Австралийская живопись. Изобразительное искусство австралийцев

Аборигены Австралии - самая древняя из живущих на Земле культур. И при этом - одна из наименее изученных. Английские завоеватели Австралии назвали коренных жителей «аборигенами», от латинского «aborigene» - «от начала».

У австралийских аборигенов были самобытные средства самовыражения: среди них - техника резьбы по дереву, нанесение орнамента на деревьях, скалах, земле. Реже встречались рисунки на кожном покрове и лепка из пчелиного воска.

Обычно мы видим сцены повседневной жизни, но самое богатое вдохновение аборигены черпали в мифах, тотемических верованиях. Они наяву переживали события, видимыми средствами связывали себя с миром духов. Такое восприятие максимально приближало их к своим духовным героям, явлениям окружающей природы, на которую они стремились воздействовать.

Искусство аборигенов в большинстве случаев было целенаправленным: оно передавало идеи, а не просто являлось снимком действительности .

Изобразительное искусство было глубоко символичным по своей форме. Оно не передавало полного сходства с оригиналом, поэтому многие узоры и рисунки кажутся людям другой культуры (точнее сказать - цивилизации) лишенными всякого смысла.

Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах.

Однако оно имело скрытое значение, доступное пониманию только посвященных. Линии и рисунки, нанесенные охрой, могли увеличить популяцию растений и животных. Выцветшие, оставленные без должного присмотра рисунки могли вызвать прекращение дождей, неудачи в добывании пищи и даже призвать смерть.

Численность предметов изобразительного искусства различных форм колебалась в разных районах континента. В Тасмании их было, по-видимому, создано очень мало, ибо сохранилось лишь несколько наскальных резных рисунков и изображений на коре. В более сухих областях их число еще скромнее и они не отличались разнообразием, возможно, потому, что местные аборигены постоянно кочевали в поисках пищи. Однако и здесь аборигены вырезали рисунки на земле, скалах и коре, украшали оружие, разрисовывали тела для ритуальных церемоний.

В Восточной Австралии наскальная живопись имела внушительные размеры по площади. Этот район славился также резьбой на деревьях, рисунками на земле, выполненными для обряда посвящения. В Северной Австралии искусство по-настоящему процветало.

Наибольшей выразительностью отличалось изобразительное искусство на полуострове Арнленд. Здесь аборигены тратили много времени для украшения церемониальных предметов, для резьбы и создания цветных рисунков на поверхностях скал и деревьев, создав своего рода шедевры творчества.

Кроме того, были так называемые "рентгеновские картинки", где наряду с внешним видом животных изображались их внутренние органы, а также высокохудожественные декоративные рисунки на коре, часто украшавшие внутреннюю часть хижин, с использованием сюжетов культа данного района.

К огромному сожалению, многое из того, что существовало в обществе аборигенов к началу европейской колонизации, исчезло безвозвратно.

Интересно, что австралийские аборигены (наверное и другие тоже) не могут смотреть обычное кино, так как у них особое зрение: на экране они видят только сменяющие друг друга отдельные кадры, которые не сливаются в движение. То есть они видят все гораздо быстрее остальных людей, которые называют себя "цивилизованными". А картины, которые они рисуют, непонятны нам. Нам обычно видится в них просто авангард. Но для них это - реализм.

Неделю назад из длительной поездки вернулся мой брат. Виталик на протяжении года жил и работал в Австралии. Вчера вечером в гостях я услышала удивительный рассказ о том, что брат увидел и что его поразило, пока он жил в Сиднее и путешествовал по интересным местам этого восхитительного континента.

Никогда бы не подумала раньше, что меня может поразить живопись австралийских аборигенов. С местным творчеством брат познакомился в Улуру. Это туристический поселок недалеко от розовой скалы, считающейся у коренных жителей священной. Там ему удалось попасть на мастер-класс местной художницы. Мастерица показывала технику рисования точками с использованием другой стороны кисточки.

Рисование для австралийских аборигенов - это некая медитация. Создают свои картины они прямо на улице, сидя с полотном и кисточкой в руке. Сосредоточившись на своем внутреннем мире, они рисуют цветные точки, из которых впоследствии получаются настоящие шедевры. Работы в такой технике завораживают и как будто источают позитивную энергетику, надолго приковывая к себе взгляды и мысли.

А всё, что нужно, - это прислушаться к себе и начать рисовать каскад разноцветных точек. Но есть в этом и свои секреты.

Необычные рисунки

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя подборку яркой и необычной живописи австралийских аборигенов . Энергетика просто зашкаливает!

  1. Яркие краски, лаконическая выразительность штриха, живописные анатомические подробности - всё это характеризует живопись австралийских аборигенов, знакомство с которой доставит удовольствие истинным ценителям самобытных культур.





  2. А ты знаешь, как выглядят аборигены-художники? В этом случае стереотип, каким мы представляем себе художника, абсолютно не работает. Выглядят они довольно экзотично, особенно с точки зрения европейца.

    Вот, к примеру, довольно известная художница из Австралии Jeannie Petyarre. Работы Джинни известны по всему миру и имеют большое количество ценителей. И не без оснований, ведь эти произведения искусства действительно удивительные, глаз не оторвать!


    Репродукция этой картины благодаря брату теперь хранится у меня.



  3. Аборигены-художники рисуют мир точками и мазками. Они будто из атомов создают самое важное в их жизни, то, что имеет наибольший вес, чем они гордятся и чем живут: страну, в которой родились, землю, реки, солнце и небо.



    Еще они рисуют людей, которые живут рядом и которых они любят, рисуют женщин, мужчин и детей, растительный и животный мир, всё, что их окружает.

    Секрет энергетики картин кроется в закодированных символах, их художники прописывают во время работы над новым шедевром, превращая сюжеты в яркие орнаментальные полотна.


    Зная и понимая эти символы, можно с легкостью «читать» художественные произведения.

  4. А вот и картины австралийских художников-аборигенов, выставленные в одной из мировых художественных галерей.


    У них совершенно особая аура! От этих абстракций такое ощущение, как от общения с природой, - легкий ветерок, запах травы, чирикание птиц… Очень иррациональные, как волны цвета.


    Посетители галереи признаются, что им нравится стоять перед полотнами, прислушиваясь к своему внутреннему состоянию.

  5. Австралийские художники-аборигены рисовали и продолжают рисовать красочных рыб, зверей, птиц, иногда людей, при этом наряду с внешними деталями изображаются и внутренние органы - позвоночник, пищевод, сердце, печень.


    Это так называемый стиль рентгеновских снимков, который отражает заинтересованность аборигенов в расширении своих знаний по анатомии представителей животного мира.


    Кроме того, подобное доскональное изображение съедобной дичи являлось своего рода магическим действием и обеспечивало успех на охоте.

На случай, если ты решишься отправиться в захватывающее путешествие, мы подготовили для тебя увлекательную подборку из из разных стран мира. Возьми несколько идей с собой в дорогу, оригинальный подход к выбору сувениров принесет тебе массу позитивных эмоций.

Что скажешь по поводу этих непривычных нашим взорам произведений искусства австралийских аборигенов? Лично я души не чаю в этнических мотивах !

Кроме того, попробовав создавать такие, на первый взгляд, примитивные работы, понимаешь, что рисовать точками совсем не просто. Это требует большой концентрации и огромного внутреннего ресурса, ведь создавать такие работы можно только в хорошем настроении, не допуская ни одной негативной мысли.

Если тебя вдохновило австралийское искусство - поделись этой статьей с друзьями. Я уверена, они точно найдут для себя что-то новое.

Настя занимается йогой и обожает путешествия. Мода, архитектура и всё прекрасное - вот к чему стремится сердце девушки! Анастасия занимается дизайном интерьеров, а также делает неповторимые украшения с цветочной тематикой. Мечтает пожить во Франции, учит язык и живо интересуется культурой этой страны. Считает, что человеку нужно всю жизнь учиться чему-то новому. Любимая книга Анастасии - «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт.

Австралийские орнаменты были вторыми по списку, но тогда я так и не смогла ни на чем конкретном остановиться и пропустила тот месяц, а сейчас после двух удачных на мой взгляд кейнов с и пришла в голову идея снова сделать кейн, вдохновившись точечной живописью австралийских аборигенов.

Традиции точечного рисунка автралийских аборигенов уже около 4 000 лет назад, и придумали они этот стиль рисунка совсем не с декоративными целями. Дело в том, что у древних австралийцев не было письменности, и такие вот точечные рисунки использовались для того, чтобы передать через поколения свои летописи и послания об истории, укладе жизни, традициях. Именно поэтому, кстати, ни в одном из языков аборигенов Австралии нет слов "искусство" или "художник".
Для своих рисунков они использовали растертые камни и землю - в Австралии встречается много красивых и ярко окрашенных минералов, охристых, белых и оранжевых оттенков.
Аборигены раскрашивали свое тело.

Поначалу эти рисунки европейцы считали примитивными и не заслуживающими внимания.
Пока в 1971 году в поселение аборигенов Папуния не приехал учитель рисования Джеффри Бардон.
Бардон был поражен тем, в каких условиях жили местные жители. По его словам, это был настоящий ад на земле. Всего за год от болезней там умерла половина населения. В Папунии на самом деле жили пять разных племенных групп, говорящих на пяти языках. Аборигены пытались мирно сосуществовать и найти новую цель в жизни, ведь все, что они знали, отныне запрещалось. Все краски жизни отняли вместе с землей, и им остались лишь полусонное существование и невеселые размышления. Всем заправляли заносчивые белые чиновники «в белых носках», большинство из которых, как вспоминает Бардон, плевать хотели на аборигенов.
Некоторые не говорили с местными по десять лет. Что касается полутора тысяч аборигенов, то у них не было лидеров, которых белые воспринимали бы всерьез, так что их интересы никто не представлял.
Местные жители не доверяли белым, дети приходили в школу только ради бесплатного горячего молока.
Бардон заметил, что вне школы, болтая и играя на площадке, ребятишки рисовали на песке пальцами и палочками узоры - точки, полукруги, волнистые линии. Однажды он попросил повторить их эти узоры, и после недолгих уговоров ученики согласились.
А затем к ним присоединились и взрослые. Бардон отвозил рисунки в ближайший город, и там они неожиданно начали пользоваться спросом.
Учитель привозил аборигенам деньги, новые краски. Позднее дело дошло и до машин.
Но как известно, ни одно доброе дело не остается безнаказанным.
Всполошилась местная белая администрация. Оказалось, что искусство аборигенов стоит хороших денег, и местные, которые по мнению администрации должны были оставаться неимущими, вдруг обзавелись имуществом и деньгами. И их интересы защищал Джеффри Бардон.
Тогда и решено было настроить аборигенов против молодого учителя. Тем более, что сделать это было не трудно. У аборигенов после многолетней беспросветной нищеты совсем снесло головы, когда появились деньги. Им заявили, что Бардон большую часть вырученных денег присваивает себе.
Аборигены перестали ему доверять и выжили из поселения.
Через полтора года Джеффри уехал оттуда, лишившись многих своих идеалов и иллюзий, раздавленный и сломленный (заработал нервное расстройство, лечился позже у психиатра), но за это короткое время он успел положить начало одному из самых поразительных течений в живописи XX века.

Я впервые узнала о Бардоне несколько лет назад. Читала какую то художественную книгу. Не помню ни имени автора, ни название книги, ни основного сюжета, ни даже на каком языке книгу читала по-русски или по-английски. В качестве побочного сюжета была история Джеффри Бардона, я заинтересовалась. Полезла в интернет посмотреть и была просто сражена этой живописью.

PS Катя aka twinsika подсказала имя автора и название книги: Виктория Финли "Тайная история красок". Спасибо ей огромное!

Сейчас в Австралии насчитывается боле 50 художественных артелей аборигенов (причем, большинство художников проживают в отдаленных пустынных районах страны).
Искусство аборигенов считается теперь достоянием страны, просто так купить картину и вывезти заграницу невозможно. Так что в основном вся живопись находится в Австралии.

Живопись аборигенов сакральная, наполнена символами. Часто они изображают животных, играющих огромную роль в их повседневной жизни.
Одним из таких животных является гоанна - вид большой ящерицы из семейства варанов.
Гоанна олицетворяет для многих австралийских племен дух дождя, кроме того гоанна является источником пищи. Жир гоанны считается деликатесом (они скажут yummy, a по мне так просто yuck).

Мне кажется, что даже на "изобретение" точечного рисунка аборигенов вдохновили именно гоанны.


Готовый кейн до ужимания


По просьбе Алии сделала несколько снимков процесса "рождения" кейна

Сделала приблизительный эскиз будущего кейна, подложила его под стекло, а на стекле стала выкладывать рисунок.

Сначала появилась ящерица. Делала ее пока "дежурила" в Бальбоа парке, где сейчас проходит неделя гильдии полимерной глины.
Предтавляла гильдию, рассказывала о глине и простейших техниках всем желающим послушать, тут же по ходу что то и показывала, к тому же хотелось еще и со знакомыми из гильдии пообщаться, посмотреть выставку (просто потрясающую, но фотографировать мне разрешили только с условием, что я ничего не буду выкладывать в интернет). В перерывах от всех этих отвлекающих моментов занималась кейном. К тому моменту, когда нужно было собираться домой, ящерица была готова.

Потом стала заполнять background. Хотелось сымитировать точечную живопись, поэтому несколько вечеров медитировала, выкладывая слои.
Сейчас кейн в холодильнике, завтра вечером попробую ужать. Точечки, боюсь, сохранить не удасться. Сама не знаю, зачем столько времени потратила на них. Ну, посмотрим, что получиться.

Перед там как рисовать индейца, я должен немного рассказать Вам о сабже. Индеец — красножо кожий бро, названный так из-за нелепой ошибки господина Колумба (Известного , который даже не подозревал, что открыл совсем не Индию, а Америку) По общепринятым понятиям, индеец всегда выглядит вдумчивым, курит трубку и ходит в кокошнике из перьев. Когда на их землю ступает нога чужеземца, то индеец (хлопая ладошкой по губам и издавая звук О-О-О) бежит сломя голову к своему племени, где они разжигают и точат свои копья и стрелы. Но когда чужаки преподносят им заморские дары, то индеец закапывает топор войны. Позже вождь племени и гости садятся в круг, в самом оттюнингованном вигваме, и закуривают трубку мира (скорее всего с какой-то необычной травой, так как вождю очень часто являются всякие видения пророчащие зло).

Индеец прекрасно приспособлен к жизни, умеет убивать своим томагавком животных и сдирать с них шкуры, выращивать кукурузу и делать из нее попкорн. Женщина-индеец общипывает бедных пташек и шьет из их перьев ловцы снов. Самка индейца чаще всего красивая, если судить по мультику Покахонтас.

В настоящее время индейцев, как таковых, практически не осталось. Специальным постановлением суда было принято указ об перемещении всех индейцев в музеи, а на месте их обитания построить нафтовые вышки, заводы и клубы с покером и куртизанками. А чуть позже и черные взбунтовались и заполонили собой всю Америку. Такие дела.

Как нарисовать индейца карандашом поэтапно

Шаг первый. Для начала обозначим позицию человека. Шаг второй. Рисуем элементы лица: глаза, нос, рот, означим оперение. Шаг третий. Добавим волосы, и по всему телу штрихов. Тоже самое проделаем и с перьями. С помощью штриховки сделаем тени. Шаг четвертый. Сотрем вспомогательные линии и детализируем объекты. Как-то так должно получится. Можете еще раскрасить цветными карандашами. Кроме этого у нас есть еще интересные уроки, например.


Top