Характеристика героя Максим Максимыч, Герой нашего времени, Лермонтов. Образ персонажа Максим Максимыч

– поэт и прозаик. Его роман «Герой нашего времени» отличается новизной описываемых характеров, любопытной композицией и сюжетным построением. Каждая глава произведения представляет собой отдельную историю, благодаря которой все точнее становится портрет главного героя – . Максим Максимыч – персонаж, позволяющий провести анализ героя на фоне сравнения действующих лиц.

История создания

«Герой нашего времени» освещает ситуацию в России начала 19 века, поднимает массу нравственных и социальных вопросов, освещает философские и психологические проблемы, царившие в обществе того времени. Жанр романа в России развивался, и к моменту публикации творения Лермонтова вряд ли мог считаться до конца сформировавшимся. В произведении сочетаются романтизм и реализм. Критики отмечают в романе и социально-психологические линии.

Повествование не создает ощущения целостности из-за того, что роман разбит на главы, которые освещают историю жизни Печорина, но выглядит как законченное произведение, доступное для восприятия. В «Герое нашего времени» стилистически отображаются жанры заметок, новеллы, повести и очерка. Собрав воедино черты этих жанров, автор представил публике разностороннего героя, чья биография полна непредсказуемых жизненных поворотов. Каждая глава описывает Печорина с неизведанной ранее стороны


В образе Максима Максимыча Лермонтов представил публике героя и рассказчика, от лица которого ведется повествование. Должность персонажа – штабс-капитан. Он служит на Кавказе не первый год, хорошо разбирается в местности и традициях. Офицер и простой человек, Максим Максимыч вызывает уважение у автора и читателей. Его сердце наполнено добротой, тяга к приключениям либо никогда не охватывала его, либо давно отпустила, а главным в жизни для Максима Максимыча остался долг. Глава, названная по имени этого персонажа, позволяет разобраться в характеристике Печорина.

«Герой нашего времени»

Автор не случайно описывает Максима Максимыча. С помощью этого образа он показывает, что в представляемую эпоху быть отличным от Печорина не так уж сложно. Герои жили в одно и то же время, но получили различные отклики у публики. Максим Максимыч и Печорин, взаимоотношения которых ярко преподнесены в романе, выстраивали эти отношения с разными целями. Поэтому добродушный Максим Максимыч, ожидавший отзывчивости от приятеля, получил симпатии читателей а черствый Печорин – осуждение.


Вполне вероятно, что «Героем нашего времени» мог быть вовсе не Печорин. Вряд ли авторский идеал совпадает с перечнем качеств, которыми наделен главный герой. А вот Максим Максимыч располагает к себе с первых строк повествования. Он помогает рассказчику справиться с осетинами, перевозящими груз. Понимая менталитет местных, герой выручил автора так, будто это было для него простым житейским делом. При этом он ни на секунду не раздумывал над необходимостью его помощи, а просто делал то, что подсказывало сердце.


Роман Хрущ в ленте «Печорин», вышедшей на экраны в 2011 году, также уменьшил значение персонажа и не стал освещать его в проекте.

Максим Максимыч - один из самых интересных героев романа. Лермонтов рисует его как бедного, невысокого по статусу, да и не слишком образованного. Но, прослужив всего лишь рядовым офицером, он сумел многое поведать и приобрести большой жизненный опыт. Преданность служебному долгу, альтруизм и гуманность - таковы главные черты Максима Максимыча, утвердившиеся в нем как в офицере. Долгие годы он общался в основном с солдатами и черкесами, чем можно объяснить его очень узкий кругозор.

Однако это не означает, что Максим Максимыч далек от прекрасного, а скорее наоборот - этот человек тонко чувствует и воспринимает все, что его окружает. Более того, Максим Максимыч очень привязчив, обладает редким умением заботиться о других людях. Несмотря на богатство своего внутреннего мира, герой так не создал семью и был очень одиноким. Потому всю накопленную доброту он изливал на Бэлу , полюбив ее как свою дочь. Он так и не простил гибель девушки Печорину , хотя последний являлся его близким человеком. Образ Максима Максимыча - это образ простого, народного человека, преданного службе и близким.

Максим Максимыч в романе Лермонтова «Герой нашего времени» имеет добрый и отзывчивый характер. Это впечатлительная натура, способная всю жизнь хранить привязанность к людям. Эта его черта характера проявляется уже в том, что он очень обиделся холодному и натянутому поведению Печорина при их случайной встрече. Ведь его он любил как родного сына.

И все же Максим Максимович остался верен ему до конца. Да и Белу он любил всем сердцем и очень жалел о том, что девушка умерла. Но в то же время Максим Максимыч хорошо понимал, что Печорин всё равно бросил бы ее, а это было бы для свободной горянки гораздо хуже смерти. Максим Максимыча был человек широкой и открытой души. Кроме того, Максим Максимыч хорошо понимал совсем чуждые русскому человеку обычаи и традиции горцев, и он считал, что если живешь среди людей другой нации, ты должен знать и уважать их мнение, их обычаи и менталитет. Поэтому он и говорил об убийстве отца Беллы Казбичем: «Конечно, по-ихнему — он был абсолютно прав». Так что Максим Максимович был человеком, способным горячо любить и прощать. Редкие качества в любые времена!

Необычно, но человек много лет разлуки пронес теплое душевное отношение к почти случайного товарища, и после этого она была способна на все ради дружбы. Именно такие люди и сейчас освещают жизнь окружающих хорошим, мягким сердечным светом, помогают разобраться, что хорошо, а что плохо, вовремя осознать и исправить свои ошибки. Таких людей во все времена было довольно мало, они зачастую были обычными людьми, не имели ни богатства, ни всенародной славы, редко занимали высокие посты и отмечались выдающимися подвигами. Это вполне понятно, потому что все что они имели, всю свою жизненную энергию они отдавали друзьям только ради того, чтобы им было хотя бы немного легче.

К сожалению, такие люди, как Максим Максимыч живут с раскрытой душой, поэтому постоянно переживают за своих друзей, но не менее переживают, когда их отталкивают бывшие друзья. К сожалению, таких людей достаточно легко смертельно обидеть, причем обидеть неосознанно, а для них это выльется в большую душевную боль и обиженный будет более переживать, чем тот, кто его обидел.

С другой стороны, как это ни прискорбно звучит, такие люди, как Максим Максимыч, очень слабые. Они слабы в отношениях с людьми и я считаю, что в наше жестокое время Максим Максимович постоянно страдал от обид окружающих и от их непонимание. Да и во времена Печорина ему буле ненамного легче.

Максим Максимыч мог говорить своим друзьям неприятную правду прямо в лицо, и за глаза он говорил о них только хорошее. Он мог ругать своего друга, глядя в глаза, и при этом переживал больше, чем этот друг. Максим Максимович никогда не рассказывал о себе, но и так было ясно, что, прежде всего, — это искренняя и добрый человек. Он из тех «первых встречных», которые посылает нам судьба, которым обычно так легко развеивают наши тревоги простой притчей, рассказом или просто словом и тем очень нам помогают!

На мой взгляд, по поступкам людей, как Максим Максимыч, можно сверять и свои поступки. Только брать внимания при этом надо не то, чтобы они сказали, а то, чтобы они сами сделали в том или ином случае. К большому сожалению, таких людей не бывает много, и если тебе повезет и такой человек станет твоим другом, ее надо ценить и беречь ее дружбу до конца своих дней.

Обыкновенно, размышляя о системе повествователей в романе «Герой нашего времени», исследователи говорят о трех героях-нарраторах: Максиме Максимыче, странствующем офицере и Печорине. Однако, на наш взгляд, права Ж. Силади, когда пишет не о трех, но о «двух фиктивных рассказчиках» - странствующем офицере-путешественнике и Печорине. Рассказ Максима Максимыча (в определении Силади, «вторичного рассказчика») хотя и велик по объему, но записан странствующим попутчиком штабс-капитана и воспроизведен им по памяти. Максим Максимыч в качестве рассказчика прямо нигде в повести не выступает, он действительно «фиктивный» нарратор.

Но считать ли Максима Максимыча самостоятельным рассказчиком или нет, важным остается вопрос: в чем состоит художественная функция образа Максима Максимыча? зачем писателю понадобился простодушный герой-рассказчик? Ответ как будто бы прост: передать первые и самые предварительные впечатления от образа главного героя Печорина, который впоследствии будет уточнен восприятием других сознаний - светского путешественника и исповедью самого Печорина. Отчасти это справедливо, однако не исчерпывает художественной функции образа Максима Максимыча.

Старый служака, впервые знакомящий читателя с главным героем романа, создает не только, а точнее не столько образ самого Печорина (которого он мало понимает и потому воспринимает как «странного» человека), сколько позволяет писателю объективно и точно, посредством наблюдений бывалого кавказца, воссоздавать атмосферу малознакомого русскому читателю «дикого» Кавказа.

Первоначально складывается впечатление, что рассказ ведется в традиционном литературном романтизированном («марлинизированном» - А.С. Пушкин) ключе, когда в духе «кавказских повестей» А.А. Бестужева- Марлинского «старый кавказец» вырисовывает атмосферу «дикого народа», среди которого едва ли не каждый «бестия», «черт», «дьявол», «разбойник», «гяур», «отчаянная башка», где «каждый день опасность», где кровь в жилах героев «разбойничья», где даже лошадь - «разбойничья» .

Значительная доля выразительных эмоциональных эпитетов явно почерпнута бывалым штабс-капитаном из литературных (романтических преимущественно) произведений. Но постепенно истории опытного и привычного наблюдателя Максима Максимыча обретают все более реалистичный характер. Герой описывает картины обыденной жизни горцев, со знанием деталей воссоздает их нравы и обычаи, пение и танцы, состязания и игры. Речь героя наполняется народными формулами и выражениями, изобилует местными «татарскими» (тюркскими) названиями, включает фольклорные обороты. Со всей убедительностью бывалого кавказца штабс- капитан не только точно воспроизводит традиции горских народов, но и позволяет художнику посредством сознания привычного человека стереть литературные штампы романтизированного изображения жизни кавказских племен. Неслучайно на фоне молодого, восторженного литератора- путешественника Максим Максимыч выглядит подчеркнуто немногословным и сдержанным. Восторг и восхищение странствующего путешественника гасятся знанием и опытом искушенного и практичного штабс-капитана.

В конце 1830-х гг. Лермонтов вслед за Пушкиным был устремлен к новой и современной - реалистической - манере письма. Однако задачей писателя не было познакомить читателя с этнографическими и национальными особенностями кавказцев-мусульман, пусть даже и в реалистически обытовленном ракурсе. Обращение к опыту обладателя «ясного здравого смысла» позволяло писателю преодолеть еще одну романтическую (почти утопическую) традицию, идеею «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо. По мысли писателя-просветителя, моральное превосходство «природного» человека над человеком «цивилизационным» определяется тем, что первый руководствуется чувствами и сердцем, второй - рефлексирует и резонерствует. Последователи Руссо надеялись на преображение цивилизационного человека под воздействием природы и мира естественных чувств и страстей. И Лермонтов, кажется, направлял своего героя именно по этому пути. Однако рядом с молодым «наследником» Руссо у Лермонтова оказывается Максим Максимыч - своеобразный тип вольтеровского «простодушного», могущего быть неглупым и объективным жизненным наблюдателем, который почти безэмоционально способен донести до слушателя хронику воссоздаваемых событий. Совмещение приемов жанровых черт путевых записок восторженного романтика и бытовой повести, рассказанной бывалым служивым солдатом-кавказцем, формировало реалистическую объективность, обусловленную развенчанием привычных литературных парадигм и схем.

Кажется, что в «Бэле» повествование ведется не столько о судьбе русского офицера, попавшего в экзотически непривычную среду, сколько о судьбе самой молодой черкешенки, вырванной из родной стихии (название повести - «Бэла»). Однако любовь черкешенки - не цель, достичь которую вожделеет традиционный «культурный европеец», а только средство для «странного» человека Печорина в попытке обретения себя и смысла собственной жизни. Лермонтов словно удваивает антиномию: герой не только губит жизнь младой черкешенки, но и сам не находит средства избавления от скуки. Неслучайно Максим Максимыч наблюдательно восклицает: «Нет, она хорошо сделала, что умерла! Ну, чтό бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно…» . Для простодушного Максима Максимыча любовь юной девы была бы высшим счастьем и высшей наградой, смерть героини стала бы для него самой большой потерей. Однако чувство, которое пронизывает Печорина после смерти юной черкешенки, - не горечь потери, а усилившаяся скука. Печорин признается: «…если вы хотите, я ее еще люблю, только мне с нею скучно…» .

Итак, на первый взгляд (особенно при журнальной публикации повести) могло показаться, что Лермонтов в традиции «кавказских повестей» начала ХIХ в. погружает светского героя-европейца Печорина в экзотическую атмосферу Кавказа, переданную впечатлениями опытного служаки Максима Максимыча, чтобы то ли продолжить традиции, например, Бестужева-Марлинского, то ли разрушить их (о чем писал в первых откликах на повесть В.Г. Белинский). Но в нарушение всех привычных литературных канонов герой Лермонтова Печорин не только не растворяется в благодатной иносреде, не только не находит покой бушующему сердцу, но и разрушает сложившиеся устои и порядки семьи князя-горца, провоцируя собственной волей и необъяснимой прихотью череду смертей, которых можно было избежать. Однако в этом намерении - не стремление еще более опоэтизировать «дикий» край (полный собственных противоречий), не желание развенчать цивилизацию (как могло показаться), но попытка постичь суть и сущность характера «странного» героя Печорина, этиологизировать истоки его скуки.

В заключительной части «Бэлы» в качестве (почти) «задержанной экспозиции» предстает история души Печорина. По признанию героя: «В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями - напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимания на комаров, - и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду» .

«Автобиография» Печорина, в том виде как ее представляет Максим Максимыч и передает странствующий офицер, позволяет постичь истоки характера героя Лермонтова и обнаруживает, что персонаж удивительно похож на героев начала века, а не века нашего, который значится в названии романа. Свидетельство тому - классические тексты русской литературы.

«В первой моей молодости я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги…» - и в сознании возникает образ героя «Войны и мира» Л.Н. Толстого, «декабриста» (по первоначальному названию романа) Пьера Безухова, с его кутежами и мальчишескими попойками в 1805 г. в Петербурге и Москве.

«Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело…» - со всей определенностью допустима апелляция к Евгению Онегину или скучающему в салоне А.П. Шерер Андрею Болконскому.

«…влюблялся в светских красавиц и был любим - но их любовь только раздражала мое воображение…» - снова Евгений Онегин, постигший «науку страсти нежной».

«…я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача…» - например, фамусовское общество, Алексей Молчалин и проч.

«Тогда мне стало скучно…» Можно представить, сколь велико многообразие тех литературных персонажей и их реальных прототипов, которые могли возникнуть и возникали в сознании современников Лермонтова при чтении «Бэлы». Герой начала века был узнаваем и отличим в каждой (полу)фразе Печорина.

«Перевод на Кавказ» был для героя-вольнодумца неизбежен и исторически обусловлен, а для создателя романа - принципиален.

По завершении рассказа о Печорине (и о его скуке) Максим Максимыч спрашивает странствующего литератора: «Скажите-ка, пожалуйста, вы вот, кажется, бывали в столице: неужто тамошняя молодежь вся такова?» . Понятно, что герой (и автор) апеллируют к поколению. И собеседник отвечает: «…много есть людей, говорящих то же самое, что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастие, как порок…» . Пока же, в «Бэле», почти в духе героя Грибоедова, штабс-капитан задаст молодому офицеру из Петербурга еще один, почти утвердительный вопрос: «А всё, чай, французы ввели моду скучать?» . И получит ответ: «Нет, англичане», - в котором репрезентация поколения начала века очевидна: возникает имя Байрона и вслед за ним ассоциативно рождается образ Чайльд Гарольда, героя-бунтаря, воодушевившего идеями свободы многих русских романтиков, среди которых одними из первых были декабристы.

Таким образом, сделанные наблюдения позволяют высказать предположение, что на раннем этапе работы над «цепью повестей» Лермонтов размышлял и собирался воплотить в образе Печорина одного из героев начала века, а не нашего времени, героев-декабристов или героев, близких декабристским кругам. Тому важное доказательство - первоначальное название романа «Один из героев начала века». Жизненные обстоятельства - смерть А.С. Пушкина, стихотворение «Смерть поэта», перевод на Кавказ, к месту ссылки офицеров-декабристов - закономерно нацеливали Лермонтова на создание портрета именно этого типа героя, исторически и литературно локализованного замыслом не в нашем времени, а в начале века. Первоначально задуманный герой Лермонтова был представителем пушкинской поры - «странный» и «скучающий», мыслящий и разочарованный, лишенный идеала и отторгнутый обществом, т.е. «болеющий» (позже в Предисловии к роману - «болезнь указана»). Но замысел романа будет меняться. Неслучайно в «Княжне Мери», т.е. значительно позднее, когда появится упоминание П.П. Каверина, он будет назван «одним из самых ловких повес прошлого времени, воспетого некогда Пушкиным» . К тому моменту повествование уже подвергнется трансформации и будет вестись с иных художественных и идейных позиций, на первый план выйдет действительно герой нашего времени. Пока же, в «Бэле», рассказ Максима Максимыча репрезентирует героя начала века, героя «странного», повергнутого, ищущего избавления от скуки- разочарования (в т.ч. посредством любви дикарки), но надеющегося на исцеление безнадежно.

Список литературы

1. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: в 1 т. Калининград, 2000. 1064 с.

2. Силади Ж. Тайны Печорина (семантическая структура образа героя в романе М.Ю. Лермонтова) // М.Ю. Лермонтов: Pro et contra: антология. Т. 2. СПб.: РХГА, 2014. 998 с.

Образ Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«История души человеческой...едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,»- писал М.Ю. Лермонтов.

Одним из интереснейших героев романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” является Максим Максимыч. Это чуткая натура, надолго сохраняющая свои привязанности (достаточ­но вспомнить, как Максим Максимыч встретил Печорина). Он любил его, как родного, и был очень обижен холодной и натянутой встречей, но остался ему верен до конца. Он очень любил Бэлу, любил, как дочь. Он очень сожалел о том, что она умерла, и все-таки понимал, что Печорин бросил бы ее в конце концов, а для бедной горянки это было бы гораздо хуже смерти. Любовь Максима Максимыча к Бэле - именно отцовская любовь с оттенком суровой жалости. И то, что он был способен на такие чувства, доказывает широту его души. Он мог понять, казалось бы, совсем чуждые его представлениям по­ступки, порядки и обычаи горцев. Он говорил про убийство отца Бэлы Казбичем: «Конечно, по-ихнему, он был совершенно прав». Это был человек, способный горячо любить и прощать. Редкие качества!

Как и другие герои, он позволяет нам глубже понять образ главного героя романа – Печорина.

Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени Максим Максимыч провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат.

Стоит упомянуть об отношении Максима Максимыча к своим врагам – черкесам. Несмотря на то, что он говорит о них с явным пренебрежением, он все же изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт.

Вся жизнь Максима Максимыча прошла среди простых людей. Он не испытал настоящей любви. Ему некого было даже полюбить. Все свое нерастраченное чувство любви он отдает Бэле. Будучи очень преданным Печорину, он все же не может простить ему гибель девушки.

Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Служение людям - смысл его жизни. Даже маленькие проявления привязанности к себе он очень ценит. Тем более нам становится понятно его огорчение тем, что перед смертью Бэла не вспомнила о нем. Хотя тут же оговаривается, что не такой уж он человек, чтобы думать о нем перед смертью.

Армейская жизнь приучила его к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он “в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности...” Максим Максимыч типичный лучший представитель своей среды. Несмотря на тяготы жизни, он сохранил прекрасную душу. Он добр, отзывчив, у него “золотое сердце”.

Максим Максимыч позволяет нам понять Печорина, так и Печорин высвечивает лучшие качества “человека из народа”. Этот человек верит в дружбу. Сравнивая этих героев, мы видим, насколько простой офицер морально выше пресыщенного жизнью аристократа Печорина. Особенно ярко это показано в эпизоде встречи Максима Максимыча и Печорина.

“Ведь сейчас прибежит!” – гордо заявляет он, узнав от лакея, что в городе Печорин. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл бы о нем, и не прибеги штабс-капитан вовремя, он уехал бы, не вспомнив о Максиме Максимыче. При встрече с Печориным Максим Максимыч не может сдержать слез, так он рад увидеть друга. Он смешон в своей сентиментальности, но его слабость стоит намного дороже холодного эгоизма Печорина. Человек, который через многие годы разлуки пронес любовь к своему случайному товарищу, способен на многое ради дружбы. Такие люди осве­щают жизнь мягким, добрым, сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, осознать и исправить свои ошибки. Мало таких людей. Они почти никогда не бывают известны, знатны, богаты, редко занимают высокие посты. Они все отдают друзьям, все, что имеют сами, и даже самих себя.

Когда их отталкивают, как это случилось при встрече Максима Максимы­ча с Печориным, они очень переживают это. Мне кажется, что таких лю­дей, как Максим Максимыч, нельзя обидеть сознательно. Это может сде­лать только очень нечуткий или дурной человек. По-моему, человек, оби­девший такого «Максима Максимыча», должен глубоко переживать свою вину, стараться ее загладить, смягчить. Поэтому иногда с такими людьми довольно трудно общаться.

И еще: такие люди редко обижаются. Это может показаться противоре­чивым, но здесь все именно так. Обидевший чувствует обиду больше оби­женного.

Это слабые люди. Слабые в отношении со своими друзьями. Люди, все прощающие. Они могут ругать своих друзей в глаза, но за глаза они всегда будут говорить о них хорошо. Да и когда будут ругать в глаза, будут пережи­вать это гораздо больше тех, кого они ругают.

Это сильные люди. Они не прощают себе своих слабостей. Даже когда Максим Максимыч говорит о том, что заплакал, глядя на Печорина с Бэлой, он поправляется: «Не то чтоб заплакал, а так - глупость!»

Такие люди редко рассказывают о себе. Да это бывает и не нужно. Видно, что это за человек, - с первых его слов.

Это те «первые встречные», посланные судьбой, которым обычно так легко высказывать свои тревоги и которые притчей, рассказом или просто словом могут тебе помочь!

Мне кажется, что по таким людям можно сверять свои поступки. Только надо думать не о том, что бы они сказали тебе на это, а о том, как бы они поступили в подобной ситуации.

Таких людей не может и не должно быть много.

Но если такой человек стал твоим другом - это прекрасно.


Top