Человек и природа. влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

– это весь материальный мир Вселенной, органический и неорганический. Но в быту чаще употребляется другое определение, в котором под природой подразумевают естественную среду обитания, т.е. все, что было создано без человеческого вмешательства. За все время своего существования люди часто становились виновниками изменений окружающей среды. Но роль природы в жизни людей тоже колоссальна, и ее нельзя недооценивать.

Среда обитания

Человек – часть природы, он «вырастает» из нее и существует в ней. Определенное атмосферное давление, земная температура, вода с растворенными в ней солями, кислород – все это естественное состояние планеты, которое является оптимальным для человека. Достаточно убрать один их элементов «конструктора», и последствия будут плачевными. А любое изменение в природе может стать причиной кардинальных перемен в жизни всего человечества. Именно поэтому утверждение о том, что природа сможет существовать без человека, а человек без нее – нет, особенно актуально.

Главный источник потребительских благ

Предметы роскоши созданы людьми, а вот первоочередные потребности мы удовлетворяем за счет природы. Именно окружающий мир дает нам все необходимое для существования: воздух, пищу, защиту, ресурсы. Естественные ресурсы вовлечены во многие сферы: строительство, сельское хозяйство, пищевую промышленность.

Мы уже давно не живем в пещерах, а предпочитаем благоустроенные дома. Прежде чем съесть то, что растет на земле, мы это обрабатываем и готовим. Мы не накрываемся шкурами животных, а шьем одежду из тканей, полученных путем переработки природных материалов. Несомненно, многое из того, что дает планета, человек трансформирует и улучшает для комфортной жизни. Несмотря на всю мощь, человечество не сможет развиваться вне природы и без базы, которую она нам предоставляет. Даже в космосе, за пределами Земли, людям приходится использовать переработанные природные блага.

– это огромная лечебница, способная исцелить от различных недугов. На основе растений разработаны многочисленные медицинские препараты и косметические средства. Часто для укрепления здоровья используют ресурсы практически в первозданном виде, например в фитотерапии, водолечении и грязелечении.

Зависимость человека от природных условий

Долгие годы под влиянием климата, рельефа, ресурсов формировались обычаи, особенности деятельности, эстетические взгляды и характер населения той или иной страны. Можно смело заявить, что роль природы лежит в основе многих общественных процессов. Даже внешность человека зависит от региона, из которого произошли его предки.

От погодных условий зависит здоровье многих людей. Самочувствие и эмоциональное состояние может меняться в зависимости от фаз луны, активности солнца, магнитных бурь и других явлений. Уровень загрязнения воздуха, его влажность, температура, концентрация кислорода – все это также может оказывать влияние на самочувствие человека. Например, городские жители после отдыха у реки отмечают улучшение физического и психологического состояния.

Города миллионники, современные автомобили, новейшие технологии – глядя на все это, кажется, что человек научился успешно существовать вне природы. На самом же деле человечество по-прежнему зависит от условий, которые не в силах изменить. Например, от количества и состояния природных ресурсов на территории государства зависит его экономика. Погодные условия определяют особенность построек населенного пункта и условия жизни. Такое разнообразие национальных кухонь возникло в результате климатических особенностей регионов, а также растительного и животного мира.

Эстетическое и научное значение

Природа выступает в качестве источника самой разнообразной информации, которая помогает выстраивать отношения с окружающим миром. Благодаря данным, которые хранит планета, мы можем знать, кто населял Землю тысячи и миллионы лет назад. Сегодня мы можем если не предотвратить природные катастрофы, то хотя бы защитить себя от них. А некоторые явления человек даже научился направлять в свою пользу. и обучении человека. Ребенка знакомят с окружающим миром, учат защищать, оберегать и облагораживать его. Без этого невозможен ни один образовательный процесс.

Нельзя обойти стороной значение природы в культурной жизни. Мы созерцаем, любуемся, наслаждаемся. Это источник вдохновения писателей, художников и музыкантов. Это то, что деятели искусства воспевали и будут воспевать в своих творениях. Многие уверены, что красота и гармония природы даже оказывает исцеляющее воздействие на организм. Хотя духовная составляющая не является первой необходимостью для жизни населения, в жизни социума она играет важнейшую роль.

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Цель урока : изучение влияния природных условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи урока :

Формировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;

Развивать умения работать с различными источниками географической информации;

Формировать потребности в ЗОЖ, ответственности человека за сохранение природы как великого оздоровителя, понимания отдыха человека как рекреационной деятельности для восстановления физических и духовных сил человека.

Тип урока :

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный

Учащихся в классе (аудитории): 15

Используемое оборудование:

Оборудование: компьютеры, медиа - проектор, презентация со слайдами «Природа и человек», контурные карты, атласы, карты России.

Методы урока: репродуктивный, иллюстративно – объяснительный, частично – поисковый.

Формы и приёмы урока: рассказ учителя, презентация, работа с учебником, практическая работа с картой, схемой, групповая работа с таблицей.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные ресурсы, благоприятные условия проживания, неблагоприятные условия проживания, экстремальные условия, медицинская география, рекреационная география, поморы, горцы, степняки, таежники, стихийные природные явления, стихийные бедствия.

Жетоны- оценки: за каждый ответ дети получают жетон определенного цвета (красный -не правильный ответ, желтый – частично правильный, зеленый – правильный)

Жетоны –знания:

Урок усвоил

Урок не усвоил

Ход урока.

    Организационный момент.

    Используется видеоролик «Природа и человек»

    Психологический настрой

    сообщение темы урока.

II. Изучение нового материала.

    Рассказ учителя.

    Работа со схемами.

    Работа с учебником.

III . Практическая работа

IV . Рефлексия

Приветствие учеников. Отметить с дежурным класса отсутствующих учащихся.

Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, и самостоятельно определить чему посвящается тема нашего сегодняшнего урока.

Видеоролик «Природа и человек»

Варианты ответов детей.

Тема и цель нашего урока посвящены ВЛИЯНИЮ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Человек –часть природы и вне ее жить не может.

Работа со схемами.

Что необходимо человеку для жизни?






Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека




Природа географической оболочки является для человека СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ, так как потребность в пище, воде, одежде, жилье и духовном развитии человек удовлетворяет за счет разнообразных предметов и свойств природы.

Природа –источник существования человека. Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности –

(На доске схема)

Природная среда

Природные условия природные ресурсы

Свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье, на размещение производства и др. формы человеческой деятельности

Приведите примеры природных условий . (климат, рельеф, заболоченность и др.)

Компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека

- Приведите примеры природных ресурсов. (лесные, водные, минеральные и т.д.)

- Что мы еще знаем о природных ресурсах? (они бывают исчерпаемые и неисчерпаемые; исчерпаемые- возобновимые и невозобновимые)

Очевидно, что есть ощутимая связь между здоровьем человека и природными условиями. На состояние здоровья и самочувствие человека влияет качество воды, почвы, воздуха и основные климатические условия. Ведь от чего зависит трудоспособность человека и нормальная продолжительность жизни? От воздуха, которым он дышит, он еды, которой питается и от среды, в которой живет. По этой причине вопрос экологии так важен в современном мире. Природные факторы, как морская и минеральная вода, солнце, лесной и горской воздух, целебные грязи существенно способствуют оздоровлению человека.

Но и важную роль на здоровье человека играют природные условия

Природные условия

Благоприятные Неблагоприятные

оказывают благотворное воздействие на организм человека

оказывают отрицательное воздействие на организм человека

-Приведите мне примеры благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия на здоровье человека

-Учащиеся приводят примеры

Благоприятные условия для существования человека

Значительная часть России является благоприятной зоной для здоровой жизни людей. Это относится к таким условиям, как достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.

Территорией с благоприятными условиями для жизни является средняя и юная часть европейской территории, юг Северного Кавказа и Западной Сибири. Еще издавна эти регионы имеют высокую плотность населения, так как климат этих территорий очень хорошо влияет на здоровье людей.

Экстремальные условия

Но есть территории, которые характеризуются малоблагоприятными условиями для жизни людей. Что собой представляют экстремальные условия? Это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. к ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры. Это территории тундры, пустыни, дальневосточная муссонная зона и области резко континентального климата в Сибири. Например, регион Восточной Сибири является самым холодным районом Северного полушария, и здесь зафиксированы самые большие годовые амплитуды температур. Зимой здесь может быть-50 ... -60 °С, а летом наоборот - очень высокая температура до +30 °С. Такой контраст не может не влиять на здоровье. Такая температура проблематична не только для жизни людей, но и для орудий труда и различных материалов, которые должны быть морозоустойчивыми.

Поэтому освоение территорий с экстремальными условиями жизни является довольно сложным процессом. который требует значительных материальных затрат и новых достижений в науке и технике.

Существуют стихийные природные явления , которые неблагоприятно влияют на жизни и здоровье человека. Это обусловлено тем, что зачастую стихийные природные явления - это непредвиденные и разрушительные нарушения нормального хода природных процессов. Последствия этих явлений не способствуют дальнейшему развитию человека и порой крайне негативно влияют на здоровье человека, на протяжении долгого времени.

Работа с учебником. § 46 стр 263

Человек приспосабливается к условиям жизни. Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна.

Существует специальная отрасль науки – МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ и РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – попрошу вас открыть учебники на стр …. Найдите в учебнике определение и запишите их в тетрадь. .

И так, каковы же определения ….

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ , изучающая закономерности распространения заболеваний человека.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – наука о территории организации отдыха людей.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира

(в млн. кв. км)

- Какие мы можем сделать выводы?

Выводы учеников:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

Физминутка

Практическая работа :

Следующий этап нашего урока - это практическая работа.

    Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения? (работа с атласами)

    Какие особенности климата ухудшают условия жизни человека?

    Как влияют природные условия на образ жизни человека?

У каждого из вас на парте лежат атлас, контурная карта и листок с заданием. Вам необходимо определить территории с благоприятным и неблагоприятным воздействием природы на человека, расставив флажки: красный –благоприятные условия, синий - неблагоприятные условия. Для получения своего результата вам необходимо работать с атласом, используя климатическую карту –которая даст возможность определить климат данной территории, также использовать карту природных зон, растительный и животный мир. На данную работу вам отводиться 10 минут.

А теперь предлагаю вам провести взаимопроверку – поменяйтесь с соседом своими работами. Правильный результат вы увидите на слайде. За каждый правильный ответ -1 балл.

Молодцы – почти каждый из вас с этим заданием справился.

Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым отрицательно воздействует на организм. Сейчас мы в этом убедимся.

Видеоролик «Человек и природа» часть 2

Рефлексия:

На столах у вас лежат зеленые листочки с фразами, вам необходимо завершить их, приклеивая листочек на дерево, и таким образом мы озеленим наше дерево, которое будет оказывать на нас только благоприятное воздействие.

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

  1. я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Д/з -§ 46

Чтобы закрепить наши знания и повторить пройденный материал, я предлагаю вам дома выполнить задания и заполнить таблицу:

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

    Климат и погода

    Рельеф

    Ландшафты и состав почв

    Растительный и животный мир

    Характер внутренних вод

    Природные зоны

    Природные ресурсы

    Природные явления

    Жилища

    Одежда

    Продукты питания

    Электроэнергия

    Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)

    Здравоохранение

    Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерностей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

Расскажите, как вы представляете себе образ жизни одного из этих народов?

1 ряд - таежники

2 ряд - степняки

3 ряд - горцы

Объясните, почему вы так думаете. Используйте план ответа.

а. Занятия населения.

б. Основы ремесла.

в. Из чего делают одежду?

г. Из чего строят жилища?

д. Где и как размещаются жилища?

е. Какие используют средства передвижения?

После завершения урока прошу оценить свои знания, полученные за урок, ЖЕТОНАМИ в наш ПОРТФЕЛЬ ЗНАНИЙ

Урок усвоил - урок не усвоил

Спасибо за урок!

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависят состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие. В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнцу, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями: теплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей. Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной части европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. Например, для жителя умеренных широт наиболее благоприятными являются следующие условия: температура зимой -8 ... -10 °С, летом +23 ... +25 °С, скорость ветра зимой -- 0,15 м/с, летом -- 0,2-- 0,4 м/с, относительная влажность воздуха соответственно 40--60% . Эти территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения.

Освоение территорий с экстремальными условиями. Однако в нашей стране есть много мест и с малоблагоприятными условиями для жизни человека.

Экстремальные условия -- это условия, крайне неблагоприятные для организма человека: очень низкие температуры зимы, очень высокие температуры лета, сильные ветры, очень высокая влажность.

В нашей стране можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры, пустыни, области резко континентального климата в Сибири, дальневосточную муссонную зону. В Приморье, например, очень сырое лето. В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где возводить любые постройки крайне сложно из-за наличия многолетнемерзлых грунтов. Зимой термометр показывает -50 ... -60 °С, а летом иногда больше +30 °С. Здесь самые большие годовые амплитуды температур на нашей планете: 95 °С на юге и 105 °С на севере, зимой наблюдается самое высокое атмосферное давление в России. Морозы в -45 ... -50 °С могут стоять здесь непрерывно от 1,5 до 3 месяцев.

Такие условия создают большие трудности не только человеку, но и орудиям труда. Температура -45 °С -- критическая для механизмов. Для северных районов их необходимо изготавливать из специальных морозоустойчивых материалов.

Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные материальные затраты средств, энтузиазм людей, использование достижений науки и техники.

Стихийные природные явления и их причины. Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Под стихийными природными явлениями обычно понимают неожиданные, тяжелые по своим последствиям нарушения нормального хода природных процессов.

Мультимедийный урок

Составила и провела:

Посохова Т.М

учитель географии МБОУ «Троицкая СОШ»

Аннотация к уроку

Изучение физической географии завершает раздел «Человек и природа». Один из последних уроков этого раздела «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», подводит итоги работы в 8классе по формированию ключевых компетенций по географии через использование интерактивных технологий, в том числе информационных и телекоммуникативных.

Урок по названной теме систематизирует, обобщает знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки и обеспечивает переход к изучению экономической и социальной географии нашей страны.

Огромен образовательно-воспитательный потенциал данного урока.

Школьники приходят к выводу, что географические знания играют огромную роль в решении различных проблем народного хозяйства, увидят место человека в природе. Возможности его положительного и отрицательного влияния на природу в условиях научно- технического прогресса.

И самое главное школьники должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу. Разумно использовать ее богатства, уметь сохранить свою жизнь при неблагоприятных явлениях.

Урок географии в 8 классе.

Тема урока: Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и

здоровье человека..

Цели и задачи урока:

1.Формирование новых знаний и умений о проблемах взаимодействии человека и природы, особенности влияния природных условий на образ жизни людей их здоровье и занятия.

2.Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи природных факторов с условиями и образом жизни населения, научить учащихся давать оценку неблагоприятных и комфортных условиях жизни.

3.Разработать правила поведения при неблагоприятных и стихийных явлениях природы и меры защиты природы от неблагоприятного антропогенного воздействия.

4. Познакомить с объектами природного и культурного наследия в России. 5.Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации.

6. Выступать перед аудиторией и слушать, отбирать необходимую информацию.

Учебно-наглядный комплекс:

Урок проходит в компьютерном классе , используется мультимедийный проектор.

Интерактивные карты: физическая, климатическая, экологическая

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийный ресурсов и ресурсов Интернет

Справочно-информационный материал; самостоятельно составленные презентации; электронный учебник «География России. Природа» 8 класс.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные

ресурсы, благоприятные условия, экстремальные

Условия проживания, медицинская география,

рекреационная география, мурмончане, якуты, горцы,

таежники стихийные бедствия, объекты всемирного

природного и культурного наследия России.

Географические объекты : Кольский полуостров. Мурманск, Якутия, Сочи,

Республика Коми, Камчатка, Кавказ, Краснодар

Обязательные для усвоения на уроке знания и умения:

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека;

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека;

Экстремальные условия;

Причины стихийный природных явлений и меры личной безопасности;

Влияние деятельности человека на природные комплексы;

Мероприятия по охране отдельных объектов природы (Объекты Всемирного природного наследия Росси)


Справочно-информационный материал.

(на рабочем столе у каждого ученика)

Название

Местоположение

Особенности

Астраханская дельта

Дельта р.Волга

Заповедник с уникальной флорой и фауной

Ладожское оз.

Уникальная природа. Монастырь 14 в.

Северо – Запад России

Морено – холмистый ландшафт, оз. Селигер, исток Волги

Излучина р.Волги

Рассеченные оврагами горы. Своеобразная природа

Марциальные воды

Первый курорт России, основанный в 1719 году

Валдайская возвышенность

Озеро с уникальным ландшафтом

Девственные леса Коми

Республика Коми

Нетронутые леса

Уникальные природные объекты Русской равнины.

Комплекс упражнений для глаз.

Упражнения выполняются сидя или стоя. Отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз.

ВАРИАНТ 1.

    Закрыть глаза. Не напрягая глазные мышцы, на счет один – четыре затем закрыть глаза расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

    Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево. Вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

    Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Ход урока.

1.Организационный момент. Постановки цели и задачи урока.

Презентация «Человек и природы» - слайд 1

2.Работа с терминами

Презентация «Человек и природы» - слайд 2. (на экране)

(обучаемые работают со справочником электронного учебника « География России» Образовательная коллекция 8 класс. Под редакцией В.П.Дронова.

3. Исследовательская работа . КАК ЧЕЛОВЕК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕТ С ПРИРОДОЙ.

Индивидуальная рабочая папка учащихся на рабочем столе – Презентация № 1 «Взаимодействие человека и природы»

(Работа в парах.) Задания:

1пара.-Изучить материалы и установить: как человек взаимодействует с литосферой;

2-я - какие стихийные явления происходят в литосфере и меры защиты жизни и здоровья при стихийных явлениях;

3-я- влияние климата на жизнь и деятельность человека;

4-я-взаимодействие - вода и человек;

5-я- стихийные явления, связанные с водой;

6-я пара- изучить мероприятия по охране органического мира и предложить свои

Координационный совет: готовить вопросы парам и выступает с опережающим заданием «Как люди охраняют природу.»Памятники природы России

Работа с информационно- справочным материалом.

Презентация №2

Физкультминутка (отдых для глаз)

3.Коллективная работа . Продолжить презентацию… Природные и антропогенные ландшафты» Презентация №3

Мы знаем, что человек приспосабливается к окружающей среде (одежда, жилище, образ жизни). Но человек и изменяет окружающую среду: осушает болота, добывает полезные ископаемые, орошает. Часто из0меняет природу непреднамеренно, не ожидая конечных, непредсказуемых результатов. Приведите свои примеры ….

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Физкультминутка (подвижная)

    Новая тема

Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей.

Групповая работа.

Природные условия влияют на жизнь и здоровье человека. Давайте. сегодня рассмотрим это влияние

1 группа – мурмончане работа с презентацией № 4.

2..группа – якуты работа с презентацией №5

3.группа – горцы работа с презентацией №6

4 группа – краснодарцы работа с презентацией № 7

5.группа - жители тундры работа с презентацией №8

6.группа- жители Валдая работа на сайте http :// www . li 4 ki . ru

Описать условия жизни, образ жизни:

Основное занятие населения;

Дополнительные занятия населения;

Природные условия, в которых живут народы;

Из чего изготовляют одежду

Объяснить причины такого образа жизни.

Представитель каждой группы делает сообщение, демонстрируя презентацию.

Выводы:

Человек приспосабливается к условиям жизни. Но в условиях Севера, где живет 10 млн. человек (из 12,5 млн. человек мировых северян) людям приходится тратить много сил на преодоление трудностей. На Севере необходимо больше топлива, больше топлива, больше расход стройматериалов (более толстые стены домов), нужны более теплая дорогая одежда, более теплая, дорогая одежда, более калорийная пища .

- Почему люди живут в трудных природных условиях Севера?

Почему добыча нефти обходится нам дороже, чем в странах Персидского залива. Более дорогой уголь и другие ресурсы?

- Природные условия влияют на здоровье. Найдите в тексте учебника, чем занимается медицинская география?

4. Работа с географическими объектами. Нанести на к/к России; слайд №2 презентация «Человек и природы»

5 . Рефлексия

6.Домашнее задание: инд. задания: подготовить сообщения (можно презентации)- о наводнениях, землетрясениях, ураганах;

О мерах защиты от стихийных явлениях

Мероприятиях по охране природы

Памятники Всемирного природного наследия России

Использованная литература:

1.География России. В 2 кн. Кн.1:Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009

2.Географияч России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн.1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2003

3.География России. 8-9 кл.: Метод.пособие. Баринова И.И. Ром В.Я – М.: Дрофа, 1997.

4.География России. Природа. 8 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. Элькин Г.Н.- СПб.: «Паритет», 2005

5.География России.Природа. 8 класс: Метод. Пособие. Элькин Г.Н - СПб.: «Паритет», 2003

6.Уроки географии с использованием инфыормационных технологий. 6-9 классы. Меодическое пособие. Кугут И.А., Елисеева Л.И и др.-М.: Глобус, 2008

7.Ресурсы Интернет.

Природная среда, в которой человек сформи-ровался и живёт, всё время изменяется, влияя на его здоровье и безопасность.

Благодаря природным условиям в Украине собирают щедрые урожаи. Здесь разводят рыбу, выращивают скот и птицу, занимаются пчеловод-ством. Хозяйствуя в различных природных зо-нах, украинцы производят необходимые для жизни и здоровья продукты питания.

Вследствие многолетней хозяйственной дея-тельности люди вызывают положительные и отрицательные изменения в природе.

Изменяются состав атмосферы, Мирового океана, почв, фон радиоактивности. На Земле наблюдается потепление. Это приводит к нару-шению экологического равновесия в природе.

Исчерпываются залежи нефти, газа, угля, что порождает угрозу «энергети-ческого голода». На Земле есть такие места, где почвы утратили плодородие. Там существует острая потребность в продуктах питания.

Современный человек не представ-ляет жизни без достижений техни-ческого прогресса : телевизора, холо-дильника, телефона, радио, моющих средств, красок, изделий из пластмас-сы и т.п. Разработаны эффективные лекарства. Автомобилем, поездом, самолётом удобно и легко преодолевать значительные рас-стояния.

Астронавты с орбитальной станции говорят с родными и знакомыми. Ежедневно человек получает новую информацию - на уроках, в до-роге, дома, во время отдыха, ведь везде люди слушают, читают, смотрят. Даже в метро пас-сажир может посмотреть телевизор, позвонить по мобильному телефону.

Именно с помощью достижений технического прогресса можно успеть всё сделать вовремя и хорошо, победить болезни, красиво и комфортно одеться, вкусно поесть, интересно отдохнуть.

Но технический прогресс имеет и другую сторону. Деятельность человека наносит вред природе из-за неправильного, необдуманного применения механизмов, работа которых свя-зана с выбросами в атмосферу углекислого и угарного газов, других веществ, губительно действующих не только на растения и животных, но и на людей. К сожалению, нарушаются также требования относительно использова-ния атомной энергии.

Загрязнение почвы, воздуха и воды химичес-кими веществами, отходами технологических процессов, выхлопными газами автотранспорта вызывает у людей аллергические заболевания, поражения кожи и дыхательных путей, обуслав-ливает возникновение злокачественных опухо-лей. Увеличилась заболеваемость людей, подверг-шихся радиоактивному облучению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому такой важной для жизни и здоровья человека является охрана природной среды. Разработаны между-народные законы относительно режима исполь-зования Мирового океана и космического пространства, охраны уникальных природных зон (Чёрного и Средиземного морей, Антаркти-ды), ликвидации последствий аварии на Черно-быльской атомной электростанции и т.п.

Для сохранения жизни и здоровья необходимо знать состояние окружающей природной среды местности, в которой ты живёшь. Его оценивают по специальным показателям (см. таблицу). Важно, чтобы отрицательные изменения окружа-ющей среды не стали необратимыми.

Здоровье человека зависит от состояния окружающей среды только на 20 %, а на 50 % - от образа жизни.

Таблица

Уровень состояния загрязнённости окружающей природной среды Материал с сайта

Нулевой Отсутствие загрязнения природной среды и нару-шений состояния здоровья населения
Низкий Заметны изменения в природной среде. Окружаю-щая природная среда удовлетворительна для су-ществования человека
Средний Существенные изменения в природной среде. Здоровье населения заметно ухудшилось под воз-действием неблагоприятных условий окружающей среды
Высокий Использование почв для производства продоволь-ственной продукции невозможно. Существенное снижение состояния здоровья населения
Катастро-фический Продуктивность почв нулевая. Окружающая при-родная среда опасна для здоровья и существова-ния человека

Экология - от греческих слов «жильё» и «знание» - наука о взаимосвязях в природе.


Top