёрный контур, осветлитель и т. д. Если вы малознакомы с софтом такого плана, а порисовать аниме ну очень хочется, то к вашим услугам расширенная версия программы с пошаговой инструкцией на выбор - иллюстрации или видео, где подробнейшим образом объясняются все нюансы этого мероприятия - от азов до создания профессиональных манга-полотен.

Livebrush

Эту утилиту можно назвать ярким примером того, как должна выглядеть качественная рисовалка для детей. Несмотря на свою специфичность, программа пользуется завидной популярностью и среди состоявшихся художников.

Одна из отличительных особенностей данного софта - это векторные узоры, где пользователь может нанести рисунок заданных форм и размеров. Здесь вы без труда оформите славянские или восточные орнаменты, какие-то симметричные сетки или готические узоры. И без того громадный выбор кистей можно расширить собственными настройками или же загрузить ещё больший ассортимент как с официального ресурса разработчика, так и с других любительских ресурсов.

Софт прекрасно показал себя в работе с графическими планшетами и полностью поддерживает все протоколы стилусов. Причём программа отслеживает не только силу нажатия на перо, но также и его наклон, что для многих художников является критичным моментом при выборе утилит такого плана.

PaintTool SAI

Эта утилита, наряду с «Манга Студией», стала популярна у фанатов японских комиксов. Кроме того, многие пользователи нарекли её программой для создания артов на Minecraft из-за специфичного и удобного для этого дела инструментария. Утилита также отлично подойдёт для любителей порисовать пейзажи и портреты в стиле гиперреализма или поп-арта.

Пользователю доступен широкий набор инструментов: шариковые ручки, чернила, десятки кисточек, карандаши разных мягкостей, пастели, акварели и т. д. Причём каждый отдельный инструмент можно настроить под какие-то свои нужды. Также есть возможность параллельной работы с несколькими холстами и поддержка многослойности объектов. Данным софтом пользуются как профессиональные художники, так и начинающие любители, и как уже говорилось выше - это практически идеальная программа для создания артов для «Майнкрафт».

Affinity Designer

Это неплохой софт для создания артов с классическим дизайном и привычным набором инструментов. Здесь вы найдёте большой ассортимент кистей, градиентов и других вспомогательных режимов. Среди прочей массы похожих утилит, эта программа выделяется тем, что отлично справляется с векторными объектами и может легко обрабатывать растровые изображения. Многие используют данный софт не столько для рисования с нуля, сколько для ретуширования фото и дальнейшей обработки в арт-произведение.

Один их явных минусов программы - это отсутствие поддержки сторонних плагинов. Всё, что доступно пользователю, это небольшой перечень надстроек на официальном ресурсе разработчика. Последний, кстати, обещал поправить этот недочёт в самое ближайшее время. Но и без дополнительных плагинов утилита на многое способна и порадует вас интуитивно понятным функционалом с хорошими художественными возможностями.

Подводя итог

Рисование - это дело специфическое. Кому-то нравится ваять пейзажи, кто-то предпочитает рисовать лица, а кого-то хлебом не корми - дай всю реальность превратить в японскую мангу. Несмотря на схожесть всех вышеперечисленных продуктов и функциональность, каждая утилита имеет какие-то свои отличительные особенности.

Перед тем как браться за создание очередного шедевра, которым будут восхищаться ваши друзья, обязательно учитывайте направленность и набор инструментария той или иной художественной программы. Лучше потратить пару часов на изучение мануала понравившегося софта, чем потом портировать ваше произведение в другую утилиту с потерей данных за неимением какой-нибудь кисточки.

В этом уроке вы узнаете, как создать красивый цветной карандашный рисунок из фотографии, используя художественные линии, градиенты, эффекты шума для имитации техники аэрографа, а также используя стандартные инструменты для создания простого дизайна рисунка. Достаньте свой планшет, откройте программу Adobe Photoshop, и давайте приступим.

Итоговый результат

1. Создайте новый документ

Шаг 1

Создайте новый документ в программе Adobe Photoshop (я использую версию CC 2014), установите примерно следующие размеры 8 дюймов х 10 дюймов при разрешении 300 пик/дюйм. Размеры данного документа произвольные, поэтому, вы можете использовать свои размеры рабочего документа, которые подойдут для вашей исходной фотографии или для вашего дизайна.

Откройте своё исходное изображение. В этом уроке, я использую фотографию, которая указана на скриншоте ниже, её можно приобрести на сайте PhotoDune . Выделите всё изображение (Ctrl+A), Скопируйте (Ctrl+C), а затем Вклейте (Ctrl+V) скопированное изображение на наш рабочий документ. Уменьшите Непрозрачность (Opacity) слоя с исходной фотографией до 60%, а затем нажмите значок Сохраняет всё (Lock All), чтобы закрепить слой.

Шаг 2

Кисть, которую мы используем для создания художественных линий, это изменённая стандартная кисть. Перейдите в закладку Кисти (Brush), в настройках выберите жёсткую круглую кисть, задайте угол и форму кисти, придав заострённый вид эллипса и угол 39° или примерно такой же. С помощью этой кисти, мы придадим нашим линиям отточенный каллиграфический вид. В настройках Динамика формы (Shape Dynamics), выберите Управление (Control): Нажим пера Колебание размера (Size Jitter).

2. Проведите обводку черт лица

Шаг 1

Создайте новый слой и с помощью кисти, которую вы только что создали, начните обводить глаза модели. Используйте тёмный оттенок, только не чёрный цвет. Я выбрал тёмно-фиолетовый оттенок (#362641). Я решил начать с обводки века, включая обводку внешних уголков ресниц. Я аккуратно обводил линию, делая её тоньше по направлению к центру лица.

Ещё раз пару раз пройдитесь по нарисованным линиям, чтобы выровнять их, сделать их более утолщёнными и более равномерными. Не переживайте относительно множества деталей. Мы аккуратно обведём черты лица, поэтому, детали лица не будут перегружать весь дизайн рисунка.

Шаг 2

Продолжайте обводить черты лица модели. Нарисуйте тонкую линию, представляющую переносицу, ноздри (крылья носа и ноздри), а также кончик носа. Для обводки губ, я использовал тонкую линию на верхней губе и более утолщённую линию у кончиков губ, а также в центре губ. Для имитации тени, используйте более утолщённую линию под нижней губой.

Используйте инструмент Ластик (Eraser Tool (E) для обработки линий, чтобы линии были чёткими и равномерными. Вот почему я работаю с документом с разрешением 300 пикс/дюйм: я могу увеличить масштаб и до мельчайших деталей работать над художественной линией.

Шаг 3

Для обрисовки бровей, я увеличил диаметр кисти в настройках кисти Другая динамика (Shape Dynamics) в закладке Кисти (Brush), а также установил Управление (Control): Нажим пера (Pen Pressure) из выпадающего меню ниже опции Колебание размера (Size Jitter). Начните прорисовывать брови от центра лица в сторону за счёт двух проходов кистью. Воспользуйтесь ластиком, уменьшив диаметр всё той же кисти, которую мы использовали.

Не забывайте про то, как выглядят брови на оригинальной фотографии. Пожалуй, вы могли бы аккуратно обвести их, но, на мой взгляд, лучше нарисовать брови кистью, что сделает ваши линии динамичными и интересными.

3. Нарисуйте серёжки

Шаг 1

Серёжки, которые представлены в данном уроке, нарисованы с помощью простых фигур и без подручной исходной фотографии сережёк. Давайте возьмём кисть и нарисуем их сейчас:

1. Нарисуйте простой круг. Вы также можете использовать инструмент Эллипс (Ellipse Tool (U), т.к. я знаю, насколько неидеальным может быть круг.

2. Скопируйте нарисованный круг, а затем вклейте на новый слой. Далее, отразите дубликат слоя по горизонтали, идём Редактирование - Трансформация - Отразить по горизонтали (Edit > Transform > Flip Horizontal). С помощью инструмента Перемещение (Move Tool (V), переместите дубликат слоя с кругом вправо. Объедините оба слоя с кругами (Ctrl+E). Далее, нарисуйте прямую линию между кругами, удерживайте клавишу (Shift), чтобы линия была прямой.

3. Нарисуйте короткие прямые линии с каждой боковой стороны круга, а затем с помощью кисти, нарисуйте кривую с левой боковой точки круга к центральной линии.
4. Нарисуйте такую же кривую справой стороны.

Шаг 2

Продолжайте рисовать серёжки в виде сердца, используйте цвет #ce3681 в качестве заключительного цвета для обводки линий:

1. Скопируйте / вклейте фигуру, которую вы нарисовали в предыдущем шаге, уменьшите масштаб дубликата слоя на 50% или примерно. Поместите дубликат фигуры в центре большой фигуры сердца. Объедините оба слоя. С помощью инструмента Перо (Pen Tool), обведите контур сердца от верхней центральной точки к нижней центральной точке.

2. Создайте новый слой. Выберите кисть, убедитесь, чтобы кисть была та же самая, с заострённым концом, которую мы настроили ранее в этом уроке. Установите размер кисти 4 px. Далее, Выполните обводку контура (Stroke Path), выбрав кисть в качестве инструмента обводки (Примечание переводчика: далее, автор из половинки контура, создаст цельное сердце).

3. Скопируйте, Вклейте, Отразите по Горизонтали дубликат половинки контура сердца. Отключите видимость слоя с базовым наброском серёжки. Далее, объедините оба слоя с половинками контура сердца, чтобы получить целое сердце на отдельном слое. Подкорректируйте контур сердца с помощью инструмента Ластик (Eraser Tool) или Кисть (Brush Tool).

4. Скопируйте, Вклейте контур сердца на новый слой. Уменьшите масштаб дубликата слоя, чтобы получить внутреннюю центральную часть сердца. Используйте оригинальный слой с нарисованной базовой фигурой сердца, чтобы выровнять центральную часть сердца. Создайте новый слой и с помощью кисти, нарисуйте прямую линию от нижней точки внутренней фигуры сердца. Нарисуйте ещё одну линию перпендикулярно первой линии, направив её в правую сторону, как показано на скриншоте ниже.

5. Завершите фигуру, нарисовав третью линию.

Шаг 3

Создайте новый слой в палитре слоёв. Далее, с помощью инструмента Перо (Pen Tool), нарисуйте простую фигуру плюсика, используя прямоугольник, который вы нарисовали в предыдущем шаге. Удалите слои с набросками серёжки / базовыми линиями, доработайте окончательный дизайн серёжки. Объедините все слои с нарисованными фрагментами серёжки в один объединённый слой.

4. Завершите обводку портрета модели

Шаг 1

Продолжайте обводку исходного портрета модели. В данном случае, я с самого начала решил использовать ту же самую причёску, что и на оригинальной фотографии модели. На данном этапе урока, вы можете решить, какие детали исходной фотографии вы будете использовать в своём заключительном дизайне. Не забывайте рисовать фрагменты изображения модели, например, волосы, руки и т.д. на отдельных слоях, чтобы эти фрагменты можно было легко отредактировать, в случае, если вы решили изменить дизайн.

Шаг 2

Переместите изображение серёжки на наш рабочий документ, расположив серёжку, как показано на скриншоте ниже. С помощью инструмента Эллипс (Ellipse Tool), нарисуйте маленькие кружки над серёжкой. Далее, выполните Обводку контура (Stroke Path).

Шаг 3

Если вы решили изменить причёску модели, которая отличалась бы от оригинального изображения, то следующие шаги будут полезными для вас. Создайте новый слой и с помощью кисти маленького диаметра (та же самая кисть с заострённым концом, которую мы использовали в предыдущих шагах), начните рисовать локоны волос. Я начал с верхней части головы, нарисовав локоны волос до бровей модели. При желании, вы можете использовать другую фотографию, чтобы срисовать стиль причёски.

Шаг 4

Чтобы вам легче было нарисовать волосы, отключите видимость оригинального слоя с моделью. Далее, создайте новый слой, а затем нарисуйте линии, определяющие форму головы модели, учитывая черты лица модели. Это позволило мне получить правильный угол уложенной причёски. Далее, я удалил вспомогательный слой с набросками контурных линий, т.к. он мне больше не нужен.

Шаг 5

Я полностью завершил обводить контуры изображения модели. Обратите внимание, как линии утолщаются ближе к внешнему контуру изображения и становятся более произвольными нежели те линии, которые нарисованы в пределах контура изображения (в частности, это касается линии волос). Как только вы завершили обводку контурных линий, далее, объедините все слои, удалите любые вспомогательные слои с набросками контурных линий, и будьте готовы к следующему шагу, к созданию эффекта аэрографа.

5. Раскрасьте портрет модели

Шаг 1

Мой основной цвет для данного дизайна - бледно-розовый #ecd4f6. Создайте новый слой. С помощью инструмента Перо (Pen Tool), обведите контур изображения модели. Как только вы замкнули контур, залейте выделенную фигуру указанным цветом.

Шаг 2

Создайте новый слой поверх всех остальных слоёв, а затем с помощью инструмента Градиент (Gradient Tool (G), типа градиента Линейный (Linear), потяните градиент по диагонали. Цвета градиента, которые я выбрал: жёлтый, розовый, фиолетовый.

Поменяйте режим наложения для слоя с градиентом на Мягкий свет (Soft Light). Я отключил видимость слоя с розовой заливкой, чтобы вы могли увидеть эффект слоя с градиентом на скриншоте ниже. Данный эффект будет более очевидным в следующем шаге.

Шаг 3

Я настоятельно рекомендую использовать цвета градиента, которые бы дополняли основной цвет заливки, который вы выбрали для цвета кожи вашей модели. В данном случае, речь идёт о пастельных тонах. С помощью инструмента Перемещение (Move Tool), сместите слой с розовой заливкой вниз, а затем немного вправо, чтобы создать сдвиг от контурной линии.

Примечание переводчика: сместите цветную заливку, используя клавиши направления, т.е. сместите заливку стрелками.

Шаг 4

Создайте новый слой ниже слоёв с цветной раскраской. Выберите инструмент Кисть (Brush Tool), в настройках кисти выберите стандартную кисть Мел (Chalk), также уменьшите Непрозрачность (Opacity) кисти до 60%, а также уменьшите Нажим (Flow) кисти до 75%.

Шаг 5

Используя светлый оттенок, например жёлтый (#fffdda), прокрасьте мазками вокруг контура изображения модели. Я использую этот шаг, чтобы добавить новый цветовой оттенок к наброску, добавив текстуру к картине.

6. Добавьте мягкие цвета

Шаг 1

Создайте новый слой выше слоя с розовой заливкой контура изображения модели и ниже слоя с контурными линиями. С помощью кисти, выберите кисть мел, прокрасьте серёжки, а также аккуратно прокрасьте контур глаз модели. Далее, идём Фильтр - Шум - Добавить шум (Filter > Noise > Add Noise). Примените настройки для данного фильтра на своё усмотрение.

В настройках фильтра, я установил количество шума 10%, выбрал тип распределение шума Равномерное (Uniform), а также поставил галочку в окошке Монохромный (Monochromatic).

Шаг 2

Создайте новый слой поверх слоя, который вы создали в предыдущем шаге. Выберите инструмент Градиент (Gradient Tool), установите Радиальный градиент (Radial Gradient), цвета градиента от цвета переднего плана к прозрачному, где цвет переднего плана белый.

Добавьте небольшой радиальный градиент на губы модели. Проделайте то же самое на глазах модели, осветляя тени на глазах. С помощью ластика, скройте эффект белого градиента за контуром глаз и губ.

Шаг 3

Давайте, используем мягкие градиенты, чтобы имитировать распыление краски на теле модели.

1. Создайте ещё один новый слой. С помощью инструмента Градиент (Gradient Tool), добавьте небольшие мягкие радиальные градиенты фиолетового цвета (#9e57d7) на плече и руках модели.

2. Уменьшите степень непрозрачности инструмента или слоя, если на ваш взгляд цвет градиента слишком насыщенный.

3. Ослабьте градиент на грудной клетке, в том месте, где соприкасается рука.

4. С помощью инструмента Перемещение (Move Tool), сместите фиолетовый градиент вниз и немного вправо, точно так же, как мы это проделывали в Пункте 5, Шаг 3.

Шаг 4

Точно так же, как вы добавляли белый градиент на лицо модели, мы также добавим этот же эффект на волосы. Создайте новый слой поверх остальных слоёв с градиентами. С помощью радиального градиента, цвет градиента от белого цвета к прозрачному, нарисуйте мягкие градиенты на волосах модели. Скройте участки градиентов, цвет которых попал на лицо.

7. Нарисуйте бабочек

Шаг 1

Создайте новый слой, далее с помощью радиального градиента, цвет градиента от цвета переднего плана к прозрачному. Я использовал различные оттенки фиолетового, синего, бирюзового и розового цвета, добавив эффект распыления вокруг головы модели.

1. С помощью инструмента Произвольная фигура (Custom Shape Tool), нарисуйте бабочку. Далее, перейдите в закладку Контуры (Paths) и в нижней панели, нажмите кнопку Загрузить контур как выделенную область (Load Path as Selection). Скопируйте / вклейте скопированную фигуру бабочки вместе со цветным градиентом.

2. Находясь на залитом градиентом цветном слое, нарисуйте ещё бабочек. Загрузите активное выделение нарисованных бабочек, скопируйте/ вклейте на новый слой. Варьируйте размер бабочек, а также их расположение, как вы считаете нужным.

3. Используйте инструмент Перемещение (Move Tool), чтобы перемещать бабочек по всей сцене. Поверните бабочек, для этого идём Редактирование - Трансформация - Поворот (Edit > Transform > Rotate). Как только вас устроит расположение бабочек, объедините все слои с бабочками, а затем, отключите видимость цветного слоя, который мы создали в предыдущем шаге.

8. Добавьте эффект распыление краски

Шаг 1

Ещё раз создайте новый слой. Добавьте цветные радиальные градиенты вокруг фигуры модели. Также добавьте белый радиальный градиент в центре изображения, чтобы рассеять сами градиенты. На данный момент, картина выглядит так, как будто на неё несколько раз распылили краску аэрографом.

Шаг 2

Добавьте шум к новому слою с распылённой краской. Установите количество шума 10-15%, а также выберите тип распределения по Гауссу (Gaussian). Не забудьте поставить галочку в окошке Монохромный (Monochromatic). Нажмите кнопку OK, чтобы применить изменения.

Шаг 3

Расположите данный слой ниже слоя с розовой заливкой контура изображения модели. Обратите внимание, что после добавления шума, картина стала выглядеть, как будто она окрашена путём распыления, а не просто нанесли краску аэрографом на поверхность картины.

9. Добавьте дополнительные узоры

Шаг 1

Создайте новый слой поверх слоя, который вы создали в Пункте 8. С помощью инструмента Произвольная фигура (Custom Shape Tool), нарисуйте ещё одну фигуру, выбранную из стандартного набора фигур. Я выбрал фигуру Узор Цветка 2 (Floral Ornament 2) в узорах.

Нарисуйте узор цветка в верхнем правом углу вашей картины с нахлёстом на края вашего рабочего документа.

Шаг 2

Ещё раз выберите инструмент Градиент (Gradient Tool), цвет градиента от белого к прозрачному, тип градиента Радиальный (Radial). Аккуратно потяните градиент через всю выделенную область. Узор едва виден, поэтому, он не такой яркий, а также не полностью белый.

Шаг 3

Повторите шаги 1-2 данного Пункта. Добавьте ещё цветочных узоров на угол вашей картины. Если есть желание, то вы можете добавить цветочные узоры на противоположный угол картины, для этого, скопируйте, вклейте, поверните цветочные узоры.

Поздравляю вас! Мы завершили урок!


Top