Александровская колонна. Александрийский столп.Интересные факты Каменной колоны воспитанный наравне

11.09.2014

Издавались когда-то во времена советские в Москве и Ленинграде две очень схожих по тематике, объёму, формату и, соответственно, невеликой цене книжных серии. Московская звалась «Биографией московского дома» (потом её дополнила «Биография московского памятника»), питерская — не помню как. Знатоки называли её по цвету обложек «чёрной». В них можно было найти множество любопытнейших фактов, связанных с тем или иным домом (или, шире говоря, сооружением), но... только фактов. Легендарная, а тем более мистическая ипостаси были не в чести. Так почему бы сейчас не восполнить недостающее небольшими книжками с преданиями, связанными с тем или иным особняком или монументом?

Свято место пусто не бывает

Весьма увлекательной могла бы получиться книжка об одном из символов Петербурга - Александровской колонне на Дворцовой площади, открытой 180 лет назад, 11 сентября (по старому стилю 30 августа) 1834 года, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.

При выходе экскурсионных групп на Дворцовую гиды заученно выдают общеизвестную «объективку» о том, что высота сооружения, воздвигнутого по проекту Огюста Монферрана, - 47,5 метра, высота самой колонны - 25,6 метра, высота фигуры ангела - 4,5 метра, общий вес всего сооружения - 704 тонны, что колонна - самая высокая в мире из монолитных и прочее. Напоследок же добавляют: «А на вершине колонны установлена фигура ангела в натуральную величину...»

Это - одна из самых известных шуток о сооружении, увековечившем победу в Отечественной войне 1812 года. Первоначально, правда, на этой «точке» - свято место пусто не бывает - планировалось возведение памятника Петру I работы старшего Растрелли: сваи под его фундамент были обнаружены при подготовительных работах. Насчёт ангела - изваял его скульптор Орловский - разговор особый.

Но внедрение нового сооружения в городской фольклор началось сразу же. Вполне естественно, что, созерцая на открытии колонны высоченную фигуру Николая I, кто-то обронил коротенькую формулу: «Столб столба - столбу» . То есть, в переводе, памятник, сооружённый Николаем I в честь Александра I. Обратим попутно внимание на то, как почтили память «благословенного» столицы: Северная - чисто военным монументом, Первопрестольная - общедоступным садом возле Кремля.

И куда «Роснефть» смотрит?

И, разумеется, в числе первых появилась легенда о том, что при первом же сильном порыве ветра гранитный колосс немедленно обрушится - колонна, как известно, держится исключительно под действием собственной 600-тонной тяжести. Через подобные искусы проходили многие великие творцы: Филиппо Брунеллески и Матвею Казакову пришлось лично доказывать прочность спроектированных и сработанных ими куполов. Монферрану лезть «на верхотуру» не потребовалось: он просто каждое утро, чуть ли не до дня смерти, прогуливался с собачкой прямо под колонной...

В числе первых появилась версия и о том, что Александровская колонна изготовлена, что называется, из отходов. То есть на пьедестале была якобы установлена одна из «лишних» колонн Исаакиевского собора. И никому-то не приходило в голову просто прикинуть, даже на глаз, что максимальная высота колонн собора - всего-то семнадцать метров, а весят они почти впятеро меньше.

Известно, что при закладке фундамента в основание монумента была заложена шкатулка со 105 монетами, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Там же находится медаль из платины с изображением Александровской колонны. Так сказать, оригинал проекта - неужели Монферран предвидел грядущие революционные бури? Правда, опыта Гюстава Курбе, по предложению которого была уничтожена Вандомская колона в Париже, в Северной Пальмире никто повторять не захотел. В самые «лютые» годы ангела просто закрывали фанерными щитами. В годы перестройки в питерской прессе немало писали о том, что на вершине колонны якобы предполагалось установить то ли статую Ленина, то ли бюст Сталина... Но все эти «версии», скорее, тоже относятся к числу поздних городских легенд.

А шкатулка с монетами в воображении местных обывателей немедленно превратилась в ящик с отборным шампанским. (И опять-таки никто не подумал о том, что, согласно правилам виноделия, шампанское длительному хранению не подлежит.) В конце же ХХ века, сообразно с техническим прогрессом, родилось предание о том, что якобы под Дворцовой площадью залегает огромное нефтяное (!) озеро, а Александровская колонна - не более чем огромная затычка. И стоит только колонну убрать, как прямо перед Зимним дворцом ударит фонтан столь ценимых ныне углеводородов. И куда только «Роснефть» смотрит?

По лесенке по винтовой

В воспоминаниях тогдашнего французского посла в Петербурге есть упоминание о том, что первоначально Монферран якобы предполагал пробить в толще ствола колонны - для доступа к её верхнему ярусу - узенькую винтовую лестницу. Вследствие чего родилось предание о том, что на самом деле колонна - полая. Этот фольклор - уже из разряда чистых анекдотов: и Монферран - не только талантливый архитектор, но и способный инженер, и император - чистый технарь по образованию, не могли не понимать, что в этом случае век колонны, особенно в петербургском климате, будет очень недолгим...

Самой же популярной оказалась легенда о том, что лицу четырёхметрового ангела на вершине колонны приданы черты сходства с лицом Александра I. Что тут скажешь? Только то, что на Дворцовой площади (в отличие от многих других смотровых точек Северной столицы) нет биноклей и подзорных труб. А мне как-то - с помощью девятикратной немецкой оптики - пришлось убедиться в том, что, во-первых, у ангела, вопреки церковным канонам, под одёжками вполне отчётливо просматривается женская грудь (кто не верит - смотрите соответствующие сайты с крупной фотосъёмкой в Интернете). А во-вторых, ничего общего с августейшим оригиналом черты ангела не имеют. И, выходит, более верна версия о том, что лик небесного вестника Орловский лепил по памяти с лица умершей совсем молодой поэтессы Елизаветы Кульман...

Упорхнувшие орлы

Иные времена - иные песни. Настоящим курьёзом смотрится ненадолго мелькнувшее в конце минувшего века в информационном потоке предположение, что Александровская колонна выточена вовсе не из цельного куска финского гранита, заранее приглянувшегося Монферрану на одном из рудников, а из отдельных, плотно пригнанных друг к другу каменных «блинов».

А вот к появившемуся сравнительно недавно обычаю надо отнестись серьёзнее. В соответствии с ним жених должен обнести невесту вокруг колонны столько раз, сколько детей они желают иметь. Доктору Фрейду и его ученикам было бы о чём поразмышлять.

Но вместе с тем легенды и предания, сколь неотразимы бы они ни были, ни к чему серьёзному не обязывают. В отличие от строгой и совсем необаятельной реальности. К чертам которой, в частности, относятся многочисленные мытарства с огромными трудами восстановленной ограды монумента: бронзовые орлы с неё, как ни стараются бдительные стражи их Эрмитажа (на балансе которого находится колонна), продолжают пропадать. И особенно «урожайными» на пропажи были годы, когда на Дворцовой заливали каток.

Ничуть не менее интересны, чем легенды, и многие страницы реальной истории колонны. К примеру, её подъём - благодаря созданному Августином Бетанкуром механизму - занял менее двух часов. Весьма любопытный момент: памятник, созданный французом в честь победы русских войск над соотечественниками, был поднят по проекту его тёзки, обрусевшего испанца...

А при недавней реставрации столпа - почти двести лет спустя! - был воплощён подлинный замысел архитектора: растрескавшуюся кирпичную абаку (завершение колонны) заменили гранитной.

Не сомневаюсь: и реставрация эта когда-нибудь станет легендой.

Кому не доводилось самому бывать в Санкт-Петербурге, тот слышал об одном из его символов благодаря произведениям Пушкина. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Для великого поэта эта достопримечательность города на Неве являлась истинным мерилом высоты во всех пониманиях этого слова. Хотелось бы и вправду узнать: каков он, Александрийский столп?

О столбах и столпах

Кстати, несведущие люди иногда говорят не столп, а столб. В чем разница? Теоретически - никакой: столп - это давнее название хорошо известного нам слова. Но на самом деле отличие между двумя понятиями колоссально: столб - это просто нечто длинное и унылое, а столп - это и архитектурная колонна, и символ величественного, яркого. Можно о выдающихся людях сказать «столпы», можно о памятниках.

Привычный слуху термин Александрийский столп, строго говоря, не является правильным: на самом деле имя достопримечательности - Александровская колонна. Но брошенные Пушкиным слова запали в душу, и прижилось именно неофициальное название. И потому, что вид монумента вполне соответствует архитектурному определению столпа, и потому, что сооружение это действительно величественно.

Гранитное чудо

Александрийская колонна в Санкт-Петербурге была воздвигнута в 1834 году, место ее расположения - Дворцовая площадь. Заказ знаменитому архитектору О. Монферрану сделал сам император Николай I. Этот монумент, исполненный в стиле ампир, был посвящен старшему брату самодержца, Александру I - вдохновителю победы Русской Армии над Наполеоном.

Работа над проектом памятника была нелегкой, обсуждались разные варианты. Была сформулирована задача: получить сооружение, по виду напоминающее в Риме, но по высоте превосходящее Вандомскую в Париже. Такие узкие рамки не позволили Монферрану в полной мере проявить индивидуальность, и в конструкции памятника легко угадываются, пусть и видоизмененные, но чужие идеи. И все же монумент по-своему уникален: он стал наиболее высоким среди прочих триумфальных строений в мире. Архитектор, отказавшись от дополнительных элементов, украшающих монолитную колонну 25.6 м высотой, подчеркнул тем самым природную красоту розового полированного гранита.

Общая высота сооружения вместе с установленной на вершине превышает 47 метров. Столь внушительные размеры не дают рассмотреть в деталях, что собой представляет Александрийский столп. Фото, напротив, позволяют оценить все особенности памятника, и в частности, великолепную композицию в верхней его части.

Об ангелах и орлах

Монумент является не только объектом восторженного любования, но и сложным инженерным сооружением. И сама колонна, и венчающий памятник ангел работы Б. Орловского держатся без дополнительных опор за счет собственной тяжести. Такое архитектурное решение долго вызывало опасения горожан, предполагавших, что памятник неожиданно рухнет. Чтобы развеять эти страхи, архитектор стал прогуливаться по утрам прямо у подножия колонны.

Великолепная фигура бронзового ангела заслуживает особого внимания. Одна рука вознесена к небу, в другой он держит крест, попирающий змея. Статуя должна символизировать мир, который принесла в Европу русская Армия, освободив ее от Наполеона. Облик ангела несколько напоминает черты лица императора Александра I.

Окружение и ограда монумента поражают изысканностью и сложностью исполнения. Памятник Александрийский столп окружен полутораметровой оградой из бронзы, автором проекта которой также был Монферран. Украшением ограждения служили присутствующие в немалом количестве двуглавые и трехглавые орлы, а также трофейные пушки. К сожалению, в последние годы эти великолепные птицы в массовом количестве «погибают» от рук горожан-варваров, и им на смену приходят копии.

Из истории монумента

Александрийский столп был открыт 30 августа 1834 года (после пяти лет работ). Установленный в самом центре Дворцовой площади, монумент стал окончательным штрихом в ее оформлении. На церемонии открытия присутствовало все царское семейство во главе с императором, а также многочисленные представители У подножия памятника происходило торжественное богослужение, на площади было выстроено огромное коленопреклоненное русское войско.

История Александрийского столпа богата событиями. Монумент пережил и революции, и войну, и дождливый питерский климат. Разумеется, время от времени его реставрируют, но в основном работы носят лишь косметический характер.

Монумент и СССР

Тяжелее всего конструкции пришлось в первые годы советской власти. Пространство рядом с памятником изменяли, ограду в 30-х годах прошлого века переплавили на патронные гильзы. Плохо сочетающегося с принципами атеизма ангела перед праздниками закрывали красным колпаком из брезента или маскировали спускаемыми с дирижабля шарами.

Говорят, неоднократно и вполне серьезно обсуждался вопрос смены религиозной фигуры на культовую (вначале речь шла о Ленине, затем о Сталине). Но, к счастью, эти идеи так и не были реализованы, и ангел занимает свое законное место. Не воплотились в жизнь и планы по замене бронзовых барельефов постамента новыми, в основе которых будут лежать революционные сюжеты. Позднее Александрийский столп получил ограду, тщательнейшим образом воссозданную по старым фотографиям и историческим материалам. Ее торжественное представление состоялось в 2004 году.

Летний сад

Александровская колонна хоть и является своеобразной визитной карточкой города, но и помимо нее здесь есть на что посмотреть. Достопримечательности способны поразить даже самого искушенного туриста. Например, Летний дворец Петра I. Это одно из старейших городских зданий, выполненное в стиле барокко и ничуть не похожее на царскую обитель. Петр, обустраивая Северную столицу, мечтал построить летнюю резиденцию, напоминающую Версаль. Именитые архитекторы и садовники потрудились не зря - место, где расположен дворцовый комплекс (Летний сад) поражает своей красотой и изысканностью. Парк и по сей день остается любимейшим местом отдыха горожан и целью паломничества многочисленных туристов.

Медный всадник

Об этой достопримечательности те, кто никогда не бывал в городе на Неве, также знают из произведений Пушкина. «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн»... О ком эти слова? О человеке, о памятнике?

С легкой руки великого поэта Медным всадником прозвали один из нескольких имеющихся в городе Монумент и в самом деле похож на медный, хотя выполнен из бронзы. Его автором является французский скульптор Фальконе, показавший в своей работе новый и отчасти неожиданный образ основателя города. Екатерина II, заказавшая скульптуру, хотела видеть Петра похожим на римского императора в его парадном облике и со всеми атрибутами власти. Фальконе поступил по-своему. Его Петр - это всадник на вздыбленном скакуне. По задумке автора, конь, укрытый медвежьей шкурой, и раздавленная копытами змея - это все невежественное и дикое, но покоренное императором. Фигура же самого Петра - это воплощенная сила, стремление к прогрессу и непоколебимость в отстаивании своих принципов.

Медный всадник - это не просто одна из многих великолепных достопримечательностей города. Эта фигура по-своему знаковая; о ней сложено немало местных баек и легенд.

Эрмитаж

Если попытаться перечислить хотя бы самые известные достопримечательности Санкт- Петербурга, с названиями можно легко запутаться - уж слишком их много. И все же есть в городе место, которое обязан посетить любой турист (о горожанах речь вообще не идет - они должны бывать здесь как можно чаще). Это Эрмитаж - легендарный художественный музей! Комплекс занимает 6 зданий, каждое из которых - исторический памятник, а главный из них— Зимний дворец. В музее собрано около 3 миллионов экспонатов, среди которых бессмертные творения Тициана, Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рафаэля. Перечислить все шедевры, хранящиеся здесь, невозможно. Но стоит попытаться хотя бы на часть из них взглянуть.

Крейсер «Аврора»

Этот корабль, пребывающий на вечной стоянке у городской набережной, в советские годы знал каждый ребенок. «Аврора» - боевой крейсер, участник многих героических сражений, был, однако, известен благодаря другим обстоятельствам. Дав 25 октября 1917 года холостой выстрел по Зимнему дворцу, «Аврора» предопределила судьбу революции и Российской империи.

В 70-е годы прошлого столетия на советских кухнях любили рассказывать такой анекдот. Просыпается Брежнев среди ночи в холодном поту, жена интересуется, в чем дело. Генеральный секретарь рассказывает о своем ночном кошмаре. Мол, плывет Ленин по Москве-реке на лодочке, тычет длинной палкой в дно и приговаривает: «Здесь «Аврора» пройдет. И здесь тоже!»

Современному человеку смысла анекдота не понять. Но для живущих в те годы «Аврора» ассоциировалась с переменами, которых так жаждало общество, и так боялась власть. Изменения в стране действительно свершились - правда, несколько позже, и без корабельных залпов. Общество и по сей день расколото спорами, а нужно ли было это делать? В общем, за «Авророй» на всякий случай присмотреть не помешает!

В 19 веке строительная техника в Европе не сильно отличалась от древнеегипетской. Тысячетонные глыбы поднимались вручную.

Оригинал взят у ikuv в Поднятие Александровской колонны в 1832

Листая старый журнал, нашёл статью о том, как наши предки, жившие лет 200 назад, без всяких Комацу, Хитачи, Ивановцев и прочих катерпиллеров успешно решили непростую и на сегодняшний день инженерную задачу - доставили заготовку Александровской колонны в Санкт-Петербург, обработали её, подняли и установили вертикально. И стоит она по сих пор. Вертикально.



Проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград), журнал "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34

Александровская колонна, стоящая на площади Урицкого (б. Дворцовой) в Ленинграде, общей высотой от верха фундамента до верхней точки 47 м (154 фут.), состоит из пьедестала (2,8 м) и стержня колонны (25,6 м).
Пьедестал, так же как и стержень колонны, выделан из красного крупнозернистого гранита, добытого в Питтерлакском карьере (Финляндия).
Питтерлакский гранит, особенно полированный, очень красив; однако, вследствие крупнозернистоcти он легко подвергается разрушению под влиянием атмосферных воздействий.
Более прочен серый Сердобольский мелкозернистый гранит. Арх. Монферанд хотел из этого гранита сделать пьедестал, но, несмотря на усиленные поиски, не нашёл камня без трещин требуемых размеров.
При добыче в Питтерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферанд обнаружил кусок скалы без трещин, размерами до 35 м в длину и толщиною до 7 м и оставил ее на всякий случай нетронутой, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру первому, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита. Добыча камней для пьедестала и стержня колонны была поручена подрядчику Яковлеву, который имел уже опыт добычи и доставки колонн для Исаакиевского собора.

1.Работа в карьере


Способ добычи обоих камней был примерно одинаков; прежде всего скала очищалась сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней; затем выравнивали на необходимую высоту переднюю часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы; выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что почти соединялись друг с другом.


Карьер Питтерлакс (Пютерлаксе)


Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение; на верхней части массива во всю его длинну была пробита борозда в 12 см шириной и 30 см глубиной, после чего с её дна были пробуравлены ручным бурением скважины во всю толщу массива на расстоянии 25 —30 см друг от друга; затем борозду, сплошь по всей длине, были заложены железные 45 см клинья, а межд ними и краем камня железные листы для лучшего продвижения клиньев и для предохранения края камня от поломки. Рабочие были расставлены так, чтобы перед каждым из них было от двух до трех клиньев; по сигналу все рабочие одновременно ударяли по ним и вскоре на оконечностях массива стали заметны трещины, которые постепенно, медленно увеличиваясь, отделили камень от общего массива скалы; эти трещины не уклонились от направления, намеченного многочисленными скважинами.
Камень окончательно был отделен и опрокинут рычагами и кабестанами на приготовленную постель из набросанных на наклонный бревенчатый ростверк ветвей слоем в 3,6 м.


Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере


Всего было установлено 10 березовых рычагов длиною по 10,5 м и 2 железных, более коротких; на их концах укреплены канаты, за которые тянули рабочие; кроме того, было установлено 9 кабестанов с полиспастами, блоки которых прочно укреплены к железным штырям, заделанным в верхней поверхности массива. Камень был перевернут в 7 мин., тогда как работы по его добыче и подготовке к отделению от общего массива скалы продолжались почти два года; вес камня около 4000 т.

2. Пьедестал для колонны


Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.


Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.


Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной


Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 г. 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон.


Будущий пъедестал под навесом


Интересны мероприятия, предпринятые строителями, для обтески поверхности шестой нижней грани камня и по установке его на приготовленный фундамент. Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м; под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости; 3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут. После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть; для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая; когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону; оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров; эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа.


Установка постамента на фундамент


Фундамент возвели заблаговременно. Основание под него состояло из 1250 деревянных свай, забитых с отметки на 5,1 м ниже уровня площади и до глубины 11,4 м; на каждом квадратном метре забито по 2 сваи; забивались они механическим копром, изготовленным по проекту известного инженера Бетанкура; баба копра весила 5/6 т (50 пуд.) и поднималась воротом с конной тягою.
Головки всех свай срезали под один уровень, определявшийся тем, что до него из котлована откачивали воду и на всех сваях сразу делали отметки; между обнаженными на 60 см верхушками свай уложили и утрамбовали слой гравия и на выровненной таким способом площадке был возведен фундамент высотою в 5 м из 16 рядов гранитных камней.

3. Доставка монолитного стержня колонны


В начале лета 1832 г. приступили к погрузке и доставке монолита колонны; погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала; для перевозки его построили специальное судно длиной 45 м, шириной по мидель-бимсу 12 м, высотой 4 м и грузоподъемностью около 1100 т (65 тыс. пуд.).
В начале июня 1832 г. судно прибыло в карьер Питтерлакс, и подрядчик Яковлев с 400 рабочих сейчас же приступил к погрузке камня; у берега карьера заблаговременно сделали на сваях пристань длиною 32 м и шириною 24 м из бревенчатых срубов, заполненных камнем, а перед ней в море деревянный аванмол такой же длины и конструкции, как и пристань; между пристанью и молом образовался проход (порт) шириною 13 м; бревенчатые ящики пристани и мола соединялись между собой длинными бревнами, обшитыми сверху досками, образовавшими дно порта. Дорогу от места вы¬ломки камня до пристани очистили, а выступавшие части скалы взорвали, затем на всем протяжении (около 90 м) вплотную друг к другу уложили бревна; пере мещение колонны производилось восемью кабестанами, из которых 6 тащили камень вперед, а 2 расположенные сзади, удерживали колонну при ее облическом движении вследствие разницы в диаметрах ее оконечностей; для выравнивания направления движения колонны подкладывались железные клинья на расстоянии 3,6 м от нижнего основания; через 15 дней работы колонна была на пристани.
На пристань и судно уложили 28 бревен, длиною по 10,5 м и толщиною 60 см; по ним надо было втащить колонну на судно десятью кабестанами, расположенными на аванмоле; кроме рабочих на кабестанах поставили еще спереди и сзади колонны 60 чел. для наблюдения за канатами, идущими к кабестанам, и за теми, которыми судно было укреплено к пристани. В 4 часа утра 19 июня Монферанд дал сигнал к погрузке: колонна легко двигалась по лежням и почти уже была погружена, как произошел случай, чуть не вызвавший катастрофу; вследствие небольшого наклона борта, ближайшего к пристани, все 28 бревен приподнялись и под тяжестью камня сразу сломались; судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани.


Погрузка стержня колонны на баржу


Люди успели отбежать, и несчастий не было; подрядчик Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 чел.; пройдя форсированным маршем 38 км, солдаты через 4 часа прибыли в карьер; после 48 час. непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили и к 1 июля 2 парохода доставили его к б. Дворцовой набережной.


Портрет рабочих, доставивших колонну


Во избежание подобной неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферанд с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной; выравняли до вертикальной плоскости помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора; соединение грузовой баржи с набережной сделали из 35 толстых бревен, уложенных вплотную друг к другу; 11 из них проходили под колонной и опирались на палубу другого тяжело нагруженного судна, расположенного с речной стороны баржи и служившего как бы противовесом; кроме того, на оконечностях баржи уложили и укрепили еще 6 более толстых бревен, концы которых с одной стороны прочно связали со вспомогательным судном, а противоположные выдвигались на 2 м на набережную; баржу помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов, из них 14 тянули камень, а 6 удерживали баржу; спуск прошел очень удачно в течение 10 мин.
В целях дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости, состоявшие из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом и обширной платформы, занимавшей почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшейся на 10,5 м над ее уровнем.
В центре платформы, на каменном массиве из песчаника построили леса, высотою 47 м, состоявшие из 30 четырехбрусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями; 10 центральных стоек были выше других и наверху, попарно, связаны фермами, на которых лежало 5 двойных дубовых балок, с подвешенными к ним блоками полиспастов; Монферанд сделал модель лесов в 1/12 натуральной величины и подверг ее экспертизе наиболее сведущих людей: эта модель чрезвычайно облегчила работу плотников.
Подъемка монолита по наклонной плоскости производилась так же, как и перемещение его в карьере, по сплошь уложенным брусьям кабестанами.


Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде


В начале эстакады


В конце эстакады


На эстакаде


На эстакаде


Наверху, на эстакаде, его втащили на специальную деревянную тележку, передвигавшуюся по каткам. Монферанд не применил чугунных катков, боясь, что они будут вдавливаться в доски настила платформы и отказался и от шаров — способа, примененного графом Карбюри для передвижки камня под памятник Петру Первому , считая, что приготовление их и прочих приспособлений займет много времени. Тележка, разделенная на две части шириной 3,45 м и длиной 25 м, состояла из 9 долевых брусьев, уложенных вплотную друг к другу, и укрепленных хомутами и болтами с тринадцатью поперечными брусьями, на которые и уложили монолит. Ее установили и укрепили на эстакаде у наклонной плоскости и втащили массив теми же кабестанами, которые тянули его по этой плоскости наверх.

4. Поднятие колонны

Поднятие колонны производилось шестьюдесятью кабестанами, установленными на подмостях по кругу в два ряда в шахматном порядке и укрепленными канатами к сваям, забитым в грунт; каждый кабестан состоял из двух чугунных барабанов, укрепленных в деревянной раме и приводимых в движение четырьмя горизонтальными рукоятками через вертикальный вал и горизонтальные зубчатые колеса (рис. 4); от кабестанов шли канаты через направляющие блоки, прочно укрепленные внизу лесов, к полиспастам, верхние блоки которых подвесили к упомянутым выше двойным дубовым перекладинам, а нижние стропами и сплошными канатными обвязками прикрепили к стержню колонны (рис. 3); канаты состояли из 522 каболок лучшей пеньки, выдержавшие при испытании груз 75 кг каждая, а весь канат — 38,5 т; общий вес монолита со всеми приспособлениями составлял 757 т, что при 60 канатах давало на каждый около 13 т нагрузки, т. е. запас прочности их был принят трехкратный.
Поднятие камня назначили на 30 августа; для работы на кабестанах нарядили команды от всех гвардейских частей в количестве 1700 рядовых при 75 унтер-офицерах; весьма ответственную работу по поднятию камня организовали очень продуманно, рабочих расставили в следующем строгом порядке.
На каждом кабестане, под командою унтерофицера, работало 16 чел. и, кроме того, 8 чел. находилось в резерве для смены устающих; старший в команде наблюдал, чтобы работавшие шли ровным шагом, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната; на каждые 6 кабестанов наряжен 1 десятник, находившийся между первым рядом кабестанов и центральными лесами; он следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде; каждые 15 кабестанов составляли одно из 4 отделений, руководимых четырьмя помощниками Монферанда, стоявшими у каждого из четырех углов высоких лесов, на которых находилось 100 матросов, следивших за блоками и канатами и выправлявшими их; 60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиопастов в правильном положении; 50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай; 60 камнетесов стояли внизу лесов у направляющих блоков с приказом — никого к ним не подпускать; 30 других рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны; 10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор на верхний ряд гранита, на который станет колонна; 1 десятник стоял на передней части лесов, на высоте 6 м, для подачи колоколом сигнала к началу поднятия; 1 боцман находился на самой высокой точке лесов у шеста для поднятия флага, как только колонна станет на свое место; 1 хирург был внизу у подмостей для подачи первой помощи и, кроме того, в резерве имелась бригада рабочих с инструментами и материалами.
Всеми операциями распоряжался сам Монферанд, который предварительно за два дня сделал пробу поднятия монолита на высоту 6 м, а перед началом поднятия лично удостоверился в прочности свай, удерживающих кабестаны, а также осмотрел направление канатов и подмости.
Поднятие камня по сигналу, данному Монферандом, началось ровно в 2 часа дня и шло вполне успешно.


Начало подъёма колонны



Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх; в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших Монферанда; к счастью команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали итти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места.
Вскоре колонна повисла в воздухе над пьедесталом, остановив ее движение вверх и выравняв строго вертикально и по оси помощью нескольких кабестанов, дали новый сигнал: все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать их рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место.



Поднятие колонны продолжалось 40 мин.; на другой день Менферанд проверил правильность ее установки, после чего распорядился снять леса. Работы по отделке колонны и постановке украшений продолжались еще два года и окончательно она была готова в 1834 г.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)

Все операции по добыче, доставке и установке колонны надо признать очень хорошо организованными; однако, нельзя не отметить некоторых недочетов при сравнении с организацией работ по передвижке камня для памятника Петру Первому, исполненных под руководством графа Карбюри на 70 лет раньше; эти недочеты следующие:
1. При погрузке камня Кабюри затопил баржу, и она стала на твердое дно реки, поэтому никакой опасности опрокидывания ее не было; между тем при погрузке монолита для Александровской колонны этого не сделали, и баржа наклонилась, и вся операция едва не кончилась полной неудачей.
2. Карбюри для поднятия и опускания применял винтовые домкраты, тогда как Монферанд опускал камень довольно примитивным и несколько опасным для рабочих способом, подрубая стойки, на которых он лежал.
3. Карбюри, применяя остроумный способ перемещения камня на латунных шаpax, значительно уменьшил трение и обходился малым числом кабестанов и paбочих; заявление Монферанда, что он не использовал этот способ за недостатком времени, непонятно, так как добыча камня продолжалась почти два года и за это время можно было бы сделать всё необходимые приспособления.
4. Число рабочих при поднятии камня было с большим запасом; однако, надо учесть, что операция длилась очень недолго и что рабочие в большинстве были рядовые воинских частей, наряженные на поднятие, как на торжественный парад.
Несмотря на эти недочеты, вся операция по поднятию колонны — поучительный пример хорошо продуманной организации со строгим и ясным установлением распорядка работы, расстановкой рабочих и определением каждому действующему лицу его обязанностей.

1. Принято писать Монферан, однако, сам архитектор писал свою фамилию по-русски — Монферанд.
2. «Строительная промышленность» № 4 1935.

Спасибо Сергею Гаеву за предоставленный для сканирования журнал.

Если говорить о достопримечательностях Санкт-Петербурга, Александровскую колонну нельзя обойти вниманием. Это - уникальный архитектурный шедевр, который был воздвигнут в 1834 году. Где находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге? На Дворцовой площади. В 1828 году император Николай I издал указ о сооружении этого величественного памятника, призванного восславить победу его предшественника на троне и старшего брата Александра I, одержанную в войне с Наполеоном Бонапартом. Информация о Александровской колонне в Санкт-Петербурге представлена вашему вниманию в этой статье.

Рождение замысла

Принадлежит идея сооружения Александровской колонны в Санкт-Петербурге архитектору Карлу Росси. Перед ним стояла задача распланировать весь архитектурный комплекс Дворцовой площади и находящихся на ней зданий. Первоначально обсуждалась идея сооружения перед Зимним дворцом конной статуи Петра I. Она бы стала второй после знаменитого Медного всадника, находящегося неподалёку на Сенатской площади, воздвигнутого в царствование Екатерины II. Однако Карл Росси в итоге от этой идеи отказался.

Два варианта проекта Монферрана

Для того чтобы принять решение, что же будет установлено в центре Дворцовой площади и кто станет руководить этим проектом, в 1829 году был организован открытый конкурс. Победил в нём другой петербургский архитектор - француз Огюст Монферран, прославившийся тем, что ему довелось руководить постройкой Исаакиевского собора. Причём изначальный вариант проекта, предложенного Монферраном, конкурсная комиссия отвергла. И ему пришлось разработать второй вариант.

Монферран, как и Росси, уже в первом варианте своего проекта отказался от сооружения скульптурного памятника. Поскольку Дворцовая площадь весьма велика по размерам, оба архитектора резонно опасались, что любая скульптура, если только она не будет иметь совсем уж гигантские размеры, визуально затеряется в её архитектурном ансамбле. Сохранился эскиз первого варианта проекта Монферрана, но точная дата его изготовления неизвестна. Монферран собирался соорудить обелиск, подобный тем, что устанавливались в Древнем Египте. На его поверхности планировалось разместить барельефы, иллюстрирующие события наполеоновского нашествия, а также изображение Александра I на коне в костюме древнеримского воина, следующего в сопровождении богини Победы. Отвергая этот вариант, комиссия указала на необходимость возведения сооружения непременно в виде колонны. Учтя это требование, Монферран разработал второй вариант, впоследствии и осуществлённый.

Высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге

По замыслу архитектора, по своей высоте Александровская колонна превзошла Вандомскую колонну в столице Франции, прославлявшую военные триумфы Наполеона. Она вообще стала высочайшей в истории из всех подобных колонн, выполненных из каменного монолита. От основания постамента и до кончика креста, который держит в своих руках ангел, 47,5 метра. Возведение такого грандиозного архитектурного сооружения было не простой инженерной задачей и заняло много этапов.

Материал для строительства

Строительство велось 5 лет, с 1829 по 1834 годы. Занималась этими работами та же комиссия, которая контролировала и сооружение собора Св. Исакия. При изготовлении материала для колонны была использована монолитная скала, выбранная Монферраном в Финляндии. Методы добычи и способы транспортировки материала использовались те же, что и при строительстве собора. Из скалы выпилили огромный монолит в форме параллелепипеда. С помощью системы огромных рычагов он был уложен на заранее приготовленную поверхность, которую плотно устлали еловым лапником. Это обеспечивало мягкость и упругость во время падения монолита.

Та же самая скала использовалась и при выпиливании из неё гранитных глыб, предназначенных для фундамента всего запроектированного сооружения, а также для создания скульптуры ангела, которой предстояло увенчать его вершину. Самая тяжёлая из этих глыб весила около 400 тонн. Для транспортировки всех этих гранитных заготовок к Дворцовой площади использовалось судно, специально построенное для выполнения этой задачи.

Закладка фундамента

После исследования места, на котором предстояло установить колонну, началась закладка фундамента сооружения. Под его основание забили 1250 сосновых свай. После этого площадку залили водой. Это сделало возможным создать строго горизонтальную поверхность при срезании верхней части свай. По старинному обычаю в основание фундамента заложили шкатулку из бронзы, наполненную монетами. Все они отчеканены в 1812 году.

Возведение гранитного монолита

В работах по выполнению проекта Монферрана использовалась уникальная инженерная подъёмная система, разработанная генерал-майором А. А. Бетанкуром. Она была снабжена десятками кабестанов (лебёдок) и блоков.

То, как именно с помощью этой подъёмной системы производилась установка гранитного монолита в вертикальное положение, наглядно проиллюстрировано на макете, находящемся в экспозиции музея города Санкт-Петербурга, который размещается в доме коменданта Петропавловской крепости. Водружение монумента на отведённое место происходило 30 августа 1832 года. При этом использовался труд 400 рабочих и 2 000 солдат. Процесс подъёма занял 1 час 45 минут.

Чтобы наблюдать за этим уникальным событием, на площадь пришло великое множество народу. Людьми была заполнена не только Дворцовая площадь, но и крыша здания Генерального штаба. Когда работа успешно завершилась, и колонна встала на предназначенное место, раздалось дружное «Ура!» По свидетельствам очевидцев и государь, император, присутствовавший при этом, также был весьма доволен и горячо поздравил автора проекта с успехом, сказав ему: «Монферран! Вы себя обессмертили!»

После успешного водружения колонны предстояло установить на пьедестале плиты с барельефами и декоративные элементы. Требовалось, кроме того, отшлифовать и отполировать поверхность самой монолитной колонны. Выполнение всех этих работ заняло ещё два года.

Ангел-хранитель

Одновременно с возведением Александровской колонны на Дворцовой площади Санкт-Петербурга с осени 1830 года шла работа над той скульптурой, которую согласно замыслу Монферрана предстояло установить на вершине сооружения. Николай I хотел, чтобы эта статуя была размещена лицом к Зимнему дворцу. Но каким будет её облик, определилось не сразу. Рассматривалось довольно много разных вариантов. Был и такой вариант, в соответствии с которым Александровскую колонну увенчивал бы лишь только один крест с обвивающейся вокруг него змеёй. Она задекорировала бы собою элементы крепежа. Согласно другому варианту, предполагалось установить на колонне статую, изображающую князя Александра Невского.

В конце концов, был утверждён вариант со скульптурой крылатого ангела. В его руках - Латинский крест. Символика этого изображения вполне наглядна: она означает, что Россия сокрушила власть Наполеона и тем самым установила мир и процветание для всех европейских стран. Работу над этой скульптурой выполнял Б. И. Орловский. Её высота - 6,4 метра.

Церемония открытия

Официальное открытие памятника было назначено на символичную дату 30 августа (11 сентября). В 1724 году в этот день в Алесандро-Невскую лавру были перенесены мощи Александр Невского, который с тех пор считается защитником и небесным покровителем города на Неве. К венчающему Александровскую колонну ангелу также относятся как к ангелу-хранителю города. Открытие Александровой колонны завершало окончательное оформление всего архитектурного ансамбля Дворцовой площади. На торжествах по случаю официального открытия Александровой колонны присутствовало всё императорское семейство во главе с Николаем I, армейские подразделения численностью до 100 тысяч и иностранные дипломаты. Было совершена церковная служба. Солдаты, офицеры и император преклонили колени. Подобное богослужение с участием армии проводилось в Париже на Пасху в 1814 году.

Событие это увековечено и в нумизматике. В 1834 году отчеканены 15 тысяч мемориальных монет номиналом в 1 рубль.

Описание Александровской колонны в Санкт-Петербурге

Образцом для творения Монферрана послужили колонны, воздвигавшихся в эпоху Античности. Но Александровская колонна превзошла всех своих предшественниц и по высоте, и по массивности. Материалом для её изготовления послужил розовый гранит. В её нижней части помещён барельеф с изображением двух фигур женщин с крыльями. В их руках доска с надписью: «Александру І-му благодарная Россия». Ниже помещено изображение доспехов, слева от них молодая женщина, а справа изображён старик. Эти две фигуры символизируют две реки, находившиеся на территории военных действий. Женщина изображает Вислу, старик - Неман.

Ограда и окружение памятника

Вокруг Александровской колонны в Санкт-Петербурге, краткое описание которой представлено вашему вниманию выше, сооружена полутораметровая ограда. На ней были помещены двуглавые орлы. Их общее число 136. Она украшена, копьями и древками флагов. Вдоль ограды установлены военные трофеи - 12 французских пушек. Стояла у ограды и караульная будка, в которой круглосуточно дежурил солдат-инвалид.

Легенды, слухи и поверья

Когда шло сооружение Александровой колонны, среди петербуржцев распространились упорные слухи, явно не соответствующие действительности, о том, что огромная гранитная заготовка для её сооружения получилась случайным образом в ходе изготовления колонн для Исаакиевского Собора. Этот монолит якобы по ошибке получился больше по размеру, чем требовалось. И тогда, чтобы он не пропадал, якобы и возникла мысль - использовать его для сооружения колонны на Дворцовой площади.

После того как Александровская колонна в Санкт-Петербурге (кратко о ней знает каждый, кто интересуется историей города) была поставлена, в первые годы многие не привыкшие к такому зрелищу знатные особы опасались, что она рухнет. Они не верили в надёжность её конструкции. В частности, графиня Толстая строжайше приказала своему кучеру не приближаться к колонне. Боялась находиться рядом с нею и бабушка М. Ю. Лермонтова. А Монферран, пытаясь развеять эти опасения, часто в конце дня совершал длительные прогулки возле колонны.

Барон П. де Бургоэн, служивший в 1828-1832 годах посланником Франции в России, свидетельствовал, что якобы Монферран предлагал Николаю I создать винтовую спиральную лестницу внутри колонны, что позволило бы подниматься на её вершину. Для этого требовалось вырубить полость внутри колонны. Причём Монферран якобы утверждал, что для осуществления такого замысла будет достаточно одного мастера, вооружённого резцом и молотком, и мальчика-подмастерья с корзиной, в которой он будет выносить обломки гранита. Работу они вдвоём сделали бы, по расчетам автора Александровской колонны в Санкт-Петербурге Монферана, за 10 лет. Но Николай I, опасаясь, что такие работы могут повредить поверхность сооружения, не захотел реализовывать этот замысел.

В наши времена возник такой свадебный ритуал, в ходе которого жених носит свою избранницу на руках вокруг колонны. Считается, что сколько кругов он пройдёт, столько в их семье будет детей.

По слухам, советские власти якобы вынашивали планы демонтажа статуи ангела-хранителя на Александровской колонне. А вместо него якобы предполагалось поместить скульптуру Ленина или Сталина. Этому нет документальных подтверждений, но то, что в довоенные годы в праздники 7 ноября и 1 мая ангела укрывали от людских глаз, - исторический факт. Причём применялись два способа для его укрытия. Либо его накрывали полотнищем, которое спускали с дирижабля, либо закрывали воздушными шарами, наполненными гелием и поднимавшимися от поверхности земли.

"Ранение" ангела во время ленинградской блокады

Во время Великой Отечественной войны, в отличие от многих других архитектурных шедевров, Александровская колонна в Санкт-Петербурге, интересные факты о которой мы собрали в этой статье, не была полностью замаскирована. И в ходе артобстрелов и бомбёжек она получила многочисленные попадания от осколков снарядов. Самому ангелу-хранителю осколком пробило крыло.

В 2002-2003 годах выполнены крупнейшие с момента создания Александровской колонны работы по её реставрации, в ходе которых из неё вынули около полусотни осколков, остававшихся там со времён войны.

Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном. Стиль – ампир. Установлен в центре Дворцовой площади, перед Зимним дворцом. Архитектором выступил Огюст Монферран.

Памятник выполнен из цельного гранита красного цвета. Его общая высота составляет 47,5 м. Верх колонны украшает фигура ангела мира, вылитая из бронзы. Он стоит на полушарии, также из бронзы. В левой руке ангела – крест, которым он попирает змея, правую руку он простирает к небу. В лице ангела проскальзывают черты императора Александра I. Высота ангела равна 4,2 м, креста – 6,3 м. Колонна установлена на гранитный пьедестал. Примечательно, что она стоит без дополнительных опор, только под действием собственной силы тяжести. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. На стороне, которая обращена ко дворцу, имеется надпись: «Александру I. Благодарная Pocciя».

Под этими словами можно увидеть древнерусское вооружениe и фигуры, символизирующие Мир и Победу, Милосердие и Правосудие, Изобилие и Мудрость. По сторонам имеется 2 аллегорических фигуры: Висла – в виде молодой девушки и Неман – в виде старца-водолея. На углах пьедестала – двуглавые орлы, в когтях у них зажаты лавровые ветви. Посередине, в дубовом венке изображено «Всевидящее Око».

Камень для колонны был извлечен из Питерлакской каменоломни, расположенной в Финляндии. Это – один из грандиознейших в мире гранитных монолитов. Вес – более 600 т.

Работы были сопряжены с огромнейшими трудностями. Прежде всего, надо было очень осторожно отделить из скалы цельный гранитный кусок необходимой величины. Потом тут же на месте эту массу отделывали, придавая ей форму колонны. Перевозку осуществляли по воде на специально построенном судне.

В это же время в Петербурге, на Дворцовой площади создавали фундамент. На глубину 36 м были вбиты 1250 сосновых свай, а на них, до уравнения площади, были уложены обтесанные глыбы из гранита. Затем была поставлена самая большая глыба как основа для пьедестала. Эту задачу выполняли ценой громадных усилий и большого количества механических приспособлений. Когда закладывали фундамент, стоял крепкий мороз, и для лучшего схватывания в цементный раствор добавляли водку. В середину фундамента была положена бронзовая шкатулка с монетами, которые были отчеканены в честь победы 1812 года.

Кажется, что колонна представляет собой точный центр Дворцовой площади. Однако, это не так: она установлена в 140 м от арки здания Главного штаба и в 100 м от Зимнего дворца. Крайне трудным было осуществление постановки самой колонны. По 2-ум сторонам пьедестала были построены леса до 22 сажень высотой. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу и обмотали канатными кольцами, к которым были прикреплены блоки. Соответствующие блоки были установлены и на вершине лесов.

30 августа 1832 года состоялось поднятие колонны. На Дворцовую площадь прибыл император Николай I с семьей. Много людей пришло посмотреть на это действо. Народ теснился на площади, у окон и на крыше Главного штаба. 2000 солдат ухватились за канаты. Медленно колонна поднялась и повисла в воздухе, после канаты были отданы, и гранитная глыба тихо и точно опустилась на пьедестал. По площади пронеслось громкое «Ура!», а государь, вдохновленный успехом, произнес архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!».

Через 2 года была окончена последняя отделка колонны, и в присутствии императора и 100-тысячного войска был совершен обряд освящения. Александровская колонна – это самый высокий памятник в мире, созданный из цельного куска гранита и III по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и лондонской Трафальгарской колонны. Она выше подобных монументов мира: парижской Вандомской колонны, римской колонны Траяна и колонны Помпея в Александрии.


Top