Путь становления петра гринева. А

Петр Гринев – центральное действующее лицо в романе Пушкина “Капитанская дочка”. Он сам, являясь уже пожилым человеком, рассказывает о своей жизни, о тех трудностях и испытаниях, что выпали на его пути. Тем самым, как мне кажется, Пушкин стремится показать, как должна формироваться личность настоящего дворянина – человека чести.
Сам же Петр говорит, что его воспоминания – это “назидание потомкам”, желание показать, как нужно поступать, чтобы сохранить в себе внутреннее достоинство, несмотря ни на что, остаться человеком.

Недаром эпиграфом, который предшествует всему роману, выбрана русская пословица: “Береги честь смолоду”.
Гринев начинает рассказывать о своей жизни с самого рождения. Его родителями были небогатые провинциальные дворяне, которые в Петруше души не чаяли – он был у них единственным ребенком.
Не успев родиться, герой был записан в Семеновский полк офицером.
Гринев честно признается, что получил посредственное образование – под руководством дядьки Савельича “на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля”. Француз Бопре тоже ничему не научил Петрушу. А тот и был рад – самым интересным занятием герой считал “гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками”.
Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Отец Петруши решил, что сын должен становиться настоящим мужчиной и человеком. Поэтому он отправлял Петра в армию: “Добро,- прервал батюшка,- пора его в службу.

Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни”.
Сам Петр был рад такому решению – он представлял себе службу как череду сменяющих друг друга удовольствий: “Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни”. Но отец посылал Гринева не в Петербург, а в отдаленный гарнизон: “…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.
Так наш герой, избалованный и легкомысленный мальчик, получив от отца одно единственное наставление – “…береги платье снову, а честь смолоду”, – попадает в Белогорскую крепость. По дороге он успевает проиграться в карты, серьезно обидеть Савельича, встретить странного вожатого, который спасает героя от бурана. На прощание Петр, как добрый и благодарный человек, жалует мужику свой заячий тулуп.
Пережив все эти испытания, герой наконец-то прибывает в Белогорскую крепость. Именно здесь ему суждено будет встретить свою любовь, преодолеть многие трудности и, благодаря им, возмужать, понять истинный смысл человеческого существования.
В крепости Петр знакомится с Машей Мироновой – дочерью коменданта, а также с Алексеем Швабриным – офицером, сосланным в крепость за дуэль. Поначалу Гринев тесно сходится со Швабриным, смотрит его глазами на всех обитателей Белогорской крепости. Но постепенно Швабрин открывает свое лицо – злобного и завистливого человека, способного совершить любую подлость.
Отвергнутый Машей, Швабрин клевещет на девушку, “поливает ее грязью”. Но Гринев видит, что Маша – не “пустая дурочка”, а скромная и красивая девушка, обладающая большим внутренним достоинством. Петр вызывает подлого Швабрина на дуэль, защищая доброе имя свой любимой.
Петр хочет жениться на Маше, но родители героя запрещают ему делать это: “ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами…”
Казалось бы, мечты героев разбиты, ведь Маша отказалась выходить замуж за Петра без благословения его родителей. Но вскоре в Белогорской крепости происходят события, которые кардинально изменили судьбы героев, – крепость штурмом взяли восставшие крестьяне во главе с Пугачевым.
Этот мужик, называющий себя законным царем, потребовал, чтобы все защитники крепости присягали ему на верность. Практически никто не согласился нарушить клятву, данную императрице Екатерине II. Все эти люди были убиты, в том числе и родители Маши.

Один лишь Швабрин перешел на сторону Пугачева.
Не мог нарушить присягу и Петр Гринев. Он собирался принять честную смерть от взбунтовавшихся мужиков. Лишь случайность спасла его – Пугачев узнал барина, который пожертвовал ему заячий тулуп.
Несмотря ни на что, Гринев, следуя отцовскому наставлению, не перешел на сторону бунтовщиков. “Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу”, – сказал он, смело смотря самозванцу в глаза. Преданность Гринева произвела впечатление и на Пугачева – он отпускает Петра в Оренбург.
Однако герою еще раз придется столкнуться с самозванцем – Гринев приедет в крепость спасать Машу, которая находилась в плену у Швабрина. И вновь искренность и смелость Гринева восхитят Пугачева – он отпустит “сироту” вместе с Петром “на все четыре стороны”.
Даже попав по доносу в тюрьму, герой не теряет собственного достоинства, не опускается до подлости или трусости. Он готовится принять свою участь – ведь он знает, что прав. Но стараниями Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра отпускают, снимая с него все подозрения.
Таким образом, Петр Гринев прошел большой путь, превратившись из избалованного и легкомысленного подростка в сильного и мудрого человека. Из всех испытаний, встретившихся на его пути, герой вынес единственный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, возможно одержать победу над всеми трудностями.
Эта мысль, как мне кажется, является чрезвычайно важной во все времена. Именно поэтому можно говорить о вечной ценности и актуальности романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка” рассказывает о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Можно сказать, что все основные события произведения происходят в одном месте – в Белогорской крепости, которая находилась в Оренбургской губернии. Именно эту крепость захватывает Пугачев, именно там он […]...
  2. “Береги честь смолоду” – этот завет является главным в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Именно ему следует Петр Гринев. Родителями героя были небогатые дворяне, которые в Петруше души не чаяли, ведь он был у них единственным ребенком. Еще до рождения герой был записан в Семеновский полк офицером. Петруша получил неважное образование – под руководством […]...
  3. Петр Гринев – главный герой повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Я считаю, что на его судьбу и характер оказали влияние не только необычные и, зачастую, страшные события, непосредственным свидетелем и участником которых он явился, но и его родители. Мать Петруши была дворянского рода, отец – премьер-майор в отставке. Это люди порядочные и благородные, преданные […]...
  4. “Капитанская дочка” – повесть, которая не только воссоздает историческую действительность, но и является произведением с глубоким нравственным смыслом. Главный герой – Петр Гринев, молодой офицер, которого направили служить в Белогорскую крепость. Оказавшись в крепости, он становится свидетелем событий, которые изменили не только его жизнь, но и его представления о многих идеалах. Во время пребывания Гринева […]...
  5. Петр Гринев является главным и положительным героем повести “Капитанская дочка”. Он молодой дворянин из состоятельной семьи. Целыми днями мальчик гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками. Грамоте он обучался у стременного Савельича, который был назван его дядькой и всегда сопровождал Петра. Для мальчика был приглашен учитель французского, однако позже, отец Петра выгнал его, за не […]...
  6. Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (1836) основана на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание Емельяна Пугачева. Повествование в этом произведении ведется от лица дворянина Петра Гринева. Основную часть “Капитанской дочки” занимает описание жизни героя в Белогорской крепости, куда он был направлен нести службу. В эту крепость Гринев попал в шестнадцатилетнем возрасте. До этого […]...
  7. Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы – долга и чести, смысла человеческой жизни, любви. Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, большую роль в произведении играет Маша Миронова. Я думаю, именно дочь капитана Миронова воплощает идеал А. С. Пушкина – […]...
  8. Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” представляет собой семейные записки Павла Андреевича Гринева, главного героя произведения. Гринев – рядовой провинциальный дворянин конца XVIII века, выполняющий свой офицерский долг. Петруша, как называет Пушкин своего героя в начале повести, проходит путь духовного созревания и к концу становится Петром Гриневым, испытывает на себе все тяготы пугачевского восстания, находит […]...
  9. Петр Гринев – сын дворянина, поэтому на службе он всегда стремился в первую очередь исполнять служебный долг. Во время обороны Белогорской крепости герой проявил себя храбрым офицером, честно выполняющим свои обязанности. На предложение Пугачева поступить к нему на службу Гринев после минутного колебания отвечает отказом: “Голова моя в твоей власти. Отпустишь меня – спасибо; казнишь […]...
  10. Образ предводителя крестьянской войны Емельяна Пугачева, героя повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, очень противоречив, поэтому отношение главного персонажа этого произведения Петра Гринева к “злодею” и “самозванцу” неоднозначно. С одной стороны, Пугачев – бунтарь-убийца, хладнокровно расправляющийся со своими врагами. Он воплощает в жизнь свою мечту о воле с помощью кровавого террора. Дворяне считают предводителя восстания […]...
  11. Петр Андреевич Гринев – главный герой повести “Капитанская дочка”. От лица Петра ведется повествование о событиях, происходящих во время крестьянского бунта под предводительством Пугачева. В крепости Гринев влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову, за которую в последствии сражается на дуэли с поручиком Алексеем Швабриным. Во время сражения Алексей ранит Петра. После дуэли герой просит у […]...
  12. Первоначально Пушкин, хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией повести становится служба молодого дворя- нина на благо отечества и любовь его к доче- ри капитана Белогородской крепости. Парал- лельно дается другая, так интересовавшая автора тема пугачевщины. Второй теме, несомненно, Пушкин отводит значительно меньше страниц, […]...
  13. Сочинение на тему: Любовь Гринева к Маше В повести Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка” затрагивается не только тема чести и верности, тема крестьянского восстания, но и тема любви главного героя. Семнадцатилетний Петр Гринев приезжает служить в Белгородскую крепость, где комендантом был капитан Иван Кузьмич Миронов. Миронов жил постоянно в крепости с женой и дочерью Машей. […]...
  14. Петр Андреевич Гринев – главный герой романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, от его лица ведется повествование в рассказе. Родился Гринев в семье премьер-майора Андрея Петровича и дочери бедного дворянина. Еще до рождения он был записан в Петербургский Семеновский полк сержантом по милости майора гвардии по совместительству близкого родственника их семьи. Воспитывался Гринев не так, […]...
  15. Я знакома уже со многими произведениями А. С. Пушкина. Родоначальник русской литературы, он ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Каждый человек в России, да и во всем мире знает его имя. Не так давно я прочла произведение А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, которое стало моим самым любимым. В нем одновременно развивается несколько […]...
  16. 1. Гринев и Швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Впервые мы знакомимся со Швабриным в Белогорской крепости, куда он был переведен на службу за “смертоубийство”. Перед нами “молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Швабрин “очень не глуп”, и его разговор всегда “остер и занимателен”. Однако […]...
  17. “Капитанская дочка” – вершинное произведение пушкинской прозы. Сам Пушкин называл свою повесть исторической, в ее основу был положен подлинный исторический факт стихийного крестьянского восстания под предводительством Пугачева. Автор воссоздает атмосферу тех времен, воспроизводит историческую обстановку, изображает характеры, типичные для того времени. Хотя главными героями произведения являются вымышленные лица (Гринев, Швабрин, Мироновы), их судьба прочно связана […]...
  18. В своем романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкин на первое место ставит проблему чести, человеческого достоинства. На протяжении всего произведения он всесторонне разрабатывает этот вопрос, сталкивая главного героя Петра Гринева с другими персонажами. Так, полной противоположностью Гринева является Алексей Иванович Швабрин. Казалось бы, у этих людей много общего. Оба они благородного происхождения, оба молоды, достаточно […]...
  19. Петр Андреич Гринев и Алексей Иваныч Швабрин впервые столкнулись на службе в Белгородской крепости. Гринев был определен туда по повелению батюшки, так как “Петруше шел семнадцатый годок”. Швабрин же “уж пятый год был переведен за смертоубийство”. Оба они – молодые офицеры, пришедшие из дворянского рода. Гринев – честный, искренний и прямодушный человек. Он – человек […]...
  20. Повесть А. С. Пушкина ” Капитанская дочка ” была опубликована в декабре 1836 года в журнале “Современник”. Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. “Капитанская дочка” – это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания 1772-1774 годов. Но писателя прежде всего интересуют характеры людей, волею судьбы оказавшихся в центре исторических событий и по-разному проявляющих себя […]...
  21. РОЛЬ ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” была опубликована в декабре 1836 года в журнале “Современник”. Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. “Капитанская дочка” – это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания 1772- 1774 годов. Но писателя прежде всего интересуют характеры людей, волею судьбы оказавшихся […]...
  22. НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ. А. С. ПУШКИН УВЛЕКАЛСЯ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОЙ ИСТОРИИ. ОСОБЕННО ЕГО ПРИВЛЕКАЛИ РАССКАЗЫ О КРЕСТЬЯНСКИХ БУНТАХ И ВОССТАНИЯХ. ПОВЕСТЬ “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” ЯВЛЯЕТСЯ ЯРКИМ ПРИМЕРОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. В ПОВЕСТИ […]...
  23. ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и в сравнительно короткое время, воссоздает сложную картину жизни России XVIII века. Перед нами проходят исторические лица: Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II, а также множество вымышленных героев. […]...
  24. В произведении Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка” описываются два героя: Швабрин и Гринев. По происхождению оба дворяне, оба попадают в Белогорскую крепость, оба имеют отношение к Пугачеву. С первого взгляда кажется, что они похожи. Но это не так. Гринев получил домашнее воспитание. С пятилетнего возраста он был отдан на попечение стремянному Савельичу, который научил его […]...
  25. Сочинение на тему: становление личности Петра Гринева. Петр Андреевич Гринев является главным героем произведения великого и вечного классика А. С. ПушкинА “Капитанская дочка”. На протяжении всей повести образ Гринева дает колоссальное развитие, постепенно раскрывая все его ценные для человека качества: поступки, отношение к окружающему, своей возлюбленной, воинскому долгу. В противоположность поставлен ему А. И. Швабрин, […]...
  26. В повести А. С. Пушкина “Капитанская доч­ка” Гринев и Швабрин – представители молодо­го поколения. Как известно, писателя глубоко волновала проблема нравственного воспитания, формирования личности молодого человека. В этом аспекте образы молодых людей противопо­ставлены: отличаются их поступки, система нравственных ценностей, восприятие мира. Обратим внимание на причины приезда юно­шей в Белогорскую крепость. Петр Гринев при­был сюда по […]...
  27. Захват Белогородской крепости Пугачевым является кульминационным моментом. В это время начинают проявляться все истинные качества людей. Родители Маши Мироновой отказываются дать присягу мятежникам и погибают. Они ведут себя как люди чести и долга. Капитан Иван Кузьмич до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, […]...
  28. Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (1836) основана на реальных исторических событиях. В ней описывается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Повествование в этом произведении ведется от лица дворянина Петра Гринева. Этот человек в совсем юном возрасте попадает на службу в Белогорскую крепость. Он становится не только свидетелем, но и непосредственным участником страшных событий восстания. […]...
  29. Алексей Иванович Швабрин и Петр Гринев – такие похожие и разные герои романа “Капитанская дочка” Александра Сергеевича Пушкина. Эти герои – дворяне и офицеры – попали в эту сибирскую деревеньку – крепость не по своей воле, но Швабрин – за совершенное им преступление, а Гринев – по воле своего отца. Когда враги захватили эту крепость, […]...
  30. Один из главных героев романа – Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни. Эти два года жизни надолго запомнились Гриневу прежде всего своими “странными” приятельскими отношениями с Пугачевым. Более того, за этот короткий период времени он заметно возмужал, душевно обогатился, сохранил […]...
  31. Главным героем семейно-бытовой части повести является Петр Андреевич Гринев. Сын помещика, Гринев получил домашнее воспитание по обычаю того времени – сначала под руководством дядьки Савельича, потом – француза Бопре, по профессии парикмахера. Отец Гринева, властный до самодурства, но честный, чуждый искательства перед высшими чинами, хотел видеть в своем сыне настоящего дворянина, как он это понимал. […]...
  32. Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев-старший дает своему сыну завет, говоря: “Береги честь смолоду”. Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь – это в понимании Гринева-отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева-младшего? Хотелось бы, отвечая на […]...
  33. Героев этих произведение роднит многое. Оба главных персонажа – сверстники, современники, представители одного сословия – мелкопоместного дворянства. На том и другом лежит печать воспитания недорослей в помещичьей семье. Как Митрофан Простаков, так и Петр Гринев любили гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками. Героям не повезло с учителями. Как Митрофана обучает немец, бывший […]...
  34. Читая повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь. Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован дочерью коменданта Машей Мироновой. Несмотря на отзывы Швабрина, пытавшегося очернить ее в глазах приезжего, он быстро понял, что Маша – “благоразумная […]...
  35. Петр Гринев – это главный герой повести “Капитанская дочка”. Он был недорослем, мечтал служить в Петербурге и надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец его не хотел этого, поэтому отправил служить в Белогорскую крепость. Гринев приезжает туда “маменькиным сынком”, которого вовсе не волновало свое будущее. В крепости Петр знакомиться с дочерью капитана Машей Мироновой. Сначала […]...
  36. Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) (1-й вариант) В 1833-1836 гг. А. С. Пушкин написал роман “Капитанская дочка”, который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в […]...
  37. Никогда человек не может предугадать, как сложится его жизнь, однако предположить, какие действия и поступки он совершит в той или иной ситуации, – возможно. Нравственные и моральные нормы и законы, которые человек усваивает в детстве, очень сильно влияют на его поведение и во взрослом возрасте. Петр Гринев воспитывался, не зная строгих запретов и наказаний. Однако […]...
  38. Сочинение на тему: Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Главные герои повести Пушкина “Капитанская дочка” Павел Гринев и Алексей Швабрин. Павел Гринев родился в семье отставного премьер – майора и дочери дворянина. Отец всегда хотел видеть в своем ребенке военного и записал его в Семеновский полк сержантом еще задолго до его рождения. Швабрин тоже вырос в […]...
  39. Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды. Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, […]...
  40. Береги платье снову, а честь смолоду. “Береги честь смолоду” – этот нравственный завет является лейтмотивом романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Именно через отношение к этому завету раскрываются характеры двух героев произведения – Петра Гринева и Алексея Швабрина. Казалось бы, Гринев и Швабрин очень похожи. Оба они дворяне, оба молоды и получили приблизительно одинаковое воспитание. […]...
Формирование личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием исторических событий, изображённых в повести; под влиянием встреч с Пугачёвым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Петра Гринёва.

Цели.

Проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва.

Развивать образное мышление, творческие способности, умения обобщать материал, быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать своё мнение.

В ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием исторических событий, изображённых в повести; под влиянием встреч с Пугачёвым.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», проследим по тексту истоки формирования характера Петра Гринёва, начало его духовного становления.

Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

Шоссе, что лежит по равнине,

Маршрут каравана в пустыне,

Путь воина к славе Отчизны,

И путь человека по жизни.

(В. Остен «Дорога»).

Итак, жизненная дорога. Какой она бывает? От чего зависит? Давайте проследим истоки формирования личности Гринёва. Какие этапы его становления можно выделить?

2.Беседа по тексту 1 главы.

Каков первый этап становления Петруши?

Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в родительском доме. И Пётр Гринёв – не исключение.

1 этап формирования П. Гринёва.

Для систематизации этого материала мы будем составлять кластер.

Кластер («гроздь»)- это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» - это тема занятия, вокруг нее - «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» - свои.

  • Что мы узнаём о родителях Гринёва?

Андрей Петрович Гринев - отставной майор, служивший «при графе Минихе».

Справка: Миних Бурхард Кристоф (1683-1767) - граф, русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, до 1721 служил инженером в разных армиях Западной Европы. В 1721 перешёл на русскую службу в должности инженер-генерала. В 1742 вступившая на престол императрица Елизавета Петровна отправила Миниха в ссылку, где он пробыл 20 лет. По возвращении в1762 из ссылки Петром III Миних политическим влиянием не пользовался.

Таким образом, получается, что отец Петра Гринева, вышел в отставку, попав в опалу после ссылки графа Миниха.

Андрею Петровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века». Он «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Отец считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать». Поэтому он не послал Петрушу служить в Петербург: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

Мать Петруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».

В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?

  • Честный , преданный, но недалекий «дядька» Савельич;
  • добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог;
  • дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы.

Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля».

Вообщем, Петр Гринев жил недорослем , гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил.

Недоросль – сноска в учебнике стр.101

Какое значение имеет имя главного героя?

(Пётр – по-гречески значит «камень»)

Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? Нет. Но можем предположить. Что?

(твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени)

Кроме того, сына Андрей Петрович назвал в честь своего отца. А это говорит об уважении к семейным традициям.

Что герой считал верхом благополучия?

(служба в гвардии, а величайшим счастьем – весёлую жизнь в Петербурге)

Но были ли в воспитании Гринева положительные стороны?

Да, в воспитании Гринева были положительные стороны. Это общение со сверстниками, ласка любящей матери, отношение отца к будущей службе сына. Особенно к будущей службе сына.

Как же старик Гринев относится к предстоящей службе?

Зачитайте заветы отца.

  • Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
  • Служи верно, кому присягнёшь.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.

Как он соотносится с эпиграфом к 1 главе.

Но прежде вспомним, что называется эпиграфом? Ответы.

И в эпиграфе и в завете отца Пушкин обращается к нравственным категориям: долг, честь, достоинство и др., и говорит, что выполнение долга для него старика Гринева, это выполнение дворянского долга. Он учит сына не гнаться за карьерой, а выполнять честно свой воинский долг.

Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.

Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть

  1. Составление кластера.

Что мы узнали о родителях Гринёва? О его воспитании?

  1. Отъезд Гринёва из дома. (самостоятельное составления кластера)

1) Встреча с Зуриным.

С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности героя.

Как Петруша относится к отправке на службу?

(стр. 103)

Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?

(«Встреча с Зуриным»)

Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева?

Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью и безмолвным раскаянием перед Савельичем. Важно отметить, что Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки.

Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается?

(проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие . Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев умеет быть твердым .

Какой вывод из этого мы можем сделать?

Вывод. Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

2) Встреча с Вожатым.

Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?

Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп.

Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.

(«Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!»)

Почему Савельич так относится к незнакомцу?

Савельич боится незнакомца, видит в нем разбойника, пьяницу, хочет оградить от него Гринева и спасти барское добро.

Как реагирует бродяга на «барский подарок»?

« Его благородие мне жалует шубу с своего плеча. ,.»Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

(Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро. Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат».

«Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек...).

Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.)

Почему Гринева застал буран в степи?

(Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство , не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.)

(обобщение кластера)

Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры.

Какие?

Каково символическое значение бурана?

Описание бурана имеет несколько значений:

  • Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу.
  • Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.
  • Реалистическое – в степях бураны случаются часто.

Какое значение имеет сон Гринева? С какими последующими событиями он связан?

Сон тоже имеет символическое значение.

  • Блуждание по снежной пустыне блуждание по мукам.
  • Мужик с черной бородой Пугачев, позже благословит Петра и Машу.
  • Топор, мертвые тела вскоре ему это предстоит увидеть.
  1. Проверка самостоятельной работы учащихся. Обобщение. Итог урока.

Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. И это вам предстоит ещё увидеть.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Петра Гринёва.

Этапы духовного формирования личности Гринёва I этап. Родительский дом.

Кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» - это тема занятия, вокруг нее - «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» - свои.

Этапы духовного формирования личности Гринёва I этап. Родительский дом. Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич Строгий, но заботливый Прямота, непредвзятость Офицер в отставке: высокие представления о чести и долге Андрей Петрович Гринёв Дворовые мальчишки Добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре Петруша Гринёв Добрая, мягкая Авдотья Васильевна 1 глава Значение имени «камень», «глыба» «я жил недорослем»

Этапы духовного формирования личности Гринёва Значение имени «камень», «глыба» «Я жил недорослем» Петруша Гринёв ВСТРЕЧА С ВОЖАТЫМ 2 ЭТАП. ОТЪЕЗД ИЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ДОМА ВСТРЕЧА С ЗУРИНЫМ Легкомыслие Умеет быть твёрдым Раскаяние Совесть Упрямство, самонадеянность Благодарность, милосердие Верность своему слову Наставления отца 1 ЭТАП. РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ.

БУРАН В СТЕПИ Реалистическое – в степях бураны случаются часто. Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу. Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.

СОН ГРИНЁВА Блуждание по снежной пустыне  блуждание по мукам. Мужик с черной бородой  Пугачев, позже благословит Петра и Машу. Топор, мертвые тела  вскоре ему это предстоит увидеть.


В центре повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка» находится выдуманный персонаж, в котором автор филигранно соединяет положительные и отрицательные качества.

Мальчик растет и развивается в среде, которая была типична для дворянской семьи того времени. Еще до момента рождения он был записан родителями сержантом в один из полков. Родительский дом обеспечивал ему спокойствие и комфорт, ему не приходилось решать серьезные жизненные вопросы или сталкиваться с трудностями. Но в этот момент отец решает, что его спокойной жизни пришёл конец, поэтому отправляет его в Питер.

Он думает, что жизнь его будет полна веселья и кутежа, но на самом деле отец понимает, что в Питере его ждут только развлечения и отдых.

Поэтому все надежды рушатся в один момент, а отец решает отправить его в совершенно другое место, его ждет переезд на службу в Оренбург. Но он воспринимает волю отца, как безропотное решение.

Он отправляется на службу в сопровождении Савельича, его верного соратника, которые должен помогать ему решать важные вопросы. При этом когда молодой человек проигрывает деньги, он просит именно верного товарища вернуть за него долг.

Его характер раскрывается не только через отношения с Савельичем, но и через его чувства к Маше. Она оказывается настоящим и прочным чувством, которое проверяется разными испытаниями. Он не готов предать любимую девушку и чувства, которые у него развились к ней.

Но самую настоящую проверку подлинность характера и отношение к жизни Гринева проверяется во время захвата Пугачевым Белогородской крепости.

Завершающим этапом происходящего является суд, на котором проверяется его верность государству и своим принципам. Он стойко отстаивает выбранную позицию и не собирается сдаваться, не оправдывает собственных поступков, за которые готов нести ответственность.

Благодаря тому, что происходит с главными героями, читатель может проследить за развитием качеств и личности, Гринев попадает в разные трудности и обстоятельства, которые закаляют его характер, меняется его отношение к окружающим людям и событиям, но чувства к Маше остаются неизменными. Таким образом, читатель видит развитие молодого человека от несостоятельного сыночка, не способного решать различные трудности, до человека смелого и отважного, готового брать ответственность за свои дела и поступки.

2 вариант

Петр Гринев – главный герой романа и рассказчик своей жизни. Таким образом, по моему мнению, Пушкин хотел детально показать, как происходит становление личности человека. Сам Петр сообщает, что своими мемуарами он хочет показать, как надо поступать, чтобы в любых ситуациях быть человеком.

Родители главного героя - дворяне с небольшим состоянием. Еще до своего рождения, Петр был зачислен в Семеновский полк. И к шестнадцати годам жизни его отец решил, что сыну пора на службу. Петр обрадовался этому, ведь думал, что служба – это свобода. Но отец хотел отправить сына на дальний гарнизон. И вскоре изнеженный и ветреный молодой человек отправляется на службу. По пути он знакомится с мужичком, который помогает укрыться от метели, а в благодарность Петр дарит ему заячий тулуп.

Наконец Гринев добирается до Белогорской крепости. Тут Петр встречает Машу Миронову и знакомится с Алексеем Швабриным. Петр намеревается взять в жены Машу, но его родители не дают своего благословения. Кажется, что мечты влюбленных разрушены, ведь Маша не хочет брака без позволения родителей Петра. Однако в Белогорской крепости случаются события, которые круто меняют жизнь героев, - крепость захватили мятежники Пугачева.

Пугачев хочет, чтобы жители крепости поклялись ему в верности. Но никто не пошел на это и их жестоко убили. Только Швабрин перешел на сторону врага. Главный герой же был готов к смерти, но Пугачев оказывается тем, кому он отдал заячий тулуп. Петр не перешел на сторону бунтовщиков, чем и поразил Пугачева, который отпустил Петра. Но герою вновь предстоит встретиться со злодеем, когда Гриневу придется вызволять любимую из плена Швабрина. И снова открытость Петра повлияет на Пугачева – он освободит Машу и Петра.

Даже попав по несправедливому донесению в тюрьму, герой не теряет достоинства. Он готов принять наказание. Но благодаря Маше, обратившейся к императрице, Петра милуют.

Следует отметить, что Петр Гринев преодолел много испытаний и стал достойным человеком. Пройдя через трудности, герой усвоил важный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, можно одержать верх над любыми трудностями.

Крутяк! 11

В данном сочинение раскрывается характер Петра Гринёва, становление его как личности.

Повесть А.С. Пушкина « Капитанская дочка» была написана в тридцатые годы девятнадцатого века. В этом произведении автор затронул тему нравственного воспитания молодого поколения. Поэтому в качестве эпиграфа к повести Пушкин взял сокращённый вариант русской пословицы: «Береги честь смолоду». На примере Петра Андреевича Гринёва автор раскрыл становление личности, проявление его лучших человеческих качеств.

Главный герой повести Пётр Гринёв был сыном военного Андрея Петровича Гринёва, вышедшего в отставку. В пять лет Пётр был отдан на воспитание Савельичу, крепостному дядьке. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, отец нанял для него француза, который должен был учить Петра французскому, немецкому и другим наукам. Но толку от такого учителя было мало. Француз был «добрый малый, но ветрен и беспутен», за что и был изгнан из имения. На том и закончилось образование Петра.

Жил он недорослем, бегал с дворовыми мальчишками. Так продолжалось до шестнадцати лет. Когда он попал в Белогорскую крепость, жизнь его круто изменилась. Молодой повеса остался в прошлом. В крепости Гринёв встретил свою любовь - Машу Миронову, дочь коменданта. Конечно, были поступки, о которых Пётр вспоминал со стыдом. Это проигранные ротмистру Зурину деньги, грубость и барские замашки в отношении Савельича, который не хотел оплачивать его долг. Своим поведением Пётр хотел доказать, что он взрослый. Но был и поступок, который позже спас ему жизнь. По дороге в крепость, заблудившись во время пурги, Гринёв с Савельичем встретили случайного прохожего, который вывел их к постоялому двору. В благодарность Пётр отдал мужику свой заячий тулуп, не задумываясь над тем, что его доброта оплатится ему сторицей.

Когда крепость была захвачена Пугачёвым, Пётр предпочёл самую страшную казнь, но не предательство, остался верен клятве, которую он дал государыне. Но верный Савельич спас своего господина, напомнив Пугачёву о заячьем тулупе. В разговоре с глазу на глаз Пугачёв назвал Петра человеком чести, так как он до конца стоял за свои идеалы, отличаясь доблестью, достоинством и верностью. И Пётр Гринёв за несколько встреч увидел в бунтовщике и злодее человека, сумел оценить в нём смекалку, влюблённость в волю, талантливость и самобытность.

Он стал понимать обречённость бунтовавших крестьян, научился сочувствовать им.
Находясь в осаждённом Оренбурге, узнав о попавшей беду Маше, он бросился ей на помощь. Конечно, любовь и долг боролись в его сердце. Как дворянин и офицер, он обращался за помощью к генералу, но тот отказал ему, приводя свои доводы. Чувство ответственности, любовь к Маше толкнули его в стан врага. Иного выхода он не видел.

Рискуя своей жизнью, карьерой, дворянской честью, он спас Машу. И даже когда его обвинили в предательстве, он не стал оправдываться перед судом, не желая впутывать в свои неприятности Машу. Это говорит о том, что из недоросля сформировался настоящий мужчина. И хотя Пётр Гринёв не совершил великих подвигов, он остался верным наставлениям отца, для которого самыми главными ценностями были долг и честь. Несмотря на то, что поступки Петра не имеют исторического значения, но человеческие подвиги, совершённые им, важнее любых значимых государственных событий.

Еще больше сочинений на тему: «Характер Петра Гринёва»:

Наряду с другими важными вопросами роман “Капитанская дочка” ставит проблему воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Как же предлагает писатель воспитывать истинных граждан страны? Пушкин слишком умен, чтобы давать готовые рецепты. В образах Гринева и Швабрина он показывает примеры диаметрально противоположных характеров, а выводы должны делать сами читатели.

Роман написан в виде мемуаров Петра Андреича Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с “разбойником Пугачевым”. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец же определил ему другое: “Чему научится он в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”. Спорить с отцом не принято было, он решает, что делать “Петруше”, в его напутствии сыну звучит серьезный наказ, который сын даже в мыслях не попытался оспорить.

Авторитет отца - это основа семьи. Для Петра Гринева - это своеобразная клятва на верность семье, которую он никогда не предаст. Отец наставляет: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

Гринев хорошо усвоил урок отца. Он прекрасно понимает, что за проигранный долг надо платить. На возражения Савельича Петр Андреич отвечает дерзостью, но деньги Зурину возвращает. Одаривает вожатого заячьим тулупом, то есть, по словам Савельича, ведет себя “как дитя неразумное”, но, на наш взгляд, благородно.

Служба в крепости для Гринева необременительная, а после того, как он увлекся капитанской дочкой, даже и приятная. Дуэль со Швабриным прибавляет положительных черт Гриневу. Он не какой-то неумеха, а человек, имеющий представление, как обращаться со шпагой. И, не сподличай Швабрин, еще неизвестно, как бы закончилась дуэль.

Немаловажное значение в формировании характера Гринева сыграла любовь его к Маше Мироновой. В любви человек открывается до конца. Мы видим, что Гринев не просто влюблен, он готов взять на себя ответственность за любимую. А когда Маша остается беззащитной сиротой, Петр Андреевич рискует не только своей жизнью, но и честью, что для него важнее. Он это доказал при взятии Белогорской крепости, когда, не присягнув “злодею”, ждал расправы. “Пугачев махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника. Очередь была за мной. Я смело глядел на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей”.

Гринев ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, Петр Андреич даже и не подумал оправдываться Машиным именем. С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенно взрослеющего героя, который свято соблюдает данную присягу и завет отца. Этот характер, порой по-юношески беспутный, но добрый и стойкий, вызывает симпатию читателей. Гордость охватывает за сознание, что такими были наши предки, одержавшие многие славные победы.

Читая роман, не только восхищаемся его лучшими героями, но им хочется подражать. В этом Пушкин видел главное предназначение литературы.

Источник: www.litra.ru

Главным героем семейно-бытовой части повести является Пётр Андреевич Гринёв. Сын помещика, Гринёв получил домашнее воспитание по обычаю того времени - сначала под руководством дядьки Савельича, потом - француза Бопре, по профессии парикмахера. Отец Гринёва, властный до самодурства, но честный, чуждый искательства перед высшими чинами, хотел видеть в своём сыне настоящего дворянина, как он это понимал.

Смотревший на военную службу как на долг дворянина, старик Гринёв отправляет сына не в гвардию, а в армию, чтобы он «потянул лямку», стал дисциплинированным солдатом. Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление, в котором выразил своё понимание службы: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Пётр Гринёв стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведёт себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. На предложение Пугачёва поступить к нему на службу Гринёв после минутного колебания отвечает решительным отказом. «Голова моя в твоей власти,- сказал он Пугачёву:- отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья». Прямота и искренность Гринёва понравились Пугачёву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.

Однако не всегда долг побеждал в душе Гринёва. Его поведение в Оренбурге определяется не долгом офицера, а чувством любви к Маше Мироновой. Нарушив военную дисциплину, он самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую девушку. И только освободив её, притом при помощи Пугачёва, он снова возвращается в армию, вступив в отряд Зурина.

Пётр Гринёв разделяет дворянскую точку зрения на крестьянское восстание. Он видит в нём «бунт бессмысленный и беспощадный», а в Пугачёве - разбойника. В сцене, когда он требует денег у Савельича для уплаты проигрыша Зурину, он ведёт себя, как помещик-крепостник.

Но по своей натуре Гринёв человек мягкий и добрый. Он справедлив и признаётся самому себе в своём легкомыслии. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, он просит у него прощения, даёт слово впредь слушаться своего дядьки. Гринёв любит Савельича. С риском для своей жизни он пытается выручить Савельича, когда тот попал в руки пугачёвцев Бердской слободы. Гринёв доверчив и плохо разбирается в людях такого типа, как Швабрин. Искреннюю и глубокую любовь питает Гринёв к Маше. Его тянет к простой и хорошей семье Мироновых.

Несмотря на дворянское предубеждение против Пугачёва, он видит в нём умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. «Зачем не сказать истины?- пишет Гринёв в своих записках.- В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал… спасти его голову…»

Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение, в каждом случае психологически мотивировано. Из изображённых в повести представителей дворянства он - единственное положительное лицо, хотя и остаётся по своим взглядам и убеждениям сыном своего времени и своего класса.

Источник: www.kritika24.ru

«Береги честь смолоду» - этот завет является главным в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Именно ему следует Петр Гринев.

Родителями героя были небогатые дворяне, которые в Петруше души не чаяли, ведь он был у них единственным ребенком. Еще до рождения герой был записан в Семеновский полк офицером.

Петруша получил неважное образование - под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Самым интересным занятием герой считал «гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками».

Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Он попадает на военную службу – в Белогорскую крепость. Здесь герой влюбляется в дочь коменданта крепости – Машу Миронову. Здесь Гринев становится участником восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева.

С самого начала героя романа отличает доброта, воспитанность, уважительное отношение к людям: «Муж и жена были люди самые почтенные». Петр больше всего ценит свое доброе имя и честь других людей.

Именно поэтому он не присягает на верность Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Во время общения с ним герой относится к Пугачеву, как к преступнику, который хочет захватить святое – государственную власть.

Очень достойно ведет себя Гринев, даже когда оказывается под следствием. Он держится спокойно, думает не только о себе, но и о честном имени Маши: «Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова».

Пушкин показывает, что, только заботясь о своей чести, можно выйти победителем из всех испытаний: в итоге Гринева полностью оправдывают, а Швабрина справедливо приговаривают к заключению.

Таким образом, в романе Пушкина «Капитанская дочка» Гринев является положительным героем. Он «живой человек», со своими достоинствами и недостатками (вспомним, как он проигрался в карты или обидел Савельича). Но по своим «взглядам» этот герой всегда остается на стороне добра. Именно поэтому автор и мы, читатели, симпатизируем ему.

Разделы: Литература

Анализ I–II глав

Цель: проследить истоки формирования личности Петра Гринева.

Задачи урока:

  • Образовательная: знакомство с 1 и 2 главами повести; совершенствование умения осмысливать и анализировать читаемое произведение; формировать компетенции по употреблению назывных предложений в речи.
  • Развивающая : развитие логического мышления, устной памяти; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, формирование толерантного отношения к мнению друг друга.
  • Воспитательная : воспитание нравственных качеств.

Методы обучения: проблемный метод, диалогический.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

Педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки и за общее благополучие;
- умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
- уважительное отношение к иному мнению

Метапредметные

регулятивные

Умение формулировать и удерживать учебную задачу,
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

познавательные

Умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знако-символические средства;
- интерпретировать информацию; сравнивать.

коммуникативные

Умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Предметные

Умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.

Технологическая карта урока

Стадии и этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Стадия «Вызов»

Первая ключевая фраза в нашем разговоре: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей …» (А.С.Пушкин )
Соберем и мы свои мысли в круг, завяжем узелки на память и…отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье.

Настраиваются на работу

Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1-2 главами повести «Капитанская дочка».
- Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать слово «характер»?
Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер
- Вы можете сказать, какой у вас характер? Выражают свое мнение, обосновывают его.
- Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Окружение, семья, друзья, учителя
- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Формирование характера главного героя

Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок?

Высказывают свои варианты:, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя

Осмысление содержания 1. Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату.
- Кому из героев повести пришлось делать выбор, вы узнаете, угадав цитату

2. Блиц-опрос «Встреча с героями»

- «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась» (Пугачев )
- «Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется» (Марья Ивановна )
- «Будучи от природы незлопамятен, я искренне простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную» (Гринев и Швабрин; сцена дуэли)
- «Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика» (Савельич )

3. Слово учителя
Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.

Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в детстве, в семье. И Пётр Гринёв – не исключение.

Отгадывают по характеристике героя, называют его

4. Работа с тестами
Учитель: А сейчас давайте познакомимся с главным героем.
Используя анкетные данные, составьте рассказ о жизни Петра Гринева (работа с тестами)
Имя, отчество отца Гринева…(Андрей Петрович Гринев )
Служил при графе…(Минихе )
Имя, отчество матери…(Авдотья Васильевна )
Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич )
Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году )
и мог очень здраво судить о…(свойствах борзого кобеля )
Для Петруши был нанят француз…(мосье Бопре ),
который в отечестве своем был…(парикмахером ),
в Пруссии …(солдатом ), а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем ), не очень понимая значение этого слова
Батюшка вошел на урок…(географии)
В это время Петруша…(прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды)
А Бопре …(спал на кровати сном невинности )
Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…(Семеновский)
Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы… (Симбирск )
Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу… (Белогорская )

5. Анализ 1 главы
- Каков первый этап становления Петруши?

Групповая работа: заполняют анкету

1 этап формирования П. Гринёва.

Для систематизации этого материала мы будем составлять кластер.

Родительский дом

- Что мы узнаём о родителях Гринёва? Отвечают на вопросы, коллективное составление кластера
- Кто такой Андрей Петрович Гринев? Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор
- Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке?
У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».
Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви.
- Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
- Кто знает, что обозначает имя Петр? Твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени
- Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? (Нет.) Но можем предположить. Что?
В каких условиях воспитывался Петруша?
Честный , преданный, но недалекий «дядька» Савельич
Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию? добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог;
дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы.
Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля».
В общем, Петр Гринев жил недорослем , гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил.

Все ответы детей находят отражение в кластере

Учитель : пусть не смущает вас слово Недоросль. Оно во времена не только Гринева, но и Пушкина означало всего-навсего дитя, не достигшее совершеннолетия. И если бы мы с вами жили во времена Пушкина, вас тоже можно было бы называть недорослями в прямом значении этого слова.

- А в переносном смысле, что означает это слово?

Глуповатый юноша-недоучка
- Каковы представления Петра на военную службу? Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге
- Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу? Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг
- Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность

- Прочитайте эпиграф к 1 главе.
- Но прежде вспомним, что называется эпиграфом?
Ответы.
- С чем его можно соотнести? С напутствием отца Андрея Петровича Гринева
Зачитывают текст
- Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?
Учитель: эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы
- Что, по-вашему, означает слово честь в этом отцовском напутствии?
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи
- Что в человеке издавна на Руси принято было почитать, уважать? Честность, правдивость, доблесть, скромность, твердость духа, верность в дружбе и любви почитались на Руси
- Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
- Учитель: Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть.
Нет, не изменилось
- Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду».
- А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?
- Как можно снискать себе честь?
Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
Добрыми делами, бескорыстием, человечностью

Учитель: обратите внимание: береги платье снову …Не мундир, а любое платье, следовательно, и честь имеется в виду не только офицерская или дворянская, а общечеловеческая, как достоинство каждого человека

ФИЗМИНУТКА

2 этап. Отъезд Гринёва из дома.
- С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Можно так считать?

Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно.
- Обратили ли вы внимание на то, как одет был Петруша при отъезде из дома? Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? Шуба, тулупчик являются как бы двойным
поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира.
Пересказ
- Как начинается самостоятельная жизнь Петруши? На Бопре

1) Встреча с Зуриным

На кого похож Зурин?

Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева?

Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью и безмолвным раскаянием перед Савельичем. Важно отметить, что Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки.
Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается?
- Какой вывод из этого мы можем сделать?
(проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие . Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев умеет быть твердым .

Учитель: Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

6. Анализ 2 главы
- Почему II глава называется «Вожатый»?
- Объясните смысл эпиграфа.
2) Встреча с Вожатым.
- Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?

Высказывают свои предположения, объясняют смысл эпиграфа.
- Каково отношение Савельича к вожатому? Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп.
- Как реагирует бродяга на барский подарок?
- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу.
Сердечно благодарит (зачитывают фрагмент)
Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро.
Учитель: Автор показывает два отно шения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат».
«Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек...
Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?

Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия,
сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.

7. Составление кластера

Итак, каков 2 этап духовного формирования Петра Гринева? Поработай в группах, оформите свои мысли в кластер

Групповая работа: составление кластера

Почему Гринева застал буран в степи?

Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры.

Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство , не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.

Какие? (Слайд)

Каково символическое значение бурана?

Описание бурана имеет несколько значений:
Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу.
Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.
Реалистическое – в степях бураны случаются часто.
- Какое значение имеет сон Гринева? С какими последующими событиями он связан?

Сон тоже имеет сим волическое значение.

Блуждание по снежной пустыне -> блуждание по мукам.

Мужик с черной бородой -> Пугачев, позже благословит Петра и Машу.

Топор, мертвые тела -> вскоре ему это предстоит увидеть.

Вывод учителя : таким образом, ребята, мы видим, что буран, разгул стихии символизирует грядущие события, разгул мятежа, представляющего, как и буран, угрозу для жизни героя

Учитель :«Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его «вожатым» по жизни…

Как вы понимаете выражение «Пугачев стал… « вожатым» по жизни для Гринева?

Пугачев стал для Гринева вожатым по жизни, а именно: дарит жизнь, помня о подаренном ему заячьем тулупчике, спасает из рук Швабрина сироту, устраивает судьбу героя

Рефлексия Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к двухчастному дневнику.
- Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник?
Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека.
- Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе. Мама, отец, Савельич, Бопре, Зурин
- В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы. Работают в парах – составляют синквейн

Прочитайте цитату
«Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство». (М.Ю.Лотман)
(слайд 13)

О чем рассказала цитата?

Высказывают свое мнение

-Учитель: Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. И это вам предстоит ещё увидеть.
- Скажите, те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить?
- В листе самооценки отметьте, интересно было на уроке, насколько этот урок значим для вас?
ОЦЕНКИ

Отвечают на вопрос: «Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?»

Домашнее задание

1. Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича.
2. Продолжить заполнение двухчастного дневника, взяв в качестве цитат фрагменты, слова Петра, где он проявил честность, порядочность, а во втором столбце прокомментировать.
3. Читать повесть до конца.


Top