Исследовние мотива воля-неволя в драме островского "гроза". Какое воплощение получает в пьесе Островского «гроза» тема неволи? Домашнее задание к уроку

Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского «гроза» тема неволи?

В своём сочинении-рассуждении отметьте, что в пьесе «Гроза» анти­теза свободы и неволи становится важнейшей тематической оппозицией. При этом традиционный мотив неволи получает новое наполнение. Сво­бода воспринимается главной героиней произведения А. Н. Островско­го с общественной, личностной, бытийной точки зрения. Эта категория ассоциативно связана с характером Катерины. Неволя - это то, что ей чуждо.

Подчеркните, что муж героини Тихон полностью зависим от воли матери («Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»), хоть и решается в финале на открытый протест. Борис вторит: «Не по своей воле я еду», подчёркивая несамостоятельность своих решений. И только Катерина от­крыто заявляет: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись…»

Проанализируйте, как неволя становится олицетворением бытового уклада города Калинова. Механик-самоучка Кулигин в своём рассказе о нравах волжского купеческого городка акцентирует внимание Бори­са на несвободе здешней жизни: «И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе може­те судить. И что, сударь, за этими замками разврату тёмного и пьянства!

И всё шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог!»

Рассмотрите, как соблюдение правил Домостроя лишает семейный уклад свободы. Дикой отнимает свободу у своего племянника и домашних («Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю»), Кабаниха - у невестки и сына. Катерина стремится к свободе проявле­ния чувств (прощание с Тихоном), мыслей, суждений («Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу»), поступков (готовность бежать с любимым на край света). Наконец, высшее проявление свободной воли - лишение героиней себя жизни.

Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, укажите, что купеческая жена Катерина Кабанова страдает прежде всего от несво­боды. В родительском доме она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». И как некрасовская Матрёна Тимофеевна, попала «с девичьей холи в ад». Жизнь по домостроевским принципам, полное подчинение свекрови и мужу делает само существование героини невозможным.

В заключение подчеркните, что сам строй бытия Кабановых и Диких чужд свободолюбивой натуре Катерины. В поисках освобождения от се­мейных уз она пускается в отношения с чужаком Борисом. А когда воз­можности бегства из этого мира неволи оказываются исчерпаны, героиня бросается в реку, освобождая себя от калиновского окружения.

Здесь искали:

  • гроза островский неволя Катеньки
  • что означают воля и неволя в словах катерины

, «Гроза» , «Бесприданница» , воля , свобода

Цели урока:

  • выявить сходство и различие категорий “свобода” и “воля” на семантическом, этимологическом, ассоциативном уровне;
  • определить роль данных категорий в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”;
  • совершенствовать навыки анализа драматического текста.

Задачи урока: развитие читательской культуры, мыслительной деятельности, коммуникативных умений учащихся, приобщение к духовным ценностям через знакомство с литературными произведениями.

Тип урока: урок анализа произведения, урок-исследование.

В основе урока лежит групповая форма работы.

Принципы обучения:

  • принцип деятельности;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип сотрудничества;
  • принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей);
  • принцип наглядности.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • толковые словари (“Словарь живого великорусского языка” В. И. Даля, “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова, “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и другие);
  • этимологические словари, словари синонимов и антонимов, словарь символов;
  • задания для работы в группах;
  • карты-схемы урока (индивидуально для каждого ученика).

Домашнее задание к уроку:

Класс делится на 4 группы, каждая из групп получает задание (см. Приложение 1 ) :

1-я группа. Лингвисты.

  1. Используя различные виды словарей (толковые, этимологические, словари синонимов и другие), определите сходство и различие в значении слов “свобода” и “воля”.
  2. На 1–2 слайдах представить сходство и различие в значениях этих слов. Используйте для этого различные схемы.

2, 3 группы. Литературоведы-исследователи драмы “Гроза”.

  1. Пересмотреть драму “Гроза”, найти и выписать из произведения цитаты, в которых упоминаются слова “свобода” и “воля”. Указать, кто произносит реплики, к кому обращается.

4 группа. Литературоведы-исследователи драмы “Бесприданница”.

  1. Пересмотреть драму “Бесприданница”, найти и выписать из произведения цитаты, в которых упоминаются слова “свобода” и “воля”. Указать, кто произносит реплики, к кому обращается.
  2. С помощью толковых словарей попробовать определить, в каком значении употреблены эти слова в тексте драмы.

Кроме этого, два учащихся получают индивидуальное задание исследовательского характера (см. Приложение 1 ).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Беседа, актуализирующая предшествующие знания учащихся.

– Мы сегодня с вами будем говорить об очень сложных философских категориях. Сейчас (и особенно сейчас!) мы часто слышим: “свободная страна”, “свобода слова”, “свобода печати”, “свобода мысли”… Человек постоянно, неосознанно стремится к свободе. Истоки этого стремления уходят в глубокую древность.

Вспомните, в каком мифологическом сюжете наиболее ярко выражена идея стремления человека к свободе?

(Миф о Дедале и Икаре: "Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи.

– Если не могу я, – воскликнул Дедал, – спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь!" (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции) см. Презентация 1 ).

Итак, еще много веков назад в искусстве было запечатлено стремление человека к свободе. А в устном народном творчестве появился мотив воли:

Соловей мой смутный – да смутен, не весел,
Он головушку повесил, зерно не клюет...
"Ой, клевал бы я зерен, да волюшки нет,
Пропел бы я песни, ой – да голосу нет:
Соловья-то малого да хотят уловить,
Ой, в золотую клетку хотят посадить...
Ой, золотая клетка все сушит меня...
Ой, зеленая ветка веселит меня!"

В каких литературных произведениях представлены эти мотивы? (Учащиеся называют произведения А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, “Медный всадник”; лирику М. Ю. Лермонтова и другие произведения.)

– К осмыслению свободы и воли обращались многие писатели. Неслучайно Н. А. Бердяев, известный философ XIX века, писал: “В свободе скрыта тайна мира”. Попробуем и мы прикоснуться к этой тайне.

III. Целеполагание.

Я хочу предложить вам обратиться к этим понятиям на примере пьес А. Н. Островского.

Давайте подумаем, что мы должны сделать, чтобы определить роль категорий “свободы” и “воли” в пьесах “Гроза” и “Бесприданница”.

IV. Индивидуальное сообщение “Символы свободы и воли в пьесах А. Н. Островского”.

– Действительно ли эти категории важны для творчества А. Н. Островского? Послушаем сообщение “Символы свободы и воли в пьесах А. Н. Островского”, сделаем соответствующие выводы. В работе нам поможет карта-схема урока, где вы можете фиксировать результаты нашего исследования (см. Приложение 2 ).

Примерный план сообщения:

  1. Дать определение понятию “символ”.
  2. Используя “Словарь символов” или другую дополнительную литературу попытаться раскрыть значение следующих образов:
    – река Волга как место действия обеих пьес;
    – образ птицы (обратить внимание на монолог Катерины “Отчего люди не летают?”, на значение имени Лариса (главной героини пьесы
    “Бесприданница”), а также на название парохода Паратова.
    – образ ключа (монолог Катерины);
    – образ цыган и цыганского табора в пьесе “Бесприданница”.
  3. Сделать вывод об общем семантическом звучании этих образов и их роли в пьесе. (см. Презентация 2 )

V. Работа в группах.

– До сих пор мы употребляли слова “воля” и “свобода” как синонимы. Давайте попробуем в группах выполнить поставленные перед нами задачи.

Предложенные задания выполняются на основе собранного дома материала. Учащиеся сравнивают свои работы, выбирают наиболее удачные схемы, делятся своими мыслями. На обсуждение заданий отводится 5–7 минут, далее десятиклассники представляют результаты своей работы, фиксируют выводы в картах-схемах урока.

Первая группа.

Лингвисты.

  1. Используя различные виды словарей (толковые, этимологические, словари синонимов и другие), определите сходство и различие в значении слов “свобода” и “воля”. Можем ли мы считать, что значения этих слов совпадают полностью?
  2. Попробуйте на 1–2 слайдах представить сходство и различие в значениях этих слов. Используйте для этого различные схемы.

Индивидуальное сообщение “Образ “воли” в русском фольклоре (пословицах и поговорках)”.

Примерный план сообщения:

  1. Используя “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля и/или книгу В. И. Даля “Пословицы и поговорки”, выписать пословицы и поговорки, в которых упоминается “воля”, распределив их на две группы: “Воля – это хорошо” и “Воля – это плохо”. Можно использовать следующие пословицы и поговорки и добавить свои:
    Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
    Боле воли – хуже доля.
    Своя воля всего дороже.
    Цвет в поле – человек на воле.
    Вольному – воля, спасенному – рай.
    Воля лучше золотой клетки.
    Своя воля – царя боле.
    И медведь в неволе пляшет.
    В каменном мешке (т.е. в тюрьме), а выдумка вольна.
    Беглому – в поле воля.
    Неволя крушит, да воля губит.
    В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково.
  2. Полученные результаты зафиксируйте в таблицу (создайте 1 слайд).
  3. Попробуйте сделать вывод, почему воля в народном желании может быть то желанной, то осуждаемой? (см. Презентация 3 )

Вторая группа.

Литературоведы-исследователи драмы “Гроза” (1–3 действие).

На основе собранного дома материала выполните следующие задания:

  1. Кто из героев чаще всего обращается к понятию “воля”? Почему?
  2. В одинаковых ли значениях употребляют слово “воля” Борис и Катерина в следующем диалоге:
    – Ваша воля была на то.
    – Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (III,3)
  3. Какое значение “воля” имеет для Катерины? Бориса? Тихона?

Третья группа.

Литературоведы-исследователи драмы “Гроза” (4–5 действие).

  1. Определите, в каких значениях употребляется слово “воля” в цитатах из пьесы “Гроза”. Зафиксируйте свои наблюдения в картах-схемах урока.
  2. В каком значении употребляет это слово Кулигин? Кабанова? Тихон?
  3. Катерина в III действии называет Бориса “вольным казаком”, сам Борис в V действии говорит: “Я вольная птица”. Что подчеркивается в образе Бориса?
  4. Какое значение слова “воля” наиболее важно для Островского?
  5. Как вы считаете, можем ли мы слово “воля” в “Грозе” заменить словом “свобода”?

Четвертая группа.

Литературоведы-исследователи.

Драмы “Бесприданница”.

  1. Определите, в каких значениях употреблены слова “воля” (“волюшка”) и “свобода” (“свободный”) в пьесе. Зафиксируйте свои наблюдения в картах-схемах урока.
  2. Что значит свобода для Паратова? Почему во II действии Огудалова, комментируя желание Ларисы выйти замуж за Карандышева, говорит Кнурову: “Я тут ни при чем: ее воля была” , и в этом же действии Карандышев просит Ларису: “Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”? Можем ли мы считать свободной Ларису?
  3. Как вы считаете, почему слова “воля” и “свобода” практически не употребляются в пьесе?

VI. Подведение итогов работы.

Какое понятие наиболее значимо для Островского? Что он под ним подразумевает? Предложите от группы по одному слову (словосочетанию), характеризующему категорию “воли” в произведениях Островского.

VII. Рефлексия

Как вы думаете, были ли вы свободны в своих ответах сегодня, или их можно было предугадать?

Вы могли положиться на ответственных членов своей группы, не участвовать в обсуждении, а просто сделать вид. Это свобода или воля?

На примере своего поведения на уроке попробуйте объяснить, что дает человеку свобода? А что воля?

– Вечные категории, вечные ценности… В 1970 году, спустя сто лет после Островского, американский писатель и публицист Ричард Бах напишет книгу “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”, где буду такие строки: “У нас есть возможность выкарабкаться из неведения, нам надо осознать собственную исключительность и разумность. Мы способны обрести свободу. И мы можем научиться летать!”

VIII. Домашнее задание (по выбору учащихся):

  1. Сочинение-миниатюра: “Воля – ведущий мотив пьес А. Н. Островского”
  2. Сочинение-миниатюра: “Способны ли летать люди XXI века?”
  3. Прочитать книгу Ричарда Баха, ответить на вопрос: что значит быть свободным?

А.Н.ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА». КАТЕРИНА И КАБАНИХА КАК ДВА НРАВСТВЕННЫХ ПОЛЮСА НАРОДНОЙ ЖИЗНИ

(ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ТЕКСТА)

Урок-лекция.

Цели урока.

Обучающая: лексико-семантический анализ драмы А.Н.Островского «Гроза»; выявить ряд авторских оценок героев пьесы.

Развивающая: совершенствовать навыки в умении производить лексико-семантический анализ.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Лекция учителя.

Драма «Гроза» - одно из самых совершенных произведений А.Н.Островского, в то же время это пьеса, во многом типичная для реалистической драматургии ХI Х в., сохраняющая многие каноны данного рода литературы. Коллизии драмы носят обобщенный характер, хотя внешне они проявляются в подчеркнуто бытовой форме, в основе конфликта драмы традиционное для этого жанра противоречие, которое выступает как «противоположность чувственного и духовного в человеке,…когда долг ради долга, холодная заповедь борются с особенными интересами, горячим чувством, чувственными склонностями и побуждениями, вообще со всем индивидуальным; как суровый антагонизм между внутренней свободой и естественной внешней необходимостью, далее, как противоречие между мертвым, внутренне пустым понятием и полной конкретной жизнью». Этот драматический конфликт в «Грозе» носит социальный характер: две противоположные силы народной жизни, между которыми, прежде всего, возникает конфликт в драме, воплощены в молодой купеческой жене Катерине Кабановой и в ее свекрови – хранительнице старины Марфе Кабановой, прозванной за свой крутой и суровый нрав Кабанихой.

    В чём находит противопоставление этих двух героинь? Противопоставление этих двух героинь находит отражение и в контрасте их речевых характеристик.

    Где происходит действие драмы? В драме «Гроза», действие которой происходит в купеческом городе Калинов, во многом наблюдается своеобразная редукция индивидуальных примет, различающих речевые характеристики персонажей пьесы, доминантой их служит установка на просторечие (нешто, надоть, проздравить, ужотка, искамши, пущай и т.п.) . В то же время индивидуализация сценического положения персонажа мотивирует характерные особенности речи героев, наиболее рельефно выделяются в этом плане две речевые характеристики – подчеркнуто эмоциональная речь Катерины, которая опирается на стилизованный язык фольклора, и речь Кабанихи, в которой тоже сконцентрировались яркие характерологические средства выделительного характера. К ним, прежде всего, относят интенсивное употребление повторов, обилие императивов (Сделай так, как я тебе приказывала; Приказывай жене то, как жить без тебя; На носу себе заруби; Разговаривай еще).

    В чём находят отражение склонность Кабанихи к назойливым беспрестанным поучениям, ее приверженность к «пустой форме»? Склонность Кабанихи к назойливым беспрестанным поучениям, ее приверженность к «пустой форме» находят отражение в частом обращении к пословицам и поговоркам, воплощающим, с ее точки зрения, незыблемые истины, причем пословицы в тексте драмы используются только в репликах Кабанихи (Дальние проводы – лишние слезы; Чужая душа - потемки). Наиболее часто в ее речи повторяется слово порядок (Аль порядку не знаешь? Ничего то не знают, никакого порядка).

    В какой роли выступают диалоги героев драмы? Диалоги героев драмы выступают как основное средство развития действия и являются стилизацией диалогов естественного языка, а не их механическим копированием, не случайно в репликах героев драмы почти не нашли отражения такие особенности живой разговорной речи, как спонтанность, отсутствие заботы о форме выражения, непринужденность, экономия средств выражения, ориентация на ситуацию. Реплики героев пьесы преимущественно характеризуются законченностью и самостоятельностью и объединяются на основе смысловой и грамматической связи.

    Какими средствами создаются в тексте смысловые связи? Смысловые связи в тексте создаются повторами, однако функции повторов не исчерпываются лишь ролью фактора связности.

    Какой мотив является ведущим в драме? Одним из ведущих мотивов «Грозы» является мотив преодоления «страха» как одной из привычных стихий жизни Калинова, причем страх ассоциируется у молодых героев драмы с «неволей», победа над ним – с обретением «воли» или «праведной жизнью», в которой нет места «греху», в связи с этим «грех» Катерины по-разному осмысливается героями: для Кабанихи он результат стремления молодых жить «на воле» (А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям; Что, сынок! Куда воля-то ведет!), для самой Катерины он следствие «неволи» (В неволе-то кому весело!.. А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет). Отношением к «воле» проверяются герои драмы, характерны в этом плане оценки, которые Катерина дает Тихону и Борису. О Тихоне она замечает: И на воле-то он словно связанный, Борис же в ее глазах «вольный казак». В сцене прощания Борис обращается к сходной самооценке: Я вольная птица, которая снимается другой репликой героя в этой же сцене: Не по своей воле еду. Повторы в драме обнаруживают близость героев, казалось бы, противоположных друг другу: так, реплики Катерины и Тихона сближаются за счет повторения в них одинаковых лексических единиц.

    В то же время в тексте драмы выделяются повторы, характерные для реплик одного героя и выступающие как его сквозная образная характеристика: так, реплики Катерины уже в 1 действии пьесы вводят мотив птицы, полета, который затем развивается в драме.

    Каким образом вводится образ Катерины в драме? Образ «птицы» вводит образ Катерины в драму и воспринимается читателем как символический, в сферу его не включаются речевые характеристики других персонажей. Образ «птицы» в репликах Катерины навеян фольклорными мотивами, при этом он является значимым прежде всего для самохарактеристики героини и системы авторских оценок.

    Как развивается тема «полёта»? Тема «полета» интенсивно развивается в первых двух действиях драмы, постепенно переходя в более общую тему «движения как стремления к воле», сближающего Катерину с другими героями драмы.

    В последних актах драмы образ « полета» отсутствует, а мотив «движения» переплетается с мотивом «гибели» (А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!) В «Грозе» повторы образуют сквозные ряды, движение которых во многом формирует образное целое драмы и способствует раскрытию ее идейно-эстетического содержания.

Большое значение для анализа драматургического произведения имеет рассмотрение системы ремарок.

    Что такое ремарка? Ремарка в пьесе – непосредственное проявление авторской речи, предельно ограниченной в драме. Традиционные ремарки в реалистической драме Х I Хв. Указывают обычно на место действия, особенности речи, поведения и настроения героев, лексика их, как правило, не экспрессивна, ремарки не содержат прямых оценок автора, в них отсутствуют образные средства, средства создания лирической эскпрессии. Во многом характерные для драматургии ХХв.

    Как распределяются ремарки в тексте «Грозы»? Ремарки в «Грозе» распределяются неравномерно. Ремарки каждого из героев в тексте драмы обрамляются цепочкой авторских ремарок, которые носят разный характер: среди них может выделяться ремарка-доминанта, регулярно повторяющаяся в тексте драмы. Такой ремаркой-доминантой, часто сопровождающий реплики Катерины, является ремарка задумывается (задумчиво), она выделяется как повторяющаяся в богатой системе ремарок, отмечающих сменяющуюся гаму противоречивых чувств и настроений героини (с испугом; вздыхая; с ужасом; с волнением) , выбор этой ремарки не случаен, она – сигнал и богатой внутренней жизни героини, и её одиночества а «темном царстве».

    Ремарки каких типов представлены в пьесе? В драме «Гроза» представлены ремарки разных типов:

    ремарки «обстановочные» (Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов);

    ремарки, характеризующие особенности речи героев, их действия, оттенки их настроения (стучит палкой; смеётся; стоят как будто в оцепенении; плачет; с испугом);

    ремарки, фиксирующие паузы (молчание);

    смену мизансцен (Кудряш входит с гитарой);

    ремарки, воспроизводящие язык жестов и мимику героев (они непосредственно адресованы режиссеру и актерам и свидетельствуют о важности зафиксированных в тексте драмы жестов для верного раскрытия образов героев).

    Как ещё выражается авторская позиция в тексте? В драме «Гроза», кроме традиционных ремарок, непосредственно представляющих в пьесе авторскую речь, выделяются также такие средства выражения авторской позиции, которые характерны для идиостиля Островского: это «значащие» имена персонажей и фольклорные тексты, включенные в произведение. Антропонимы драмы являются отражением прямых авторских оценок: Дикой «шальной», «безумный», «сумасшедший»; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – Марфа( marta – госпожа); Кабаниха – «дикая свинья, отличающаяся свирепостью нрава». Прозвище Кабаниха могло быть произведено также и от слова кабан в значении «глыба льда», весьма распространенного в верховьях Волги. Имя Тихон вызывает ассоциации с русским словом тихий в значении «безропотный», «смирный», «покорный». Варвара – «грубая», Феклуша – «слава божья», Катерина (Екатерина) – «вечно чистая». Фамилия Кулигин ассоциируется с фамилией знаменитого нижегородского механика-самоучки и поэта Кулибина.

    С какой целью выделяет автор имена героев? Выделяя в именах героев их существенные внутренние качества, Островский тем самым определяет и своё отношение к ним – поэтому имена и прозвища в его драмах являются одним из средств выражения авторских оценок.

4.Итог.

Таким образом, система образов драмы «Гроза» выражается в определенной эстетической речевой системе, которая во многом отражает первую. Анализ таких строевых элементов пьесы, как реплики героев и их монологи. Повторы, преодолевающие дробность и прерывистость реплик персонажей, ремарки автора и включенные в текст «Грозы» народные песни. Позволяет выявить ряд авторских оценок в произведении, глубже рассмотреть образный строй драмы.

Но самой странной птицей в Калинове ощущает себя Катерина. Выросшая в этом мире, она демонстрирует максимальную чуждость ему.

Уже вторая реплика героини в пьесе, при всей ее почтительности, показывает цельность ее натуры, не демонстративное, но прямое отрицание лицемерных нравов, нравственного формализма, к которому привыкли в городе. «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю» (д. 1, явл. 5).

Образ Катерины Островский строит иначе, чем образы других персонажей драмы. В драме перед нами вроде бы проходит вся ее жизнь. Но с другой стороны, многие очевидные детали драматург оставляет без внимания.

После замужества Катерина, как и Борис, оказывается одна в чужом городе. «По патриархальному домостройному обычаю, она выдана , а не вышла . Ее не спрашивали, любит ли она Тихона, ее выдали по благословению родителей за немилого, в той надежде, что, дескать, «стерпится - слюбится», - писал П. И. Мельников-Печерский, одновременно замечая, что в народных песнях, в разговорном языке купцов, мещан и крестьян встречается только такая форма – «выдана».

«Здесь что вышла замуж, что схоронили - все равно. <...> Ну, попал я в городок!» - вздыхает Борис, переводя калиновское «выдали» на более цивилизованное «вышла», но по сути говоря о том же самом (д. 3, сцена 3, явл. 2)

Но в драме нет ни одного намека на связи Катерины с прежней жизнью. Где находится ее родной город? Что произошло с ее семьей? Встречается ли она с родственниками? Ни на один из подобных вопросов в пьесе нет ответа.

Катерина, как сказочная героиня, оказывается в чужом заколдованном городе. Все ее связи с прежней жизнью оборваны. Прошлое осталось лишь в ее немногих воспоминаниях.

Вместо конкретной биографии Островский предлагает поэтическую историю формирования характера Катерины. Главные ее свойства – искренность, страстность, решительность, религиозно-поэтическое восприятие мира.

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!» (д. 2, явл. 2).

В другом монологе-воспоминании героиня подробнее вспоминает о жизни в родном доме: она ходила с маменькой в церковь, истово молилась и в храме и дома, беседовала со странницами, поливала цветы, видела поэтические сны, в которых летала по воздуху. На удивленное замечание Варвары «Да ведь и у нас то же самое» Катерина отвечает: «Да здесь все как будто из-под неволи» (д.1, явл. 7).


Жизнь Катерины в Калинове – это постоянные попытки приспособиться к неволе, которым мешает цельность и искренность героини. Церковь, молитва в Калинове становятся не потребностью живой души, а постылой обязанностью. Хотя Катерину выдали за Тихона, она хочет его полюбить, построить с ним какую-то общую жизнь, чему все время мешают наставления матери, так и упреки самого мужа. «Да не разлюбил, а с этакой неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!» (д. 2, явл. 4).

Воля (неволя ) – один из главных мотивов – лейтмотив - пьесы. Cлова воля и его антоним неволя встречаются в тексте более тридцати раз. О воле рассуждают только втянутые в основной конфликт персонажи: Кабаниха, Тихон, Катерина и Борис (один раз об этом мимоходом говорит и Кулигин).

Отношение героев к этому понятию совпадает с делением на своих и чужих. В этике Домостроя воля представляется отрицательным, разрушительным явлением. Для чужих людей, волей обстоятельств заброшенных в калиновский мир, воля кажется грезой, мечтой.

Кабаниха связывает волю с гибелью привычного мира и его устоев. «Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну, что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете» (д. 1, явл. 5). «Что, сынок! Куда воля-то ведет!» радостно вскрикивает она, услышав признание Катерины.

Тихону воля представляется кратковременным бегством из родного дома, хотя, как замечает Катерина, «и на воле-то он словно связанный».

Борис тоже воспринимает свое положение в городе как неволю, но в то же время, в сравнении с Катериной он - «вольный казак», «вольная птица».

Для Катерины воля - главное условие ее существования, неволя - путь к гибели. «Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись...» (д. 1, явл. 7). - «Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! <…> А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всего мы, бабы. Вот хоть я теперь!» (д. 2, явл. 10).

Высшее поэтическое проявление воли у Катерины – желание летать. Мечта о полете сопровождает всю ее жизнь. Она рассказывает, что летала в детских снах. Она, вдруг словно вспомнив детство, спрашивает у Варвары, почему люди не летают, и хочет попробовать полетать прямо сейчас. Позднее, накануне свидания с Борисом, она воображает полет души после смерти (д. 2, явл. 8).

В драме Островского понятие воли имеет и еще один – психологический - смысл. Воля – способность человека добиться поставленной цели, способность души вырваться на волю.

В этом смысле мечтающий о вольной жизни Тихон совершенно лишен воли. Его воля сломана волевой матерью, что Кабаниха с торжеством говорит в одном из своих наставлений. «Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить. - Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» (д. 1, явл. 5).

Игра психологическим понятием воли идет и во время ночного свидания Катерины и Бориса. «Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе. - Ваша воля была на то. - Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. <...> Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! (Кидается к нему на шею.)»

Характерно, что цивилизованное, европейское понятие «свобода », знакомо в Калинове лишь Кудряшу, да и то он использует его в сниженном, искаженном значении: «У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят» (д. 3, сцена 2, явл. 2)

Любовь к Борису для Катерины - поступок настолько же вольный, насколько и вынужденный. Делая свой свободный выбор, героиня ограничена наличными обстоятельствами. Борис – чужой в «темном царстве», но он вынужден жить по его правилам, подчиняться дяде, хотя понимает, что тот его все равно обманет. «Вольный казак» или «вольная птица» он лишь в своем представлении. «Борис – не герой и далеко не стоит Катерины, она и полюбила его больше на безлюдье», - точно заметил Добролюбов.

Когда эта любовь возникает, Катерина, как между двух огней, оказывается между стремлением к воле и ощущением греха .

«Грех» – как и «воля» - ключевой мотив драмы. Он возникает в «Грозе» более сорока раз. О грехе и своих грехах рассуждают практически все персонажи, кроме образованных Кулигина и Бориса.

«И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня», - то ли исповедуется, то ли гордится Дикой перед Кабанихой, вспоминая мужика, который приходил просить заработанные деньги (д. 2, сцена 1, явл.2).

«Что с дураком и говорить! Только грех один!» - обрывает Кабаниха разговор с сыном (д. 1, явл. 5).

«Всю жизнь смолоду грешила. Спроси-ка, что о ней порасскажут. Вот умирать то и боится», - говорит Варвара о сумасшедшей барыне (д. 1, явл. 9).

«Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть», - отвечает она на признание Катерины (д. 1, явл. 7).

«Сами-то, чай, тоже не без греха!», - пытается усовестить Кулигин оскорбленного мужа. «Уж что говорить!», - с готовностью откликается Тихон (д. 5, явл.1)

Свои грехи, оказывается, есть даже у божьей странницы. «А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю», - признается Феклуша (д. 2, явл. 1).

Искренне воспитанная в религиозных понятиях Катерина всю свою жизнь воспринимает в категориях грешной и праведной жизни.

Грехом она считает уже саму возникшую любовь к Борису. «Ах, Варя, греху меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» (д. 1, явл. 7).

Очередное испытание для Катерины устраивает Варвара. В руках у Катерины оказывается ключ, дающий возможность ночного свидания. Держа в руке ключ-искушение, ключ к новой тайной жизни, героиня произносит мучительно размышляет о жизни, разрываясь между прежней жизнью-мучением и жизнью-грехом. «Живу, маюся, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою». Но эта борьба разрешается в пользу новой жизни: «Будь что будет, а Бориса я увижу!» (д. 2, явл. 10).

Потом, уже во время свидания, она еще раз колеблется, делая окончательный выбор. «Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем», - в начале свидания. Что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься» (д. 3, сцена 2, явл.7).

Последующее признание Катерины вызвано дальнейшей духовной работой и ощущением вины, не только перед ближними, но и перед небесами. «Грешна я перед Богом и перед вами!» (д. 4, явл. 6).

Признание снимает грех с души с Катерины, но еще более усугубляет ее положение. Кабаниха призывает мужа «ее живую в землю закопать, чтобы казнилась». Тихон, не мог ослушаться маменьку и «побил немножко» жену, хотя на самом деле жалеет ее. Дом окончательно становится для Катерины немилым, чужим, исчезают остатки ее уважения к мужу.

Побег из дома и свидание с Борисом подталкивают ее к последнему шагу. «Куда теперь? Домой идти? Мне что домой, что в могилу – все равно» (д. 5, явл. 4).

Этот выбор особенно страшен для глубоко верующего человека, потому что героиня берет на себя еще один страшный смертный грех – самоубийство. И все-таки Катерина выбирает его, а не возвращение домой. «Все равно, что смерть, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...» (д. 5, явл. 4).

Впрочем, уже в самом начале пьесы героиня охвачена дурными предчувствиями. «Я умру скоро, - говорит она Варваре сразу после воспоминаний о детстве и мечты о полете. – Нет, я знаю, что умру» (д. 1, явл. 7). И это ощущение катастрофы, близкого конца тоже проходит через всю драму.

Один из первых критиков назвал героиню Островского «женским Гамлетом из купеческого быта». Шекспировский Гамлет видел Данию тюрьмой. Такой тюрьмой для Катерины становится город Калинов. Бегством из него становится только смерть.

Наконечная Валентина

Как известно. существует несколько видов анализа художественного текста. Мотивный анализ показался нам наиболее интересным, так ка дает возможность учащимся проявить творческую инициативу, продемонстрировав уровень начитанности. Такая работа способствует развитию критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

Скачать:

Предварительный просмотр:

Работа с текстом драмы А.Н Островского «Гроза».Исследование

Мотива «воля-неволя»

Оппозиционный мотив воля-неволя проявляется,прежде всего, через противопоставление ограниченного и неограниченного пространства. Пространство в драме имеет два полярных начала: «здесь» и «там» .
«Здесь»-все скудно и ограничено рамками общественного сада. «Здесь»-неволя.
Неволя, по Далю,- непростор,несвобода,принуждение,подвластность силе,зависимость,покорность чужой воле,внешнее ограничение хотения,желания и самого действия.
А «там» за Волгой, - сельский вид,поля, неограниченное пространство. «Там»-воля.
Воля - свобода,простор в поступках.Власть и сила, нравственная мочь, право, могущество.
В народной словесности,в поэтической речи слова волюшка –полюшко синонимичны (сравним у Лермонтова: И вот нашли большое поле,есть разгуляться где на воле).
Песня, которую напевает Кулигин,рисует русский равнинный пейзаж,расстилающийся без конца и края: « Среди долины ровныя,на гладкой высоте …»
Общественный сад со скудной растительностью вызывает антитезные ассоциации.
-Библейский сад-эдем. «И насадил Господь Бог сад в Едеме на востоке,и поселил там человека,которого создал».

Гефсиманский сад Б.Пастернака: «В конце был чей-то сад… Простор вселенной был необитаем.И только сад был местом для житья».
Таким образом,одним словом –сад,в самом начале драмы,вводится мотив искупительной жертвы,необходимой для нравственного очищения жизни города Калинова, переполненного злобой,ненавистью. Такой жертвой станет Катерина.
Во втором действие драмы происходит еще большее «сужение» пространства – комната в доме Кабановых. Ощущение тесного замкнутого пространства не устраивает даже невежественную служанку в доме Кабановых –Глашу.

Она по-своему «стремится» на волю, пытается расширить «среду своего обитания»: «а мы тут сидим,ничего не знаем».

Действие третье разворачивается на улице.Тут же поставлен «предел» дозволенного – ворота дома Кабановых.Перед воротами скамейка: «смотри в людях меня,да на улице,до семьи моей тебе дела нет».

Слово ворота этимологически связано со словом ворот – воротник. А когда ворот расстегнут,то в народе говорят: «душа нараспашку».Следовательно, «открыл ворота- распахнул душу».
В городе Калинове «у всех давно ворота заперты … и не от воров они запираются,а чтоб люди не видали,как они своих домашних едят поедом,да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами; невидимых и неслышимых».
Никому неведома душа калиновцев – «Семья дело тайное,секретное». Сцена 2 действия 3 – го разворачивается ночью. Овраг,покрытый кустами. Наверху забор сада Кабановых и калитка;сверху тропинка.
Действие переносится в ночь,во тьму. Под покровом ночи совершаются обычно «темные» дела,это время,когда на волю выпущены силы тьмы.Пространство оказывается закольцованным:низ-овраг-«глубокая длинная впадина на поверхности земли»,верх-забор и калитка под запором.В народе овраги считались «нечистым местом»,прибежищем темных сил.
Катерина,в своих снах,уже побывала в подобном месте: «Точно я стою над пропастью и меня кто-то толкает.А держать мне не за что»
Овраг за садом Кабановых станет той пропастью,где «погибнет» Катерина.
Катерина: Зачем ты гибели моей хочешь?

Борис: Разве я злодей какой?
Катерина(качая головой):Загубил,загубил,загубил!… Ну как же ты не загубил меня,коли я,бросивши дом,ночью иду к тебе.
Борис: Ваша воля была на то.
Катерина: Нет у меня воли.Кабы была у меня своя воля,не пошла бы я к тебе … Твоя теперь воля надо мной,разве ты не видишь!
Далее следует ремарка «Кидается ему на шею» .Смысловая нагрузка глагола кидается двояка (эта двоякость подтверждается «оборотничество» мотива.
С одной стороны,кидается-падает вниз.

С другой, кидается,подняв руки, чтобы обнять за шею,следовательно вверх. Вновь, в изменившихся условиях проявляется мотив полета: «Когда стоишь на горе,так тебя и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась,подняла руки и полетела».
Любовь и воля неразрывно сливаются в душе Катерины,она готова идти за любимым на край света,то есть расширить свое жизненное пространство до бесконечности: «кабы ты поманил,я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света,я бы все шла за тобой и не оглянулась бы». Только вот беда, не тот человек Борис,который мог бы повести за собой возлюбленную,он сам подневольный.Нет у него силы! А Катерина,спускаясь вниз по тропинке,проходит свои «семь кругов ада» и в конце концов оказывается под сводами старинной, начинающей разрушаться постройки,где смыкаются небесное – земное – подземное пространства.
Барыня: Куда прячешься,глупая! От бога- то не уйдешь! … Все в огне будете гореть неугасимом.
Катерина подходит к стене,опускается для молитвы на колени,потом быстро вскакивает.
- Ах! Ад! Ад! Геена огненная!
Далее идет сцена публичного покаяния Катерины,которая завершается словами Кабановой:Что, сынок! Куда воля – то ведет!
Ответить на вопрос о том, куда ведет воля помогают ремарки 1-го,4-го и 5-го действия.
Река из ремарки первого действия является тем пространственным рубежом, который отделяет волю от неволи.
Кулигин говорит: «Гляжу на Волгу и все наглядеться не могу.Вид необыкновенный! Красота!»
С первого явления мотив воля-неволя переплетается с мотивом «красота». Мотивы так же текучи,как течение реки Волги. Формируясь,мотив теряет свою отдельность, дискретность,повторяясь в других сочетаниях: воля – неволя,воля – жизнь,воля – смерть,воля – красота.
Воля и красота выступают в качестве взаимовытекающих,взаимозаменяемых понятий.Ремарка 4-го действия «за арками берег и вид на Волгу» как бы дублирует слова полусумасшедший барыни о том, что «В омут лучше с красотой – то! Да скорей,скорей» А декорации 5 – го действия,повторяющие декорации 1 – го «замыкают» пространственный круг, оставляя героине только один выход – в Волгу. Катерина убегает из дому,чтобы проститься с Борисом, самовольно раздвинув пространство,не побоявшись кары за свой поступок. Она не только не прячется,не таится, но громко,во весь голос зовет любимого: «Радость моя,жизнь моя, душа моя,люблю тебя! Откликнись!» И, как в сказке ее возлюбленный слышит голос и появляется,но не для того,чтобы спасти,защитить возлюбленную,а лишь для того, чтобы «поплакаться» на свою несчастную долю.
Катерина: Ты вольный казак.
Борис: Нельзя мне, Катя.Не по своей воле еду; дядя посылает.
При мысли о насилии: «А поймают меня,да воротят домой насильно» ,Катерина восклицает: «Скорей! Скорей!» И далее вновь мотив слово – дело:
-Женщина в воду бросилась!
Издревле славяне поклонялись рекам,верили, что все они текут в конец светлого белого,где солнце из моря подымается,в страну правды и добра.
С детства Катерина искала защиты у речки – матушки от обиды,неправды,зла:
-Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше,так что сделала! Обидели меня чем – то дома,а дело было к вечеру (и в % - м действие сумерки - вечер), уже темно,я выбежала на Волгу,села в лодку и отпихнула ее от берега».
-В русской народной сказке «Гуси – лебеди» девочка,спасаясь от преследователей,обращается к речке с просьбой спасти,защитить ее от них:
- Речка – матушка,спаси, защити, укрой меня в своих берегах.
И речка помогает девочке спастись от преследователей.Внутренний мир Катерины в постоянном движении. Каждую минуту ее состоянии текуче и противоречиво. Невольно возникает семантическая ассоциация Катерина – река! Прослеживая движение диалога Кабановой и Катерины,убеждаешься,что свекровь и невестка говорят попросту на разных языках. На искренние слова Катерины Кабанова возражает:
-Что ты выскочила,в глазах – то поколоть! Чтобы все видели что ли,как ты мужа любишь? Так знаем, знаем,в глазах – то ты это всем доказываешь.
Катерину глубоко оскорбляет подозрение в том,что для Кабановой кажется вполне естественным:

Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешься? …

Напраслину – то теперь кому же приятно!
Неприятие напраслины,зла перестает к героини в готовность оставить мир,если все в нем опостынет: «А уж коли очень мне здесь опостынет,так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь,в Волгу кинусь». Через мотив воля – неволя проявляется нравственная и личностная состоятельность – несостоятельность героев то есть мотив преобразуется в испытание героев.
Общая оценка жизни в Калинове – неволя дается двумя абсолютно разными персонажами драмы.
Кулигин:
-Жестокие нравы, сударь,в нашем городе. Жестокие.
Феклуша:
- Бла – алепие,милая! Бла – алепие! Красота дивная в обетованном мире живете.
Ритм фразы,повтор главного слова совпадают,но смысл их диаметрально противоположен. Разные оценки «темного царства» ,сталкиваясь, взаимно дополняют друг друга.
1.Савел Прокофьевич Дикой – это зло ,выпущенное на волю. Первая же его реплика – ругательство в адрес бессловесного, безответного племянника Бориса. Дикой считает,что «ему везде место» ,то есть он «пространственно» неограничен. Его своеволие и бесцеремонность основаны на богатстве,власти,денег:
- Что ты судиться,что ли со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю.
Но один эпизод дает повод задуматься над тем, а не произойдет ли со своевольным Савелом такого превращения,которое произошло с его библейской теской – Савлом? «Из Савла стать Павлом» (см.мотив «Грозы» Савл- гонитель христиан). Однажды Савл услышал голос с неба,упрекающий его в черных делах. Потрясенный Савл принял имя Павел («паулус»- маленький,ничтожный) и изменился до противоположности.
-Куда воля – то ведет! – восклицает Кабанова.
Гипотетически воля ведет к покаянию.
Воля,своеволие Дикого показывают двойственность его натуры.
«Обругал мужика в праздник … После прощения просил,в ноги ему кланялся,право так. Истинно тебе говорю: мужику в ноги кланялся … при всех ему кланялся.»
Сравним с эпизодом публичного покаяния Катерины: «Все сердце изорвалось! Не могу больше я терпеть,Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
Покаяние Катерины рождено чувством вины и нравственными терзаниями, лжепокаяние Дикого похоже на его самодурные поступки. Он понимает,что поступает дурно,но пока нет над ним более волевого – сильного,он таким и будет, «укорить тебя некому» - скажет Кабанова.Возможно,он, как Савл,услышит голос с неба?!?

2.Варвара
Вольная натура. Она не хочет терпеть власть матери,не желает жить в «неволе» . Но она легко приспосабливается к морали «темного царства» ,становясь на путь обмана. Это делается для нее привычным,ведь весь дом «на обмане держится»: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Житейские правила ее просты: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
Хотя Кулигин и говорит о возможности воли - свободы для молодых парней и девушек в «несвободном» Калинове,но он тут же оговаривается:
- Так эти у сна воруют часик другой, ну и гуляют парочками. Свобода – воля на час другой,а затем опять под замок,под запор,в неволю.
Слова песни – сигнала «Все домой, все домой!
А я домой хочу!» выражает психологическое состояние неволе,предвосхищает дальнейшее развитие событий.
«Варвару мать точила,точила,а та не стерпела, да и была такова, - взяла да и ушла» Автор не пытается прояснить ее судьбу. Давая полную волю нашему воображению. Не стоит забывать,что Варвара и Кудряш,вырвавшиеся на волю, отравлены темным царством. Вероятно,они повторят путь Кабановой и Дикого,но уже в изменившихся условиях 60-х – 70-х годов XIX столетия. Для них начинается новый цикл. Новый жизненный круг вне пространства драмы.

3.Тихон

Изначально Тихон – тихий, безответный, всецело подчиненный воле матери:
-Видишь ты,какой еще ум – то у тебя.А ты еще хочешь своей волей жить.
-Да я, маменька и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить.
Воля Тихона скована,он жалок,обезличен.
Отправляя сына по делам в другой город,мать наказывает:
-Если хочешь мать послушать.Так ты,как приедешь туда,сделай,как я тебе приказывала.
Ханжески звучит условное придаточное «если хочешь» ,когда рядом глагол – приказывала (не советовала,не просила, а приказывала) .
-Да как же я могу,маменька,вас ослушаться.
-Не очень – то нынче старших уважают.
-Я, кажется, маменька, из воли хочется. Ну, что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет.
-Думайте,как хотите, на все есть ваша воля; только я не знаю,что я за несчастный такой человек на свет рожден,что не могу угодить вам ничем.
Перед отъездом мать дает последние наставлению сыну. Варвара так говорит о их беседе:

С маменькой сидят запершись.Точит она его теперь,как ржа железо.
-… Две недели в дороге будет,заглазное дело!... У нее сердце все изноет.Что он на своей воле гуляет …
Катерина замечает: «И на воле-то он словно связанный».
-Да. Как же,связанный! Он как выедет,так и запьет. Он теперь слушает,а сам думает,как бы ему вырваться-то поскорей.
В действие пятом слова Варвары материализуются в рассказе Тихона о поездки в Москву:
-Я в Москву ездил,ты знаешь? На дорогу-то маменька читала,читала мне наставление-то. А я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил,и в Москве все пил,так это кучу,что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться.
Разгул да пьянство Тихона ассоциируется с шабашем ведьм.Он и волей-то распорядиться не может,не знает на что ее употребить,поэтому и возвращается не через две недели, а через десять дней. Добролюбов писал: «Известно,что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает

тот,который поднимается наконец из груди слабых и терпеливых ».

В последней сцене забитый,подневольный Тихон кричит:
-Маменька,вы ее погубили! Вы,вы,вы.

И далее, после грозного окрика матери:
-Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл,с кем говоришь!
- Вы ее погубили! Вы! Вы!
Троекратное повторение местоимений «вы» придает твердость высказыванию,в отличие от однократного.
Можно предположить,что в глубине души живет в Тихоне доброта и великодушие. Он говорит о жене:
- Жаль мне смотреть-то на нее…
Если бы не маменька,он готов простить Катерину,он пытается поддержать и даже обнять ее в момент покаяния.
В Тихоне живет внутренний,пусть очень слабый,свет воли в подневольном положении. Видимо, грозный окрик матери вернет его в подневольное положение. Как знать?!
Тихон говорит Кулигину еще об одной иллюзорной возможности вырваться из неволи:
- Нет, говорят, своего ума-то. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да и последний-то,какой есть,пропью; пусть маменька тогда со мной,как с дураком,и нянчится …

4.Борис
Оказывается в неволе по воле (игра слов) – завещанию бабушки. Он получит часть наследства,если будет почтителен к дяде – Дикому:
- Это значит … что вам наследства вашего не видать никогда.
Тогда зачем терпеть унижения, оскорбления, почему не уехать?
Оказывается,что удерживается его в «неволе» жалость к сестре «Я бросил все,да и уехал» то есть освободился, оказался на воле Катерина говорит Борису «ты вольный Казак» , но это лишь слова, никакой он не вольный да и не казак вовсе,он живет у дяди, исполняет его волю: «делай,что прикажут» . Жизнь Бориса- постоянное исполнение чужой воли (требования,окрика, приказа) . Влечение Катерины к нему, не отличающемуся ни мужественностью, ни силой натуры,началось, видимо, с жалости, сочувствия человеку, находящемуся в еще более подневольном положении, чем она. Но ее избранник только жалуется «уж ведь совсем убитый хожу, загнан,забит» . Даже в любви Борис жалок, безволен. С одной стороны он утверждает: « Я люблю вас больше всего на свете,больше самого себя!» . Когда же обстоятельства требуют действия, то есть реализация мотива «слово – дело» ,он может только промямлить:
- Нельзя мне … Не по своей воле еду.

5. Катерина
« Лучом света в темном царстве» назвал Добролюбов Катерину. Этот «луч» появился на извне,он сформировался в калиновских условиях жизни.
Жизнь Катерины в родительском доме и в доме свекрови может быть представлена виде оппозиции: дом – антидом,где воля героини вступает в противоречие с замкнутым укладом действительности.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алтайская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа

(Литература)

Исследование мотива «воля-неволя» в драме А.Н.Островского «Гроза»


Работа ученицы 10 класса

Наконечной Валентины

Руководитель: Цыкунова Виктория Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

2015-2016 учебный год

1. Обоснование темы исследования,ее актуальность,цели, задачи стр. 1-4

2. Основная часть:

а) Введение в тему исследования стр. 5-7

б)Работа с текстом драмы А.Н Островского «Гроза».Исследование стр. 8-14

Мотива «воля-неволя».

3.Заключение стр.

4.Список использованной литературы стр.

Тема исследования «Исследование мотива «воля-неволя» в драме А.Н.Островского «Гроза», выбрана не случайно.

На уроках литературы, при изучении произведений А.Н. Островского мы

использовали один из современных подходов к анализу литературных произведений – мотивный анализ

Объектом исследования является проявление мотива «воля-неволя» в драме

А.Н.Островского «Гроза»

Предметом исследования является текст драмы А.Н.Островского «Гроза»

Цели исследования :

1)Выяснение роли мотива «воля-неволя» для раскрытия содержания произведения,характеристики героев драмы.

2)Расширение читательского кругозора, через вовлечение в

исследовательскую деятельность.

3)Развитие познавательных навыков и навыков критического мышления

4)Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания.

5)Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи исследования :

  1. Сопоставлять проявление мотива в разных ситуациях у разных героев.
  1. Проводить аналогии.

3)Анализировать текст.

4) Систематизировать полученные результаты

Методы исследования :

1)Частично-поисковый

2)Аналитический

3)Репродуктивный

Актуальность темы :

При возращении сочинения в практику итоговой аттестации знание текстов литературных произведений приобретает большую ценность.Чтобы создать высказывание на определенную тему,необходимо владеть не только знанием содержания литературного произведения,но и подходами к его анализу.Владение навыком анализа произведения будет способствовать успешной сдачи ЕГЭ и экзаменационного сочинения.

Гипотеза:
Основой для выдвижения гипотезы послужило высказывание Б.Гаспарова: «Принцип лейтмотивного построения состоит в том,что некоторый мотив, раз возникнув,повторяется затем множество раз,вступая при этом каждый раз в новом варианте,в новых очертаниях и во всех новых сочетаниях с другими мотивами»

Введение в тему исследования

Одним из новых подходов к анализу художественного текста является мотивный анализ. В литературоведении существует два понимания термина «мотив».

Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета. Любой сюжет представляет собой переплетение мотивов, тесно связанных друг с другом, врастающих один в другой.

Один и тот же мотив может лежать в основе самых различных сюжетов и тем самым обладать самыми разными смыслами.

Сила и значение мотива меняются в зависимости от того, с какими другими мотивами он соседствует. Мотив иногда бывает очень глубоко скрыт, но чем глубже он залегает,тем большее содержание он может нести в себе. Он оттеняется или дополняет главную,основную тему произведения,недаром для большинства людей слово «мотив» означает напев мелодию – кое-что от этого значения оно сохраняет и в качестве литературоведческого термина. В стихах мотивом может стать почти любое слово; в лирике слово-мотив всегда окутано облаком прежних значений и употреблений,вокруг него «светится» ореол прежних смыслов.
Мотив,по определению А.Н.Веселовского,-«нервный узел» повествования. Прикосновение к такому узлу вызывает взрыв эстетических эмоций,необходимый художнику,приводит в движение цепочку ассоциаций,помогающих правильному восприятию произведения,обогащающих его.
Мотив, как правило,существует сразу с двумя знаками,в двух обличьях,предполагает существование мотива – антонима,причем это совсем не значит,что мотивы будут существовать в одном произведении. Важно для развития литературы как раз то,что мотивы как бы перекликаются друг с другом не только и даже не столько внутри одного сюжета,одного произведения,но и через границы книг и даже литератур. Поэтому,кстати, возможно изучение не только системы мотивов,принадлежащих одному художнику,но и общей сети мотивов,используемых в литературе определенного времени,определенного направления,в той или иной национальной литературе.
Понимаемый как элемент сюжета,мотив граничит с понятием темы. Понимание мотива как сюжетной единицы в литературоведении соседствует и противоборствует с пониманием его как некоего сгустка чувств,представлений,идей,даже способов выражения.Понимаемый таким образом мотив уже приближается к образу и может развиваться в этом направлении и перерастать в образ. Мотив двулик, он одновременно представитель традиции и знамение новизны.Но столь же двойственен мотив и внутри себя; он не является не разлагаемой единицей,он, как правило,образован двумя противоборствующими силами,он внутри себя предполагает конфликт,преобразующийся в действие.
Мотив-категория,позволяющая рассматривать литературу как единую книгу,как целое – через частное,как организм – через клетку.
Вслед за Б.Гаспаровым –основоположником мотивного анализа,мы понимаем мотив как внеструктурное начало произведения,как достояние не только текста и его создателя,но и ничем не ограниченной мысли толкователя произведения. «Свойства мотива вырастают каждый раз заново в процессе самого анализа в зависимости от того к каким контекстам творчества писателя обращается ученый».
Принцип лейтмотивного построения повествования,по Гаспарову,состоит в том, что некоторый мотив,раз возникнув,повторяется затем множество раз,выступая при этом каждый раз в новом варианте,новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами. При этом в роли мотива может выступать любой феномен,любое смысловое «пятно» -событие,черта характера,элемент ландшафта,любой предмет,произнесенное слово, краска, звук. Единственное,что определяет мотив, -это его репродукция в тексте,так что в отличие от традиционного сюжетного повествования,где заранее более или менее определено,что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), здесь не существует заданного «алфавита» -он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру. В итоге любой факт теряет свою отдельность и единство,ибо в любой момент и то и другое может оказаться иллюзорным; отдельные компоненты данного факта будут повторены в других сочетаниях,и он распадается на ряд мотивов и в то же время станет неотделим и от других мотивов, первоначально введенных в связи с, казалось бы,совершенно иным фактом.
Обнаруживающиеся в структуре произведения мотивные связи и возникающие на их основе смысловые ассоциации могут быть далеко не равноценными. Одни связи являются достаточно очевидными,многократно подтверждаемыми в различных точках повествования; другие оказываются более слабыми и проблематичными,поскольку они проявляются лишь в изолированных точках (не получают многократного подтверждения) либо вообще имеют вторичный характер, возникая как производные не непосредственного от самого текста произведения,а то вторичных ассоциаций,пробуждаемых этим текстом.

В итоге в нашем восприятии произведения возникает некоторая центральная смысловая область и наряду с этим окружающие ее периферийные области. Последние заполняются открытым множеством все менее очевидных,все более проблематичных ассоциаций,связей, параллелей, уходящих в бесконечность.Но если каждая из этих периферийных ассоциаций в отдельности может быть поставлена под сомнение с точки зрения правомерности выведения ее из текста произведения, то все они в совокупности образуют незамкнутое поле, придающее смыслу произведения черты открытости и бесконечности,что составляет неотъемлемую особенность мифологической структуры;в выявление этой особенности состоит важная позитивная функция периферийных ассоциаций.

Мифология,миф являются почвой на которой возникает и развивается письменная культура,источником из которого она черпает свои первоначальные темы и формы. Мифы создавали для объяснения,осмысления того,что происходило в мире. Постепенно миф расслаивался на сказку,религию и историю. И все-таки мифологические образы сохранили свое значение,они становились многозначны.
Наука XIX века выявила общие универсальные темы всякой мифологии и многие писатели стали сознательно строить свои произведения так,чтобы они воспринимались на фоне этих мифологических моделей и от этого приобретали более глубокий и многозначный смысл.
Слово миф часто употребляется в переносном значение,так именуют многоплановые произведения,в которых авторы обобщают вечные закономерности человеческого бытия.
Поскольку автор любого литературного текста пытается говорить о вечных проблемах бытия,то любое художественное произведение – это миф.
Миф, таким образом, рассматривается как трансисторический генератор литературы.
Работа представляет собой рефлексию по статьи Б.Гаспарова о сущности мотивного анализа.

Объектом исследования мотивной структуры явился текст драмы А.Н.Островского «Гроза».

Воспринимающий субъект (читатель, исследователь) текста первоначально вступает с текстом в субъектно-объективные отношения. По мере неоднократного прочтения текста открывается,казалось бы, «азбучная истина» о том, что жизнь-театр,а мы в нем актеры,тогда выстраивается ассоциативная парадигма: драма-театр-жизнь. Уровень взаимоотношения исследователя с текстом качественно меняется.Это уже не субъективно-объективные отношения,а субъектно-субъектные. Каждая реплика,каждая авторская ремарка,каждое слово вызывает все новые и новые смысловые ассоциации,выстраивающиеся в определенные последовательности,циклы, которые тут же трансформируются в новые и так до бесконечности,то есть пока хватит образованности,начитанности исследователя,его умения видеть,слышать,сопоставлять,сравнивать,обобщать,систематизировать. При этом всегда существует возможность,что возникшая в нашем сознании,но недостаточно подтверждения в тексте ассоциация,выглядит таковой,лишь постольку поскольку мы не заметили ее подтверждения в другой точке текста.
Несмотря на то, что автор работы видит свою задачу в выяснении мотивов в тексте драмы и попытке их интерпретации,считает что выявить все мотивы в принципе невозможно, как невозможно объяснить жизнь во всей бесконечности ее проявлений.

В работе мы исследуем один мотив – «воля-неволя» во всех его проявлениях и взаимосвязях.


Предварительный просмотр:

Родительский дом – рай
Жизнь в родительском доме представляется «утраченным раем именно потому,что у матери она жила, «ни об чем не тужила,точно птичка на воле»…
В родительском доме не было насилия, принуждения.
В своих снах Катерина будто летает, так и летает по воздуху …
-Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была,не больше,так что сделала! Обидели меня чем – то дома,а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу,села в лодку,да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли,верст за десять!

Дом свекрови – ад
Цветущая вместе с природой душа Катерины увядает во враждебном окружении: «Я у вас завяла совсем…»
«Да здесь все как будто из-под неволи.»
И теперь снится, да редко, да не то.
-А горька неволя, ох, как горька! … Живу,маюся,просвету себе не вижу! … Кабы не свекровь! Сокрушила она меня …
От нее и дом-то опостылел: стены то даже противны.
-А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану,хоть ты меня режь!

« Отчего люди не летают?» - спрашивает Катерина. Это говорит в ней стремление вырваться на волю,жить не так как живут вокруг. Видимо поэтому,духовный мир Катерины закрыт для Варвары:
-Ты какая – то мудреная,бог с тобой. А по – моему,делай,что хочешь,только бы шито да крыто было.
Задыхаясь в доме свекрови, тоскую по воле,по любви,по истинно светлым и добрым отношениям, Катерина не мирится с неволей, в ее уме рождается мысль о том,как бы уйти из опостылевщего дома. «Сделается мне так душно дома, что бежала бы» . Что манит ее туда, за кабановский забор? Все та же мечта о воле, природе,песни, любовь: « … Каталась бы я теперь по Волге на лодке,с песнями, либо на тройке, на хорошей, обнявшись …» . Героиня окажется на берегу Волги,но не для того, чтобы соединиться с любимым, слишком уж слаб и безволен Борис, а для того, чтобы совершить наконец свой заветный полет на волю,к Господу.
« Глядела бы я с неба на землю и радовалась всему» , нет оппозиции могила – дом, нет безысходности, нет отчаяния.

Заключение:
Попытка исследования проявления мотива «воля-неволя» в драме А.Н.Островского «Гроза» позволяет сделать некоторые выводы:
1. Взятый для исследования оппозиционный мотив «воля-неволя» проявляется во взаимосвязи, взаимообусловленности,взаимозависимости.
2. Оказалось достаточно «прикоснуться» к одному проявлению мотива,чтобы начали включаться новые и новые проявления мотива, расширяя пространственные и временные пласты повествования до бесконечности.
3. Произвести исчерпывающий анализ мотивной структуры произведения не возможно. Можно лишь попытаться,выделив некоторый мотив так или иначе ею интерпретировать, насколько позволит уровень образованности, начитанности, общей эрудиции исследователя. Мотив «воля-неволя» возникает в первом действие драмы как пространства «здесь» и «там» проходит через всю драму, сужаясь во втором действии, расширяясь в третьем действие и т.д. вызывая все новые и новые ассоциации исследователя.
4.Исследование мотива «воля-неволя» расширяют наш читательский кругозор,умение ориентироваться в информационном пространстве. Мы считаем,что новых самостоятельного анализа произведения с целью раскрытия его содержания поможет в создание оригинального текста при написание экзаменационного сочинения и написания сочинения при сдаче ЕГЭ.

Список, использованной литературы:

1) Абрамах Маслоу Мотивация и личность М, Наука 2002
2) Активные формы преподавания литературы Р.И. Альбеткова М, Просвещение 1994
3) Библия М,2002
4) Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» Нов. «Наука» 1993
5)Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско. Поэтика цикла «Темные аллеи» «Чистый понедельник»
6)Былины М, Просвещение 1981

7)Вартаньян Из жизни слов …,М, Просвещение 1979

8)Введение в литературоведение Барнаул АГПИ
9)Гаспаров Б.М. «Из наблюдения над мотивной структурой романа Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»
10)Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы.Очерки по русской литературе.Новый завет в произведениях Булгакова М.А.
11)Грибоедов А.С. «Горе от ума» М, Дрофа 2002
12) Гришман М. Литературное произведение Литература №12.2004
13) Даль В. И «Толковый словарь живого великорусского языка»

14) Добролюбов Н. А. «Луч света в темном царстве» М, Художественная литература 1978

15)Древнерусская литература М.. Дрофа 2002

16) Евангелие

17) Жуков В. П. Фразеологический словарь М.. Просвещение 1978

18) Зепалова Т. О. Методическое руководство… М, Просвещение 1978

19) Ильин И. О чтении и критике М. Наука. 1991

20) Е. П. Мотивация и мотивы..М, Наука 2003

21) История России IX – XVIII в. Школьная энциклопедия М, Дрофа 2003

23) Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность М, Наука 2000

24) Лотман Ю. В школе поэтического словаря М., Просвещение 1988

25) Образы и мотивы повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – Энциклопедический словарь юного филолога М, Просвещение 1989

28) Платонов А. «Котлован» (из книги Е. Н. Проскуриной «Поэтика мистериальности в прозе Платонова конца 20-х – 30-х годов

29) Полтавец Е. Ю. «Война и мир» Л. Н. Толстой на уроках литературы М, Дрофа 2005

30) Полтавец Е. Ю. « Гора голова и пещера в капитанской дочке» А. С Пушкина и «Войне и мир» Толстого Л. Н.

31) Православный церковный календарь 1994, 1997, 2000

32) Русские богатыри М., Просвещение 2002
33)Рязапкина М.А. Морфологические и исторические корни рассказа
Л.Н. Толстого «После бала» Барнаул.АКИПКРО
34)Словарь литературоведческих терминов
35)Толстая Т. «Факир» (с использованием материалов книги М.Липовецкого «Русский постмодернизм»)
36)Ушаков Н, Голуб И. Путешествие по стране слов М, Просвещение 1976
37)Фогельсон И А Литература учит.. М, Просвещение 1989
38) Фольклор народов России т.1-т.2 М, Дрофа 2002
39) Хомич Э., Резяпкина Н. «От «Грозы» к «Бесприданнице»
40)Чехов А.П. Пьесы М. Дрофа 2002


Top