Художник кащеев. Кащеев Константин Герасимович1916–? О творчестве федора кащеева

Сегодня свое 85-летие отмечает Федор Александрович Кащеев - известный мастер кисти, много лет отдавший созданию школы живописи Башкирии, сформировавшейся во второй половине прошлого столетия.

Федор Кащеев родился 6 декабря 1934 года в селе Аскино – центре одноименного района Башкирской АССР, в крестьянской семье. Значительная часть его жизни прошла в Уфе. Однако на всю жизнь Федор Александрович сохранил уважение к сельскому труду, любовь к землякам, что он и выражает своими многочисленными живописными работами.

В 16 лет Федор поступил на художественное отделение Башкирского театрально-художественного училища. Был не по годам самостоятелен и настойчив. Искусствовед Габриэль Пикунова-Уждавини вспоминала: «…Я помню его маленьким, тихим мальчиком с пытливым взглядом светлых глаз. На переменах учащиеся художественного отделения разбегались, а он оставался в аудитории, и не отходил от художника-педагога Якова Соломоновича Хаста, окончившего в свое время Академию художеств в Париже…».

Когда Федор Кащеев впервые побывал в Башкирском художественном музее, то его воображение поразили произведения русского классического искусства – подлинные работы Айвазовского, Куинджи, Левитана, Нестерова и других великих художников. Это стало шоком для начинающего художника, который ясно понял, что находится только в самом начале творческого пути, и ему необходимо искать свой путь. Огромную роль в судьбе Федора Кащеева сыграл его преподаватель, а затем и старший друг-наставник Александр Тюлькин, который пробудил интерес к темперной технике, научил понимать выразительные возможности цвета.

В 1955 году Федор Александрович успешно окончил училище. Позже некоторое время преподавал здесь же. В 1960 году его приняли в Союз художников. В конце 60-х годов он избирался председателем Башкирского отделения Союза художников, являлся членом правления Союза художников СССР. Ныне живет и работает в Уфе.

Уже в самом начале творческого пути, в 1958 году, Федор Кащеев участвовал во Всесоюзной выставке, посвященной 40-летию Ленинского комсомола. На ней он показал работы из серии портретов односельчан: «Портрет матери», «Подруги», «Птичница Анисья», в которых пытался передать душевную открытость и внешнюю скромность, непритязательность своих простых героев-земляков.

Художник много раз ездил на родину, в Аскинский район. Результатом поездок всегда были новые работы, в основном портретного плана, изображающие селян в процессе крестьянсого труда. Большинство героев полотен Федора Кащеева - жители села, выделяющиеся душевной красотой и самобытностью национального характера, внешней колоритностью и запоминаемостью. На первый взгляд, работы мастера имеют простую композицию, однако при помощи художественных приемов он умело передает житейскую мудрость своих героев, их духовное богатство, раскрывает философскую идею преемственной связи между прошлым и настоящим.

Особенное место в творчестве Федора Кащеева занял женский образ. Он развивает эту тему в картинах «На летнем пастбище», «Доярки», «Ковровщицы», «Птичница», «У колыбели» и других. С огромной любовью он писал и пишет детей, демонстрируя блестящее знание детской психологии, наблюдательность, душевную чуткость. Им создано много запоминающихся ребяческих образов в работах «Девочки», «Нина», «Подружки», «Сережа».

Богатое художественное творчество художника выделяется не только красочностью и ярким образным мышлением, но и подлинно национальным духом. По этому критерию с его работами могут, пожалуй, сравниться только полотна Ахмата Лутфуллина и Касима Девлеткильдеева. По мере роста мастерства у Федора Кащеева возрастал интерес к башкирской национальной тематике, башкирскому быту, народному фольклору, которые он ярко отобразил в картинах «Утро. Семья», «Бабай», «Башкирский кумыс» и многих других.

Широкую известность получили полотна художника «Фархи-апа», «Бурильщики», «Кумысница», «Сенокос в колхозе», «Портрет матери», «Комбайнер», «Семья», «Первая борозда» и другие. Работал Федор Кащеев и в мозаике. Он принимал участие в оформлении экстерьера и интерьера Дворца спорта и Дворца машиностроителей в Уфе.

С 1957 года художник участвовал во многих республиканских, декадных, зональных, региональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Работы Федора Александровича с успехом экспонировались на международных выставках в Польше, Германии и Болгарии.

Серьезностью творческих задач, верностью принципам реализма, неуклонной требовательностью к себе Федор Кащеев завоевал большой авторитет среди своих коллег-художников. За долгие годы напряженной работы художник создал сотни живописных полотен, выразивших кредо мастера, всегда радующих зрителей. Его картины хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Удмуртском, Красноярском, Абаканском художественных музеях, частных коллекциях в России и за рубежом.

Федору Кащееву присвоены почетные звания «Заслуженный художник РСФСР», он является заслуженным и народным художником Башкирской АССР, лауреатом премии им. Г. Саляма. В 1970 году он был удостоен диплома 1-й степени Академии художеств СССР.

(1936-12-06 ) (76 лет) Место рождения: Гражданство:

СССР → Российская Федерация

Жанр:

портреты, натюрморт

Учёба:

Уфимское театрально-художественное училище

Награды:

Народный художник Республики Башкортостан

Федор Александрович Кащеев (р. 06.12.1936) - один из основателей башкирской школы живописи, народный художник БАССР (1979).

Биография

В настоящее время Кащеев Ф.А. живет и работает в г. Уфе.

О его произведениях

В период формирования, творчество Кащеева испытало воздействие художника А. Э. Тюлькина. Работает в жанре портрета и композиционной картины. Великий художник!

Определяющая тема творчества - жизнь башкирского народа, его история и современность. Окрашенные самобытным национальным колоритом произведения раскрывают идею преемственной связи прошлого и настоящего. Обширна галерея портретов, в которых экспрессивно-психологическая линия творчества Кащеев получила наибольшую полную реализацию.

Большинство героев полотен - жители села, отличающиеся красотой и самобытностью национального характера, внешней колоритностью.

Цветовое решение полотен построено на принципах декоративности, палитра отличается чистотой цвета, активностью и яркостью. Основные произведения: «Доярки» (1964), «Бабай» (1965), «Башкирский кумыс» (1966), «У колыбели» (1968), «Утро. Семья» (1969), «Фархи-апа» (1971), «Утро в заводской лаборатории» (1974); «Бурильщики» (1974), «Башкирский мед» (1977), «Сенокос в колхозе» (1979), «Кумысница» (1994) - все в Художественном музее им. В.Нестерова.

Среди его основных работ: Портрет матери, х. м., 1957. Комбайнер, х. м, 1958. Птичница Анисья, х. м., 1958. Ковровщицы, х. темп., 1964. Доярки, х. темп., 1964. Бабай, х. м., 1965. Портрет матери, х. темп., 1967, Семья, х. темп., 1967. Бангкирский кумыс, х. м., 1966-1967. Птичница, х. темп., 1968. Утро у колыбели, х. темп., 1969. Письмо, х. темп., 1969. Подружки, х. темп., 1970. Утро в заводской лаборатории, х. темп., 1971-1973. Мать солдата, х. темп., 1975. Первая борозда, х. темп., 1977. Башкирский мед, х. темп., 1977. Монументальная работа, мозаика, Дворец спорта, Уфа, 1969-1970 (совместно с А. А. Кузнецовым, В. Д. Пустарнаковым, Л. Я. Крулем, Р. Рафиковым, С. А. Литвиновым). Монументальная работа, мозаика в экстерьере и интерьере Дворца машиностроителей, Уфа, 1970-1972 (состав бригады тот же).

Выставки

  • Республиканские, Уфа, с 1957 все, кроме молодежных 1972 и 1976 гг.
  • Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
  • Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
  • Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
  • Выставка произведений художников 3-x зон, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Москва, 1971.
  • Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
  • Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, 1967.
  • Всероссийская выставка произведений художников «Советская Россия», Москва, 1970.
  • Всероссийская выставка произведений художников «Советская Россия-5», Москва, 1975.
  • Всероссийская художественная выставка, Москва, 1977.
  • Всесоюзная выставка, посвященная 40-летию ВЛКСМ, Москва, 1958.
  • Всесоюзная выставка работ молодых художников, Москва, 1966.
  • Всесоюзная выставка работ молодых художников, Москва, 1967.
  • Всесоюзная выставка, посвященная 50-летию Великого Октября, Москва, 1967.
  • Всесоюзная художественная выставка «Советский портрет», Москва, 1973.
  • Всесоюзная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
  • Международная выставка произведений советского искусства, Болгария, 1967.
  • Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1970.
  • Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
  • Международная выставка «Советское искусство», Болгария, 1975.
  • Персональные выставки состоялись в 1989 (Уфа, Москва , Ленинград).

Литература

  • «Искусство стран и народов мира». Краткая энциклопедия, т. 3, раздел «Изобразительное искусство автономных республик». Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1970.
  • История Уфы. Сб. статей, гл. 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
  • Г. С. Кушнеровская: Изобразительное искусство Башкирской АССР. Изд. «Советский художник», Москва, 1974.
  • Сборник «Выставка произведений художников автономных республик РСФСР». Изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1971.
  • Г. Пикунова: Урал социалистический. Изд. «Советский художник», Москва, 1971.
  • Журнал «Творчество», 1967, № 12. Ю. Нехорошев: Зональные и республиканские выставки.
  • Журнал «Творчество», 1969, № 2. Ю. Нехорошев: Образы Башкирии.
  • Журнал «Художник», 1959, № 6. Г. Кушнеровская: Художники Башкирии сегодня.
  • Журнал «Художник», 1967, № 10. Г. Лутошкин: Урал социалистический.
  • Журнал «Художник», 1969, № 12. Ред. статья «Рожденные традициями жизни».
  • Журнал «Художник», 1972, № 5. Б. Павловский: Край будущего.
  • Справочник «Художники Советской Башкирии». Автор-составитель Э.П.Фенина, Башкирское книжное издательство, Уфа-1979
  • Федор Кащеев: Буклет. Авт. вступ. ст. А.Г.Янбухтина. Уфа, 1974; Ф.А.Кащеев: Альбом. Авт.-сост. Г.Р.Пикунова. Л., 1980.

Награды

Удостоен Республиканской премии им. Г.Саляма (), награжден дипломом 1-й степени Академии художеств СССР (1970).

Ссылки

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 6 декабря
  • Родившиеся в 1936 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники Башкортостана
  • Художники СССР
  • Художники России XX века
  • Художники Уфы

Wikimedia Foundation . 2010 .

1 июля в городской картинной галерее открылась выставка заслуженного художника РФ Ф.А.Кащеева и заслуженного живописца РБ У.Г.Мухаметшина. В экспозиции представлено полсотни работ, выполненных в стиле «деревенского реализма». Творчество этих художников основано на национальных традициях, на глубинном постижении истории, культуры, религии народов республики Башкортостан.

Двигаясь в рамках советского реалистического искусства, башкирские художники, тем не менее, вынашивали собственную пластическую идею, которая могла бы реализоваться в новую самостоятельную традицию, - говорит директор галереи, искусствовед Лилия Ахметова. – Фёдор Кащеев, один из основоположников башкирской классической живописи, всегда стремился передать в своих картинах состояние праздника, радостной полноты бытия, воспевал образ деревни, закрепившийся в советском искусстве 60-х годов прошлого века. Плодом его зрелого мастерства стала большая жанровая картина «Башкирский кумыс», которую горожане могут видеть в Городском Дворце культуры. Обращение к народному быту, к башкирским национальным сюжетам есть и в работах Кащеева «Бабай», «Фархи-апа», «У колыбели», «Кумысница». Они очень декоративны, их отличают чистота цвета, яркость и экспрессия.

Герои полотен Фёдора Кащеева – это жители села, в лицах которых отражается их самобытный характер. Художник обращает свой взор на конкретного человека, на его судьбу, биографию, внутреннюю сущность. В обширной галерее портретов особое внимание привлекает портрет «Первый председатель сельсовета Х.М.Валеева» - в глазах немолодой уже женщины в платке есть и мудрость, и свет, и опыт, и едва заметная усталость.

Когда смотришь на картину «Девочки», твоё настроение меняется – с полотна на тебя глядит будущее, полное жизни и ожидания чуда. Так живописец реализует идею преемственности поколений, связывая воедино прошлое и настоящее башкирской деревни.
Урал Мухаметшин – художник, во многом опирающийся на традиции и творческие завоевания мастеров предыдущего поколения – Нурмухаметова, Домашникова, Лутфуллина, Салмасова. Обращение к теме провинции, к теме деревни, тем не менее, обогащается у него приращением художественных смыслов. В творчестве Мухаметшина чувствуется смена социальных идеалов, изменение философской картины бытия. Мир, раскрывшийся перед художником во всём своём многообразии, пробуждает в нём стремление к воссозданию национального менталитета. Даже в лирических портретах и пейзажах он историчен – персонажи его полотен являются носителями древнебашкирской культуры, народных традиций, своими корнями уходящих в далёкое прошлое. Этому подчинены и ритм картин, и их колорит, и общая атмосфера. Так, в серии натюрмортов «Аллегория лета» прослеживается космическая связь времён, хотя на холсте изображены обычные вещи из крестьянского обихода – серп, весы, старый чугунок, овощи, полевые цветы.

Работа «Меняющий окраску» - остроумный памфлет на людей-хамелеонов. Чувство иронии, безусловно, присущее художнику, великолепно дополняет его богатейший арсенал изобразительных средств.

Главной для У.Мухаметшина остаётся тема малой родины. Его метод основан на цветовом раскрепощении, на трансформации форм, на особой пластичности языка с приёмами импрессионизма (работы «Новолуние», «Зима в Кандрах», «Возвращение», «Февраль», «Из детства», «Старые Кандры»).

В фокусе мастеров «деревенского реализма» - не только старики и старушки, заброшенные деревеньки и не скошенные поля, но и представители подрастающего поколения нового села – дети, трудовая молодёжь (полотна «Нина», «Башкирка», «Портрет девочки с котом»). Живой интерес к провинции рождал у них стремление полнее познать духовную составляющую людей, её населяющих. Вечное и преходящее, традиционное и авангардное, суровое и нежное – все эти немыслимые на первый взгляд сочетания вы найдёте в полотнах живописцев, выставка работ которых продлится до конца июля.

Биография

График, живописец, иллюстратор, плакатист. Член Союза художников СССР.

Родился в городе Бийске. Учился в Московском художественном учище (МХУ) у С. И. Фролова (1935–1939). Выполнил дипломную работу – эскизы декораций и костюмов к пьесе «Любовь Яровая» К. А. Тренева и картину «Молодые летчики получают задание».

Во время Великой Отечественной войны, находясь на фронте, рисовал карикатуры для сатирического листка «Перекрестный огонь» (1942). Участник выставок с 1946 года. После войны написал картины «Русские в Берлине» (1946) и «Бой на окраине Ростова» (1947). Рисовал для журналов «Вокруг света», «Мурзилка», «Вожатый», «Дружные ребята» и различных научно-фантастических изданий. В 1951–1964 годы жил в Ногинске. Сотрудничал с издательствами «Детская литература», «Молодая гвардия».

Переезжает в Ростов-на-Дону. С 1965 года работал иллюстратором и оформителем книг в областном ростовском издательстве. Работал с произведениями М. М. Пришвина, М. А. Шолохова, А. А. Дубовицкого, М. С. Шагинян. Среди его станковых работ: серии – «Иранские зарисовки» (1946), По «Алтаю» (1953–54), «Чекисты» (1974) и по мотивам литературных произведений – «Дворянское гнездо» и «Новь» И. С. Тургенева (1950–51), «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей» Н. А. Островского (1952), «Детство. Отрочество. Юность» Л. Н. Толстого (1956), «Тихий Дон» М. А. Шолохова (1975).

В 1940–1960-х годах исполнял плакаты («Образцовым проведением весеннего сева добьемся высокого урожая на всей колхозной земле!», 1949; «Труд в СССР – дело чести, дело славы, дело доблести и геройства!» (1950), «Наша страна – родина радио», 1952; «Его особая точка зрения.. », 1969 и другие).

Как и большинство художников, иллюстрировавших издания для юношества, работал в патриотическом ключе. Оформлял спектакли в Театре Красной Армии в Ростове-на-Дону, Ростовском театре музыкальной комедии и других.

Творчество К. Г. Кащеева представлено в Ростовском музее изобразительных искусств, Музее И. С. Тургенева в Орле, Музее Н. А. Островского в Москве, Доме-музее М. А. Шолохова.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Фёдор Александрович Кащеев (р. 06.12.1934) - один из основателей башкирской школы живописи, народный художник Башкирской АССР (1979).

Биография

В настоящее время Кащеев Ф. А. живёт и работает в г. Уфе.

О его произведениях

В период формирования, творчество Кащеева испытало воздействие художника А. Э. Тюлькина . Работает в жанре портрета и композиционной картины.

Определяющая тема творчества - жизнь башкирского народа, его история и современность. Окрашенные самобытным национальным колоритом произведения раскрывают идею преемственной связи прошлого и настоящего. Обширна галерея портретов, в которых экспрессивно-психологическая линия творчества Кащеев получила наибольшую полную реализацию.

Большинство героев полотен - жители села, отличающиеся красотой и самобытностью национального характера, внешней колоритностью.

Цветовое решение полотен построено на принципах декоративности, палитра отличается чистотой цвета, активностью и яркостью. Основные произведения: «Доярки» (1964), «Бабай» (1965), «Башкирский кумыс» (1966), «У колыбели» (1968), «Утро. Семья» (1969), «Фархи-апа» (1971), «Утро в заводской лаборатории» (1974); «Бурильщики» (1974), «Башкирский мед» (1977), «Сенокос в колхозе» (1979), «Кумысница» (1994) - все в Художественном музее им. В. Нестерова.

Среди его основных работ: Портрет матери, х. м., 1957. Комбайнер, х. м, 1958. Птичница Анисья, х. м., 1958. Ковровщицы, х. темп., 1964. Доярки, х. темп., 1964. Бабай, х. м., 1965. Портрет матери, х. темп., 1967, Семья, х. темп., 1967. Башкирский кумыс, х. м., 1966-1967. Птичница, х. темп., 1968. Утро у колыбели, х. темп., 1969. Письмо, х. темп., 1969. Подружки, х. темп., 1970. Утро в заводской лаборатории, х. темп., 1971-1973. Мать солдата, х. темп., 1975. Первая борозда, х. темп., 1977. Башкирский мед, х. темп., 1977. Монументальная работа, мозаика, Дворец спорта, Уфа, 1969-1970 (совместно с А. А. Кузнецовым, В. Д. Пустарнаковым, Л. Я. Крулем, Р. Рафиковым, С. А. Литвиновым). Монументальная работа, мозаика в экстерьере и интерьере Дворца машиностроителей, Уфа, 1970-1972 (состав бригады тот же).

Выставки

  • Республиканские, Уфа, с 1957 все, кроме молодёжных 1972 и 1976 гг.
  • Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
  • Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
  • Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
  • Выставка произведений художников 3-x зон, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Москва, 1971.
  • Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
  • Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, 1967.
  • Всероссийская выставка произведений художников «Советская Россия», Москва, 1970.
  • Всероссийская выставка произведений художников «Советская Россия-5», Москва, 1975.
  • Всероссийская художественная выставка, Москва, 1977.
  • Всесоюзная выставка, посвященная 40-летию ВЛКСМ, Москва, 1958.
  • Всесоюзная выставка работ молодых художников, Москва, 1966.
  • Всесоюзная выставка работ молодых художников, Москва, 1967.
  • Всесоюзная выставка, посвященная 50-летию Великого Октября, Москва, 1967.
  • Всесоюзная художественная выставка «Советский портрет», Москва, 1973.
  • Всесоюзная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
  • Международная выставка произведений советского искусства, Болгария, 1967.
  • Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1970.
  • Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
  • Международная выставка «Советское искусство», Болгария, 1975.
  • Персональные выставки состоялись в 1989 (Уфа, Москва , Ленинград).

Напишите отзыв о статье "Кащеев, Фёдор Александрович"

Литература

  • «Искусство стран и народов мира». Краткая энциклопедия, т. 3, раздел «Изобразительное искусство автономных республик». Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1970.
  • История Уфы. Сб. статей, гл. 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
  • Г. С. Кушнеровская: Изобразительное искусство Башкирской АССР. Изд. «Советский художник», Москва, 1974.
  • Сборник «Выставка произведений художников автономных республик РСФСР». Изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1971.
  • Г. Пикунова: Урал социалистический. Изд. «Советский художник», Москва, 1971.
  • Журнал «Творчество», 1967, № 12. Ю. Нехорошев: Зональные и республиканские выставки.
  • Журнал «Творчество», 1969, № 2. Ю. Нехорошев: Образы Башкирии.
  • Журнал «Художник», 1959, № 6. Г. Кушнеровская: Художники Башкирии сегодня.
  • Журнал «Художник», 1967, № 10. Г. Лутошкин: Урал социалистический.
  • Журнал «Художник», 1969, № 12. Ред. статья «Рожденные традициями жизни».
  • Журнал «Художник», 1972, № 5. Б. Павловский: Край будущего.
  • Справочник «Художники Советской Башкирии». Автор-составитель Э. П. Фенина. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.
  • Федор Кащеев: Буклет. Авт. вступ. ст. А. Г. Янбухтина. Уфа, 1974; Ф. А. Кащеев: Альбом. Авт.-сост. Г. Р. Пикунова. - Л., 1980.

Награды

  • Заслуженный художник РФ (1991)
  • Заслуженный художник БАССР (1973)
  • Народный художник Башкирской АССР (1979)
  • Республиканская премия им. Г. Саляма ()
  • Диплом 1-й степени Академии художеств СССР (1970)

Примечания

Отрывок, характеризующий Кащеев, Фёдор Александрович

В отношении продовольствия войска, Наполеон предписал всем войскам поочередно ходить в Москву a la maraude [мародерствовать] для заготовления себе провианта, так, чтобы таким образом армия была обеспечена на будущее время.
В отношении религиозном, Наполеон приказал ramener les popes [привести назад попов] и возобновить служение в церквах.
В торговом отношении и для продовольствия армии было развешено везде следующее:
Провозглашение
«Вы, спокойные московские жители, мастеровые и рабочие люди, которых несчастия удалили из города, и вы, рассеянные земледельцы, которых неосновательный страх еще задерживает в полях, слушайте! Тишина возвращается в сию столицу, и порядок в ней восстановляется. Ваши земляки выходят смело из своих убежищ, видя, что их уважают. Всякое насильствие, учиненное против их и их собственности, немедленно наказывается. Его величество император и король их покровительствует и между вами никого не почитает за своих неприятелей, кроме тех, кои ослушиваются его повелениям. Он хочет прекратить ваши несчастия и возвратить вас вашим дворам и вашим семействам. Соответствуйте ж его благотворительным намерениям и приходите к нам без всякой опасности. Жители! Возвращайтесь с доверием в ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашим нуждам! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно к вашим рукодельям: домы, лавки, охранительные караулы вас ожидают, а за вашу работу получите должную вам плату! И вы, наконец, крестьяне, выходите из лесов, где от ужаса скрылись, возвращайтесь без страха в ваши избы, в точном уверении, что найдете защищение. Лабазы учреждены в городе, куда крестьяне могут привозить излишние свои запасы и земельные растения. Правительство приняло следующие меры, чтоб обеспечить им свободную продажу: 1) Считая от сего числа, крестьяне, земледельцы и живущие в окрестностях Москвы могут без всякой опасности привозить в город свои припасы, какого бы роду ни были, в двух назначенных лабазах, то есть на Моховую и в Охотный ряд. 2) Оные продовольствия будут покупаться у них по такой цене, на какую покупатель и продавец согласятся между собою; но если продавец не получит требуемую им справедливую цену, то волен будет повезти их обратно в свою деревню, в чем никто ему ни под каким видом препятствовать не может. 3) Каждое воскресенье и середа назначены еженедельно для больших торговых дней; почему достаточное число войск будет расставлено по вторникам и субботам на всех больших дорогах, в таком расстоянии от города, чтоб защищать те обозы. 4) Таковые ж меры будут взяты, чтоб на возвратном пути крестьянам с их повозками и лошадьми не последовало препятствия. 5) Немедленно средства употреблены будут для восстановления обыкновенных торгов. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нации ни были! Вас взывают исполнять отеческие намерения его величества императора и короля и способствовать с ним к общему благополучию. Несите к его стопам почтение и доверие и не медлите соединиться с нами!»
В отношении поднятия духа войска и народа, беспрестанно делались смотры, раздавались награды. Император разъезжал верхом по улицам и утешал жителей; и, несмотря на всю озабоченность государственными делами, сам посетил учрежденные по его приказанию театры.
В отношении благотворительности, лучшей доблести венценосцев, Наполеон делал тоже все, что от него зависело. На богоугодных заведениях он велел надписать Maison de ma mere [Дом моей матери], соединяя этим актом нежное сыновнее чувство с величием добродетели монарха. Он посетил Воспитательный дом и, дав облобызать свои белые руки спасенным им сиротам, милостиво беседовал с Тутолминым. Потом, по красноречивому изложению Тьера, он велел раздать жалованье своим войскам русскими, сделанными им, фальшивыми деньгами. Relevant l"emploi de ces moyens par un acte digue de lui et de l"armee Francaise, il fit distribuer des secours aux incendies. Mais les vivres etant trop precieux pour etre donnes a des etrangers la plupart ennemis, Napoleon aima mieux leur fournir de l"argent afin qu"ils se fournissent au dehors, et il leur fit distribuer des roubles papiers. [Возвышая употребление этих мер действием, достойным его и французской армии, он приказал раздать пособия погоревшим. Но, так как съестные припасы были слишком дороги для того, чтобы давать их людям чужой земли и по большей части враждебно расположенным, Наполеон счел лучшим дать им денег, чтобы они добывали себе продовольствие на стороне; и он приказал оделять их бумажными рублями.]
В отношении дисциплины армии, беспрестанно выдавались приказы о строгих взысканиях за неисполнение долга службы и о прекращении грабежа.

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.


Top