Полунин где живет. Интервью с полуниным

    Актер, клоун, мим; родился 12 июня 1950 г. в г. Новосиль Орловской области; окончил Ленинградский институт культуры; в 1968 г. создал в Ленинграде студию пантомимы, ставшей в дальнейшем Клоун мим театром "Лицедеи", по 1988 г. являлся… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 12.06.1950, г.Новосил, Курская обл.), клоун, актер. Лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); Лауреат премии «Триумф» (2000). Окончил эстрадное отделение ГИТИСа. Актер мим, клоун, автор и постановщик клоунских… … Энциклопедия кино

    - (р. 1950), российский режиссёр, мим. Основатель и руководитель клоун мим театра «Лицедеи» (1979 92). Герой Полунина Асисяй трогательно наивный мечтатель, фантазёр. Под руководством Полунина созданы спектакли «Фантазёры», «Лицедеи» (оба 1979),… … Энциклопедический словарь

    Вячеслав Иванович Полунин (12 июня 1950, Новосиль, Орловская область) актёр, режиссёр, клоун, народный артист России (2001). Содержание 1 Биография 2 Фильмография 3 Ссылки … Википедия

    Вячеслав Иванович Полунин - Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы Вячеслав работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета. С третьего курса ушел … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - … Википедия

    Вячеслав Жолобов Имя при рождении: Жолобов Вячеслав Иванович Дата рождения: 3 июня 1947(1947 06 03) (65 лет) Место рождения: Москва, РСФСР … Википедия

    Содержание 1 Мужчины 1.1 А 1.2 В 1.3 И … Википедия

    - «ПРИВЕТ, ДУРАЛЕИ!», Россия, Госкино/Луч/Мосфильм, 1996, цв., 116 мин. Городская сказка, мелодрама. Юрий Каблуков, добросовестный мойщик московских памятников, а в недавнем прошлом филолог, проводя очередную ночь под окном бывшей жены, крепко… … Энциклопедия кино

    Ниже приведён список народных артистов Российской Федерации по годам присвоения звания … Википедия

Сложно представить знакомого каждому с детства Асисяя в роли мужа и отца — но с этими ролями Слава Полунин справляется так же блестяще, как и с другими — клоуна, мима, директора театра и автора «Снежного шоу». Не каждая женщина смогла бы выдержать его кочевой образ жизни, но Полунин нашел ту, для которой это только в радость.

Лицедей

Судьбу Славы Полунина предрешил один-единственный вечер, когда 10-летний мальчик увидел по телевизору немое кино с Чарли Чаплином. Фильм шел поздно, и мама не позволила досмотреть историю до конца — от внезапного возвращения в реальность Слава проплакал до утра, а на следующий день уже расхаживал по двору в огромных ботинках и с тросточкой.

После школы Полунин отправился в Ленинград: по официальной версии — получать диплом инженера, по неофициальной — пробовать поступить в театральный институт. Но на вступительных провалился из-за проблем с дикцией и какое-то время все-таки учился на инженера, не переставая при этом пробовать себя в пантомиме.

Это искусство в СССР было очень модным и почти неизвестным — Полунин оказался первопроходцем. Очень скоро он стал создавать одну за другой студии пантомимы, в которых совершенствовал свои умения сам и учил других. Так появились его «Лицедеи».

Клоун

Мимы-энтузиасты под предводительством Полунина быстро стали популярны: их приглашали на сборные концерты, показывали по ТВ. Слава бросил ненужную учебу и посвятил себя самообразованию: «Мы все делали импровизационно, но потом я тут же бежал к книжкам и разбирался, что такое комедия дель-арте, китайский театр и так далее. Моя библиотека постоянно росла», — вспоминал Полунин. Личную жизнь он устроил без отрыва от производства: первая жена Галина тоже работала в «Лицедеях», так что они не разлучались ни на секунду.

Асисяй

Накануне нового 1981 года Полунин понял, что должен дать зрителю нечто новое — и смело пообещал, что это «нечто» будет готово к съемкам «Новогоднего огонька». «Асисяй» родился быстро и во время первого появления перед публикой был безымянным. Увидев смешного человечка в желтом комбинезоне, какой-то ребенок в зале выкрикнул: «Асисяй!» Полунину имя понравилось. «Асисяй» сделал его по‑настоящему знаменитым: с этими номерами он сначала гастролировал по Союзу, а потом стал устраивать международные «Мим-парады», фестивали уличных театров и Конгрессы дураков. Он круглый год находился в разъездах — как в таких условиях организовать семейную жизнь? Но у Полунина получилось.

Клоун и клоунесса


Лена Ушакова была клоунессой-балериной — очень хрупкой и изящной. Пройти мимо такой красоты Полунин не мог. Жена Галина видела, что их брак трещит по швам, и ушла первой — и от мужа, и из «Лицедеев». А Лена со временем стала для Славы не только любовью всей жизни, но и «левой и правой рукой» в театре.

Поженились они на бегу: в перерыве между гастролями явились в ЗАГС и попросили расписать их прямо сейчас. Сотрудница поинтересовалась, уж не артисты ли они? «Мы клоуны», — был ответ. «Если мы не сделаем это сейчас, у нас так и не найдется времени», — серьезно добавил Полунин. Вся процедура заняла от силы полчаса — и за такую экспресс-свадьбу ему было немного стыдно перед Леной. Он пообещал, что однажды у них будет настоящее торжество, с гостями и белым платьем невесты. Ждать ей пришлось 20 лет, за которые они успели стать родителями троих сыновей, не прекращая при этом гастроли. «Мой театр и моя семья — это одно и то же. Так бывало в старину, когда артисты кочевали всю жизнь. Ядро моей труппы — пять человек: я, моя жена и трое сыновей. Семья наша как бы в вечном движении. Чаще всего живем два года в одной стране, потом, когда она надоедает, переезжаем в другую», — рассказывал Полунин в 1997 году. Случай сыграть свадьбу представился в 2005-м, когда «Лицедеи» гастролировали на Гавайских островах. Дни были заняты репетициями и выступлениями, но ночи-то были свободны!

55-летний Полунин (его так и продолжают звать «Слава», несмотря на возраст) впервые в жизни надел костюм, а Лена — белое платье. Свадебную вечеринку устроили прямо на пляже. Одно обещание он сдержал, осталось второе: о том, что однажды у них появится место, в котором можно будет, наконец, распаковать чемоданы.

Вячеслав Полунин появился на свет 12.06.1950 года. Его мать, Мария Николаевна торговала, а отец, Иван Павлович, был служащим. Супругу, Елену Дмитриевну Ушакову - он также задействовал в спектаклях как актрису. У семейной пары 3 сыновей: Дмитрий, Павел и Иван. Павел окончил ленинградское музыкальное училище, Иван занят в спектаклях с мамой и папой.

Он - международный гений, его постановки признаны классическими полноценными спектаклями. Любители творчества разбросаны по всему земному шару, а шоу везде встречают на "ура". История Славы Полунина началась в Орловской области, в провинциальном городке Новосиль. Юный Слава постоянно думал о чем-то своем, педагогам редко удавалось завоевать его внимание. Кстати, и по сей день он часто может уйти в себя, правда, слушать других со временем он все же научился. Особенно слушать и чувствовать своих зрителей, улавливать каждое дыхание и менять действие в зависимости от настроения зрителя.

Зрительское волнение часто провоцирует его на незапланированные, неожиданные действия. Чаще всего Вячеслав отправляется прямо к зрителю, в зал. А громадные, нависающие над сценой пазы… говорят, мудрость Полунина - в его паузах. Именно так мим может донести до зрителя то, что не выразить ни действом, ни речью.

Мать не пришла в восторг от идеи выбрать творческую профессию. Она мечтала, чтобы Вячеслав работал инженерной сфере. В театральный Полунина не взяли из-за дефектов дикции. Ему не оставалась ничего иного, как послушаться Марию Николаевну и отправиться на инженерный факультет.

Но обрадовать мать не удалось - Полунин вовремя почувствовал, что тратит годы впустую. Он бросает учебу и поступает в Ленинградский институт культуры. Там по его окончанию он преподавал. Именно в те года, в 1968 , осваивая только появившееся в то время искусство пантомимы, Полунин и создает первую труппу "Лицедеев".

Интерес к пантомиме было отнюдь не интерес новомодному течению. Пантомимой зачастую можно сказать гораздо больше, чем определенным словом. В то время цензура была слишком строга, а пантомимой можно было выразить все, что душе угодно. Все вышеперечисленное, и, конечно же, проблемы с дикцией, которые не дали ему попасть в театральный, спровоцировало будущего клоуна всерьез заинтересоваться искусством молчаливых мимов.

В те года Полунин и "Лицедеи" были успешны в жанре эксцентрической комической пантомимы. Они регулярно принимали участие в больших концертах, несколько раз театр звали для съемок на телевидение. Полунин свое свободное время посвящал изучению тематической литературы, часами пропадая в библиотеках. В теории он был подкован от и до.

Новый, 1981 год стал переломным в карьере Полунина. Он обращается к редактору "Новогоднего огонька" с предложением показать новый номер. По правде говоря, он немного преувеличил, никакого номера подготовлено не было, но завоевывать большую публику желание уже было. Полунин понимал, что зрителю нужен новый персонаж: именно так появился на свет Асисяй, квинтэссенция наивности и трепетности, маленький человечек в лимонном комбинзончике, с красным шарфом и в нелепых ботинках. Многие миниатюры Полунина именно в то время получают признание, а автор различные заслуженные награды.

И тут Полунин понимает, что нет ничего невозможного, и двигается в сторону чего-то нового, на первый взгляд нереального. Именно этот вектор становится для него нормой на долгие годы. Сегодня Полунин снимает большой коттедж под Лондоном, но своим настоящим домом считает машину, на которой он гастролирует с семей по миру. В прицепе у него библиотека и видеотека, серьезного коллекционного уровня, там же он возит декорации, реквизит, и использует его под мастерскую. Мобильный офис в несколько минут может развернуться для работы хоть на берегу океана, хоть в лесу.

Западная пресса давно называет Полунина лучшим в мире клоуном. Различные мировые премии неоднократно присуждали ему свои награды: к примеру, "Золотой нос" из Испании, "Золотой Ангел" из Эдинбурга, а также популярная премия Лоуренса Оливье. В России в 2000 году Полунину вручили "Триумф", а также присудили звание Народного Артиста России.

Вячеслав признается, что любит труд и совершенно не умеет отдыхать. Зато за все время своей творческой деятельности он научился с удовольствием жить - как на сцене, так и за ее пределами. Конечно, он не всегда такой трогательный и добрый, при необходимости он может быть неуязвимым, расчетливым и жестким. Но только потому, что, будучи истинным художником, он на самом деле уязвим, не приспособлен к расчетам и по-детски трепетен. Он - клоун, который без ничего может создать настоящий праздник.

Актер, режиссер, клоун, народный артист России Вячеслав Иванович Полунин родился 12 июня 1950 года в городке Новосиль Орловской области в семье служащих.

Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета, из которого ушел с третьего курса. Окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств), эстрадное отделение ГИТИСа.

В 1968 году во Дворце культуры им. Ленсовета Полунин создал студию пантомимы, из которой со временем вырос клоун-мим-театр "Лицедеи". К началу 1971 года сформировалось ядро будущего театра. В 1974 году вышел первый спектакль, в 1975 году — спектакль "Лицедеи". С 1981 года театр работал на сцене Дворца молодежи в Ленинграде. За время его существования были созданы спектакли "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй ревю", "Катастрофа", музыкальная миниатюра "Блю-блю-блю канари", выпущено пятнадцать программ.

Среди программ, созданных Полуниным, "Карнавал", "Баден Баден", "Ночь на Лысой горе", "Дьяболо", "Снежное действо".

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на "Мим-парад", а в 1985 году организовал в Москве Мастерскую пантомимы и клоунады, приуроченную к XII Международному фестивалю молодёжи и студентов, на открытие которой по приглашению Полунина прибыли самые известные в мире клоуны, в числе которых Джанго Эдвардс из Голландии и Франц Йозеф Богнер из Германии.

В 1987 году Вячеслав Полунин организовал в Ленинграде Всесоюзный фестиваль уличных театров, на который съехались свыше 200 актёров пластических и клоунских театров.

В 1988 году, отпраздновав свое 20-летие собственными похоронами, по случаю которых был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", театр "Лицедеи" прекратил свое существование.

В 1989 по инициативе Полунина был запущен уникальный проект "Караван мира" — театр на колёсах, шесть месяцев устраивавший цирковые представления в городах Европы.

В 1990 году был создан объединенный театр европейских стран "Стена".

В 1993 году он уехал из России в Канаду в Cirque du Soleil. С 1994 года жил в Англии, работал в лондонском театре "Хакни", сейчас живет под Парижем.

В 2001 году он организовал в России фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады — "Корабль дураков".

Вячеслав Полунин — человек мира. Он ведет жизнь бродячего клоуна, побывал в странах, которые имеют очень глубокую традицию культуры, связанную с клоунадой, с комедией, с ярмарочным, народным театром.

24 января 2013 года министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что Вячеслав Полунин станет художественным руководителем .

Вячеслав Полунин — народный артист России (2001), лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); лауреат премии Ленинского комсомола (1987), лауреат театральных премий: эдинбургской "Золотой Ангел" (1997), испанской "Золотой нос", премии Лоуренса Оливье, национальной независимой премии "Триумф" (2000), лауреат Царскосельской художественной премии (2000), лауреат премии имени К.С. Станиславского и многих других самых высоких театральных наград.

За шоу "Живая радуга" королева Великобритании удостоила Полунина звания "Почетный житель Лондона".

Вячеслав Полунин женат, имеет троих сыновей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Когда Асисяй появлялся на сцене, публика стонала от смеха. А потом наступала звенящая тишина. Каждый понимал: только что перед глазами развернулась трогательная история одинокого человека. Все выступления знаменитых «Лицедеев» были одновременно смешными и глубоко философскими. Казалось, клоун играет сам себя, но на самом деле он уже встретил свою Фудзи, готовую делить с ним смех и слезы, победы и поражения.

Рука об руку


Тоненькая и хрупкая Леночка появилась в театре, когда «Лицедеи» уже отпраздновали свое десятилетие. Ей тут же дали имя Фудзи за внешнюю похожесть на жителей Страны восходящего солнца.

Вячеслав Полунин в это время еще был женат, Галина работала с ним вместе. Со временем брак дал трещину, супруга Вячеслава ушла из театра, позже оформили развод. Теперь рядом с клоуном была Елена. Она постепенно из простой клоунессы превратилась в главного помощника и музу трогательного Асисяя.


"Лицедеи". / Фото: www.kinoword.ru

Они так много работали, что времени на официальную роспись им все время не хватало. Тогда Вячеслав и Елена приняли радикальное решение: пойти в ЗАГС и уговорить сотрудников расписать их в течение получала, без долгих ожиданий.

Они явились в ЗАГС с рюкзаками на плечах и направились сразу к администратору. Поначалу администратор решила: парочка просто шутит. Но смешной мужчина с растрепанными волосами и очаровательная девушка с ним рядом смогли ее растрогать.


Вячеслав и Елена действительно были очень убедительны, у них просто не было выбора. Если их не распишут прямо сейчас, у них может больше просто не найтись времени на все эти бюрократические церемонии. Администратор в результате сдалась, а Вячеслав и Елена теперь имели официальный статус мужа и жены.

Правда, свадьбу они отпраздновали лишь через 20 лет - только тогда у них появилось время. Во время гастролей на Гавайях Вячеслав собрал всех участников труппы на берегу океана и устроил настоящую свадьбу. Невеста была в белом платье, а жених в первом в жизни костюме. Веселье, как и положено, продолжалось до самого утра.

«Не может человек устать, когда он счастлив»


Он всегда живет в соответствии со своей мечтой. При этом мечты меняются в каждом периоде жизни. Когда он решил построить дом для своей семьи, то у него с этим понятием ассоциировались мельница, шапито и корабль. Он построил корабль в Москве, где находится их театральный центр, шапито в Петербурге - там у них квартира, и мельницу в Париже, где размещается настоящая лаборатория идей.

В Париже получился не просто дом, а место, где каждый может стать счастливым. Все комнаты Мельницы тематические. Например, комната Ностальгия украшена старыми фотографиями, а почти все предметы в ней украшены настоящими кружевами, сплетенными Еленой.


Туалет - это настоящая комната путешествий, в ней на стенах висят карты и нарисованы чемоданы, а стрелочки указывают на те места, где бывала семья. При входе в комнату путешествий гостя приветствует самый настоящий паровозный гудок.

Для внучки Мии устроена специальная волшебная комната, где есть дверь для взрослых и маленькая дверь, запирающаяся на крохотный ключик - специально для малышки. В этой комнате живут игрушки, привезенные Вячеславом Полуниным из разных городов и стран.


Приглашая гостей, семья включает их в процесс сотворчества. Если гостя поселили в тематической комнате, то он тут же становится персонажем этого пространства. Ему вручают вспомогательный реквизит и ждут приглашения на чай.

Лишь в первый вечер в удивительном доме гость просто отдыхает, затем включается в дежурства на кухне, по четвергам приглашает к себе всех домочадцев, принимая их в полном соответствии с образом своего персонажа.


Даже обеды в этом доме необычные, они цветные. Если сегодня обед зеленый, то вся еда должна быть исключительно зеленого цвета: от компота до основного блюда. Или желтого цвета на следующий день.

Законы существования на Мельнице незыблемы и созданы для того, чтоб было нескучно жить и всегда творить. По глубокому убеждению Вячеслава Полунина, в процессе творчества человек становится счастливым, а от счастья устать невозможно.

Рецепт счастья


Когда семья Полуниных бывает в разных странах, им часто приходится кочевать с квартиры на квартиру. Далеко не все соседи готовы мириться с чудачествами этой семьи. Они могут весь день пускать из окна самолетики, а потом дружно их убирать. В подростковом возрасте сын мог кататься на роликах по крыше, а Борис Гребенщиков петь песни до самого утра в их квартире. Правда, случается так, что после переезда им звонят бывшие соседи и просят вернуться, потому что без них - скучно.

Даже на работу Полунин принимает людей, ориентируясь не только на их профессиональные качества, а еще и по тому, хочется ли ему с этим человеком обниматься.


Елена Ушакова целиком поддерживает все идеи мужа, с энтузиазмом включается в их реализацию. А еще следит за тем, чтобы муж не терял телефоны, карточки, деньги.

Один из самых трогательных и известных номеров Вячеслава Полунина - миниатюра об одиночестве.


Top