Скала святого явления. Скала святого явления в севастополе

Скала Святого Явления считается одним из самых живописных мест вблизи Севастополя. Она оторвана от берега, со всех сторон окружена морем и похожа на огромный камень. Популярность скалы связана не только с её потрясающим видом, но и с удивительной историей, которая привлекает сюда туристов. Поэтому во время посещения этого места имеет смысл воспользоваться услугами гида.

Скала Святого Явления получила своё название благодаря местной легенде, которая известна уже почти 12 веков. В 890-м году здесь случилось кораблекрушение. Греческое судно внезапно начало тонуть и моряки, отчаянно боровшиеся за жизнь, стали молиться Богу и просить спасения. Их молитвы были услышаны и перед ними в сверкающем блеске молний появился святой великомученик Георгий, который пообещал, что они выживут. И тут же моряки на едва уцелевших обломках корабля пристали к одинокой скале, на которой нашли икону.


Возможно, часть этой легенды правдива, потому что в этих местах часто случались кораблекрушения. Так или иначе, люди верили в чудесное спасение моряков и впоследствии на скале Святого Явления был установлен белый мраморный крест. Сейчас на его месте стоит другой, а тот пропал ещё в 1920-х годах. У скалы Святого Явления есть и другое название - Георгиевская скала. Оба используются одинаково часто и напрямую связаны с легендой.


На скалу Святого Явления можно подняться. Правда сначала придётся доплыть до неё в составе экскурсии, а затем преодолеть 800 ступенек, выдолбленных в камне. Но это того стоит. Оттуда открывается удивительный вид и, стоя на скале над самым морем, можно сделать невероятно красивые фотографии. После поездки можно отдохнуть на Яшмовом пляже, который расположен недалеко от скалы.


Что нужно знать перед посещением?


Как добраться до скалы Святого Явления?

Скала Святого Явления расположена в Балаклавском районе Севастополя в 1,5 км на восток от мыса Фиолент, в 140 метрах от Яшмового пляжа.


Те, кто соберётся ехать на машине, могут оставить её на бесплатной парковке на берегу.


Добраться можно и на общественном транспорте из центра Севастополя. Сначала нужно будет проехать 5 км на троллейбусе № 12 или на маршрутках № 12, 17, 20. Затем нужно пересесть на маршрутку № 3 и выйти на остановке «Царское село».

Крымский полуостров изобилует памятниками природы, от которых дух захватывает. К одному из таких мест, имеющему свою легенду, относиться так называемая скала Святого Явления на мысе Фиолент, находящегося в Балаклавском районе Севастополя. Если побывать здесь, то впечатления от этого чудесного места остаются в памяти на всю жизнь. Причиной может быть кристально чистая и абсолютно прозрачная морская вода, удивительная красота береговой линии и морских просторов, чудный яшмовый пляж, впечатляющая скала, выступающая из воды с водруженным на ней крестом, или ровно восемьсот ступеней, вырубленных в камне, которые ведут вниз на пляж. А может уникальный колорит создаёт особая аура…

Скалу с крестом ещё называют Георгиевской.

По существующей легенде, возле этого берега в 890 году небольшое торговое греческое судно застала страшная буря. Огромные волны с большой скоростью несли корабль прямо на скалу, которая выступала из морской пучины и, казалось, уже ничего не могло спасти от неминуемой гибели. Купцы обратили свои мольбы святому Георгию. Они увидели его, явившийся образ прямо над скалой и шторм в одно мгновение прекратился, а на самой скале спасённые мореплаватели обнаружили икону, на которой был изображён их спаситель – святой Георгий. Уже буквально через год благодарными таврическими греками была устроена на этом месте небольшая пещерная церковь, в которой была помещена обнаруженная икона, а впоследствии здесь возник Георгиевский монастырь.

Фиолент – место, где хотя бы один раз в жизни стоит побывать.

Ранее сам мыс тоже назывался Георгиевским. Современное имя «Фиолент» этот мыс получил, потому что по существующему мифу именно тут был расположен знаменитый храм богини Артемиды, а мыс называли «Божья страна», что на древнегреческом звучит, как «фиолент». Предание гласит, что это место в первом веке посетил сам Андрей Первозванный. А Пушкин, очарованный красотой и богатейшей историей, написал о мысе:

Существует ещё множество мифов и преданий, рассказывающих, как о возникновении имени, так и об истории мыса. Однако всем, кто приезжает сюда сразу становится понятным одно – здешние места отличаются волшебством, и обладает способностью воодушевлять на творчество.

Мыс под названием Фиолент является уникальным заповедником государственного значения. Возвышающиеся на стометровую высоту вертикальные дикие скалы, тянущиеся на два километра, которые нависают прямо над морем, большое количество ниш, маленьких островков, каменных арок – эти виды первозданной природы не могут не волновать. Скалы богаты вкраплениями минералов, которые под действием эрозии время от времени небольшими кусочками вместе с горной породой падают на берег, а море превращает их в радужную гальку, радующую глаз отдыхающих. Здесь, прямо на пляжах можно найти оранжевый сердолик, серо-голубой и зелёный халцедон, белёсый агат, каштановый сардер, ярко-зелёный малахит и, конечно же, королеву здешнего побережья – известную фиолентовую яшму со святящимся золотом пиритом. Она поражает разнообразием рисунков, каждый из которых уникален. Некоторые разновидности фиолентовой яшмы являются настоящими самоцветами.

Особо ярко выражен цвет этого камня, если он находится в воде. Поэтому обязательным атрибутом отдыхающих, которые хотят увидеть залежи самоцветов, является маска и трубка, позволяющие рассматривать великолепные подводные пейзажи. Бухта идеально подходит для дайвинга, как для начинающих, так и для продвинутых аквалангистов. Фиолент – это всегда прозрачная вода и достаточно большая глубина. Именно здесь ощущаются бескрайние морские просторы и настоящая мощь Чёрного моря с его прекрасными подводными картинами, флорой и фауной. Ныряя, здесь можно встретить морского петуха и камбалу, катрана и султанку, кефаль и ставриду, креветок и крабов, не говоря уже о вездесущих черноморских бычках. Подводные скалы изобилуют мидиями и рапанами.

Потрясают также зелёные насаждения прямо на скалах. Здесь доминируют реликтовые можжевельник и дикая фисташка, дуб и крымская сосна, старые насаждения кизила и инжира, заросли жасмина и цветы, живописно покрывающие весной склоны скал, среди которых разноцветные крокусы, алые маки и множество других.

Примерно в 890-м году нашей эры у берегов Гераклейского полуострова проходил греческий корабль. Неспокойно было море, гневливо. Низкие тучи заволокли небо. Суденышко бросало из стороны в сторону, как скорлупку. И не было спасения от яростных волн. Тогда в отчаянии стали моряки молить о спасении святого Георгия, который покровительствовал воинам и путешественникам. И снизошло им чудо расчудесное: опали волны, рассеялись тучи, а течение прибило их утлый челн к берегу. Обойдя окрестные скалы, моряки обнаружили в расселине одной из них образ Георгия Победоносца. Они тут же нарекли ее в честь Святого Явления. Мысу же, к которому прибило их судно, дали имя Святого Георгия.

Тогда же, в благодарность за чудесное избавление от гибели, на высоком скалистом берегу ими был заложен Свято-Георгиевский монастырь. А столетие спустя, в 1891 г. скала была украшена белоснежным крестом, сделанным из мрамора. По крайней мере, так гласит легенда, дожившая до наших дней.

Как бы там ни было, а скала Святого Явления и Свято-Георгиевский монастырь по сей день стоят на том самом месте, только вот мыс носит теперь название Фиолент.


За многие века своего существования монастырь находился под управлением разных конфессий. Повидал он и епископов Херсонесских, и патриарха Константинопольского прежде, чем перешел к Православной Российской Церкви.


В крымскую войну он служил госпиталем, а также штабом для англо-французской армии. Сюда даже по дну моря проложили кабель для телеграфа из самой Варны. При этом монахи продолжали возносить молитвы за победу русской армии, а некоторые из них приближали ее на бастионах с оружием в руках.

Подобие госпиталя было организовано в Свято-Георгиевском монастыре и в тяжелые годы войны с фашистскими захватчиками. Поблизости шли кровопролитные бои. Монастырь сильно пострадал, некоторые постройки были разрушены полностью. Из множества могил на его территории до наших дней сохранилась только одна. Надпись гласит, что в ней покоится рядовой Тимофей Анисимович Романов, сложивший свою голову в бою 11 мая 1944 г.

Своей первозданной красотой и дивным целебным воздухом мыс Фиолент привлекал писателей, поэтов и художников. Здесь в разное время черпали свое вдохновение Грибоедов, Чехов, Бунин и Айвазовский. Все они находили приют в стенах Георгиевского монастыря. Ночевал здесь как-то и Пушкин. В память об этом над обрывом недалеко от монастыря не так давно установили белоснежную ротонду с памятным знаком посередине. С нее открываются завораживающие, захватывающие дух виды на море, прибрежные скалы и сам мыс. Русские цари тоже с удовольствием посещали святую обитель. А Александр I гостил в ней буквально за неделю до своей внезапной кончины.


Во времена советской власти монастырь упразднили, а его помещения передавались из рук в руки, пока не пришли в полный упадок. Свое второе рождение он пережил в 1998 – 2000 г.г. На данный момент это действующий монастырь, открытый для посещения. Кроме того, через его земли лежит путь к лестнице, когда-то состоявшей из 891 ступени, а сейчас, после нескольких реконструкций, ставшей на несколько ступеней короче. Этот трап ведет гостей и жителей Севастополя на самый большой и удобный пляж Фиолента – Яшмовый.

Ещё истории:

Название Фиолент впервые появляется на русских картах в 1807 году. До этого он называется мысом святого Георгия, по имени монастыря. Здесь, в 10 километрах северо-западнее Балаклавы начинается третья главная или Южная гряда Крымских гор, которая заканчивается у Феодосии мысом Ильи.

Название мыса, сложенного из вулканических пород, известный исследователь Крыма Бертье-Делагарт, переводит как искаженное Филент-Бурун (в переводе с турецкого - тигровый, полосатый мыс). Действительно на обрыве мыса имеются чередующиеся полосы желтоватого известняка и темного трахита, напоминающие расцветкой тигровую шкуру.

Греки переводят Фиолент как «божья страна». Древние греческие предания утверждают, что именно здесь находился храм богини Артемиды. Тавры, населявшие это побережье полуострова, называли эту богиню Девой, а римляне - Дианой. Тавры очень ревниво относились, к какой бы то ни было, попытке чужестранцев проникнуть в их владения. Тавры - народ дикий и свирепый, жили грабежом и войной, приносили пленных греков в жертву богине Деве. А жрицей в храме была, как это ни странно, гречанка Ифигения. Она скучала по своей солнечной и желанной родине, берега Тавриды казались ей вечно пасмурными и мрачными. Угнетало дух девушки то, что в течение многих лет она должна была готовить жертвы к закланию.

Дошедшая до нас легенда гласит, что ее отец - царь Агамемнон, выпрашивая у своевольной богини попутного ветра к берегам Трои, должен был убить Ифигению на жертвенном алтаре. Но сжалилась Артемида, и когда блеснул нож над дочерью царя, богиня перенесла Ифигению в Тавриду. Ужасная судьба изгнанницы ждала Ифигению - ни слова на родном языке, только рокот волн и шум ветра в голых камнях…

И вот однажды в бухте возле храма появился греческий корабль, тавры туго знают свое разбойное дело… И вот перед жрицей стоят два молодых пленника грека - Орест и Пилад. Жадно ловит она каждое их слово, всматривается в их смелые лица, расспрашивает о своей родине. Все ее вопросы о домочадцах царя Агамемнона - о сыне Оресте, о матери, о сестре Электре. Выросла ли она, счастлива, есть ли у нее муж и дети. Робко спрашивает, помнят ли на родине старшую сестру Электры - Ифигению. Греки смущены такими вопросами, но, тем не менее, рассказали, что сестра замужем, мужа зовут Пилад, и у нее недавно родился сын. А о старшей сестре они говорить не хотят, обронили только вскользь, что солнце ей не светит.

Скалы у мыса Фиолент в своих названиях хранят память о верных друзьях и смелой жрице. Две рядом стоящие скалы в море у мыса Фиолент называются Орест и Пилад, а небольшой выступающий мыс - Партениум (Девичий).

Агамемнона убила его жена Клитемнестра, Орест убил свою мать в отместку, и его преследовали Эриннии - духи мщения. Оракул сказал ему, что в искупление он должен отправиться к берегам Тавриды и привезти золотую статую Артемиды. Но при попытке проникнуть в храм их схватили и отвели к таврскому царю Фоанту. Ни брат, ни сестра не узнали друг друга. Ифигения решает спасти одного из пленников, помочь ему бежать в Грецию, чтобы он передал от нее весть родным, что она жива, но живет в неволе. Кому жить, кому стать вестником - пусть пленники решают сами.

Орест и Пилад - верные друзья, спорят, кому из них спастись, и каждый приводит свои веские доводы. Орест считает, что Пилад должен вернуться к своей жене, ведь сестра только что родила, и он должен стать ей опорой. У Пилада свои аргументы - род Агамемнона уже принес свою жертву богине Деве, теперь кровь другого рода должна пролиться на алтарь. А тем временем Ифигения диктует им послание на родину : « Сын Агамемнона Орест! Тебе шлет свой привет закланная в Авлиде твоя сестра Ифигения, здесь она живет - у вас слывет погибшей…» Брат узнает сестру, а сестра брата, выясняется, что Пилад не только верный друг, но и родственник - муж любимой сестры Электры.

Рискуя жизнью, Ифигения решает спасти обоих, и с ними вернуться на родину, не считаясь с гневом богов. Смуглая, худая, уже не молодая женщина, обреченная богами на вечное изгнание убедилась - люди в своих душевных порывах могут оказаться куда величественней самих богов, и она восстала против них. Убедив жрецов, что статую богини Артемиды осквернена, и ее надо омыть в морской воде, она вместе с пленниками пошла к тому месту, где греки укрыли корабль. Ифигения отсылает сопровождавших их таврских воинов и бежит на родину. На богов подействовало людское благородство: они смягчились и помогли беглецам.

Пляж "Яшмовый"
Самый известный пляж Фиолента, находится рядом с Георгиевским монастырем. Спуск к пляжу ~ 800 ступенек. Тип - галечный. Длина пляжа ~ 350 м

Пляж "Царский"
Находится по другую сторону мыса Фиолент, рядом с мысом Лермонтова в районе дачного поселка "Царское село". Спуск к пляжу по легче чем к предыдущему. Тип - галечный. Длина пляжа ~ 300 м

В районе мыса Фиолент, прямо в море, возвышается темная Георгиевская скала,увенчанная крестом,так называемая Скала Святого Явления Согласно одной легенде, в 890 году у этих берегов нескольких греков застала буря, судно их неслось на расположенную в море скалу. Гибель казалась им неминуемой, и тогда они обратились к Святому Георгию, и шторм прекратился. А на скале спасённые увидели икону с изображением Святого.

На следующий год благодарные греки устроили здесь в пещере маленькую церковь,тем самым положив основание Свято-Геогиевскому монастырю.Впервые эта легенда появилась в 1862 году и придумана настоятелем монастыря архимандритом Никоном. Скорее всего, это предание о спасении греческих купцов все же имело какую-то реальную основу. Вполне возможно, что здесь в период эмиграции в Крым преследуемых иконопочитателей обосновались монахи. На месте их келий и возник монастырь. Некоторые исследователи датируют пещерную церковь VIII веком, другие говорят, что она возникла гораздо позже. По мнению А.Л.Бертье-Делагарда, монастырь возник не ранее начала XV века.

скала Святого явления

К тысячелетию монастыря в 1891 году на Скале Святого Явления водрузили каменный крест с изображением святого Георгия, побеждающего дракона, датами "891-1891" и памятной надписью. В скале вырубили ступени.

14 сентября 1991 года, в год 1100- летия Свято-Георгиевского монастыря, на Скале Святого явления при помощи моряков Черноморского флота водружают семиметровый крест весом 1300 кг. Несколько недель долбил в скале шурф глубиной 1 метр мичман Николай Сестряк. Крест изготовили сварщики на севастопольском судостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе, на грузовике доставили на мыс Херсонес, а затем на военном вертолете, которым управлял заслуженный летчик России, полковник Валентин Алексеевич Чемериз, штурман полковник Пушкарев Валентин Георгиевич, в сопровождении священника, крест доставили на скалу Святого явления и прямо с вертолета установили на скале. Была на кресте бронзовая табличка я надписью: «Крест воздвигнут 14 сентября 1991 года, в празднование 110-летия основания Георгиевского монастыря. По благословению его преосвященства, преосвященного епископа Симферопольского и Крымского Василия. С милостивым участием черноморского флота. Молитвенным усердием духовенства Крымской епархии и благочинного Севастопольского округа священника Георгия Полякова. На благотворительные пожертвования Валерия Алексеевича Черненко».

Бедные, несчастные, нищие духом наши современники, не чем не смогли заработать себе на пропитание, как только сорвать с креста бронзовую табличку и сдать ее в металлолом.

ПЕЩЕРНЫЙ ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
Здесь еще в эпоху древней античности существовали храмы. В средневековье, в 891 году, был построен Свято-Георгиевский монастырь спасенными мореплавателями. Легенда гласит, что именно великомученик Георгий спас от неминуемой гибели греков, вынеся обломки их корабля к самому берегу. Благодарные путешественники поселились здесь и построили храм.
Другая легенда говорит о том, что Фиолент - первое место в Крыму, где апостол Андрей проповедовал Евангелие.


Когда я там была в 1994, были только развалины маленького храма, изрядно загаженные. Маленькая церковь с зеленой крышей и есть вырубленное в скале тысячелетнее строение. Не смотрите на размеры, она далеко уходит вглубь. Мне в свое время мозгов не хватило все там заснять.
На месте храмового комплекса была украинская военная часть, а в конце спуска к пляжу стоял дежурный матрос.

Тропинка огибала развалины дачи генерала Лазарева и вела к старой церкви, а затем спускалась к пляжу.


Александр Сергеевич Пушкин в 1820 году посетивший мыс Фиолент в своих письмах к друзьям пишет: «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление".
Н. Зинченко, автор книги «Мыс Фиолент и Георгиевский монастырь в Крыму», изданной в 1891 году утверждает, что средневековый архив монастыря увезен в Стамбул (Константинополь). П. Сумароков, посетивший это место в 1802 году, обнаружил в монастырской ограде плиту с греческой надписью. «Повреждения, - пишет он, - не позволяют разобрать содержание оной, а открывается только то, что некто иеромонах Гервасий Сумеди упоминает о другом своем собрате, называвшимся как видно Евгением, и означен 1175 год, XII век - тоже не плохо. К сожалению никаких построек, того, времени в бывшем монастыре не сохранилось.

Первое письменное упоминание о монастыре встречается в 1575 году. Мартин Броневский, который был, дважды посылаем к татарам польским королем Стефанм Баторием, в описании Татарии сообщает: «На берегу моря греческий монастырь, там празднуют ежегодно торжество святого Георгия благочестивые греки - христиане, стекаясь многолюдным сборищем».

Следующее упоминание датируется 1637 годом. Митрополит Серафим просит у царя Михаила Федоровича пособия для монастыря, он жалуется: «Пришли безбожные ногайцы и татары и осадили нас и обобрали до конца и просвещенные и священные сосуды, и церковные строения все поломаны, перебываем во многих бедах и скорбях, от безбожных».

Вскоре Георгиевский монастырь пришел в упадок. XVI -XVII века - это время быстрого угасания христианской веры в Крыму. Многие исследователи отмечают, что именно в этот период в силу своего политического, экономического и религиозного бесправия, в результате повсеместного насаждения мусульманской веры, христиане стали осваивать образ жизни татар, их быт, обычаи и даже язык. Никакого образования христиан не было организовано. Небольшие группы мальчиков по обучению грамоте при действующих монастырях проблему не решали. «Этот татарский гнет - пишет Ф. Хартахай, - из благородных, гордых и патриотических греков, выработал совсем противоположных людей, склонных к лукавству, рабскому унижению, изменничеству, лицемерию и т.д.».

Монастырь пришел в упадок, но все же не был уничтожен. До присоединения Крыма к России монастырь посещался лишь немногими христианами, жившими в его окрестностях. Административно он находился в подчинении Константинопольского патриархата, наверное, поэтому его настоятель Игнатий Феондажский после присоединения Крыма к России вывез архив монастыря в Константинополь. Архив состоял из приходно-расходных книг и патриарших циркуляров.

К началу XVIII века в Крыму сохранились только четыре монастыря. В 1778 году оставшиеся монахи Георгиевской обители откликнулись на призыв архиепископа Игнатия и покинули Крым. При монастыре остался лишь старый монах-отшельник Каллиник, он присматривал за монастырскими постройками в отсутствии монахов. Иеромонах Каллиник прожил 118 лет и быть может именно он был похоронен на скале святого явления.

Говоря о монастыре, нельзя обойти вниманием пережитый монастырем плен во время Крымской войны 1854-1855 годов. Нараставшая мощь России, ее стремление выйти к Средиземному морю не могли не вызвать опасения у Турции, которую поддерживали Англия и Франция. В 1853 году началась война, получившая название Крымской, так как основные военные действия велись у Севастополя - оплота Черноморского флота России, хотя в целом война велась от Камчатки до Средиземного моря.

Это один из немногих в истории случаев пленения целого монастыря. Инокам было запрещено в течение года и 11 месяцев выходить за ограду монастыря, но службы не прекращались. Плененные французами монахи молились за победу русского оружия. Старцы, отрекшиеся от сует мира, в течение двух лет поднимались и ложились спать под грохот орудий. Их было 12 человек, другие, находящиеся на кораблях, принимали участие в защите Севастополя. Французы заняли две монастырские гостиницы под госпиталь и жилье командования союзных войск. Третье здание использовалось под телеграфную станцию, связывавшую подводным кабелем командование войсками через Варну с Лондоном и Парижем. Неприятель разорил монастырский хутор, уничтожил сад и виноградники, увезены были древние иконы.


800 ступеней

В 1924 г Георгиевский монастырь был закрыт, и в его помещениях разместилась воинская часть Черноморского флота.

В 1926 году в монастыре оставалось 12 монахов, которые бедствовали, не имея никаких доходов - пришло время безбожников, церкви и монастыри уничтожались, прихожане прибывали в революционной эйфории новой жизни без Бога в душе. В 1926 году по решению городских властей были закрыты две монастырские церкви, затем еще две. Монастырь был упразднен по постановлению Крымского ЦИК от 29 мая 1929 года. По просьбе религиозной общины почти до 1930 года Крестовоздвиженская церковь использовалась верующими. Остальные постройки монастыря были переданы Курортному управлению, а затем в них разместилась воинская часть. В братских корпусах и монастырских гостиницах сначала разместился санаторий Осоавиахима, храм Святого Георгия был разрушен землетрясением в 1927 году, не долго думая развалины храма бульдозером сбросили в вниз на склон, а на его месте устроили танцплощадку, украсив ее скульптурой девушки с веслом.

С 1930 по 1933 год на территории монастыря находился лагерь для лиц, которые были неугодны советской власти - греков, болгар, татар. В 1936 году на Фиолент вернулся санаторий Осоавиахима на 400 мест. Чего только не пережила монастырская земля, на ее территории был даже организован птицесовхоз «Безбожник».

Во время Великой Отечественной войны здесь был сначала советский, затем немецкий, потом снова советский госпитали. Советских солдат хоронили на террасе перед монастырем, а немцы своих солдат хоронили у въезда в монастырь, там, где сейчас находится конечная остановка городского маршрута 19 автобуса.

Во время войны 1941-1945 годов постройки монастыря сильно пострадали, практически уничтожены были могилы в храме св. Георгия и на монастырском некрополе, где были похоронены: князь А. Н. Голицын, граф В. А. Перовский — родственник революционерки Софьи Перовской, друг Пушкина, Жуковского и многих декабристов, генерал И. О. Витт; генерал-майор Н. И. Тригони; академик живописи А. Е. Карнеев, участвовавший в росписи храма Св. Николая на Братском кладбище в Севастополе; настоятель монастыря митрополит Хрисанф. Похоронен здесь вице-адмирал Николай Михайлович Соковнин.

С 1953 года мыс Фиолент стал полигоном для испытания береговых крылатых ракет. Из множества мест выбрали мыс Фиолент, обусловили это решение многие факторы - есть помещения, где быстро можно разместить личный состав - бывшие братские корпуса и монастырские гостиницы, большие глубины рядом с берегом, наличие бухты, близко расположен порт, испытания можно проводить круглый год. В 1956 году впервые в мире на Фиоленте был произведен подводный старт ракеты с первого плавучего стенда. Кстати сказать, американцы запустили свою первую ракету из под воды в 1960 году с подводной лодки «Джордж Вашингтон». Как такового запуска ракеты они не производили, они паром выстреливали ракеты из шахты под водой, а сам двигатель запускался в воздухе.

В 1960 году Фиолент посещал Н.С.Хрущев с руководителями стран социалистического лагеря. К их приезду пытались отремонтировать лестницу к пляжу, именно тогда силами матросов был установлен отдельный лестничный марш на спуске, при виде которого у всех, кто спускается к пляжу, рождается в голове одни и тот же вопрос: « Каким образом можно было его туда притащить?»

Возрождение Георгиевского монастыря

В 90-е годы ХХ века началось возрождение Георгиевского монастыря на Фиоленте. Пока ему возвращена не вся его территория - только та, что спускается по обрывам к морю. Здесь находится древний и овеянный легендами пещерный храм св. Георгия. В 1991 г. усилиями Церкви и Черноморского флота, на скале скале Святого Явления был водружен новый семиметровый крест, весом в 1400 кг. Восстанавливаются кельи и службы Георгиевского монастыря, ведется подготовка к большому строительству.

На сегодня монастырь открыт и доступен для посещений: по пятницам, субботам и воскресениям все желающие могут присутствовать на богослужении.

Пансионаты и базы отдыха в районе мыса Фиолент

который располагается в Балаклавском районе

Сюда приезжают те, кто ищет место отдыха, как говорится, для души и тела. Мыс Фиолент привлекает туристов не только природной красотой, но и интересными местами, например Свято-Георгиевским монастырем.

Также здесь находится небольшой скалистый остров с крестом на вершине. Вместе с историей основания монастыря всем приезжим рассказывают удивительную легенду об этой скале, которая называется скалой Явления святого Георгия.

Давно, когда Фиолент был совсем пуст, возле его берегов проплывало небольшое торговое судно таврических греков. Но не успели они приблизиться к суше, как началась невиданная буря. Волны бушующего моря с треском бились о борта корабля, ветер гнул паруса, обрывая канаты, команда захлебывалась в потоках воды.

Долго боролись люди с неистовой силой моря и поняли, что ждёт их погибель. Ветер ревел над поломанными мачтами и нёс корабль прямо на скалы.

Люди со слезами на глазах бросились на колени с молитвою, они высоко подняли руки к небу и стали просить, обращаясь к святому великомученику Георгию Победоносцу:

О святой Георгий, наш покровитель, помоги, спаси нас от страшной погибели!

Только произнесли они эти слова, как небо озарилось ясным сиянием, а на небольшой скале неподалеку появился образ святого Георгия. Услышал он молитву странствующих, обратился к самому Богу, поднял руки. Вмиг море утихло, буря прекратилась, черные тучи рассеялись.

Счастливые греки, измученные, промокшие насквозь, в разорванных одеждах, поблагодарили святого Георгия и взобрались на ту скалу, где видели явление. Там они нашли икону великомученика святого Георгия.

Засияло солнце, и в его лучах путники увидели невдалеке высокий скалистый берег. Взяли люди икону и отправились туда.

На ближайшей к морю скале, напротив того места, где находилась скала явления, они построили храм и установили икону. Часть мореплавателей остались здесь жить, прославляя имя великомученика Георгия Победоносца.


Top