Торгуя честью, не разбогатеешь (Школьные сочинения). Произведения о чести и бесчестии Материалы к основной части сочинения

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Официальный комментарий: В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

2 слайд

Описание слайда:

Из толкового словаря: Определение понятий: 1."Честь - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). || Целомудрие, непорочность (женщины; устар.) (словарь Д.Н. Ушакова) 2."Бесчестие - всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение, поругание. Бесчестный, в ком или в чем нет чести, честности, правды.»(словарь В.И.Даля)

3 слайд

Описание слайда:

«Честь - это достоинство нравственно живущего человека». (Д.С. Лихачёв) «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье». (Блез Паскаль) «Если желаете добиться успеха в этом мире, то обещайте всё и не выполняйте ничего». (Наполеон) «Честь нельзя отнять, ее можно потерять» (А.П. Чехов) «Торгуя честью, не разбогатеешь» Ф.М.Достоевский «Называться человеком легко, быть человеком труднее» (пословица)

4 слайд

Описание слайда:

Примерные темы 1.Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»? 2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»? 3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»? 4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь» 5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало... 6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица). 7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»? 8.Почему честь ценилась во все времена? 9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? 10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

5 слайд

Описание слайда:

Универсальное вступление: Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства.

6 слайд

Описание слайда:

Произведение Персоналия Ситуация Цитата А.А. Ахматова Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – поэтесса, переводчица, литературовед. После революции Анна Ахматова оказалась перед выбором: остаться в разрушенной и голодной России или эмигрировать в благополучную Европу. Многие из знакомых Анны Андреевны покинули Россию, спасаясь от предстоящих репрессий. У Анны Андреевны тоже была такая возможность, но поэтесса отказалась от нее, хотя предполагала, что жизнь в России будет крайне тяжелой. Вплоть до массовых репрессий знакомые неоднократно предлагали Ахматовой эмигрировать, но она каждый раз отказывалась. В 1922 году граница оказалась закрытой и начались аресты неугодных властям людей. В этот момент А.А. Ахматова напишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» «Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам». (А.А. Ахматова)

7 слайд

Описание слайда:

Произведение Персоналия Ситуация Цитата А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Петр Гринев, Швабрин, Емельян Пугачев А.С. Пушкин часто обращался к теме чести и бесчестия в своем творчестве. В произведении «Капитанская дочка» эта тема станет центральной. На это указывает и эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Да и отец главного героя дает наставления сыну не добиваться каких-то чинов, а служить честно, не угождать начальству, а беречь честь дворянина. Петр Андреевич Гринев присягает государыне и Отечеству, он готов отдать свою жизнь за императрицу. Герой оказывается в центре страшных событий – бунта Пугачева. Петр Андреевич отказывается присягать лжегосударю во имя спасения собственной жизни «Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду"». (А.С. Пушкин)

8 слайд

Описание слайда:

Произведение Персоналия Ситуация Цитата А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Швабрин, Емельян Пугачев В произведении есть и другой герой – Алексей Иванович Швабрин, который забыл про свою дворянскую честь и перешел на сторону Емельяна Пугачева. Но уважения у Пугачева этим не заслужить. Пушкин показывает, что даже Пугачев понимает, что человек, предавший единожды, может совершить предательство и во второй, и в третий раз. Не чуждо понятие чести и самому Емельяну Пугачеву. Он способен оценить чужое благородство и чужую честь, да и сам верен своему слову «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!" - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». (А.С. Пушкин) «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье». (Блез Паскаль)

9 слайд

Описание слайда:

А.С.Пушкин «Дубровский» Старший Дубровский – потомственный дворянин, честь которого исходит из его положения и истории рода, для Троекурова – это богатство и власть. У сына же Дубровского, Владимира, как и у Гринева, главный аспект мотива чести – это долг, в первую очередь, перед отцом, что заставляет его мстить Кириле Петровичу. Позднее долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви, дочери Троекурова.

10 слайд

Описание слайда:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю», – строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана. Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.

11 слайд

Описание слайда:

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир. Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну князю Андрею. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Друбецких, Курагиных, Бергов, для которых не существует понятия чести. Не мыслит иного пути для своего сына, кроме пути чести, Николай Андреевич Болконский. Боль, которую принесет известие о смерти князя Андрея, он примет. Но весть о бесчестии… «Мне будет… стыдно!» Задумаемся: стыд страшнее смерти. Для семьи Болконских категория чести, нравственной чистоты основополагающая.

12 слайд

Описание слайда:

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир. Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев – защитника Отечества Кутузова и захватчика Наполеона. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, и убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, как человек чести и высокой нравственности.

13 слайд

Описание слайда:

В.Быков «Сотников» Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия

14 слайд

Описание слайда:

Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду- матушку», за семейные ценности, за честь. Кто, если не он, должен спасти от бесчестия свою жену. Алена Дмитриевна верна своему мужу, не утаивает своей беды, у него просит защиты от позора. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин и сказаний, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности.. Степан Парамонович спокоен и готов принять смерть, ведь на кону – честь его семьи, честь рода Калашниковых. Примечательно, что на площади все его братья, готовые вслед за Степаном защищать правду-матушку. Обратим внимание, что первый удар наносит Кирибеевич. Удаль или снова подлость?.. И вот бой окончен. Победитель держит ответ перед царем. Ответ ПО СОВЕСТИ тронул Грозного. Казнили Степана Парамоновича «смертью лютою, позорною» и похоронили промеж трех дорог, в безымянной могиле. Совсем не как доброго христианина. Но суд царский разошелся с судом народным. Погребенный как разбойник, купец Калашников стал поистине народным героем

15 слайд

Описание слайда:

ВАРИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: И в заключение мне бы хотелось сказать, что в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Но, к сожалению, многие люди потеряли грань между честью и бесчестием. В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе и вредит людям. Но, пока жив человек, жива и честь. Об этом очень точно сказал известный американский философ Бенджамин Франклин: «Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей».

17 слайд

Описание слайда:

2) Выберите одну из них для написания сочинения 3) Сформулируйте главную мысль, заключенную в этой теме, то есть сформулируйте тезис. 4) Подберите аргументы к одной из тем, по которой будете писать сочинение. 5) Оформите свой материал в таблицу Выбранная тема Основная мысль Планируемые аргументы

«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду», выбирая путь правды и справедливости, понимая, что путь бесчестия – это дорога в никуда. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (68 слов) Уверена, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Ведь это они – слуги народа. Увы, порой этого не происходит. Давайте вспомним комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Многие современные чиновники своими поступками и поведением похожи на гоголевских героев. Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться до должности городничего. Он умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр») и из всего извлекать выгоду для себя. Для него неважно, как на самом деле идут дела в городе. На первом месте – личная выгода, а также хорошее мнение начальства, ведь городничий - «человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки». Герой знает, что его слово – последнее, что будет так, как скажет он. К подчиненным Сквозник-Дмухановский относится свысока, с ними он часто груб и часто несправедлив. Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Для этого человека слово «честь» - ничего не значит. Согласитесь, в Антоне Антоновиче легко узнаются черты некоторых наших градоначальников... К счастью, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония. Я думаю, что все знают Егора Полушкина, героя повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он влюблен в лес, в реку, в природу в целом. Ему свойственна поэтичность чувств, способность сопереживать. Егор удивительно восприимчив ко всему прекрасному, всякую работу он привык выполнять добросовестно. Он не умеет, да и не хочет хитрить, ловчить, извлекать из всего свою выгоду. Егор понял, что он должен бороться за сохранение природной красоты, за пробуждение глухих к этой красоте человеческих душ. Он пытается разбудить в людях тягу к доброму и прекрасному, следовательно, и дремлющую в некоторых совесть. Свое нравственное кредо Егор излагает так: «Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!» Такие люди, как Егор, никогда не будут торговать честью! (342 слова) И в заключение мне бы хотелось сказать, что в понятие «честь» заложено стремление к нравственному идеалу. К сожалению, многие люди разучились видеть разницу между словами «честь» и «бесчестие». Надо понимать: потеря чести ведет к негативным последствиям: либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе и вредит людям. Но, пока жив человек, жива и честь. Об этом очень точно сказал известный американский философ Бенджамин Франклин: «Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей».(494 слова)

Предположим тебя и пересадили в бизнес за твои литературные достижения, за красивый голос, за приятную внешность.

Предположим. Сам в этом не принимал участия. До Владивостока мой самолет не долетает, а уж из Владивостока до Москвы тем более не долетит.

Предположим. Зачем об этом рассказывать всем? Полет в бизнесе как достижение. Достижение? Разве? Признанание Ваших заслуг? Сомневаюсь.

Выклянчить место удалось, кто-то повелся на ваши уговоры, в нарушении инструкции, под изумленные взгляды реальных пассажиров бизнес класса, заплативших свои кровные; и произошло преображение, из просящего и умоляющего еще минуту назад вы превратились в пассажира бизнес класса. Надо поскорее об этом сообщить всем. Бизнес уже знает. Эконом догадывается. Остальные об этом узнают незамедлительно:

Уже через несколько минут сообщение удалено и ссылка в твиттер пустая:

https://twitter.com/dzhigurda12/status/259736374935166976

По запросу https://twitter.com/dzhigurda12/status/259736374935166976 ничего не найдено

Зачем в twitter упоминать меня если в сообщении к фотографии в instagram упоминается только Аэрофлот?:

Начались отмазки:

№ 3, 2008 г.

Классный час

С. К. Разиева,

преподаватель ПЛ-6 г. Алматы

Цели

1.исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения учащихся;

2.определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения.

3.развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Форма проведения. Групповая дискуссия

Оборудование. Иллюстрации, высказывания, кодоскоп, таблица «Сила цвета», карточки с заданиями, плакат для ассоциации.

Высказывания

Все человеческое в человеке должно быть воспитано. А. С. Макаренко.

Быть таким или другим зависит от нас. Каждый из нас сад, а садовник в нем – воля. Расти ли в нас крапиве, салату, укропу, тмину, чему- нибудь одному или многому, заглохнуть без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа. Шекспир.

Жизнь истинная, в движении вперед, в улучшении себя и в улучшении жизни мира. Все что не ведет к этому, не жизнь, тем более, что препятствует этому. Л. Н. Толстой.

Личность – это звание, не дающее льгот. Борис Лесняк.

Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. Паскаль.

Нравственность – это направление воли на цели общие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели.

Р. Эмирсон.

В каждом человеке заложено неискоренимое стремление развиваться в полную меру сил, данных ему природой… Весь смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развивать свое «Я», делая то, к чему человек чувствует себя пригодным. Т. Карлейль.

Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «Я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа.

Группа делится на подгруппы. Комментарий принципа деления.

На кодоскопе надпись слова «Друг», каждая буква названия которого имеет определенный смысл:

Д – думаем

Р – решаем

У – учимся

Г – готовимся быть полезными людям.

1.Нравственный закон внутри каждого

О законах нравственности. Что же включает себя в понятие «нравственность»? (Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, выполнение правил, поведение.)

Какими качествами должен обладать нравственный человек?

Для каждого из нас всегда очень важно, как относятся к нему окружающие, что о нем думают, как оценивают его поступки и всю его деятельность.

1 группа.

ü Честь нельзя отнять, ее можно только потерять. А.Чехов.

ü Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.

А.Шопенгауэр.

– Как называется присущая каждому из нас потребность в общественном одобрении? (Честь.)

Честь – это добрая слава о человеке, о его делах. И «не уронить» эту славу – высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека – добро или зло, – зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Да, это честь.

В народе есть такое наставление: не променять честь на чечевичную похлебку. Что здесь имеется в виду? Человек с честью не променяет ее ни на какой соблазн, материальные блага, заманчивое предложение.

Торгуя честью, не разбогатеешь. Так ли это?

Издавна в общественном сознании закрепилась русская пословица: «Береги честь смолоду». Почему? Зачем ? Чтобы это стремление стало сознательным, неотъемлемой частью жизни.

От чего зависит наличие этого стремления ? От окружающей среды, от людей, с которыми общаемся, от воспитания. А главное – да, от самого человека, от того, как он стремится воплотить в себе и в своем образе жизни принципы чести.

По каким поступкам определяют честь человека? Честь определяется отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к детям

Вспомним Сократа, который, предпочитая смерть тюрьме и изгнанию, выпил яд. Он сделал свой выбор. Вот как описывает этот момент В. И. Толстых в своей книге «Сократ и мы»:

– «Не питая никаких иллюзий насчет уготованной ему участи, Сократ с чувством величайшего достоинства встречает приговор: «есть защита против людей, но против молвы нет защиты. У нее тысячи уст, и у нее громоподобный голос. Ее нет, и она везде. И поэтому я знал давно, что осужден. И всегда ждал сегодняшнего дня и готовился к нему…» Он просит учеников: «Мне хотелось бы, чтобы вы, беседовавшие со мной, рассказали впоследствии, что я был осужден не потому, что мне не хватало доводов на суде. Доводы не слушали. Вместо них сограждане ждали только покаяния. Ждали, чтобы я отрекся от себя. Словом, сказал все, что привыкли здесь слышать от других. Но все вы помните: в дни молодости, когда я сражался с оружием за великий город Афины, мне не раз угрожали смертью. Но никогда не прибегал к бесстыдству и трусости. А ведь на войне, как на суде, так легко убежать от смерти. Надо только бросить свое оружие и обратиться с мольбой к преследователям, надо только забыть себя и согласиться делать что угодно».

– «Забыть себя» и «Потерять себя» – есть разница в этих выражениях?

– Что же надо сегодняшнему жителю планеты, чтобы не потерять себя?

Задумаемся об этом. Постараемся вычленить главное, на чем зиждутся честь и достоинство человека. Что же вы сочтете главным?

– Уважение к личности, к любому человеку. И здесь важна способность слушать и слышать другого человека. Как говорил Сократ, понять, что другой – это ты, умение взять на себя ответственность, верность слову, дружбе, надежность, служение истине, готовность помочь слабому…

Подытоживая свои раздумья, подумайте о нравственном выборе в своей жизни, о месте чести в ней.

Честь – это моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, а также не позволяющее унижать достоинство личности, как свое, так и другого человека. Принимаете такое определение?

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

2 группа

ü О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам, а по тому как он ими пользуется. Ларошфуко.

ü Достоинство – это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Иммануил Кант.

Следующая составляющая нравственности неразрывно связана с честью человека.

Подумайте, что, как и честь, важно сберечь? Достоинство.

Что такое достоинство личности? Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надежность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. То есть достоинство – это какое-либо положительное качество. Иными словами, достоинство – это значимость человека. Свое достоинство каждый из нас проявляет ежедневно и ежечасно – на работе, в учебе, дома. Это чувство возвышает человека, придает его деятельности, всем его стремлениям определенное благородство. Могут найтись люди, способные оскорбить, унизить вас, но право на самоуважение отнять невозможно.

Вот таинственный инструмент,

Созидается он столетиями,

А утрачивается в момент.

Под бомбежку ли, под гармошку,

Под красивую ль болтовню

Иссушается, разрушается,

Сокрушается на корню.

Чувство собственного Достоинства –

Вот таинственная стезя,

На которой разбиться – запросто,

Но с которой свернуть нельзя.

Потому что без промедления

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.

Б. Окуджава


Top