Обломов человек оторванный от общества. Как общество повлияло на Обломова?К чему это привело? Что общего у Обломова с «лишними людьми»

Федулов Алексей 11 класс

Исследовательский проект на тему: «Российское общество 19 века между Западом и Востоком. Осмысление пути развития в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Эта тема мною выбрана в связи с необходимостью исследования проблем взаимодействия между западной и восточной цивилизациями, которая не стала менее актуальной в 21 веке.

Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: это и романы И.С.Тургенева «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», Повесть Ф.М.Достоевского «Бесы». ча И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом описал представителей этих направлений в романе «Обломов».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Московский комитет образования

Южное Окружное управление

ГБОУ Гимназия №1526

Исследовательский проект на тему:

«Российское общество 19 века между Западом и Востоком.

Осмысление пути развития в романе И.А.Гончарова

«Обломов».

Работу выполнил

Федулов Алексей,

ученик 11»А» класса

Руководитель

Учитель литературы

Птушкина Л.Н.

Москва 2016г.

План работы:

Введение:

1)Понятие о западной и восточной цивилизациях, черты западноевропейского

и традиционного общества.

Основная часть:

1)Роман И.А.Гончарова «Обломов»

2)Образы героев: Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца как воплощение

3)Сравнительная характеристика героев и смысл их сопоставления для изучения

культурного и общественного развития России в середине 19 века.

Заключение:

1)Актуальность выбранной темы

Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: это и романы И.С.Тургенева «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», Повесть Ф.М.Достоевского «Бесы». ча И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом

Задачи проекта:

1). Изучить исторические источники по теме «Российское общество 19 века между Западом и Востоком.

Отражение пути развития в романе И.А.Гончарова«Обломов».

3). Сравнить исторические и художественные источники, отражающие проблему 4). Сделать выводы по теме ”Российское общество 19 века между Западом и Востоком”.

Объект исследования : Отражение в романе И.А.Гончарова исторической реальности, связанной со спором о путях развития России между Западом и Востоком.

Предмет исследования: Художественные личности Андрея Штольца и Ильи Ильича Обломова как символов исторической действительности,а также авторская позиция по проблеме спора о путях России середины 19 века.

Методы:

1). Метод сравнительного исторического описания;

2). Метод интерпретации фактов;

3). Метод анализа теоретических источников и исторических документов;

4). Метод сравнения при выявлении общего и особенного;

5). Метод аналогии.

Гипотеза:

На примере романа И. А. Гончарова методом аналогии можно выявить особенности мировоззрения людей, живших в России в середине 19 века, увидеть разницу в их взглядах, привычках, быте, понять культуру и социально-политические особенности русской жизни.

В образе И.И.Обломова угадываются привычки и национальный характер русского барина и любого русского, а в образе А. Штольца–характер человека западной цивилизации.

Обломов символизирует восточный путь развития России, спокойный, медленный, консервативный. Штольц- символ западного направления в развитии общества-делового, быстрого, прогрессивного.

Ввведение.

Эта тема мною выбрана в связи с необходимостью исследования проблем взаимодействия между западной и восточной цивилизациями, которая не стала менее актуальной в 21 веке.

Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: написаны романы И.С.Тургенева,например, «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», повесть Ф.М.Достоевского «Бесы».

И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом

описал представителей этих направлений в романе «Обломов».

Я рассматриваю тему реферата «Российское общество 19 века между Западом и Востоком», анализируя образ жизни и взгляды главных героев романа

И. А. Гончарова “Обломов”.

Восток и Запад

Эта тема мною выбрана в связи с необходимостью исследования проблем взаимодействия между западной и восточной цивилизациями, которая не стала менее актуальной в 21 веке.

Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: это и романы И.С.Тургенева «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», Повесть Ф.М.Достоевского «Бесы». И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом

описал представителей этих направлений в романе «Обломов».

«Запад есть Запад, Восток есть Восток,

Не встретится им никогда.

Лишь у подножья престола Божия

В день Страшного суда».

Это отрывок из «Баллады о Востоке и Западе» Р.Киплинга.

В чем же состоят различия между Востоком и Западом? И действительно ли им не понять друг друга?

Согласно древневосточной картине мира существует единый мир, объединяющий все сущее. Человек, как и все сущее, должен следовать его законам, естественному ходу вещей. Только так можно достичь гармонии с окружающим миром. Таким образом, человек не является центром мироздания, не вправе считать себя «царем природы».

Один человек вообще величина не очень значимая. Его силы умножаются, когда он выступает как неотъемлемая часть какого-либо коллектива – семьи, племени, касты, сословия, религиозной общности. Такие воззрения означают, что личностное начало приглушается, подчиняется принципу коллективизма.

Установки человека на коллективную солидарность и неизбежность иерархического устройства общества влияют на отношение к труду и богатству. К труду относились как к средству приобретения необходимых благ, удовлетворяющих насущные потребности человека. Но труд во имя накоплений, которые можно использовать для последующего расширения своего дела, так ценимый западным обществом, не поощрялся, а нередко и осуждался на Востоке. На это повлияли не только религиозные ценности, но и представление о богатстве как постоянной величине. Значит, если один будет стремиться получить больше, другому неизбежно достанется меньшая доля.

Восточные цивилизации относят к традиционному обществу. Действительно, традициям, обычаям здесь придавалось и придается особое значение. К примеру, в Китае древние тексты и сегодня рассматриваются как источник знания и мудрости. Хранителем традиций выступает старшее поколение, и именно оно окружается почётом и уважением.

Особую роль на Востоке играло государство. В древности и Средневековье восточные государства были преимущественно деспотиями. Во главе стоял верховный правитель – царь, император, шах, султан, считавшийся верховным собственником всей земли – главного богатства аграрных обществ.

Восточное государство нередко становилось теократическим, когда верховный правитель являлся и религиозным главой. Такое государство стремилось поставить под свой контроль духовную сферу общества, заставить население руководствоваться религиозными нормами в повседневной жизни. Наиболее полно принцип единства религиозной и государственной власти воплотился в странах мусульманского мира.

А с понятием «западное общество» мы связываем такие черты, как рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданское общество, демократия, правовое государство, классовое расслоение, массовое производство, массовая культура.

Изначальное «великое единое» не пугало древних китайцев или японцев. Напротив, они стремились слиться с ним, уподобиться ему. Иное отношение к первозданному хаосу у древних греков.

В сознании людей неизбежно возникало стремление преодолеть хаос, противопоставив ему упорядоченный мир – космос. И этот организованный мир не может возникнуть без усилий со стороны человека, общества. На основе этой идеи постепенно складывались некоторые определяющие черты ментальности Запада. Во-первых, это нацеленность на изменение, переустройство. Во-вторых, было положено начало разрыву человека с природой. В-третьих, из представления о первоначальном несовершенстве мира вытекало то, что древние греки называли «архе» - воля, властвование, и не только над природой.

Установка на преобразование постепенно вела к разрыву с традицией. В западном обществе это произошло в Новое время. Прошлое уже не обладает такой ценностью, как в традиционном обществе. Людей интересует настоящее и будущее.

Как это относится к героям романа?

Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” впервые был опубликован в 1859 году.

Главный герой романа Обломов Илья Ильич – дворянин лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица, мягкость была господствующим и основным выражением всей его души. Обломов целыми днями проводит у себя дома на диване, ничем не силах заниматься. Он не способен управлять своим имением Обломовкой,не может решить проблему переезда на новую квартиру. Душа Обломова не лишена мечтательности. Он лирик, умеющий глубоко чувствовать, философ, рассуждающий о смысле жизни. Но его апатия приглушила эту душевную особенность героя.

Халат становится символом лени Обломова,он облекает его тучное тело. Другой непременный атрибут лени Обломова - диван, на котором Обломов проводит все дни от рассвета до заката в мечтаниях, полудреме и сне. Обстановка обломовской квартиры - свидетельство упадка, пренебрежения окружающими вещами, апатии и безволия.

«Халат имел в глазах Обломова тьму неоценимых достоинств: он мягок, гибок…как послушный раб покоряется хозяину…»

О жизни он размышлял так:

“Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще – служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом”, - пишет автор в пятой главе.

“Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записывания в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец”.

“Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождениюв должность”.

Ненадолго разбудить ее способен только старый друг Обломова – Штольц.

Штольц- положительный тип практического деятеля. В образе Штольца, по замыслу Гончарова, должны были гармонично соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой - душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность. Образ Ш. создают, таким образом, две эти взаимоисключающие стихии: первая происходит от отца, педантичного, сурового, грубоватого немца («отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места»); вторая - от матери, русской, поэтичной и сентиментальной натуры («она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки, пела ему о цветах, о поэзии жизни мечтала с ним о высокой роли…»). Мать боялась, что Ш., под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца,а также княжеский замок в Верхлеве с портретами изнеженных и гордых дворян «в парче, бархате и кружевах». «С одной стороны Обломовка, с другой -княжеский замок, с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера».

Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам. Он выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Штольца- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви. Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…» Идеал жизни Ш.- непрестанный и осмысленный труд, это - «образ, содержание, стихия и цель жизни». Этот идеал Штольц отстаивает в споре с Обломовым, называя утопический идеал последнего «обломовщиной» и считая его вредным во всех сферах жизни.

“Однажды отец спросил: готов ли у него перевод из Корнелия Непота на немецкий язык?”

“–Нет, отвечал он.Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног.”

“- Ступай, откуда пришел, - прибавил он, - и приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся! Андрей воротился через неделю и принёс и перевод и выучил роль.”

“Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, не доглядел, дал промах.”

Штольц получил своеобразное воспитание. Русская мать хотела видеть в нем воспитанного, благородного, романтичного юношу. Отец же воспитывал сына как сильного мужчину, способного постоять за себя и справиться со всеми трудностями.

В портрете Обломова подчёркиваются детали восточного образа жизни: широкий халат, удобный диван, в мечтах его «одна сторона дома обращена на восток»,

Жить он хочет со своей семьёй на природе: «встал утром и пошёл бы в сад»,

«нарвал для жены цветов». А в облике Штольца- западный образец,недаром отец у него –немец.

Очень значима 4 глава 2 части, в которой представлен автором диалог главных героев. Обломов возмущается после ежедневных поездок со Штольцем по

делам: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь…вечная беготня взапуски…вечная игра дрянных страстишек…Где же тут человек? Где его целость?Куда он скрылся,как разменялся на всякую мелочь?...Всё это мертвецы,

спящие люди,хуже меня…»

Идеалом жизни его является патриархальная жизнь на лоне природы среди добрых трудолюбивых крестьян и большой заботливой семьи: «Колосья

волнуются от ветерка,река чуть плещет…сесть в лодку. Жена правит…»

В словах Обломова звучит декларация русского традиционного мышления,

И мы видим человека умного, мыслящего, нежного и глубокого. Осуждение его звучит из уст Штольца,но отнюдь не Гончарова, автор сам словно согласен с героем.

Ведь об этом Штольц никогда не мечтает и поэтому не может понять друга и

не может дать ему развёрнутого ответа на его философские тирады.

Только говорит: «Да ты поэт,Илья…ты философ!» и прибавляет:

«И весь век так?» «Нет, это не жизнь!» «Это обломовщина».

«Для чего же жить?»-спрашивает Обломов.

«Для самого труда, больше ни для чего. Труд-образ,содержание и цель жизни»,-

говорит Штольц, словно цитируя М.Вебера,говорящего о ценностях европейского человека, для которого труд приравнен к молитве.

«Да цель всей вашей беготни,страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?»-возражает Илья Ильич.

Любовь к одной женщине –Ольге Ильинской- объединяет их, но её выбор не в пользу Обломова. Полюбив его добрую душу, она не остаётся с ним.

«Ты голубь,Илья, но что сгубило тебя?»- спрашивает Ольга.

«Обломовщина!!»-отвечает Илья Ильич.

Что такое эта «обломовщина»? Русская лень и хандра или особый образ жизни?

Наблюдая и анализируя поступки героев, я сравнил внешность, характер, образ жизни, привычки, идеалы и мечты Обломова и Штольца и пришел к выводу, что передо мной герои -антиподы.

Разделы: Литература

Пока останется хоть один русский – до тех пор
будут помнить Обломова.
И.С. Тургенев.

История души человеческой едва ли не любопытнее
и не полезнее истории целого народа.
М.Ю. Лермонтов.

Среди произведений И.А.Гончарова: “Фрегат “Паллада”, “Обрыв”, “Обыкновенная история” – роман “Обломов” занимает особенное место, он – самый знаменитый. Произведение написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права, поэтому история героя отражает конфликт, вызванный тем, что дворянство переставало быть передовым сословием и утрачивало значимое место в общественном развитии. Особенностью романа является то, что И. Гончаров впервые в русской литературе рассмотрел жизнь человека “от колыбели до могилы”. Его жизнь, он сам – главная тема произведения, поэтому оно названо “Обломов”, хотя в истории русской литературы не так много произведений называются по имени главного героя. Его фамилия относится к разряду “говорящих”, т. к. он “родов дряхлеющих обломок ”, имя Илья напоминает нам былинного героя, который до 33 лет лежал на печи, но мы знаем, что потом Илья Муромец столько добрых дел сделал, что в народной памяти жив до сих пор. А наш герой так и не поднялся с дивана (когда мы знакомимся с Обломовым, ему 32–33 года, но в его жизни ничего не меняется). Кроме того, автором использован прием повторения имени и отчества: Илья Ильич. Этим подчеркивается, что сын повторяет судьбу отца, жизнь идет по заведенному порядку.

Как только роман И.А.Гончарова вышел в свет, его героя русские критики записали в разряд “лишних” людей, где уже “числились” Чацкий, Онегин, Печорин. Литература ХIХ века описывала, в основном, судьбы неудачников, очевидно, их в среде дворян было не так много, это было удивительно, об этом и писали. Русские писатели ХIХ века пытались понять, как же на всем готовом (в то время, когда герои западной литературы жизнь свою выстраивают как борьбу за выживание, за материальное благополучие), русские герои – дворяне оказывались неудачниками и при этом были людьми очень богатыми, например, Онегин – “наследник всех своих родных ”. Или, на самом деле, “не в деньгах счастье ”? Русские герои и русские произведения до сих пор вызывают интерес, их пытаются понять зарубежные читатели и среди них школьники. А что интересно нашим десятиклассникам? В конце года был проведен опрос, какое произведение из прочитанных показалось самым интересным. Большинство десятиклассников назвали роман Гончарова “Обломов”, а по программе он изучается обзорно, в течение нескольких уроков.

Что же может быть интересного в лежебоке? Когда произносят имя Илья Обломов, в воображении появляются существенные дополнения: диван и халат, который, как раб, покорялся движению тела. Давайте вслед за автором вглядимся в черты лица его героя. “Это был человек …приятной наружности, с темно-серыми глазами, гулявшими беспечно по стенам, по потолку, с тою неопределенною задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный…Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился…” Но во всем облике Обломова открыто и ясно “светилась душа”. Эта светлая душа покоряет сердца двух женщин: Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Свет его души притягивает и Андрея Штольца, который, объездив Европу, специально приезжает посидеть на широком диване Обломова и в беседе с ним успокоить душу. Еще не было в русской литературе героя, который в течение одиннадцати глав не встает с дивана. Только приезд Штольца поднимает его на ноги.

В первых главах автор знакомит нас с посетителями Обломова, мы видим, что гостей у нашего героя бывает много. Волков забежал похвастать новым фраком и новой влюбленностью, он радовался тому и другому, а чему больше – сказать трудно, у него посещениями расписан весь день, среди посещений – приезд к Обломову. Судьбинский, бывший сослуживец, приезжает похвастать продвижением по службе (“у вице-губернатора обедаю ”), скорой выгодной женитьбой. Пенкин просит поехать с ним на гулянье, т.к. ему надо написать статью о гулянье, “вместе наблюдать будем, чего бы не заметил я, вы бы сообщили мне ”. Алексеев и Тарантьев – “два самые усердные посетителя Обломова ” – ходили к нему “пить, есть, курить хорошие сигары ”. Автор неслучайно описывает гостей Обломова во второй главе, сразу после того, как познакомил читателя с главным героем и его слугой. Он сравнивает героя с его знакомыми, и создается впечатление, что симпатии автора на стороне Ильи Обломова: он по своим человеческим качествам лучше гостей, он щедр, снисходителен, искренен. А то, что он не служит в государственном учреждении, И.А. Гончаров объясняет тем, что его герою не надо зарабатывать на хлеб насущный: “у него есть Захар и еще триста Захаров ”.

Автор находит в своем герое много странного, отталкивающего, но почему-то трудно согласиться с мнением критиков о том, что Илья Ильич Обломов – “лишний” человек. Как может быть “лишним” тот, кого любят все окружающие? Ольга Ильинская после смерти Обломова посадит на его могиле сирень в знак того, что помнит о нем. К его могиле часто приходит безутешная Агафья Матвеевна. Помнят о нем сын Андрей и Штольц. За что же все они любили Обломова? И было ли за что его любить? Автор называет душу героя светлой. Этот эпитет встречается в романе еще раз в описании Обломовки, где текла светлая река. Может быть, светлая река детства одарила его душу теплом, лучистостью? Какой любовью дышат строчки, посвященные детским воспоминаниям. Мы видим, “как небо жмется к земле, обнимая ее с любовью”, “дождь походит на слезы внезапно обрадованного человека”. У самого Обломова слезы вызывают воспоминания о матери. Он чувствителен, добр, умен, но совершенно не приспособлен к жизни, он не может управлять имением, его легко можно обмануть. “Отчего я такой?” – мучается сам герой. И находит ответ, что всему виной “обломовщина”. Этим словом Илья Ильич называет пассивность, неумение управлять мужиками, неспособность подсчитать доходы от имения. Диван и халат – это тоже символы “обломовщины ”. Очень ярко об этом говорит А.Штольц: “Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Почему же он так изменился, ведь в детстве он только и ждал того часа, когда засыпала вся деревня послеобеденным сном, а он “был как будто один в целом мире ”, “он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которого начиналась его самостоятельная жизнь ”. Как же сам герой объясняет нежелание принять активное участие в жизни? Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены света и общества. Что водит ими в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя? А наша молодежь? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя?”

Очень интересно высказывание М.М. Пришвина по поводу Обломова: “…его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя”.

Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов – образы людей талантливых, ярких, умных, но судьба их складывается трагично, и это их сближает. Почему-то в переломные моменты жизни именно такие люди оказываются ненужными обществу, оно как бы “выдавливает” их, не нуждается в их уме, таланте, им не находится места в обществе.

Современная жизнь подтверждает то, что когда-то заметили А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Гончаров. И не их вина, что придуманных ими героев критики назвали “лишними” людьми.

Изучение романа И.А.Гончарова в 10 классе закономерно, т.к. в это время перед подростком стоит проблема выбора жизненного пути.

Конспект урока литературы в 10 классе

Характеристика главного героя и определение приемов создания образа

(анализ экспозиции)

Цели урока:

  • Познавательная: составить характеристику героя; проследить приемы создания образа; выразительные средства, при помощи которых создается образ; выделить элементы сюжета на примере первой главы романа.

  • Развивающая: сравнить описания в первой главе романа с картинами художников-фламандцев начала ХVII века (развитие образного мышления).

  • Воспитательная: подчеркнуть национальные черты в образе главного героя, обращая внимание на их типичность и актуальность.

Ход урока

1. Повторение.

Вспомнить, что включает в себя характеристика героя (косвенная и прямая).

2. Чтение и анализ первой главы романа “Обломов”.

Выписки, их систематизация.

– Что можно отметить в первой главе?

– Мастерство автора. Читаем первое предложение первой главы: “В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”.

Первое предложение содержит семь единиц информации:

  • В Гороховой улице
  • в одном из больших домов
  • народонаселения которого хватило бы на целый уездный город
  • утром
  • в постели
  • на своей квартире
  • лежал И.И.Обломов

Во втором предложении автор указывает возраст Обломова: “человек лет тридцати двух-трех от роду”. Случайно это или нет? В тридцать три года Иисус стал служить людям, пожертвовал собой, “тридцать лет и три года” Илья Муромец просидел на печи, но потом столько добрых дел сделал и подвигов совершил, что его помнят до сих пор. А что же Обломов?

Портрет героя.

Автор сам дает описание портрета своего героя, он ничьим глазам не доверяет. В портрете использовано много выразительных средств. Это и неожиданные эпитеты: цвет лица безразличный , неопределенная задумчивость, холодный человек. Это и олицетворения: с глазами, гулявшими беспечно по стенам; с лица беспечность переходила в позы всего тела; ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость. Автор использовал для портрета своего героя метафоры: на лицо набегала туча заботы , начиналась игра сомнений . Использован также перенос явлений природы на человека: взгляд туманился.

Что же выделяется в описании внешнего вида? Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат, настоящий восточный халат,…который, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу ”. Илья Ильич Обломов “любил простор и приволье ”.

Посмотрим на интерьер. Сразу возникает вопрос: почему одна и та же комната служила и спальней, и кабинетом, и приемной?

  • Чтобы не убирать.
  • Герой практически не движется.
  • Мы можем его спокойно рассмотреть.

Что стояло в комнате?

  • Бюро красного дерева.
  • Два дивана, задок у одного дивана осел вниз.
  • Красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.
  • Шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
  • Неграциозные стулья красного дерева, шаткие этажерки.

“Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: “Кто сюда натащил все это?”

В интерьере бросается в глаза одна особенность: это очень подробное описание, здесь очень много деталей. Гончаров сам себя называл рисовальщиком. В.Г. Белинский отмечал: “Он увлекается своим умением рисовать”. А.В. Дружинин пишет: “Подобно фламандцам, Гончаров национален, поэтичен в мельчайших подробностях, подобно им, он ставит перед нашими глазами целую жизнь данной эпохи и данного общества”.

Что общего между описаниями Гончарова и натюрмортами голландских художников? – Прорисованы даже мелкие детали.
Почему можно их сравнивать? Мастерски выполнено каждое произведение.

Подтверждение этому найти в тексте первой главы – “занавесы из шелка ”, рисунок на ткани “с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами”; "на столе…тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да хлебные крошки”.

И.А. Гончаров при описании использует множество деталей, добиваясь правдоподобия картины.

Поступки героя.

  • Хочет встать, умыться – успеет после чаю, чай можно выпить в постели, ничто не мешает думать лежа.
  • Он приподнялся и чуть было не встал, и даже начал опускать одну ногу с постели, но тотчас подобрал ее.
  • Прошло с четверть часа – ну, полно лежать, пора вставать.
  • “Прочту письмо, потом встану”.
  • “Одиннадцать часов уже, а я еще не вставал”.
  • Он повернулся на спину.
  • Звонок. Он, лежа, с любопытством глядит на двери.

Что особенного в поведении Обломова? – Мысль – угасание, желание – угасание.

Отношение к жизни.

Если вы думаете, что Обломов не знает, как можно изменить кардинально свою жизнь, то вы глубоко заблуждаетесь. Вот его рассуждения: “С чего начать?...набросать подробную инструкцию поверенному и отправить его в деревню, Обломовку заложить, прикупить земли, послать план застроек, квартиру сдать, взять паспорт и ехать на полгода за границу, сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара, надевать самому чулки и снимать с себя сапоги, спать только ночью, ехать, куда все едут, потом… потом поселиться в Обломовке, знать, что такое посев и обмолот, отчего бывает мужик беден и богат, ходить в поле, ездить на выборы…И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, а не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум,…когда же жить ?”

Что можно сказать об отношении автора к своему герою? Какими приемами это раскрывается? Вот он утром просыпается, “ а ум еще не явился на помощь ”. “Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен ”. Автор подсмеивается над своим героем, используя прием иронии.

  • Описание (портрет, внешний вид, интерьер).
  • Акцент на деталях.
  • Ирония.
  • Дополнение одного образа другим (Захар похож на своего хозяина).
  • Прием угасания.
  • Выделение типичных черт (герой Гончарова сразу похож и на Манилова, и на кого-то очень знакомого из нашей жизни).

3. Домашнее задание.

"...холодная красавица, выдерживает свой характер”. (Стр. 96)

“Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского”. (Стр.168)

Это какая-то кузница, не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум, …когда же"

  • И.И.Обломов – герой своего времени, но и нашего времени тоже. “Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова” (В.Г. Белинский). Ваши мысли по этому поводу.
  • Обломов “стоит беспредельной любви”, сам его творец предан Обломову, его обожают все герои в романе (Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Матвеевна, Захар). За что?
  • Прочитать вторую главу. Сравнить Обломова с его посетителями.
  • Прочитать письмо Обломова к Ольге Ильинской (вторая часть, глава IХ, стр. 221–223). Что можно дополнить к характеристике Обломова, судя по этому письму?
  • По ходу чтения сделать выписки понравившихся фраз.

Десятиклассники выписали такие фразы И.А. Гончарова:

  • Хитрость – все равно, что мелкая монета, на которую не купишь многого ” (Стр. 231)
  • Где напасешься на каждый миг оглядки?” (Стр. 221)
  • Самолюбие – соль жизни” (Стр. 166)
  • Зима, как неприступная пожить ?” (Стр. 168)
  • “Вытащил из угла книгу и в один час хотел прочесть, написать, передумать все, что не прочел, не написал и не передумал в десять лет”. (Стр. 168)

Литература:

И.А. Гончаров. Избранные сочинения.– М.: Художественная литература, 1990 – 575 стр. (Б-ка учителя).

И. А. Гончаров вошел в русскую литературу как прогрессивный писатель, выдающийся представитель той школы художников-реалистов 40-х годов, которые продолжали традиции Пушкина и Гоголя, воспитывались под непосредственным воздействием критики Белинского. Гончаров - один из создателей великого русского реалистического романа.

Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Л. Толстого, Гончаров вместе с ними на протяжении десятилетий привлекал к себе внимание передовой демократической критики и широких кругов читателей. Роман «Обломов» был напечатан в первых четырех книгах журнала «Отечественные записки» за 1859 год. Обильный материал для романа дали писателю его впечатления детских лет. Вспоминая свое

* детство, Гончаров писал: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья и зародилось неясное представление об «обломовщине». Впоследствии это представление обогатилось впечатлениями симбирской и столичной жизни». Роман Гончарова имел большой и шумный успех. Один из современников, критик А. М. Скабичевский, писал: «Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя».

«Обломов» появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Сам Гончаров видел в своем новом произведении продолжение той критики, с которой он выступал в «Обыкновенной истории» против отсталых, косных и застойных нравов, присущих феодально-крепостническому порядку, породившему обломовщину. «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель», - писал Гончаров.

Обломова превратила в кисель, в «ком теста» крепостная среда. Гончаров показал, что обломовщина сложилась на почве владения «крещеной собственностью», «тремястами Захаров», что Обломова взрастила дворянская усадьба с ее застойным бытом и помещичьими нравами. Сам Илюша, как и большинство обитателей Обломовки, незлобивый и добродушный человек. Но, по словам Добролюбова, «гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу». Апатия и неподвижность отражены Гончаровым даже во внешнем облике Ильи Ильича Обломова - изнеженного, обрюзгшего не по летам человека, который «наспал свои недуги».

Вся жизнь Обломова рисуется как страшный, удручающий процесс постепенного духовного и морального оскудения человеческой личности, как превращение живого человека в мертвую душу. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам и собственному пониманию цельного и гармоничного человека. Он лишен тщеславия, его не прельщают карьеризм, погоня за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, - восклицает он, - это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но, рисуя себе идеал ничем не нарушаемой и благородной праздности, беззаботной и привольной помещичьей жизни, обеспеченной трудом крепостных, Обломов не видел ничего странного в получении оброка с крепостных крестьян и даже, несмотря на свое благодушие, «придумал новую меру против лени и бродяжничества крестьян». Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда он с гнетущим беспокойством задумывается над своей жизнью и приходит к выводу, что «…какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения…». На самом же деле этим врагом, который погубил все доброе в Илье Ильиче, явился сам образ его жизни, все то, что впоследствии приобрело стойкое определение - обломовщина.

В образе Обломова критик Н. А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального склада». В одном из откликов на роман говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками», да и сам автор подчеркивал, что его I герой воплощает «элементарные свойства русского человека». Не случайно слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, преклонение перед барством и прежде всего - лень, выведен в романе как двойник главного героя. Но обломовское начало живет не только в его слуге. Сходные черты мы без труда замечаем и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Сходный образ жизни укоренился по деревням и селам крепостнической России и в ее столице. Он, проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, л крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Обломове воплотились черты характера, порожденного всей русской патриархальной помещичьей жизнью. Образ этот является крупнейшим обобщением.

Однако современники Гончарова поняли буржуазно-эксплуататорский характер деятельности Штольца. Критик А. П. Милюков писал: «В этой апатичной натуре под маской образования и гуманности, стремления к реформам и прогрессу скрывается все, что так противно русскому характеру и взгляду на жизнь… Из этих-то господ выходят те честные дельцы, которые, добиваясь выгодной карьеры, давят все, что ни попадается на пути… все учредители мнимо-благодетельных предприятий, эксплуатирующие работников на фабрике, акционеры в компании, при громких возгласах о движении и прогрессе, все великодушные эмансипаторы крестьян без земли…» Под трезвым пониманием жизни у Штольца скрывались сухой деловой расчет, подчинение человеческих черт предпринимательскому практицизму.

В образе Штольца Обломов стремился вскрыть буржуазную ограниченность: «Мы - не титаны… мы не пойдем…на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним голову и смиренно переживем трудную минуту, и опять потом улыбнется жизнь, счастье». Самой буржуазии, выросшей на почве крепостного права, была присуща обломовщина, питавшаяся и после падения крепостного права многочисленными крепостническими пережитками. Гончаров был совершенно прав, указывая на неизбежную гибель обломовщины. Но это не могло случиться очень быстро: обломовщина продолжала мешать всему дальнейшему прогрессивному развитию русской общественной жизни.

Настоящего положительного героя романа Н. А. Добролюбов видел в невесте Обломова - Ольге Ильинской. В ней критик усмотрел «намек на новую русскую жизнь»: «… от нее можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину». Другой критик, Д. И. Писарев, в личности Ольги справедливо находил «естественность и присутствие сознания… правдивость в словах и в поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, умение любить просто и серьезно, без хитростей и уловок…» Ольга не способна покорно подчиняться своей судьбе. Она мечтает спасти Обломова, заставить его «жить, действовать, благословлять жизнь», спасти его погибающие ум и душу. Но когда Ольга убеждается в тщетности своих усилий и видит, что любимый человек не соответствует ее высокому представлению об идеале, она порывает с Обломовым.

Подчеркивая в Ольге стремление к борьбе во имя благородных, а не эгоистических целей, Добролюбов, видевший в героине романа передовую русскую женщину, пишет: «Она оставит иШтольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать давать ей советы - принять их как новую стихию жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный…»

Критически изображен в романе не только Обломов, но и другие персонажи: преуспевающий чиновник-бюрократ Судьбинский (не зря автор решил дать этому персонажу «говорящую» фамилию), пустой светской фат Волков, плут и вымогатель Тарантьев, мещанка Пшени-цына. Во всех этих типах Гончаров показал проявление все той же обломовщины как страшного зла русской жизни.

Илья Ильич от природы не был деятельным и активным человеком. Хотя, безусловно, у него были все предпосылки для того, чтобы не прозябать, лежа на диване, а стремиться хотя бы к чему-нибудь. Юный Илья Ильич был умен, образован. Казалось бы, перед ним открывается блестящее будущее. И как он сам этим будущим распорядился? Крайне неразумно и недальновидно. Он просто-напросто зарыл в землю все свои таланты. Немудрено, что в дальнейшем они не дали никаких всходов, так как не было абсолютно никаких условий для роста и дальнейшего развития всех хороших качеств и способностей.

Вспомним детство Ильи Ильича. Безусловно, детство его можно с полным правом назвать очень счастливым периодом. Мальчик был окружен всеобщей любовью и заботой. Обычно счастливые и жизнерадостные дети вырастают в очень активных людей, не желающих превращать свою жизнь в однообразное и серое существование. Но с Обломовым все получилось несколько иначе. С детства мальчик был лишен необходимой свободы, которая очень нужна для оптимального развития личности. Каждый человек в детстве является настоящим первопроходцем, открывающим для себя все новое. А маленький Илья был испорчен чрезмерно навязчивой заботой, ему не было позволено проявлять какую-либо свободу.

Мать героя "отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией". Можно легко себе представить, каким вырастет ребенок, которому в детстве было запрещено проявлять свою волю. Постепенно у него начинает пропадать интерес к познанию нового. А ведь жизнь человеческая так коротка, поэтому дорог каждый миг.

Илья Ильич был лишен необходимости заботиться о своем пропитании, поэтому он ни к чему не стремился. Он знал, что ему не стоит бояться голодной смерти, а все остальное очень мало волновало его. Если бы он родился в бедной семье, с детства видел бы перед собой постоянный труд близких людей, то он, возможно, иначе бы относился к жизни вообще. Обломов очень беззаботен и беспечен. В юности подобные качества можно простить, но по мере взросления человека должна появиться ответственность за собственную судьбу. Между тем сам Илья Ильич абсолютно ни к чему не стремится, поэтому не несет абсолютно никакой ответственности за свою жизнь. Он ведет себя так, будто ему все безразлично.

И постепенно ему действительно все становится безразлично. В детстве Илья очень любил слушать сказки няни. И, очевидно, настолько близок и понятен для него был сказочный вымысел, что по мере взросления никак не может он избавиться от своей совершенно ненужной и никчемной мечтательности. "Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка... "

Очень многие люди любят мечтать, но это качество может быть как позитивным, так и негативным. Мечта может помочь человеку идти вперед, добиваться нового, совершать удивительные открытия. Одним словом, мечта может подтолкнуть к совершению активных действий. Но в другом случае мечта может оказаться единственным достижением, на которое оказывается способен человек. И это самое плохое. В таком случае мечта оказывается деструктивным фактором, который мешает человеку двигаться вперед и развиваться оптимальным образом. Именно так и произошло с Обломовым. Он проводит дни в бесплодных мечтаниях, ни о чем более не задумываясь. "Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы".

Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим романом, написанным в 19 веке. В произведении автор затрагивает ряд социальных и философских проблем, в том числе вопросы взаимодействия человека с обществом. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – «лишний человек», не умеющий приспособиться к новому, быстроменяющемуся миру, изменить себя и свои взгляды ради светлого будущего. Именно поэтому одним из самых острых конфликтов в произведении является противопоставление пассивному, инертному герою активного общества, в котором Обломов не может найти себе достойного места.

Что общего у Обломова с «лишними людьми»?

В русской литературе такой тип героя как «лишний человек» появился в начале 20х годов 19 века. Для данного персонажа было характерно отчуждение от привычной дворянской среды и вообще всей официальной жизни российского общества, так как он ощущал скуку и свое превосходство (как интеллектуальное, так и нравственное) над остальными. «Лишний человек» переполнен душевной усталостью, может много говорить, но ничего не делать, очень скептичен. При этом герой всегда является наследником хорошего состояния, которое он, тем не менее, не старается приумножить.
И действительно, Обломов, получив в наследство от своих родителей больше поместье, легко мог давно уладить там дела, чтобы на получаемые от хозяйства деньги жить в полном достатке. Однако душевная усталость и обуревающая героя скука препятствовали началу любых дел – от банальной необходимости встать с постели до написания письма старосте.

Илья Ильич не связывает себя с обществом, что Гончаров ярко изобразил еще вначале произведения, когда к Обломову приходят посетители. Каждый гость для героя – словно картонная декорация, с которой он практически не взаимодействует, ставя между другими и собой своеобразный барьер, прикрываясь одеялом. Обломов не желает как другие ездить в гости, общаться с лицемерными и не интересными ему людьми, которые его разочаровали еще во время службы – придя на работу, Илья Ильич надеялся, что там все будут такой же дружной семьей, как и в Обломовке, но столкнулся с ситуацией, где каждый человек «сам за себя». Дискомфорт, не умение найти своего общественного призвания, ощущение ненужности в «необломовском» мире приводит к эскапизму героя, погружению в иллюзии и воспоминания о прекрасном обломовском прошлом.

Помимо того, «лишний» человек всегда не вписывается в свое время, отторгая его и действуя наперекор диктующей ему правила и ценности системе. В отличие от тяготеющих к романтической традиции, стремящихся всегда вперед, опережающих свое время Печорина и Онегина либо персонажа просвещения Чацкого, возвышающегося над погрязшим в невежестве обществом, Обломов – образ реалистической традиции, герой, стремящийся не в перед, к преобразованиям и новым открытиям (в обществе либо в своей душе), прекрасному далекому будущему, а ориентированный на близкое и важное для него прошлое, «обломовщину».

Любовь «лишнего человека»

Если в вопросе временной ориентированности Обломов отличается от предшествующих ему «лишних героев», то в любовных вопросах их судьбы очень похожи. Как и Печорин или Онегин, Обломов боится любви , боится того, что может измениться и стать другим или отрицательно повлиять на свою возлюбленную – вплоть до деградации ее личности. С одной стороны, расставание с возлюбленными всегда благородный шаг со стороны «лишнего героя», с другой же это проявление инфантилизма – у Обломова это было обращением к «обломовскому» детству, где за него все решали, о нем заботились и все позволяли.

«Лишний человек» не готов к фундаментальной, чувственной любви к женщине, для него важна не сколько реальная возлюбленная, сколько самостоятельно созданный, недоступный образ – это мы видим как во вспыхнувших спустя года чувствах Онегина к Татьяне, так и иллюзорных, «весенних» чувствах Обломова к Ольге. «Лишнему человеку» нужна муза – прекрасная, необычная и вдохновляющая (например, как Белла у Печорина). Однако не найдя такой женщины, герой впадает в другую крайность – находит женщину , которая заменила бы ему мать и создала атмосферу далекого детства.
Не похожие на первый взгляд Обломов и Онегин одинаково страдают от одиночества в толпе, однако если Евгений не отказывается от светской жизни, то для Обломова единственным выходом становится погружение в себя.

Лишний ли человек Обломов?

«Лишний человек» в Обломове воспринимается другими персонажами иначе, чем аналогичные герои в предшествующих произведениях. Обломов – добрый, простой, честный человек, который искренне хочет тихого, спокойного счастья. Он симпатичен не только читателю, но и окружающим его людям – не зря ведь со школьных лет не прекращается его дружба со Штольцем и Захар продолжает служить у барина. Более того, Ольга и Агафья искренне полюбили Обломова именно за его душевную красоту, умирающую под давление апатии и инертности.

В чем же причина того, что с самого появления романа в печати критики определили Обломова как «лишнего человека», ведь герой реализма, в отличие от персонажей романтизма, – это типизированный образ, совмещающий в себе черты целой группы людей? Изображая в романе Обломова, Гончаров хотел показать не одного «лишнего» человека, а целую социальную прослойку образованных, состоятельных, умных, душевных людей, которые не могли найти себя в быстро меняющемся, новом российском обществе. Автор подчеркивает трагизм ситуации, когда, не умея меняться вместе с обстоятельствами, такие «Обломовы» медленно умирают, продолжая крепко держаться за давно ушедшие, но все еще важные и греющие душу воспоминания прошлого.

10 классам будет особенно полезно ознакомиться с приведенными рассуждениями перед написанием сочинения на тему «Обломов и «лишние люди»».

Тест по произведению


Top