Диалектика души план-конспект урока на тему. Диалектика души - это что такое? Диалектика души как художественный метод толстого

Люди как реки..

J 1. Толстой

Л. Н. Толстой писал: «Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляются одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

«Диалектика души», «текучесть человека», его способность к постоянному раз­витию, к самосовершенствованию всегда были для писателя признаком духовности личности, ее нравственного здоровья. Любимые герои Толстого живут в соответствии с его философией, с его представлениями о честной жизни: они ищут свой путь в ней, пытаются понять глубинный смысл, путаются, ошибаются, начинают сначала. И на этом пути нет предела.

Так живут все положительные герои романа «Война и мир»: князь Андрей и Пьер Безухов, княжна Марья и Наташа Ростова. От начала и до конца книги прошло не много лет, но герои ее не просто стали старше, они стали лучше, мудрее, оставаясь при этом самими собой. Они пережили личные драмы, со всем народом прошли испытания 1812 года. Пересилив общую беду и перестрадав свои ошибки, они многое открыли для себя и сделали все, что успели и хотели сделать для людей.

Помните, как мечтал о славе князь Андрей: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым. .. для одного этого я живу». Но уже в этом тщеславном стремлении молодости есть нечто большее, чем простое желание быть в центре внимания. В нем есть стремление совершить что-то нужное, значительное для людей, есть любовь к другим людям; он готов даже погибнуть в бою под Аустерлицем во имя своей мечты и общего блага. Борьба со страхом, страдание от боли и потерь, разочарование открыли князю Андрею простые и вечные ценности жизни. «Я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух», - понял тяжелораненый Болконский. «Сострадание, любовь к братьям, к лю­бящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам... вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив» - это последние слова князя Андрея.

А как меняется Пьер! Смешной, неуклюжий, легкомысленный в начале романа, он все ждал «чего-нибудь особенно умного», хотел бы заняться чем-нибудь дельным, да только никак не знал, с чего ему начать. Он натворил немало глупостей, ненавидел свою жизнь и презирал себя, пока не понял, «как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся». «Теперь он был совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге», - с удовольствием отмечает Толстой. Теперь уже Пьер убеждал князя Андрея в том, что понял сам, во что поверил всей душой: «Несправедливо то, что есть зло для других», - говорил Пьер и пытался исправить это зло, учился жить для других людей. У него не все получалось, но он убеждал своего разочарованного друга: «Наложить, надо любить, надо верить...» Пьер долго шел к своему «великому подвигу и великому счастью». Но путь его был честен.

Лучшие герои Толстого всегда недовольны собой. Видимо, это побуждает их «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться». Это и есть движение, развитие, «диалектика души», без которой нет жизни и нет настоящего человека.

45. «Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.) (Билет 20)Вариант 1

Л. Н. Толстой считал, что в человеке живут самые разнообраз­ные чувства, стремления, желания. Поэтому герои писателя могут быть разными, автор видит своего героя «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то силачом, то бессильнейшим существом». Привлека­тельность ищущих, думающих, сомневающихся героев заключает­ся именно в том, что они страстно хотят понять, что же такое жизнь, в чем ее высшая справедливость. Отсюда возникает непрерывное движение мыслей и чувств. Движение как столкновение, борьба раз­нообразных решений. Открытия, которые делают герои, - это сту­пени в процессе их духовного развития.

Эту особенность художественного метода Л. Н. Толстого в рас­крытии внутреннего мира персонажей Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». Сам Л. Н. Толстой считал, «чтобы читатели сочувствовали герою, нужно чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько добродетели, добродетели возможные, сла­бости - необходимые...»

В романе «Война и мир» автор проходит путь духовных поисков вместе с героями. Разные характеры и судьбы представляют в его романе разные типы отношения человека к жизни, к людям, к Богу. Не все герои Толстого стремятся познать истину. Но любимые герои автора решают нравственно-философские проблемы, ищут ответы на «веч­ные» вопросы. Один из таких героев - князь Андрей Болконский.

Один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей появляется на страницах романа в гостиной Анны Павловны Шерер. Это молодой человек с довольно красивыми чертами и усталым, скучающим взглядом. Мы видим уставшего от фаль­шивого, глупого общества, раздраженного князя Андрея. Для него гос­тиная, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - это заколдованный круг, из которого он пытается вырваться. Именно поэтому князь Андрей Болконский отправляется на войну. Его цель - достичь славы, славы, для которой он готов пожертвовать всем. В Аустерлиц-ком сражении Андрей со знаменем в руках бежит к своей мечте о «Ту­лоне», но, поверженный, он падает, и вместе с этим как будто падает значимость той цели, к которой он так стремился, Андрей чувствует ее бессмысленность. Князь Андрей не видит ничего, кроме неизме­римо высокого неба, все кажется пустым, обманом, все, кроме бес­конечного неба. В эти минуты он видит «маленького» Наполеона, видит его мелочность, ничтожность его величия, а также ничтож­ность жизни и смерти, которой никто не мог понять и объяснить.

Цель его жизни была разрушена, жизнь - окончена. Перелом­ным моментом, изменившим этот взгляд, становится случайно под­слушанный ночной разговор Наташи Ростовой с Соней. Эта тонень­кая девочка, восхищающаяся красотой ночи, мечтающая о полете, смогла возродить в князе Андрее веру в возможность приносить пользу людям, в возможность счастья и любви. Вторая встреча с Ната­шей произошла на балу, первом балу Наташи Ростовой.

Андрея Болконского привлекало в ней то, что так отличало ее от светского общества: ее искренность, естественность, радость и робость, даже ее ошибки во французском языке. Он почувствовал, что чуждый ему мир этой девочки манил к себе. В Андрее стали сосуществовать противоположности: то бесконечно великое и непреодолимое, что жило в нем после Аустерлица, и то, чем была она - узкое и телесное.

После помолвки в какой-то момент герой испугался той предан­ности и доверчивости Наташи, того радостного и вместе с этим тя­желого чувства сознания долга. Наверное, именно поэтому князь Андрей уступает отцу, соглашается отложить свадьбу на год. За вре­мя его отсутствия страсть Наташи к Анатолю оказывается сильнее ее любви к Андрею. И князь Андрей, который говорил о прощении падшей женщины, сам оказался не в силах простить. Он становится одержим жаждой мести.

Но встреча с Анатолем не принесла Болконскому ожидаемого удовлетворения. Оба героя были ранены, и жалкий вид стонущего Анатоля разбудил в князе Андрее близкое и тяжелое чувство, кото­рое связывало его с этим человеком. Он вспомнил свою нежность и любовь к Наташе и ощутил ее с еще большей силой. Он сумел не только простить, но и полюбить Анатоля любовью, которой любят братьев, любящих, ненавидящих, врагов.

Князь Андрей простил и Наташу и полюбил ее той новой, чис­той, божеской любовью. Любовь земная уступила место христианс­кой любви. Во время болезни, после ранения, в герое происходит борьба между жизнью и смертью. Он осмыслил свое новое чувство -любовь, которую проповедовал Бог на земле и которой учила его княжна Марья. Любовь есть Бог, есть жизнь. Любить все - любить бога во всех проявлениях. Болконский смог это понять, потому что полюбил. Страх перед смертью ушел, так как смерть стала означать для него возвращение частицы любви к вечному источнику.

Пройдя жизненный путь постоянных исканий ответов на веч­ные вопросы, постоянного самосовершенствования, Андрей Болкон­ский достиг наивысшей точки своего развития.

Вариант 2

Роман "Война и мир" Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре "Войны и мира", потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя послужила основой замысла всего романа.

Образ Пьера Безухова был задуман первоначально как образ декабриста, но затем Толстой возвратился к додекабрьскому периоду жизни своего героя и представил его юность, мужание. Толстой знал, что именно Пьер Безухов, этот мягкий человек, предстанет впоследствии как организатор тайного общества "независимых и свободных людей". Именно Пьеру предстоит в дальнейшем обвинить царя в бездействии, резко раскритиковать общественный строи, реакцию и аракчеевщину.

Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. И читатель не может не заметить этих качеств, не оценить их, несмотря на то что сначала Пьер представлен потерянным, слабохарактерным, ничем не выделяющимся молодым человеком.

Первое знакомство с героем происходит на фоне великосветского кружка Анны Павловны Шерер, и уже здесь заметно, что Пьер не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, определяющей чертой которого является всепроникающая ложь. По этой причине появление Пьера у большинства присутствующих вызывает опасение, а его искренность и прямолинейность - откровенный страх. Вспомним, как Пьер отошел от никому не нужной тетушки, заговорил с французским аббатом и увлекся разговором так, что стал явно угрожать нарушить систему светских взаимоотношений, привычных для дома Шерер, чем и оживил мертвую, фальшивую обстановку.

Одним своим умным и робким взглядом Пьер всерьез напугал хозяйку салона и ее гостей с их ложными нормами поведения. Пьер обладает такой же доброй и искренней улыбкой, бросается в глаза его особенная безобидная мягкость. Но сам Толстой не считает своего героя слабым и безвольным, как это может показаться на первый взгляд: "Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя".

Да, в образе Пьера Безухова мы находим черты безвольного и даже бессознательного подчинения, которые особенно проявляются в эпизодах женитьбы на Элен и отношений с ней. Точно так же, поверхностно, но в то же время восторженно, со всей душой, Пьер подчиняется духу масонства Ему свойственно в порыве страсти поддаваться подобным мгновенным увлечениям, принимая их за истинные и правильные. А тогда, когда проявляется истинная суть вещей, когда рушатся надежды, Пьер так же активно впадает в отчаяние, безверие, словно маленький ребенок, которого обидели.

И именно в такие, переломные минуты в Пьере проявляются сильная воля и самые лучшие стороны его характера, которые уже нельзя не отметить. Так, Безухов резко порывает с Элен, узнав о том, насколько сильна была ее любовь к его деньгам. Сам Безухов равнодушен к деньгам и роскоши, поэтому спокойно соглашается с требованиями хитрой жены отдать ей большую часть своего состояния. Пьер бескорыстен и готов на все, лишь бы поскорее избавиться от той лжи, которой окружила его коварная красавица. Несмотря на свою беспечность и молодость, Пьер остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь, поэтому он откровенно негодует в разговоре с негодяем Анатолем после неудавшегося похищения Наташи. И это далеко не единственные сцены, где Пьер уже более походит на взрослого самостоятельного человека, смелого, горячего, с независимыми суждениями. Как прекрасен он в своей потерянности во время сражения на поле Бородино, и при спасении девочки во время пожара, и когда вступает "в восторге бешенства" в драку с французами в Москве! Здесь он уже не безвольный и робкий Пьер.

Хочется еще раз отметить умение Толстого изображать своего героя таким, какой он есть, без прикрас, естественным человеком, которому свойственно постоянно меняться. Внутренние перемены, происходящие в душе Пьера Безухова, глубоки, и это отражается на его внешнем облике. При первом знакомстве Пьер - "массивный, толстый молодой человек, сумным наблюдательным взглядом". Совсем по-другому Пьер выглядит после женитьбы, в обществе Курагиных: "Он молчал... и с видом совершенно рассеянным ковырял пальцем в носу. Лицо его было уныло и мрачно". А когда Пьеру показалось, что он нашел смысл деятельности, направленный на улучшение жизни крестьян, он "говорил с одушевлением радости".

И только освободившись от угнетающей лжи светского фарса, попав в сложные военные условия и оказавшись в среде простых русских крестьян, Пьер ощущает вкус жизни, обретает душевное спокойствие, которое снова меняет его внешность. Несмотря на босые ноги, грязную рваную одежду, спутанные волосы, наполненные вшами, выражение глаз его было твердое, спокойное и оживленное, и никогда ранее у него не было такого взгляда.

Так, пройдя тяжелый путь, исполненный ошибок, заблуждений в действительности русской истории, Пьер находит самого себя, сохраняет свою природную сущность, не поддается влиянию общества. На протяжении всего романа герой Толстого находится в постоянных поисках, душевных переживаниях и сомнениях, которые в итоге приводят его к истинному призванию.

И если поначалу чувства Безухова постоянно борются друг с другом, он мыслит противоречиво, то потом он окончательно освобождается от всего наносного и искусственного, обретает истинное лицо и призвание, четко знает, что ему необходимо от жизни. Мы видим, как прекрасна настоящая, неподдельная любовь Пьера к Наташе, он становится прекрасным отцом семейства, активно занимается общественной деятельностью, приносит пользу людям и не боится новых дел.

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, начинать и ррррать и вечно бороться. А спокойствие - душевная подлость», - сказал Л. Н. Толстой, и это высказывание можно применить к его лучшим героям, таким, как Андрей Болконский, Пьер Безухое, Наташа Ростова, княжна Марья. Они изображены «ищущими людьми, стремящимися к высокой цели, к самосовершенствованию. Автор романа-эпопеи «Война и мир» признает, что человеку свойственно ошибаться, но главное - это способность понять ложность своих целей и найти силы измениться.

В течение почти всего произведения читатель наблюдает за жизнью главного героя - Андрея Болконского. Так как же изменяется философия князя Андрея и через какие события он проходит по воле автора?

Первый раз читатель встречается с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер. Мы его видим «скучающим», «равнодушно» слушающим гостей хозяйки салона. Автор описывает героя и отмечает, что это был «невысокий» молодой человек, весьма «красивый», с «усталым» взглядом. С людьми, которые ему неприятны своей неестественностью, неискренностью, он разговаривает резко, «с холодной учтивостью», произносит фразы «сухо-неприятно». Но совершенно другим он предстает перед нами в разговоре с Пьером. С ним он искренен и высказывает свои сокровенные мысли, так как относится к Пьеру «ласково и нежно». Именно из этого разговора мы узнаем, что князю Андрею хочется вырваться из того «заколдованного круга» салонов, приемных, гостиных, так как ему нужно реализовать себя, а в светском обществе для него это невозможно. Князь Андрей решает ехать на войну 1805 года, чтобы достичь славы (он хочет «спасти армию»). Он считает, что великие личности, такие, как Наполеон, Александр I, Кутузов, могут решать судьбы миллионов, и верит, что благодаря ему русские войска победят. Он ставит себя над солдатами (над народом), так как чувствует свое превосходство. Лицо его на службе «выражало больше довольства собой», а взгляд стал оживленнее и веселее, нежели в салоне Анны Павловны Шерер. У Болконского появляется возможность проявить себя на войне, и он полностью отдается службе. Свой интерес он видел «в общем ходе военного. дела» и, в отличие от других военных, не стремился получить награды, но принять участие в битве и именно там, подвергаясь опасности под пулями, совершить . Больше всего князь Андрей мечтает о-том, чтобы приняли его план военных действий, то есть чтобы русская армия победила, но обязательно благодаря ему.

Он на самом деле совершает подвиг, останавливая бегущую армию, но его ранят, и он неожиданно видит «высокое», «бесконечное небо» и понимает, что «все пустое». Князь Андрей разочаровывается в Наполеоне, который оказался всего лишь «маленьким», слабым человеком на военной службе, где надеялся найти себя князь Андрей. После раны и плена Андрей возвращается на родину. Он приезжает в имение отца Лысые Горы в тот момент, когда начались роды у его жены. Но она умирает, и на лице ее как будто остается наивный вопрос: «Что вы со мной сделали?» Маленькая княгиня была светской женщиной и искренне верила в единственность таких (светских) отношений. Потому она даже в семейном кругу обращалась к Андрею так, как - будто они находятся в свете. Ее мужа раздражает это, он целует ей руку, как у «посторонней», его удивляет то, что она не видит искусственности такого обращения, но не говорит ей об этом. «Маленькая княгиня» мучается холодностью со стороны князя Андрея, так как искренне любит его и не может понять причину такого обхождения с нею. Болконский ведет себя слишком жестоко, эгоистично. В этом-то его и упрекают маленькая княгиня и автор. Но такое трагическое событие в его жизни сильно влияет на него и оставляет в душе след: Болконский, возможно, впервые чувствует себя виноватым, и это важный этап в перерождении его личности.

Пережив тяжелую утрату, Андрей остается в своем имении Богучарово и погружается в хозяйственные дела: одним из первых осуществляет реформу о вольных хлебопашцах, выписывает ученую бабку, чтобы та помогала при родах, организовывает обучение крестьянских детей грамоте. Этому предшествует разговор с Пьером, в котором он рассказывает о своей новой философии: в жизни существуют только два несчастья - угрызения совести и болезнь, а счастье - «отсутствие» этих бед. Пьер же противопоставляет этим идеям идеи масонские. Этот разговор тоже произвел сильное впечатление на Андрея, и у него зародилась идея об активной деятельности.

Переломным моментом в становлении души Андрея Болконского является поездка в Рязань и ночь в Отрадном, когда он впервые встречается с семьей Ростовых и с Наташей. Он неожиданно открывает для себя то, что жизнь в 31 год не кончена и что все впереди. По дороге обратно он видит дуб, который ранее удивил его своей черствостью и неподчинением силе весны, любви. Раньше Болконский был согласен с этим старым дубом, но после встречи с Наташей, ночи в Отрадном преображается, возрождается душа князя Андрея. Изменяется и дуб, который расцвел и подчинился естественному потоку жизни. Главный герой решает жить не только для себя, но и для других, чтобы «все знали» его.

Так начинается карьера, служба Болконского. Он сошелся со Сперанским и долго работал над «Правами лиц». После второй встречи с Наташей Болконский понимает всю неестественность, а главное, незаинтересованность Сперанского и его кружка в работе над законами. Ему (главному герою) открылись их личные, индивидуалистические цели. А это сразу отталкивает Болконского от государственной службы, так как главное для героя - истинная польза государству. Также герой убеждается в невозможности сверхличности управлять миллионами людей и решать их судьбы. Болконский понимает, что история творится с помощью масс людей, ему открывается понятие «равной истории».

Если в Аустерлицком сражении он чувствовал себя «выше, над всеми», то в Бородинском сражении становится «одним из многих». Болконский говорит о едином чувстве и у солдат, и у Кутузова, и у него самого.

Вторая рана, оказавшаяся смертельной, окончательно открывает ему глаза на жизнь. Он осознает в себе «любовь и сострадание» к врагам, то есть наконец постигает смысл христианской любви. Тогда-то он и осознает всю жестокость разрыва с Наташей, которая перенесла его в «чуждый» для него мир радостей и обогатила его душу. Болконский прощает и начинает любить ее с еще большей силой, но ему не суждено выжить.

В финале произведения Болконский постигает высшее счастье «любви, христианской», индивидуалистическое в его характере исчезает, он осознает истины, казавшиеся ему чуждыми, проникается любовью ко всему человечеству, но, чем сильнее она становится, тем меньше он способен на любовь человеческую к конкретному близкому человеку. Болконский перед смертью почувствовал себя ближе к высшему миру, и потому он хочет расстаться с земным: «проснуться от жизни» и присоединиться к вселенской любви.

Н. Г. Чернышевский назвал изображение исканий героев «диалектикой души», то есть Толстой описывает в своем романе все моменты развития человека, и именно это для него важно. Болконский достиг высшего уровня развития личности. Герой достигает идеальной любви, которой нет места в реальности, поэтому умирает. Умирает так же, как и Базаров. Писарев сказал по поводу смерти героя романа «Отцы и дети», что «героя трудно было дальше пристроить». То же и с Болконским. Он не мог вернуться в земную жизнь, познав великие истины. Поэтому смерть героя неизбежна.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО (Князь Андрей Болконский) . И в закладках появилось готовое сочинение.

Произведения великого русского писателя Льва Толстого насыщены интересными, сложными и порой противоречивыми героями.

Писатель старается не просто определенным моментом показать их, он хочет раскрыть их судьбы и личности полноценно, поэтому именно в контексте его знаменитых произведений говорят о «диалектике души» в литературе.

Ведь диалектика души представляет собой постоянное описание внутреннего мира героев, их развитие и движение.

Толстой создавал интересные образы героев и, показывая их внутреннее восприятие происходящего – обращал внимание читателя на их нравственность и ценности.

Герои близки ему самому, потому что он тоже стремился к нравственным и духовным поискам, он желал совершенствоваться и двигаться вперед.

Самобытный психологизм Толстого

Критики и литераторы отмечают оригинальность писателя в выборе средств изобразительного психологизма.

То, как он желал продемонстрировать характеры героев в движении, было отчасти новаторским решением для русской литературы той эпохи, но даже сейчас его углубленный анализ личностей и влияние событий на их движение вперед или нравственное падение вызывает восхищение.

Таким образом, Толстой не просто показывал героев читателям, он также выражал свое мнение и выражал оценку изображаемого. И эта оценка была нравственной, потому что предпочтительнее всего для Толстого было смотреть на вещи с этой позиции.

Используя внутренний монолог героя, Толстой создавал иллюзию «подслушанных мыслей», например – размышления князя Андрея под небом Аустерлица. Он подробно анализировал поведение и мышление героев, тем самым, предоставляя от автора уже готовую психологическую оценку.

Путем изображения различных и порой неожиданных событий в жизни героев, он раз за разом раскрывал глубины их душ и создавал впечатление того, что читатели вместе с персонажами проходят этот путь развития и переосмысления действительности.

Толстой использовал сны, чтобы преподнести подсознательный ментальный план Пьера, детализированное впечатления персонажей от мира, чтобы показать, на чем конкретно заостряется их психика, и тем самым определить их внутренний психологический процесс мышления – Наташа Ростова на балу.

Истории душ в романах Толстого, духовные искания героев

Зачастую отмечают, что на многочисленных страницах книг Толстого души главных героев проходят через сложные и многогранные процессы перевоплощения. Это относится к понятию «диалектика души», ведь наблюдая за душевным ростом или падением героя, мы осознаем, что послужило этому или воспрепятствовало.

Личности героев меняются и вырастают – через борьбу и страдания, через тяжести и радости, через жизненные взлеты и падения. Идеал человека Толстой видел в подлинности его личности, он старался раскрывать душевную суть и глубину героя через моменты, когда человек меньше всего управляет собой и своим поведением.

Толстой создавал переломные моменты в кажущейся спокойной жизни героев (Наташа, Анна Каренина, Андрей Балконский, Пьер), чтобы избавить их от искусственного, чужого.

Показывая истинное лицо героев, их искренние побуждения и переживания, писатель показывал свое личное отношение к людям и к тому, каким должен быть настоящий человек.

Его герои находились в постоянном, усложненном поиске самих себя и искренней жизни, им приходилось бороться за это право не только с окружающими, но и с собственной противоречивой психикой. Через разрушения, борьбу и потери, Толстой избавлял их от наносного и пустого, таким образом, показывая как протекала история становления их душ.

Диалектика души - это в литературе средство, позволяющие в развернутом виде увидеть развитие персонажа. Автор, умеющий описать внешний мир через переживания и размышления героев, достиг настоящего профессионализма.

Диалектика души - это все о персонаже

Диалектика - это философское понятие, которое означает изменения посредством взаимодействия 2 начал, противоположных друг другу. Если говорить о литературных героях, то их развитие как личностей - ключевой момент в любом произведении. То ли в рассказе, то ли в поэме. Так как именно внутренний мир героя трогает читателя, заставляет последнего сочувствовать выдуманному персонажу или порицать его.

Как мы помним из курса литературы, в произведении есть герой и повествователь. И последний является индивидуальностью со своими личными воззрениями.

Главный герой произведения и сюжет тесно взаимосвязаны. Чтобы подтолкнуть события в придуманном мире в нужном направлении, нужно изменить строй мыслей и состояние души персонажа. Тогда развитие внешних событий будет естественным. Поэтому начинающий писатель обязан изучать методы, с помощью которых проходит этапы развития, либо же, наоборот, этапы деградации личности.

Значение диалектики в романе

Понятие диалектика души ввел теоретик литературы Николай Чернышевский. Именно так он обозначил присущую Льву Толстому способность объяснять характер через динамику сюжета. Через внутреннее состояние своего героя, которое изменяется от одной сцены к другой, можно увидеть, насколько многогранна личность описываемого. Как положительные, так и негативные герои в самых разных жанрах литературы должны развиваться. Читателю не интересны статические персонажи, которые не способны изменяться.

Негативный герой может вызывать симпатию внезапной переменой мышления, осознав свои поступки в прошлом, или сильный герой ломается внутренне. Всю эту динамику противоречий писатель должен максимально раскрыть.

Диалектика в эпопее "Война и мир"

Толстой блистательно передал войну 1812 года через мысли и переживания своих героев. Именно через переживания Андрея, Наташи Ростовой, Николая и Пьера раскрывается глубокое противоречие между радостями жизни и потерями войны.

Для Льва Николаевича было крайне важно раскрыть глубину человека в произведении. Он различал в человеке его истинную нравственную сущность, все то наносное, что привносит светское общество в характер личности. Диалектика души в романе "Война и мир" занимает чуть ли не центральное место. Описание природы, неба над Аустерлицем и военных переговоров - все раскрывается читателю через призму состояний души действующих лиц.

Примеры развития через противоречия

Что же такое диалектика души? Примеры можно найти на страницах томов Андрей Болконский прошел наиболее глубокое развитие. Толстой провел своего героя через потери и разочарования, чтобы читатель увидел, как постепенно гордый молодой человек стал умудренным военным и житейским опытом зрелым человеком.

Писатель хотел, чтобы читатель увидел, насколько противоречивыми могут быть мысли и чувства в одном человеке, и как он справляется с этим. Духовные метания героев, диалектика души в романе "Война и мир" приводит к значительным трансформациям внутренней психологии героев.

Сначала Болконский показывается нам тщеславным человеком. Но пройдя через ранение, испытав душевный кризис, герой становится более человечным, мягким и умиротворенным внутри.

Через внутренние переломы проходит и графиня Марья, и Николай Ростов. Каждый из героев находит свою новую судьбу. А вот князь Андрей ищет счастье во внутреннем спокойствии, его последнее испытание стало роковым. Он принимает после очередного ранения Бога, исповедуется и умирает.

Своих героев Толстой намеренно ставит в сложные ситуации, которые изменяют в корне их мысли и духовные устремления. Например, Пьер Безухов. Когда он попадает в плен, его личность изменяется до неузнаваемости. В условиях плена он общается с простым народом, пересматривает свои личные усмотрения и попадает домой уже более духовно сильным, нравственно более чистым человеком.

Трилогия Толстого

В трилогии "Детство","Отрочество" и "Юность" писатель старается показать тяжелый путь, который нужно пройти, чтобы стать настоящей личностью. Герой Иртеньев медленно, шаг за шагом, проходит все этапы взросления и социализации. Анализ своей личности, сравнения и духовные поиски - все это крутится хаотическим потоком в душе героя, заставляя его страдать и познавать жизнь.

В повести "Юность" Толстой во многом описывал свои переживания. Диалектика как метод здесь максимально точна. И писатель подчеркивает, что без постоянной внутренней борьбы человек не станет ни нравственным, ни великим.

Роман "Анна Каренина"

В наиболее драматичном романе Толстой также использует метод диалектики души. Это тоже очень сильное произведение, раскрывающее человеческий нравственный мир. В "Анне Карениной" личность героини показывается очень глубоко. Вся накаленная ситуация, которая ставит ее перед выбором - муж, положение или любовь - отзывается в ней гигантским нравственным кризисом. Аристократическая среда ее изгоняет, совесть и желание счастья вне брака раскалывают ее. Это внутренний кризис ломает героиню. Здесь происходит не диалектическое развитие, а диалектическое падение, надлом и отчаяние в жизни.

Моральную своеобразную перестройку проходит и Вронский. Раскрытию характера Графа Вронского Толстой уделил меньше внимания. Этот герой до встречи с Анной полностью доволен своим высоким положением и успехом в обществе. Но любовь меняет его еще юношеские взгляды на жизнь. Он разрушается изнутри из-за любви, становится опустошенным, хотя настоящая любовь должна окрылять, а не опускать на дно душу.

Методы диалектики у Толстого

Благодаря нескольким хорошо продуманным методам, Толстому удается сделать внутренний мир своих героев настолько красочным, глубоким, многогранным, что они кажутся реальными людьми. Писатель раскрывает эти миры через внутренние монологи, сны, размышления.

Очень важными для сюжета здесь оказываются страницы из дневников в "Войне и мире". Например, нам многое рассказывает дневник графини Марьи. Также дневник ведет Пьер, когда увлекается масонскими идеями. Причем все размышления не оторваны от окружающей персонажа действительности. Толстой создает гармонию между внутренним и внешним миром героя.

Заключение

Диалектика души - это главный метод раскрытия внутреннего мира героев во всех произведениях Льва Толстого. Именно в таких роковых внутренних кризисах раскрывается истинная сущность персонажа, и писатель намекает на то, что именно в раскрытии этой сущности он и видит смысл существования.

И в огромных по объему романах, и в повести "Юность", Толстой безупречно вырисовывает нам образы своих героев через описания их собственных переживаний, через внутреннее и сокровенное. Лев Толстой был хорошим психологом, умеющим показать в динамике все "пласты" души через своих героев.


Top