День архангела михаила 21 ноября. Церковный Православный праздник ноября

Каждый человек имеет своего ангела-хранителя, он сопровождает его всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, к нему можно обратиться с просьбой в горе и поблагодарить за защиту в счастливые моменты. Но бывает, что ангел-хранитель оставляет своего подопечного, когда тот грешит, забывает ходить в церковь и просить о пощаде, а также о помощи к нему.

Один раз в год, а именно 21 ноября, все христиане празднуют День ангелов, или другое название праздник Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, когда нужно мысленно поблагодарить курьера между Богом и человеком за его постоянный труд охранять тварь Божью с рождения и до смерти от бед и невзгод.

История праздника

Дьявол, находясь выше других на иерархической Божьей лестнице, возгордился и восстал против Господа Бога, его, к тому же, поддержали и другие. В Царстве Небесном началась смута, которую, казалось, уже никто не остановит, но тут вышел Святой Михаил и заявил во всеуслышание, что есть только один Бог – творец наш. Не понравилось это Деннице и его последователям, шла битва, в которой, конечно же, победило добро – смутьяна прогнали из Небесного Царства вместе с павшими ангелами и навеки был закрыт дня них вход на Небеса. Но они не успокаивались и направили свою злость на людей, соблазняя их на разные грехи, однако Михаил и его союзники стали на защиту, не опуская оружие.

Икона архангела Михаила

Считается, что лик архангела Михаила в воинских доспехах и с копьем и мечом – символ чистоты и верности Христу, ради которого он готов сражаться, гоня злую силу, в ногах у него на иконе изображен поверженный дракон. Этой иконой освящают хозяева новый дом, ведь она изгоняет нечисть из жилища. К тому же икона архангела Михаила лечит от недугов, но особенно она действенна 21 ноября, поэтому в этот день принято просить молитвами здоровье и избавление от всяких болезней, как физических, так от порчи и сглаза.

Его икона покровительствует медицинским работникам, полицейским и пожарным, то есть тем, кто выбрал профессию, связанную со спасением жизней человеческих.

Традиции в День ангелов

– Всю неделю отмечали Михайлов день, когда все ходили друг к другу в гости, приносили пироги с разными начинками и яблоки, ведь все работы уже закончены – поля «отдыхают», амбары полны запасов, долги розданы, так как 21 ноября – последний день, когда должники возвращали займы, иначе весь год потом от них не избавиться.

– Обязательное блюдо этого дня – холодец из говядины или свинины. Мужчины первые садились за стол и снимали пробу, первый кусок давали дорогому гостю, который сидел в красном углу у иконы Михаила. Готовили чай из семи трав, к которому приносили пироги, в одном из которых запекали монетку. Если она попадется девушке, которая еще не замужем, то в ближайшее время она найдет вторую половинку, женщине – беременность, парню холостому – удача, а мужчине – богатство.

– В этот день и про домового не забывали, накрывали ему стол с кашей из гречи, которую хорошо маслили, и кусок пирога. Ставили его на ночь у иконы архангела Михаила.

– Деткам давали мед этого года, который намазывали на хлеб, или пироги с фруктами, чтобы они были здоровыми и счастливыми. Угощали сначала мальчиков, а потом девочек.

– Девушки, которые долго не могли выйти замуж из-за какого-то физического изъяна, обязательно в этот день просили помощи у архангела Михаила, неся к его иконе подношение – пирог, испеченный своими руками, из муки, купленной в женский день – среда, пятница или суббота. В скором времени в ее жизни появлялся молодой человек.

– Если в семье был занедуживший ребенка, то в кроватку клали икону Михаила, приобретенную 21 ноября. Дитя пойдет на поправку.

21 ноября отмечается Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, который в народе называют просто Михайлов день (Михайловские грязи, или Михайловские оттепели).

Архангел Михаил считается вождем небесных сил, то есть архистратигом. Он является главным воином в битве добра и зла - он победил сатану.

Что можно делать в Михайлов день

В этот праздник стоит обращаться к архангелу Михаилу с просьбой о защите от врагов, лукавого, темных сил и злых людей.

Раньше на Михайлов день 21 ноября устраивали большие гулянья, которые иногда длились несколько дней. Это связано с тем, что после этого праздника начинался Рождественский пост, и наши предки торопились наесться досыта.

Что нельзя делать в Михайлов день

Мыть голову – так можно "смыть ум";

Рубить топором, резать ножом или ткать, чтобы Михаил не обиделся;

Делать работу в корыстных целях - за такое Михаил может наказать;

Отказывать в помощи нуждающимся;

Браться за тяжелую работу.

Кроме того, в народе считается, что в этот день каждому человеку воздастся по заслугам, поэтому согрешившие люди могут получить в этот день наказание свыше.

Народные приметы на 21 ноября

Услышать в этот день церковные колокола – к беде

Ясный день – скоро придут трескучие морозы

Появился утром иней – зима будет снежной

Если в Михайлов день идет мокрый снег, то весна будет дождливой

Иней появился на деревьях – жди снегопада в ближайшие дни

Если приснился хороший сон, его не следует никому его рассказывать, иначе не сбудется

Молитва архангелу Михаилу

О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Ноябрь - последний месяц осени. Есть в этом осеннем месяце один день - радостный, тёплый для всех Михаилов и православных. По старому стилю он праздновался 8 числа, по новому у Архангела Михаила день празднования - 21. В это день отмечают довольно древний светлый праздник Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Архангелы и Небесные Силы

Мир Ангелов был создан задолго до сотворения всего видимого мира и человека. Тогда Ангелы обладали свободной волей и возможностью творить. Свобода - это всегда испытание верности и ответственности, и не все могут справиться с искушением греха гордыни. Случилось так, что часть ангелов, объединённых под руководством Сатаниила (Денницы в славянской мифологии, Люцифера в римской традиции) восстала против воли Творца, плодя грех и нечестие. Духовный мир разделился, верные Единому Богу бесплотные силы встали под знамёна своего верховного Ангела.

С лозунгом «Никто как Бог!» (на древнееврейском - Михаил) воинство Архистратига вступило в борьбу с нечестивцами. Битва была трудной, так как Люцифер был наделён великой силой, но верные Ангелы не боялись его и победили. Денница и его последователи были низвергнуты с небесной тверди, а Архангел Михаил признан вождём ангельского мира, оставшегося верным Богу. С тех пор меч, закалённый в боях с врагами, Архистратиг не выпускает из рук. Лишённые возможности влиять на высшие процессы мироздания, побеждённые силы не смирились и обрушили свой гнев на сотворённых людей, потерявших райскую защиту.

Церковь помнит не только Архангела Михаила, вместе с ним мы почитаем и других Архангелов , наделённых от Господа способностями:

Михаил и Гавриил превышают все лики ангельские и предводительствуют над Небесными Силами. Бесплотное воинство представлено тремя ликами . В каждом лике выделяют три чина.

Высший - включает серафимов, херувимов и престолов.

  • Серафимы - шестикрылые сущности, служащие у престола Божьего.
  • Херувимы - их имя означает разумение или ведение.
  • Престолы - их называют богоносными, но не существом, а служением.

Средний - состоит из господствий, сил и властей.

  • Господствия - они управляют над низшими ангелами.
  • Силы - через них Бог творит чудеса и знамения.
  • Власти - имеют власть над Дьяволом, побеждают его, защищают человека от искушений и укрепляют в стремлении к благочестию.

Низший - представлен Началами, Архангелами и Ангелами.

  • Начала - они управляют младшими Ангелами, назначая должности и распределяя служения между ними, начальствуют над царствами и человеческими сообществами.
  • Архангелы - провозвестники и благовестники тайн Божьих, доносят людям волю Господню.
  • Ангелы - они ближе всего к людям, из них назначаются Ангелы Хранители.

Этих наших небесных заступников и чествуют в Михайлов день. Необходимо помнить, что на их защиту можно рассчитывать, оставаясь с ними на одной стороне.

Помощь бесплотных защитников

Большинство людей, удалившись от Бога, не могут видеть и ощущать его волю и славу, поэтому нам необходимы посредники, которые могут довести до нас необходимую информацию. Но для того чтобы услышать Ангелов, нам нужна вера, благочестие и отказ от греха. Те, кому удаётся укрепиться на этом пути, могут почувствовать внушение благих мыслей и желаний. Это идет откуда-то извне, от чего-то чудного и возвышенного.

В иконографии существует множество образов, на которых присутствуют Небесные Силы. На большинстве храмовых иконостасов можно наблюдать верховных Архангелов с огненными мечами, защищающих врата в алтарную часть.

Значение праздника

Праздник Архангела Михаила 21 ноября - церковный праздник. Он был установлен давно на Поместном Лаодикийском Соборе в начале IV века. В ранние времена сложилось еретическое мнение, что к Христу непосредственно в молитве обращаться нельзя, а следует молиться только Ангелам. Их почитали как творцов и правителей мира. Это неправильное учение было осуждено и отвержено. Собор утвердил христианское почитание небесных служителей, прославленный Архангелом Михаилом день отмечают осенью.

На Руси Архангела Михаила всегда почитали как ярого защитника веры и борца против ересей и ложных верований. Его считали покровителем воинства, помощником в духовной битве против зла, защитником угнетённых и обиженных.

Неслучайно на святой Руси так много архангельских храмов, а православные святцы насчитывают память более десятка подвижников, прославленных под именем Михаила. Среди них: святой благоверный Михаил Тверской, Михаил Черниговский, Михаил митрополит Киевский и всея Руси и многие другие. Сегодня православные люди знают силу его молитвы и дерзновение перед Богом, а день архистратига Михаила 21 ноября стал одним из любимых праздников. Отрадной приметой нашего времени стало широкое празднование православного события в новой Российской армии не только солдатами, но и высшим командованием.

Один самых почитаемых церковных православных образов – Архангел Михаил. 21 ноября почитается этот святой, а праздник называют Михайлов день.

История празднования Михайлов дня

Введен праздник Архангела Михаила был в середине 4 века, когда отказались от ложного мнения, что молиться нужно только Ангелам, как творцам и правителям, а утвердили правильное учение о Христе. По Юлианскому календарю Михайлов день выпадает на 8 ноября (что соответствует 21 ноября по нашему календарю). Выбор этой даты не случаен, каждое число в ней символично:

  • число 8 – это восьмой по счету день, когда соберутся на Страшный суд все силы Небес и именно ангелы будут свидетелями поступков каждого человека;
  • ноябрь символизирует цифру 9 – количество чинов в иерархии ангельских сил (ноябрь – девятый по счету месяц от марта, начала года в старину).

Каждый человек имеет своего Ангела-хранителя и в день Архангела Михаила прославляется каждый из них. Все ангельское воинство чествуют в этот праздник, они неизменно защищают людей от невзгод, предотвращают их ошибки, ограждают от бед, наставляют на путь исправления.

Святой Архангел Михаил – кто он

Православная церковь представляет Архангела Михаила как «старшего посланника», вождя над всеми ангелами и называет Архистратиг (наивысший чин в ангельской иерархии). Статус Архистратига указывает на роль Михаила как воина и великого защитника людей. Помимо этого он считается непосредственным защитником душ умерших, борется со злыми духами и является тем самым ангелом с огненным мечом в руках, который стоит у ворот рая.

Архангел Михаил неоднократно упоминается в Библии: возглавляет ангельское войско во время битвы с драконом; вспоминается в послании Иуды во время спора с дьяволом на тему тела Моисея; указывал дорогу жителям Израиля в период исхода из Египта. Также считается, что во время Страшного Суда именно он будет созывать все души, выносить им приговор, а потом вымаливать прощение для грешников.

Подвиг Архангела Михаила

Первый подвиг Архангела Михаила был совершен тогда, когда небесный ангел задумал восстать против Бога и повлек за собой много других ангелов. Тогда Михаил собрал все небесное воинство и пошел против восставших, обозленных ангелов, низвергнув их с неба.

В «Откровении Иоанна Богослова» написано, что Михаил возглавил войну против дракона и его слуг. Этот дракон – сам сатана, дьявол и змей, был изгнан с небес, а с ним его ангелы зла.

Чудо в Хонех

Легенда гласит, что в далеком городе Фригия жил мужчина, у которого была немая дочь. Архистратиг Михаил явился к нему во сне и сказал, что испив воды из источника, его дочь начнет говорить. Девушка действительно исцелилась, испив воды, а благодарный отец возвел на месте источника храм во имя Архангела Михаила и принял христианство.

К чудесному источнику приходили многие, часть из них язычники, которые принимали христианскую веру. Вел службы в храме Архип, который привел к вере во Христа большое количество многобожников. Язычники озлобились в первую очередь на служителя божьего и задумали расправиться с Архипом, разрушив храм с помощью водных потоков. Для этого они соединили воедино русла двух рек и направили поток на храм.

Видя надвигающуюся беду, Архип молил Архистратига Михаила о спасении. Явился святой Михаил прямо перед храмом и открыл жезлом в горе пещеру, в которую устремил бурный поток надвигающейся воды. Храм был сохранен, а язычники убегали в испуге.


Место, где Михаил совершил чудо назвали Хоны – отверстие, расщелина, а праздник «чуда Архангела Михаила в Хонех» чтят 19 сентября.

Традиции и обычаи празднования Михайлова дня

Во всех поселеньях к 21 ноября полевые работы были окончены, весь урожай добротно закупорен в банки и спрятан в погреба. Также закончился сезон свадеб и, считалось, что после этого дня уже начинается зима, даже медведи уходят в спячку. Значит, настало время уютных посиделок у печи и задушевных разговоров.

Михайлов день всегда был днем отдыха от тяжелых работ, вкусных блюд, полных стаканов и даже последней возможностью в этом году сыграть свадьбу. Утро всегда начиналось с похода в церкви и искренней молитвы Архангелу Михаилу. Вернувшись из храма как раз к обеду, садились за сытно накрытый стол, принимали гостей и праздновали до самого вечера.

Столы ломились от обилия блюд и напитков, главными из которых были студень, лапша, пироги и пиво. Даже присказка ходила «Не мудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито». Не стесняясь кушали в этот день еще из-за того, что совсем скоро начинается Филипповский пост, строгий и важный к соблюдению.

Важно было и в бане попариться, ведь это было залогом здоровья на весь будущий год.

Народные приметы на 21 ноября

Внимательные прадеды примечали погоду на Михайлов день и то, какими будут после этого зима и весна. В ноябре погода непредсказуема, поэтому бывает как оттепель, так и заморозки. Если температура поднималась и грязь становилась непролазной, говорили, что «Михайло путь порушил». Если наоборот, подмерзало, то «Михайло мосты мостит», а снегопад вызывал возгласы «Архистратиг Михаил на белом коне приехал». Всех интересовал грядущий зимний сезон, поэтому с 21 ноября связано много погодных примет:

  • утренний иней во дворе говорил о снежной зиме, а если уже в этот день выпал снег, то зимой сугробы будут высотой до края забора и пролежат до конца февраля;
  • а если же утром опустился туман, то зима в этом году будет поздняя, впереди оттепель и настоящие холода начнутся только через месяц, после праздника Святого Николая;
  • предвестником суровой и холодной зимы был рассвет – если солнце взошло раньше, чем обычно, быть и ранней зиме. Вторят этому и малый урожай желудей, и большое количество шишек;
  • снегопад в течение дня предвещал богатый урожай в следующем году и крепкое здоровье жителям всю зиму;
  • погода в Михайлов день определяла и будущую весну, мокрый снег указывал на «мокрую», дождливую весну.

Что касается житейских народных примет, связанных с Михайловым днем, то самыми важными считаются следующие:

  • моющий в этот день голову «смывает» вместе с пылью и свой ум;
  • услышанный звон колокола 21 ноября говорит о приближающейся беде;
  • зато семейные проблемы и острые вопросы в этот день легко решаются;
  • вся проделанная в течение дня работа должна быть бескорыстной, приветствуется благотворительность и искренняя помощь;
  • рожденный в этот день ребенок будет обладать крепким здоровьем, а по природе ему будет заложено стать хорошим доктором.

О чем молятся в праздник

Особый статус Архангела Михаила – Архистратиг, военачальник ангельских небесных сил бесплотных, позволяет обращаться к нему с особыми просьбами в молитве. Так, Михаилу молятся о физической силе и выздоровлении, укреплении существующих сил и моральном избавлении от скорбей.

Также у него, как у воина, просили защиты: от врагов явных и мысленно желающих зла, о сохранении жизни, семьи и государства. Заступничества просили у Архангела от злых духов не только во время бодрствования, но и во сне.

С ДНЕМ АНГЕЛА, дорогие читатели!

Сегодня великий праздник для всей Православной Церкви - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Собор, то есть соединение, совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, ибо они все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис6.2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт3.24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол1.16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол1.16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1Пет 3.22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1Пет3.22;Кол1.16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол1.16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1Сол.4.16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1Пет.3.22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - «кто как Бог») - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими павшими духами.

Еще не существовало время, не было земли и звезд, не были сотворены люди, когда в Небесах зазвучал глас Архангела Михаила, призывающий духов света к верности своему Создателю.
Это было, когда разразился “мятеж ангелов”, расколовший мироздание. Прекраснейшим, светлейшим, могущественнейшим из Небожителей являлся первенец творенья – Архангел Денница. (Это имя означает: Утренняя заря.) Но гордыня и зависть к Небесному Отцу помрачили свет Денницы, обессилили и обезкрылили его, сделали его безобразным чудовищем,который увлек за собою треть светил: треть Небожителей, совращенных им в гордыню. В своем безумии Денница захотел встать выше Бога, его создавшего. Он был выше всех Ангелов, ближе всех к Престолу Всевышнего.
Не Сам Всемогущий Господь низверг с Небес гордого Денницу с его предательскими легионами. По свидетельству Священного Писания: "Произошла на Небе война.
Первым воздвигся против духов-изменников Архангел Михаил и поднял за собою верное Господу Ангельское воинство, воскликнув: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!».
Не так ярок и могуч был этот Серафим, как некогда Денница, но святой Михаил был неколебим в верности, велик смирением, пламенел любовью к Богу Вселюбящему. Нет в мироздании ничего сильнее любви, ибо Сам Всемогущий Творец есть Любовь.
"И окрыленное Божественной Любовью, Архангел Михаил и воинство его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.12,7-9). Лишившись Небесной славы, Денница уже не был подобен светлой заре – он стал драконом, диаволом, сатаной, отцом лжи и всяческого зла.
А святой Михаил стал именоваться Архистратигом – Военачальником, Началовождем Небесных Сил.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:
Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан.8.16;Лк.1.26);
Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов3.16; 5:4-6;6:8-9;8:2-3;9:6-7;11:6-7,10-13;Тов12:6-7,14-15,18);
Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3Езд.5.20;4:4,26-34-37,45-50;5:11;1Кор.8,11);
Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3Езд.5.16;Бытие 21,14-19));
Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги (Исх.23,20-24);
Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий (Мф.22,13;Тим.2,4);
Иеремиил - возвышение к Богу (3Езд4.36).

Пламенеющий любовью к Богу, Архистратиг Михаил воспламенился любовью и к возлюбленному Божию созданию – человеку. С древнейших времен Священное Писание хранит память о благодеяниях этого верховного Серафима людям. Еще в Ветхом Завете говорится о Михаиле, князе великом, стоящем за сынов народа (Дан.12,1). А после Пришествия Христа Спасителя, когда с духовных очей верных спала ветхозаветная пелена и открыто просияла миру Божественная Истина, Архистратиг Божий Михаил стал являться не только пророкам, но и простым людям. Самым известным из этих явлений стало чудо Архистратига в малоазийском городе Колоссы (впоследствии в честь явленного Архангелом Михаиле чуда получившем новое название – Хоны, что значит расщелина).

Город Колоссы славен событиями первохристианских времен, деяниями Апостолов Спасителя. Здесь звучала проповедь святых Благовестников Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея. К колоссянам Духоносный Апостол Павел обратил одно из своих Посланий с призывом поступать достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его... (Кол. 1, 10–11).
По пророчеству святых Апостолов, близ Колосс заструился чудотворный источник, в водах которого христиане обретали исцеление от болезней. Священное Предание отмечает, что как Новый Завет превосходит Ветхий, так и этот дивный родник превосходил целительной силой знаменитую в древности Силоамскую купальню, ибо в ту купальню только однажды в год сходил Ангел Господень и возмущал воду, здесь же всегда пребывала благодать чиноначальника Ангелов.
Там бывал здоров только тот, кто первый входил в купальню по возмущения воды, а здесь все приходившие с верою, первые и последние, становились здоровыми. На дарованном колоссянам источнике почивала благодать чиноначальника Ангелов: любвеобильный Архистратиг благодетельствовал не только христианам, но и язычникам, многие из которых, получив исцеление от чудесной воды, обретали и спасительную веру и здесь же крестились во имя Пресвятой Троицы.

Сжалившись над одним из заблудших язычников, имевшим немую дочь, Архистратиг Михаил явился ему и сказал: "Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, напои ее водой из моего источника, и тогда увидишь славу Божию".
Этот человек поверил видению, исполнил повеление Архангела – от чудесной воды дочь его обрела дар речи, и первыми словами ее были: "Боже христианский, помилуй меня! Святый Михаиле, помоги мне!" Потрясенный и осчастливленный, отец ее вместе с нею и всей семьей тотчас принял Святое Крещение. В знак благодарности за исцеление дочери и просвещение своей души он выстроил над чудотворным источником храм Господень во имя Архистратига Михаила.

Почти век спустя в этот храм пришел юный ревнитель благочестия десятилетний мальчик по имени Архипп. Родители воспитали его в святой Христовой вере, и с раннего детства Архипп возгорелся стремлением служить только Богу Всевышнему. Житие преподобного Архиппа - редчайший даже среди житий святых пример того, как прям может быть путь человека в Небесное Царство: сохранивший детскую чистоту Боголюбец уподобляется стреле, летящей в Горняя.
Молитвой преподобного Архиппа было: "Не попусти мне, Господи, порадоваться на земле суетною радостью, да не увидят глаза мои никаких благ мира сего, и пусть не будет для меня никакой отрады в сей временной жизни. Исполни, Господи, очи мои слез духовных, дай сокрушение в сердце моем и благоустрой пути мои, дабы мне до конца дней моих умерщвлять плоть мою и поработить ее духу. Какую пользу принесет мне сия бренная плоть моя, созданная из земли? Она, как цветок, утром расцветает, вечером же засыхает! Но дай мне, Господи, усердно трудиться над тем, что полезно для души и для Жизни Вечной".

Святой Архипп ничего не хотел в этом мире. Он жаждал оторваться от земли, от смертного праха, уйти в Небеса и потому предался строжайшей и жесточайшей аскезе. Подвижник не ел ни мяса, ни рыбы, даже хлеба не ел – он питался лишь травой, пустынной зеленью. Он спал на острых камнях, а подушкой ему служил мешочек с колючим терновником, так что отдых его был более мучением, чем покоем. Конечно, аскеза не самоцель: смысл аскетического умерщвления плоти в том, что изможденное тело не испытывает греховных похотей, а душа освобождается для чистой молитвы. По слову жития так молясь и так поучаясь, блаженный Архипп стал уподобляться Ангелу Божию, проводящему Небесное житие на земле.
Для большинства людей столь суровая аскеза невозможна, и самонадеянные мечты о таком жестоком житии могут обернуться демонской прелестью. Избранников, подобных святому Архиппу, – в мире единицы, но они – свет миру! Это живые явления ангельской чистоты в немощном человеческом теле.

В лице преподобного Архиппа храм Архистратига Михаила обрел достойного служителя. Ничто не вызывает такой злобы нечестивых, как праведность. Окрестные язычники люто ненавидели святого Архиппа, много раз избивали его и всячески истязали, требуя, чтобы он ушел из этих мест. Однако с твердостью адаманта угодник Божий продолжал свое служение при храме и чудотворном источнике. Не одни чудеса исцелений – еще и сияние высочайшей добродетели преподобного Архиппа влекло сердца людей, обращая их от грехов и заблуждений к Истине Божией. Вокруг пустели языческие капища, лишаясь приверженцев, – и умножались ряды христианских общин. Фанатичные идолопоклонники хотели засыпать чудесный источник, убить служителя храма, но, когда злодеи приблизились к преподобному Архиппу, у них омертвели руки, а из чудотворных вод изшел огонь, опаливший и отогнавший прочь нечестивцев.

Этот урок не вразумил языческих “активистов”. Они измыслили широкомасштабный план, чтобы уничтожить и целебный источник, и храм, и святого Божия. Христианская святыня находилась у подножия горы, с которой стекали два мощных потока: воды этих рек злоумышленники хотели направить так, чтобы они погребли под собою храм Архистратига Михаила. Для осуществления такого “гидромелиоративного проекта” язычникам пришлось копать глубокий и широкий канал: Десять дней трудились нечестивые в этом суетном деле. Преподобный Архипп видел их смертоносные приготовления и решил: Не сойду с этого места, не уйду из церкви, но даже и умру здесь, если Господь попустит потопить сие святое место.

Наконец злой труд был завершен. Ночной порой богопротивники разрушили перемычки между речными руслами и вырытым ими каналом: вода, устремившись вниз, зашумела, как гром. Услышав этот шум, преподобный Архипп не дрогнул – он стоял в храме и воспевал псалмы.
И над шумом потоков зазвучал таинственный голос, повелевший святому Архиппу выйти из храма. Он повиновался – у входа в храм предстал ему светоносный Архистратиг Михаил, в образе, описанном древними пророками: "тело его – как топаз, лицо его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей (Дан.10,6). Небесные явления страшны для земных глаз, и преподобный Архипп от страха упал на землю. Но Началовождь Сил Небесных сказал земному ангелу, святому Архиппу: "Не бойся, – встань, подойди ко мне сюда и увидишь силу Божию на сих водах".

И блаженный Архипп увидел огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Стало светло, как днем. Архистратиг Михаил осенил бурлящий поток, сбегавший с горы, крестным знамением и повелел водам: "Остановитесь там!"
Воды остановились и поднялись ввысь, как хрустальная стена. Архангел Божий вновь начертал знамение Креста, на этот раз на скале, – и скала расступилась, образовав широкое ущелье. Архистратиг Михаил возвысил голос и произнес: "Да уничтожится здесь всякая сопротивная сила и да получат здесь избавление от всяких зол все приходящие сюда с верою!" – и повелел замершим водам: "Войдите в сие ущелье!"
Поток тут же с шумом хлынул в расщелину скалы, образовавшуюся по мановению руки Небесного Архистратига. Видевшие все это злоумышленники-язычники окаменели от страха. Так верховный Серафим оберег от человеческой злобы свой храм и его служителя, и преподобный Архипп возблагодарил Господа за преславное чудо, восславил великого Архангела Божия и хранителя святынь Архистратига Михаила.
"Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами".
Узнав о чудесах, совершенных Архангелом, возрадовались верные и устыдились нечестивые. Свидетельством чуда, зримым, явным, осталось ущелье в скале, по которому мчался стекающий с горы поток.
"Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды, и убоялись, и вострепетали бездны" (Пс.76,17), – возглашает Псалмопевец. Всевышний Творец создал материальный мир и установил для него законы, которые наука называет естественными. Но и естество природы, и ее законы могут быть преображены волею Творца по молитвам верных Его служителей – именно это называется чудом.
Верность Богу есть непобедимое оружие и Небесных Ангелов, и праведных людей.
Верный Господень может не бояться ни козней злых людей, ни буйства стихий, ни демонских полчищ, ни князя тьмы диавола, ибо на его защиту встанет Небесное Воинство, осененное благодатью Всемогущего Господа. Так, чтобы защитить преподобного Архиппа, явился с Небес Архистратиг Михаил, мановением останавливающий воды и рассекающий скалы.
Жалким и слабым, одиноким и беспомощным делают человека грехи, душевная нечистота, нарушение Закона, данного Отцом Небесным. Грех, порожденный завистником-диаволом, есть причина всех человеческих бед, страданий, смертей и вечных адских мук для тех, кто в грехе упорствует.

Итак, из слова Божия нам известно, что Господь прежде видимого вещественного мира с его обитателем, человеком, сотворил мир невидимый, духовный, мир чистых безплотных Ангелов, по численности своей в несколько раз превосходящих людей. Святой пророк Моисей, повествуя о сотворении мира говорит, что в начале сотвори Бог небо и землю (Быт.1,1). Под небом Святые Отцы разумеют не только небесную твердь, но и мир духовный, ангельский, жилище безплотных. Ангелы, превосходя человека своей крепостью, силой и премудростью, созданы Богом, как и человек, для блаженства, для прославления имени Божия. Они, как чистейшие и святые духи, непрестанно созерцая Лицо Отца Небесного, немолчно славословят неисповедимое Его величие и от Престола Его благодати ниспосылаются на землю в дольний мир к бедствующему человеку.

Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что во время одного из бывших ему видений он слышал глас Ангелов многих окрест Престола Божия (Откр.5,11). Что это за глас, непрестанно славословящий Бога, объясняет нам ветхозаветный пророк Исаия, который видел, как Серафимы стояли окрест Престола Божия и, взывая друг ко другу, говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его»! (Ис.6,3)
Святой апостол Павел с чувством благодарности к Богу за Его превосходящую постижение любовь к человеку приводит следующие слова святого псалмопевца Давида: «Что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих» (Евр.2,6-7).

Господь так возлюбил человека, что Ангелов Своих поставил хранить его на всех его путях.
Такое отношение Господа к роду человеческому Псалмопевец изображает нам в следующих словах: «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» (Пс.90,11-12). Как утешительно это для человека, который и во внешнем мире, и в собственном своем сердце подвержен тысячекратным нападениям врагов лукавых и сильных! Утешительные эти слова относятся к каждому из нас, имеющих надежду через веру в Божественного Искупителя наследовать вечное спасение, ибо апостол Павел ясно говорит: «Не вси ли (Ангелы) суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр.1,14)? Следовательно, все мы имеем Ангелов-Хранителей, сильных крепостью и всегда готовых на помощь нам.

По учению Божественного Писания, Ангелы - существа безплотные, духовные; следовательно, и самое их общение с нами должно быть только духовным, то есть непосредственно они могут действовать только на духовную нашу природу и уже чрез нее простирать свои благотворные действия и на весь наш телесный организм, и на все роды нашей деятельности.
Служение Ангелов человеку начинается со времени возрождения нашего от воды и Духа. Чистую душу новокрещеного принимает Ангел-Хранитель его под свое попечение, заботливо охраняет от всех опасностей и растит ее, доколе новокрещеный не укрепится смыслом и не будет ясно отличать добро от зла.

«Новый Завет полон Ангелов, - говорит святитель Николай Сербский. - Они просто роятся вокруг Иисуса Христа, своего Творца и любимого Господа, готовые служить Ему от самого зачатия Его. Они служат и поклоняются Ему на земле, так же как служили и поклонялись на Небесах, и любят такой же пламенной и возвышенной любовью, как любили Его в небесной Его славе.
Они радостно и неустанно помогали в служении Его - в создании им на земле Своей Церкви. Они делают это и поныне и будут делать до конца времен. Когда Он родился в убогой пастушьей пещере, над ней явился хор Ангельских сил и славил Господа (Лк.2,13). После искушения в пустыне, когда диавол оставил Его, Ангелы приступили и служили Ему (Мф 4,11).
Если являлся Архистратиг или другой Ангел, то его всегда сопровождал сонм Ангелов, невидимых нашим человеческим глазом. Мы думаем, что Архангел Гавриил был не один, когда принес Святой Деве Марии благую весть о рождении Мессии. И Ангела, который явился во время молитвы Господа в Гефсиманском саду и укреплял Его, сопровождал сонм невидимых Сил небесных: там, где Царь, там и воинство Его.

Кого Христос любит, того любят и Ангелы Его. Он любит детей и повелел Ангелам защищать их. Он сказал: "говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф.18,10). Он не просто любит детей; Он и Себя приравнивает к малым детям: призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18,2–6).
И еще сказал: "не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо их есть Царство Небесное", значит, приводить детей ко Христу Богу - это самая здоровая основа христианского воспитания. Вот в чем заключается главная причина того, что Ангелы хранят и любят детей.
А псалмопевец говорит: "Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его; хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его, вся звезды и свет (Пс.148,1–3).

Ангелы помогали святым апостолам и христианам от самого основания Церкви Христовой и во все последующие времена.

Когда еврейские первосвященники посадили апостолов в темницу, Ангел Божий ночью открыл двери темницы, освободил их и сказал: «пойдите в храм и проповедуйте народу слова жизни».
Когда царь Ирод, наместник Галилеи, преследуя Церковь, убил апостола Иакова и собирался казнить апостола Петра, Ангел Божий остановил его: «Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян.12,23).
Когда диакон Филипп проповедовал в Самарии, Ангел Господень сказал ему: «встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, Царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: «пойди и пристань к сей колеснице». Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: «разумеешь ли, что читаешь?» Он сказал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян.8,26–31).
Так Ангелы помогали апостолам в распространении Евангелия в дальних странах.

Сотник Корнилий, молясь долго, в день солнечный после полудня увидел явление Ангела Божия, который сказал ему, чтобы он призвал Петра из Иопии и окрестился. После проповеди Петра Корнилий принял Крещение вместе со всей своей семьей. И в этом случае Ангел Господень способствовал разрастанию христианской Церкви и распространению христианства среди язычников.
Во время морского путешествия апостола Павла и его спутников в Рим поднялась сильная буря, и корабль оказался под угрозой гибели. Великое волнение и страх охватили плывущих, но Апостол ободрил их словами: «Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою» (Деян.27,22–24).

Божии Ангелы - друзья наши. Если бы мы были чище и лучше, чем мы есть, то могли бы сказать, что Ангелы - наши братья. Плоть наша мешает нам их видеть. А грехи не дают нам почувствовать их близость. Но если нам до поры не дано видеть Ангелов, нам наказана вера в них, предписано почитание и прославление этих чудных певцов славы Творца.
До поры нам не дано видеть святых Ангелов, но не навсегда. Когда смерть совлечет с нашей души ее смертный телесный покров, мы встретимся с ними лицом к лицу, и вера уступит место видению. Какой будет наша радость, когда наши души, вернувшись из изгнания, встретятся с Небесными гражданами, с этими сынами Божиими, которым не ведом грех и старость, смерть и никакие другие проклятия, по которым мы влачимся в нашем земном пути, словно по тернию!

Но пока нам дана лишь вера. Наша вера в Ангелов основана не на человеческой фантазии, а на свидетельствах Божиих, данных через святых и праведных людей, которым было дано видеть Ангелов.

Праведному Аврааму белым днем явились три Ангела, которые возвестили ему о рождении сына Исаака. Видела их и Сара, жена Авраамова, которая угощала их. Позже Аврааму снова телесно явился Ангел для того, чтобы не допустить принесения в жертву Богу единственного сына. Праведному Лоту в Содоме явились два Ангела, которые вывели его из города до того, как гнев Божий обрушился на грешный город.
Иаков во сне увидел лестницу от земли до небес, по которой сходили и восходили Ангелы. Валаам в пути увидел Ангела с обнаженным мечом в руке, который препятствовал ему в проповеди против народа Божия.
Иисусу Навину явился Архангел, и когда Навин спросил его, кто он, Архангел сказал: «Предводитель воинства Божия».
Гедеону явился Ангел Божий и повелел ему вести народ против неприятеля. Испуганный Гедеон, простой земледелец, воскликнул: «О Господи Боже, видел я Ангела Твоего лицом к лицу!»

Явился Ангел Божий родителям Самсона и предрек им рождение сына Насона. Святому Илии пророку явился Ангел Господень, когда Илия спал, утомившись с дороги, и Ангел, пробудив его, дал ему воды и хлеба.
Святой пророк Елисей со своим слугой видел воинство Небесное со множеством коней и колесниц. Ангел Божий явился над Иерусалимом, когда ассирийское войско окружило Святой град, и победил войско.
Божии пророки видели Ангелов и слышали их голоса. Слепого Товию исцелил от слепоты Архангел Рафаил. Вот лишь несколько примеров из Ветхого Завета, не все, но лишь несколько.

Вспомним, как Ангел Божий явился во сне праведному Иосифу, как Архангел Гавриил явился в храме первосвященнику Захарии и объявил ему о рождении святого Иоанна Крестителя. Как тот же Архангел явился Святой Богородице и принес Ей самую радостную весть о том, что Она родит Спасителя Мира.
Сонм Ангелов явился пастырям Вифлеемским и возвестил о Рождестве Богочеловека. Божий Ангел явился волхвам и сообщил им, чтобы они не возвращались назад через Иерусалим, опасаясь зломысленного царя Ирода.
Каждый год Ангел сходил в купальню Вифезда, делая воду купальни целительной, из чего видим, что целительные воды действуют не без силы и милости Божией.
Ангел явился Спасителю в Гефсиманском саду и утешал Его, Ангелы объявили женам-мироносицам о воскресении Господа. Апостолам Ангелы объявили о вознесении Христа и о Его Пришествии в силе и славе, они руководили апостолами и вывели их из темницы. И, наконец, видения святого Иоанна евангелиста, описанные в его Откровении, видение Ангельских кругов, их молитвы, их помощь Церкви Божией на земле.

Вспомните все это и сильнее укрепитесь, и других укрепите в вере, вспомните, что Ангелы живые и могущественные существа, предстоящие в невидимом Царстве Божием, и служат Божиим людям на земле по воле и заповеди Всевышнего Творца.
И вот свидетельства Самого Господа Иисуса Христа. В притче о сеятеле Он говорит: «скажу жнецам», - а жнецы суть Ангелы, Ангелы собирают человеческие души после смерти и уносят их с собой в Небесные пределы. Подтверждение этому мы находим и в притче о богаче и Лазаре, когда умер Лазарь «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк.16,22).
И еще сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). Это говорит о том, что всякий боголюбивый человек имеет своего Ангела-хранителя, который направляет его на всякое добро, если человек сам не противится ему.

Сказал, что Ангелы «не женятся и не выходят замуж» (Мф.12,55). Сказал, что когда Он снова явится, чтобы судить мир, то явится в силе и славе и Ангелы Его святые с Ним - «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф.25,31), тогда пошлет Он Ангелов Своих с великим трубным гласом и соберут они избранных Его со всех концов света, от края до края небес. Апостолу, который хотел мечом защитить Иисуса от Иуды и его помощников, Господь сказал: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26,53). Из этих слов мы видим, как велико число святых Ангелов, видим, как велика власть Христа над Ангелами и как велика любовь Отца и Сына.

Это были свидетельства Христа об Ангелах, разве могут быть свидетельства вернее этих?
Те, кому было дано видение святых Ангелов, свидетельствовали о них, и свидетельства их были записаны в Священном Писании, а венец всех свидетельств - в свидетельстве Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Но все свидетельства об Ангелах невозможно было записать в Священном Писании, в двух заветах Божиих. Множество и множество свидетельств святых и мучеников Христовых через многие века дошли до нас от достоверных свидетелей. Некоторых из них Ангелы посещали в темницах, другим приносили пищу в пустыне, кто-то слышал Ангельские голоса, кто-то получал наставления, советы во сне и наяву, кого-то восхищали духом в Небеса, и там они общались с Ангелами.

Но если видения даны не всем, то вера предлагается каждому. А видения были даны для того, чтобы укреплять в вере маловерных и немощных в вере. Но и вера не меньше видения, Господь ставит веру выше видения и говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20,29).
Век сей - век веры. В грядущем веке все увидят, если удостоятся, удостоится же всякий, кто уверует. «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11,6),- говорит Апостол. Верой ходим, верой спасаемся, по вере судимы будем. Вера - правило, а видение - исключение. Сколь драгоценным ни было бы видение, оно лишь слуга веры, ее подтверждение.

Свою притчу о сеятеле и семени Господь Иисус Христос объяснил Своим ученикам так: И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя - это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы (Мф.13,36–39). И после этого Господь предрек будущую судьбу доброго и злого семени: "Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13,40–43).
Но уже и до конца мира многим из нас вынесен приговор, что ясно видно из притчи о богаче и Лазаре: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: "отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем" (Лк.16, 22–24).

Запомни же, человече, что свою вечную судьбу ты определяешь себе сам уже на этом свете. От тебя зависит, Ангелы или бесы пожнут тебя. Блажен верующий в милосердие Божие, но, уповая на милосердие, продолжать грешить и не каяться - это настоящее богохульство. Вот что Сам Спаситель говорит о необходимости покаяния: "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лк.15,10).
Тяжко приходится умершим без покаяния, вот какое строгое предостережение христианам о покаянии оставил апостол Петр: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам (2Петр.2,4–6).
И много строже будет Господь к тем, кто носит имя христианина, а словом и делом служит диаволу, и когда такие каются, то, как было с Иудой, часто бывает слишком поздно: "ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его" (Мф. 16, 27).

Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа явит нам Его во всем величии и торжестве. Если в Его Первом Пришествии, при Его рождении, над вифлеемской пещерой явилось множество Ангелов и возвестило своей песней благую, радостную весть, то картина Его Второго Пришествия будет намного величественнее.
Вот как пишет об этом апостол Павел: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» (1Фес.4,16). Господь гласом труб архангельских соберет Своих избранных со всех сторон света, от одного края земли до другого, и тогда праведники воссияют, словно солнце, в Царстве Отца своего. А множество Ангелов станут жнецами Божиими на ниве Господней".

Но самой высокой наградой, которую Христос обещал избранникам и праведникам Своим, жившим по Евангелию Его и страдавшим за Него на земле, станет награда равенства с Ангелами - равенства ангельскому достоинству.
Отвечая на лукавый вопрос еврейских первосвященников и книжников о том, чьей будет жена, состоявшая в браке поочередно с каждым из семи братьев, Господь ответил: «чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк.20,34–36).
Слушая сии слова, мы исполняемся благоговением и трепетом. Как можем мы быть равны Ангелам? Написано об Ангелах: Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит - и далее: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс.81,1,6). Конечно, Ангелы названы богами не по божественной природе, а по своей близости к Богу.

Как могут быть равны с ними люди? Как можем мы быть равны Ангелам, прославляющим Христа, мы, которые ежечасно оскорбляем Его своими грехами? Прежде всего Сам Господь говорит верным Своим и тем, кто с любовью исполнял заповеди Его: «и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3,19).
Утешимся же и послушаем, что говорит еще один благовестник тайн небесных: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2,9). Вот где лежит ключ к тайне: те, кто почитают и любят Бога, будь то ангельское или человеческое существо, равны перед Богом. И этот смысл подразумеваем и мы, называя Ангелов своими старшими братьями, почитая их и молясь им из юдоли слез: "Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас, грешных"».

Невыразимо, ослепительно прекрасны светоносные Ангелы Божии. На заре творения эти пресветлые духи сохранили преданность Небесному Отцу, однажды и во веки веков отвергнув лукавый соблазн, – и с той поры непрестанно возрастают в блаженстве, любви к Всевышнему, и любви взаимной. Человек, любимейшее создание Творца, может достичь ангельской высоты, даже подняться еще выше.
Так просияла во славе Царицы Небес рожденная на земле Пренепорочная Дева Мария. Так еще в земном житии становились равными Ангелам Небесным подвижники разных веков и народов – такие, как Святитель Николай Мирликийский, Преподобный Сергий Радонежский или преподобный Архипп Колосский, помощником которого явился Архистратиг Михаил.

Свидетельства о чудесах всевышнего и святых Его служителях укрепляют в нас веру, возвышают в нас надежду и умножают любовь. Все мироздание исполнено чудес, божественно прекрасно – и лишь гордыня и зависть, ненависть и ложь, греховная мерзость и нечистота искажают этот мир, ввергают его во зло, порождают смерть и вечные страдания.
Дышит любовью Царство Бога Вселюбящего, и любвеобильные Небожители всегда готовы прийти на помощь земным людям, избавить их от бед, скорбей, опасностей. Мы сами отталкиваем спасительную и всемогущую руку Небес: между нами и пречистыми детьми Божиими стеной стоят наши прегрешения, наша нечистота, наше пристрастие к диавольским соблазнам. Но если мы очистимся покаянием, обратимся на путь правды, нас примет великая семья Божия и возрадуется о нас все Горнее Царство.

Помолимся же Всевышнему Отцу и святым Его о ниспослании нам вразумления и благодатной помощи, воззовем и к прославляемому ныне свершителю чудес Архистратигу Михаилу:
«Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии: да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно, и вопиющия: от бед избавите ны яко чиноначальницы Вышних сил.
Величаем Вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа".

Потому, братья и сестры, будем хранить веру в святых Ангелов Божиих такой, какой она дана нам от самых надежных свидетелей. Не соблазняйтесь ложными речами лжесвидетелей, отрицающих все, что они не могут увидеть телесными очами. Разум тоже вещь невидимая. Спросите их, верят ли они в существование своего разума, который недоступен для видения, посмотрим, что они вам ответят. Чем искреннее вы будете почитать Ангелов Божиих, тем больше будете чувствовать их близость.

А когда приидет Сын Божий и все святые Ангелы с Ним, тогда настанет Последний Суд. И Господь будет судить каждого по вере и по ее плодам, ибо вера - корень жизни, из которого произрастают надежда, любовь, смирение, милосердие, правда и всякое добро, которое красило праведников Божиих от начала мира.
Кто не имеет веры, тот не имеет корня жизни, откуда же расти надежде и любви и всем остальным добродетелям, которые делают человека человеком, которые многих христиан сделали подобными Ангелам Небесным?

О великие Архангелы и Ангелы Божии, молите Бога о нас.
О святые Архангелы и Ангелы Божии, помогите спасению нашему.
О безсмертные Архангелы и Ангелы Божии, даруйте нам ваше небесное здравие. Станьте щитом и защитой нашей, и сохраните от духов темных и злоковарных.

Богу нашему слава и хвала, Ангелам святым честь и поклонение, а вам, братья и сестры, здравие, радость, мир и благословение. Аминь».

Молитва Архангелу Михаилу

О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо!
Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.
О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его.
О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва Ангелу-Хранителю

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения.
Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Составлено по материалам святителя Николая Сербского, митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима), архимандрита Кирилла:
http://www.angelologia.ru/propovedi/41mihail.htm http://idrp.ru/svyatie-angeli-serbskii-lib22/


Top