Сергей сурин и его картины на бересте. Сергей Иванович Сурин, художник, занимающийся темперной живописью на бересте
Сергей Иванович Сурин, художник, занимающийся темперной живописью на бересте.
Летает кисть...
На слой ложится слой,
Встает луна, печально дремлют ели.
Мы в домике своём сидим с тобой,
И говорим под тихий свист метели.
Очём? Да вроде вовсе ни о чём...
Что сын растёт, а мы с тобой стареем.
Что под печальным жизненным дождём
Лица как прежде прятать не умеем.
Что краски жизни всё ещё свежи,
И сок березовый ещё всё так же сладок,
И что еще остались рубежи,
Которые преодолеть бы надо.(с)
С.Быков(2009г.)
Роспись по бересте известна на Руси с XV века, однако сегодня этим занимаются единицы. Наверное, слишком тонка и необычна эта работа. Природа "расписывает" бересту по своему усмотрению, украшая причудливыми наплывами, завитками и сочетаниями штрихов. Не каждый может создать свое полотно, не нарушив гармонии естественного рисунка. Сюжеты работ - богатая природа, жанровые композиции, православная тематика. При взгляде на картины не оставляет ощущение чего-то родного, близкого. Это и понятно, ведь береза издавна почитается как символ России и души русского народа.
…Центр села Махоново.
Небольшой, уютный, внешне ничем не отличающийся от обычного сельского, домик. Но именно к нему знают дорогу не только местные жители, но и горожане: художники, журналисты. Почему?
Здесь живут супруги Сурины - Элла Леонидовна, мастер художественной резьбы по кости, и Сергей Иванович, художник, занимающийся темперной живописью на бересте
Сергей окончил Тобольский педагогический институт и мог бы стать историком-этнографом или археологом. Ещё будучи студентом, участвовал в 15 экспедициях на Полярном Урале и полуострове Ямал. Но судьба распорядилась иначе. Во время этих путешествий ему посчастливилось увидеть потрясающие работы местных ремесленников, от них он и „заразился" резьбой по кости, изготовлением сувенирных ножей, а в дальнейшем и письмом на бересте. За четыре года увлечения берестяной живописью художник создал около двухсот больших и маленьких картин на берёзовой коре.
Все эти красивые пейзажи с реками, озёрами, часовнями, монастырями и церквушками, что на моих картинах, на самом деле существуют - я их видел своими глазами, - поясняет художник. - Для того чтобы правдиво написать, я фотографирую их с разных сторон, затем выбираю из пластин бересты такую кору с наростами, которая точно имитирует рельеф местности. Наросты дают объемные подобия скал, холмов гор, берегов рек и озёр. Поэтому такие картины всегда узнаваемы.
В России мастеров, которые работают темперой по бересте, единицы. А ведь эта удивительная краска на глянцевом берёзовом „холсте" выглядит матовой и бархатистой, такие картины дышат, они воздушны.
- Где я уже только не побывал, - показывает свою экспозицию художник. - Бегал от медведя по тундре, видел Сибирь, озера Карелии, объездил Татарстан и Казахстан. А уж часовен, церквей и монастырей повидал - от Соловков и Валаама до Переяславля-Залесского.
Прошлым летом на его персональной выставке в Соловецком мужском монастыре к художнику подошла 80-летняя старушка. Волнуясь, она попросила Сергея рассказать, где он нашёл сюжет для картины маленькая часовня, стоящая на берегу озера. Когда узнала, не смогла слёз сдержать: „Больше 40 лет назад я жила в этой часовне, и в ней родилась моя дочь..." Сегодня эта картина висит рядом с иконой в красном углу её дома на берегу Белого моря.
А сюжеты к мастеру приходят во сне. И тогда он целый день пишет без остановки - левой и правой рукой. Но больше он старается искать красоту в жизни(с)Мария АПАРОВА
Роспись по бересте известна на Руси с XV века, однако сегодня этим занимаются единицы.
Природа «расписывает» бересту по своему усмотрению, украшая причудливыми наплывами, завитками и сочетаниями штрихов.
Не каждый может создать свое полотно, не нарушив гармонии естественного рисунка.
Сюжеты работ - богатая природа, жанровые композиции, православная тематика.
При взгляде на картины не оставляет ощущение чего-то родного, близкого.
Это и понятно, ведь береза издавна почитается как символ России и души русского народа.
Современный российский художник Сергей Иванович Сурин один из немногих, кто занимается темперной живописью на бересте.
Сергей Сурин окончил педагогический институт, по образованию историк.
Студентом, участвовал в 15 экспедициях на Полярном Урале и полуострове Ямал.
Во время этих путешествий ему посчастливилось увидеть потрясающие работы местных ремесленников. После экспедиций Сергей занялся резьбой по кости, изготовлением сувенирных ножей, а в дальнейшем, с 2003 года и письмом на бересте.
В работе очень помогают знания, полученные в ходе этнографических экспедиций.
В своих работах художник использует темперную краску, так как она очень выгодно подчёркивает природную красоту бересты. Картины, написанные темперой, более стойки к внешним воздействиям и дольше сохраняют свежесть по сравнению с масляной краской.
Сергей Иванович состоит в палате ремесел в городах Москва и Санкт-Петербург.
Участвовал в многочисленных персональных выставках, как Всероссийских, так и международного класса.
Картины Сергея Сурина очень ценятся не только у нас на родине, но и за границей, многие работы находятся у частных коллекционеров - Италии, Канады, Вьетнама.
Сергей Сурин всегда ищет красоту вокруг себя. Он много путешествует по России. Красивые места, изображенные на картинах Сурина, существуют на самом деле. Сергей Иванович сначала снимает пейзажи на фотоаппарат, а потом по снимкам воссоздаёт и оживляет на бересте.
Береста придает работам художника ощущение бархатистости, объёмности, лёгкости, и создаётся впечатление, что работы, которые создаёт Сергей Иванович, живут и дышат.
- Сертифицированный инструктор (Тренер) Радикальной Жизни. Ученик Колина Типпинга, основателя The Institute For Radical Forgiveness™ Therapy & Coaching, Inc, автора метода Радикального Прощения(обучение у Колина Типпинга в 2014-2015 гг.).
- Мастер игры Радикального Прощения "Сатори".
- Преподаватель и автор программы обучения и сертификации Ведущих игры Радикального Прощения "Сатори" в РФ, уполномоченный Колином Типпингом проводить обучение и сертификацию ведущих игры "Сатори" в Российской Федерации и в русскоязычном пространстве других стран.
- Автор программы тренингов по методу Колина Типпинга "Стратегии Радикальной Жизни".
Специализация:
- Индивидуальные консультации (терапия Радикального Прощения).
- Игра "Сатори" как терапия Радикального Прощения.
- Обучение и сертификация Ведущих игры "Сатори", Профессиональных Ведущих игры "Сатори", Мастеров игры "Сатори".
- Проведение дополнительного обучения тренеров Радикальной жизни, с выдачей сертификата, дающего право проводить обучение Ведущих игры "Сатори".
- Проведение тренингов по Радикальному Прощению.
- Ведение групп изучения книг Колина Типпинга.
- Терапия Радикального Прощения в чистом виде. Без использования методов классической психологии, коучинга и других "улучшающих" Радикальное Прощение техник.
- Радикальное Прощение других людей (из-за которых вы испытываете страдания, дискомфорт), Радикальное Прощение и Принятие себя (работа с теневой стороной, восстановление целостности). Радикальная Трансформация (принятие событий в окружающем мире, которые вас травмируют, и на которые вы не можете повлиять). Радикальное Проявление (создание того будущего, которое вы желаете).
Консультации: стоимость разовой индивидуальной консультации — 3000 руб. в час. (при личной встрече), через skype — 2000 руб. в час, или по договорённости. Стоимость и продолжительность курса консультаций оговаривается индивидуально (договариваемся о цене, которая устроит обе стороны).
Первая встреча длится один час. Мы знакомимся. Вы мне рассказываете, что у вас происходит, что вы хотите в результате. Я слушаю вас, задаю вопросы, делаю анализ текущей ситуации.
По результатам первой встречи я составляю для вас дальнейшую программу, и, если вы решаете двигаться дальше, предлагаю вам пройти одну или несколько индивидуальных консультаций (курс), в соответствии с вашим запросом, до получения желаемого результата.
Средняя продолжительность консультаций — 1-2 или 3-4 часа (в зависимости от применяемых инструментов Радикального Прощения).
После прохождения курса кроме терапевтического эффекта вы получаете навык, позволяющий практиковать метод Радикального Прощения самостоятельно.
Скопировано с сайта «Самопознание.ру»
В сборнике обобщен опыт частей и соединений Советской Армии по методике допроса военнопленных, накопленный за годы Великой Отечественной войны, а также определены функциональные обязанности военных переводчиков полка, дивизии, корпуса и следственной части аппарата начальника разведки армии.
Материал подготовил к печати генерал-майор Сурин С. И.
Ответственный редактор генерал армии Захаров М.В.
ВВЕДЕНИЕ
Многочисленные примеры из военной истории показывают, что допрос пленных и перебежчиков во время войны является одним из важнейших источников добывания сведений о противнике.
В ходе Великой Отечественной войны, в связи с общим развитием техники, войсковая разведка обогатилась новыми, в прошлом неизвестными или ограниченно применявшимися средствами разведки: аэрофотосъемкой с больших высот и перспективной съемкой с бреющего полета, визуальным наблюдением с самолетов, многообразными средствами артиллерийской инструментальной разведки, радиоразведкой, радиолокацией и др. Однако перечисленные средства разведки не умаляли, а, наоборот, повышали значение допроса пленных и перебежчиков, как одного из важнейших источников получения разведывательных сведений.
Самый факт захвата пленных, принадлежащих к той или иной части противника, как правило, свидетельствовал о наличии этой части в данном районе.
В ходе Великой Отечественной войны как захватом пленных различных частей, дивизий, так и посредством допроса их на всех фронтах Советской Армии ежедневно подтверждалось и проверялось от сорока до шестидесяти номеров дивизий; это давало возможность в течение трех-четы-рех дней перепроверить всю группировку немецко-фашистских войск, находившихся на фронте непосредственно в первом эшелоне.
На основании показаний пленных, при умелом ведении допроса и тщательном изучении документов, отобранных у них, а также других материалов наши разведчики имели возможность судить о силе, составе, группировке, боеспособности и намерениях противника, о его укреплениях, системе огня, вооружении и политико-моральном состоянии. Все эти сведения облегчали командованию общую ориентировку, помогали произвести наиболее правильную оценку силам противника и принять наиболее целесообразное решение.
В ряде случаев показания пленных содержали очень важные сведения, имевшие решающее значение для подготовки и проведения крупнейших операций Советской Армии. Так, в нюне 1943 г. пленный немецкий офицер, захваченный в глубоком тылу противника и переброшенный затем через линию фронта, дал показания о сосредоточении крупных сил немцев в районе Орла с целью наступления на Курск, а также сообщил о дальнейших намерениях немецкого главного командования в связи с подготовкой к летнему наступлению 1943 г. Эти показания в сочетании с другими данными, имевшимися в распоряжении командования Советской Армии, позволили разгадать замыслы немцев относительно наступления на Курск и их планы дальнейшего ведения летней кампании 1943 г. За день до наступления немцев на Курск были захвачены немецкие саперы-разведчики, разведывавшие наши минные поля. Ночью, накануне начала наступления, другие захваченные в плен немцы на допросе подтвердили показания саперов-разведчиков о времени начала артиллерийской подготовки.
По поводу провала немецкого наступления на Курск командир 19-й немецкой танковой дивизии генерал-лейтенант Шмидт в своем дневнике писал: «Русские были полностью осведомлены о подготовке нашего наступления, вплоть до того, что знали о перенесении начала нашей артиллерийской подготовки на 10 минут позже. В результате этого в момент, когда наши части сосредоточились на исходных позициях (за несколько минут до нашей артиллерийской подготовки), русские открыли по ним ураганный артиллерий-ско-минометный огонь, который сразу же нарушил все наши планы».
В ходе Великой Отечественной войны захвату пленных и их допросу придавал большое значение товарищ Сталин. Им был отдан приказ о создании при разведывательных отделах штабов армий и фронтов следственных частей. На них возлагались основные функции по организации и проведению допроса пленных и перебежчиков в штабах армий и фронтов, руководство переводчиками штабов корпусов, дивизий и полков по допросу пленных и помощь переводчикам в их работе.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. допрос пленных, как правило, производили офицеры-разведчики. Однако в ряде частей и соединений обстановка заставляла поручать ведение допроса пленных полковым, дивизионным и корпусным переводчикам. В тех случаях, когда переводчик был подготовлен в военном отношении и обладал необходимыми для ведения допроса знаниями и способностями, допрос пленных осуществлялся грамотно, целеустремленно и приносил огромную пользу командованию.
Как показал опыт Великой Отечественной войны, функции военных переводчиков следующие.
Военного переводчика полка:
– участвовать при допросе пленных, перебежчиков и всех подозрительных лиц, задержанных в районе расположения или действий полка, а также при опросе местных жителей;
– вести протоколы допроса;
– вести учет трофейных документов; после беглого просмотра всех захваченных документов, собранных на поле боя (солдатских книжек убитых, боевых распоряжений, приказов, директив, схем и карт, писем, газет и т. п:), и записи нужных сведений немедленно направлять в штаб дивизии;
– докладывать начальнику разведки полка новые сведения о противнике, поступившие в его отсутствие;
– с разрешения начальника разведки полка направлять допрошенных лиц вместе с отобранными у них документами на которые должна быть составлена опись) начальнику разведки дивизии в сроки, установленные последним;
– выполнять отдельные задания по поручению начальника разведки полка.
Кроме выполнения своих основных обязанностей, переводчик помогает начальнику разведки полка в сборе, получении и обработке разведывательных сведений о противнике и в передаче информации командирам подразделений.
Военного переводчика дивизии (корпуса):
– участвовать при допросе пленных, перебежчиков и всех подозрительных лиц, задержанных в полосе действий дивизии;
– просматривать все трофейные документы, записывать необходимые сведения и переводить те документы, которые оставлены с разрешения высшего штаба;
– вести учет захваченных пленных и документов, вести протоколы допроса;
– организовать отправку военнопленных и документов;
– выполнять поручения начальника разведки дивизии (начальника разведки корпуса) и помогать его помощнику в сборе и обработке (учете) разведывательных донесений, а также в информации частей.
Переводчик докладывает начальнику или его помощнику все новые сведения, полученные в результате допроса пленных и в процессе изучения трофейных документов.
Допрос пленного в звене полк – дивизия, как правило, производился в объеме, необходимом для получения сведений в интересах ведения боя.
Исключительное значение имел быстрый и целеустремленный допрос пленных, захваченных во время боя передовых батальонов перед началом наступления наших войск. В этих случаях офицер-разведчик быстро, но тщательно выяснял только те вопросы, знание которых обеспечивало командованию подготовку к наступательному бою и его успешное проведение. Все полученные сведения без малейшего промедления докладывались командованию и вышестоящему штабу. При этом особую роль играли предварительные донесения, которые содержали наиболее ценные сведения, полученные в результате допроса пленных. Предварительные донесения передавались вышестоящему штабу теми средствами связи, которые обеспечивали наиболее быструю доставку.
В следственной части начальника разведки армии производился допрос с целью дополнения сведений, полученных от пленных, в нижестоящих звеньях. Подробность допросов определялась знанием начальником разведки армии противостоящего противника и задачами, которые были поставлены командованием и начальником разведки фронта.