Техника выполнения медитации випассана. Самостоятельная медитация випассана

Про випассану (которая, кстати, во многих странах успешно проводится в тюрьмах) еще говорят «отсидеть». Почему за освобождением нужно отправляться в конц­лагерь? И верно ли идти к избавлению от душевных и телесных мук путем насильственного страдания?

Только так — свидетельствуют 25 веков канонической традиции - можно получить опыт монашеской жизни, встретиться с самим собой и достичь тишины на уровне ума. Освобождение от застарелых болезней, зависимостей, прилив энергии, похудение, нормализация физиологических ритмов организма - не цель, но следствие практики.

ЧТО ТАКОЕ ВИПАССАНА

Это древняя техника, которая была известна в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. Ее основные идеи были описаны еще в Ведах. Затем, в VI веке до нашей эры, ее вновь открыл Гаутама Будда.

В суттах Палийского канона Будда и его ученики употребляют словосочетание «випассана-бхавана», что значит «развитие видения-как-есть». Те, кто занимается таким развитием, должны прийти к осознанию непостоянства (аничча), неудовлетворительности (дуккха) и безличности (анатта) явлений опыта (дхамма). Такая практика должна привести к растождествлению с элементами опыта и таким образом устранить предпосылку для появления психологического, а затем и физического страдания. Випассана-бхавана в Палийском каноне - одно из двух основных направлений развития медитации наряду с саматха-бхавана, развитием спокойствия, собранности и сосредоточения. Жесткость курсов, ставящая осознанное восприятие в экстремальные условия, позволяет использовать все ресурсы осознания на полную мощность и приводит к сильнейшему медитативному опыту в кратчайшие сроки.

На данный момент випассаной чаще всего называют методики медитации, преподававшиеся Махаси Саядо и Сатья Нараяном Гоенкой. В Индии, а также в России и на Украине большую популярность приобрели 10-дневные курсы випассаны по Гоенке, в то время как в традиционно буддистских странах – Таиланде, Мьянме и Шри-Ланке – чаще можно встретить випассану по Махаси Саядо. Внешнее отличие последней школы в том, что медитация практикуется одинаковое количество времени сидя и при ходьбе.

Череда запретов

Опыт випассаны в первую очередь складывается из череды запретов. Монах (а в данном случае и ученик, решивший пройти випассану) живет подаянием (практика проводится на благотворительные взносы студентов предыдущих курсов), ему ничего не принад­лежит, кроме одежды, он поднимается в 4 утра с ударами гонга и медитирует до 21:30 в общем зале или в келье с двумя часовыми перерывами. Он не ест мяса и не принимает пищу после 12 дня (веган­ское питание - разнообразное, изобильное и очень вкусное: на кухне работают служащие из числа старых студентов). В качестве послабления для новичков (так называемых «новых студентов») дают один фрукт и чай с молоком на полдник. В корпусах всегда стоят чайники с отварами трав - успокоительным, слабительным, желудочным, почечным, грудным сбором. От неподвижного сидения, хоть и с короткими перерывами на разминку и отдых, часто обостряются хронические болезни, случаются бессонница и запоры. Все это предлагается считать частью практики, однако некоторые покидают курс из-за проблем со здоровьем, а кто-то не выдерживает психологически - в среднем беглецов около пяти человек на курс. Их отпускают только после беседы с помощником учителя (моя первая соседка сбежала ночью, тайно, в моих джинсах). Если спустя годы они решаются вновь пройти курс, их несколько раз испытывают отказом, укрепляя намерение.

Говорить о наболевшем можно только с менеджерами (практиками с большим опытом ретритов). Они тактично и с большим участием решают бытовые вопросы (даже специально ездили в ближайший город мне за лекарством). Они же выступают переводчиками в беседах с помощником учителя (обычно это прошедшие специальное обучение в медитационных центрах этой традиции европейцы или индусы, владеющие английским), следят за дисциплиной и режимом. Если вы откровенно отлыниваете в часы медитаций в комнате - качаетесь на качелях на улице или просто спите, - вас мягко вернут к практике. С их помощью можно сделать внушение соседу, если он слишком хорошо пахнет или хомячит под одеялом колбасу, что мешает вам сосредоточиться. Кстати, через пару дней, когда обостряются все органы восприятия, начинаешь ценить и обет молчания, и простоту еды, и запреты на парфюмерию, афродизиаки, отвлекающие внимание окружающих от практики. Молиться и выполнять асаны тоже запрещено. Помогать служащим готовить и мыть полы нельзя - это не ваша обязанность. В общем, создана ситуация, при которой нашему беспокойному уму совершенно не за что зацепиться и он обречен на глубокое погружение в себя. На самом деле именно это и является причиной, делающей випассану для многих невыносимой: и правда очень непросто так долго оставаться наедине с самим собой.

10 дней тишины

Именно эта техника, как вещает в своих медитационных центрах по всему миру Гоенка (успешный бизнесмен, однажды избавившийся с помощью этой случайно обнаруженной им в Бирме древней техники от мучительной мигрени), привела Гаутаму Будду к просветлению. Випассана заявлена как не относящаяся ни к одной из религий, но путь ученика випассаны вполне по-буддистски начинается с поисков прибежища в истине - это шила (нравственность), самадхи (покой ума) и панья (интуитивная мудрость). По прибытии на курс студенты заполняют анкету (хрониче­ские болезни, принимаемые медикаменты, нет ли проблем с психикой, каковы отношения в семье, был ли наркотический, целительский, эзотериче­ский опыт). В ней же все обещают не ступать ни шага за территорию семинара до конца 10-го дня и следовать требованиям нравст­венного поведения: не убивать, не воровать, не лгать, отказаться от интоксикантов и любой сексуальной активности. После заселения в четырехместную комнату студент получает номер своего места в зале. Это место - один метр с полосатым ковриком.

Волевой порог

Вечером первого (на самом деле «нулевого») дня все повторяют мантру на языке пали - формальную просьбу научить медитации Анапана. Эта простая с виду медитация продолжается три дня - учеников просят следить за дыханием и ощущениями с посте­пенным сужением участка наблюдения до треугольника под носом. По идее, так достигается самадхи - острота ума, способность концентрироваться на ощущениях тела. Но поначалу не выдерживаешь и минуты, чтобы не отвлечься на игры разума. Про эту борьбу за право быть в центре собственного внимания потом хорошо сказала моя соседка: «Твое левое полушарие идет войной на правое, а ты вроде не при делах - наблюдаешь за дыханием». Перед каждым заходом на час-полтора медитации голос Гоенки на англий­ском с жутким индийским акцентом озвучивает все инструкции, а следом мягким женским голосом идет русский перевод.

На экране

На четвертый день дается сама техника випассана - перемещение участка внимания по всему телу. Развитие уравновешенности и осознанности путем наблюдения за ощущениями во всем теле и, как следствие, понимание закона их непостоянства, иллюзорности (аничча) - это способ достичь интуитивной мудрости. Смысл техники - в наблюдении единственно объективной реально­сти - реальности своего тела.

Перемещение внимания, по идее, должно становиться непрерывным потоком тонких, то есть приятных ощущений. А грубые ощущения - боль, неудобство, онемевшие ноги и негнущаяся спина - уходят, потому что ты не придаешь им значения. Но и собст­венное эфирное тело из светящихся частиц, и внутреннее видение чакр, и все волшебство, которое может принести свободный поток энергии («продвинутым» предлагается направлять его вглубь тела, прощупывая позвоночник), - лишь ощущения, которые появляются, чтобы потом исчезнуть. Потому что все пройдет, ведь закон природы - непостоянство, аничча.

О СВЯЗИ ЙОГИ И ВИПАССАНЫ

Илья Журавлев, инструктор московского центра «Йога 108»:

«Осознанность и наблюдение ощущений без неприятия или привязанности к ним часто рекомендовал поддерживать во время выполнения асаны мой первый учитель. Позже, обучаясь в Индии у других мастеров, я встречал похожий подход. Наверное, это обычное дело для культур, где широко известна медитация. Но у нас встречается, что практикуют асаны в резком, «спортивном» стиле. Тогда исчезает текучесть, энергия движется негармонично. Встречается и «зависание» на ощущениях, желание «поймать кайф» либо, наоборот, паническая боязнь неприятных ощущений и дискомфорта. Думаю, что опыт випассаны может помочь исправить подобные препятствия в практике йоги. И всем искренне посоветую: «прочитать» и «попробовать дома» – это совсем не то. Не стройте иллюзий – вы никогда не сможете, живя в социуме, воссоздать режим интенсивного ретрита».

Тайна третьей планеты Випассана базируется на тезисе о том, что структура психики состоит из сознания, восприятия, ощущения и реакции на ощущения. Отзываясь на внешние впечатления - будь то приятная еда, победа футбольной команды, предательство близкого человека, - мы создаем определенные «зарубки», так называемые санкары влечения и отвращения. И со временем мы начинаем бессознательно реагировать на уровне этих программ, мы становимся заложниками санкар и всю жизнь по­ступаем механистически, гонимся за удовольствиями и избегаем страданий, наступая на одни и те же грабли. Не прожитая нами боль остается в сердце занозой (а в теле - мышечным блоком), нереализованные намерения - иллюзиями. Смысл техники - в «зачистке» личной чувственной истории. Когда ум спокоен, он не создает новых санкар, и со дна сознания начинают подниматься старые. Их точный образ - зеркальные цветы в «Тайне третьей планеты», которые «отслаивали» увиденное в обратной хронологии.

Сидение по мукам

Не реагировать на физические ощущения учит медитация Аддитана (твердого намерения, с которым Будда сел под дерево медитировать в ночь своего просветления: «Я не встану с этого места и не изменю позы до тех пор, пока не узнаю причину страдания»). Начиная с четвертого дня в течение трех часовых медитаций придется прекратить попытки поменять позу каждые пять минут, устраиваясь поудобнее в своих гнездах из подушек-спальников-валиков-скамеечек, и сидеть с закрытыми глазами неподвижно. Как бы ни горела поясница и ни чесалось за ухом, стоит перетерпеть - и обнаружить в себе новые, неисследованные пределы. Не будьте наивны: хоть тысячелетняя история Хатха-йоги и указывает нам четыре позы, в которых можно подолгу сидеть с прямой спиной (Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, Ваджрасана), сколько ни ерзай, самой удобной наверняка окажется «недолотос» на подушке (судя по его популярности в зале и моему опыту). Вообще для новых студентов випассана становится в первую очередь практикой этих четырех асан. И именно в долгожданный миг звучания финальной мантры приходит окончательное - на уровне тела! - понимание того, каким образом наши эмоции превращаются в мышечные блоки, как наши физические и ментальные тела непрерывно создают друг друга. Мне кажется точным наблюдение одной студентки: «Практикуя випассану, вы выполняете лишь одну сидячую позу, но значительные отрезки времени. Лично мое состояние менялось от эйфории до глубокой депрессии, но в итоге ум успокоился. Как будто я нашла ту умст­венную мышцу, которую можно втянуть, чтобы достичь нужного результата».

В новой жизни

На 10-й день после обучения новой технике Метта-бхавана, завершающей медитации, которая посылает любовь и сострадание всем живым существам, заканчиваются молчание и половая сегрегация, хотя все «нельзя» еще в силе. Стоит хоть раз посетить випассану, чтобы после девяти с половиной дней далекой внутренней эмиграции побывать на этом пиру, узнать цену каждого слова, увидеть внутренним взором, как души - уже родные, но еще незнакомые - буквально раскрываются навстречу друг другу. После завершения первой випассаны я была не в силах оторвать глаз от юной пары: они не могли даже обняться после 10-дневной разлуки, он едва прикасался к ее запястью, по ее лицу текли слезы. Эквивалентом абсолютной, необусловленной любви в этот день становится все: воздух, природа, еда, рассказы однокурсников о пережитом, слова, визитки, телефоны, звонки домой с покаяниями и признаниями, запись на уборку территории… Потребность радоваться и отдавать безгранична (ведь теперь твоя жизнь наконец-то изменится!) - так что берите с собой на випассану ровно столько денег, сколько хотите пожертвовать.

СТУДЕНТЫ КУРСОВ - О ПЕРЕЖИТОМ

«Я не перестала желать красивых вещей, новой машины и счастья в личной жизни, но думаю об этом спокойно, без надрыва».

«Улучшил зрение на полдиоптрии, существенно выпрямил спину, похудел на три кило и, видимо, хорошо поправил желудок. Вернулся с массой энергии и как будто бы гораздо более уравновешенный, чем был».

«Впервые почувствовала внутренний покой - и поняла, чем он отличается от состояний «плохо», «хорошо» и «все равно».

«Из-за отсутствия «айпода», с которым я последний год сплю, сны стали глубокими и более яркими».

«В этом состоянии раскрывается сердце и уходит страх боли. После года непрерывной практики (между двумя курсами випассаны) я сижу и ощущаю себя рождественской елкой с переливающимися огнями на поверхности и почти остановившимся временем внутри».

«Випассана позволяет открыть вторую половину мира. В современном социуме нет практики наблюдения за собой и погружения внутрь. Все задачи, вся жизнь, все мечты и устремления нацелены на внешнее - куда нам до внутреннего».

Адаптоген

Жизнь действительно изменится: будет непросто адаптироваться к большому городу, к работе и транспорту, доказывать в ответ на подколки друзей, что «это не секта». Потом покажется, что от честно высиженного равновесия не осталось и следа, что уже не отмахнуться от неровностей судьбы словом «аничча». Но вы уже никогда не будете прежним. В моей жизни случилось так, что страдания, от которых я бежала на випассану, не исчезли, а усугубились, и дошло до того, что противники випассаны называют диссоциацией личности, - отстраненности ума от реакции на внешний мир. И если бы не странное безразличие к тому, что недавно доводило до слез, я бы никогда не опустила руки, не уволилась бы с работы, не приняла бы свою депрессию, не решилась бы пройти курс психотерапии, не сменила бы профессию, не приложила бы усилия, чтобы захотеть быть счастливой не так, как мечталось, а как-то иначе, не укрепилась бы в практике, не переоценила бы отношение к людям, не увидела бы свою чудовищную гордыню и свои иллюзии. Все, что нужно было мне тогда, - это сдаться. И випассана, с которой я изначально сражалась до победного «на слабо», с полными карманами украденных с завтрака пряников и с ожиданием подвоха в душе, все-таки обманула. Не когда я поливала крашеный пол спортзала не выплаканными в школе слезами; не когда под конец особенно мучительной Аддитаны устала страдать, и меня резко ударил в межбровье прилетевший изнутри пылающий огненный шар, и все мое существо втянулось в него, как измерительный метр в рулетку, и стало падать в пропасть вдоль позвоночника (тело оставалось непо­движным!); и не когда в невыносимой ситуации открывалось такое терпение, что я себя не узнавала. Она обманула меня, когда я приехала на второй ретрит, оказавшийся совсем иным. Никаких мультфильмов мой внутренний телевизор не показал, мне просто дали зеркало - сколько уже пройдено, и опять я в самом начале пути.

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА ЭКСПЕРТУ: АЛЕКСАНДР АДУШКИН

Соучредитель Российского фонда випассаны, психотерапевт, тренер, директор проекта «Институт осознанности» (Москва)

Чем отличается випассана Гоенки от випассаны, практикуемой в других традициях буддизма?

Во-первых, структурой ретритов. Во-вторых, формой преподавания – курс записан на электронные носители информации. В-третьих, практика адаптирована под мышление западного человека: тонкости объясняются с помощью аутентичных фразеологических оборотов, присущих языку страны, в которой проводится випассана. В отличие от других школ, випассана по Гоенке популяризирует только медитацию в положении сидя, где на начальных стадиях за основу взято исключительно наблюдение за ощущениями в теле.

Невзирая на то, что в других школах випассаны продолжительность, интенсивность и объекты созерцания могут быть иными, суть медитации остается неизменной: беспристрастное наблюдение за феноменами, к которым относятся ощущения в теле и объекты ума. Все это неизбежно приводит к развитию однонаправленного внимания, формирует уравновешенность, необусловленность сознания, обнаруживает «пустотность» (бессубстанциональность) всех феноменов и того, что мы называем «Я». И, что самое главное, ведет к прекращению страдания.

Существует ли критика випассаны Гоенки в современном мире?

Широко известна критика Ошо, о которой можно почитать в интернете. Также можно отнести к критике пренебрежительное отношению к випассане некоторых современных западных последователей Махаяны, Ваджраяны и Дзогчена. В этих направлениях буддизма считается, что путь випассаны – это путь отречения для людей со средними способностями, в то время как практикующие Махаяну, Ваджраяну и Дзогчен – это люди с высшими способностями, и поэтому випассана им ни к чему.

На мой взгляд, такой точки зрения придерживаются в основном люди недалекие, не имеющие реального опыта самонаблюдения, без которого невозможна практика более высоких уровней по­священности. Спор на тему «чья практика лучше» в буддизме представляет из себя пустую трату времени, поскольку любой опыт, ведущий к выс­шему совершенству и просветлению, является совершенным.

Была ли техника випассаны утеряна?

На лекциях Гоенка рассказывает о том, что випассана была утрачена и сохранилась лишь в Бирме, где из поколения в поколение передавалась от учителя к ученику в своей первозданной чистоте. Гоенка утверждает, что именно благодаря сокрытости випассана и сохранила свою эффективность, потому что не была испорчена современными трактовками. Поскольку я сам лично не присутст­вовал при передаче техники Буддой своим ученикам (с тех пор, если верить источникам, прошло более 2600 лет), то не могу ответить на этот вопрос со всей достоверностью. Однако известно, что монастыри, в которых практикуется випассана, разбросаны по всему миру. В числе стран – Лаос, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам. И существование некоторых из них насчитывает не одну сотню лет. А вот действительно ли там на протяжении всех этих столетий практика оставалась живым учением, а не слепым следованием традиции, – это уже другой вопрос.

Опасна ли випассана для душевного здоровья практикующего?

На сегодняшний день випассана является одной из самых сильных, полезных, эффективных и в то же время достаточно безопасных практик «саморегуляции». Но это только при условии, что студент действительно заинтересован в практике, выполняет ин­струкции учителя, не занимается самодеятельностью, не нарушает дисциплину во время ретрита. Тут важна мотивация. А если человек приехал только потому, что «нынче модно ездить на випассану», то он не извлечет из этого опыта никакой пользы.

Могу сказать, что позитивные результаты даже от одного 10-дневного ретрита проявляются сразу, и они настолько ошеломляющи, что не могут быть не замечены окружающими. Навык по осознанию своих реакций, сформировавшийся во время прохождения курса випассаны, остается с человеком навсегда, хоть и требует регулярной поддерживающей практики в течение жизни. Как, впрочем, и белизна зубов требует каждое утро и вечер использования зубной щетки и пасты.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

www.ru.dhamma.org – официальный сайт российского общества випассаны, где можно подать заявку на прохождение курса

www.dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm – учебник техники Махаси Саядо

unreadable.name/vipassana-critique-rus.html – познавательная научная статья с критикой техники Гоенки от практика

esoteric.kiev.ua/osho/vipassana.html – Ошо о випассане и критике Гоенки

lordaphex.livejournal.com/86602.html – поразительной откровенности рассказ о випассане целителя-экстрасенса

«випассана>

Введение в технику.

Випассана - один из самых древних методов медитации, существующих в Индии. Утраченный в древности, он вновь был открыт Готамой Буддой более 2500 лет назад. Випассана означает "видеть вещи, как они есть в действительности": это процесс самоочищения с помощью само-наблюдения. Сначала мы наблюдаем естественное дыхание, чтобы достичь концентрации ума. С таким обостренным осознаванием мы продолжаем наблюдать изменчивую природу тела и ума и переживаем вселенскую истину непостоянства, страдания и отсутствия эго. Такое достижение истины путем прямого опыта и есть процесс очищения. Этот путь (Дхамма) - универсальное лекарство от всех проблем, он не имеет ничего общего ни с какой религией или сектой. Поэтому его могут практиковать все - свободно, не вступая в конфликт с расой, кастой или религией, в любом месте, в любое время, этот метод окажется одинаково благотворным для всех и каждого.

Чем Випассана не является:
- Это не церемония или ритуал, основанный на слепой вере.
- Это не интеллектуальное или философское развлечение.
- Это не клуб общения или место веселого отдыха.
- Это не бегство от проблем повседневной жизни.
Что такое Випассана:
- Это техника, которая способна уничтожить страдание.
- Это искусство жизни, которое позволяет каждому человеку эффективно работать на благо общества.
- Это метод очищения ума, который дает возможность спокойно и уравновешенно решать сложные жизненные проблемы.
Медитация Випассаны устремлена к высочайшей духовной цели всеобщего освобождения и полного просветления. Цель не в том, чтобы просто излечить физическую болезнь, хотя, как побочный продукт духовного очищения, могут пройти многие психосоматические болезни. Фактически, Випассана устраняет три [основных] причины всех несчастий - влечение, отвращение и неведение. С помощью непрерывной практики медитация освобождает напряжения повседневной жизни и ослабляет узлы, связанные со старой привычкой неуравновешенно реагировать на приятные и неприятные события.
Хотя Випассана, как техника, разработана Буддой, практиковать ее могут не только буддисты. Люди многих религий испытали пользу медитации Випассаны, не обнаружив никаких конфликтов со своим вероисповеданием. Не требуется ничего адаптировать: техника основана на том, что у всех людей одни и те же проблемы, а значит и сама техника, которая может решить эти проблемы, также применима для всех.
Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.
Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.
Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство… вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.
Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.
То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.
Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.
При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того, как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.
Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу… входит внутрь, выходит наружу.
Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.
Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.
Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» — для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.
Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво — потому что преобладающий в мире идеал большого живота очень стар; и, тем не менее, дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.
Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом… вы были в Японии!
Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму… а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит — наблюдайте, дыхание выходит — наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.
Запомните: то, что проще, — правильнее.
Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.
Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.
Оно придет… оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.
Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.
Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.
Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли.Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

Стояние. Колонна энергии.

Если вы спокойно стоите, к вам немедленно приходит определенная тишина. Попробуйте постоять в углу своей комнаты. Просто стойте тихо в углу, ничего не делая. Вдруг внутри вас энергия тоже останавливается. Когда вы cидите - это поза мыслителя; когда вы стоите, энергия течет как колонна, и распределяется поровну по всему телу, Стояние - прекрасно. Попробуйте это, может быть кого-нибудь это будет прекрасным. Вы можете постоять в течение часа, это просто чудесно. Просто стоя и ничего не делая, не двигаясь, вы обнаружите, что в вас нечто поселилось, утихло, произошло центрирование, и вы почувствуете себя колонной энергии. Тело исчезает.

Ошо рассказывает о подъеме энергии, который часто чувствуют люди, начинающие выполнять Випассану. В Випассане иногда может случиться так, что человек ощущает себя очень чувствительным, так как вы так тих и энергия не рассеивается. Обычно главная часть энергии рассеивается, и вы истощаетесь. Когда вы просто сидите ничего не делая, вы становитесь тихим озером энергии, озеро все время увеличивается. Оно почти доходит до точки где оно переливается через край - и тогда вы становитесь чувствительными. Вы ощущаете чувствительность, даже сексуальность - как будто все чувства стали свежими, помолодевшими, живыми; как будто с вас осыпалась пыль, вы приняли ванну и очистились душем. Такое случается. Вот почему люди - особенно буддийские монахи, которые делали Випассану годами - много не едят. Им это не нужно. Они едят только раз в день - и то очень скудную пищу и в малом количестве; вы в лучшем случае назовете это завтраком... и только один раз в день. Они не спят много, но они полны энергии. И они не отшельники - он тяжело работают. Это не так, будто они не работают. Он колют дрова и работают в саду, в поле, на ферме, они работают целый день. Но с ними что-то произошло, и теперь энергия не рассеивается. А поза сидения - очень хорошо способствует сохранению энергии. Поза лотоса, в которой сидят буддисты, такова, что все конечности тела встречаются - нога на ноге рука на руке. Это точки, откуда выходит и утекает энергия, так как для того, чтобы происходила утечка, нужно нечто заостренное. Потому-то мужской половой орган -заострен, так как он должен терять массу энергии. Он почти что предохранительный клапан. Когда внутри вас слишком много энергии, и вы с ней не можете ничего поделать вы высвобождаете ее сексуально. В половом акте женщина никогда не высвобождает никакой энергии. Вот женщина и может заниматься любовью со многими за одну ночь, а мужчина не может. Женщина может даже сохранять энергию, если она знает, как это делать, она может даже ее получать. Из вашей головы не высвобождается изнутри никакой энергии. Природой она была сделана круглой. Потому что мозг никогда не теряет никакой энергии, он сохраняет, так как он - самый главный центральный управляющий вашего тела. Он должен быть защищен - и он защищен круглым черепом. Энергия не может стекать с какого-либо круглого предмета. Вот почему все планеты - Земля и Солнце, и Луна, и звезды - все круглые. Иначе они бы утратили энергию и умерли. Когда вы сидите, вы становитесь закругленными: рука касается другой руки. Потому, если одна рука высвобождает энергию, она дает ее другой руке. Нога касается другой ноги, и, сидя таким образом, вы становитесь почти круглым. Энергия движется внутри вас. Она не выходит наружу. Вы ее сохраняете, вы мало-помалу становитесь озером. Постепенно вы почувствуете, что наполненность в области живота. Вы можете быть пустым, вы могли не поесть, но чувствовать некую наполненность. И возросшую чувствительность. Но это добрый знак, очень добрый знак. Наслаждайтесь этим.
Випассана - техника буддистской медитации, которая активно распространяется сейчас во всем мире благодаря деятельности С.Н. Гоенка и его помощников. Известно, что эту технику просветленный Будда лично передавал своим ученикам. Техника проста. Надо следить сначала за дыханием, а затем за ощущениями в теле. Легко объяснить, и даже понять, что надо делать.

Випассана - все более популярная в России духовная практика (ретрит), участники которой на 10 дней принимают обет молчания, отказываются от связи с внешним миром и остаются наедине с собой. В попытках выяснить, помогают ли такие практики изменить свою жизнь, «Афиша Daily» записала истории тех, кто прошел буддистскую випассану в России и за границей.

Юлия Рудометова

О жизни до випассаны

В 2014 году я ушла из офиса, где проработала четыре года. Это был сложный период поисков себя. Я отправилась в Юго-Восточную Азию с билетом в один конец, но путешествие закончилось досрочно: я сломала лодыжку. Пока лежала в гипсе, подруга прошла випассану в Непале. От нее я и узнала об этой практике. К концу года, восстановив здоровье и проработав полгода в гастрономическом журнале, я бросила себе очередной вызов.

В России официальные ретритные центры випассаны находятся в Подмосковье, Петербурге и Екатеринбурге. Выбор был прост: в Питере и Москве я была, а на Урале еще нет. В декабре подала заявку на март (нужно заполнить анкету, в которой спрашивают о твоих целях и предыдущем опыте каких-либо практик), мне ее одобрили, и 8 марта 2015-го я уже была в Екатеринбурге. Когда я летела на випассану, я до конца не осознавала, что мне предстоит. Знала, что это будет некое испытание. Наверное, если бы я заранее выяснила, какое именно, то сто раз подумала бы, ехать или нет.

Как устроена випассана

Центр випассаны на Урале арендует территорию детского лагеря в сосновом лесу поселка Сысерть. Мы вставали в 4.00, шли на двухчасовую медитацию, потом завтрак, после него 1,5 часа до следующей медитации - это мое любимое время. Я тут же шла обратно досыпать, сытая и довольная. Отбой был в 22.00, но шести часов сна было ничтожно мало. На медитации уходило около 15 часов в сутки. Никаких дел, кроме медитации, не было. В день мы ели 2,5 раза: завтрак в 6.00, обед в 12.00 и что-то вроде полдника в 16.00, на котором давали половинку фрукта и стакан молока. До следующего завтрака только столовая вода. Еда была вегетарианская, но разнообразная.

Брать еду с собой на випассану нельзя. Обысков при заселении не устраивают, все на твоей совести. Помню, в общем коридоре на этаже из мусорного ведра торчали обертки от шоколадок, печенья и даже пустая пачка сухого собачьего корма. Не всем легко выдержать такой режим питания. Моя соседка таскала с обеда хлеб, сушила его на батарее, а перед сном хрустела. Бытовые условия меня не испугали. Мы жили в комнате по 3–4 человека, и в нашем здании не было душа: приходилось с мокрой головой, замотанной в полотенце, в минус 10 градусов идти из одного корпуса в другой.

Правила випассаны

В первый день ты принимаешь условия випассаны. Отказываешься от всех видов связи с внешним миром и даешь обет молчания на все десять дней. Что бы ни случилось в мире - ты об этом не узнаешь. Все ценные вещи, документы, кошелек сдаются на хранение. Нет ни ноутбука, ни телефона и какой-либо возможности позвонить. Нет всех тех вещей, которыми ты привык забивать свое свободное время: фильмы, книги, музыка, рисование. Есть только ты, и больше ничего. Избавиться от телефона и интернета на 10 дней - это уже роскошь в наши дни.

Випассана подразумевает сегрегацию полов: мужчины и женщины жили в разных корпусах. Мы пересекались только в общем зале медитации, где девушки сидели с правой стороны, а мужчины - с левой. Под запретом не только тактильный контакт с кем-либо, но и контакт глазами: один случайный взгляд может выбить из равновесия на два дня. Знаю, что некоторые перемигивались, особенно те, кто приехал парами. Одна девушка после випассаны призналась, что на общей медитации у нее было удобное место и она могла рассмотреть всех симпатичных парней. Я же честно приняла правила игры: все время смотрела в пол и не пропустила ни одной медитации.

Выдерживали не все. Помню, две девушки поссорились из-за форточки: одной было слишком жарко, другой - слишком холодно. Они нарушили обет молчания и высказали друг другу свои недовольства. Такое часто случается в середине випассаны: говорят, из человека лезут бесы, выплескивается накопившаяся агрессия.

О медитации

Самое сложное - медитировать. Это длится не 15–20 минут, а долгие часы каждый день. Тяжело не только телу, тяжело успокоить мысли. Первый день в голове был настоящий покерный клуб. И я не могла контролировать этот процесс. Бесконечные изнуряющие потоки мыслей. Ты пытаешься сосредоточиться на дыхании, а в голове вечеринка. На второй и третий день, когда люди уже долго пьют и болтают, шумная вечеринка становится вялотекущей. И эти люди устроили в моей голове караоке! Я не подозревала, что знаю репертуар Филиппа Киркорова. Стараешься медитировать, а в голове неожиданно включают «Кукарача, кукарача…». На четвертый день мысли наконец утихли. Совсем.

В середине випассаны у нас были медитации твердой решимости, когда тебе нельзя шевелиться: принимаешь позу и 60 минут сидишь неподвижно. Первый день я провалила все три медитации. Ноги затекали, спину ломило. Казалось, это невыполнимая задача. Кстати, идеальной тишины там не было. В общем зале медитирует более 80 человек: кто-то чихнул, почесался, высморкался, кто-то шуршит молнией, подушкой. Но ты учишься этого не замечать. Одна из главных задач випассаны - научиться чувствовать жизнь в каждой клеточке своего тела. Это трудно и сначала не получается. Но ближе к концу випассаны мне это удалось. У меня было ощущение, что я, как новогодняя елка, свечусь. Я могла направить энергию в мизинец правой ноги, на изгиб локтя, мочку уха или затылок. Звучит неправдоподобно, но это так.

О недоверии

Ежедневно с 20.00 до 21.00 нам читали лекции, на которых рассказывали общие вещи про випассану. На пятый день лекция была про благодарность и денежные пожертвования. В один миг мне все стало казаться бредом: мы, как сектанты, внимательно слушаем эту чушь. Появилась мысль, что сейчас меня заставят переписать все свое имущество. Хотя ничего такого не было. Как известно, випассана работает за донейшен: ты оставляешь в конце столько, сколько считаешь нужным и можешь себе позволить. Если у тебя нет денег, то никто не осудит. Вместо этого ты можешь в следующий раз послужить: убирать комнаты, готовить или стать менеджером курса. Конкретную сумму оплаты никто не называет. Был только один момент, который мне не понравился: когда ты оставляешь пожертвование, в тетрадь записывают твою фамилию и сумму, которую ты опускаешь в специальный ящик.

На следующий день мысли все бросить и уехать, к счастью, прошли.

О возвращении

Близкие друзья знали о випассане, а родителям я сказала, что уезжаю в йога-лагерь, где нельзя пользоваться телефоном. Оставила им телефон экстренной связи со словами, что по нему можно звонить только в случае землетрясения или цунами. Родители выдержали, не звонили, хотя мама до сих пор подозревает, что я была в секте. А как только включила телефон, узнала, что умерла бабушка, а еще меня неожиданно уволили из журнала. Для меня это было шоком, и я долго приходила в себя. После випассаны сделала на запястье татуировку - слово anicca («аничча», язык пали), означающее «все временно, и нет ничего постоянного».

Полтора года назад я переехала жить в Крым. Работала на фрилансе и параллельно начала заниматься новым делом по душе - организацией экскурсий и вечеринок в разных городах.

Випассана стала логическим продолжением моего незаконченного азиатского путешествия. После нее я начала делать то, что я хочу, а не то, чего ждут от меня другие. Сейчас подумываю пройти еще раз, но уже в другой стране.

Игорь Будников

О жизни до випассаны

На пятом курсе МГИМО я устроился юристом в американскую компанию: престижное место, большая зарплата. Казалось бы, я должен был быть доволен жизнью. Но, оглядываясь назад, понимаю, что это были самые несчастные годы моей жизни.

Про випассану я узнал примерно за пару лет до того, как я первый раз в нее поехал. Я начал заниматься йогой и слышал в йога-центре, что есть такая штука, как випассана, но для чего она и о чем, не понимал. Випассана предполагает, что десять дней ты не пользуешься интернетом и телефоном - полностью исчезаешь из социума. А моя работа требовала, чтобы я был на связи 24/7. У всех сотрудников были Blackberry (мы их назвали «электронные поводки»), которые надо было круглосуточно держать при себе. Мой образ жизни был несовместим с исчезновением. Да и корпоративная культура не одобряет такие устремления работников. О випассане я думал два года, а потом понял, что пройдет еще два года - и ничего не изменится. Я перестал получать удовольствие от работы. Проще говоря - все достало. В 2012 году я с большим трудом согласовал трехнедельный отпуск (самый долгий за шестилетнюю карьеру) и выбрал даты випассаны.

Как устроена випассана в Малайзии

Почему я выбрал Малайзию? Так совпало с графиком отпуска, а еще меня привлекал климат и возможность после ретрита отдохнуть в Таиланде. Центр в Малайзии специально построен для проведения випассаны. Условия очень хорошие: у каждого студента отдельная маленькая комната с туалетом.

Випассану я проходил вместе со своей девушкой. Это усложнило задачу, потому что подобные ретриты предполагают индивидуальную работу: мужчины и женщины живут в разных частях центра, а в зале для медитаций и в столовой сидят по разные стороны. Мы причиняли много неудобств: часто переглядывались, обменивались знаками и улыбками, за что нас дважды вызывали на ковер к учителю и грозно предупреждали: еще раз повторится - и нас выгонят. Любой взгляд, жест или записка могут стать навязчивой идеей на несколько дней: «Она мне улыбнулась. Что это значит, что она хотела этим сказать?» Мы с Наташей встречались полтора года, и, видимо, была та стадия отношений, когда находиться поодаль было невыносимо.

Русских, кроме нас, больше не было: несколько европейцев, китайцев, больше всего малазийцев. Дисциплина жесткая: подъем в 4.00 утра и медитации до 21.00. Это была классическая випассана по системе Гоенки, которая включает в себя один вид медитации: сидя и неподвижно. В других традициях сидячие медитации чередуются с ходьбой. Испробовав на себя разные ретриты, могу точно сказать, что провести весь день сидя на полу по-турецки очень сложно. Часто это были просто муки, когда ты ждешь, когда же раздастся сигнал, означающий, что можно встать, попить и сходить в туалет. Через 15 минут мы возвращались и сидели еще один час. Из 12 часов медитации в день в лучшем случае эффективными были только 4–5 часов. Остальные были попросту страданием различной степени тяжести. Раз в день мы слушали лекцию в записи. Для меня и Наташи запись отдельно включали на русском языке. Настоящая випассана проводится бесплатно, но в конце ты можешь оставить пожертвование.

О боли

Перед поездкой у меня защемило спину. Я регулярно ходил к массажисту. Вроде бы стало лучше, но в самолете боль вернулась. Я переживал: кто мне будет вправлять спину на випассане и как я вообще буду медитировать? Я пришел к учителю пожаловаться на спину, и он сказал: «Понаблюдай эту боль, и через четыре дня она исчезнет». Первые несколько дней прошли как на каторге, но на четвертый день, совпадение или нет, боль уменьшилась. Випассана - самоубийство для ума, поэтому он с первого дня искал тысячу причин и отговорок, почему нужно сбежать. В моем случае это была боль в спине.

Ближе к вечеру у нас был часовой перерыв на вечерний чай. На сам чай уходило минут 10, и оставалось еще 50, которые нужно было себя чем-то занять. Я не помню раньше, чтобы ощущал такую фундаментальную скуку: нельзя читать, писать, слушать музыку. Никаких развлечений вообще. Медитировать уже нет сил, сидеть устал, спать не хочешь. В это время каждый сходил с ума по-своему. Кто-то изучал жизнь муравьев. В Москве в свой свободный вечер я либо встречался с друзьями, либо шел в кино. Остаться один на один с собой, не включая музыку или телевизор или не развлекая себя едой, почти невозможно. Я не подозревал, насколько беспокойный у меня ум. Во время медитаций был хаотичный поток мыслей: о работе, уволят меня или нет, о еде, о сексе, о том, сколько еще осталось сидеть, о боли, о родителях, друзьях, в голове крутятся на повторе песни, которые ты случайно услышал по радио. И ты не можешь с этой кашей в голове ничего сделать. Нам говорили, что мысли отражают то, как ты живешь. И до тех пор, пока такая голова, жизнь тоже будет кашей.

Первая продуктивная медитация была на шестой день. Последняя сессия вечером, перед сном. Я перестал чувствовать боль и потерял ощущение времени. Я был в необычном для себя состоянии, будто покурил марихуану. Цвета стали ярче. Я шел от зала медитации в свою келью 40 минут, хотя расстояние там 50 метров. Кажется, впервые в жизни я со слезами на глазах разглядывал деревья, луну и насекомых. Последний день - день освобождения - был счастьем. Я, правда, так и не понял, чем хочу заниматься, но смог наконец обнять свою девушку.

Об изменениях

Я думал, что випассана - это волшебная таблетка, которая мгновенно решит все проблемы. Но это не так. В нашей фирме была особая мотивация к работе: каждый год сотрудникам прибавляли зарплату. Когда я вернулся в офис после отпуска, первым делом забрал свой конверт. Развернул, посмотрел на цифру, которая была больше, чем год назад, и расплакался. Если дописать нолик сзади или умножить на два, ничего не изменится. Работа осталась такой же, какой я ее оставил. Примерно через полгода я уволился.

Я прошел больше десяти ретритов. Даже если занимаешься любимым делом и проводишь весь год в приятных местах, в голове все равно накапливается мусор. На мой взгляд, ретрит раз год - это базовая гигиена для сознания. Я бы сравнил медитацию с ежедневной чисткой зубов. Почистил зубы - ощущения во рту приятные, свежо. А если по какой-то причине не почистил, жить можно, но испытываешь дискомфорт. Самым тяжелым был 21-дневный ретрит. Это как бег на длинную дистанцию. Кажется, что медитировать больше нет сил, но через пару кругов открывается второе дыхание.

Вместе с работой поменялось отношение ко всему. Раньше для меня было важно, одежду какой марки я ношу и в каких ресторанах бываю. Сейчас мне все равно. Да, я так и не ответил на вопрос, в чем мое предназначение. Но возможно, и не нужно искать ответ. Просто делать то, что тебе нравится и во что ты веришь.

Об отношениях с родителями

Я до последнего не говорил родителям об увольнении. Морально готовился к скандалу: «Ты что такое придумал?! Не глупи». В итоге полетел к ним в гости в Поволжье, чтобы отпраздновать свой день рождения. Мы сидели за праздничным столом, и тут я сказал: у меня новость. Воцарилась гробовая тишина. Но реакция меня поразила. Мама сказала: «Знаешь, я давно думала, что тебе надо попробовать что-то еще». А папа только спросил, чем я планирую заниматься. Отношения с родителями очень поменялись. Они, глядя на меня, стали вегетарианцами. Им уже 60 лет, но они в теме всего, чем я занимаюсь. Более того - они сами прошли випассану. Они фермеры, выращивают зерно. Раньше работа им постоянно приносила стресс: кредиты, зарплаты, что-то вышло из строя. А сейчас они перестали воспринимать все близко к сердцу. И от этого, надо сказать, бизнес только выиграл.

Марина Белых

О жизни до випассаны

В течение 16 лет я работала в большой медиакомпании - от ночного диджея на Rock FM (затем были Love Radio, Energy, «Европа плюс») и руководителя проектов до PR-специалиста и топ-менеджера. На пике карьеры я поняла, что больше не хочу этим заниматься: продавать людям то, что им не нужно.

У меня трое детей. Им, как я поняла позднее, не хватало родительской любви, хотя я отказывалась это замечать. Четыре года назад я уволилась, чтобы быть с детьми. Примерно в то же время мы с мужем решили развестись. Развод - это всегда болезненно, когда от тебя будто бы отрывают часть и остается пустота.

Я была не то чтобы на распутье, но у меня происходила смена системы координат: я бросила карьеру, развелась с мужем и была в поиске чего-то простого и настоящего, хотела вырваться из потребительского мира, в котором жила все это время. Моя приятельница сказала: «Слушай, а съезди на випассану!» Я ничего об этом не знала, но решила попробовать: вдруг это поможет найти успокоение. Детям нужна стабильная и счастливая мама, а не мама в погоне за новой машиной, помадой или впечатлением.

Что происходит на випассане

Я записалась на випассана-центр на Урале - это были ближайшие даты со свободными местами. Женщине не всегда удается куда-то вырваться из-за детей и домашних забот. Но я всех распределила по родственникам без лишних объяснений, куда еду и зачем. Все-таки я уже взрослый человек - и если мне нужно куда-то уехать на 10 дней, значит, нужно.

Первый день прошел легко. У тебя полно сил, вокруг новая обстановка. Второй день начинаешь грузиться - все идет не так, не хватает коммуникации. Сложнее всего было отказаться от сигарет. Признаюсь: я все-таки заныкала с собой пачку и курила на третий-четвертый день под соснами в шоке от происходящего. Вообще, випассана - очень гуманная практика. Никто тебя не заставляет ничего делать. Вместо медитаций в комнате спишь? Окей, это твое решение.

На третий день медитаций по 12 часов я вышла на улицу и увидела, что все звезды на разной высоте, разного цвета и яркости. В первую секунду подумала, что сошла с ума. И не на шутку испугалась. Учитель сказал, что я наконец перестала думать о себе и увидела мир. Это были мои личные ощущения, не спровоцированные химическими веществами. Был момент, когда мне даже захотелось уехать в монастырь: в этом же истинное счастье! Это лучше, чем любой оргазм, чем деньги, чем экстрим, чем путешествия. Ощущение можно сравнить с рождением ребенка: первые несколько минут, когда кладут младенца на грудь, - самые счастливые в твоей жизни. Випассана напомнила мне об этих чувствах. Только в этот раз было рождение самой себя.

О боли

У меня из-за травмы нет подтаранного сустава в стопе. Чудо, что я вообще могу ходить и даже изредка вставать на каблуки. Разумеется, периодически накатывает сильная боль. Я сразу сказала учителю курса, что не смогу сидеть в позе, которую они рекомендуют, - коленки под себя. Он спросил, давно ли была травма и, когда узнал, что шесть лет назад, сказал: этого уже ничего нет, давай попробуем. Я возмутилась: как это ничего нет? У меня даже справка об инвалидности была! Но я поверила ему. Нога болела до слез. Я изо всех сил старалась абстрагироваться, но все мысли возвращались к боли. На випассане учат наблюдать свое дыхание и отключать внутренний диалог. И каждый день боль становилась все меньше: сначала пульсация, затем легкое покалывание, а потом совсем ничего. Я четыре часа сидела на больной ноге - а боли не было. Потом, конечно, реальность нахлынула и боль вернулась. Поэтому на випассану стоит ездить время от времени, чтобы не потерять этот навык.

Об изменениях

Випассана - это очень физиологичная техника, в которой, в отличие от других практик, ничего не нужно визуализировать или домысливать. Это своего рода физкультура для мозга, с помощью тела тебя учат чувствовать окружающий мир без оценочных суждений.

Не могу сказать, что випассана изменила мою жизнь. Но она стала толчком к изменениям. Я переехала из маленького провинциального города в Москву. Увлеклась педагогикой Монтессори, сейчас получаю международный диплом Монтессори-педагога. Випассана изменила мое отношение к детям: мы четверо все разные, но это нормально. Я научилась внимательно слушать их, разговаривать без спешки и проявлять уважение. А уважение - это безусловное право человека иметь мнение, отличное от твоего собственного.

Некоторые меня до сих пор спрашивают: «Марина, откуда у тебя столько терпения и сил? Как у тебя получается быть всегда такой спокойной и жизнерадостной?» Я никого не агитирую проходить випассану, но рассказываю, что стало катализатором этих изменений.

На випассане у меня обострились обоняние и слух. Помню, после очередной медитации стояла на улице, услышала звук подъезжающей машины и почувствовала запах бензина, но никого не было. Через минуты четыре машина подъехала. Наконец я смогла бросить курить после пятнадцатилетнего стажа, преодолеть страх перед болью (встала на горные лыжи!), наладила отношения с родителями. Самое главное - я перестала бороться с миром.

Медитация Випассана - это практика десятидневной аскезы. Во время этой духовной практики люди в течение десяти дней молчат, медитируют и воздерживаются от животной пищи. Поговорим подробнее о смысле и методике Випассаны.

Официальная информация

Обучением Випассане занимается специальный центр духовных практик. Для всех желающих участие полностью бесплатное, все расходы по организации компенсируются добровольными пожертвованиями тех, кто уже проходит курс.

Что такое Випассана:

  • одна из древнейших техник медитации, которая сформировалась в Индии ещё две с половиной тысячи лет назад;
  • считается универсальным средством от всех несчастий и проблем человека;
  • буквальный перевод - «искусство видеть реальность в истинном свете».

Как научиться Випассане:

  • Существуют специальные курсы, которые длятся десять дней. В этот период каждый участник под руководством опытных инструкторов осваивают духовные практики в нужном для них объёме
  • Медитация доступна как новичкам, так и «опытным пользователям», никакой предварительной подготовки и обучения не нужно
  • Чтобы поучаствовать, нужно найти расписание курсов Випассаны, записаться на них и дождаться того дня, когда вы сможете приступить к обучению

Где учат Випассане:

  • В России обучением всех желающих занимается духовный центр Дхамма Дуллабха. Курсы проходят несколько раз в год
  • На официальном сайте центра вы можете найти ближайший к вам город, где проводится практика
  • Записываться желательно заранее, потому что свободные места очень быстро разбирают желающие
  • За границей также есть международные центры

Финансирование:

  • Обучение проводится на безвозмездной основе. Проживание и пропитание - за счёт организаторов
  • Каждый, кто уже прошел курсы Випассаны, может сделать пожертвование, строго на добровольной основе. За счёт этих дотаций и осуществляется финансирование
  • Ни Учителя, ни их помощники оплаты не получают, они безвозмездно тратят свое время и делятся знаниями с участниками

Стоит отметить, что по поводу Випассаны очень нелицеприятно высказываются скептики. Дескать, это секта, и от вас потом потребуют денег. На самом деле всё совершенно не так. Если медитации, полное молчание и соблюдение аскезы окажутся тяжёлыми для вас, вы можете покинуть курсы в любой момент. А пожертвования участники делают исключительно добровольно.

Суть медитации

Прежде чем начинать заниматься духовными практиками, нужно понять, для чего вам это нужно, какого результата вы хотите добиться.

Суть, особенности и польза Випассаны заключаются в следующем:

  • Выучитесь видеть внутреннюю природу предметов, вещей, явлений, принимать их такими, какие они есть
  • Практикуете наблюдение за самим собой, что помогает осознать и принять свое внутренне «я», развить личность и обрести свободу мышления
  • Начинаете осознавать взаимосвязь между своим разумом, чувствами и физической оболочкой
  • Благодаря полной тишине и уединению вы можете полностью сфокусироваться на своих ощущениях и мыслях, достичь некого просветления и душевного равновесия

Считается, что Випассана - это настоящее путешествие по своему ментальному телу, полное осознание собственных потребностей, от низших к высшим. В результате достигается равновесие между умом и телом, вы наполняетесь любовью и состраданием к окружающим и миру в целом, получаете массу энергии и успокаиваете сознание.

Счастье и гармония - вот цель медитации Випассаны, в первую очередь.

А теперь поговорим о техниках, которые наиболее часто практикуют участники курсов:

  1. Первая техника - осознание. Оно заключается в следующем: в каждый момент своей жизни вы четко понимаете, что здесь и сейчас происходит с вашим телом и разумом. Учитесь задумываться над каждым движением и производить его осознанно. То же касается и работы мозга - вы тренируете контроль над мыслями
  2. Вторая техника - осознание дыхания. Вы учитесь дышать осознанно, следить за движениями живота во время выдохов и вдохов. Это помогает достичь медитативного состояния, полностью освободиться от эмоций и мыслей

Если у вас нет возможности посетить специальные курсы, вы можете попробовать практиковать медитацию Випассана самостоятельно. Эффект будет не настолько сильный, как после работы под руководством опытного Учителя, но некоторых результатов достичь можно.

Чтобы добиться хороших результатов, соблюдайте следующие рекомендации:

  • Выделите для медитации ровно 60 минут свободного времени. Делать это необходимо каждый день, без выходных и практиков. Чем регулярнее вы будете заниматься, чем меньше станете делать пропусков, тем скорее достигнете цели
  • Воздержитесь от сеанса медитации за час до отхода ко сну, также не следует выполнять практики на полный желудок
  • Обеспечьте себе удобное место, в котором медитировать вам будет максимально удобно и комфортно
  • Выберите комфортную позу, в которой вы сможете расслабиться и полностью сконцентрироваться на своих ощущениях. Глаза нужно держать закрытыми, а спину - ровной и прямой. Идеальная позиция - поза лотоса. Но если у вас плохая растяжка, в ней вы быстро устанете, поэтому можете медитировать просто сидя

В принципе, это всё, что требуется для сеанса медитации. Для удобства вы можете подложить под себя подушки или установить подставку для ног, чтобы обеспечить максимальный комфорт во время практики.

Важно понимать, что быстро результатов ждать не стоит. Духовное саморазвитие - это то, чем нужно заниматься упорно, постоянно и регулярно. Поэтому наберитесь терпения и практикуйтесь каждый день.

В Европе, России и странах СНГ в последнее время открылось много центров, посвященных обучению и изучению методике випассаны. Все неизвестное и новое вполне ожидаемо вызывает у нас опасения: а не является ли это модное учение, сулящее открытие третьего глаза, какой-то авторитарной организацией, нацеленной исключительно на вытягивание денег у своих клиентов? Хотим вас заверить: випассана в ее первозданном значении и существовании – это древняя духовная практика, которая, помогая погрузиться в особое медитативное состояние, направленное на познание своего «Я», способствует достижению просветления.

Випассана: история возникновения методики

Випасана (випашьяна) переводится с санскрита как «видение как есть», «медитация прозрения». Випассаной называют и методику развития личности при помощи буддийской медитации, и отдельные направления этой медитации. Это одна из самых древних техник медитации. Считается, что эта духовная практика зародилась в Индии, а около 2500 лет назад была изучена Буддой Гаутамой, который обучил этой медитации своих учеников.

Согласно учению Будды, это учение является Искусством жизни, путем к обретению гармонии и здоровью. По сути, эта практика направлена на очищение ума и приобретения высшего счастья – свободы сознания. И именно через освобождения ума происходит не просто лечение, а полное исцеление всех болезней, как душевных, так и физических. Изначально Будда и его ученики употребляли словосочетание «випассана-бхавана». Человек, практикующий эту методику, постепенно должен принять непостоянство, неудовлетворенность и безличность опыта. Постепенно это принятие должно устранить предпосылки психологического и физического страдания, связанного с опытом жизни. Эта методика спокойствия со временем приобретала новые направления и подходы. На тибетский «випашьяна» перевели как «божественное видение» – «лха-тонг». Существует несколько направлений випассаны в тибетском буддизме, но в основном они все занимаются распознаванием пустотности мира и ума. Основные изменения в методику были внесены буддийскими монахами в XIX веке. А сегодня випассаной называют практику, которую преподавали Махаси Саядо и Сатья Гоенка.

Виды практики випассаны

Випасана по Сатье Гоенке

В России и странах СНГ особой популярностью пользуется десятидневная методика по Гоенке. Эти курсы випассаны направлены на:

  • обучение практике нравственности,
  • наблюдение за дыханием в районе верхней губы и ноздрей,
  • беспристрастное наблюдение за своим телом и его ощущениями,
  • развитие и раскрытие доброжелательности.

Курсы по Гоенке включают ежедневную 10-часовую медитацию и вечерние лекции, на которых учитель объясняет нюансы практики и отвечает на вопросы. Цель этих курсов –освобождение санскары, развитие щедрости, энергичности, честности, уравновешенности, доброты, самоотречения, нравственности. Освобождение памяти подразумевает уничтожение неверных, острых реакций на события, вызванных предыдущим опытом. Обучение не ограничивается 10 днями. Все желающие могут пройти дополнительный трехдневный курс или получить доступ к более длительному обучению, которое может длиться до 60 дней.

Випассана по Махаси Саядо

В Таиланде и Шри-Ланке чаще встречается методика по Саядо. Особенностью этой практики является то, что медиативное состояние достигается не только в положении сидя, но и при ходьбе. Практика проходит практически круглые сутки, но не приносит особого физического утомления и напряжения за счет чередования неподвижности и движения. Практик работает с осознанием, ведя круглосуточное наблюдение за своими ощущениями и реакциями. Этот курс подразумевает достаточно строгий подход. Человек, погруженный в медитативное состояние, должен испытать шестнадцать осознаний «випассана-няна», касающихся его самого и внешнего мира.

Випассана зародилась в Индии, а затем была изучена Буддой Гаутамой,
который обучил этой медитации своих учеников

Особенности и практика випассаны

Эта медитация помогает трансформироваться личности путем самонаблюдения. Основная идея этой практики – глубокая связь ума и тела, согласно которой все душевные страдания приводят к физическому недомоганию и боли. Во время этой медитации необходимо полное сосредоточение на физических ощущениях (то есть жизни тела) и состоянии ума. Это исследование себя помогает добраться до общих истоков тела и ума, а значит, убрать ментальные загрязнения и обрести уравновешенность, любовь и сострадание. Это путешествие в себя помогает увидеть скрытые процессы: как и почему происходит деградация или развитие личности, механизм увеличения страдания. Человек, который познал эти тонкие механизмы, может избавиться даже от неосознанных заблуждений, находит покой. При этом очень проста, ее может освоить даже ребенок. Дети даже легче выполняют эту практику, так как их сознание меньше загрязнено негативным опытом и суетными мыслями. Существует несколько способов освоить випассану самостоятельно.

Способы освоения випассаны самостоятельно

1. Осознание движения и мыслей

Этот способ подразумевает обучение осознанию собственных действий. Любое движение должно быть осознано вами. Вы должны четко понимать, что ваша рука двигается по вашей воле, вы идете по улице согласно собственному решению. Может показаться, что этот способ несколько наивен. Напротив, часто ли вы задумывались, почему вы откинули с лица прядь волос или поправили воротник рубашки? Эти все действия обычно производятся машинально, но именно от механики действия нужно уйти.

Отныне каждое ваше действие вы должны осознавать, четко зная, что руки или ноги двигаются только по вашей воле, без автоматизма. Эта практика направлена на отказ от бессознательных действий. Следите за собой, когда пережевываете пищу, принимаете ванну, поправляете одежду. Освоив наблюдение и осознание тела, переходите к осознанию своего ума. Наблюдайте за каждой своей мыслью, чувством. Не надо расценивать эмоции и мысли, не надо вовлекаться. Просто наблюдайте за своим разумом. Постепенно вы пройдете три шага: осознание тела, осознание ума, осознание настроения. Выйдя из медитативного состояния, вы будете лучше понимать механизм своей психологии и организма.

2. Осознание дыхания

В этом варианте ваше наблюдение будет вестись за животом. Ведь при дыхании живот опускается и поднимается, и именно на животе расположен пупок – жизненный источник, через который ребенок соединен с матерью. Движение живота напрямую связано с жизненной силой, на вдохе сила прибавляются, а на выдохе опускается вместе с животом. Когда вы полностью осознаете движение живота, эмоции утихнут, а ум замолчит. Этот способ легче дается женщинам, особенно рожавшим. Ведь все женщины внимательно следят за своим животом: во время месячных, во время беременности, оценивая свою красоту и подтянутость силуэта.

3. Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда воздух входит в ваше тело, а затем выходит. На вдохе ноздри ощущают приятную прохладу, а на выдохе верхняя губа согревается. Этот способ легче дается мужчинам, им проще сконцентрироваться на дыхании, чем на животе. Проблема в том, что большинство мужчин плохо осознают свой живот и дышат, поднимая грудную клетку. Этот способ дыхания пришел из Европы, где стандартов красоты является широкая мужская грудь. А вот Японии люди от природы не развиты в плечах и не видят ничего страшного в выпирающем животе. Поэтому японским мужчинам одинаково легко дается второй и третий варианты випассаны. Эту культурную разницу можно проследить даже в изображении Будды: у индийского божества атлетические формы и плоский живот, а японская статуэтка отличается большим животом и узкой грудью. Поэтому европейским мужчинам проще дается именно осознание ноздрей.

Випассана помогает снять страдания и обрести собственное «Я»

Это три основных способа достичь особенного медитативного состояния випассаны. В принципе, их можно практиковать по отдельности, но лучше совмещать все три варианта, тогда эффективность духовной практики возрастет. Но помните, что эта методика требует концентрации, но не чрезмерных усилий. Для начала лучше освоить один способ, потом второй и, наконец, практиковать все три варианта одновременно.

Виды положений освоения випассаны

Випассана сидя

Вы можете осваивать технику сидя. Для этого примите удобную позу, в которой вы сможете просидеть 40 минут без ощущения дискомфорта. Но помните, что спины и головы должны быть прямыми. Закройте глаза и дышите спокойно в удобном для вас ритме. Постарайтесь избежать любых движений. Наблюдайте, движения живота в точке чуть выше пупка. Помните, что випассана, медитация этой методики предполагает не концентрацию, а наблюдение. Если какая-то мысль или предмет отвлекают вас, уделите этому должное внимание, а затем вернитесь к медитации.

Випассана при ходьбе

Это отдельное направление випассаны, цель которой – осознание ног, которые касаются земли. Ходить можно в парке или дома. Выберите приятный вам участок и начинайте практику. Ходить можно по кругу или по прямой, делая 15 шагов вперед и назад. Опустите глаза и смотрите на землю, которая впереди ваших нош. Наблюдайте, как ваши ноги поочередно касаются земли, как двигается ступня, наблюдайте за ощущением в ногах: как сгибается колено, как подошва попирает землю, как ступня поднимается в воздух. Если вас что-то отвлекает – устраните помеху и снова наблюдайте за ногами. Спустя какое-то время духовной практики вы достигните полной свободы, ощущения «я» растворится, ум умолкнет, а эмоции уйдут. Это и есть просветление. И ваша личность трансформируется, вместе с эго уйдут страхи, обиды, боль, алчность и другие пороки, но доброта и сострадания расцветут в вашей душе в полную силу.


Top