Вечные темы в творчестве куприна. Основные темы и идеи прозы А

Любовь хотя бы раз в своей жизни испытал каждый человек – будь-то любовь к матери или отцу, мужчине или женщине, своему ребенку или другу. Благодаря этому всепоглощающему чувству люди становятся более добрыми, душевными. Тема любви затрагивается в творчестве многих великих писателей и поэтов, именно она вдохновила их на создание своих бессмертных произведений.

Великий русский писатель А. И. Куприн написал ряд произведений, в которых воспел чистую, идеальную, возвышенную любовь. Под пером А.И.Куприна

Родились такие замечательные произведения, как рассказы Гранатовый браслет», «Суламифь », «Олеся », «Поединок» и многие другие, которые посвящены этому светлому чувству. В этих произведениях писатель показал любовь разного характера и разных людей, но суть ее неизменна – она безгранична.

В повести «Олеся », написанной А.И.Куприным в 1898 году, показана всепоглощающая любовь Олеси , девушки из глухой полесской деревушки, к барину Ивану Тимофеевичу. Во время охоты Иван Тимофеевич знакомится с Олесей , внучкой ведьмы Мануйлихи . Девушка завораживает его своей красотой, восхищает гордостью и самоуверенностью. А Иван Тимофеевич привлекает Олесю своей добротой и интеллигентностью. Главные герои влюбляются друг в друга, целиком отдаваясь своему чувству.

Влюбленная Олеся проявляет свои наилучшие качества – чуткость, деликатность, наблюдательность, врожденный ум и подсознательные знания жизненных тайн. Ради своей любви она готова на все. Но это чувство сделало Олесю беззащитной, приведя ее к гибели. В сравнении с любовью Олеси чувство Ивана Тимофеевича к ней скорее похоже на мимолетное влечение.

Предложив девушке руку и сердце, главный герой подразумевает, что Олеся , которая жить не может вдали от природы, переедет к нему в город. Ваня даже не думает отказаться от цивилизации ради Олеси . Он оказался слабым, смирился со сложившимися обстоятельствами и не предпринял никаких действий, чтобы быть вместе с возлюбленной.
В рассказе «Гранатовый браслет» любовь представлена как безответное, бескорыстное, романтическое чувство, которое испытывает главный герой Желтков, мелкий служащий, к княгине Вере Николаевне Шеиной.

Смыслом жизни Желткова стали его письма к любимой женщине, полные чистой, самоотверженной любви. Муж княгини, справедливый и добрый человек, с сочувствием относится к Желткову и, отбросив всякие предрассудки, проявляет уважение к его чувствам. Однако Желтков, осознав несбыточность своей мечты и потеряв всякую надежду на взаимность, совершает самоубийство.

При этом даже в последние минуты своей жизни он думает лишь о своей возлюбленной. И только после смерти главного героя к Вере Николаевне приходит осознание того, что «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Это произведение является глубоко трагичным и говорит о том, как важно вовремя понять любовь другого человека и ответить ему взаимностью.

В своих произведениях А.И.Куприн продемонстрировал любовь как искреннее, преданное и бескорыстное чувство. Это чувство – мечта каждого человека, ради которой можно пожертвовать всем. Это вечная всепобеждающая любовь, которая сделает людей счастливыми и добрыми, а окружающий мир прекрасным.

Сочинение

Тема любви — вечная тема не только в литературе, но и в искусстве вообще. Каждый художник привносит в нее что-то свое: свое понимание этого чувства, отношение к нему. Писатели Серебряного века по-своему трактовали любовные отношения. Можно сказать, что у них выработалась своя философия любви.

Бунин и Куприн — одни из самых выдающихся писателей того времени, далеко вышедшие за рамки Серебряного века. Большая часть их творчества посвящена теме любви. Каждый из этих художников создал свои, оригинальные, произведения. Их невозможно перепутать. Но общий смысл произведений и Бунина, и Куприна можно передать риторическим вопросом: «Разве любовь бывает нечастной?»

Действительно, в «Темных аллеях» Бунина нет, наверное, ни одного рассказа, посвященного счастливой любви. Так или иначе, это чувство кратковременно и заканчивается драматично, если не трагично. Но писатель утверждает, что, несмотря ни на что, любовь прекрасна. Она, пусть и на короткий миг, освещает жизнь человека и дает ему смысл для дальнейшего существования. Например, в рассказе «Холодная осень» героиня, прожив долгую и очень трудную жизнь, подводит итог: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер». Только тот осенний холодный вечер, когда героиня прощалась со своим женихом, уходящим на войну. Так светло и, в то же время, грустно и тяжело было у нее на душе.

Только в конце вечера герои заговорили о самом страшном: вдруг возлюбленный не вернется с войны? Вдруг его убьют? Героиня не хочет и не может даже подумать об этом: «Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок — ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли: «Не говори так! Я не переживу твоей смерти!»

Жениха героини действительно убили. И девушка пережила его гибель. Она даже вышла замуж, родила ребенка. После революции 1917 года ей пришлось скитаться по России и другим странам. Но, на исходе лет, задумавшись о своей жизни, героиня приходит к мысли, что в ее жизни была только одна любовь. Больше того, в ее жизни была только одна осенняя ночь, которая осветила всю жизнь женщины. В этом — ее жизненный смысл, ее опора и поддержка.

Герои рассказов «Кавказ» и «Чистый понедельник» не рассуждают о своей жизни, не осмысляют ее. Но и в их жизни любовь-вспышка, любовь-рок сыграла огромную роль. Можно сказать, мне кажется, что она перевернула существование героев, изменила их образ жизни и мысли.

В «Чистом понедельнике» герой любит свою загадочную возлюбленную жаркой любовью-страстью. Он хочет и от нее получить в ответ то же самое. Но его дама сердца как будто не может быть просто счастлива. Что-то гложет ее, не отпускает. Какая-то печаль не дает быть героине счастливой. «Счастье, счастье… «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь -- надулось, а вытащишь — ничего нету», — говорит она.

Лишь в последнюю ночь перед чистым понедельником героиня полностью отдается герою: и физически и духовно. Но после этого она объявляет, что возвращается к себе домой, в Тверь. И, наверное, уйдет в монастырь.

Сердце героя от горя разрывалось на части. Он любил эту девушку всей душой. Но, несмотря на все страдания, его любовь к ней- светлое пятно в жизни, пусть и с примесью чего-то горького, непонятного, загадочного.

Любовь в рассказе «Кавказ» вообще заканчивается трагически. Из-за нее гибнет человек, муж возлюбленной рассказчика. Чувство любви, по Бунину, приносит много горечи. Оно не может быть долговечным. Любовь — это вспышка, которая быстро проходит и несет с собой не только созидательную, но и разрушающую силу. Любовь, по мнению писателя, всегда связана с роком, загадочностью, таинственностью. Но, тем не менее, это — самое высшее счастье, которое только может быть в жизни человека.

Эту мысль в своем творчестве полностью поддерживает и А. И. Куприн. В повести «Гранатовый браслет» он рисует жертвенное и безответное чувство, которое полностью завладело героем. Этот, казалось бы, непримечательный человечек, мелкий чиновник, обладал огромным даром. Желтков умел любить. Больше того, этому чувству он подчинил всю свою жизнь, все свое существо. Поэтому, когда его попросили больше не уделять внимание его обожаемой Вере Николаевне, герой просто уходит из жизни. Без княгини ему незачем жить. В свом последнем письме он написал: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас».

Желтков осознает это и благодарит Бога за то чувство, которое он испытывает. Герою не нужно в ответ ничего, только писать письма своей возлюбленной и отдавать ей самое дорогое — частичку своей огромной души.

Этот герой, мне кажется, мог бы воскликнуть: «Разве любовь бывает несчастной?» Читая произведения Бунина и Куприна, мы начинаем задумываться над этим. А также начинаем, как мне кажется, больше ценить это чувство, независимо от его взаимности.

ВСТУПЛЕНИЕ

Для реферата я выбрала тему, связанную с творчеством известного русского писателя Александра Ивановича Куприна. Выбор этого имени объясняется тем, что это достаточно известный и интересный писатель, но в школьной программе не так уж много времени уделено его творчеству, а при работе над рефератом можно подробно изучить творчество писателя. Сама жизнь писателя, его личность производят сильное впечатление. Это человек цельный, отличающийся твердостью жизненной позиции, истинной интеллигентностью и добротой, умением понимать жизнь.

Цель моей работы:

Раскрыть особенности изображения темы любви в произведениях Куприна;

Показать значение этой темы в его творчестве.

Показать место темы любви в мировой и русской литературе;

Раскрыть особенности понимания этого чувства разными авторами;

Раскрыть на примере трилогии о любви разные ее стороны и лики;

Показать мастерство писателя в изображении героев.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина», после «Анны Карениной» Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших любовь. Но у любви тысячи оттенков, и каждом ее проявлении свой свет, своя печаль, свой излом и свое благоухание.

У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо - пороки и низменные желания. Множество писателей в своих книгах проверяли и будут проверять своих героев, посылая им это чувство. Каждый автор пытается по-своему объяснить любовь, внести лепту в ее определение. Для Куприна любовь - дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллионов. К сожалению, сейчас все реже можно встретить большую пламенную любовь между мужчиной и женщиной. Люди перестали преклоняться и благоговеть перед ней. Любовь стала обыденным, повседневным чувством. Актуальность данной работы в том, что она обращена к вечному чувству, показывает пример необыкновенной, яркой, самоотверженной любви и заставляет нас, живущих в такое неромантическое и подчас бездуховное время еще раз задуматься над смыслом самой удивительной встречи на дорогах жизни - встречи Мужчины и Женщины.

творчество куприн любовь повесть

ЛЮБВИ - ОДНА ИЗ ВЕЧНЫХ ТЕМ ЛИТЕРАТУРЫ

Тема любви - вечная, как само чувство ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. Ведь любовь - это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.

Подобно всем другим литературам мира, русская литература уделяет теме любви немалое место, ее «удельный» вес ничуть не меньше, нежели во французской или английской литературах. Хотя «любовные истории» в чистом виде в русской литературе встречаются не так уж часто, чаще любовный сюжет отягощен побочными линиями и темами. Однако реализация данной темы в различных текстах, принадлежащих русской классической литературе, отличается большим своеобразием, резко отличающим ее от всех других литератур мира.

Своеобразие это заключается, прежде всего, в том, что для русской литературы характерен серьезный и пристальный взгляд на любовь и, шире, на интимные отношения между мужчиной и женщиной. Девизом такого отношения может служить известная пословица «с любовью не шутят». Причина такой серьезности одна - любовь в русской литературе почти всегда принадлежит области драматического и очень часто - трагического пафоса, но крайне редко история отношений мужчины и женщины - в прозе ли, в поэзии - дает повод для веселья. Счастливый конец, любимый многими зарубежными писателями и порой допускаемый даже Бальзаком, в русской литературе не просто отсутствует, он ей чужероден. Все знаменитые любовные истории русской классики, от «Бедной Лизы» Карамзина до «Темных аллей» Бунина протекают весьма напряженно и заканчиваются очень плохо.

Трагизм в разработке любовной тематики вытекает из нескольких источников, наиболее давним из которых является, конечно же, народная традиция. Только в русском фольклоре любовные частушки называются «страдания», только в русской деревне синонимом слова любить было слово «жалеть». Таким образом, акцент делается именно на печальной, мучительной стороне взаимоотношений мужчины и женщины, а во главу отношений возводится духовное начало. Народное понимание брака и любви перекликается с христианским, православным пониманием брака как испытания прочности духовных и физических сил человека, тяжкого труда во имя общей цели.

Понимание любви как высшей силы, соединяющей божественное с человеческим, характерно для литературы XX века. Можно утверждать, что целостную концепцию жизни писатели во многом определяли через постижение сущности любви. Прежде всего, это устремление выразилось в прозе Александра Куприна и Ивана Бунина. Писателей привлекала не столько история отношений любящей пары или развитие ее психологического поединка, сколько влияние пережитого на постижение героем себя и всего мира. Потому событийная канва в их произведениях предельно упрощена, а внимание сосредоточено на мгновениях прозрения, поворотных внутренних состояниях персонажей:

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

(Ф. Тютчев)

Рассказы о любви Бунина - это повествование о тайне любви. У него была своя концепция любви: она возникает как солнечный удар и поражает человека. В истинной любви, считает Бунин, есть что-то общее с вечной природой. Прекрасно только то чувство, которое естественно, не ложно, не выдумано. Энциклопедией любви можно считать книгу И. Бунина «Темные аллеи». Сам автор считал ее своим самым совершенным созданием. Писатель ставит сложную художественную задачу: тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) написать об одном и том же - о любви. Разнообразные и причудливые лики любви показывает Бунин: любовь - вражда, продажная любовь, любовь - жалость, любовь - сострадание, плотская любовь. Открывает книгу одноименный рассказ «Темные аллеи». Несмотря на то, что он небольшой, действие развивается быстро, автору удалось полно раскрыть тему трагической любви людей различных сословий. Старый седой офицер Николай Алексеевич на постоялом дворе встречает женщину, в которую был влюблен в молодости, а потом бросил. Она же пронесла свое чувство через всю свою жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело», - говорит героиня. Ярким лучом проходит через ее судьбу это огромное страстное чувство, наполняя ее счастьем, пускай и в одиночестве. Их любовь родилась в тени аллей и сам Николай Алексеевич скажет в конце рассказа: «Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!» Любовь, как «легкое дыхание» посещает героев и исчезает. Хрупкая и непрочная, она обречена на гибель: Николай Алексеевич бросает Надежду, и, встретившись много лет спустя, они вынуждены вновь расстаться. Любовь обернулась трагедией. Герой теперь понимает, какие минуты его жизни были главными. В его жизни так и не нашлось места счастью: жена бросила, сын «вышел негодяй, наглец, без сердца, без чести, без совести». Рассказ не мог иметь счастливого конца, но все же не оставляет тягостного впечатления, так как по Бунину «всякая любовь - великое счастье». Одного короткого мига достаточно, чтобы осветить всю жизнь героев. В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и темные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждого влюбленного есть свои темные аллеи. Об этом и лучшие страницы любовной прозы другого представителя русской литературы - А. Куприн.

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна, двух русских писателей, относящихся к первой половине 20 века, является общей в их произведениях. Героев их рассказов и повестей характеризуют необыкновенная искренность и сила чувства. Оно подчиняет себе все мысли человека. Однако тема любви в творчестве Бунина и Куприна раскрывается практически всегда трагично. Главные герои неизменно обречены на страдания. Для того чтобы сохранить свое чувство, им следует навсегда расстаться. Такой финал мы наблюдаем во всех рассказах Ивана Алексеевича. Тема трагической любви в раскрыта очень подробно.

Любовь в произведениях Бунина

Герои его произведений живут в ожидании любви. Они стремятся найти ее и нередко гибнут, обожженные ею. Это чувство в его произведениях самоотверженно, бескорыстно. Оно не требует награды. Про такую любовь можно сказать: "Сильна, как смерть". Для нее будет радостью, а не несчастьем пойти на мучение.

У Бунина любовь не живет долго - в браке, в семье, в буднях. Это ослепительная короткая вспышка, озарившая до самой глубины сердца и души влюбленных. Неизбежен трагический финал, гибель, небытие, самоубийство.

Иван Алексеевич создал целый цикл рассказов посвященный описанию различных оттенков этого чувства. В нем, наверное, не найти ни одного произведения со счастливым финалом. Описанное автором чувство, так или иначе, кратковременно и заканчивается если не трагично, то по крайней мере драматично. Один из самых известных рассказов этого цикла - "Солнечный удар".

В нем героиня уходит в монастырь, а герой мучается от тоски по ней. Он всей своей душой любил эту девушку. Однако, несмотря ни на что, чувство его к ней остается светлым пятном в его жизни, хотя и с примесью чего-то загадочного, непонятного, горького.

Любовь героев произведений "Олеся" и "Гранатовый браслет"

Тема любви - основная тема в творчестве Куприна. Александр Иванович создал множество произведений, посвященных этому чувству. В повести "Олеся" Александра Ивановича Куприна героиня полюбила "доброго, но только слабого" человека. Тема трагической любви в творчестве Куприна раскрывается и в другом его произведении - "Гранатовом браслете".

Автор рассказывает историю некоего бедного служащего Желткова, описывая его чувства к состоятельной замужней княгине Вере Николаевне. Для него единственным выходом является самоубийство. Перед тем как совершить его, он произносит, словно молитву, слова: "Да святится имя твое". В произведениях Куприна герои могут показаться несчастными. Однако это верно лишь отчасти. Они счастливы уже тем, что в их жизни однажды была любовь, а ведь это самое прекрасное чувство. Таким образом, тема трагической любви в творчестве Куприна имеет жизнеутверждающий оттенок. Олеся из одноименной повести сожалеет лишь о том, что у нее не осталось ребенка от любимого. Желтков умирает, произнося благословение любимой женщине. Это романтичные и красивые истории любви, которые так редко встречаются в реальной жизни...

Героями произведений Куприна являются мечтательные личности, наделенные пылким воображением. Однако они в то же время немногословны и непрактичны. В полной мере эти черты раскрываются после того, как они проходят испытание любовью.

Так, например, Желтков не говорил о любви к Вере, обрекая себя тем самым на муки и страдания. Однако он не мог скрывать свое чувство, поэтому писал ей письма. Желтков из повести "Гранатовый браслет" испытывал безответное, жертвенное чувство, полностью овладевшее им. Казалось бы, это мелкий чиновник, ничем не примечательный человек. Однако он обладал поистине огромным даром - умел любить. Он подчинил все свое существо, всю свою душу этому чувству. Когда муж попросил его больше не беспокоить ее своими письмами, Желтков решил уйти из жизни. Он просто не мыслил существование без княгини.

Описание природы, противопоставление любви и быта

У Куприна очень важную роль играет описание природы. Она является фоном, на котором происходят события. В частности, любовь, вспыхнувшая между Иваном Тимофеевичем и Олесей, представлена на фоне весеннего леса. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна характеризуется тем, что в произведениях этих авторов высокое чувство бессильно перед амбициями, расчетом и жестокостью жизни. После столкновения с обыденностью оно исчезает. Вместо него остается лишь чувство пресыщения.

Любовь проходит мимо

В произведениях этих авторов быт и любовь, обыденность и это высокое чувство не могут совмещаться. Однако бывает и так, что люди, не замечая своего счастья, проходят мимо него. И с этой стороны раскрывается тема К примеру, героиня "Гранатового браслета" княгиня Вера поздно замечает чувство к ней Желткова, однако в конце произведения она узнает, что значит всепоглощающая, бескорыстная любовь. На короткое мгновение она осветила ее жизнь.

Несовершенство человека и жизнеутверждающие моменты

В самом человеке, вероятно, есть то, что мешает всем нам замечать добро и красоту. Это эгоизм, который нередко выражается в желании быть счастливым любой ценой, даже если другой человек будет страдать от этого. В произведениях Куприна и Бунина мы находим все эти размышления. Однако, несмотря на драматизм, присутствующий в них, в рассказах и повестях можно увидеть и что-то жизнеутверждающее. Высокое чувство помогает персонажам Куприна и Бунина выйти за круг пошлости и обыденности, окружающей их. И неважно, что лишь на мгновение, что ценой этого мгновения нередко является целая жизнь.

В заключение

Итак, мы ответили на вопрос о том, как раскрывается тема В заключение отметим, что рассказы и повести этих авторов учат нас умению разглядеть настоящее чувство, суметь не упустить его и не скрывать, поскольку однажды может быть слишком поздно. И Бунин, и Куприн считают, что любовь дается человеку для того, чтобы озарить его жизнь, чтобы открыть его глаза.

Можно заметить, что и тот и другой автор в произведениях, посвященных этому чувству, чаще всего прибегают к приему контраста. Они противопоставляют в своих рассказах и повестях двух любящих. Это разные люди как в моральном плане, так и в духовном. Кроме того, у них нередко бывает большая разница и в социальном положении.

30.03.2013 31116 0

Уроки 7– 8
Этапы жизни и творчества А. И. Куприна.
Любовь как высшая ценность мира
в рассказе «Гранатовый браслет»

Цели : познакомить с особенностями жизни и творчества Куприна; развивать навыки восприятия лекционного материала , самостоятельной работы с книгой.

Задачи : отметить реализм как художественный метод писателя в традициях классической русской литературы; провести наблюдение над звучанием вечных тем любви и «маленького» человека в рассказе «Гранатовый браслет», определить роль образа-символа в данном произведении.

Ход уроков

Он из тех писателей, на которых достаточно указать: читайте его, это подлинное искусство; оно всякому понятно без комментариев.

Ф. Д. Батюшков

В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей... У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни.

В. Львов-Рогачевский

I. Вступительное слово учителя.

Расскажите, что вы умеете делать хорошо. Кто из вас занимается спортом, музыкой, творчеством? Есть ли то, чему вы обязательно хотите научиться?

А вот этот человек в возрасте 20 с небольшим лет «был последовательно... землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве, на Мясницкой... Был лесным объездчиком, нагружал и выгружал мебель во время осеннего и весеннего дачных сезонов, ездил передовым в цирке, занимался... актерским ремеслом...».

Добавим: управлял имением в глухом углу Полесья, заменял псаломщика в дальнем сельском приходе, служил учетчиком в кузнице сталелитейного завода, кажется, даже пробовал себя в качестве циркового борца...

Позже выходил с балаклавскими рыбаками на зимний лов белуги, опускался на дно морское в скафандре водолаза, подымался за облака на аэроплане и аэростате, держал в своей комнате жеребенка, дабы написать рассказ «Изумруд», дружил со знаменитым летчиком Сергеем Уточкиным и еще более знаменитым борцом Иваном Заикиным, с клоунами Жакомино и Таити Джеретти, с дрессировщиком Анатолием Дуровым и его труппой (Дуров писал на афише о своих зверях: «Сам Куприн-писатель // С ними был приятель...»)

А. И. Куприн, по воспоминаниям современников, испытывал жгучий интерес «буквально ко всякой работе». Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий: инженеры, фабричные, шарманщики, циркачи, конокрады, монахи, банкиры, шпики – он жаждал узнать о них всю подноготную, ибо в изучении русского быта не терпел никакого полузнайства.

К. И. Чуковский вспоминал: «В 1902 году в Одессе газетный репортер Леон Трецек познакомил Куприна с начальником одной из пожарных команд. Он воспользовался этим знакомством, и, когда в центре города на Екатерининской улице загорелся среди ночи набитый жильцами дом, Куприн в медной каске помчался туда вместе с отрядом пожарников и работал в пламени и в дыму до утра».

Современница Куприна, писательница Тэффи, отмечала его серьезное отношение и к творчеству: «...Когда писал – работал, а не забавлялся и не фиглярничал. И та сторона его души, которая являлась в творчестве, была ясна и проста, и компас его чувств указывал стрелкой на добро». Она же вспоминала, что как человек А. И. Куприн «был вовсе не простачок».

Как же сложилась его судьба?

II. Лекция учителя с ассистентами.

26 августа 1870 г. в г. Наровчате Пензенской губернии в семье коллежского регистратора Куприна родился сын Александр.

1874. После смерти отца вместе с матерью живет во Вдовьем доме (благотворительном учреждении «для призрения престарелых и не имеющих способов к пропитанию своему вдов» дворянского происхождения).

С 1877 начинает писать стихи. С 6 лет началось для мальчика детство, которое он впоследствии во многих своих произведениях назовет «поруганным» и «казенным». В 1880 г. Саша Куприн выдержал вступительные экзамены во 2-ю Московскую военную гимназию. В своем рассказе «На переломе» Куприн описывает, как за незначительный проступок его приговорили к десяти ударам розгами.

«В маленьком масштабе он испытал все, что чувствует преступник, приговоренный к смертной казни». И кончает он рассказ словами: «Прошло очень много лет, пока в душе Буланина (Куприна) не зажила эта кровавая, долго сочившаяся рана».

Во время учения в кадетском корпусе не только пишет свои стихи, но и переводит с немецкого и французского.

1889 г. – напечатан первый рассказ «Последний дебют», за который в училище получил взыскание, так как юнкерам было запрещено выступать в печати. В 1893 г. успешно сдавал экзамены в Академию Генерального штаба, но приказом командующего Киевским военным округом подпоручику Куприну было запрещено поступление в Академию. Рассказывали, что на берегу Днепра околоточный надзиратель вступил в конфликт с группой молодых офицеров, в которой был и Куприн. Человек легендарной физической силы, Куприн сбросил околоточного в реку, а тот составил протокол «об утопии полицейского чина при исполнении служебных обязанностей».

1894 г. – Куприн в чине поручика выходит из полка и оказывается в Киеве «без денег, без родных, без знакомств».

Подготовленный ученик читает наизусть.

Об этом времени сам писатель вспоминал так: «Неожиданно наступили дни жестокого безденежья. Я с трудом перебивался с хлеба на квас. Газета, в которой я работал, перестала платить мне за фельетоны, и только изредка удавалось выпросить у бухгалтера в счет гонорара рубль, а в лучшем случае три рубля. Я задолжал хозяйке за комнату, и она грозила «выбросить мои вещи на улицу».

Пришлось подумать о том, чтобы временно перебраться на жительство в ночлежку и, так как наступало лето, заняться не литературным, а честным трудом грузчика на пристани. С газетой я все же не порывал и в отдел «Из городских происшествий» давал заметки следующего содержания:

«Вчера на Крещатике прекрасная породистая собака господина Н. попала под колеса конки и, раздавленная, кричала нечеловеческим голосом»... Заметки эти я писал с удовольствием... И, что было самое удивительное, никто: ни редактор, ни читатели – не замечали явного издевательства...

1896 г. – выходит первая книга Куприна – книга очерков «Киевские типы».

1898 г. – живет в семье своей сестры в лесничестве. Об этом времени вспоминал: «...я провел самые благодатные месяцы моей жизни,.. впитал в себя самые мощные, самые плодотворные впечатления,.. учился русскому языку и русскому пейзажу». Работает над повестью «Олеся».

1904–1905 гг. – работа над повестью «Поединок».

Внимательное отношение к людям проявлялось не только в творчестве писателя.

И. Бунин так говорил о нем: «Наряду с большой гордостью много неожиданной скромности, наряду с дерзкой запальчивостью много доброты, отходчивости, застенчивости».

Заранее подготовленный ученик читает наизусть.

К. Чуковский в своих воспоминаниях о Куприне рассказал историю о том, как тот, узнав от приятеля о старухе, которую беспощадно колотит сын, громадного роста биндюжник, в тот же день разыскал этого человека в порту.

Рискуя быть изувеченным его кулаками, Куприн сказал ему такие слова, что тот закаялся измываться над матерью. Чуковский писал: «Я видел эту женщину, когда она пришла поблагодарить Куприна. Куприн принял ее с сыновней почтительностью и, не желая, чтобы мы восхваляли его благородство, сказал, когда его гостья ушла:

– Хорошо пахнут старухи на юге: горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и – ладаном».

1909 г. – присуждена премия Пушкина.

1911 г. – в альманахе «Земля» увидел свет рассказ «Гранатовый браслет», немного позже, в 1915 г. будет поставлен кинофильм по этому произведению.

1914 г. – не остался в стороне от военных событий. В доме Куприных в Гатчине был открыт частный лазарет для раненых Первой мировой войны. Сам писатель идет в армию, но признан негодным к военной службе по состоянию здоровья.

1919 г. – во время гражданской войны эмигрирует за границу: сначала уезжает в Хельсинки, потом переезжает в Париж.

В 1924 г. писателю передано полуофициальное предложение вернуться в Советскую Россию, но он отказался: «...пять лет в изгнании... А все же не поеду... Предположим, что с меня заживо шкуру не сдерут, предоставят пастись, где и чем хочу... Надо будет как-нибудь вертеться, крутиться, ловчиться... Да-с, захотели мы революции, как кобыла уксусу. Правда: умереть бы там слаще и легче было».

За границей Куприн жил бедно, но продолжал литературную деятельность: работал в газете, писал роман «Юнкера».

В 1937 г. семья Куприных получает разрешение возвратиться в Россию и покидает Францию. Писатель тепло встречен в Москве новым поколением читателей, но он тяжело болен.

В 1938 г. по желанию Куприна его увозят в Гатчину. В ленинградской больнице он переносит тяжелую онкологическую операцию.

Отметьте в форме плана особенности творчества Куприна. (Лекция продолжается.)

1. Реализм Куприна.

Его требования к себе, как к писателю-реалисту, не имели границ. Он по-мальчишески щеголял этой своей многоопытностью перед другими писателями, ибо в том заключалось его честолюбие: знать доподлинно, не из книг, не по слухам, те вещи и факты, о которых он говорит в своих книгах.

1) Если хочешь что-нибудь изобразить... сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус. Положение фигуры, выражение лица... Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо.

2) Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят, живописуй образ речью самого говорящего. Это одна из важнейших красок... для уха.

3) 3най, что , собственно, хочешь сказать. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.

В статье «Загадка художника» О. Михайлов так писал о мастерстве Куприна:

«Куприн был... великим жизневедом. Все окружающее, в особенности человеческий быт, обиход, служило для него вернейшим показателем внутренней человеческой жизни и ее сложнейших психологических состояний...

Познания эти особенно ценны потому, что все они – следствие житейских наблюдений. Это сообщает прозе Куприна неувядаемую свежесть и богатство... Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи глубоких и разносторонних знаний».

Одним из ярких и разнообразных по тематике и проблематике реалистических произведений Куприна является повесть «Поединок».

(Индивидуальное сообщение по материалу учебника и книги В. Лилина «Александр Иванович Куприн. Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1975, глава «Поединок».)

2. Любовь к родине.

Где бы ни жил писатель, где бы ни работал, он всегда оставался истинно русским, был связан с Россией кровными корнями. Куприн признавался:

«Есть люди, которые по глупости или от отчаяния утверждают, что и без родины можно или что родина там, где ты счастлив. Но, простите меня, все это притворяжки перед самим собой. Мне нельзя без России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма написать туда, комок в горле... Вот уж, правда, «растворях хлеб свой слезами».

Подготовленный ученик читает наизусть (или художественный пересказ).

В одном из писем Куприна к И. Репину читаем:

«...Не моя воля, но сама судьба наполняет ветром паруса нашего корабля и гонит его в Европу... Тоска здесь... Знаете ли, чего мне не хватает? Это – двух-трех минут разговора с половым из Любимовского уезда, с зарайским извозчиком, с тульским банщиком, с володимирским плотником, с мищевским каменщиком. Я изнемогаю без русского языка! Меня, бывало, одно ловкое, уклюжее словцо приводило на целый день в легкое, теплое настроение...»

3. Необычны герои Куприна.

В журнале «Образование» за 1907 г. в статье «Куприн как выразитель эпохи» можно было прочитать:

«...Герои Куприна искренне проникнуты сознанием значения и красоты жизни, искренне поют ей гимн, но сами от нее мучительно страдают и едва ли способны довлачить ее благополучно до конца – даже при помощи брома и алкоголя...

Беспредельный, крылатый романтизм, в большей степени свойственный нашей старой, чем новой литературе, является отличительной чертой лучших произведений Куприна».

4. Тема любви в творчестве Куприна.

Индивидуальное сообщение ученика.

В своих лучших произведениях А. И. Куприн всегда писал о любви. Достаточно вспомнить такие его рассказы и повести, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь», чтобы понять, что писатель не только сам размышлял о любви, но и заставлял задуматься о ее силе и своих читателей.

Любовь в произведениях Куприна всегда бескорыстна, самоотверженна; она не ждет награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя она навсегда осталась величайшей тайной в мире и одновременно трагедией.

Они яснее раскрываются, освещенные любовным чувством. В произведениях Куприна любовь та, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

Именно такая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. «Чистый и добрый» Ромашов, герой повести «Поединок», жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Такова и рыцарская, и романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне (рассказ «Гранатовый браслет»), поглотившая все его существо.

Несмотря на трагическую развязку, герои Куприна счастливы. Они считают, что осветившая их жизнь любовь – это подлинно прекрасное чувство. Олеся жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека, Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.

О всепоглощающей любви, которая дороже любого богатства, любой славы и даже дороже самой жизни, Куприн пишет в повести «Суламифь» .

Это, наверное, самое поэтичное его произведение, ведь оно было навеяно писателю библейской «песнью песней» – одним из древнейших сказаний о любви. Любовь всесильного и мудрого царя Соломона к «бедной девушке из виноградника» – Суламифи – позволила Куприну раскрыть всю глубину и красоту этого чувства. Такая великая любовь, как пишет автор, «никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, потому что каждая женщина, которая любит, – царица».

Не столь уж важно, существовала ли когда-нибудь настоящая Суламифь или же это всего лишь прекрасная легенда, дошедшая до нас через тысячелетия. Такая любовь, которая «повторяется один раз в тысячу лет», достойна того, чтобы ее выдумать и слагать о ней песни, легенды, писать о ней повести и романы. И хотя счастье героев длится недолго (Суламифь трагически погибает, закрыв своим телом Соломона от подосланного убийцы), но память о такой любви переживет века.

В произведениях А. И. Куприна любовь предстает перед читателем в разных своих проявлениях. Мы видим ее и как нежное, пламенное, высокое чувство, и как трагическую страсть. Но всегда любовь возвышает человека над другими людьми и делает его равным самому богу, ибо только в любви человек, подобно богам, обретает подлинное бессмертие.

– Сделайте обобщение изученного, расскажите об особенностях творчества А. И. Куприна.

III. Работа с текстом рассказа Куприна «Гранатовый браслет».

1. Слово учителя .

Анализ текста поможет выяснить, какие особенности художественного метода Куприна отразились в рассказе.

К. Паустовский в «Заметках о прозе Куприна» так пишет об этом произведении: Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви... Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и самых печальных – это купринский «Гранатовый браслет».

Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова.

Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святится имя твое!».

Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, – поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта.

2. Анализ текста рассказа по вопросам .

– Как тема любви воплощена в рассказе?

Звучит тема поэтической любви.

Последнее письмо Желткова поднимает любовь до трагизма. Прочитайте его текст. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое».

Смерть героя не обрывает любовь. Его смерть раскрывает перед Верой мир неведомых чувств, потому что мужа Вера по-настоящему не любила.

Под звуки сонаты Бетховена душа Веры испытывает потрясение. Она понимает, что мимо прошла любовь, которая «повторяется один раз в тысячу лет».

Образ Желткова помогает раскрыть и тему «маленького человека», традиционную для русской литературы. Докажите это.

В «Гранатовом браслете» нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в более мягких красках по сравнению с провинциальным мещанством. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выявляется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова.

Духовный облик Желткова ясно виден из его письма, присланного ко дню именин Веры Шеиной. Желтков ни на что не надеется, готов отдать все. В его словах покорность и поклонение, благородство.

В сцене прихода к Желткову Булат-Тугановского и князя Шеина герой имеет духовный перевес, который ему дает его возвышенное чувство.

Муж Веры, князь Василий, склонный к юмору, пародирует чувства Желткова, известные князю из писем, получаемых женой.

Это пародирование кажется пошлым и кощунственным. Куприн не рисует князя Василия дурным и злым , но отмечает его кастовое пренебрежение к «низшим» классам общества. Николай Булат-Тугановский символизирует все дурное, что бывает в аристократии.

Он ограниченный , надменный, жестокий человек. Именно он требует, чтобы Желтков был наказан, потому что осмелился поднять глаза на его сестру Веру.

Чем стал гранатовый браслет в истории любви Желткова к княгине Вере?

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. Этот подарок становится символом той самой любви, о которой мечтает каждая женщина.

Гранатовый браслет ценен Желткову тем, что его носила «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти...

И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!».

Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества. Желтков – мелкий, бедный чиновник, а Вера Николаевна – княгиня, но это обстоятельство не смущает героя, он по-прежнему любит, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: «...Ваш до смерти и после смерти покорный слуга».

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство: «И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же».

Княгиня мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова все ставит на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам».

И, не проклиная судьбу, уходит он из жизни, а людям остается только символ этой прекрасной любви – гранатовый браслет.

3. Отчет о работе группы исследователей .

Сопоставительный анализ рассказа А. Чехова «Дама с собачкой» и рассказа Куприна «Гранатовый браслет».

1. Куприн как ученик и последователь А. П. Чехова. Реализм А. П. Чехова и романтическое мировидение А. И. Куприна.

2. «Дама с собачкой» (1899) и «Гранатовый браслет (1910) – две классические новеллы о любви, однако каждая из них принадлежит своему времени.

3. Любовь, выросшая из случайного адюльтера, осенившая двух заурядных людей в рассказе «Дама с собачкой». Как объяснить замечание Чехова «Эта их любовь изменила их обоих»? Что, с вашей точки зрения, подтверждает глубину чувств героев Чехова и что опровергает?

4. Любовь Г. С. Желткова к княгине Вере – «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Романтический образ героини Куприна. Рыцарственный образ героя. Как вы думаете, как бы распорядился сходным сюжетом, сходными деталями Чехов?

5. Тема «героического поступка» в рассказах Чехова и Куприна.

6. Роль деталей у Чехова и у Куприна. «Обстановка приморской осени» в гл. 1–11 «Дамы с собачкой» и в «Гранатовом браслете». Почему Чехов переносит самые светлые сцены любви героев из Ялты – в Москву и губернский город С.? Почему Куприн, напротив, «перемещает» историю, «реально» происходившую в Петербурге, в приморский город?

7. В чем принципиальная , полярная разница «концепций любви» в рассказе Чехова и в рассказе Куприна? Какой из рассказов кажется лично вам светлее, человечнее, ближе к реальности? Который из этих двух рассказов более близок вам?

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Любовь в произведениях Куприна» (по рассказу «Гранатовый браслет» и повести «Олеся»); перечитать повесть Куприна «Олеся», сделать закладки с цитатами по образам главных героев.

Индивидуально : подготовить сообщение на тему «Пейзаж в повести Куприна «Олеся».


Top