Лит чт 4 кл читать онлайн. Летописи

Эзоп, Жан де Лафонтен

Лисица и виноград (сборник)

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Э», 2016

* * *

VI век до н. э.

Бесхвостая Лисица

Пересказ А. Измайлова

Преосторожная, прехитрая Лисица,
Цыплят и кур ловить большая мастерица,
На старости своей так сделалась проста,
Что в западню попалась;
Вертелась всячески, туда-сюда металась
И вырвалась кой-как, но только без хвоста.
Как в лес бесхвостой показаться?
Плутовка вздумала на хитрости подняться.
Взяв важный и степенный вид,
Идет в пещеру, где сбиралися Лисицы,
«Подруги и сестрицы! –
Так говорит она. – Какой нам, право, стыд,
Что по сие мы время
Все носим гнусное и тягостное бремя –
Сей хвост, который по земли
За нами тащится в грязи или в пыли.
Какая польза в нем, скажите?
А вред весь от него я доказать могу.
Вы, верно, сами подтвердите,
Что без хвоста быть легче на бегу,
Что часто за хвосты собаки нас ловили;
Но если бы теперь хвосты мы обрубили…»
«Остановись, остановись!» –
Одна ей из сестер сказала.
«А что?» – «Пожалуйста, к нам задом обернись».
Кургузая тут замолчала,
Попятилась назад и тотчас убежала.
«Как страшно замуж выходить!» –
Невестам всем твердит увядшая девица.
Конечно, что ж ей говорить?
Такая ж и она бесхвостая Лисица!

Волк и Ягненок

Пересказ А. Сумарокова

В реке пил Волк; Ягненок пил,
Однако в низ реки гораздо отступил;
Так пил он ниже;
И следственно, что Волк к тому был месту ближе,
Отколе токи вод стремление влечет;
Известно, что вода всегда на низ течет.
Голодный Волк Ягненка озирает;
От ужаса Ягненок обмирает
И мнит: не буду я с ягнятками играть,
Не станет на руки меня пастушка брать,
Не буду голоса я слышати свирели,
И птички для меня впоследние пропели,
Не на зеленом я скончаюся лугу,
Умру на сем песчаном берегу.
Волк начал говорить: «Бездельник, как ты смеешь
Питье мое мутить,
И в воду чистую мне сору напустить?
Да ты ж такую мать имеешь,
Которая, ко мне учтивства не храня,
Вчера блеяла на меня».
Ягненок отвечает,
Что мать его дней с тридцать умерла,
Так Волка не она ко гневу привела;
А ток воды бежит на низ, он чает,
Так Волк его опивок не встречает.
Волк третьею виной Ягненка уличает:
«Не мни, что ты себя, бездельник, извинил.
Ошибся я; не мать, отец меня бранил».
Ягненок отвечал: «Тому уж две недели,
Что псы его заели».
«Так дядя твой иль брат,
Иль, может быть, и сват,
Бранил меня вчера, я это знаю точно,
И говорю тебе я это не нарочно».
Ягненков был ответ:
«Всея моей родни на свете больше нет;
Лелеет лишь меня прекрасная пастушка».
«А! а! вертушка,
Не отвертишься ты; вчера твоя пастушка
Блеяла на меня: комолые рога
И длинный хвост у этого врага,
Густая шерсть, копыта невелики;
Довольно ли тебе, плутишка, сей улики?
Пастушке я твоей покорнейший слуга
За то, что на меня блеять она дерзает,
А ты за то умри». Ягненка Волк терзает.

Ворона и Лиса

Пересказ А. Сумарокова

И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь еще ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: «Я дам Вороне сок.
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок».
«Здорово, – говорит Лисица, –
Дружок Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица;
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша;
И Попугай ничто перед тобой, душа;
Прекраснее сто крат твои павлиньих перья;
Нелестны похвалы приятно нам терпеть.
О, если бы еще умела ты и петь!
Так не было б тебе подобной птицы в мире».
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем;
«А сыру, – думает, – и после я поем:
В сию минуту мне здесь дело не о пире».
Разинула уста
И дождалась поста:
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь – не пела;
Хотела есть – не ела;
Причина та тому, что сыра больше нет:
Сыр выпал из рта Лисице на обед.

Волки и Овцы

Пересказ А. Сумарокова

Не верь бесчестного ты миру никогда
И чти врагом себе злодея завсегда.
С волками много лет в побранке овцы жили,
С волками наконец
Установлен мир вечный у овец.
И овцы им собак закладом положили.
Одной овце волк брат, той дядя, той отец;
Владычествует век у них Астреи в поле,
И сторожи овцам не надобны уж боле.
Переменился нрав и волчье естество.
А волки, дав овцам отраду,
Текут ко стаду
На мирно торжество.
Не будет от волков овцам худых судьбинок.
Хотя собак у стада нет;
Однако римляне сабинок
Уносят на подклет.
Грабительски сердца наполнилися жолчью;
Овечье стадо все пошло в поварню волчью.

Пересказ А. Сумарокова

Себя увеселять,
Пошел гулять
Со глиняным Горшком Горшок железный.
Он был ему знаком, и друг ему любезный.
В бока друг друга – стук:
Лишь только слышен звук,
И искры от Горшка железного блистались.
А тот недолго мог идти,
И более его нельзя уже найти,
Лишь только на пути
Едины черепки остались.
Покорствуя своей судьбе,
Имей сообщество ты с равными себе.

Дуб и Трость

Пересказ И. Дмитриева

Дуб с Тростию вступил однажды в разговоры.
«Жалею, – Дуб сказал, склоня к ней важны взоры, –
Жалею, Тросточка, об участи твоей!
Я чаю, для тебя тяжел и воробей;
Легчайший ветерок, едва струящий воду,
Ужасен для тебя, как буря в непогоду,
И гнет тебя к земли;
Тогда как я – высок, осанист и вдали
Не только Фебовы лучи пересекаю,
Но даже бурный вихрь и громы презираю;
Стою и слышу вкруг спокойно треск и стон;
Все для меня Зефир, тебе ж все Аквилон.
Блаженна б ты была, когда б росла со мною:
Под тению моей густою
Ты б не страшилась бурь; но рок тебе судил
Расти, наместо злачна дола,
На топких берегах владычества Эола,
По чести, и в меня твой жребий грусть вселил».
«Ты очень жалостлив, – Трость Дубу отвечала, –
Но, право, о себе еще я не вздыхала,
Да не о чем и воздыхать:
Мне ветры менее, чем для тебя, опасны:
Хотя порывы их ужасны
И не могли тебя досель поколебать,
Но подождем конца». С сим словом вдруг завыла
От севера гроза и небо помрачила;
Ударил грозный ветр – все рушит и валит,
Летит, кружится лист; Трость гнется – Дуб стоит.
Ветр, пуще воружась, из всей ударил мочи,
И тот, на коего с трудом взирали очи,
Кто ада и небес едва не досягал –
Упал!

Лисица и виноград

Пересказ А. Сумарокова

Лисица взлезть
На виноград хотела,
Хотелось ягод ей поесть;
Полезла, попотела.
Хоть люб кусок,
Да виноград высок,
И не к ее на нем плоды созрели доле,
Пришло оставить ей закуски поневоле.
Как до́бычи Лисица не нашла,
Пошла,
Яряся злобно,
Что ягод было ей покушать неудобно.
«Какой, – ворчала, – то невкусный виноград,
До самых не созрел таких он поздних чисел;
Хорош на взгляд,
Да кисел».
Довольно таковых
Лисиц на свете,
И гордости у них
Такой в ответе.

Лягушки, просящие царя

Пересказ И. Крылова

Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
На сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан!
Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преда́нностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком;
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест! а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что́ завтрак, что́ обед, что́ ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя иного;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
«Почто́ ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, – вещал им с неба глас, –
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан – так этот очень лих;
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

Урок. ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О БАСНОПИСЦЕ. БАСНЯ «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД». СРАВНЕНИЕ БАСНИ ЛАФОНТЕНА С БАСНЕЙ ЭЗОПА. Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опрелеления «басня», «мораль», уметь анализировать художественные тексты; уметь выразительно читать художественные произведения.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; способность извлекать информацию из различных источников, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Личностные: проявление интереса к чтению художественной литературы, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к литературе.

Методы и формы обучения

Наблюдение на языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Доска, мел

Наглядно-демонстрацион- ный материал

Учебник, раздаточный материал

Основные понятия

Басня, баснописец, мораль, ирония

Организационная структура (сценарий) урока

Вступительное слово.

Здравствуйте, дорогие ребята! Рада видеть вас на нашем первом уроке. Вместе нам предстоит окунуться в волшебный мир литературы и узнать его самые интересные тайны.

Слушают учителя, участ-вуют с ним в диалоге. Размещают учебные материалы на рабочем месте

Фронтальная

Личностные: положитель-но относятся к учению, по-знавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершен-ствовать имеющиеся.

Устные ответы

2. Актуали-зация и пробное учебное действие

Воспроизведе-ние ранее изу-ченного, уста-новление преем-ственных связей и прежних новых знаний и ихприменение

Проверка домашнего задания

Дети у доски рассказывают наизусть с выражением одну из басен Эзопа

Опрос по понятиям: «басня», «мораль», «эзопов язык», великие баснописцы.

Беседа

Ребята, мы с вами начинаем знакомство с французским баснописцем – Жаном де Лафонтеном.

Запись темы урока в тетрадь

Ответы на вопросы: строят понятные для партнера высказывания.

Воспринимают на слух информацию. Записывают важные моменты с тетрадь.

Фронталь-ная,

групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной дея-тельности.

Познавательные: выпол-няют учебно-познаватель-ные действия в материаль-ной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют соб-ственные мысли.

3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния

Беседа, обсуж-дение резуль-татов предыду-щего этапа.

Раскрытие сущ-ности новых способов умст-венноц и учеб-ной деятельнос-ти учащихся

Слово учителя

- Жан де Лафонте́н (фр. Jean de La Fontaine, 8 июля 1621, Шато-Тьерри - 13 апреля 1695, Париж) - французский баснописец.

Художественному значению басен Лафонтена способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

Басни Лафонтена написаны в большинстве случаев вольным стихом; в XVII веке сам по себе стихотворный характер этого жанра приветствовался не всеми - басня воспринималась прежде всего как назидание. Также он усложнил отношение между сюжетной частью и моралью.

Известные басни Лафонтена: Волк и Пес Волк и Цапля Волк и ягненок Волк, Коза и Козленок Волк-пастух Ворон и лисица Воры и осёл Голубка и муравей Два Козлика Два осла Две крысы, яйцо и лиса Дуб и Тростинка Заяц и черепаха Козёл и лисица

Обдумывают ответы на воп-росы.

Формулируют собственные мысли, выска-зывают и обос-новывают свою точку зрения. Обсуждают ответы товарищей

Групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих поступков.

Познавательные: устанав-ливают причинно-следст-венные связи, делают выво-ды.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получе-ния необходимой информа-ции

Устные ответы

Физкультминут-ка

Ручки выше, шире плечи (вытягивают руки вверх),

Раз, два, три дыши ровней (машут руками),

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней (садятся на место).

Выполняют движения

Фронтальная

Выполняют упражнения

4. Целепо-лагание

Раскрытие сущ-ности новых понятий

Повторение основных понятий

Басня – это короткое прозаическое или стихотворное произведение, сатирически изображающее в аллегорической (иносказательной) форме человеческие поступки и отношения.
В теории литературы слова аллегория и иносказание обычно употребляются как синонимы. Литературоведческие словари дают такие толкования этих терминов:
Аллегория – это изображение отвлеченных понятий (например, черт человеческого характера) через конкретные образы, существа и предметы.
Иносказание – это высказывание, выражение, содержащее скрытый смысл, намек. Близко по значению к аллегории.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учите-лем.

Индиви-дуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас-суждать о причинах своего успеха

Задают вопросы для уточнения информа-ции

5. Творчес-кая практи-ческая дея-тельность по реализа-ции постро-енного про-екта

Комментиро-ванное чтение рассказа и одновременный анализ

Чтение басни Ж. де Лафонтена «Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда - висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Анализ басни Лафонтена

Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Анализируют текст. Формули-руют собствен-ные мысли

Фронталь-ная

Личностные: осознают возможности в работе при прочтении текста произведения.

Комумникативные : строят ответы на вопросы, предварительно прочитав текст произведения

Устные ответы

6. Первич-ное закреп-ление

Систематизация знаний

Сравнительный анализ басен Эзопа «Лисица и виноград» и Лафонтена «Лисица и виноград»

Эзоп «Лисица и виноград»

Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» - воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно - до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» - фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.

Пункты анализа:

Главные герои (внешность, характер, поступки)

Тема

Проблематика

Мораль

Стиль написания

Ключевые слова

Формулируют собственные мысли

Индивиду-альная, групповая

Коммуникативные : анализируют текст, формулируют собственную точку зрения

Устные ответы. Письменная работа

8. Включе-ние в сис-тему зна-ний

Обобщение по-лученных на уроке сведений

Обобщение.

Учитель оценивает работу учащихся

Делают обобщение.

Отвечают на вопросы.

Фронталь-ная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9. Рефлек-сия

Заключительная беседа по вопросам

Что нового вы узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке?

Определяют состояние на уроке

Индивиду-альная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу, подводят итог урока вместе с учителем.

Листы обратной связи

10. Домаш-нее задание

Запись и объяс-нение домашне-го задания

Выучить наизусть басню Лафонтена «Лисица и виноград»

Записывают задание в дневник.

Групповая, индивиду-альная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между темой и знаниями

Дифферен-цированные задания

Публикации раздела Литература

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру...

Иллюстрация к басне Эзопа «Лиса и виноград»

Иллюстрация к басне Крылова «Лисица и виноград»

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов .

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда.
«Этого-то мне и надобно!» - воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно - до винограда никак не добраться.
«Ах, так я и знала, зелен он ещё!» - фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Эзоп, «Лиса и виноград»

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен -
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Жан де Лафонтен, «Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Иван Крылов, «Лисица и виноград»

Если верить тому, что Эзоп говорил...

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр - басню, - чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна,
Которые он на зиму запас с лета.
Голодная цикада подошла близко
И попросила, чтоб не умереть, корму.
«Но чем же занималась ты, скажи, летом?»
«Я, не ленясь, все лето напролет пела».
Расхохотался муравей и хлеб спрятал:
«Ты летом пела, так зимой пляши в стужу».
(Заботиться важнее о своей пользе,
Чем негой и пирами услаждать душу.)

Эзоп, «Муравей и цикада»

Цикада летом пела,
Но лето пролетело.
Подул Борей - бедняжке
Пришлось тут очень тяжко.
Осталась без кусочка:
Ни мух, ни червячочка.
Пошла она с нуждою к соседушке своей.
Соседку, кстати, звали мамаша Муравей.
И жалобно Цикада просила одолжить
Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить
До солнечных и теплых деньков, когда она,
Конечно же, заплатит соседушке сполна.
До августа, божилась, вернет проценты ей.
Но в долг давать не любит мамаша Муравей.
И этот недостаток, нередкий у людей,
Был не один у милой мамаши Муравей.
Просительнице бедной устроили допрос:
- Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос.
- Я пела днем и ночью и не хотела спать.
- Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Жан де Лафонтен, «Цикада и муравьиха»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». -
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое всё пела». -
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!

Иван Крылов, «Стрекоза и муравей»

Чтоб заключить в коротких мне словах...

Жан-Батист Удри. Волк и ягненок. 1740-е.

Альфонс Жаба. Иллюстрация к басне «Волк и ягненок»

Иллюстрация к басне «Волк и ягненок»

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его» , - сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии - что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились,
Гонимые жаждой. По теченью выше - волк,
Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью,
Разбойник ищет повода к столкновению.
«Зачем, -он говорит, - водою мутною
Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете:
«Могу ли я такую вызвать жалобу?
Ведь от тебя ко мне течет вода в реке».
Волк говорит, бессильный перед истиной:
«Но ты меня ругал, тому шесть месяцев».
А тот: «Меня еще и на свете не было». -
«Так, значит, это твой отец ругал меня», -
И так порешив, казнит его неправедно.
О людях говорится здесь, которые
Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Эзоп, «Волк и ягненок»

Довод сильнейшего всегда наилучший:
Мы это покажем немедленно:
Ягненок утолял жажду
В потоке чистой волны;
Идет Волк натощак, ищущий приключений,
Голод его в эти места влек.
«Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду?
- Говорит этот зверь, полный ярости
- «Ты будешь наказан за свою храбрость.
- Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается;
Но пусть посмотрит,
Но пусть посмотрит,
Что я утоляю жажду
В потоке,
На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество;
И поэтому никоим образом
Я не могу замутить вашу воду.
- Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь,
- И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году.
- Как я мог, ведь я еще не родился тогда?
- Сказал Ягненок, - я еще пью молоко матери.
- Если не ты, то твой брат.
- У меня нет брата.
- Значит, кто-то из твоих.
Вы меня вообще не щадите,
Вы, ваши пастухи и ваши собаки.
Мне так сказали: мне надо отомстить.

После этого, в глубь лесов
Волк его уносит, а потом съедает,
Без всяких церемоний.

Жан де Лафонтен, «Волк и ягненок»

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
___
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». -
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». -
«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» -
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», -
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». -
«Нет братьев у меня». - «Taк это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». -
«Ах, я чем виноват?» - «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». -
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Иван Крылов, «Волк и ягненок»

После окончания третьего класса школьники получают задание на каникулы - список литературы для летнего чтения при переходе из 3 в 4 класс. Будущие четвероклассники должны читать летом каждый день хотя бы по 30-40 минут. В списке рекомендованной литературы для будущих четвероклассников есть книги как русских, так и зарубежных писателей.

Список литературы на лето при переходе в 4 класс

  • Аксаков С. «Аленький цветочек»
  • Алексин А. «В стране вечных каникул»
  • Андерсен Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Дикие лебеди»
  • Астафьев В. «Стрижонок Скрип»
  • Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»
  • Баллады о Робин Гуде
  • Барри Д. «Питер Пэн»
  • Бианки В. «Оранжевое горлышко»
  • Брэбери Р. «Все лето в один день»
  • Булычёв К. «Алиса и её друзья», «Заповедник сказок»
  • Былины: Илья Муромец и Соловей -Разбойник. Садко.
  • Вальнер Н. «Ольгин град»
  • Велтисов Е. «Приключения Электроника»
  • Верн Ж. «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров»
  • Волков А. «Волшебник изумрудного города», «Жёлтый туман», «Тайна заброшенного замка»
  • Гайдар А. П. «Голубая чашка», «Чук и Гек», « Школа», «РВС», «Сказка о военной тайне», «Дальние страны», «Судьба барабанщика»
  • Герои Эллады. Из мифов Древней Греции
  • Гофман «Щелкунчик или мышиный король»
  • Григорович Д.В.«Гуттаперчевый мальчик»
  • Гринвуд Д. «Маленький оборвыш»;
  • Губарев В. «Королевство кривых зеркал», «Трое на острове»
  • Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
  • Драгунский В. «Главные реки», «Что любит Мишка»
  • Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
  • Ершов П. «Конёк - Горбунок»
  • Зощенко М. «Ёлка»
  • Керролл Л.«Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
  • Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»
  • Короленко В.Г. «Слепой музыкант»
  • Крылов И. «Волк и Журавль», «Квартет»
  • Купер Ф. «Зверобой»
  • Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с гусями.
  • Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок и др.»
  • Медведев В.В. «Баранкин, будь человеком!»
  • Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе»
  • Одоевский В.Ф. «Городок в табакерке»
  • Олеша Ю. «Три толстяка»
  • Осеева В.А. «Динка»
  • Погорельский А. «Чёрная курица, или Подземные жители»
  • Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Раут Э."Муфта, Полботинка и Моховая Борода"
  • Русские народные сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая»
  • Рыбаков "Бронзовая птица", "Кортик"
  • Свифт Д. «Путешествия Гулливера»
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
  • Толстой А.Н. «Детство Никиты»
  • Троепольский "Белый Бим, Чёрное Ухо"
  • Трэверс П. «Мэри Поппинс»
  • Чехов А.П. «Каштанка», «Мальчики»
  • Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Школа России»)

  • А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • М. Лермонтов. Ашик-Кериб
  • П.Ершов. Конёк-Горбунок
  • И.Крылов. Волк и журавль. Квартет
  • В.Одоевский. Городок в табакерке
  • А.Чехов. Мальчики
  • В.Гаршин. Сказка о жабе и розе
  • С.Аксаков. Аленький цветочек
  • Л.Андреев. Кусака
  • П.Бажов. Серебряное копытце
  • Е Шварц. Сказка о потерянном времени
  • Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей
  • В.Драгунский. Главные реки. Что любит Мишка
  • Б.Житков. Как я ловил человечов
  • К Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Дремучий медведь
  • М.Зощенко. Ёлка
  • В.Бианки. Оранжевое горлышко
  • Мамин-Сибиряк. Приемыш
  • А.Куприн. Барбос и Жулька
  • М.Пришвин. Выскочка
  • В.Астафьев. Стрижонок Скрип
  • Ю.Коваль. Приключения Васи Куролесова
  • К.Булычев. Путешествия Алисы
  • Д.Свифт. Путешествия Гулливера
  • Г.Х. Андерсен. Русалочка
  • М.Твен Приключения Тома Сойера
  • Ф.Баум. Страна Оз
  • Ф.Бернет. Маленький лорд Фаунтлерой
  • Д.Барри. Питер Пен
  • А.Линдгрен. Малыш и Карлсон
  • Р.Брэдбери. Все лето в один день
  • Т.Янссон. Сказки про Муми-тролля
  • А.Сент-Экзюпери. Маленький принц

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Перспектива»)

Отечественная литература

1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек

2. А.П. Чехов. Каштанка

3. А.М. Горький. В людях

4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч

5. В. Катаев. Сын полка

6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители

7. Ю. Олеша. Три толстяка

8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы

9. К. Булычев. Приключения Алисы

10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок

11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг

12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище

Зарубежная литература

1. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен

2. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес

3. М.Твен. Приключения Тома Сойера

4. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король

5. Дж.Свифт. Приключения Гулливера

6. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена

7. А.С.Экзюпери. Маленький принц

8. В.Гюго. Гаврош. Козетта

9. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста

Список литературы на лето для перешедших в 4 класс (по программе «Школа 2100»)

1. Куприн А.И. «Белый пудель»

2. Гарин-Михайловский Г.М. «Детство Темы»

3. Алексеев С.П. Рассказы о войне 1812 года; Сто рассказов из русской истории

4. Гайдар А.П. «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика»

5. Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»

6. Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»

7. Крюкова Т. «Невыученные уроки»

8. Лагин Л. «Старик-Хоттабыч»

9. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»

10. Ю. Олеша Ю. «Три толстяка»

11. Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается»

12. Гауф В. Сказки: «Холодное сердце»; «Карлик-нос»

13. Гюго В. «Гаврош»; «Козетта»

14. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

15. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных. — Животные герои. Маленькие дикари

16. Воскобойников В.М. «Жизнь замечательных детей» Книги 1,2,3.

17. Крапивин В. «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы» Повести

18. Томин Ю.Г. «Карусели над городом» Фантастическая повесть

19. Линдгрен А. «Мио, мой Мио!» Повести-сказки

20. Метерлинк М. «Синяя птица»

21. Ильина Е. «Четвертая высота»

22. Катаев В. «Сын полка»

Список литературы на лето после окончания 3 класса (между 3 и 4 классом) по программе «Гармония»

  • Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома
  • А.Лингрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена
  • С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения желтого чемоданчика
  • И. Акимушкин. Следы невиданных зверей
  • Д. Сабитова. Цирк в шкатулке
  • Т. Крюкова. Чудеса не понарошку
  • И.Токмакова. Маруся еще вернется
  • Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля
  • В. Голявкин. Мой добрый папа
  • В. Чаплина. Питомцы зоопарка
  • П. Ершов. Конек-горбунок
  • Б. Житков. Что бывало
  • С. Козлов. Ежик в тумане
  • Т. Янсон. Муми-тролль и другие
  • Е. Левитан. Сказочные приключения маленького астронома
  • В.Курчевский. Быль сказка о карандашах и красках
  • В. Дуров. Мои артисты. Мои звери
  • Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии
  • А. Чехов. Белолобый
  • Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали
  • С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах
  • Г. Чернено. Путешествие в страну роботов
  • Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова
  • В. Крапивин. Оруженосец Кашка
  • Е.Велтисов. Приключения Электроника
  • С. Аксаков. Детские годы Багрова внука
  • А. Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков
  • А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители
  • К. Ушинский. Детский мир и хрестоматия
  • Л. Чарская. Записки маленькой гимназистки
  • Б. Житков. Морские истории
  • К. Чуковский. Серебряный герб

В августе 1905 года Александр Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Речь в этом стихотворении идет о гибели русской эскадры в Цусимском сражении 1905 года. Первая строфа отсылает нас к ектенье — молитве о плавающих и путешествующих. Царские врата — это вход в алтарь православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — по-видимому, изображение Спасителя.

Цусимское сражение для Блока — злободневная тема, факт современной ему реальности, неслучайно он пишет об этих событиях, используя дольник — стихотворный размер, ставший популярным уже в XX веке (в XIX веке мало кто решался им пользоваться).

В дольнике нарушается правильное чередование ударных и безударных слогов, и звук создает особый, индивидуальный ритм. Блок однажды признался: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». Эти ключевые слова — слова-символы, в данном стихотворении — «пел» или «пела», «белый». Расстояние между ключевыми словами заполняется звуком, музыкой. «Белое платье пело в луче», — Блоку важно на протяжении всего стихотворения сохранить сочетание губного [б] или [п] и звука [л]: «пело», «белое», «платье». Этот звуковой поток и создает музыку стихотворения.

«Радость будет» — это цитата из Евангелия от Иоанна, глава 15, стих 11: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «Радость будет» — слова Христа, но у Блока они обрамлены словами «И всем казалось…» А сам Спаситель, младенец, знает, что никто не придет назад. Ушедшие и не вернувшиеся корабли — очень устойчивый мотив в поэзии Блока 1905-1907 годов, он есть в стихотворении «Взморье», есть в «Старость мертвая бродит вокруг», есть в драме «Король на площади», где прямо сказано: «Корабли не придут. Их уничтожит буря. Горячий ветер разносит смерть».

Таким образом мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт — гибель эскадры в Цусимском сражении — осмыслен в поэзии Блока, которую не зря называют поэзией символистской. Для Блока символ — это всегда земной знак иного, неземного мира, всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем угадать, а можем и не заметить. Символом может стать луч, буря, снежная метель — все может стать символом и обрести обобщенный историософский смысл.

Конспект

На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьевых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.

А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи.

Не три свечи горели, а три встречи —
Одну из них сам Бог благословил,
Четвертой не бывать, а Рим далече —
И никогда он Рима не любил.

Ныряли сани в черные ухабы,
И возвращался с гульбища народ.
Худые мужики и злые бабы
Переминались у ворот.

Сырая даль от птичьих стай чернела,
И связанные руки затекли;
Царевича везут, немеет страшно тело —
И рыжую солому подожгли.

Стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…» Осипа Мандельштама было написано в 1916 году и вошло во вторую книгу поэта «Tristia». Для его понимания нужно знать два обстоятельства из биографии Мандельштама, без них оно кажется странным и запутанным.

Во-первых, в 1916 году Мандельштам впервые приехал в Москву. Можно только представить, как поразил его этот город после «стройного рая» Петербурга. Город, где главными оставались постройки, возведенные до Петра. Во‑вторых, «мы» — это Мандельштам и Марина Цветаева, его первая разделенная любовь. Молодой человек едет на санях с девушкой, в которую влюблен, которую зовут Марина, по допетровской Москве. Становится понятно, какие ассоциации возникают в его сознании. Тем более что и сама Цветаева в это время сравнивала себя с Мариной Мнишек, а Мандельштама — с царевичем Дмитрием или Лжедмитрием.

И эти ассоциации будут связываться, конечно, со временем Бориса Годунова. Младший сын Ивана Грозного Дмитрий, погибший при невыясненных обстоятельствах в Угличе. Хлеб, оставленный в печи, потому что известие о смерти царевича поразило людей настолько, что они забыли обо всем. «По улицам меня везут без шапки». То есть меня — Лжедмитрия, Гришку Отрепьева — везут по московской улице на казнь. И тут же меня уже отпевают, потому что следующая строка — «И теплятся в часовне три свечи». Известно, что три свечи зажигали по покойнику. Получается цепочка ассоциаций: я — Дмитрий с Мариной на санях. Дальше я — Лжедмитрий, едущий на казнь, и Лжедмитрий, уже казненный, по которому зажигают три свечи.

«Не три свечи горели, а три встречи — / Одну из них сам Бог благословил, / Четвертой не бывать» — ассоциация со знаменитой формулой «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Три встречи могут пониматься и как три встречи Цветаевой и Мандельштама (третья — счастливая, когда у них развивается роман). С другой стороны, речь может идти и о Лжедмитриях — одному из них все-таки удалось немножко поцарствовать. «А Рим далече» — связано и с самим Мандельштамом, который в это время увлекался Римом, и c католической темой. «И никогда он Рима не любил» — то ли это Дмитрий, то ли Мандельштам, который провалился на экзамене по античным авторам.

В последней строфе можно увидеть знаменитую картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова», где есть птицы, сани-розвальни, снег. Возникает еще одна очень важная для Мандельштама ассоциация со временем Алексея Михайловича, тишайшего царя. В эти строки как бы спрессовываются разные исторические эпохи, и достигается главная задача Мандельштама — говоря о современной Москве, он одновременно говорит и об эпохе Алексея Михайловича, и об эпохе Годунова.

И наконец, ударный, как и бывает в гениальных стихотворениях, финал: «И рыжую солому подожгли». Ни одного из Лжедмитриев не сожгли. Жгли старообрядцев — тема, которая с боярыней Морозовой возникла, здесь отыгрывается. Но самое главное — рыжим был Гришка Отрепьев. В последней строке становится понятно, что это любовное стихотворение. Все прекрасно: моя любовь к тебе, мы едем, ты показываешь мне Москву. Но я уже обречен на смерть, на гибель, как обречен на смерть Гришка Отрепьев, влюбившийся в Марину Мнишек. 

Конспект

Роман «Мы» Евгений Замятин называл одновременно самой серьезной и самой шуточной своей вещью. Он написал его в начале 1920-х в Петрограде и надеялся опубликовать на родине — издание анонсировалось несколько раз. Но первая публикация осуществилась в Америке в 1924 году на английском языке. На русском роман выпустило эмигрантское издательство в Праге в 1927‑м, с пометкой «печатается без ведома автора». (Хотя сейчас известно, что Замятин принимал в подготовке книги к выпуску некоторое участие.)

В 1927 году выход русского текста за границей ни у кого не вызвал особых претензий, но спустя два года, в сентябре 1929-го, это стало причиной скандальной кампании, направленной против Пильняка и Замятина. События 1929 года называли «коллективизацией литературы». Советские чиновники считали необходимым показать, что больше ни писатели, ни писательские организации не могут быть независимыми от государства. После этого ни один русский автор печатать свои произведения за границей уже не решался (до 1957-го, когда в Милане был опубликован «Доктор Живаго»). Таким образом, для истории советской литературы сама публикация романа «Мы» стала значимым рубежом.

Роман представляет собой антиутопию. Жизнь персонажей проходит в городе, изолированном от мира зеленой стеклянной стеной, где все подчинено строжайше организованному расписанию. Все люди одновременно встают с постели, отправляются принимать пищу, идут работать или учиться. В сутках гражданам Единого Государства (так называется это объединение) предоставлено два личных часа, во время которых они могут гулять, читать или заниматься любовью. Впрочем, занятия любовью тоже строго расписаны, и в этом главный герой романа математик Д-503 видит одно из важнейших достоинств Единого Государства. Если раньше люди страдали от ревности, от неразделенной любви, то сейчас мы (подчеркивается «мы») эту проблему решили: каждый гражданин может получить талон на другого и в определенный час с ним встретиться. Устройство Единого Государства нивелирует все личное. Все без волос, все в одинаковой одежде. Вместо имен цифровые и буквенные обозначения — в этом роман мрачно предсказывает будущее. Также в нем описаны выборы главы государства, которые ежегодно празднуются как День Единогласия. Во время выборов понятно, что никакого единогласия нет, однако на следующий день единственная существующая газета пишет, что Благодетель (так называется глава государства) выбран единогласно.

Все это скорее грустно, чем весело. Но традиции сатиры дают себя знать. Мы узнаем, что, по мнению главного героя, лучшее произведение литературы прошлого — расписание железных дорог, поскольку там все строго, ясно и подчинено математическим законам. Лучшими видами искусства прошлого он называет балет и военный парад. Подчеркнуто забавной оказывается ситуация, когда главный герой задумывает убить дежурную дома, которую подозревают в доносе. Он смотрит на шею и затылок несчастной Ю — по ним будет нанесен страшный удар. Но прежде чем убить, он решает опустить шторы. Она расценивает это по-своему: снимает с себя форму и падает на кровать. И тут главный герой разражается хохотом и понимает, что смехом тоже можно убить человека. Во всех подробностях описания этой сцены, в том, как Д продумывает убийство, отчетливо проступают следы замысла и исполнения убийства в классическом русском романе «Преступление и наказание». И отчетливо проступает альтернатива: что было бы, если бы старушка, к которой пришел Раскольников, решила, что он пришел не грабить и убивать ее, а совсем за другим. Вот таким образом Замятин, опираясь на литературную традицию, придает своему страшному роману элементы, которые делают «Мы» одновременно и самым смешным его произведением. 

Конспект

В 1930 году Иосиф Сталин заявил: «…Теория слияния всех наций, скажем, СССР в одну общую великорусскую нацию с одним общим великорусским языком есть теория национал-шовинистская, теория антиленинская…» Тем не менее всего четыре года спустя на одной из главных советских сцен, во МХАТе, шла одобренная лично Сталиным комедия Владимира Киршона «Чудесный сплав», один из героев которой, эстонец Ян Двали, постоянно коверкал русские пословицы, афоризмы и идиомы. Публика хохотала.

После прихода к власти большевики проводили политику антидискриминации: все национальные языки и национальные культуры получали приоритет над русским языком и русской культурой. Так зарабатывалась поддержка национальных элит. Но в начале 1930-х произошел индустриальный и продовольственный коллапс, страна на несколько лет погрузилась в жесточайший голод. Правительство организовало серию инспекций по голодающим регионам — и после возвращения был сделан вывод: во многих регионах сформировались национальные элиты, которые противостоят центральному аппарату партии. Тогда Сталин принял решение пересмотреть политику антидискриминации — и в республиках начали борьбу с национализмом.

Естественно, литература не могла остаться в стороне. Главный культуртрегер тех лет Максим Горький с энтузиазмом воспринял идею создания в Советском Союзе многонационального единства. В 1931-м он писал: «Союз Социалистических Советов уже является на земле страною, где посредством слияния крови различных племен и народов должно возникнуть к жизни новое человечество, новая раса…» Одним из мероприятий, которые должны были поддержать инициативу Горького, стал объявленный в 1933 году Всесоюзный конкурс на лучшие пьесы на современные темы. В нем, в числе прочих, принял участие и Владимир Киршон с пьесой «Чудесный сплав». Он занял второе место, но, так как первое место не досталось никому, оказался победителем.

Действие происходит в научно-исследовательском институте авиационной промышленности, где группа молодых конструкторов мучается над изобретением необходимого для советского авиастроения бериллиевого сплава. Одна из главных коллизий пьесы в том, что все ее герои должны органично прийти к идее совместного труда. Параллельно с этим конструкторы беззлобно подшучивают над своим коллегой эстонцем Двали, который постоянно делает ошибки в речи. То есть настоящий советский коллектив должен включить в себя и такого конструктора, человека другой национальности. А русский язык послужит базовым инструментом, который позволит создать это единство. Таким образом, процесс присоединения к советскому обществу еще и в том, чтобы в совершенстве овладеть русским языком. Характерно, что никакой сатиры в комедии Владимира Киршона нет. В отличие от остросоциальных произведений конца 1920-х и начала 1930-х — например, «Бани» Маяковского или «Самоубийцы» Эрдмана, — смех в пьесе Киршона бесконфликтен. А главное, пьеса повествует о рождении не только бериллиевого, но и человеческого сплава. В кульминационной сцене начальник управления говорит молодым конструкторам: «Вы сами чудесный сплав, друзья, самый устойчивый против ржавчины. Мы передавали о ваших делах, мы будем просить, чтобы в День авиации в списке награжденных республикой героев были и ваши имена».

Важно понимать, что внутренний, внутрисоветский интернационализм имел и внешнеполитическое измерение. Сплочение разных национальностей внутри Союза мыслилось идеологами как необходимый этап на пути мировой интернациональной войны и революции. Пьеса заканчивается обращением к залу главного героя, конструктора Пети: «Мы двинемся в славный поход, ребята. Был такой маленький капрал — он стал императором и завоевал весь мир. А вы знайте, что каждый наш маленький барабанщик в тысячу раз выше ихнего капрала. Тот завоевывал территорию, а мы с вами завоевали историю. <…> Наши аэропланы будут из бериллиевого сплава, они полетят высоко над старухой Землей. И если будет надо, пройдут бреющим полетом. Пожалуйте бриться, господа. А внизу с песней пойдут наши бригады. С песней пойдем мы на тебя, старый мир, с песней и барабаном. Может, и я погибну тогда, но до самой смертной точки пойду я с веселой песней. Я хочу быть твоим барабанщиком, моя молодая страна».

Эти слова были написаны в 1933 году, когда до начала Второй мировой войны оставалось шесть лет. 

Конспект

Рассказ «Случай на станции Кочетовка» написан в 1962 году, а опубликован в журнале «Новый мир» в 1963-м. Это время хрущевской «оттепели»: Александр Солженицын — бывший зэк, отсидевший восемь лет, автор сенсационного «Одного дня Ивана Денисовича», напечатанного благодаря личному разрешению Хрущева. В 1964 году «оттепель» кончилась и началась эпоха брежневского застоя. А Солженицын стал одним из двух главных советских диссидентов наряду с академиком Андреем Сахаровым.

Текст рассказа построен как классическая новелла, в нем описывается один знаменательный случай. Осень 1941-го, прифронтовая станция, главный герой — помощник коменданта станции лейтенант Зотов. Типичный положительный герой советской литературы. Бескорыстный, добрый, честный, искренний человек, всегда готовый прийти на помощь. Кульминацией рассказа становится встреча Зотова с Тверитиновым — солдатом, отставшим от эшелона, у него нет документов, кроме домашнего фото. Тверитинов — солдат нестроевого склада, типичный штатский, артист, интеллигент. Между ними зарождаются дружеские чувства, но в разговоре появляются нотки осуждения: так, актер Тверитинов почему-то не в восторге от пьес Горького. Взаимонепонимание нарастает, но человеческая симпатия между героями не исчезает. Зотов немного подозревает своего нового знакомого, но хочет ему помочь. После вопроса Тверитинова о прежнем названии Сталинграда Зотов убеждается, что перед ним шпион. Он сдает его НКВД. «Что вы делаете? — кричал Тверитинов голосом гулким, как колокол. — Ведь этого не исправишь!»

В каком-то смысле это еще один «станционный смотритель» «Станционный смотритель» — повесть А. С. Пушкина из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». , который смотрит, но видит плохо, будучи заморочен ложными литературно-идейными штампами. Но если пушкинский смотритель загипнотизирован карамзинским сентиментализмом и евангельскими сюжетами, то Зотов заморочен советской, сталинской идеологией. В дальнейшем он пытается выяснить в органах, кем оказался Тверитинов. Ему говорят, что разберутся: «А почему вы спрашиваете? <…> У нас брака не бывает». Рассказ заканчивается словами: «Но никогда потом во всю жизнь Зотов не мог забыть этого человека…»

Суть рассказа в том, что добрый, положительный герой сдает на погибель близкого ему человека. Почему? Из-за словесной мелочи — названия города, но и из-за имени Сталина — и это уже не мелочь, а сакральный момент. Зотов как бы убивает брата своего, но не со зла, а исключительно ради идейного добра, как он его понимает. Убийцей его делает система. Простой советский человек убивает другого как бы в продолжение Гражданской войны. Не садист, не профессиональный мучитель в форме и сапогах, а положительный герой советской литературы.

Позволим себе не совсем корректный вопрос: где же в рассказе сам автор? Он, как часто бывает, в обоих антагонистах: и в отличном офицере Зотове, который вдруг начинает сомневаться в официальных истинах, и в Тверитинове, артисте, становящемся жертвой системы, причем споткнувшись об имя Сталина, как и сам автор, отсидевший за письмо другу с нелестными отзывами о вожде. Солженицын вообще особенно силен, когда в проблемных героев вносит что-то свое, личное. Литературно же перед нами классический случай обращения готовых форм советского положительного героя и жанра детективного рассказа о разоблачении подозрительного иностранца в их противоположность. Рассказ, грубо говоря, призван перевоспитать героя, перепахать его, выражаясь по-ленински, а вместе с ним — и всю советскую литературу и ее читателей. 

Конспект

С разницей в два года, в 1966-м и 1968-м, в двух главных (после «Нового мира») литературных журналах того времени — «Юности» и «Знамени» — появились два не характерных для той эпохи рассказа. В юмористическом отделе «Юности» была напечатана «Победа» Василия Аксенова, а в прозаическом отделе «Знамени» — «Победитель» Юрия Трифонова.

Трифонов в это время интенсивно работает над рассказами, пытаясь нащупать новую литературную манеру. Он учится все говорить в подтексте, но без хемингуэевского хвастовства, без демонстративного подчеркивания. Пишет простые рассказы, в которых события даются репортажно, хроникально и без авторской оценки. «Победитель» — это история о том, как советские журналисты направляются к единственному живому участнику Второй — парижской — Олимпиады 1900 года. Лысый, без единого зуба старик 98 лет живет в глубокой провинции. За ним ухаживает женщина, приставленная социальными службами, которая ненавидит его за то, что он живет так долго. В соревновании бегунов он был последним и тем не менее называет себя победителем: «Он говорит, что он победитель Олимпийских игр. …Теперь он победитель. Все умерли, а он жив». Журналист-международник Базиль с ужасом и отвращением бормочет: «Не надо жить долго… И тот малый, который выиграл тогда четыреста метров, семьдесят лет назад, — пускай он сгнил потом где-нибудь под Верденом или на Марне, — все ж таки он… А этот со своим долголетием слоновой черепахи…» Трифонов, впервые в советской литературе, отказывается сделать внятный вывод, но в финале повествователь вдруг говорит: «И я думаю о том, что можно быть безумнейшим стариком, забывшим умереть, никому не нужным, но вдруг — пронзительно, до дрожи — почуять этот запах горелых сучьев, что тянется ветром с горы…» Победил тот, кто дольше всех прожил, а не тот, кто красивей всех погиб, — это удивительно странный, новый вывод для Трифонова, который всегда поэтизировал отца — героя, комиссара Гражданской войны.

«Победитель» Трифонова интересно перекликается с «Победой» Василия Аксенова. Странно, что два главных писателя своих поколений почти одновременно написали рассказы с почти одинаковыми названиями. Возможно, это совпадение связано с тем, что тогда само понятие победы нуждалось в существенной корректировке. Победитель в рассказе Аксенова — гроссмейстер, который выиграл матч, — сталкивается с неким человеком, Г. О., который не заметил своего поражения. И даже после того, как получил мат, продолжает нападать на гроссмейстера. И тот вручает ему золотой жетон, на котором написано: «Податель сего выиграл у меня партию в шахматы. Гроссмейстер такой-то». Это, конечно, издевательство, но это и признание того, что победа в обычном, традиционном смысле невозможна, немыслима.

Рассказы написаны в 1966-м и 1968-м, в ситуации поражения. Поражение потерпела «оттепель», поражение потерпела молодая писательская генерация, которая не сумела защитить ни свою свободу, ни свое будущее. Победу одержали разнообразные Г. О., которые, не замечая собственной обреченности, продолжают упрямо рваться к цели. Аксеновский рассказ гораздо откровеннее, гораздо проще, чем рассказ Трифонова. Аксенов и не рассчитывал ни на какой подтекст — он расценивал этот рассказ скорее как стилистическое упражнение, хотя получилась у него все равно вещь чрезвычайно глубокая, если угодно, советский аналог «Защиты Лужина» Набокова.

Оба эти рассказа о том, что истинный победитель не триумфатор. Истинный победитель тот, кто всех переживет. И не случайно Корней Чуковский в это же самое время не раз повторял: «В России надо жить долго». А сам Аксенов говорил: «У нас есть шанс, по крайней мере, их пережить». То, что жизнь, которой так легко разбрасывались советские романтики, — это высшее достояние, вдруг открылось героям 1966 и 1968 годов.

Конспект

Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.

Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.

Мне выпало все. И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры, в походе великом.

Как валенок мерзлый, валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.

Первые строки стихотворения отчетливо параллельны: «Мне выпало счастье быть русским поэтом. / Мне выпала честь прикасаться к победам. / Мне выпало горе родиться в двадцатом…» Могло бы возникнуть ощущение монотонии, если бы не уже сработавшая в первом двустишии антитеза. Счастье и честь — слова похожие, фонетически близкие, но резко противопоставленные. Счастье выпало личное, честь же выпала лишь прикасаться, быть в общности. Разумеется, честь прикасаться к победам — это участие в войне, один из важнейших моментов, определивших поэтическую судьбу Самойлова. Дальше: «Мне выпало горе родиться в двадцатом», — и мы ждем синтаксического продолжения, но вместо этого возникает мощное, взрывное развитие: «В проклятом году и в столетье проклятом». Чем 1920-й так не угодил поэту? Думаю, здесь все очень просто. У Бориса Слуцкого, ближайшего соперника и друга Самойлова, есть стихотворение, начинающееся строками: «В девятнадцатом я родился, но не веке, а просто году». Дальше приятие и рождения в 1919 году, и выпавшего ХХ века становится организующим мотивом. А у Самойлова наоборот — раз проклято столетье, то и мой год будет проклятым.

В следующем двустишии сильный слом. «Мне выпало все. И при этом я выпал…» Безличный глагол становится личным. Этот безличный глагол важен для Самойлова. В стихотворении «Сороковые» написано: «Как это было! Как совпало — / Война, беда, весна и юность! / И это все в меня запало / И лишь потом во мне очнулось!» В другом раннем и тоже очень известном тексте сказано: «Я только завтра буду мастер, / И только завтра я пойму, / Какое привалило счастье / Глупцу, шуту, бог весть кому». Самойлов верит в своих читателей, верит, что они это помнят. И вот наконец: «Мне выпало все. И при этом я выпал, / Как пьяный из фуры, в походе великом». Здесь как раз надо помнить про шута, и глупца, и бог весть кого.

Дальше: «Как валенок мерзлый, валяюсь в кювете. / Добро на Руси ничего не имети». Получается по Екклезиасту: что ни делай, ни к чему не придешь. И все-таки это не так: первая строчка отзывается для русского читателя стихотворением Максимилиана Волошина «На дне преисподней», посвященным памяти недавно умершего Блока и убитого Гумилева: «Темен жребий русского поэта: / Неисповедимый рок ведет / Пушкина под дуло пистолета, / Достоевского на эшафот». У Самойлова слово «жребий» не названо, но выпадает именно он.

У самойловского текста есть еще один выразительный ритмический аналог — стихи Германа Плисецкого «Памяти Пастернака»: «Поэты, побочные дети России! / Вас с черного хода всегда выносили. / На кладбище старом с косыми крестами / Крестились неграмотные крестьяне». Их выносили с черного хода; я же (Самойлов), которому выпало это самое счастье быть русским поэтом, — я нахожусь по сравнению с ними, пожалуй, в веселом положении.

Стихотворение, написанное в 1981 году, увидело свет лишь в 1985-м в книжке «Голоса за холмами». Она вышла в Таллине, где цензура была слабее. В книге появился и ряд совсем старых текстов Самойлова, прежде невозможных в печати, и кое-что из нового. Но, какими бы либеральными ни были эстонские власти, заведующая редакцией издательства «Ээсти Раамат», выпустившей эту книгу, Нелли Абашина получила выговор. А два года спустя Самойлов за ту же книгу получил Государственную премию СССР по литературе и искусству. Премию вручал начальник советских писателей товарищ Георгий Марков, который, как мы знаем из дневника Самойлова, сказал: «Стихи, не побоюсь, классические». Приведя это речение, Самойлов сделал замечательную запись: «Осмелел». 


Top