Проблема бережного отношения к хлебу. Любовь к хлебу

Как возникает любовь к хлебу, которая затем переходит в страсть , а постепенно на смену им приходит привычка ?

ЛЮБОВЬ


Хлеб. Мы с ним встретились в тот момент, когда материнское молоко заменилось разнообразной пищей и с тех пор не представляем жизни без него.
В хлеб мы влюбляемся не задумываясь. О том, насколько он для нас полезен – мы иногда даже и не подозреваем. Мы просто его любим.
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб.

«Привычка к хлебу, как ни к одному другому продукту обусловлена настолько глубокими национальными традициями, что она порождает определенный условный рефлекс, влияет в целом на психику человека» - считает В.В.Похлебкин (исследователь кулинарной антропологии).

О пользе и вреде хлеба спорят многие, но непреложным остается факт,
что хлеб сохраняет и поддерживает наше здоровье.



Природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс жизненно необходимых веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных соединений.

За счет потребления хлеба удовлетворяется на 30% потребность в калориях, белках.
Более, чем наполовину в витаминах группы В, солях фосфора, железа, углеводах.

Хлеб, в отличие от других продуктов, обладает хорошей усвояемостью даже при ежедневном употреблении, которая связана с особенностями химического и физического состава входящих в него веществ:

*белки находятся в денатурированном виде
*крахмал – клейстеризован
*жир - в составе эмульсии
*углеводы, пищевые волокна – в сильно набухшем, размягченном состоянии.

Благодаря этому, хлеб придает пище благоприятную для работы пищеварительного тракта консистенцию.

Психофизическое значение связано с внешним видом, ароматом, вкусом, цветом корки.

Ученые определили «аромат счастья» №1 –это аромат свежевыпеченного хлеба.

Хлеб - не только основа русского национального стола, но и нечто большее.
Он - символ народного благополучия.

Именно поэтому с хлебом в России связаны обычаи, которые пережили многие столетия и в почти неизменном виде дошли до наших дней.

Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодоженов, новоселов хлебом и солью.

Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

«Хлеб всему голова». Он занимает важное место в духовной жизни человека: для древних греков хлеб был даром богов, в Индии считали, что жизнь человека, не употребляющего хлеба, будет несчастной, на Руси хлеб всегда был символом достатка.

В настоящее время почти все религии считают хлеб благословенной пищей, а в Христианстве хлеб – это воплощение тела Христа.

У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу.

В христианстве хлеб играет центральную роль в таинстве Святого Причастия, пресуществляясь во время Евхаристии в Тело и Кровь Христову.

В молитве Отче наш, просьба: «хлеб наш насущный дай нам на сей день» стоит раньше, чем просьба о прощении. Иисус начал с физических потребностей, потому что без физического здоровья мы прекратили бы наше существование и не имели бы духовных нужд.

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 18 среднего общего образования открытого

акционерного общества

«Российские железные дороги»

Беседа о бережном

отношении к хлебу


Подготовила

воспитатель 2 класса

Осипова А.Н.

2017 г.

Цель :

воспитание бережного отношения к Родине, хлебу, продукту труда людей.

Задачи :

    Обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий.

    Формировать личностные, коммуникативные, познавательные УУД.

    Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия.

    Вступительное слово.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе. (Хлеб)

Это было давно. Во времена каменного века.

Когда на Землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего стало есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колос. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой, потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции, приблизительно 15 000 лет назад. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены.

Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.

Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?

(Ответы детей)

    Основная часть.

Воспитатель: Ребята, тема нашей беседы сегодня. «Цена ломтика»

    Ребята, кто объяснит, что такое ломтик? (ответы детей)

(Ломтик – это кусок хлеба, ломтик - это маленький кусочек хлеба).

    Ребята, как вы думаете, что означает цена ломтика? (ответы детей)

(Цена ломтика - это ничего не стоит, булка хлеба – 24 рубля)

Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте отрывок из рассказа А.Раскина «Как папа бросил хлеб» и ответьте на вопрос - Какой страшный поступок совершил мальчик?

(Рассказ читает один из учащихся)

В одной семье рос мальчик, и он отказывался от хлеба, потому-то тот ему казался невкусным. Он даже мечтал, что никогда не станет есть хлеб, когда вырастет. И однажды он совершил страшный поступок. Ему предложили ужинать, но он отказался от хлеба и бросил его на пол. И тогда няня ему сказала следующие слова: «Ты думаешь, ты хлеб бросил? Я тебе сейчас скажу, что ты бросил. Я маленькая была, за кусок хлеба целый день гусей пасла. У нас в одну зиму совсем хлеба не было. У меня брат – тебе ровесник с голоду помер. Если бы тогда кусок хлеба, он бы жив остался. Учат тебя и писать, и читать. А как хлеб родится не учат. Люди на тебя работают, хлеб растят, а ты его на земь. Эх ты! Не хочу я на тебя смотреть!»

Ребята, как вы оцениваете поступок мальчика? (ответы детей)

(Мальчик поступил плохо)

Ребята, вы кушаете в столовой, как вы относитесь к хлебу? (ответы детей)

(Да, кушаем; мы не бросаем хлеб; мы видели, как другие дети бросают хлеб)

Итог по рассказу: Мальчик поступил плохо не ценил хлеб, а ведь было в нашей стране тяжелое время. В годы войны в блокадном Ленинграде жителям осажденного немцами города выдавали 125 грамм хлеба.

    Беседа об этапах приготовления хлеба, о профессиях людей, которые участвуют при создании хлеба.

Воспитатель: Назовите этапы выращивания и приготовления хлеба.

(Вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.)

Воспитатель: А сейчас мы узнаем о тех профессиях, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите: на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

На доску прикрепляются таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, комбайнёр, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер.

Показ презентации об этапах приготовления хлеба: «Как делают хлеб?»

    Конкурс «Продолжи пословицу»

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам продолжить пословицы о хлебе.

Много снега - … (много хлеба.)

Ржаной хлебушко … (калачу дедушка.)

Хлеб на стол - … (и стол престол.)

Хлеб … (всему голова.)

Снег на полях - … (хлеб в закромах.)

Есть хлеб - … (будет и песня.)

Хлебушко – пирогу … (дедушка.)

Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

Не в пору и обед, … (коли хлеба нет.)

Ешь пироги, а хлеб … (вперёд береги.)

Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда.)

Нет хлеба - … (нет обеда.)

    Конкурс загадок.

Воспитатель: Отгадайте загадки:

1. Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (Хлеб)

В землю тёплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно)

3. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос)

4. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришёл на стол он … (Хлебом)

Воспитатель: Что ещё можно приготовить из муки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а когда остается от обеда хлеб, что можно из него приготовить? (Ответы детей: сухарики, гренки)

Воспитатель: Всегда нужно помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

    Диагностическая методика: «Ассоциации».

Воспитатель: Ребята на листочках бумаги, на которых записано слово «хлеб», должны нарисовать небольшой рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова.

(Данная методика позволит определить, насколько широко развиты представления младшего школьника, связанные с данным понятием.)

    Итог занятия.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (Ответы детей)

Что запомнилось вам на нашем занятии? (Ответы детей)

Что было для вас наиболее интересным? (Ответы детей)

Этот текст нужно написать другими словами(изменить), напишите пожалуйста, буду очень признательна! Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно: "Он ест свой хлеб" и, наоборот, пренебрежительно о живущем за чей-то счет: "нахлебник" Хлеб доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что мешает его нравственной основе. Тем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, чем уважительнее благоговения относиться человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.


Раньше у славян был обычай, те кто разломять хлеб, будут друзьями навсегда. И сейчас хлеб – это символ мира, дружбы и добра. Жизнь идет и меняется, но хлеб до сих пор остается самым большим богатством. С хлебом провожали тех, кто уходил на фронт, защищать нашу Родину, и встречали, вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто когда-то ушел от нас и больше никогда не вернётся. Каждый человек по-своему ценит и относится к хлебу. Но всё-таки одно общее есть для всех - хлеб - это жизнь! В народе уважительно относятся к тем, к то честным трудом зарабатывает на хлеб, о них говорят: "Он ест свой хлеб", а к тем, кто живет, за счёт других и ничегоне делает: "нахлебник". Считалось, если хлеб не заработан трудом человека, а просто достался "на халяву" портит человека, мешая его морали и благородности. Чем труднее достаётся хлеб человека, тем уважительней относятся к нему окружающие, и чем чище душа и сердце его тем честнее и добрее сам человек.





«Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь, и как только он появляется вновь — это служит признаком выздоровления», — сказал Антуан Огюст Пармантье, известный французский агроном и фармацевт, живший в XVIII в. Сложно встретить на свете человека, который бы не испытывал уважения к хлебу. В народе говорят, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. Это такая пища, которую нельзя заменить ничем.

На уровне инстинктов

Традиции бережного отношения к хлебу существовали с древнейших времен у разных народов и передавались из поколения в поколение. Например, для русского человека хлеб это не просто продукт, это часть его родины.

Достаточно вспомнить, какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? Это 10 % пищевой целлюлозы, 10 % жмыха, 2 % обойной пыли, 2 % выбоек из мешков, 1 % хвои и 75 % обойной ржаной муки. Выпекали этот хлеб на соляровом масле, потому что другого не было. Но не будь хлеба, не было бы и Победы!

Испокон веков к хлебу относились с огромным уважением. Русский стол немыслим без этого продукта. Считается, что человек не сядет за стол, если на нем нет хлеба.

Находясь вдали от родины, люди скучают по вкусу черного хлеба (кстати, именно он считается русским национальным хлебом). Наверное, многие из вас, уезжая в другие страны, тоскуют по привычной для вас пище. И первая мысль, которая приходит в голову в такие моменты: сейчас бы корочку черного хлеба…

В истории немало событий, подтверждающих сильное пристрастие русского человека к черному хлебу. В своей книге «Занимательная кулинария» В. В. Похлебкин, специалист в области теории, истории и практики кулинарного искусства, приводит интересные исторические факты. Так, в 1736 г. во время русско-турецкой войны 54-тысячное русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Обозы с ржаной мукой, которую везли из России, застряли где-то в степях Украины. Пришлось печь хлеб из местной пшеничной муки. И тогда в войске начались болезни. «Наипаче приводило воинов в слабость то, — отмечал в своих записках адъютант командующего Христофор Георг фон Манштейн, — что они привыкли есть кислый ржаной хлеб, а тут должны были питаться пресным пшеничным».

Интересно, что пристрастие русских к черному хлебу и, наоборот, непринятие этого продукта людьми других национальностей отмечали в своих произведениях литературные классики. Например, А. С. Пушкин во время своей поездки на Кавказ обратил внимание на то, что пленные турки, строившие Военно-Грузинскую дорогу, никак не могли привыкнуть к русскому черному хлебу и поэтому жаловались в целом на выдаваемую им пищу, хотя она была хорошей. «Это напомнило мне, — говорил Пушкин, — слова моего приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: „Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься“».

Первый хлеб

По одной из версий, первый хлеб был приготовлен из желудей в далекой древности. Использовать в пищу злаки люди начали около 15 тыс. лет назад до нашей эры в Средней Азии. Долгое время они ели зерна в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями. Измельченное зерно они замешивали с водой. Так появился первый хлеб из злаков. Однако это был не привычный для нас продукт. По консистенции первый хлеб напоминал жидкую кашу. Кстати, именно кашу ученые называют праматерью хлеба. Во многих странах и по сей день изготавливают блюда из разных видов муки наподобие раннего хлеба.

Когда люди научились добывать огонь, они сделали сразу два открытия. Во-первых, без особых усилий научились отделять зерна от колоса дикорастущих растений. Для этого они нагревали их на разогретых камнях, помещенных в вырытые ямы. Во-вторых, смогли улучшить вкус каши, слегка поджаривая отделенные от колоса зерна.

По предположениям археологов, однажды в процессе приготовления каши часть ее вылилась на разогретые камни и превратилась в румяную лепешку. Она поразила древних людей своим ароматом, вкусом, и они стали выпекать из густой зерновой каши пресный хлеб в виде лепешки.

Примерно 2,6-3 тыс. лет до нашей эры египтяне освоили технологию приготовления хлеба из сброженного теста. Считается, что первооткрывателем этой технологии стал обычный раб. Когда он замешивал тесто для того, чтобы испечь лепешки, по его недосмотру оно подкисло. Чтобы избежать наказания, он все-таки рискнул испечь из него лепешки. На удивление они получились пышные, румяные, вкуснее, чем из пресного теста.

Первые печки для производства хлеба также изобрели египтяне. В усыпальнице одного из фараонов археологи нашли картину, на которой изображена древняя египетская пекарня.

От египтян традицию изготовления хлеба переняли другие народы Древнего мира. Они изобрели массу способов закваски теста. В качестве дрожжей использовали бактерии, имеющиеся в воздухе, смесь из виноградного сока и муки, которая позволяла забродить, или же пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако существовал и более распространенный метод — кусок теста оставляли на сутки и использовали его в качестве источника брожения.

Разрыхленный хлеб из сброженного теста считался деликатесом. Ценились не только его восхитительный вкус, но и то, что он дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Доступен такой хлеб был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб — плотный и грубый.

В Древней Греции для спортсменов, принимавших участие в Олимпийских играх, готовили особый, белый, хорошо разрыхленный хлеб. Греки, как и другие народы Древнего мира, относились к хлебу с почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершил большой грех и за это его могли наказать боги.

Так же, как и древние греки, высоко ценили хлеб римляне. Именно они усовершенствовали процесс хлебопроизводства: создали новые печи, улучшили технологию перемалывания зерен. К 100 г. н. э. римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе.

В Древнем мире с огромным трепетом относились к хлебопекам. В Древней Греции им было дозволено занимать самые высокие государственные посты. А по древним германским законам за убийство пекаря наказывали строже, чем за убийство человека другой профессии.

Кстати, у слова «хлеб» древнегреческие корни. Специальные горшки, в которых греки выпекали хлеб, назывались «клибанос». От этого слова произошло готское слово «хлайфс», которое переняли древние германцы, славяне и другие народы. Так в старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», в эстонском — «лейб», а у нас — «хлеб».

Хлеб на Руси

Основным видом хлеба у славян был кисловатый черный хлеб, приготовленный из ржаной муки. Он был дешевле и сытнее белого, изготовленного из пшеницы. Однако существовали такие виды ржаного хлеба, которые были не по карману далеко не всем состоятельным людям. Например, «Боярский хлеб». Его выпекали из муки особого помола, использовали свежее масло и в меру сквашенное, не перекисшее молоко. В тесто добавляли пряности. Такой хлеб изготавливали только на заказ по особым случаям.

На Руси хлеб пекли в специальных «хлебных избах». С развитием хлебопечения появилось и множество изделий из пшеничной муки. Ковриги, калачи, пироги, пряники — самые известные виды исконно русской выпечки. Изделия посыпали маком, сдабривали медом, начиняли различными начинками.

Переворот в хлебопечении в России произошел в прошлом веке. В 1930-х гг. появились первые хлебозаводы, работающие по системе конвейерного производства хлеба инженера Г. П. Марсакова. Своеобразное по конструкции оборудование напоминало гигантские карусели. Весь процесс выпечки хлеба был механизирован и частично автоматизирован, что позволяло с момента поступления на завод муки и до выхода из печи готового хлеба не прикасаться к нему руками.

Искусство хлебопечения в нашей стране развивается и по сей день. Хлебопеки разрабатывают технологии разных сортов и видов хлеба, в том числе и диетического.

Мировой продукт

Практически в каждой стране существуют свои традиции, связанные с производством и употреблением в пищу хлеба. Например, в Италии этот продукт не производится в промышленных масштабах. По сей день его пекут в семейных булочных. Заповедником хлебопечения считается юг страны. Там на каждом углу можно встретить небольшие булочные, хозяева которых с особым трепетом относятся к своему делу, передают рецепты хлеба из поколения в поколение. В Италии существует множество разновидностей хлеба, очень отличающегося по технологии: микетта, брускетта, фокачча, банана, чирьола, манина феррарезе, чиабатта, пане казаречьо и др.

Также очень сложно назвать точное количество видов хлебобулочной продукции, произведенной в Германии. Немецкие пекари готовят хлеб со всевозможными добавками: морковный, картофельный, капустный, с оливками, орехами, тыквенными семечками и т. д. В каждом городе есть свои традиционные изделия, и едва ли не каждый день появляются новые «модные». В последние годы в Германии наиболее востребованными стали диетические виды хлеба с пониженной калорийностью.

Во Франции один из самых главных магазинов — это булочная. Хлеб выпекают в них дважды в день. В обычный ассортимент булочной входят такие деликатесы французской выпечки, как круассаны, булочки с шоколадом, бриоши. Согласно французским законам, даже самая маленькая деревня должна быть обеспечена свежим хлебом ежедневно.

В Англии серьезно относятся не только к производству хлеба, но и к ценовой политике на него. Так, в 1266 г. там был принят закон, контролирующий цену на хлеб. Он действовал на протяжении 600 лет. Также интересно отметить, что название английского титула «лорд» произошло от слова Hlaford-loaf ward («обеспечивающий пропитание»), а титул «леди» произошел от слова Hlaefdige-Loaf kneader («месящая тесто»).

Рассказывать о любви разных народов к хлебу можно бесконечно. Лишь единицы не употребляют этот продукт в пищу.

Как сказал Антуан Огюст Пармантье: «Хлеб можно потреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего, и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели — с мясом или любым другим блюдом, — он не теряет своей привлекательности». Эти слова будто бы сказаны сегодня, поскольку ни роль хлеба в нашем питании, ни наше отношение к нему с тех пор не изменилось.

Есть несколько ценных понятий в нашей жизни. Это относится к земле, воде, солнцу, воздуху и, естественно, к хлебу. «Хлеб - всему голова» - эта известная всем пословица имеет свои корни в хлебосольной Украине. В этой стране выращивают пшеницу, из которой производится хлеб, с давних предавних времен, с самого развития этого благодатного края. У наших славянских народов была и останется всегда на первом месте забота о детях и воспитание в них заботливого и трепетного отношения к хлебу. Был даже такой праздник, он отмечался в первых днях начала жатвы - первый сноп. Косари надевали свои самые праздничные, вышитые рубашки и выходили в­ поле. Так они отдавали дань почтения и хвалу хлебу.

К хлебу всегда относились особенно, его сравнивали с жизнью и солнцем. Хлеб, словно живое существо,­ он наш­ кормилец. Пшеницу называют уважительно - «ее величество». По древней легенде, богиней плодородия Деметрой людям было подарено растение - пшеница, которую они вырастили и­ сделали из неё муку, а затем выпекли первых хлеб. И с тех самых пор жизнь всего человечества стала просто немыслимой без него. И ведь действительно: ни званый ужин,­ ни свадьба, ни простой каждодневный завтрак не обходится без хлеба. Этот ценный продукт - вечный символ достатка и благополучия. Неуважение к нему всегда было равным страшному оскорблению, нанесенному человеку.

Любовь и уважение к нему прививается в любой семье с самого раннего детства. Нужно объяснять, что для того, чтобы на столе лежала буханка хлеба требуется колоссальный труд многих людей. Одни работают в поле, выращивая рожь и пшеницу, другие на мукомольных заводах,­­ делая из зерна муку, и только после этого пекари пекут нам хлеб. Мы должны быть им благодарны за такой тяжелый труд.­ Так уж повелось на великой Руси, ни в одной семье не садятся за обеденный стол, если нет на нем хлеба. Он у каждого человека свой, любимый. Выпекаются на хлебных комбинатах батоны, белый хлеб, черный, ржаной, серый, круглый, кирпичик и еще очень много различных сортов. Сохранять традиции в крови каждого русского человека.­­­­ ­

У хлеба своя история, вспомните уроки, когда мы проходим Великую Отечественную войну? В то время хлеб был действительно всему головой. Чего стоила краюшка хлеба в осажденном Ленинграде? Она спасла тысячи жизней в этом городе. Наверное, именно поэтому более пожилые люди, особенно те, кто пережил эту страшную войну, никогда не выбрасывают даже крошки со стола, они их собирают и отдают птицам. Такое бережное отношение они стараются передать своим детям и внукам.


Top