В чем смысл противопоставления татьяны и онегина. Противопоставление — художественный принцип романа А

1. Противопоставление столичного и сельского образа жизни.
2. Онегин и Ленский.
3. Противопоставление Татьяны и Ольги.
4. Татьяна — неопытная деревенской барышня и светская дама.

Легко заметить, что одним из основных принципов, которыми руководствовался А. С. Пушкин при написании своего романа в стихах «Евгений Онегин», является противопоставление. Это и противопоставление характеров героев, и противопоставление двух образов жизни — городского и сельского, столичного шума и тихого уединения. Вот как жил отец Евгения Онегина:

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

А дядя Онегина в это время вел в своем поместье размеренную и однообразную жизнь:

...Деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

...Онегин шкафы отворил:

В одном нашел тетрадь прихода,

В другом наливок целый строй...

Пушкин показывает огромное различие интересов городского денди и сельских помещиков. Конечно, Онегин имеет довольно поверхностное образование, однако он прочитал много книг, может поговорить об экономике, высказать свое мнение об античной поэзии и даже процитировать несколько строф на латинском. А сельские помещики ведут простые беседы «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Нужно заметить, что Онегин сам подчеркнуто противопоставляет себя обществу своих деревенских соседей: стоит ему услышать, как кто-то из них едет к нему в гости, как он садится на коня и уезжает из дома.

Владимир Ленский, молодой помещик, который приехал в свое имение примерно в одно время с Онегиным, конечно, человек совершенно иного склада и круга интересов, нежели остальные деревенские жители. Он человек образованный (Пушкин упоминает о том, что Ленский учился в знаменитом Геттингенском университете в Германии), увлекается философией и поэзией. Поэтому-то Онегин и Ленский, несмотря на большое несходство характеров, и подружились. Им было о чем поговорить. Но, если присмотреться повнимательнее, Онегин и Ленский являлись антиподами в большей степени, чем Онегин и какой-нибудь «деревенский старожил» вроде его покойного дядюшки:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Онегин — личность, пресыщенная удовольствиями, равно зевающая «средь модных и старинных зал». Он еще способен оценить по достоинству искренность и силу чувств Татьяны, но разделить их он не хочет и не может, так как его душа утратила непосредственность и веру в счастье.

А Ленский, в отличие от Онегина, искренне верит в любовь и дружбу. Он еще очень молод; годы, проведенные в Германии, он посвятил учебе и мало обращал внимания на действительность. Он лелеет возвышенные мечты, а с непостоянством и подлостью людей он еще не сталкивался:

От хладного разврата света

Еще увянуть не успев,

Его душа была согрета

Приветом друга, лаской дев.

И если Онегин запер свое сердце для чувств, то Ленский был влюблен, «как в наши лета уже не любят». Конечно, Ольга очень мила — очарованием юности, живостью, непосредственностью, однако Ленский не замечает особенностей характера своей невесты. Он видит в ней идеал, который и воспевает. Можно сказать, что он придумал некий образ и отождествил его с Ольгой, которую знает с детства. Точно так же и Татьяна переносит черты героев романов на Онегина, который, несмотря на свою холодность и безразличие, все же заметил, что «в чертах у Ольги жизни нет», говоря Ленскому, что на его месте выбрал бы другую сестру. Таким образом, Онегин (и Пушкин, разумеется) противопоставляет двух сестер.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела...

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные.

Очаровательный кукольный портрет, однако не ищите в нем глубины и постоянства! А какой рисует Пушкин Татьяну, свою любимую героиню? Она ничуть не похожа на свою сестру: задумчивая, молчаливая, мечтательная, она с детства любит уединение:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Несходство сестер проявляется и в том, как они относятся к любви. Ольга, веселая резвушка, может спокойно Пококетничать с другим в присутствии своего жениха. Да и когда злополучный Ленский погибает на дуэли с Онегиным, Ольга быстро находит утешение и выходит замуж за улана. Вряд ли она долго вспоминала свою первую любовь.

Отношение Татьяны к внезапно вспыхнувшему чувству к Онегину совсем другое. Героиня не только воспринимает чувство к Онегину всерьез, она искренне полагает, что это судьба, что это на всю жизнь. Именно в этом отношении к любви и коренится объяснение того, что девушка решилась сама написать письмо молодому человеку и признаться в своем чувстве, хотя в те времена это считалось смелым проступком. И даже когда Онегин отвергает любовь Татьяны, девушка продолжает его любить. Когда она становится княгиней, светской дамой, она все равно не забывает свою первую и единственную любовь.

Но если в глубине души Татьяна остается прежней, то ее манеры на столько меняются, что Онегин едва узнает в княгине ту сельскую девчонку, которая когда-то призналась ему в любви. Онегин говорил ей: «...учитесь властвовать собою». Что ж, эту науку она хорошо усвоила! Раньше смятение Татьяны мог бы заметить каждый (если бы только внимание гостей на ее именинах не было отвлечено жирным пирогом). Теперь никто не прочтет на лице девушки того, что происходит в ее душе. Возможно, встреча с Онегиным на светском рауте и всколыхнула в Татьяне воспоминания о прежней жизни и наивных девичьих мечтах, но она ничем не выдала своих переживаний:

Онегин и Татьяна меняются ролями. Когда-то он был равнодушен к девушке, теперь он ищет ее внимания. Когда-то она в самозабвении чувств написала Онегину письмо с признанием в любви, теперь он пишет ей. А Татьяна холодна и невозмутима. Она может говорить с Онегиным, может не замечать его. Татьяна ничем не выделяет его среди прочих гостей, посещающих ее дом или те дома, где бывает она. В тех строфах, где Пушкин повествует о новом облике Татьяны, он постоянно напоминает о том, какой она была, сравнивает, противопоставляет светскую даму прежней наивной барышне, помешанной на чтении сентиментальных любовных романов. Но в конце произведения становится ясно, что противопоставление Татьяны нынешней и прежней чисто внешнее, условное. В глубине души она сожалеет о простой сельской жизни и любит Онегина несмотря ни на что. «Но я другому отдана и буду век ему верна», — отвечает она на любовное признание Онегина. Татьяна остается верной не только своему мужу, но и себе самой.

Давайте представим на миг, что очутились в середине девятнадцатого века. Мы окажемся в том обществе, в котором жили герои романа А.С. Пушкина Татьяна Ларина и Евгений Онегин .

Несмотря на то, что Евгений и Татьяна жили в одно время и в одном обществе, но восприятие этого общества у них очень различно. Мир Онегина - это светский мир пышных приёмов и балов, а Татьяна - натура поэтическая, мечтательная и одухотворённая. Невольно спросишь у себя: могли ли Евгений и Татьяна быть вместе? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Для начала нужно определить: что же общего между ними?

Я думаю, что единственное, что их объединяет, — желание любить и быть любимыми. Возможно, они могли быть вместе, если бы не влияние того общества, в котором они жили. Общества, где нет любви, где есть только игра в любовь. Поэтому Онегин и во что не верит: ни в счастье, ни в любовь. Годы, проведенные в искусственном мире иллюзий доброты, оставили определенный отпечаток на его дальнейшей жизни. После многочисленных лет своей жизни проведенной во лжи и предательстве Евгений просто не может поверить в свое счастье. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны.

Написав письмо, Татьяна совершает необычный смелый поступок, не свойственный девушке того времени, нарушая все правила, общепринятые в её среде, так как за такой поступок могли бы не только не понять девушку, но и оклеветать. Но её признание не было услышано охлаждённым сердцем Онегина. Он не способен ответить на любовь Татьяны, так как его чувства искажены обществом. Он не понял Татьяну: она пишет ему о любви, а он говорит ей о женитьбе.

Исповедь Онегина, возможно, на первый взгляд очень благородна. Он же не обманул Татьяну, а, наоборот, сразу сказал ей всю правду. Но если задуматься, то можно с уверенностью сказать, что герой мёртв душой и у него каменное сердце. Онегин своими руками погубил нежданно выпавшее на него счастье. Возможно, он просто испугался любви и побоялся сделать или сказать Татьяне что-то не то. Ведь, в то время многие девушки просто забавлялись с юношами, не испытывая при этом абсолютно ничего. Наверное, поэтому Евгений и испугался такого счастья.

Он всегда был одинок, но когда другой человек протянул ему руку, раскрыл своё сердце, — он оказался нравственно слепым и глухим.

Я думаю, что когда-то он мечтал о такой девушке, как Татьяна, но со временем всё переменилось. Общество, в котором он жил, убило в нём всё прекрасное, что было когда-то. Кажется, что Онегин намного выше общества, которое его окружает, он в то же время он является его узником.

Последняя сцена - самая удивительная во всём романе. В ней Онегин всё же решается сказать Татьяне о своих чувствах, но уже спустя годы, когда они встретились на балу.

Когда же Татьяна становится знатной дамой, то с грустью вспоминает свою прежнюю сельскую жизнь. Татьяна по-прежнему любит Евгения. Даже при встрече она осталась верной своему супругу.

Исходя из всего, я могу точно утверждать, что отношения между Евгением и Татьяной не могли бы закончиться иначе, так как они даже спустя годы так и не смогли понять друг друга, а в отношениях, я считаю, самое главное - понимание.

Письма Евгения Онегина и Татьяны резко выделяются из общего полотна произведения великого русского поэта. Даже сам Пушкин невольно заострял на них внимание - вдумчивый читатель заметит, что здесь уже не применяется строго организованная «онегинская строфа», а заметна полная поэтическая свобода автора.

Откровенное признание героини

В анализе письма Татьяны к Онегину стоит указать, что оно является прежде всего обращением юной девушки, которая вынуждена в силу своих чувств переступить через огромные нравственные препятствия. Она сама страшилась неожиданной силы нахлынувших чувств. Татьяне Лариной пришлось первой признаться в любви.

Что же подвигло ее на такой смелый шаг, кроме сильного чувства, зародившегося в ее душе и не дающего покоя? Татьяна, даже не отдавая себе в этом отчета, была уверена в том, что Онегин в будущем ответит ей взаимностью. Поэтому она первой решилась написать откровенное письмо возлюбленному. Проводя анализ письма Татьяны к Онегину, критик В. Г. Белинский считал, что в нем отражена искренность и простота, так как в стихотворении открытость соседствует с истинностью.

Противопоставление Татьяны Онегину

Татьяна и Евгений остро чувствуют отчуждение от той среды, в которой они вынуждены жить. Пушкин выражает это в том, что в "семье родной" она постоянно ощущала себя чуждой, и в хандре, от которой страдает Онегин. И неудовлетворенность реальностью способствует тому, что оба героя с головой погружаются в вымышленный мир книг. Татьяна, читая сентиментальные романы, мечтает о яркой и полной страстей жизни.

Главные принципы, по которым организован роман «Евгений Онегин», - это симметрия, а также параллелизм. Симметрию можно наблюдать в последовательности событий: встреча - письмо - объяснение. Нужно отметить, что Онегин и Татьяна по ходу произведения меняются ролями, и это соответствует не только внешней схеме, но и позиции рассказчика. В первом случае поэт с Татьяной; во втором - с Онегиным. Цельность героини противопоставляется ее возлюбленному.

Выражение любви героини в письме

Стих «Письмо Татьяны к Онегину», которое героиня пишет сердечному другу, характеризует ее как обычную девушку своего времени. Воспитана она на сентиментальных романах. В них героиня и определила собственный идеал возлюбленного, который в дальнейшем и был спроецирован на Онегина.

В письме легко увидеть искренность ее мотивов, которые не прикрыты лживыми словами. Она обращается к возлюбленному с теплотой и нежностью, называя его «милым виденьем». Девушка отдает свой жизненный путь во власть возлюбленного, что показано в отрывке письма Татьяны к Онегину:

«То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя»

Образ высокоинтеллектуальной девушки

В отличие от главного героя, образ девушки намного духовно выше. Ф. М. Достоевский, проводя анализ письма Татьяны к Онегину, писал о том, что именно Татьяна стоила того, чтобы стать главной героиней произведения, ведь она более развита духовно и превосходит Онегина по уму.

Нужно учитывать также и то, что письмо написано на иностранном языке. А это показатель высокого уровня образованности, что было типичным для дворян тех времен. Стих «Письмо Татьяны к Онегину», согласно сюжету, был написан по-французски. Конечно, в действительности никакого письма девушки на французском никогда не существовало. Письмо Татьяны было «мифическим переводом».

Просьба о защите от своих чувств

Татьяна проявляет самостоятельность в своих поступках и суждениях. Из всех она выбирает своего героя, который мог бы любить ее, со временем стать отцом ее детей. В письме есть интересная фраза:

«Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю».

От кого же просит защитить себя героиня? Бродский, исследовавший творчество А. С. Пушкина и проводивший анализ письма Татьяны к Онегину, подчеркивает: невозможно понять эти строки до конца, если не обратить внимания на письмо героини Юлии из произведения Руссо «Новая Элоиза». Ее слова буквально переводятся так: «Ты должен защищать меня от себя самого». Однако нельзя ограничиваться лишь догадкой о том, что великий русский поэт мог заимствовать эти слова из любимого произведения Татьяны. Она испытывает страх перед одиночеством, собственными чувствами, возможными необдуманными поступками. И один из них она и совершает, отправляя это письмо Онегину.

Одиночество

Краткое содержание письма Татьяны к Онегину показывает, что ни няня, ни родные не могут понять ту тоску, которая наполняет ее сердце. И для характера героини исключается возможность такого признания - она может сказать о своих чувствах только тому, кто равен ей по интеллекту. Если же она потеряет Онегина, то ей останется только одно - гибнуть среди уже отвергнутых поклонников. Но героиня готова безропотно принять и отказ возлюбленного, и его любовь. Она пишет без света лампады. Состояние души уносит героиню в мир, далекий от реальности, - это высшая степень абстрагирования. Однако Татьяна пишет твердой рукой - признание в своих чувствах является ее личным выбором.

Чувствами миролюбия проникнуты произведения великого русского поэта А.С.Пушкина. В них нет всепоглощающей тоски и безысходности, наоборот, всюду чувствуется позитивный настрой, непоколебимая вера в русский характер, в его силу и мощь.

Одно из самых значимых произведений поэта – роман в стихах «Евгений Онегин».

Величие романа «Евгений Онегин» в том, что в нём показана широкая панорама нравов и обычаев русской жизни пушкинского периода. Так мастерски, во всей полноте и многообразии картины русской жизни не представлял до этого никто.

На страницах романа мы знакомимся с двумя главными героями — Евгением Онегиным и Татьяной Лариной.

Евгений Онегин – молодой уроженец Санкт-Петербурга, красавец, аристократ. Он в совершенстве владеет «наукой страсти нежной». Его жизнь — сплошной праздник. Театры, рестораны, развлечения, бесконечные записочки с приглашениями на бал, на праздник… Но лёгкие успехи, нескончаемые пиры и маскарады ему быстро надоели. Бесцельность светской жизни нарисовалась ему во всей красе. А пресловутая «русская хандра» стала его вечной спутницей.

Но обстоятельства жизни меняются. Хворающий дядя призывает Онегина в деревню. Один из соседей, юный Ленский, знакомит его с семьей Лариных. Две дочери помещиков Лариных, Ольга и Татьяна, находятся в том возрасте, когда душа ждет любви.

Ольга влюблена в богатого и блестящего Ленского. Татьяна же увлекается его холодным спутником. Именно в нём она видит воплощение героя, которого ждёт.

Остановимся подробнее на образе Татьяны. Нет в романе натуры более целостной и правдивой, изящной и умной, страстной и целомудренной, чем Татьяна. В образе Татьяны Пушкин воплотил всё лучшее, что видел в русских женщинах: естественность, высокие моральные устои, скромность, правильные представления о жизни.

…Татьяна пишет Онегину письмо, в котором откровенено признается в любви. Онегин вежливо заявляет Татьяне, что он не отвечает её чувствам и после прочтения ей морали удаляется, весьма довольный своим поведением.

Почему Онегин не отвечает на чувства девушки? Почему он не разглядел в Татьяне настоящий бриллиант? Да потому что жил лишь искусственной жизнью и видел лишь умело выточенные образы. Ему хорошо были знакомы лишь «записные кокетки». С естественной красотой, с настоящими чувствами он знаком не был. Они не вписывались в его рамки.

Между тем Онегин вынужден был покинуть деревню. В отношениях Ленского и Онегина нашла коса на камень, возникла дуэль, на дуэли Онегин убил Ленского.

Несколько лет Онегин проводит в путешествии по России. Он возвращается другим: менее эгоистичным и более серьёзным. Появившись на большом вечере в столице, он замечает молодую женщину, выделяющуюся красотой и гордой осанкой.

«Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине…
Читал когда-то наставленья…»

Теперь Татьяна – светская львица, замужняя дама. Она принимает Онегина без всякого смущения. Не проявляет ни жеманства, ни смелости, но вежлива, любезна, даже приветлива. Она кажется спокойной. Онегин не может свыкнуться с мыслью, что провинциалка так быстро превратилась в светскую даму. Он начинает жалеть о былой холодности.

Вскоре Онегин влюбляется в Татьяну, но не встречает ответных чувств.

Генерал, муж Татьяны, не ревнив, он относится к супруге с полным доверием. Татьяна проявляет целомудрие. Она не скрывает от Онегина, что все еще любит его, но заявляет:

«…я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Вера в святые идеалы, а также уходящее корнями в народное миропонимание представление о нравственности, христианская мораль и знание истины: «счастье одних не построить на несчастьи других» — вот что удержало Татьяну от неверного шага.

Действительно ли Онегин любил Татьяну? Сомнительно. Знакомо ли такому человеку, как Онегин («страдающий эгоист»), такое светлое и солнечное чувство, как любовь?

Онегин – не самый негативный персонаж в нашей литературе. В нём есть положительное начало и Татьяна говорит об этом открыто:

«Я знаю, в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь».

Но веры в искренность чувств Евгения нет. Татьяна понимает это. Картина налицо: он – вечный скиталец, не имеющий серьёзных занятий, встретил барышню, любовь которой с усмешкой отверг. А теперь, увидев её на балу, в блестящей мишуре света, вдруг проникается к ней чувствами.

Да, декорации поменялись. Деревенской девочке, которой он когда-то преподал урок, теперь поклоняется свет. А мнение света – непререкаемый авторитет для Онегина. Он увидел, что Татьяна в свете имеет вес, и «отыскал» в себе чувство любви.

И Татьяна, как барышня проницательная и умная, осознает это. Скорее всего, Онегин влюблен, но влюблен лишь «в свою новую фантазию».

Заключение

Современники Пушкина, писатели из его ближайшего круга, восхищались его произведениями, догадывались иногда, что в нём возрастает какая-то невиданная литературная сила. А эта невиданная сила до сих пор поражает умы людей.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — большое, «задушевное» произведение поэта. Из него мы знаем о «добром приятеле» Онегине, и «русской душою» Татьяне. Их взаимоотношения сложны и противоречивы, как сама жизнь. И тем поучительнее и интереснее читателю постичь характеры полюбившихся героев.

На многие размышления наводит нас роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Написано было это произведение более 150 лет назад, но оно до сих пор волнует нас. В нем мы находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали сложности поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа.
В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. Но все они пытаются найти некий высший смысл в своем существовании.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - один из первых социальных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношения личности и общества. Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.
Наиболее ярко эта идея выразилась в сопоставлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтому оба отвергают ее.
Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние «света» с его бесплодной, пустой суетой. Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой. Он признается в корысти:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же черт возьмет тебя\»
Онегин был нетерпим не только к дяде. Ему было дико в обществе Лариных, где велись разговоры лишь о псарне, вине, родне. «Мод воспитанник примерный», опасаясь «судей решительных и строгих», он ушел в одиночество. Этим объясняется его безучастность, умение «с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре».
Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, ему необходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Я рад, что и сам Пушкин лестно отзывался о своем герое. Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Онегин понимает призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен. Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных его поступков: опрометчиво ведет себя на балу у Лариных, соглашается на дуэль и убивает Ленского.
Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой.
Татьяна - «милый» и «верный» идеал нравственной чистоты - прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходило на лоне природы. Она развивалась свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна любила природу и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура.
Но это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна ее устраивала. Татьяна, инстинктивно отталкивая от себя все низкое пошлое, ординарное, не соответствовавшее ее романтическому восприятию мира, создала свой особый, поэтический мир.
Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, та- инственно-прекрасная жизнь природы, романы - вот чем жила эта девочка. Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значило чувствовать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенному человеку, которому она «вручает свою судьбу».
Итак, естественная потребность Татьяны - любить и быть любимой. Именно эта потребность была проявлением ее страстной и сильной натуры. Именно она выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет места эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.
Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Онегин же, по достоинству оценив Татьяну, выделив ее из круга сельских дам, на предложение отвечает отказом.
Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь.
Мне казалось, что Онегин из тех, кто в любой ситуации поступает обдуманно и решительно. Но при первом же испытании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он становится рабом светской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится «шепот, хохотня глупцов». Вызов принят.
Я считаю, что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, неприкаянное странствие по родной земле и растущее чувство собственной бесполезности:
...Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? - ах, создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Татьяны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испытаний нравственно непобежденной.
Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Это противопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство общества, уродующего человеческую душу.
Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой.
Невозможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастливыми вместе - главный укор обществу.
В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усовершенствование. Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то они избавятся и от эгоизма, и от желания устроить свои дела за чужой счет, оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся наконец делом, достойным человека.
И на мысль эту Пушкин наводит, показывая любовь Онегина к Татьяне, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отделенный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственную духовную опору - уважение к себе.
И только снова встретив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что такое возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней прекрасное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила.
Это была женщина, о которой он мечтал, сам того не осознавая, ибо до гибели Ленского, внезапно и страшно пробудившей его душу, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить.
Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в «свете». В чистой нравственной атмосфере, излучаемой ею, даже самые недалекие люди становились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценились не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслугам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить.
Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучшения общества через естественность и красоту отношений. В этом проявился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал «чувства добрые» в сердцах современников и потомков.


Top