Биография парацельса. Парацельс – философ и врач, моральная медицина и этика Парацельса

Парацельс и его вклад в развитие фармации кратко изложенный в этой статье.

Парацельс вклад в медицину

Полное имя Парацельса звучит следующим образом — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс. О нем ходили легенды, будто врачеватель умел выращивать жемчуг и драгоценные камни, делать эликсир молодости и золото, путешествовать на летающем коне по воздуху. Сам себя он называл «святым доктором». Но судить об этом сложно, поэтому давайте остановимся на его достижениях в медицине.

Парацельс был первым врачом, который использовал в медицине минералы и химические вещества . Он был поклонником алхимии и считал, что болезнь и здоровье в организме зависит от гармонии природы и человека. Также придерживался мнения, что в теле человека имеются остатки ископаемых, поэтому некоторые недуги могут вылечить химические средства.

Парацельс развивал герметичную идею, в которой макромир вселенной имеется в каждом человеке и называется микрокосмом. Врачеватель создал теорию микрокосм-макрокосм, основанную на взаимодействии космоса и человека. Он считал, что все болезни вызваны ядами, которые попали на Землю из звезд. Но не обязательно они являются негативными, все зависит от дозы его влияния на тело человека. Излечить такие недуги можно путем принятия того же звездного яда, вместившегося в минералах, травах и химических комбинациях. Такие взгляды Парацельса противоречили церкви.

Его главная работа «Die große Wundarzney» заложила фундамент к будущему развитию антисептики. Хотя исторически и не доказано, что Парацельс первым применил опиум в качестве обезболивающего препарата, но предполагается, что он был одним из первых. Врачеватель применял опиум для лечения ран солдат.

Самым недооцененным его достижением в медицине является систематическое изучение целебных свойств минеральных альпийских источников и минералов. Парацельс считал, что алхимия нужна не только для того, чтобы изготовлять серебро и золото, а и для изучения силы лекарств. Врачеватели того времени были уверены в следующем: все недуги вызваны дисбалансом 4 гуморов — мокроты, крови, желтой желчи и черной желчи. Чтобы достичь равновесия гуморов, необходимо проводить кровопускание и придерживаться конкретной диеты, очищающей желудок организма от разложившихся соков. А Парацельс утверждал следующее – болезни вызваны внешними агентами, которые нападают на организм. Выступал против кровопускания, так как данный процесс разрушает гармонию в системе, к тому же кровь не очиститься, если уменьшить ее количество. Данными взглядами он враждебно настраивал против себя ведущих врачевателей.

Парацельс также опровергнул господствующую теорию о том, что инфекция является естественной частью заживления ран. Врач выступал за защиту и чистоту ран, регулирование рациона. Ему приписывают обоснования наследственного характера сифилиса. В своей брошюре он описал клинику сифилиса и методику его лечения дозами ртути.

Кроме того, Парацельса называют отцом токсикологии. В своем труде «Доза делает яд» врачеватель считал такие вещества хоть и токсичными, но в малых дозах безвредными. И наоборот, безвредные токсичные вещества могут стать смертельными, если их потреблять в чрезмерных дозах.

Также Парацельс внес вклад в и психотерапию – он впервые научно описал бессознательные процессы, как источник заболеваний у взрослых и детей. Инструментом психотерапии выступала все та же алхимия. Еще одно важное открытие врача – водородный газ, побочный продукт от воздействия кислот на металлы.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Парацельс в медицину.

(настоящее имя Теофраст Филипп Ауреол Бомбаст фон Гогенгейм) (1493 – 1541)
Девиз его гласил: "Не будь другим, если не можешь быть собой". Едва ли мы разыщем в анналах истории личность, способную сравниться с Парацельсом – врачом, астрологом, антропософом, теологом, мистиком и магом.

В момент, когда наука начинала разделяться на множество отраслей, когда внутри христианской веры вспыхнуло противоборство враждующих догм, когда земля вот-вот должна была лишиться гордого звания центра вселенной, – короче говоря, в эпоху, когда рушилась старая единая картина мира, – Парацельс достиг невозможного: он связал теоретическое знание, практику и веру воедино.

В погоне за этим магическим идеалом граф фон Гогенгейм продемонстрировал свою укорененность в традициях уходящего Средневековья – эпохи, когда подобное объединение всех областей человеческой мысли все еще было допустимо. Но этой тяге к прошлому Парацельс смело противопоставил новаторский эмпиризм. Предав публичному сожжению труды Галена и указав этим символическим жестом на полную беспомощность своих коллег-врачей, он дал понять, что его собственный мир будет объединен совсем иными средствами, нежели те, что предлагает традиция. Парацельс желал постичь истинную природу вещей путем настоящих научных исследованиями, а не штудируя древние пыльные тома.

Будущий ученый родился 24 октября 1493 года в швейцарском городке Айнзидельн. Отец был врачом и мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. Получив в 1515 году в итальянском городе Феррара степень доктора медицины, Филипп пустился в странствования по Европе, занимаясь, помимо основной профессии, изучением алхимии. Ранее в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, он изучил основы каббалистики.

Великая сила Парацельса

В 1526 году Парацельс получил должность университетского профессора и городского врача в Базеле. Но долго там не задержался – город пришлось покинуть, поскольку нашему герою грозил суд за вольнодумство.

Начались скитания по городам Швейцарии, Баварии и Эльзаса, а также Пруссии, Польши и Литвы. Наконец, ученый поселился в Зальцбурге, где воспользовался покровительством архиепископа Рейнского. Он продолжал практиковать как врач. В 1534 году
ему удалось остановить вспышку чумы, вводя пациентам нечто вроде вакцины.

Парацельс - Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.

Парацельс решительно отвергал принятое в ту пору древнее учение о четырех соках человеческого тела, за что его главным образом и сочли вольнодумцем. Он полагал, что все процессы, происходящие в организме, имеют химическую природу. Выделяя при этом основные группы причин болезней:

Ens astrale – влияния космоса и атмосферы;

Ens naturale – анатомо-физиологические причины, к которым относятся ens veneni – воздействие ядовитых веществ, попадающих в организм с пищей и питьем, и ens seminis – наследственные патологии;

Ens spirituale – психические влияния;

и, наконец:

Ens Deale – Божье попущение.
Человек есть ртуть, сера и соль

Согласно выдвинутой Парацельсом теории, наше тело, как и другие природные тела, состоит из трех вещественных начал: ртути, серы и соли. В здоровом организме они пребывают в равновесии; если же одно из веществ преобладает или находится в недостаточном количестве, это ведет к возникновению различных недугов.

Изучая лечебный эффект от различных химических элементов и соединений, ученый ввел в обиход препараты меди, ртути, сурьмы и мышьяка, а также лечение водой из минеральных источников; составлял экстракты и эликсиры на основе растений; впервые в истории медицины ввел понятие о дозировке лекарств.


«Все есть яд и все есть лекарство; то и другое определяет доза» - эта фраза Парацельса стала крылатой. Кроме того, знаменитый медик считал, что против отдельных болезней могут применяться специфические средства, например, ртуть против сифилиса. Его называют также отцом современной гомеопатии, так как он одним из первых придумал принцип «лечить подобное подобным».

Оккультная медицина

Парацельс основал новую науку на стыке химии и медицины – ятрохимию. «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства», - писал он.

В то же время научные представления исследователя были тесно связаны с оккультно-мистическим началом. Так, он считал, что жизнедеятельность всего организма регулируется высшим духовным принципом - «археем», увлекался астрологией, верил в существование таких фантастических созданий, как нимфы, сильфиды и гномы, рассуждал об изготовлении философского камня.

Поиски философского камня в алхимической практике были тесно связаны с поисками эликсира жизни - тайного средства, дарующего человеку вечную молодость, излечивающего любую болезнь, способствующего росту и плодовитости всего живого. В основе обоих веществ, согласно алхи­мическим трактатам, лежала некая Tinctura Phyrica, в которой заключалась сила самой жизни.

Выдвигал ученый и магическую идею «переноса» болезней: «Болезнетворные элементы могут быть магнетически извлечены из человека и привиты растению. Это именуется пересадкой болезни; болезни могут быть также пересажены на здоровых и сильных животных или перенесены на других людей; на этом основано множество колдовских приемов».

Волшебная палочка

Во многих своих рецептах Парацельс предлагает прибегнуть для составления того или иного снадобья к помощи таинственной virgula mercurials. Говорят, речь шла не о чем ином, как о настоящей «волшебной палочке»! О ней не раз упоминалось в средневековых источниках по оккультизму.

Собственно, первое упоминание волшебной палочки как магического инструмента относится к концу XVII века, то есть к гораздо поздней эпохе. Ею якобы владел некий француз по имени Жак Аймар. Доктора медицинских наук Парижского университета Шовен и Гарнье провели ряд испытаний, доказавших, что с помощью палочки он способен отыскивать пропавшие вещи и людей.

Аймара неоднократно привлекала к сотрудничеству местная полиция, благодаря ему было раскрыто немало самых сложных и запутанных преступлений. При этом очевидцы описывали сокровище этого «чудотворца» именно как обыкновенную палочку.

Впрочем, современные исследователи считают, что Жак Аймар на самом деле был одним из так называемых «лозоходцев», а «волшебная палочка» - ивовым прутиком с развилкой, аналогом рамки-биолокатора, столь распространенной в наши дни.

И все же некоторые обстоятельства свидетельствуют о том, что палочка Аймара не была просто прутиком. Так, сам «волшебник» вместе со своим орудием вдруг бесследно исчез при загадочных обстоятельствах. А спустя столетие его палочку видели в Германии. Затем она объявилась и в России накануне революции.

Так вот, по словам сведущих людей, первоначально эта палочка принадлежала именно Парацельсу. После его кончины инструмент передавали особо посвя­щенным людям…

Функции чудо-инструмента намного превышали возможности банальной «лозы» - он материализовывал в пространстве предметы, переносил их на большие расстояния, совершал различные действия с живыми и неживыми объектами.

Можно предположить, что речь идет о некоем приборе, технология которого ныне утеряна или же имеет внеземное происхождение. Он способен целенаправленно телепортировать в любую точку людей, животных и предметы благодаря использованию энергии иных измерений (вспомним популярный отечественный фильм «Чародеи», где волшебная палочка служит просто для доставки товаров по месту назначения).

Хорошо, а откуда тогда взялась волшебная палочка у Парацельса? Изобрел он ее сам или от кого-то получил? Ответа на этот вопрос так и нет. По слухам, палочка никуда не пропала, она до сих пор хранится у одного из наследников ученого.

Создатель гомункулов

Парацельс приводил в своих сочинениях подробный рецепт создания искусственного человека – гомункула: «Положить в реторту мужского семени и держать при температуре 40 градусов сорок дней. Появившуюся там фигурку надо питать человеческой кровью 40 недель… после чего она получает способность узнавать и передавать самые сокровенные вещи». Жутковато, не правда ли?

Средневековые оккультисты пытались создавать гомункулов из земли, воска и металлов. Таинственное существо якобы делало своего хозяина неуязвимым, помогало разбогатеть и прославиться. Кроме того, по поверью, владелец гомункула способен был соблазнить любую женщину.


Но не все так просто. Отцом гомункулов считался сам дьявол. А маг обязан был продать свою душу сатане за то, что последний наделял бездушные предметы своей дьявольской силой. И этот договор можно было расторгнуть лишь с помощью сложных каббалистических обрядов.

«Чертовы куклы» видели то, что скрыто от глаз обычных людей, и рассказывали об этом своим хозяевам, использовавшим полученные знания с наибольшей выгодой для себя. Конечно, чудище из реторты являлось не более чем посредником - тайная информация исходила от самого Князя Тьмы, которому, как известно, ведомо все, что происходит в мире.

Разумеется, владельцы гомункулов тщательно скрывали их от посторонних глаз, чтобы их не обвинили в колдовстве - в Средние века такое обвинение означало прямую дорогу на костер!

Занимаясь подобной деятельностью, Парацельс сильно рисковал. Хотя на костре его не сожгли, расплатой стала преждевременная кончина…

Загадочное наследие

Смерть Парацельса в 1541 году окутана тайной: по некоторым сведениям, он был убит неким врачом, чье имя так и осталось неизвестным. Возможно, коллега воспылал к нему профессиональной завистью, а возможно, его раздражали научные принципы, исповедуемые Парацельсом. Так или иначе, он прожил на свете всего 48 лет.

Ученый оставил после себя множество научно-философских и оккультных трактатов. Самые известные из них – это «Философия» (издана в 1564 году), «Потаенная философия» (1553), «Великая астрономия» (1571), алхимические сочинения, такие как «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни», а также ряд небольших работ по духовидению, в частности, «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1566).


Приписывают Парацельсу и способности к предвидению. Считается, что в своем трактате «Оракулы» он предсказал смену во Франции династии Валуа Бурбонами и падение последних через 200 лет после захвата власти; приход к власти Наполеона; образование государства по ту сторону океана (США) и многие другие события.

Прогнозирует Парацельс и возвышение Московии (России), жителей которой он называет «гипербореями». Через 500 лет после его смерти «воссияет божественный свет с горы страны Гипербореев, и его увидят все жители Земли», пишет мистик.

Получается, пророчество должно исполниться в 2041 году. Тогда же наступит золотой век, который будет длиться 50 лет (значит, до 2091 года). После этого над миром нависнет страшная опасность. Правда, многие ли из нас доживут до этой даты?

Швейцарскому врачу и чернокнижнику Средневековья Филиппу Ауреолу Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму (Philippi Theophrasti Bombast von Hohenheim Paracelsi) была чужда скромность. Например, чтобы дать всем понять, что считает себя равным великому врачу древности Цельсу, он прибавил к его имени греческую приставку («пара» означает «подобный») и назвал себя Парацельсом.

В пасмурный и холодный день 10 ноября 1493 году в маленькой деревушке Мария-Айнзидельн, кантон Швиц, в двух часах ходьбы от Цюриха, родился Парацельс. Его мать — надзирательница богадельни Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне - вышла замуж за Вильгельма Бомбаста фон Гогенгейма, врача при этой богадельне. Он принадлежал к старинной дворянской швабской фамилии; был образованным медиком, имел хорошую библиотеку. После замужества она уехала в Виллах, так как по существующим правилам замужняя женщина не могла занимать должность надзирательницы.

Семья Парацельса жила бедно, в детстве он не раз терпел лишения и голод. Ходил ли он в школу, из его автобиографии не ясно. В одном из своих сочинений Парацельс обмолвился, что отец учил его грамоте и разбираться в алхимии. Скорее всего, считают биографы, образование он получил самостоятельно. Парацельс не заботился о книжном образовании, он даже хвалился, что 10 лет не раскрывал книг. Медицинские познания он собирал по крохам, не гнушаясь учиться у старух, умеющих готовить питье для лечения раненых, у цирюльников, цыган и даже палачей приобретал рецепты снадобий, неизвестные университетским ученым. Эти познания позволили ему стать квалифицированным целителем.

В своей книге «О женских болезнях» (первое сочинение по этому вопросу) Парацельс воспользовался знаниями ведьм, женщин, которые были известны как опытные повивальные бабки. В те времена ни одна женщина не шла со своей болезнью к врачу, не советовалась с ним, не доверяла ему своих секретов. Ведьма знала эти секреты более других и была для женщин единственным врачом. Что касается медицины ведьм, то наверняка можно сказать, что они для своих врачеваний в широких размерах пользовались обширной семьей растений, не без основания носящих название «трав-утешительниц».

Питавший большую склонность к преувеличениям самого невероятного характера, Парацельс уверял, будто он основательно изучил все алхимические знания. В 1526 году, явившись в Цюрих, этот экстравагантный холерик изумил горожан не только своей рваной и грязной одеждой, непристойностями и пьянством, но и пространными рассуждениями о магии и своим врачебным искусством. Но нет пророка в своём отечестве. Пришлось уехать в Базель, где в 1527 году с помощью своего гибкого ума, проявившегося на поприще борьбы с болезнями, он получил от муниципалитета должность городского врача.

Вскоре Парацельс претендует на профессорский пост с хорошей оплатой в Базельском университете. Руководство университета выдвинуло ему встречное условие - предъявить диплом и ученую степень. Парацельс требование не выполнил, так как не обладал ни тем ни другим. Рекомендации и протекция муниципалитета помогли Парацельсу обойти эти требования и добиться цели.

Латынь оставалась до середины XIX века международным языком биологии и медицины. На этом языке ученые обязаны были писать научные труды, вести преподавание, дискутировать на научных конференциях. Не знающих латынь не уважали и в ученое общество не допускали. Латинского языка Парацельс не знал, он писал свои сочинения на немецком языке. Поэтому вызвал к себе неприязненное отношение ученого сообщества, считающего его выскочкой. Кстати, его современник, известный французский хирург, вышедший из цирюльников, Амбруаз Паре также нарушал традиции: он писал свои сочинения на разговорном французском языке. Но не только незнание научного языка мешало карьере Парацельса. Кстати, незнание Парацельсом латинского языка исключает факт его обучения в каком-либо университете, что утверждают некоторые авторы.

Чего греха таить, Парацельс не отличался трезвостью и иногда полупьяный читал свои лекции. Это не в последнюю очередь было причиной его резких высказываний. Так, он заявил своим слушателям, что его «башмаки больше смыслят в медицине, чем эти авторитетные врачи древности». За такую непримиримость его прозвали в Германии Какофрастом1 вместо Теофраста, а в Парижском университете - Лютером. «Нет, - восклицает Парацельс, - я не Лютер, я Теофраст, которого в насмешку вы называете в Базеле Какофрастом. Я выше Лютера, он был только богословом, а я знаю медицину, философию, астрономию, алхимию. Лютер не достоин развязывать завязок моих башмаков».

Сблизив химию с медициной, Парацельс, таким образом, явился первым ятрохимиком (от греч. «ятро» - врач), то есть первым врачом, пользующимся химией в своей врачебной деятельности. А.И. Герцен назвал его «первым профессором химии от сотворения мира». Парацельс внес много нового в учение о лекарствах; изучил терапевтическое действие различных химических элементов, соединений. Помимо введения в практику новых химических медикаментов, он пересмотрел и растительные медикаменты, стал выделять и применять лекарства из растений в виде тинктур, экстрактов и эликсиров. Парацельс создал даже учение о знаках природы - «сигнатуре», или «сигна натурале». Смысл его в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы - прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при болезнях почек. Учение о сигнатуре просуществовало внутри медицины вплоть до момента, когда из растений стали выделять химические вещества, проявляющие лечебное действие, и тщательно их изучать. Постепенно с развитием химии удалось раскрыть тайны многих растений. Первой победой науки оказалось раскрытие секрета снотворного мака.

В лекарствоведении Парацельс развил новое для своего времени представление о дозировке лекарств: «Все есть яд и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Парацельс использовал минеральные источники для лечебных целей. Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней (например, ртуть против сифилиса). Он указывал, что сифилис (называемый «французской болезнью») иногда осложняется параличами. Взгляды Парацельса не оказали никакого влияния на развитие неврологии, хотя он пытался изучить причины возникновения контрактур и параличей и разработать их терапию. Он лечил золотой микстурой (состав ее неизвестен) параличи, эпилепсию, обмороки. Эпилепсию он лечил также окисью цинка. Минеральными источниками он лечил люмбаго и ишиас.

Новаторство Парацельса проявилось в создании химической теории функций организма. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических процессов, поэтому наибольшую пользу при лечении могут оказать только те лекарства, которые изготовлены химическим путем. Он впервые широко использовал для лечения химические элементы: сурьму, свинец, ртуть и золото. Стоит сказать, что последователь Парацельса Андреас Либавий (1540-1616), немецкий химик и врач, был против крайностей ятрохимического учения Парацельса. В своей книге «Алхимия» (1595 г.) он систематически изложил известные в то время сведения по химии; впервые описал способ получения серной кислоты путем сжигания серы в присутствии селитры, первым дал способ получения четыреххлористого олова.

«Теория врача - это опыт. Никто не станет врачом без знаний и опыта», - утверждал Парацельс и зло высмеивал тех, кто «всю жизнь сидит за печкой, книгами себя окружив, и плавает на одном корабле - корабле дураков». Парацельс отвергал учения древних о четырех соках человеческого тела и считал, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Он сторонился коллег, называя их мокротниками (гумористами), и не соглашался с предписаниями аптекарей. Парацельс выговаривал врачам в присущей ему вызывающей манере: «Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак».

Воинственный Парацельс в знак презрения к прошлому медицины и недоверия к господствовавшим воззрениям прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны. Вынужденный покинуть Базель, Парацельс ушел, сопровождаемый толпой учеников, считавших, что их кумир владеет философским камнем (Lapis philosophorum). Этому магическому сердцу алхимии приписывали, кроме способности превращения металлов в золото, еще и целебную силу, способность излечивать все болезни. «Красный лев», «магистериум», «великий эликсир», «панацея жизни», «красная тинктура» и прочие титулы, коими нарекли «философский камень» в темных алхимических манускриптах, - нечто большее, чем абсолютный катализатор. Ему приписывались чудесные свойства, сравнимые разве что с проявлением божественной мощи.

Он был призван не только облагораживать или «излечивать» металлы - эманации планетных начал, но и служить универсальным лекарством. Его раствор, разведенный до концентрации так называемого aurum potabile - «золотого напитка», обеспечивал излечение всех хворей, полное омоложение и продление жизни на любой срок. Каждый, таким образом, мог обрести желанное долголетие, оживить мертвеца, проникнуть в сокровенные тайны натуры. Для этого нужно было лишь завладеть «магистериумом». Кроме этого, философский камень понимался символически, как внутреннее преображение, переход души от состояния, в котором преобладает материальное начало, к духовному просветлению, познанию Абсолюта.

О путешествии по Европе Парацельс написал в книге «Большая хирургия» (2 кн., 1536). В 1529 году он явился в Нюрнберг, пытаясь найти работу. Там он прославился бесплатным лечением больных, от которых все отказались. И снова у него случился конфликт с врачами.

До нас дошла история, случившаяся с каноником Корнелием, страдавшим болезнью желудка и обещавшим 100 флоринов избавителю. Парацельс ему помог, но с болезнью прошла и благодарность каноника. Парацельс подал в суд на Корнелия. Воспользовавшись судебной рутиной, Корнелий валил с больной головы на здоровую. Когда же возмущённый неблагодарностью исцеленного Парацельс стал кричать на судей и оскорблять их, суд решил применить к нему репрессивные санкции. Парацельс бежал в Кольмар.

В Чехии все складывалась неудачно. После двух смертей своих пациентов он счел за лучшее удалиться. Вернулся в родной Виллах, где жил его отец. Здоровье Парацельса вследствие неприкаянного образа жизни весьма расстроилось. Говорили, что он поселился в Зальцбурге и вскоре умер, обратившись перед смертью в католическую веру. Случилось это на 48‑м году жизни, 24 сентября 1541 года.

По свидетельству архивариуса Зальцбургского госпиталя, имущество умершего состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими приборами и реактивами. Он оставил после себя Библию, Евангелие, а также указатель Библейских цитат. Серебряный кубок он завещал монастырю в Швейцарии, где жила его мать. Кубок до сих пор хранится в этом монастыре. Говорят, что металл кубка создал сам Парацельс. Местному зальцбургскому цирюльнику (в те времена они были и хирургами) он завещал мази и свои книги по медицине.

Мнения ученых относительно теорий Парацельса были чрезвычайно различны: одни считали его реформатором всего научного знания, другие - фанатиком, демагогом, возмутителем спокойствия, кем угодно, но только не реформатором. Однако следует признать, что ни отсутствие скромности, ни эксцентричность Парацельса не затмевают его заслуг: без знаний великих систем древности он создал свою философию и медицину и не случайно причислен к когорте больших ученых всех времен.

Парацельс написал 9 сочинений, но только 3 из них увидели свет при его жизни. Самое полное собрание сочинений Парацельса издано в 1589 году в Базеле в 10 частях. В нем он порицает объяснение естественных явлений влиянием тайных сил и высказывает принцип: молчи, если не можешь найти причину. Поразительно, что, не имея классических знаний, книжной эрудиции, Парацельс тем не менее оказал громадное влияние на медицину своего века, подвергнув критике старые принципы и опровергнув классические авторитеты.

Имя Парацельса стало одним из символов медицины. Медаль Парацельса - высшая награда, которую в ГДР мог получить врач.

Имя швейцарского целителя, алхимика, философа и естествоиспытателя известно многим. Но не каждый знает, кто такой Парацельс и чем именно он прославился. В данной статье мы расскажем о биографии этого врача, чем именно он завоевал всемирную славу.

Парацельс в юности

Известный учёный родился 21.09.1493 года вблизи Цюриха в небольшом посёлке Эйнзидельн. Его полное имя было Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм в честь Теофаста, который был учеником у Аристотеля. Мать алхимика работала медсестрой, а отец был практикующим врачом. Семья Филлипа имела дворянское происхождение, однако финансовое и материальное положение оставляли желать лучшего.

Уже с ранних лет отец Вильгельм прививал мальчика к науке и медицине. Именно Вильгельм оказал сильное влияние на становление будущего алхимика, преподавая сыну медицинские науки, включая хирургию, химию, биологию, а также и философию.

Поскольку в доме находилась достаточно богатая библиотека с множеством полезных книг, то к 16 годам Филипп постиг все необходимые азы анатомии и терапии, после чего он поступил в университет Базеля.

Учёба и образование целителя

После учёбы в университете, находясь в Вюрцбурге, Парацельс проходил обучение и изучал алхимию, основы астрологии под руководством аббата И. Третемия. Накапливая всё новые и новые знания, постигая все тонкости физики и химии, фон Гогенгейм заканчивает в 1515 году Феррарский университет в Италии, а затем он получает степень доктора медицинских наук. Но по мнению самого доктора всех уже имеющихся на тот момент знаний ему было недостаточно и уже в 1517 году врач начинает путешествие по ряду стран. Целью такого странствия было глубокое изучение и усовершенствование навыков и знаний магии, физики и анатомии.

С момента начала скитаний доктора Парацельса прошло более десяти лет, как он успел побывать практически во всех уголках европейских стран и их самых известных университетах, а также принимал участие в боевых действиях в качестве полевого медика.

Кроме высших учебных заведений, а также учёных и врачей, очень весомым и значительным вкладом в обогащении знаниями для доктора стало общение со знахарями, цыганами, народными целителями, а также палачами. Также не брезговал он и встречами с колдуньями или ведьмами. Это позволило учёному создать и собрать уникальный сборник рецептов, поскольку другие врачи не прибегали к таким методам познания как алхимик.

Одним из таких примеров была книга, в которой были собраны описание и лечение болезней у женщин. Именно благодаря ведьмам и колдуньям учёному удалось выведать все тайны и секреты женского организма. Поскольку в то время другие медики и врачи не практиковали общение с целителями, то книга Парацельса была уникальна. Но несмотря на это, многие критики негативно отзывались о Филиппе, считая его связи с колдунами не серьёзным подходом к изучению лечебного дела.

Лечебная практика доктора

Странствия по миру закончились лишь к 1526 году, когда Парацельс вернулся в Страсбург и продолжил карьеру врача. Уже год спустя, после того как он переехал в Базель, о нём заговорили как об опытном хорошем докторе, ведь он поставил на ноги несколько тяжелобольных людей. После этого и началось его преподавательская деятельность в университете.

Получив должность профессора, алхимик принялся за введение новшеств в практике преподавания. Он начал вести занятия на немецком языке, а на лекциях он учил студентов всему тому, что постиг и изучил самостоятельно, добавляя в теоретический материал свои познания, собранные во время скитаний.

Такое рвение к учебному процессу и новаторство очень раздражало коллег и руководство учёного. Постоянные конфликты довели до того, что доктор в очередной раз отправляется по свету - в Кольмар. Из-за резких противоречий в области анатомии и биологии, профессор не всегда мог найти общий язык с коллегами, поэтому нечасто задерживался в местах по пути своих странствий.

Несмотря на постоянные разъезды, занятия врачебным делом, он всегда находил время для саморазвития, писал статьи и книги по философии, алхимии, ботанике, астрологии, занимался фармакологическими исследованиями. Он брался за лечение самых тяжёлых болезней, когда другие разводили руками, на диво всем, учёный вылечивал больных. Это очень часто злило местных медиков, что приводило к дальнейшим переездам известного алхимика.

Не раз за ним охотилась инквизиция, считая его средства лечения недопустимыми с религиозной точки зрения.

После долгих лет стараний и усердия наконец - то была напечатана книга "Большая хирургия", которая быстро распространилась среди медиков, учёных. Многие доктора стали с уважением относиться к фон Гогенгейму, воспринимая его не как скитальца, а как опытного практика.

Последние годы: как умер Парацельс?

Только в конце 1530-ых годов доктор поселился на окраине Зальцбурга, как в месте для постоянного проживания. К счастью, городской архиепископ постоянно заступался за профессора, не давая злым слухам о нём распространяться по городу. Доктор Парацельс погрузился в научную работу, занялся исследованиями, опытами, а также лечением пациентов.

За время скитаний по континентам здоровье алхимика заметно пошатнулось. Точную болезнь и диагноз установить не смогли. Самолечение не дало положительных результатов и 24.09.1541 года доктор умер. Но до сих пор ходят легенды о возможном убийстве великого гуру.

Видео с мнением о докторе Парацельсе

В данном ролике эксцентричный Российский бизнесмен Герман Стерлигов выскажет свое мнение о целителе Парацельсе:


Top