Инфраструктурный комплекс россии. Инфраструктурный комплекс России: состав, значение

Тема: «Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта»

Цели урока:
Образовательные:
­ сформировать представление о значении транспорта для работы хозяйства и жизни
населения России;
­ сформировать умения по определению «грузооборот», «пассажирооборот»
­ сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в
экономике страны.

Развивающие:
­ развивать умение анализировать, устанавливать причинно­следственные связи, выделять
главное, сравнивать;
­ развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему
«Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта »;
­ развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи
их с жизнью человека.
Воспитательные:
­ содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно­
следственных связей;
­ содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся;
­ содействовать физическому воспитанию.
Новые знания: инфраструктура, инфраструктурный комплекс, коммуникационная
система, сфера обслуживания, услуга.
Опорные знания: пищевая промышленность, легкая промышленность, текстильная
промышленность, технологический цикл.
Форма проведения: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично­поисковый.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Средства обучения: карта «Транспорт России».
Использованная литература: 1) Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии 9
класс;
2) Учебник Население и хозяйство России В.П. Дронов, В.Я.Ром.

Ход урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время

Организационный момент
– Здравствуйте ребята!
– Садитесь.
Кто сегодня в классе дежурный?
Отсутствующие есть?
I. Актуализация опорных знаний.
Ребята, сегодня мы с вами начинаем
новый раздел: « Инфраструктурный
комплекс». Изучим состав комплекса,
рассмотрим роль транспорта. Но до
этого вспомним нашу предыдущую
тему и ответим на вопросы:
– Что составляет третье звено АПК?

– Правильно, на какие 2 группы
подразделяются отрасли, входящие в
состав пищевой промышленности по
характеру используемого сырья?
– Верно, какие районы страны
являются лидерами в производстве
продуктов питания?
– Да, на какие группы
подразделяются отрасли легкой
промышленности по особенностям
размещения?
– Здравствуйте (встают)
(садятся)
1 мин.
10 мин.
– Третье звено АПК составляют
пищевая и легкая
промышленность.
– 1 группа – это отрасли,
использующие необработанное
сырье, 2 группа – это отрасли,
использующие сырье, прошедшее
переработку.
– В производстве продуктов
питания лидерами являются
Центральный район, Уральский,
Поволжский, Северный Кавказ.
– По особенностям размещения
все отрасли легкой
промышленности можно
объединить в три группы: 1)
ориентация на сырье; 2)
ориентация и на сырье, и на
потребителя; 3) ориентация на
потребителя.
– Отлично, какая отрасль в легкой
промышленности занимает особое
место?
– Текстильная промышленность –
одна из основных отраслей легкой
промышленности.
– Верно, из каких стадий состоит
процесс изготовления тканей?
– Отлично, молодцы.
– Процесс изготовления ткани
состоит из таких стадий, как:
первичная переработка сырья,
прядение, ткачество, отделка,
раскрой ткани.

22 мин.
Записывают число и тему.
Записывают определение в
тетрадь
Слушают.
II. Изучение нового материала.
– Как уже отмечалось, сегодняшняя
наша тема: « Состав
инфраструктурного комплекса. Роль
транспорта». Откройте тетради,
запишите сегодняшнее число и тему.
Что же такое инфраструктура?
Инфра структура – это совокупность
сооружений, зданий, систем и служб,
обеспечивающих условия для
нормальной работы различных
отраслей экономики и жизни
населения. Инфраструктурный
комплекс состоит из отраслей,
производящих услуги.
Услуга – это особый вид продукции.
Она потребляется не в виде вещи, а в
качестве деятельности. Услуги
бывают разными по своему характеру,
широте круга потребителей и
периодичности потребления.
Жизнь современного общества
трудно себе представить без услуг.
Они обеспечивают нормальную
работу промышленности, сельского
хозяйства и других звеньев
экономики, определяют качество
жизни населения. Однако роль
инфраструктурного комплекса
определяется не только этим.
Освоение и использование любой
территории невозможны без
соответствующей инфраструктуры:
жилых и производственных зданий,
дорог, водопроводов, линий
электропередачи и пр. При этом чем
лучше освоена территория, тем
больше на ней разнообразных
инфраструктурных сооружений.
Например, в наиболее развитом
районе страны – Центральном –
инфраструктурной занято 10%
территории. А на Дальнем Востоке
только 0,5% территории. Затраты на
создание инфраструктуры, как
правило, очень велики. Например, 1
км современной автомобильной
магистрали стоит около 1 млн. долл.

Но экономить на этих затратах
нельзя, так как это в результате
приводит к гораздо большим потерям.
Инфраструктурный комплекс
подразделяется на две относительно
самостоятельные части: 1)
коммуникационную систему
(транспорт и связь), которую часто
называют производственной
инфраструктурой, 2) сферу
обслуживания (торговля,
общественное питание, культура,
искусство, наука, образование и пр.),
именуемую социальной
инфраструктурой.
Коммуникационная система
охватывает транспорт и связь. Ее
главная задача – перемещение в
пространстве людей, информации,
энергии и различных грузов.
Все виды транспорта делятся на две
группы. Те из них, которые могут
перевозить и различные грузы, и
людей, называются универсальными.
Специализированные виды транспорта
перемещают лишь определенные
грузы (нефть, газ, электроэнергию).
Транспортная система состоит из всех
видов транспорта, объединенных
между собой транспортными узлами.
– Пользуясь картой атласа, назовите
транспортные узлы России.
Зарисовывают схему в тетрадь
Транспортный узел – это пункт, в
котором сходятся несколько
видов транспорта, и
осуществляется обмен грузов
между ними.
Работа транспорта оценивается
такими показателями, как
грузооборот и пассажирооборот.
– Москва, Санкт­Петербург,
Нижний Новгород, Владивосток,
Красноярск, Архангельск.
Грузооборот – это произведение

расстояние его перевозки,
измеряется в т/км.
Пассажирооборот – количество
пассажиров, перевезенных на
определенное расстояние.
III. Повторение.

– Мы с вами сегодня прошли тему:
«Инфраструктурный комплекс.
Состав комплекса. Роль транспорта».
И теперь ответим на следующие
вопросы:
– Что такое инфраструктура?
10 мин.
– Правильно, какие отрасли входят в
состав инфраструктурного
комплекса?
– Верно, какова роль транспорта?
– Инфраструктура – это
совокупность сооружений, зданий,
систем и служб, обеспечивающих
условия для нормальной работы
различных отраслей экономики и
жизни населения.
– В состав инфраструктурного
комплекса входят транспорт,
связь и сфера обслуживания.
– Да, что такое транспортная
система?
– Транспорт перемещает людей в
пространстве и грузов.
– Транспортная система – это
совокупность всех видов
транспорта, объединенных между
собой транспортными узлами, то
есть пунктами, в которых
сходятся несколько видов
транспорта и осуществляется
обмен грузов между ними.
– Крупнейший узел в России –
Москва.
– Грузооборот – это произведение
количества перевезенного груза на
дальность его перевозки.
1 мин.
1 мин.
– Отлично, назовите один крупнейший
узел в России?
– Что такое грузооборот?
– Правильно, молодцы.
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание параграф31,
ответить на вопросы, на стр. 153.
V. Итог.
Итак, вы теперь знаете состав
инфраструктурного комплекса, и
роль транспорта. На уроке все
хорошо поработали. Молодцы!
– До свидания!

Я живу в городе среднего размера. В принципе, у нас есть все, что необходимо для комфортного проживания. Но, конечно же, хочется, чтобы город не стоял на месте, и улучшалась его инфраструктура. А что такое инфраструктура, я вам сейчас и расскажу.

Инфраструктурный комплекс и его состав

Слово «инфраструктура» каждый из нас по-любому слышал, но далеко не все понимают, что это такое. Все очень просто, инфраструктурный комплекс - это все сооружения, здания, различные системы и службы, которые необходимы населению для комфортной жизни.

В каждом городе есть определенная инфраструктура. Разумеется, в сельской местности она будет значительно уступать по уровню развития. Не удивительно, вряд ли вы в деревне увидите, например, крупный торговый центр или гипермаркет.


Разделить инфраструктурный комплекс можно на две части: коммуникационную систему и сферу обслуживания. С коммуникациями нет ничего сложного. К ним относятся транспорт и связь. А вот сфера обслуживания очень объемная. В нее входят:

  • торговля и питание;
  • бытовое обслуживание;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • сфера культуры;
  • образование и здравоохранение;
  • социальный сектор;
  • финансовая сфера;
  • государственное управление.

Магазины, театры, поликлиники и прочие организации относятся к инфраструктуре города. И, чем больше населенный пункт ими обеспечен, тем лучше развита у него инфраструктура.

Какие услуги предоставляются населению

Люди, проживающие в том или ином городе, пользуются благами от различных организаций, входящих в инфраструктурный комплекс, множеством видов услуг. То есть, люди получают не конкретную вещь от них, а деятельность. Услуги можно тоже классифицировать.


По характеру их предоставления они делятся на материальные и нематериальные. Первым видом услуг людей снабжают торговые предприятия, предприятия общественного питания и бытовых услуг. За обеспечение населения нематериальными услугами отвечает сектор образования, культуры и медицины. Одними из них люди пользуются постоянно, а другие необходимы им только в определенное время.


Инфраструктура - Комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура - Отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы Инфраструктура - комплек с отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную.


Инфраструктурный комплекс: состав, значение, проблемы.

Цель урока: изучить состав, значение и проблемы инфраструктурного комплекса России посредством текста, таблиц, схем.



Что такое услуга?

  • Новый учебник - стр.131
  • Старый учебник - стр. 172.

Услуга - особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.


  • Что такое инфраструктурный комплекс?
  • Какова его главная задача?

Инфраструктурный комплекс – это комплекс, объединяющий отрасли хозяйства, производящие различные услуги.

Главная задача - оказание разнообразных услуг населению


Используя текст учебника, таблицы, заполните схему: « Классификация услуг»


  • Какие бывают услуги по характеру? По периодичности?
  • Приведите примеры услуг, которыми вы пользуетесь постоянно? Иногда?
  • К какому виду услуг вы отнесёте: торговлю, связь, образование, оборону?

  • От чего зависит развитие инфраструктуры?
  • Во всех регионах инфраструктурный комплекс развит одинаково? Где лучше?

  • Записать в тетрадь проблемы, характерные для инфраструктурного комплекса.

  • Какие виды транспорта есть в совхозе?
  • Как вы оцениваете работу транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
  • Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)? Как улучшить работу транспорта?

  • Есть ли в совхозе баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка, ремонтные мастерские?
  • Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
  • Как решить проблемы?

  • Есть ли в совхозе магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
  • Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
  • Как решить проблему?

  • Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их?
  • Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают?
  • В чем проблемы? Как их решить?

  • Есть ли в совхозе школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки?
  • Достаточно ли их? Удобно ли они расположены?
  • Есть ли проблемы? Как их решить?

Развитие нематериальной сферы в п. Восход

Виды услуг

Виды учреждений

Торговые

Общее число

Бытовые

Образовательные и культурные

Научные

Медицинские и оздоровительно-спортивные

Другие


  • Какие виды услуг и учреждений преобладают в посёлке?
  • На какой возрастной состав они ориентированы?

  • С каким комплексом познакомились сегодня?
  • Чем отличается инфраструктурный комплекс от ранее изученных?
  • Какое значение имеет инфраструктурный комплекс?

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Меня удивило…

Домашнее задание.

  • Новый учебник параграф 31.
  • Старый учебник параграф 34.
  • Подготовить сообщения о видах транспорта:

водный транспорт

воздушный транспорт

наземный транспорт

План:

1.Общая характеристика

2.Достоинства транспорта

3.Недостатки транспорта

4.Перспективы развития.


Учитель географии

МКОУ Скатинская СОШ

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;
  2. продолжить работу со схемами, таблицами;
  3. воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;
  4. развивать речь учащихся, географическое мышление.

Оборудование урока: карточки с домашним заданием, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей) будут работать по карточкам, выполняя задания по легкой промышленности. Прочитайте задания пока я напоминаю правила игры и если будут вопросы, то спросите.

Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.

Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?

Первое утверждение:

– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Россия увеличивает вылов рыбы в зонах иностранных государств, с которыми она имеет соответствующие договоры
– Большая часть рыбоперерабатывающих предприятий находится на специальных судах и перерабатывается в море.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным (слайд 1 ). Приложение

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе деловой игры определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного комплекса в наших микрорайонах.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4. Объяснение нового материала.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2 ).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части

Инфраструктурный комплекс

Коммуникационная система

Транспорт связь

Сфера обслуживания

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)
  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)
  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)
  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)
  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:

– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.

– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.
Откройте страницу 132 учебника. Найдите таблицу 31 (Слайд 3 ). Приложение
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу, на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32.
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.
Проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг.
Начну я, вы внимательно следите.
Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.
Таня – ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).
По периодичности? (нужная иногда)
По широте потребителей? (нужная всем).
Артем, ты – водитель автобуса.
Лена, ты – врач.
Денис, ты – офицер ВС.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Посмотрите на рисунок (слайд 4 ) и скажите, к какой сфере будут относится отрасли, входящие в инфраструктурный комплекс? (К непроизводственной сфере )

А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).

– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?

– Что такое инфраструктура?

Зачитайте определение на стр. 131. Т.е. инфраструктуру и составляют отрасли, входящие в сферу обслуживания и коммуникационную систему. Поэтому комплекс назвали инфраструктурным.

Каково же значение этого комплекса?

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой ).

Как и у любого другого, уже изученного нами межотраслевого комплекса, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.

О них нам расскажет Катя (заранее подготовленный ученик) (Внимание! Проблема! Стр.137)

5. Закрепление изученного.

Катя познакомила нас с проблемами инфраструктурного комплекса у нас в стране в целом. А как обстоят дела в различных отраслях инфраструктурного комплекса у нас в микрорайонах Новоселы, Химчистка, Красный Октябрь?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в микрорайоне и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.

У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.

Выступление групп.

1 группа– транспорт

  1. Какие виды транспорта есть в микрорайоне?
  2. Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
  3. Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)?
  4. Как улучшить работу транспорта?

2 группа – Бытовое обслуживание

  1. Есть ли в микрорайоне баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
  2. Как решить проблемы?

3 группа – Розничная торговля и общественное питание

  1. Есть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
  2. Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
  3. Как решить проблему?

4 группа –Медицинское обслуживание

  1. Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?

5 группа – Образование и культура.

  1. Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?

К нам на урок пришла глава микрорайона Новоселы Таробкова Н.А.

Мы предоставляем ей слово и она расскажет о перспективах развития этих отраслей в нашем микрорайоне.

6. Домашнее задание.

§ 31 стр. 131 – 133

Заполнить таблицу “Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города”. Таблицы у каждого на столе.

Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города.

1.Составьте таблицу учреждений нематериальной сферы вашего микрорайона, используя предложенный перечень.

Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.

2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.

3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?

7. Итог урока. Выставление оценок.

С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?

>> Состав комплекса. Роль транспорта

Инфраструктурный комплекс

§ 31. Состав комплекса. Роль транспорта

Инфраструктурный 1 комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги (рис. 59). Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов .

Услуга - особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Услуги бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления.


? Рассмотрите классификации услуг (табл. 31, 32). Дополните их примерами.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения. Однако роль инфраструктурного комплекса определяется не только этим.

1 Инфраструктура - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможны без соответствующей инфраструктуры: жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередачи и пр. При этом чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений. Например, в наиболее развитом районе страны - Центральном - инфраструктурой занято 10% территории. А на Дальнем Востоке - только 0,5% территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, 1 км современной автомобильной магистрали стоит около 1 млн долл. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира (табл. 33), а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.


Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой; 2) сферу обслуживания (торговля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр.), именуемую социальной инфраструктурой

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача - перемещение в пространстве людей, информации , энергии и различных грузов.

Транспорт. Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные грузы (нефть, газ, электроэнергию). (Приведите примеры универсальных и специализированных видов транспорта.)

Основная задача транспорта - надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система - совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

В России несколько сотен транспортных узлов разных типов (рис. 60). Крупнейший из них - Москва.

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезенных грузов (млн т) и пассажиров (млн чел.); 2) грузо- и пассажи- рооборотом (табл. 34, 35).

Грузооборот (т км) - произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км).

Пассажирооборот рассчитывается аналогично для числа перевезенных пассажиров.

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

? Подумайте, как влияют природные условия на работу различных видов транспорта.

Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25-35 км/ч).

Второй по экономичности транспорт - железнодорожный. Он всего на 30% дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.

Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз - железнодорожных.

Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта - авиационный .

Наиболее дешевый вид пассажирских перевозок - автобусами.

Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. (Подтвердите это примерами по картам атласа.) Населенные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удаленных от них поселениях. (Почему? Приведите примеры.) Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий (табл. 36).


Вопросы и задания


1. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
2. Какова роль транспорта в экономике России?
3. Какие виды транспорта образуют транспортную систему?


Внимание! Проблема!

Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе.

Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьезном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива.

Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в 120 млрд рублей. Нуждаются в модернизации все морские порты. Снижается число аэродромов. Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны. Во многих российских городах и поселках городского типа нет водопровода и канализации, 50% сельских населенных пунктов не имеют ни одного стационарного телефона. Износ водопроводов составляет 40%, а тепловых сетей - 60%.

Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создает угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Top