История возникновения джаза. Направления и стили Что такое джаз и его разнообразные жанры

Как одна из наиболее почитаемых форм музыкального искусства в Америке джаз заложил основу для целой индустрии, открыв миру многочисленные имена гениальных композиторов, инструменталистов и вокалистов и породив широкий спектр жанров. 15 самых влиятельных джазовых музыкантов ответственны за глобальный феномен, произошедший за последнее столетие в истории жанра.

Джаз развивался в поздние годы XIX века и в начале XX как направление, объединяющее классическое европейское и американское звучание с африканскими фолк-мотивами. Песни исполнялись с синкопированным ритмом, дав толчок развитию , а впоследствии и образованию больших оркестров для его исполнения. Музыка сделала большой шаг вперед со времен регтайма до современного джаза.

Очевидно влияние западно-африканской музыкальной культуры в том, какая музыка пишется и как она исполняется. Полиритмия, импровизация и синкопирование – то, что характеризует джаз. На протяжении прошлого столетия этот стиль менялся под влиянием современников жанра, которые вносили свое представление в суть импровизации. Стали появляться новые направления – бибоп, фьюжн, латиноамериканский джаз, фри-джаз, фанк, эйсид-джаз, хард-боп, смус-джаз, и так далее.

15 Арт Тэйтум (Art Tatum)

Арт Тэйтум – джазовый пианист и виртуоз, который был практически слеп. Он известен как один из самых величайших пианистов всех времен, который изменил роль фортепиано в джазовом ансамбле. Тэйтум обратился к стилю страйд, чтобы создать собственную уникальную манеру игры, добавив в ритм свинга и фантастические импровизации. Его отношение к джазовой музыке в корне переменило значение рояля в джазе как музыкального инструмента по сравнению с предыдущими характеристиками.

Тэйтум экспериментировал с гармониями мелодии, влияя на структуру аккорда и расширяя его. Все это характеризовало стиль бибоп, который, как известно, станет популярным десятью годами позже, когда появятся первые записи в этом жанре. Критики отмечали также и его безупречную технику игры – Арт Тэйтум был способен играть самые сложные пассажи с такой легкостью и скоростью, что казалось, его пальцы едва касаются черно-белых клавиш.

14 Телониус Монк (Thelonious Monk)

Некоторые из наиболее сложных и разнохарактерных звучаний можно встретить в репертуаре пианиста и композитора , одного из самых важных представителей эпохи появления бибопа и его последующего развития. Сама его личность как эксцентричного музыканта способствовала популяризации джаза. Монк, всегда одетый в костюм, шляпу и солнечные очки, открыто выражал свое свободное отношение к музыке импровизации. Он не принимал строгих правил и сформировал собственный подход к созданию сочинений. Одними из самых блестящих и известных его работ стали Epistrophy, Blue Monk, Straight, No Chaser, I Mean You и Well, You Needn’t.

Стиль игры Монка строился на основе новаторского подхода к импровизации. Его произведения отличаются ударными пассажами и резкими паузами. Довольно часто прямо во время своих выступлений он вскакивал из-за рояля и танцевал, пока другие участники бэнда продолжали играть мелодию. Телониус Монк остается одним из самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра.

13 Чарльз Мингус (Charles Mingus)

Признанный виртуоз контрабаса, композитор и бэнд-лидер был одним из самых неординарных музыкантов на джазовой сцене. Он разработал новый музыкальный стиль, объединив госпел, хард-боп, фри-джаз и классическую музыку. Современники называли Мингуса «наследником Дюка Эллингтона» за его фантастическую способность писать произведения для небольших джазовых ансамблей. В его композициях демонстрировали мастерство игры все участники коллектива, каждый из которых был также не просто талантлив, а характеризовался уникальным стилем игры.

Мингус тщательно отбирал музыкантов, которые составляли его бэнд. Легендарный контрабасист отличался вспыльчивостью, и однажды он даже ударил тромбониста Джимми Неппера по лицу, выбив ему зуб. Мингус страдал от депрессивного расстройства, но не готов был мириться с тем, чтобы это как-то сказалось на его творческой деятельности. Несмотря на этот недуг, Чарльз Мингус – одна из самых влиятельных фигур в истории джаза.

12 Арт Блэйки (Art Blakey)

Арт Блэйки был знаменитым американским барабанщиком и бэнд-лидером, который произвел фурор в стиле и технике игры на ударной установке. Он сочетал свинг, блюз, фанк и хард-боп – это стиль, который слышен сегодня в каждой современной джазовой композиции. Вместе с Максом Роучем и Кенни Кларком он изобрел новый способ исполнения бибопа на барабанах. На протяжении более 30 лет его бэнд The Jazz Messengers дал путевку в большой джаз множеству джазовых артистов: Бенни Голсону, Уэйну Шортеру, Клиффорду Брауну, Кертису Фуллеру, Хорасу Сильверу, Фредди Хаббарду, Киту Джарретту, и т.д.

«Джазовые посланники» не просто создавали феноменальную музыку – они были своего рода «музыкальным полигоном» для молодых талантливых музыкантов, подобно группе Майлса Дэвиса. Стиль Арта Блэйки изменило само звучание джаза, став новой музыкальной вехой.

11 Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie)

Джазовый трубач, певец, композитор и бэнд-лидер стал заметной фигурой во времена бибопа и модерн-джаза. Его манера игры на трубе оказала влияние на стиль Майлса Дэвиса, Клиффорда Брауна и Фэтса Наварро. После времени, проведенном на Кубе, по возвращении в США, Гиллеспи был одним из тех музыкантов, которые активно продвигали афро-кубинский джаз. Помимо неподражаемого исполнения на характерно изогнутой трубе, Гиллеспи можно было узнать по очкам в роговой оправе и невероятно большим щекам во время игры.

Великий джазовый импровизатор Диззи Гиллеспи, так же, как и Арт Тэйтум, внес новшество в гармонии. Композиции Salt Peanuts и Goovin’ High ритмически совершенно отличались от предыдущих работ. Оставаясь верным бибопу на протяжении всей своей карьеры, Гиллеспи запомнился как один из наиболее влиятельных джазовых трубачей.

10 Макс Роуч (Max Roach)

В первую десятку 15 самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра входит Макс Роуч – барабанщик, известный как один из пионеров бибопа. Он, как лишь немногие другие, оказал влияние на современную манеру игры на ударной установке. Роуч был борцом за гражданские права и совместно с Оскаром Брауном младшим и Коулменом Хокинсом даже записал альбом We Insist! – Freedom Now («Мы настаиваем! – Свободу сейчас»), посвященный 100-летию со дня подписания Прокламации об освобождении рабов. Макс Роуч – представитель безупречного стиля игры, способный исполнять продолжительное соло на протяжении всего концерта. Абсолютно любая аудитория была в восторге от его непревзойденного мастерства.

9 Билли Холидей (Billie Holiday)

Леди Дэй – любимица миллионов. Билли Холидей написала всего несколько песен, но зато, когда она пела, она заворачивала своим голосом с первых нот. Ее исполнение – глубокое, личное и даже интимное. Ее стиль и интонация вдохновлены звучанием музыкальных инструментов, которые ей доводилось слышать. Как и практически все описанные выше музыканты, она стала создательницей нового, но уже вокального стиля, основанного на длинных музыкальных фразах и темпе их пропевания.

Знаменитая Strange Fruit – лучшая не только в карьере Билли Холидей, но и во всей истории джаза из-за проникновенного исполнения певицы. Она посмертно удостоена престижных наград и внесена в Зал славы премии «Грэмми».

8 Джон Колтрейн (John Coltrane)

Имя Джона Колтрейна ассоциируется с виртуозной техникой игры, превосходным талантом сочинения музыки и страстью к познанию новых граней жанра. На пороге истоков хард-бопа саксофонист достиг колоссальных успехов и стал одним из самых влиятельных музыкантов в истории жанра. Музыка Колтрейна обладала резким звучанием, и играл он с высокой интенсивностью и самоотдачей. Он был способен как играть в одиночку, так и импровизировать в ансамбле, создавая немыслимой продолжительности сольные партии. Играя на тенор- и сопрано-саксофоне, Колтрейн умел создавать и мелодические композиции в стиле смус-джаз.

Джон Колтрейн является автором своего рода «перезагрузки бибопа», включив в него модальные гармонии. Оставаясь главной деятельной фигурой в авангарде, он был весьма плодовитым композитором и не переставал выпускать диски, записав около 50 альбомов в качестве бэнд-лидера за всю карьеру.

7 Каунт Бэйси (Count Basie)

Революционный пианист, органист, композитор и бэнд-лидер Каунт Бэйси возглавлял одну из наиболее успешных групп в истории джаза. За 50 лет Count Basie Orchestra, включая невероятно популярных музыкантов, таких, как , Свитса Эдисона, Бака Клэйтона и Джо Уильямса, заработал репутацию одного из наиболее востребованных биг-бэндов Америки. Обладатель девяти премий «Грэмми» Каунт Бэйси привил любовь к оркестровому звучанию не одному поколению слушателей.

Бэйси написал много композиций, ставших джазовыми стандартами, например, April in Paris и One O’Clock Jump. Коллеги отзывались о нем как о тактичном, скромном и полном воодушевления человеке. Не окажись в истории джаза оркестра Каунта Бэйси, эпоха биг-бэндов звучала бы иначе и наверняка не была бы такой влиятельной, какой она стала вместе с этим выдающимся бэнд-лидером.

6 Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins)

Тенор-саксофон – это символ бибопа и всей джазовой музыки в целом. И благодарны за это мы можем быть Коулменом Хокинсу. Инновации, которые привнес Хокинс, были жизненно необходимы для развития бибопа в середине сороковых. Его вклад в развитие популярности этого инструмента, возможно, определил будущую карьеру Джона Колтрейна, и Декстера Гордона.

Композиция Body and Soul (1939) стала эталоном игры на тенор-саксофоне для многих саксофонистов. Влиянию Хокинса подверглись и другие инструменталисты – пианист Телониус Монк, трубач Майлс Дэвис, барабанщик Макс Роуч. Его способность к неординарным импровизациям привела к раскрытию новых джазовых сторон жанра, которые не были затронуты его современниками. Это отчасти объясняет, почему именно тенор-саксофон стал неотъемлемой частью современного джазового ансамбля.

5 Бенни Гудмен (Benny Goodman)

Пятерку 15 самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра открывает . Известный Король свинга руководил чуть ли не самым популярным оркестром начала XX века. Его концерт в Карнеги-Холл в 1938 году признан одним из важнейших живых концертов в истории американской музыки. Это шоу демонстрирует наступление эры джаза, признание этого жанра как самостоятельного вида искусства.

Несмотря на то, что Бенни Гудмен был солистом крупного свингового оркестра, он участвовал и в развитии бибопа. Его оркестр стал оним из первых, который объединил в своем составе музыкантов разной расы. Гудмен был ярым противником Закона Джима Кроу. Он даже отказался от тура по южным штатам в поддержку расового равенства. Бенни Гудмен был активным деятелем и реформатором не только в джазовой, но и популярной музыке.

4 Майлс Дэвис (Miles Davis)

Одна из центральных джазовых фигур XX века, Майлс Дэвис, стоял у истоков множества музыкальных событий и наблюдал за их развитием. Ему причисляют новаторство в жанрах бибопа, хард-бопа, кул-джаза, фри-джаза, фьюжна, фанка и техно-музыки. В постоянных поисках нового музыкального стиля он всегда достигал успеха и был окружен блестящими музыкантами, включая Джона Колтрейна, Кэнноболла Эддерли, Кита Джарретта, Джей Джей Джонсона, Уэйна Шортера и Чика Кориа. При жизни Дэвис был удостоен 8 премий «Грэмми» и включен в Зал славы рок-н-ролла. Майлс Дэвис был одним из самых деятельных и влиятельных джазовых музыкантов прошлого столетия.

3 Чарли Паркер (Charlie Parker)

Когда думаешь о джазе, вспоминаешь имя . Известный также как Птица Паркер был пионером джазового альт-саксофона, бибоповым музыкантом и композитором. Его быстрая игра, чистый звук и талант импровизатора оказали значительное влияние на музыкантов того времени и наших современников. Как композитор он изменил стандарты написания джазовой музыки. Чарли Паркер стал тем музыкантом, который культивировал идею того, что джазмены – художники и интеллектуалы, а не просто шоумены. Многие артисты пытались копировать стиль Паркера. Его знаменитые приемы игры прослеживаются и в манере многих нынешних начинающих музыкантов, которые за основу берут созвучную прозвищу альт-сакософниста композицию Bird.

2 Дюк Эллингтон (Duke Ellington)

Был грандиозным пианистом, композитором и одним из самых выдающихся руководителей оркестра. Хотя он известен как пионер джаза, он был превосходен и в других жанрах, включая госпел, блюз, классическую и популярную музыку. Именно Эллингтону приписывают возведение джаза в отдельный вид искусства. Обладая бесчисленным количеством наград и премий, первый великий композитор джаза никогда не переставал совершенствоваться. Он был вдохновителем для следующих поколений музыкантов, включая Сонни Ститта, Оскара Питерсона, Эрла Хайнса, Джо Пасса. Дюк Эллингтон остается признанным гением джазового рояля – инструменталистом и композитором.

1 Луи Армстронг (Louis Armstrong)

Бесспорно, самый влиятельный джазовый музыкант в истории жанра – , известный как Сэчмо – трубач и певец из Нового Орлеана. Его знают как создателя джаза, сыгравшего ключевую роль в его развитии. Поразительные способности этого исполнителя позволили возвести трубу в сольный джазовый инструмент. Он первый музыкант, певший в стиле «скэт» и популяризовавший его. Его низкий «гремящий» тембр голоса невозможно было не узнать.

Приверженность Армстронга собственным идеалам повлияла на творчество Фрэнка Синатры и Бинга Кросби, Майлса Дэвиса и Диззи Гиллеспи. Луи Армстронг оказал влияние не только на джаз, но и на всю музыкальную культуру, подарив миру новый жанр, уникальную манеру пения и стиль игры на трубе.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз - потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей - противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.

Что такое джаз?

Характерные черты:

  • полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
  • бит - регулярная пульсация,
  • свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
  • импровизационность,
  • красочный гармонический и тембровый ряд.

Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.

Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки - трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре , фортепиано, ударных инструментах.

История возникновения джаза

Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

История развития джаза

История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Для этого этапа характерна коллективная импровизация нескольких вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных. Знаковый день - 26 февраля 1917 года - тогда в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету.

В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов ("скэт"). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа - новоорлеанский, чикагский - объединяются термином "диксиленд".

В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название "свинг". Для свинга характерно появление нового типа оркестра - биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов - секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), "медной" секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Появилась сольная импровизация, основанная на "квадрате" ("хорусе"). "Квадрат" - это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.

В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется "рифф" - двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.

Среди первых биг-бэндов - оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов - Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.

Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.

Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название "боп" или "бибоп". Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза- Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других - фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили "cool" - "прохладный", и "west coast" - “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки - развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили "хардбоп" - "горячий", "энергичный" и близкий ему “soul-jazz" (в переводе с английского "soul" - "душа"), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.

Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.

Были предприняты попытки создания произведений крупной формы - симфоджаз. Например "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием "третье течение", также и у русских исполнителей ("Концерт для оркестра" А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.

С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой - Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков - лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название "fusion", т.е. "сплав".

Говоря кратко, история джаза - это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив "Tea-джаз". Стиль "диксиленд" и "свинг" практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы ("Восьмерка ЦДРИ", "Ленинградский диксиленд"). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с "вечерами джазовой импровизации". Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, "Арсенал", "Аллегро", "Каданс" (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла ("Современник").

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится "всемирной музыкой" (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс "Warmdaddy" Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей - эта повесть еще не дописана до конца!

Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:

  • уроки игры на пианино - разнообразные произведения от классики до современной поп-музыки, наглядность. Доступно каждому!
  • гитара для детей и подростков - внимательные педагоги и увлекательные занятия!

Джаз – уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Эта многогранная форма искусства зародилась на сломе веков (XIX и ХХ) в США. Музыка в стиле джаз стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным сплавом тенденций и форм из двух регионов мира. Впоследствии джаз вышел за пределы США и стал популярен практически повсеместно. Свою основу эта музыка берет в африканских народных песнях, ритмах и стилях. В истории развития данного направления джаза известно множество форм и видов, которые появлялись по мере освоения новых моделей ритмов и гармоник.

Характерные особенности джаза


Синтез двух музыкальных культур сделал джаз кардинально новым явлением в мировом искусстве. Конкретными чертами этой новой музыки стали:

  • Синкопированные ритмы, порождающие полиритмию.
  • Ритмичная пульсация музыки – бит.
  • Комплекс отклонения от бита – свинг.
  • Постоянная импровизация в композициях.
  • Богатство гармоник, ритмов и тембров.

Основой джаза, особенно на первых этапах развития, стала импровизация в сочетании с продуманной формой (при этом форма композиции не обязательно была где-то зафиксирована). А от африканской музыки этот новый стиль взял следующие характерные черты:

  • Понимание каждого инструмента в качестве ударного.
  • Популярные разговорные интонации при исполнении композиций.
  • Аналогичное подражание разговору при игре на инструментах.

В целом же все направления джаза отличаются собственными локальными особенностями, поэтому и рассматривать их логично в разрезе исторического развития.

Возникновения джаза, регтайм (1880—1910-е)

Считается, что джаз возник в среде чернокожих рабов, привезенных из Африки в Соединенные Штаты Америки еще в XVIII веке. Так как плененные африканцы не были представлены единым племенем, им приходилось искать общий язык с сородичами в Новом Свете. Подобная консолидация привела к появлению унифицированной африканской культуры в Америке, включившей в себя и музыкальную культуру. Лишь в 1880—1890-х годах в результате появилась первая джазовая музыка. Этот стиль был вызван мировым спросом на популярную танцевальную музыку. Так как африканское музыкальное искусство изобиловало подобными ритмичными танцами, именно на его основе зародилось новое направление. Тысячи американцев среднего класса, не имевшие возможности освоить аристократические классические танцы, начали танцевать под пианино в стиле регтайм. Регтайм привнес в музыку несколько будущих базисов джаза. Так, главный представитель этого стиля Скотт Джоплин, является автором элемента «3 против 4» (перекрестное звучание ритмических схем с 3 и 4 единицами соответственно).

Новый Орлеан (1910—1920-е)

Классический джаз появился в начале ХХ века в южных штатах Америки, а конкретно – в Новом Орлеане (что логично, ведь именно на юге была распространена работорговля).

Здесь играли оркестры африканцев и креольцев, творящие свою музыку под влиянием регтайма, блюза и песен чернокожих рабочих. После появления в городе множества музыкальных инструментов от военных оркестров стали возникать и любительские коллективы. Самоучкой был и легендарный новоорлеанский музыкант, создатель собственного оркестра, Кинг Оливер. Важной датой в истории джаза стало 26 февраля 1917 года, когда оркестр «Original Dixieland Jazz Band» выпустил первую собственную граммофонную пластинку. В Новом Орлеане были заложены и основные черты стиля: бит ударных инструментов, мастерское соло, вокальная импровизация слогами – скэт.

Чикаго (1910—1920-е)

В 1920-е годы, названные классиками «ревущие двадцатые», джазовая музыка постепенно входит в массовую культуру, лишаясь титулов «позорная» и «неприличная». Оркестры начинают выступать в ресторанах, перемещаются из южных штатов в другие районы США. Центром джаза на севере страны становится Чикаго, где получают популярность бесплатные ночные выступления музыкантов (в ходе таких шоу происходили частые импровизации и сторонних солистов). В стилистике музыки появляются более сложные аранжировки. Иконой джаза этого времени стал Луи Армстронг, переехавший в Чикаго из Нового Орлеана. Впоследствии стили двух городов начали объединили в один жанр музыки джаз – диксиленд. Главной чертой этого стиля стала коллективная массовая импровизация, которая возвела главную идею джаза в абсолют.

Свинг и биг-бэнды (1930—1940-е)

Дальнейший рост популярности джаза вызвал спрос на крупные оркестры, игравшие танцевальные мелодии. Так появился свинг, представляющий характерные отклонения в обе стороны от ритма. Свинг стал главным стилевым направлением того времени, проявившись в творчестве оркестров. Исполнение стройных танцевальных композиций требовало более слаженной игры оркестра. Джазовые музыканты должны были участвовать равномерно, без особых импровизаций (кроме солиста), поэтому коллективная импровизация диксиленда ушла в прошлое. В 1930-е годы произошел расцвет подобных коллективов, которые были названы биг-бэндами. Характерной чертой оркестров того времени является соревнования групп инструментов, секций. Традиционно, их было три: саксофоны, трубы, ударные. Наиболее известны джазовые музыканты и их оркестры: Гленн Миллер, Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон. Последний музыкант знаменит своей приверженностью негритянскому фольклору.

Бибоп (1940-е)

Отход свинга от традиций раннего джаза и, в частности, классических африканских мелодий и стилей, вызвал недовольство в среде знатоков истории. Биг-бэндам и свинговым исполнителям, все больше работавшим на публику, начала противопоставляться джазовая музыка маленьких ансамблей чернокожих музыкантов. Экспериментаторы ввели сверхбыстрые мелодии, вернули долгую импровизацию, сложные ритмы, виртуозное владение сольным инструментом. Новый стиль, позиционировавший себя как эксклюзивный, стали называть бибоп. Иконами данного периода стали эпатажные джазовые музыканты: Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Бунт чернокожих американцев против коммерциализации джаза, стремление вернуть этой музыке камерность и уникальность стали ключевой точкой. С этого момента и от этого стиля начинается отсчет истории современного джаза. В это же время в малые оркестры приходят и руководители биг-бэндов, желающие отдохнуть от больших залов. В ансамблях под названием комбо такие музыканты придерживались свинговой манеры, но получали свободу для импровизации.

Кул-джаз, хард-боп, соул-джаз и джаз-фанк (1940—1960-е)

В 1950-х годах такой жанр музыки как джаз стал развиваться в двух противоположных направлениях. Сторонники классической музыки «охладили» бибоп, вернув в моду академическую музыку, полифонию, аранжировку. Кул-джаз стал известен своей сдержанностью, сухостью и меланхоличностью. Главными представителями этого направления джаза стали: Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Дэйв Брубек. А вот второе направление, напротив, стало развивать идеи бибопа. Стиль хард-боп проповедовал идею возвращения к истокам музыки чернокожих. Вернулись в моду традиционные фольклорные мелодии, яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и импровизация. В стиле хард-бопа известны: Арт Блэйки, Сонни Роллинз, Джон Колтрейн. Данный стиль развивался органично вместе с соул-джазом и джаз-фанком. Эти стили приблизились к блюзу, сделав ключевым аспектом исполнения ритмику. Джаз-фанк, в частности, был представлен Ричардом Холмсом и Ширли Скоттом.

Джаз – вид музыкального искусства, появившийся в конце 19- начале 20 веков в результате смешения африканской музыкальной культуры чернокожих рабов и европейской. Из первой культуры данный род музыки позаимствовал импровизацию, ритмичность, неоднократное повторение главного мотива, а из второй – гармонию, звучания в миноре и мажоре. Стоит отметить, что такие элементы фольклора африканских рабов, привезенных в Америку, как обрядовые танцы, рабочие и церковные песни, блюзы также нашли отражение в джазовых мелодиях.

Споры о месте возникновения джаза ведутся до сих пор. Точно известно, что он распространился по всему миру из США, а его классическое направление зародилось в Новом Орлеане, где 26 февраля 1917 года коллективом «Original Dixieland Jazz Band» была записана первая джазовая грампластинка.

В первом десятилетии 20 века в южных штатах США особой популярностью стали пользоваться музыкальные ансамбли, которые исполняли оригинальные импровизации на темы блюзов, рэгтаймов, европейских песен. Их называли «jazz-band», отчего и произошла слово «джаз». В состав этих коллективов входили музыканты, играющие на различных инструментах, включая: трубу, кларнет, тромбон, банджо, тубу, контрабас, ударные и фортепиано.

Джаз имеет несколько характерных несколько черт, отличающих его от других музыкальных жанров:

  • ритм;
  • свинг;
  • инструменты, имитирующие речь человека;
  • своеобразный «диалог» между инструментами;
  • специфический вокал, интонационно напоминающее разговор.

Джаз стал неотъемлемой частью музыкальной индустрии, распространившись по всему земному шару. Популярность джазовых мелодий привела к созданию огромного количества ансамблей, исполняющих их, а также к появлению новых направлений этого жанра музыки. На сегодняшний день известно более 30 таких направлений, среди которых наиболее популярными являюся блюз, соул, рэгтайм, свинг, джаз-рок, симфо-джаз.

Для желающих освоить азы данного вида музыкального искусства решение купить кларнет , трубу, банджо, тромбон или любой другой джазовый инструмент станет отличным стартом на пути освоения этого жанра. Позднее в состав джазовых оркестров и ансамблей был включен саксофон, купить который сегодня можно даже в интернет-магазине. Кроме перечисленных, в состав джазового коллектива могут входить и этнические музыкальные инструменты.

После того как Христофор Колумб открыл новый континент и там поселились европейцы, к берегам Америки всё чаще следовали корабли торговцев живым товаром.

Изнурённые тяжёлой работой, тоскующие по родине и страдающие от жестокого отношения надзирателей, невольники находили утешение в музыке. Постепенно необычными мелодиями и ритмами заинтересовались американцы и европейцы. Так появился джаз. Что такое джаз, и в чём его особенности, рассмотрим в данной статье.

Особенности музыкального направления

К джазу относится музыка афроамериканского происхождения, в основе которой - импровизация (свинг) и особая ритмическая конструкция (синкопа). В отличие от других направлений, где один человек пишет музыку, а другой исполняет, джазовые музыканты выступают одновременно и композиторами.

Мелодия создаётся спонтанно, периоды сочинительства, исполнения разделены минимальным промежутком времени. Так получается джаз. оркестра? Это умение музыкантов подстроиться друг под друга. При этом каждый импровизирует своё.

Результаты спонтанных сочинений сохраняются в нотной записи (Т. Коулер, Г. Арлен «Счастлив целый день», Д. Эллингтон «Разве ты не знаешь, что я люблю?» и т.д.).

С течением времени африканская музыка синтезировалась с европейской. Появлялись мелодии, сочетающие пластику, ритмичность, мелодичность и гармонию звуков (CHEATHAM Doc, Blues In My Heart, CARTER James, Centerpiece и т.д.).

Направления

Выделяют более тридцати направлений джаза. Рассмотрим некоторые из них.

1. Блюз. В переводе с английского слово означает «грусть», «меланхолия». Изначально блюзом называлась сольная лирическая песня афроамериканцев. Джаз-блюз - это двенадцатитактовый период, соответствующий трёхстрочной стихотворной форме. Блюзовые композиции исполняются в медленном темпе, в текстах прослеживается некоторая недосказанность. блюза - Гертруда Ма Рейни, Бесси Смит и др.

2. Рэгтайм. Буквальный перевод названия стиля - разорванное время. На языке музыкальных терминов «рэг» обозначает звуки, дополнительные между долями такта. Направление появилось в США, после того как за океаном увлеклись произведениями Ф. Шуберта, Ф. Шопена и Ф. Листа. Музыку европейских композиторов исполняли в стиле джаз. Позже появились оригинальные композиции. Рэгтайм характерен для творчества С. Джоплина, Д. Скотта, Д. Лэмба и др.

3. Буги-вуги. Стиль появился в начале прошлого века. Владельцам недорогих кафе требовались музыканты, чтобы играть джаз. Что такое музыкальное сопровождение предполагает наличие оркестра, разумелось само собой, но приглашать большое количество музыкантов было накладно. Звучание разных инструментов компенсировали пианисты, создавая многочисленные ритмические композиции. Буги отличает:

  • импровизация;
  • виртуозная техника;
  • особый аккомпанемент: левая рука исполняет моторную остинантную конфигурацию, интервал между басом и мелодией - две-три октавы;
  • непрерывный ритм;
  • исключение педали.

Буги-вуги играли Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери и др.

Легенды стиля

Джаз популярен во многих странах мира. Везде есть свои звёзды, которых окружает армия поклонников, но некоторые имена стали настоящей легендой. Их знают и любят по всему К таким музыкантам, в частности, относится Луи Армстронг.

Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика из бедного негритянского квартала, если бы Луи не попал в исправительный лагерь. Здесь будущую звезду записали в духовой оркестр, правда, коллектив играл не джаз. и как его исполняют, юноша открыл для себя значительно позже. Мировую известность Армстронг приобрёл благодаря старанию и настойчивости.

Основательницей джазового пения считают Билли Холидей (настоящее имя Элеонора Фейган). Пика популярности певица достигла в 50-е годы прошлого века, когда сменила сцены ночных клубов на театральные подмостки.

Непросто складывалась жизнь и у обладательницы диапазона в три октавы Эллы Фицджеральд. После смерти матери девушка сбежала из дома и вела не слишком благопристойный образ жизни. Стартом карьеры певицы стало выступление на музыкальном конкурсе Amateur Nights.

Всемирную известность имеет Джордж Гершвин. Композитор создавал джазовые произведения на основе классической музыки. Неожиданная манера исполнения покорила слушателей и коллег. Концерты неизменно сопровождались овациями. Наиболее известные работы Д. Гершвина - «Рапсодия в блюзовых тонах» (в соавторстве с Фредом Грофом), оперы «Порги и Бесс», «Американец в Париже».

Также популярными джазовыми исполнителями были и остаются Дженис Джоплин, Рэй Чарльз, Сара Вон, Майлс Девис и др.

Джаз в СССР

Появление этого музыкального направления в Советском Союзе связано с именем поэта, переводчика и театрала Валентина Парнаха. Первый концерт джаз-банда под руководством виртуоза состоялся в 1922 году. Позже А. Цфасман, Л. Утёсов, Я. Скоморовский сформировали направление театрального джаза, сочетающего инструментальное исполнение и оперетту. Для популяризации джазовой музыки много сделали Э. Рознер, О. Лундстрем.

В 40-е годы прошлого века джаз подвергался широкой критике как явление буржуазной культуры. В 50-60-х годах нападки на исполнителей прекратились. Джазовые ансамбли создавались как в РСФСР, так и в других союзных республиках.

Сегодня джаз беспрепятственно исполняется на концертных площадках и в клубах.


Top