Трагическая любовь героев мастер и маргарита. Мастер и маргарита, трагическая любовь мастера и маргариты в конфликте с

Чтоб широким был путь истинной любви.

В. Шекспир

женщины, которая была его женой. В скором времени после их знакомства она приняла на свои плечи, возможно, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.

История Мастера и Маргариты - это не одна из линий романа, а самая главная его тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа. Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразила обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке...» - так описывает Булгаков зарождение любви у своих героев. Уже эти сравнения предвещают будущий трагизм их любви. Но сначала все было очень спокойно.

Впервые встретившись, они разговаривали так, будто бы знали друг друга давным-давно. Бурно вспыхнула любовь и казалось, должна была бы сжигать людей дотла, а у она оказалась домашней и спокойной.

В подвальной квартирке Мастера Маргарита, одев фартук, вела хозяйство, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картофель, ели его грязными руками, смеялись. В вазу ставили не печальные желтые цветы, а любимые ими двумя розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, предсказала ему славу, постоянно называла его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и певуче. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.

когда Мастер исчез на много месяцев. Маргарита неустанно думала о нем, ни на миг ее сердце не расставалось с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает ум, и дальше начинается дьяволиада, в которой принимает участие Маргарита. Во всех дьявольских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, - это поэма Булгакова во имя своей любимой - Елены Сергеевны. С ней писатель готов был сделать «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада».

Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской компании в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в вознаграждение.

Влюбленные будут наслаждаться беззвучием, к ним будут приходить те, кого они любят... Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его неспокойная память стала затухать», - так завершается история этой трагической любви.

И хотя в последних словах - грусть смерти, но есть и обещание бессмертия и вечной жизни. Оно сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их творцу, предназначена долгая жизнь. Много поколений будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное - лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви - это традиция всей русской литературы.

В романе «Мастер и Маргарита» автор объединяет, казалось бы, такое, что соединить невозможно: историю и фантастику, реальность и миф, смешное и серьезное. Но, читая роман, понимаешь, что по-иному написать его и невозможно, ведь в нем представлено три мира - библейская давность, современная Булгакову действительность и фантастическая реальность дьяволиады.

Сначала кажется, что связь этих миров условная. Роман о Пилате и Иешуа Га-Ноцри просто роман в романе, как форма. Но со временем оказывается, что глубинный смысл в том, как связаны главы, которые рассказывают о библейской давности, с современностью. Центр жизни любого общества - ментальность, построенная на законах морали. Когда наблюдаешь за жизнью советского общества, описанной Булгаковым, кажется, что люди забыли о моральных правилах. Так вот рассказ о событиях первого столетия призван напомнить людям о вечных законах бытия. Ничего не потеряло актуальности с того времени. Трусливость и до сих пор считается за недостаток, который тянет за собой преступление. Измена осталась изменой.

и зло - это мера человеческого общества личности. Справедливое наказание за зло и отдача за добро служит у автора двигателем всего сюжета. Есть что-то бесшабашного в попытке решить вечную проблему борьбы добра со злом, привлекши к этому самого сатану. Так к реальности добавляется еще один мир, довольно фантастический, на первый взгляд. Но через его реальный мир освобождается от ябед, как Алойзий Магарыч, или клеветников и взяточников, пьяниц и лжецов. Читатель понимает Маргариту, которая, превратившись в ведьму, мстит критику Латунскому, совершив в его квартире настоящий погром.

Колдовским получением справедливости кажется и возвращение Мастера в свой дом вместе с Маргаритой, и сохранение его романа - «рукописи не горят!» В реальности объединяются все миры. Тем не менее, существование мира библейской давности, как и фантастического мира Воланда, наполняет современность новым содержанием. Жить не так просто, но есть вечный закон справедливости и добра, который руководит человеческими поступками и развитием всего человечества.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,
верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его
гнусный язык!

Легендарное детище Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», занимает достойное место в русской литературе. Это произведение не сходит с прилавков книжных магазинов уже на протяжении многих лет благодаря актуальности тем, затронутых автором в романе. Одной из ведущих линий романа является любовь Мастера и Маргариты, о которой и пойдет речь. Достойны ли эти люди того, чтобы быть вместе? Вот главный вопрос. С Мастером автор знакомит читателей в тринадцатой главе. Уже здесь перед нами предстает образ любящего мужчины.

Он хранит шапочку с вышитой буквой «М». Именно «она» сшила эту шапочку для Мастера. Кто же эта таинственная «она»? Это та, которая верила в своего Мастера. Та, которая жила его романом. Та, которая пошла на сделку с дьяволом, лишь бы быть с любимым человеком. Это Маргарита. Они оба готовы на самоотверженную любовь. Со стороны Маргариты - это действия, направленные на счастье с Мастером. Со стороны Мастера - желание того, чтобы его любимая забыла о нем. Так было бы лучше для этой бедной женщине.

Их встреча была ознаменована букетиком желтых цветов в руках Маргариты, что символизировало непростой путь влюбленных. Но настоящая любовь оказалась выше и сильнее всех преград и лишений. Любовь Мастера и Маргариты является дилеммой: может ли чистая и светлая любовь быть достигнута лишь сделкой с дьяволом? Я могу с уверенностью ответить на этот вопрос утвердительно: да, может. Любовь - это чувство всеобъемлющее, принадлежащее лишь двоим влюбленным и никому более. Нередко можно услышать фразу, что для достижения цели все средства хороши. В романе это утверждение подкрепляется поступками героини. Целью ее была любовь и счастье с любимым Мастером. Да и разве решится человек, в котором не пылает огонь любви, на такие подвиги? Нет. Маргариту вела сила любви, огромная и безграничная. Именно это сильное чистое чувство провело героев через все тернистые пути, через времена и миры.

Несмотря на обеспеченную жизнь в особняке, Маргарита не довольна своей судьбой. Роскоши она предпочтет подвальчик Мастера, в котором они грешно любят друг друга, дышат друг другом. Но зато вместе, вдвоем. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», - пишет Маргарита своему мужу, улетая навстречу своему истинному счастью. Ею руководит не только любовь, но и чувство злости и обиды за непринятый роман Мастера. Она рушит все, что попадается ей под руку, мстя за любимого человека.

На мой взгляд, бал у сатаны является главным эпизодом романа. Именно он дает понять, сможет ли Маргарита пройти весь ритуал, достойна ли она счастья быть с Мастером. Она надевает на нагое тело наряды, приносящие боль. Она испивает из кубка кровь. Она покорно предоставляет колено для поцелуев мертвецов. Она проявляется милосердие, прощая Фриду за детоубийство. Несмотря на натертые ноги, Маргарита гордо ступает и обходит гостей. А как иначе? Она ведь королева и хозяйка бала! Героиня достойно выносит бал сатаны.

Маргарита не решается напомнить Воланду об обещании, потому что гордая. Даже когда дьявол задает вопрос прямо, она все равно отвечает, что ей ничего не нужно.

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!» - произнес Воланд на гордое молчание Маргариты.

Единственное желание Маргариты было озвучено с исказившей судорогой лицо:

«Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера!»

Это было желание, к которому героиня шла на протяжении всего романа. Это еще раз доказывает чистоту ее помыслов и любви. Автору удалось передать эмоциональное изменение Маргариты через ее реплики, которые насыщены повторами, многоточиями и восклицаниями. Не было предела ее счастью. А Мастеру же все это казалось галлюцинацией, настолько он не верил в возможность снова воссоединиться с любимой. Куда подевалась гордая женщина? Из ее глаз лились слезы, толи счастья, толи горя и жалости. Но теперь они вместе. Они знают это оба.

Символично воссоединению влюбленных сопутствовал и воскрешенный роман Мастера, ведь «рукописи не горят». А если любовь - это рукопись, которую писали днями и ночами, в успех которой верили, которою жили, сгорит ли она? Мастер и Маргарита, уходя вместе в выстраданный мир счастья, доказали, что настоящая любовь пройдет все: она сгорит в языках пламени, но воскреснет из пепла.

С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то огромное чувство, возникшее при первой случайной встрече. Мастер, находясь в клинике для душевнобольных, не хотел сообщить Маргарите о себе, боясь причинить ей боль, разрушить ее жизнь. Она же отчаянно пыталась его разыскать. Их жизнь была разрушена все тем же противоестественным порядком, который не только не давал развиваться искусству, но и не давал спокойно жить людям, грубо проникая даже туда, где нет места политике. Булгаков не случайно выбрал для романа подобный сюжет.

Он сам немало испытал в жизни. Ему были знакомы бездарные оскорбительные отзывы критиков в газетах, где его имя склоняли незаслуженно, сам не мог найти работу, реализовать свои возможности.

Но Булгаков не закончил свой роман разлукой Мастера и Маргариты. Во второй его части любовь находит выход из грязи окружающей действительности. Но выход этот был фантастическим, так как реальный вряд ли был возможен. Без сожаления и без страха Маргарита соглашается быть королевой на балу у сатаны. На этот шаг она пошла лишь ради Мастера, о котором никогда не переставала думать и о судьбе которого могла узнать, только выполнив условия Воланда. Будучи ведьмой, Маргарита отомстила критику Латунскому, немало сделавшему для того, чтобы погубить Мастера. И не только Латунский получил по заслугам в ходе развития сюжета романа. За свою услугу Маргарита получила то, о чем так долго мечтала. Главные герои были вместе. Но вряд ли они смогли бы спокойно жить в атмосфере тогдашней действительности. Очевидно поэтому, по фантастическому замыслу писателя, они покидают этот мир, обретая покой в другом.

Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменив своему чувству реализма. Но от финальных страниц книги не веет пессимизмом. Не забудем те взгляды, которые были угодны правительству. Кроме того, среди критиков и писателей у Мастера появились завистники, всеми способами стремящиеся не допустить признания нового автора. Эти люди, которым важнее всего было получать материальную выгоду из своего положения в обществе, не стремились и не могли создать что-либо, стоящее на том высоком художественном уровне, которого достиг Мастер в своем романе. Их статьи выходили одна за другой, с каждым разом становясь все оскорбительнее. Писатель, потерявший надежду и цель своей дельнейшей литературной деятельности, стал чувствовать постепенно все большую и большую подавленность, что повлияло на его психическое состояние. Доведенный до отчаяния, Мастер уничтожил свое произведение, которое было главным трудом его жизни. Все это глубоко потрясло Маргариту, которая восхищалась работой Мастера и верила в его огромный талант.

Та обстановка, которая выбила Мастера из нормального состояния, была заметна везде, в различных сферах жизни. Достаточно вспомнить буфетчика “с рыбой второй свежести” и золотыми десятками в тайниках; Никанора Ивановича, председателя жилищного товарищества, поселившего за большие деньги нечистую силу в доме на Садовой улице; конферансье Бенгальского, ограниченного, недалекого и напыщенного; Аркадия Аполлоновича, председателя акустической комиссии московских театров, частенько тайком от супруги проводившего время с хорошенькой актрисой; нравы, существующие среди населения города. Нравы эти ярко проявились на представлении, устроенном Воландом, когда жители жадно хватали летящие из-под купола деньги, а женщины спустились на сцену за модными тряпками, которые можно было получить бесплатно из рук заграничных фокусников. Очень близко столкнулся Мастер с этими нравами, когда у него появился друг - Алоизий Могарыч. Этот человек, которому Мастер доверял и умом которого он восхищался, написал на Мастера донос, чтобы переселиться в его квартиру. Этого доноса было достаточно, чтобы поломать человеку жизнь. Ночью к Мастеру пришли какие-то люди и увели его. Такие случаи в то время были не редкостью.

Михаил Афанасьевич Булгаков неоднократно обращался к теме - художник и общество, которая свое наиболее глубокое воплощение нашла в главной книге писателя. Роман “Мастер и Маргарита”, над которым автор работал в течение двенадцати лет, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале “Москва”.

В этой книге царят счастливая свобода творчества и одновременно строгость композиционного, архитектурного замысла. Там правит великий бал Сатана, и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают, приспосабливаются, предатель ствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Маргарита” и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру.

Главные герои романа - Мастер и Маргарита - живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для Мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь. Это огромное чувство наполнило их жизнь новым смыслом, создало вокруг Мастера и Маргариты только их маленький мир, в котором они нашли покой и счастье. Однако счастье их было недолгим. Оно длилось лишь до тех пор, пока Мастер писал свой роман в маленьком подвале, куда к нему приходила Маргарита. Первая попытка Мастера опубликовать оконченный роман принесла ему большое разочарование. Еще большее разочарование ждало его после того, как какой-то редактор напечатал большой отрывок произведения. Роман о Понтии Пилате, обладающий нравственной и художественной ценностью, был обречен на осуждение. Он не мог вписаться в ту среду литературы, где превыше всего стоял не талант писателя, а его политические взгляды; на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше низости, пошлости и безнрав ственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой.

Чтоб широким был путь истинной любви.
В. Шекспир
Г. Булгаков считал, что - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но любовь… она, прежде всего. Булгаков писал героиню своего романа с Елены Сергеевны - любимой женщины, которая была его женой. В скором времени после их знакомства она приняла на свои плечи, возможно, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.

История Мастера и Маргариты - это не одна из линий романа, а самая главная его тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа. Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразила обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке…» - так описывает Булгаков зарождение любви у своих героев. Уже эти сравнения предвещают будущий трагизм их любви. Но сначала все было очень спокойно.
Впервые встретившись, они разговаривали так, будто бы знали друг друга давным-давно. Бурно вспыхнула любовь и казалось, должна была бы сжигать людей дотла, а у она оказалась домашней и спокойной.

В подвальной квартирке Мастера Маргарита, одев фартук, вела хозяйство, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картофель, ели его грязными руками, смеялись. В вазу ставили не печальные желтые цветы, а любимые ими двумя розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, предсказала ему славу, постоянно называла его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и певуче. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.

Булгаков очень заботливо и целомудренно рассказывает о любви своих героев. Его не убили черные дни, когда Мастера был разгромлен. Любовь была с ним и во время тяжелой болезни Мастера. началась, когда Мастер исчез на много месяцев. Маргарита неустанно думала о нем, ни на миг ее сердце не расставалось с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает ум, и дальше начинается дьяволиада, в которой принимает участие Маргарита. Во всех дьявольских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, - это поэма во имя своей любимой - Елены Сергеевны. С ней готов был сделать «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада».

Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской компании в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в вознаграждение.

Влюбленные будут наслаждаться беззвучием, к ним будут приходить те, кого они любят… Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его неспокойная память стала затухать», - так завершается этой трагической любви.
И хотя в последних словах - грусть смерти, но есть и обещание бессмертия и вечной жизни. Оно сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их творцу, предназначена долгая жизнь. Много поколений будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное - лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви - это традиция всей русской литературы.

В романе «Мастер и Маргарита» объединяет, казалось бы, такое, что соединить невозможно: историю и фантастику, реальность и миф, смешное и серьезное. Но, читая роман, понимаешь, что по-иному написать его и невозможно, ведь в нем представлено три мира - библейская давность, современная Булгакову действительность и фантастическая реальность дьяволиады.

Сначала кажется, что связь этих миров условная. Роман о Пилате и Иешуа Га-Ноцри просто роман в романе, как форма. Но со временем оказывается, что глубинный смысл в том, как связаны главы, которые рассказывают о библейской давности, с современностью. Центр жизни любого общества - ментальность, построенная на законах морали. Когда наблюдаешь за жизнью советского общества, описанной Булгаковым, кажется, что люди забыли о моральных правилах. Так вот о событиях первого столетия призван напомнить людям о вечных законах бытия. Ничего не потеряло актуальности с того времени. Трусливость и до сих пор считается за недостаток, который тянет за собой . Измена осталась изменой.

И ныне люди стремятся к добру и справедливости. Правда, иногда только для себя. Но, кажется, это и есть то, что объединяет все три мира: вера в закон справедливости, неминуемость наказания зла. Итак, добро и зло - это мера человеческого общества личности. Справедливое за зло и отдача за добро служит у автора двигателем всего сюжета. Есть что-то бесшабашного в попытке решить вечную проблему борьбы добра со злом, привлекши к этому самого сатану. Так к реальности добавляется еще один мир, довольно фантастический, на первый взгляд. Но через его реальный мир освобождается от ябед, как Алойзий Магарыч, или клеветников и взяточников, пьяниц и лжецов. Читатель понимает Маргариту, которая, превратившись в ведьму, мстит критику Латунскому, совершив в его квартире настоящий погром.

Колдовским получением справедливости кажется и возвращение Мастера в свой дом вместе с Маргаритой, и сохранение его романа - «рукописи не горят!» В реальности объединяются все миры. Тем не менее, существование мира библейской давности, как и фантастического мира Воланда, наполняет современность новым содержанием. Жить не так просто, но есть вечный закон справедливости и добра, который руководит человеческими поступками и развитием всего человечества.

Роман «Мастер и Маргарита» считается одним из тех гениальных творений, которое можно читать неоднократно, и каждый раз находить в нем что-то новое, ранее не замеченное. Произведение в целом представляет собой сложную структуру, в которую включаются разные эпохи, разные философские вопросы и даже разные миры: земной и потусторонний. Наряду с библейской, центральной сюжетной линией в романе является развитие отношений между Мастером и Маргаритой. Их любовь красной линией проходит через все произведение, объединяя в одно целое добро и зло, пошлое и божественное, людей и дьявола. Так почему же страсть Мастера к женщине была трагической? В сочинении я постараюсь ответить на этот вопрос.

Вот как описывает Булгаков встречу главного героя с предметом его будущей любви: “По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах!” - рассказывает Мастер Ивану Бездомному. И далее: “Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!”; “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”. Из этих строк читателю становится ясно, что чувство героев было не поверхностным, не мимолетным, а глубоким и всепоглощающим.

Мастер и Маргарита - люди женатые, но их семейная жизнь до встречи друг с другом была несчастливой. Может быть, поэтому герои ищут то, чего им так не хватает. Маргарита в романе стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Без этого образа произведение утратило бы свою привлекательность.

Мастер в реальной жизниталантливый человек, который обнаружил в себе тягу к писательству и задумал написать роман о Понтии Пилате. Можно сказать, что образ главного героя – символ страданий, человечности, искателя истины в окружающем мире. Он хотел создать роман, но его творение не приняли критики. Душевные страдания сломили писателя, и свое произведение он так и не увидел, по крайней мере, в «земной жизни».

Любовь является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, спасает его от одиночества и тоски. Мгновенно вспыхнувшая страсть между героями оказывается долговечной. В ней мало помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и необыкновенно высокая духовная связь двух людей. Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда главный герой в психбольнице рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование пронизано воспоминаниями о любимой.

Почему же между Мастером и Маргаритой вспыхнула любовь, и какое место в его жизни заняла эта женщина? Возможно, оба героя нашли друг в друге то, что безрезультатно искали в других. Их чувства выдержали немало испытаний. Не погасили любовь ни безрадостные будни, когда роман Мастера не был принят критикой, ни тяжелая болезнь главного героя, ни его внезапное исчезновение. Маргарита окончательно расстается с мужем, с которым ее связывало только чувство благодарности за сделанное добро. Накануне встречи с Мастером она впервые испытывает чувство полной свободы. Женщина готова на все ради возлюбленного: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!».

Маргарита и Мастер отдали душу дьяволу, стали жертвами искушения, и поэтому они не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Влюбленные хотели быть свободными и счастливыми, но в реальной жизни это было невозможно. Добро, любовь, творчество, искусство существуют в «земном» мире, но им не дают вырваться наружу, им приходится скрываться в другие измерения, искать защиты у самого дьявола – Воланда. Булгаков описал героев, полных радости и жизни, готовых ради любви отдать все, даже собственную душу. Мастер и Маргарита в конце романа обретают друг друга и находят свободу. Тогда почему их любовь трагична, несмотря на то, что осуществились их мечты? Мастер и Маргарита хотели любить не для, а вопреки, и поэтому не были поняты окружающим миром. Своими чувствами они бросили вызов всему миру и небесам. Да, они нашли свой рай где-то там, но для этого они переступили через себя, они умерли, и лишь после смерти сбылись их мечты. И все это произошло благодаря Воланду – дьяволу в человеческом обличье. В итоге Мастер получил не свет, а вечный покой, не реальную светлую любовь с ее радостями и переживаниями, а вечное спокойствие с любимой женщиной в ином мире.


Top