Ведущие черты классицизма сентиментализма романтизма реализма. Литературные направления (теоретический материал)

КЛАССИЦИЗМ (от лат. - первоклассный, образцовый) - литературно-художественное направление, зародившееся в эпоху Возрождения и продолжавшее свое развитие до первых десятилетий XIX века. В историю литературы как понятие классицизм вошел в конце XIX-начале XX века. Основные его приметы определялись в соответствии с драматической теорией XVII века и с основными идеями трактата Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Классицизм рассматривался как направление, ориентирующееся на античное искусство. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, равнение на античные образцы и строгую подчиненность правилам. В эпоху классицизма обязательными были принципы «трех единств» («единство времени», «единство места», «единство действия»), которые стали условным обозначением трех правил, определяющих организацию художественного времени, художественного пространства и событий в драматургии. Своей долговечности классицизм обязан тем, что писатели этого направления понимали собственное творчество не как способ личного самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому, неизменному, к «прекрасной природе» как постоянной категории. Строгий отбор, стройность композиции, набор определенных тем, мотивов, материал действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей-классицистов попыткой эстетического преодоления противоречий реальной жизни. Поэзия классицизма устремлена к ясности смысла и к простоте стилистического выражения. Хотя в классицизме и развиваются активно такие прозаические жанры, как афоризмы (максимы) и характеры, особенное значение в нем имеют драматические произведения и сам театр, способный ярко и органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции.

Коллективной эстетической нормой классицизма является категория «хорошего вкуса», выработанная так называемым «хорошим обществом». Вкус классицизма многословию предпочитает краткость, вычурности и сложности выражения - ясность и простоту, экстравагантному - благопристойное. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие, которое изображает вещи и людей такими, какими они должны быть в соответствии с нравственной нормой, а не такими, какие они есть в реальности. Характеры в классицизме строятся на выделении одной главенствующей черты, что должно превратить их в универсальные общечеловеческие типы.

Выдвигавшиеся классицизмом требования простоты и ясности слога, смысловой наполненности образов, чувства меры и нормы в построении, сюжете и фабуле произведений до сих пор сохраняют свою эстетическую актуальность.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от англ. - чувствительный; фр. - чувство) - одно из основных направлений в европейской литературе и искусстве XVIII века. Свое наименование сентиментализм получил после выхода в свет романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» английского писателя Л. Стерна. Именно в Англии это течение получило наиболее законченное выражение. Основное внимание писателей-сентименталистов сосредоточено на жизни человеческого сердца; внешний мир природы в их произведениях тесно связан с внутренним миром человеческой души, с напряженным интересом к эмоциональной сфере и переживаниям отдельного человека. Возвышенное начало, основополагающее в трудах теоретиков классицизма, в сентиментализме сменяется категорией трогательного, сочувствием к ближнему, обращением к естественно-бытовому поведению человека, тягой к добродетели. В России все основные произведения европейских сентименталистов были переведены еще в XVIII веке и пользовались большим читательским успехом, оказывали значительное влияние на отечественных писателей. Наивысшего расцвета русский сентиментализм достиг в творчестве Н.М. Карамзина («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Письма русского путешественника» и др.), в произведениях М.Н. Муравьева, Н.А. Львова, В.А. Жуковского, И.И. Дмитриева.

РОМАНТИЗМ - одно из крупнейших, выразительных и эстетически значимых направлений в европейском и американском искусстве конца XVIII - первой половины XIX века, получившее всемирное распространение и открывшее множество даровитых художников - поэтов, прозаиков и драматургов, живописцев и скульпторов, актеров, композиторов и музыкантов. Типичной приметой романтизма является резкое недовольство действительностью, постоянное сомнение в том, что жизнь общества или жизнь индивидуума может быть построена на началах добра и справедливости. Другой важной чертой романтического миросозерцания должна быть названа мечта об обновлении мира и человека наперекор разуму и реальным фактам, стремление к возвышенному, чаще всего недостижимому идеалу. Четкое осознание противоречия между идеалом и действительностью, ощущение разрыва между ними и вместе с тем жажда их воссоединения - определяющее начало романтического искусства.

Романтиков всегда привлекали фантастические сюжеты и образы, народные предания, притчи, сказки; их интересовали неведомые дальние страны, жизнь племен и народов, героические переломные исторические эпохи, благодатный и светлый мир живой природы, в который они были влюблены. В своих произведениях романтики сознательно смешивали высокое и низкое, трагическое и комическое, реальное и фантастическое, видоизменив и обновив старые жанры и создав новые - исторический роман, лиро-эпическую поэму, повесть-сказку. Им удалось сблизить литературу с фольклором, изменить сложившиеся представления о драматическом искусстве, проложить новые пути в лирике. Художественные открытия романтизма во многом подготовили появление реализма.

В иных условиях, нежели западно-европейский, возник и развивался русский романтизм, ставший главным событием литературной жизни в 1820-е годы. Его важнейшими приметами стали меньшая отчетливость основных признаков и свойств и более тесная связь с другими литературными направлениями, прежде всего с классицизмом и сентиментализмом. В истории и развитии русского романтизма исследователями принято выделять три периода. Период зарождения романтического направления в России приходится на 1801-1815 годы. Родоначальниками русского романтизма являются В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков, оказавшие огромное влияние на последующую литературу. Временем усиленного развития романтизма, заметного отмежевания от классицизма и сентиментализма становятся 1816 - 1825 годы. Ярким явлением этого периода была плодовитая литературная деятельность писателей-декабристов, а также творчество П.А. Вяземского, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига. Центральной фигурой русского романтизма становится А.С. Пушкин. В третий период, охватывающий 1826-1840 годы, романтизм получает самое широкое распространение в русской литературе. Венцом этого направления стало творчество М.Ю. Лермонтова, лирика Ф.И. Тютчева, ранние произведения Н.В. Гоголя. В дальнейшем воздействие романтической эстетики сказывается на развитии русской литературы всего XIX века и в XX столетии. Романтические традиции сохраняются и до настоящего времени.

РЕАЛИЗМ (от позднелат. - вещественный, действительный) - ведущее литературное направление XIX-XX веков, один из главных художественно-творческих принципов литературы и искусства, ориентированный на адекватное воспроизведение окружающей действительности, общества в целом и человеческой личности в ее различных проявлениях по отношению к действительности и обществу. Примечательно, что реализм и его теория стали российской прерогативой. Проблемы реалистического искусства занимали существенное место в литературно-эстетических размышлениях В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, П.В. Анненкова, Ф.М. Достоевского, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Шелгунова, Д.С. Мережковского, А.В. Луначарского, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского и др. В русле реализма и реалистической традиции, несмотря на отчетливое проявление тех или иных «нереалистических» тенденций, развивалось творчество большинства классиков отечественной словесности двух столетий. Стремясь к полноценному, с точки зрения жизненной правды, постижению реальности, прибегая (хотя и в необязательном порядке) к жизнеподобным формам, реализм, конечно же, создает у читателя только иллюзию изображаемой реальности. Достаточно поздно возникнув в истории культуры как одно из ведущих направлений, реализм переживает постоянные изменения и обновления, обнаруживая при этом закономерную «выживаемость» в самых разных социально-исторических условиях.

МОДЕРНИЗМ (от фр. - новейший) - эстетическая концепция, сложившаяся в 1910-е и бурно развивавшаяся в 1920-1930-е годы. Модернизм возник в результате пересмотра философско-эстетических основ и творческих принципов художественной культуры XIX века, происходившего на протяжении 1870-1900 годов. Об этом свидетельствует история таких школ и направлений, как импрессионизм, символизм, футуризм и некоторых других. Несмотря на заметные различия программ и манифестов, всех их объединяет восприятие своей эпохи как времени необратимых перемен, сопровождающихся крахом предшествующих духовных ценностей. Хотя не существует программного документа, в котором содержались бы основные эстетические устремления модернизма, развитие этого направления в культуре Запада и России выявляет устойчивость его особенностей, позволяющих говорить об определенной художественной системе. Различные составляющие модернизма наблюдаются и в поэзии, и в драматургии, и в прозе.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (от англ., фр., нем. - после новейшего) - употребительный в последние десятилетия, но до сих пор не получивший четкого и однозначного толкования термин, понятийная суть которого сводится к тому, что это многозначный и многоуровневый, подверженный влиянию национально-исторических, социальных и пр. обстоятельств комплекс эстетических, философских, научно-теоретических представлений, обусловленных спецификой мировосприятия, мироощущения и оценки познавательных возможностей человека, его места и роли в окружающем мире. Зарождение этого направления в литературе обычно относят приблизительно к концу Второй мировой войны, однако как общественно-эстетический феномен постмодернизм был осознан в западной культуре и отражен как специфическое явление только в начале 1980-х годов. Всей своей сутью постмодернизм противостоит реализму. Во всяком случае, пытается противостоять. Не случайны в этой связи понятия, которыми оперируют теоретики данного направления: «мир как хаос», «постмодернистская чувствительность», «мир как текст», «сознание как текст», «интертекстуальность», «кризис авторитетов», «авторская маска», «пародийный модус повествования», фрагментарность повествования, мета-рассказ и т.п.

Аванга́рд (фр. avant-garde - передовой отряд), авангарди́зм - обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. К ярким представителям авангардного искусства в литературе можно отнести:

· футуризм - Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский;

· экспрессионизм - Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев.

Драматургия

Первооткрывателем авангардной символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя. В XX веке авангардная драма обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича, С. И. Виткевича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда - Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

Образцы низких жанров

Комедия, басня, эпи­грамма, сатира(комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др., басни Ж. Лафонтена)

Комедия, басня, эпиграмма, сатира (комедии Д. И. Фон­визина «Недоросль», «Брига­дир», басни И. А. Крылова)

Темы и задачи

В комедии изображена жизнь «простых» людей: мещан, слуг. Показаны человеческие пороки, которые всегда побеждаются добродетелью, язык комедии и басни - «сниженный», обыденный. Задача комедиографа и баснописца - изобличить и высме­ять порок, утвердить добродетель, подвести зрителя-чита­теля к четкому выводу, сформулировать «мораль»

Сентиментализм

Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в ли­тературе и искусстве Европы и России второй половины XVIII века, отличавшее­ся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональ­ным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувствительность, возникающую при их прочтении. Ге­рой в сентиментализме индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

возникновения

Сформировался во второй половине XVIII века в Анг­лии, затем распростра­нился по всей Европе

Сформировался во второй половине XVIII - первой четверти XIX века

Исторические обстоятельства, способствующие возникновению

Появление

сентиментализма связано с эпохой Просвещения, оно отразило рост демократических настроений в обществе

Появление и развитие сентиментализма в России связано с проникновением и распространением идей Просвещения в русском обществе

Основные черты

  • внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не великие идеи;
  • мир отражается с позиции чувства, а не разума;

Основные черты

  • для сентиментализма характерен культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикар­ства;
  • главным героем сентиментализма становится «есте­ственный» человек;
  • используется лексика, характерная для разговорной речи;
  • интерес к фольклору как форме наиболее непосредствен­ного проявления чувств;
  • герой может совершать как дурные, так и добрые поступ­ки, испытывать как благородные, так и низкие чувства;
  • отсутствие жестких эстетических канонов и форм

Писатели и произведения

Л. Стерн «Сентименталь­ное путешествие», Дж. Томсон «Зима», « Лето »,

Т. Грей «Сельское клад­бище »,

С. Ричардсон «Памела», «Кларисса Гарло», «Сэр Чарльз Грандисон» Франция:

Аббат Прево «Манон Лес- ко»,

Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника», А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Роман-путешествие

Романтизм

Романтизм (от французского готапИвте (средневекового фр. ИотапЬ) - ро­ман) - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображе­нием сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли все странное, фантастиче­ское, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале

2) Сентиментализм
Сентиментализм – литературное направление, которое признавало чувство основным критерием человеческой личности. Сентиментализм зародился в Европе и России примерно одновременно, во второй половине 18 в., как противовес господствовавшей в то время жесткой классической теории.
Сентиментализм был тесно связан с идеями Просвещения. Он отводил первостепенное место проявлениям душевных качеств человека, психологическому анализу, стремился пробудить в сердцах читателей понимание природы человека и любовь к ней вместе с гуманным отношением ко всем слабым, страдающим и гонимым. Чувства и переживания человека достойны внимания независимо от его сословной принадлежности – идея всеобщего равенства людей.
Основные жанры сентиментализма:
повесть
элегия
роман
письма
путешествия
мемуары

Родиной сентиментализма можно считать Англию. Поэты Дж. Томсон, Т. Грей, Э. Юнг старались пробудить в читателях любовь к окружающей природе, рисуя в своих произведениях простые и мирные сельские ландшафты, сочувствие к нуждам бедных людей. Ярким представителем английского сентиментализма был С. Ричардсон. На первое место он выдвинул психологический анализ и привлек внимание читателей к судьбам своих героев. Писатель Лоуренс Стерн проповедовал гуманизм как высшую ценность человека.
Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер.
В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.
В русскую литературу сентиментализм пришел с переводами произведений западноевропейских сентименталистов. Первыми сентиментальными произведениями русской литературы можно назвать «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Письма русского путешественника» и «Бедную Лизу» Н.И. Карамзина.

3)Романтизм
Романтизм зародился в Европе в конце 18 – начале 19 вв. как противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам. Романтизм, в противоположность классицизму, пропагандировал отступление от правил. Предпосылки романтизма кроются в Великой Французской революции 1789-1794 гг., свергнувшей власть буржуазии, а вместе с ней – буржуазные законы и идеалы.
Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.
Романтики разочаровались в окружающем мире, и это разочарование четко прослеживается в их произведениях. Некоторые из них, такие как Ф. Р. Шатобриан и В. А. Жуковский, считали, что человек не может противостоять загадочным силам, должен подчиниться им и не пытаться изменить свою судьбу. Другие романтики, такие как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин, считали, что необходимо бороться с так называемым «мировым злом», и противопоставляли ему силу человеческого духа.
Внутренний мир романтического героя был полон переживаний и страстей, на протяжении всего произведения автор заставлял его бороться с окружающим миром, долгом и совестью. Романтики изображали чувства в крайних их проявлениях: высокую и страстную любовь, жестокое предательство, презренную зависть, низменное честолюбие. Но романтиков интересовал не только внутренний мир человека, но и тайны бытия, сущность всего живого, может быть, поэтому в их произведениях так много мистического и загадочного.
В немецкой литературе романтизм наиболее ярко выразился в произведениях Новалиса, В. Тика, Ф. Гёльдерлина, Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана. Английский романтизм представлен творчеством У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, В. Скотта, Дж. Китса, Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли. Во Франции романтизм появился только к началу 1820-х гг. Основными представителями были Ф. Р. Шатобриан, Ж. Сталь, Э. П. Сенанкура, П. Мериме, В. Гюго, Ж. Санд, А. Виньи, А. Дюма (отец).
На развитие русского романтизма большое влияние оказала Великая Французская революция и Отечественная война 1812 г. Романтизм в России принято делить на два периода – до и после восстания декабристов в 1825 г. Представители первого периода (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин периода южной ссылки), верили в победу духовной свободы над обыденной жизнью, но после разгрома декабристов, расстрелов и ссылок романтический герой превращается в отверженного и непонятого обществом человека, а конфликт личности и общества становится неразрешимым. Яркими представителями второго периода были М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев.
Основные жанры романтизма:
Элегия
Идиллия
Баллада
Новелла
Роман
Фантастическая повесть

Эстетические и теоретические каноны романтизма
Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:
уход в мир фантазии;
концепция путешествия, дороги.

Концепция героя:
романтический герой всегда исключительная личность;
герой всегда в конфликте с окружающей действительностью;
неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;
эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.

Психологический параллелизм – тождество внутреннего состояния героя окружающей природе.
Речевой стиль романтического произведения:
предельная экспрессия;
принцип контраста на уровне композиции;
изобилие символов.

Эстетические категории романтизма:
неприятие буржуазной действительности, ее идеологии и прагматизма; романтики отрицали систему ценностей, которая была основана на стабильности, иерархичности, строгой системе ценностей (дом, уют, христианская мораль);
культивирование индивидуальности и художественного мировосприятия; отвергаемая романтизмом действительность подчинялась субъективным мирам, основанным на творческой фантазии художника.


4)Реализм
Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами. Основным приемом реализма является типизация фактов действительности, образов и характеров. Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность.
В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами, другими словами, если бы человек жил в другое время, в другом месте, в другой социально-культурной среде, то и он сам был бы другим.
Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание». Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.
В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:
критический (социальный) реализм;
реализм характеров;
психологический реализм;
гротескный реализм.

Критический реализм основное внимание уделял реальным обстоятельствам, которые оказывают влияние на человека. Примерами критического реализма являются произведения Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Характерный реализм, напротив, показывал сильную личность, которая может бороться с обстоятельствами. Психологический реализм большее внимание уделял внутреннему миру, психологии героев. Основными представителями этих разновидностей реализма являются Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

В гротескном реализме допускаются отступления от реальности, в некоторых произведениях отступления граничат с фантастикой, при этом чем больше гротеск, тем сильнее автор критикует действительность. Гротескный реализм развит в творчестве Аристофана, Ф. Рабле, Дж. Свифта, Э. Гофмана, в сатирических повестях Н. В. Гоголя, произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова.

5) Модернизм

Модернизм – совокупность художественных направлений, пропагандировавших свободу самовыражения. Модернизм зародился в Западной Европе во второй половине 19 в. как новая форма творчества, противопоставленная традиционному искусству. Модернизм проявился во всех видах искусства – живописи, архитектуре, литературе.
Главной отличительной чертой модернизма является его способность менять окружающий мир. Автор не стремится реалистично или иносказательно изобразить действительность, как это было в реализме, или внутренний мир героя, как это было в сентиментализме и романтизме, а изображает собственный внутренний мир и собственное отношение к окружающей действительности, выражает личные впечатления и даже фантазии.
Особенности модернизма:
отрицание классического художественного наследия;
декламируемое расхождение с теорией и практикой реализма;
ориентация на человека индивидуального, а не социального;
повышенное внимание к духовной, а не социальной сфере жизни человека;
ориентация на форму в ущерб содержанию.
Крупнейшими течениями модернизма были импрессионизм, символизм и модерн. Импрессионизм стремился запечатлеть мгновение в том виде, каким его увидел или почувствовал автор. В этом авторском восприятии может сплетаться прошлое, настоящее и будущее, важно впечатление, которое какой-либо предмет или явление оказало на автора, а не сам этот предмет.
Символисты пытались найти во всем происходящем тайный смысл, наделяли привычные образы и слова мистическим значением. Стиль модерн пропагандировал отказ от правильных геометрических форм и прямых линий в пользу плавных и изогнутых линий. Особенно ярко модерн проявился в архитектуре и прикладном искусстве.
В 80-х гг. 19 в. зародилось новое течение модернизма – декаданс. В искусстве декаданса человек поставлен в невыносимые обстоятельства, он надломлен, обречен, потерял вкус к жизни.
Основные черты декаданса:
цинизм (нигилистическое отношение к общечеловеческим ценностям);
эротизм;
тонатос (по З. Фрейду – стремление к смерти, упадок, разложение личности).

В литературе модернизм представлен следующими течениями:
акмеизм;
символизм;
футуризм;
имажинизм.

Наиболее яркими представителями модернизма в литературе являются французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, русские поэты Н. Гумилев, А. А. Блок, В. В. Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, английский писатель О. Уайльд, американский писатель Э. По, скандинавский драматург Г. Ибсен.

6) Натурализм

Натурализм – название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда натурализм стал самым влиятельным направлением. Теоретическое обоснование нового течения дал Эмиль Золя в книге "Экспериментальный роман".
Конец XIX в. (в особенности 80-е гг.) знаменует собой расцвет и укрепление промышленного капитала, перерастающего в финансовый. Этому соответствует, с одной стороны, высокий уровень техники и усиление эксплуатации, с другой – рост самосознания и классовой борьбы пролетариата. Буржуазия превращается в класс реакционный, борющийся с новой революционной силой – пролетариатом. Мелкая буржуазия колеблется между этими основными классами, и эти колебания отражаются на позициях мелкобуржуазных писателей, примкнувших к натурализму.
Основные требования, предъявленные натуралистами к литературе: научность, объективность, аполитичность во имя "общечеловеческой правды". Литература должна стоять на уровне современной науки, должна быть проникнута научностью. Понятно, натуралисты кладут в основу своих произведений только ту науку, которая не отрицает существующего общественного строя. Основой своей теории натуралисты делают механистический естественно-научный материализм типа Э. Геккеля, Г. Спенсера и Ч. Ломброзо, приспособляя к интересам господствующего класса учение о наследственности (наследственность объявляется причиной социального расслоения, дающего преимущества одним перед другими), философию позитивизма Огюста Конта и мелкобуржуазных утопистов (Сен-Симон).
Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции.
Теоретик и вождь французского натурализма, Э. Золя причислял к натуральной школе Г. Флобера, братьев Гонкур, А. Додэ и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам натурализма Золя относил французских реалистов: О. Бальзака и Стендаля. Но на самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в котором понимал это направление Золя-теоретик. К натурализму как стилю ведущего класса приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу, и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции натурализма.
Для последователей натурализма характерно лишь частичное признание комплекса требований, выдвинутых теоретиками натурализма. Следуя одному из принципов этого стиля, они отталкиваются от других, резко отличаясь между собой, представляя как различные общественные тенденции, так и различные художественные методы. Целый ряд последователей натурализма воспринял его реформистскую сущность, отбросив без стеснения даже такое типичное для натурализма требование, как требование объективности и точности. Так поступили немецкие "ранние натуралисты" (М. Крецер, Б. Билле, В. Бельше и другие).
Под знаком распада, сближения с импрессионизмом пошло дальнейшее развитие натурализма. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно мелкобуржуазным. Здесь разложение патриархальной мелкой буржуазии и обострение процессов капитализации создает все новые и новые кадры интеллигенции, которые далеко не всегда находят себе применение. В их среду все больше и больше проникает разочарование в силе науки. Постепенно терпят крушение надежды на разрешение социальных противоречий в рамках капиталистического строя.
Немецкий натурализм, а также натурализм в скандинавской литературе представляют собой целиком переходную ступень от натурализма к импрессионизму. Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей "Истории германского народа" предложил этот стиль назвать "физиологическим импрессионизмом". Этот термин в дальнейшем применяется рядом историков немецкой литературы. Действительно, от натуралистического стиля, известного во Франции, остается лишь преклонение перед физиологией. Многие немецкие писатели-натуралисты даже не пытаются скрыть свою тенденциозность. В центре ее ставится обычно какая-нибудь проблема, социальная или физиологическая, вокруг которой группируются факты, ее иллюстрирующие (алкоголизм в "Перед восходом солнца" Гауптмана, наследственность в "Привидениях" Ибсена).
Основоположниками немецкого натурализма явились А. Гольц и Ф. Шляф. Основные их принципы изложены в брошюре Гольца "Искусство", где Гольц утверждает, что "искусство имеет тенденцию снова стать природой, и оно становится ею сообразно имеющимся налицо условиям репродукции и практического применения". Отрицается также сложность фабулы. Место богатого событиями романа французов (Золя) занимает рассказ или новелла, чрезвычайно бедная фабулой. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений. На смену роману приходят также драма и стихотворение, к которому французские натуралисты относились крайне отрицательно как к "роду развлекательного искусства". Особое внимание уделяется драме (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Гольц, Ф. Шляф, Г. Зудерман), в которой также отрицается интенсивно развитое действие, даются лишь катастрофа и фиксация переживаний героев ("Нора", "Привидения", "Перед восходом солнца", "Мастер Эльце" и другие). В дальнейшем натуралистическая драма перерождается в драму импрессионистическую, символическую.
В России натурализм не получил какого-либо развития. Натуралистичными называли ранние произведения Ф. И. Панферова и М. А. Шолохова.

7) Натуральная школа

Под натуральной школой литературная критика понимает направление, зародившееся в русской литературе в 40-х гг. 19 в. Это была эпоха все более обострявшихся противоречий между крепостническим укладом и ростом капиталистических элементов. Последователи натуральной школы в своих произведениях попытались отразить противоречия и настроения того времени. Сам термин «натуральная школа» появился в критике благодаря Ф. Булгарину.
Натуральная школа в том расширенном применении термина, как он употреблялся в 40-х годах, не обозначает единого направления, но является понятием в значительной мере условным. К натуральной школе причисляли таких разнородных по их классовой основе и художественному облику писателей, как И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов и И. И. Панаев.
Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в "низких" слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, эстетства, романтической риторики.
В. Г. Белинский выделял реализм натуральной школы, утверждая важнейшей особенностью "истину", а не "ложь" изображения. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям, но к "толпе", к "массе", к людям обыкновенным и чаще всего к людям "низкого звания". Распространенные в 40-х гг. всяческие "физиологические" очерки удовлетворяли этой потребности в отражении иной, недворянской жизни, хотя бы всего лишь в отражении внешне-бытовом, поверхностном.
Н. Г. Чернышевский особенно резко акцентирует как существеннейшую и основную черту "литературы гоголевского периода" ее критическое, "отрицательное" отношение к действительности – "литература гоголевского периода" является здесь другим именем той же натуральной школы: именно к Н. В. Гоголю – автору "Мертвых душ", "Ревизора", "Шинели" – как родоначальнику возводили натуральную школу В. Г. Белинский и ряд других критиков. Действительно, многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Н. В. Гоголя. Кроме Гоголя, на писателей натуральной школы оказывали влияние такие представители западноевропейской мелкобуржуазной и буржуазной литературы, как Ч. Диккенс, О. Бальзак, Жорж Санд.
Одно из течений натуральной школы, представленное либеральным, капитализирующимся дворянством и примыкавшими к нему социальными прослойками, отличалось поверхностным и осторожным характером критики действительности: это или безобидная ирония по отношению к отдельным сторонам дворянской действительности или дворянски-ограниченный протест против крепостного права. Круг социальных наблюдений данной группы ограничивался барской усадьбой. Представители этого течения натуральной школы: И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. И. Панаев.
Другое течение натуральной школы опиралось преимущественно на городское мещанство 40-х годов, ущемленное, с одной стороны, еще цепким крепостничеством, а с другой – растущим промышленным капитализмом. Определенная роль здесь принадлежала Ф. М. Достоевскому, автору ряда психологических романов и повестей ("Бедные люди", "Двойник" и других).
Третье течение в натуральной школе, представленное так называемыми "разночинцами", идеологами революционной крестьянской демократии, дает в своем творчестве наиболее ясное выражение тенденций, которые связывались современниками (В.Г. Белинский) с именем натуральной школы и противостояли дворянской эстетике. Полнее и резче всего эти тенденции проявили себя у Н. А. Некрасова. К этой же группе надо отнести А. И. Герцена ("Кто виноват?"), М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Запутанное дело").

8) Конструктивизм

Конструктивизм – художественное направление, зародившееся в Западной Европе после Первой мировой войны. Истоки конструктивизма лежат в тезисе немецкого архитектора Г. Земпера, который утверждал, что эстетическая ценность всякого художественного произведения определяется соответствием трех его элементов: произведения, материала, из которого оно сделано, и технической обработки этого материала.
В этом тезисе, который впоследствии был принят функционалистами и функционалистами-конструктивистами (Л. Райт в Америке, Я. Й. П. Ауд в Голландии, В. Гропиус в Германии), выдвигается на первый план материально-техническая и материально-утилитарная сторона искусства и, по существу, выхолащивается идеологическая сторона его.
На Западе конструктивистические тенденции во время Первой мировой войны и в послевоенный период выразились в разнообразных направлениях, более или менее "ортодоксально" трактующих основной тезис конструктивизма. Так, во Франции и Голландии конструктивизм выразился в "пуризме", в "эстетике машин", в "неопластицизме" (изоискусство), эстетизирующем формализме Корбюзье (в архитектуре). В Германии – в обнаженном культе вещи (псевдоконструктивизм), однобоком рационализме школы Гропиуса (архитектура), отвлеченном формализме (в беспредметном кино).
В России группа конструктивистов появилась в 1922 г. В нее вошли А. Н. Чичерин, К. Л. Зелинский, И. Л. Сельвинский. Конструктивизм был первоначально узко формальным направлением, выдвигающим на первый план понимание литературного произведения как конструкции. В дальнейшем конструктивисты освободились от этого узко эстетического и формального уклона и выдвинули значительно более широкие обоснования своей творческой платформы.
От конструктивизма отходит А. Н. Чичерин, вокруг И. Л. Сельвинского и К. Л. Зелинского группируется ряд авторов (В. Инбер, Б. Агапов, А. Габрилович, Н. Панов), и в 1924 г. организуется литературный центр конструктивистов (ЛЦК). В своей декларации ЛЦК прежде всего исходит из заявления о необходимости для искусства максимально близкого участия в "организационном натиске рабочего класса", в строительстве социалистической культуры. Отсюда возникает установка конструктивизма на насыщение искусства (в частности, поэзии) современной тематикой.
Основную тему, всегда привлекавшую к себе внимание конструктивистов, можно обозначить так: "Интеллигенция в революции и строительстве". С особенным вниманием останавливаясь на образе интеллигента в гражданской войне (И. Л. Сельвинский, «Командарм 2») и в строительстве (И. Л. Сельвинский «Пушторг»), конструктивисты прежде всего выдвигают в болезненно-преувеличенном виде его удельный вес и значение в процессе строительства. Особенно отчетливо это выступает в "Пушторге", где исключительному специалисту Полуярову противопоставлен бездарный коммунист Кроль, мешающий ему работать и доводящий его до самоубийства. Здесь пафос техники работы как таковой заслоняет основные социальные конфликты современной действительности.
Это преувеличение роли интеллигенции находит свое теоретическое развертывание в статье основного теоретика конструктивизма Корнелия Зелинского «Конструктивизм и социализм», где он рассматривает конструктивизм как целостное мировоззрение эпохи, переходной к социализму, как конденсированное выражение в литературе переживаемого периода. При этом опять-таки основные социальные противоречия этого периода Зелинским подменяются борьбой человека и природы, пафосом голой техники, трактуемой вне социальных условий, вне классовой борьбы. Эти ошибочные положения Зелинского, вызвавшие резкий отпор со стороны марксистской критики, были далеко не случайны и с большой четкостью вскрывали ту социальную природу конструктивизма, которую легко наметить и в творческой практике всей группы.
Социальным источником, питающим конструктивизм, является, несомненно, та прослойка городской мелкой буржуазии, которую можно обозначить как техническую квалифицированную интеллигенцию. Не случайно, что в творчестве Сельвинского (являющегося наиболее крупным поэтом конструктивизма) первого периода с несомненностью обнаруживается характерный для русского буржуазного довоенного стиля образ сильной индивидуальности, мощного строителя и завоевателя жизни, индивидуалистического по самой своей сущности.
В 1930 г. ЛЦК распался, взамен него образовалась «Литературная бригада М. 1», объявляющая себя организацией переходной к РАППу (Российской ассоциации пролетарских писателей), ставящей своей задачей постепенный переход писателей-попутчиков на рельсы коммунистической идеологии, к стилю пролетарской литературы и осуждающей прежние ошибки конструктивизма, хотя и сохраняющей его творческий метод.
Однако противоречивость и зигзагообразность продвижения конструктивизма к рабочему классу дает себя знать и здесь. Об этом свидетельствует поэма Сельвинского «Декларация прав поэта». Подтверждением этого является и то, что бригада М. 1, просуществовав менее года, в декабре 1930 г. тоже распустилась, признав, что не разрешила поставленных перед собой задач.

9)Постмодернизм

Постмодернизм в переводе с немецкого языка буквально означает «то, что следует за модернизмом». Это литературное направление появилось во второй половине 20 в. Оно отражает всю сложность окружающей действительности, ее зависимость от культуры предшествующих веков и информационной насыщенности современности.
Постмодернистов не устраивало, что литература разделилась на элитарную и массовую. Постмодернизм выступал против всякого модерна в литературе и отрицал массовую культуру. Первые произведения постмодернистов появились в форме детектива, триллера, фэнтези, за которыми скрывалось серьезное содержание.
Постмодернисты считали, что высшее искусство закончилось. Чтобы двигаться дальше, нужно научиться правильно использовать низшие жанры поп-культуры: триллер, вестерн, фэнтези, фантастику, эротику. Постмодернизм находит в этих жанрах исток новой мифологии. Произведения становятся ориентированы и на элитарного читателя, и на невзыскательную публику.
Признаки постмодернизма:
использование предшествующих текстов в качестве потенциала для собственных произведений (большое количество цитат, нельзя понять произведение, если ты не знаешь литературу предшествующих эпох);
переосмысление элементов культуры прошлого;
многоуровневая организация текста;
особая организация текста (игровой элемент).
Постмодернизм ставил под сомнение существование смысла как такового. С другой стороны, смысл постмодернистских произведений определяется присущим ему пафосом – критикой массовой культуры. Постмодернизм старается стереть границу между искусством и жизнью. Всё существующее и когда-либо существовавшее – это текст. Постмодернисты говорили, что все уже было написано до них, что ничего нового придумать нельзя и им остается только играть словами, брать готовые (уже когда-то и кем-то придуманные, написанные) идеи, фразы, тексты и собирать из них произведения. В этом нет никакого смысла, потому что и самого автора в произведении нет.
Литературные произведения похожи на коллаж, составленный из несопоставимых образов и объединенный в целое единообразием техники. Такая техника получила название пастиш. Это итальянское слово переводится как опера-попурри, а в литературе оно обозначает сопоставление нескольких стилей в одном произведении. На первых этапах постмодернизма пастиш – специфическая форма пародии или самопародии, но затем – способ приспособления к действительности, способ показать иллюзорность массовой культуры.
С постмодернизмом связано понятие интертекстуальности. Этот термин ввела Ю. Кристева в 1967 г. Она считала, что историю и общество можно рассматривать как текст, тогда культура – единый интертекст, который служит авантекстом (все тексты, которые предшествуют данному) для любого вновь появляющегося текста, при этом здесь теряется индивидуальность текста, которая растворяется в цитатах. Для модернизма характерно цитатное мышление.
Интертекстуальность – присутствие в тексте двух или нескольких текстов.
Паратекст – отношение текста к заглавию, эпиграфу, послесловию, предисловию.
Метатекстуальность – это могут быть комментарии или ссылка на предтекст.
Гипертекстуальность – осмеяние или пародирование одного текста другим.
Архитекстуальность – жанровая связь текстов.
Человек в постмодернизме изображается в состоянии полной деструкции (в данном случае деструкцию можно понимать как нарушение сознания). В произведении нет развития характера, образ героя предстает в размытом виде. Этот прием называет дефокализация. Он преследует две цели:
избежать излишнего героического пафоса;
увести в тень героя: герой не выдвигается на первый план, он вообще не нужен в произведении.

Яркими представителями постмодернизма в литературе являются Дж. Фаулз, Дж. Барт, А. Роб-Грийе, Ф. Соллерс, Х. Кортасар, М. Павич, Дж. Джойс и другие.

Прежде чем говорить о конкретных , сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

В истории литературы выделяют классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Периодизация основных литературных направлений:

  1. классицизм (XVIII – начало XIX веков);
  2. сентиментализм (вторая половина XVIII – начало XIX вв.);
  3. романтизм (вторая половина XVIII – начало XX веков);
  4. реализм (вторая половина XIX века);
  5. модернизм (конец XIX – XX вв.): импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм и т. д.;
  6. постмодернизм (с 1980-х годов XX в).

Литературные направления

Основные признаки литературного направления

Представители литературы

Классицизм

Ориентир на эстетичность античного искусства. Утверждается неоспоримый приоритет разума над чувствами. Авторы провозглашают принцип рационализма: искусству следует быть разумным, логически выверенным. Мимолетное отвергается, подчеркиваются сущностные свойства вещей. Гражданская тематика в произведении имеет форму в строгих творческих нормах по каноничному образцу.

Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин

Сентиментализм

На смену строгости классицизма здесь воспевают чувство как существенный признак человеческой натуры. Герой (иногда и героиня) не боится чувствовать и открывать читателю свой эмоциональный мир, который разнообразен и переменчив. Признается, что независим от его сословия, каждый обладает богатым внутренним миром.

Я. М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский

Романтизм

Главенствует прием романтического двоемирия. Автор создает конфликт противопоставления идеала героя его окружению. Несовместимость этого идеала и реальности реализуется в уходе в мир преданий и легенд, сна, фантазий, экзотических стран. Личность волнует романтиков в свете ее одиночества и разочарованности. Героя не отпускает понимание трагичности жизни, в то же время он выражает мятежность духа.

А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, М. Горький,

Упор на литературу как средство познания мира. Возвышается ее способность объективно отражать действительность. Предмет художественного исследования – взаимосвязь между характером и обстоятельствами, авторы показывают становление характера под воздействием среды. Однако, не отменяется способность вести борьбу и волей отстаивать право на самоопределение. Действительность показывается в постоянном развитии, представляя типичное в неповторимо-индивидуальном воплощении.

И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, А. И. Куприн

Критический Реализм

Ответвление весь XIX век. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, всегда критичным, даже саркастичным авторским взглядом

Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин

Модернизм

Объединяет множество течений и школ с разнящейся эстетической концепцией. Общее одно – отказ от реализма и жесткой связи характеров и обстоятельств. Во главе самоценность личности и ее самодостаточность. Причины и следствия утомляют и низвергаются за ненадобностью.

Символизм

Первое значительное модернистское течение. Истоки направления в романтизме с его двойственностью. Отказавшись от познания мира, символисты его конструируют. Особый упор на подсознательное созерцание, познание тайного, заключенного в символах.

В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Блок, В. Иванов, Л. Андреев, А. Белый,

Реакция на несовершенство символизма, его настойчивую идею восприятия реальности как пародию на высшие сущности. Акмеисты осваивают многообразный внешний мир, провозглашая культуру высшей ценностью. В поэзии характерны стилистическое равновесие, четкость образов, выверенная композиция и детали.

Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам

Футуризм

Основная черта этого авангардистского течения – свержение традиций прошлого, уничтожение старой эстетики, создание нового искусства будущего. Авторы верили в принцип «сдвига», отразившийся в лексическом и синтаксическом обновлении поэтического языка: вульгаризмах, неологизмах. Оксюморонах…

В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский,

Постмодернизм

Эстетический и идеологический плюрализм породил антииерархичный текст, который отрицает мировоззренческую цельность, говорит о невозможности овладения реальностью единым методом или языком. Писатели подчеркивают искусственность произведений, не боятся сочетать стилистику разных направлений, жанров и эпох.

А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

  • Импрессионизм (последняя треть XIX - начало ХХ века) с желанием передать первое мимолетное впечатление захватывает в фокус внимания буйство чувств и эмоций. Композиция произведения четко фрагментарна. Внимание направлено не на общее, а на особенное и единичное. Ги де Мопассан, М. Пруст – достойные представители этого направления.
  • Экспрессионизм (1910 – 1920-е годы) сочетает критический пафос и ужас перед жестокой картиной бытия. Гибель человека и человечности, тяготение к абстрактности и гротеск - черты некоторых произведений Л. Н. Андреева и Ф. К. Сологуба.
  • Экзистенциализм (середина ХХ века) дает ощущение крушения всех ценностей. Трагизма человеческого существования непреодолим. Человека одинокого в привычном обществе видели Ж. П. Сартр, А. Камю.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ классицизм сентиментализм романтизм реализм Богачёва Галина Геннадьевна, МОУ СОШ № 21 г. Владимира

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ объединяет писателей одной исторической эпохи, связанных общим пониманием жизненных ценностей и эстетического идеала, создаёт свой тип героя, имеет характерные сюжеты, свой стиль речи и излюбленные жанры, перекликается с другими видами искусства. классицизм сентиментализм романтизм реализм Завершить показ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ классицизм реализм Г. Р. Державин М. В. Ломоносов Д. И. Фонвизин Мольер Н. Буало Ф. М. Достоевский А. Н. Островский Л. Н. Толстой Н. В. Гоголь А. С. Пушкин И. С. Тургенев сентиментализм романтизм Н. М. Карамзин А. Н. Радищев К. Ф. Рылеев В. А. Жуковский М. Ю. Лермонтов Байрон

Классицизм В России Утверждение XVIII век абсолютной монархии конец XVII – начало XIX века Пётр I Елизавета Екатерина II Петровна Осмысление В России итогов революций, противостояние Реализм поиск реальных дворянской и с 30 -х годов XIX века разночинно-демократической путей пересоздания культур действительности ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ Народно. В России освободительные Сентиментализм войны в Европе, Америке. 1773 - 1775 - Пугачёвский бунт вторая половина XVIII – Буржуазия – новая и его подавление начало XIX века общественная сила 14 декабря 1825 г. – В России восстание Отечественная война 1812 г. Великая французская – на Сенатской герой войны Народ – истинный площади Романтизм революция закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, и XVIII – начало XIX конец разочарование века неудовлетворённости в её итогах в русском обществе.

Утверждаемые жизненные ценности Классицизм Classicus (лат.) - образцовый Ш главенство государственных интересов над личными; Ш культ нравственного долга; Ш культ разума, рационализм Сентиментализм Sentimental (англ.) - чувствительный Ш главенство чувства, а не разума; Ш высшая ценность – человек, а не государство; Ш природа – мерило всех ценностей; Ш идея нравственного равенства людей Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный Ш стремление к познанию человека и мира; Ш открытие законов существования человека и общества Романтизм Romantique(фр.)–таинственное, нереальное Ш неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; Ш утверждение самоценности духовнотворческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; Ш свобода

Классицизм Реализм Строгое следование Правило «трёх единств» разумным правилам, Простота, стройность, в драматургии: вечным законам, логичность (1 дом) места композиции созданным на основе изучения времени (1 день) произведения лучших образцов действия (1 конфликт) античной литературы Верность действительности, Психологизм; Изображение жизни Принцип передача высокая внародности историзма её развитии художественность сущности жизни, значительность идей Эстетический идеал Искренность, простота, Естественность, преданность «натуре» , поэтичность, органическая связь растроганность, умиление и грусть с природой Сентиментализм Природа как выражение Свобода, мощь, Изображение неукротимость, стихийного начала желаемого – бурный порыв жизни, свободы мира мечты Романтизм

К Л А С С И Ц И З М С Е Н Т И М Е Н Т А Л И З М 1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных 2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели Митрофан 3. Выделение одной и Простакова ведущей черты из комедии в характере героя Д. И. Фонвизина (скупец, хвастун, глупец) «Недоросль» 1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти) 2. Главный герой произведения – О. А. Кипренский. человек обыкновенный. Бедная Лиза 1827 Р Е А Л И З М Типизация характеров (слитность типичного и индивидуального). Новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин); тип «лишнего человека» (Онегин, Кукрыниксы. Обломов); Печорин, П. Соколов. Иллюстрация кгероя тип Иллюстрация роману «нового» к роману А. С. Пушкина к повести «Шинель» и дети» И. С. Тургенева. Базаров) (нигилист «Отцы Н. В. Гоголя «Евгений Онегин» Исключительность Р О романтического героя: М 1. Сильная личность, человек А высокой страсти, живущий стремлением к свободе Н 2. Внутренняя раздвоенность Т 3. Одиночество И 4. Трагическая судьба З 5. Поиски идеала. Демон М. Врубель. и мечты М 6. Воплощение романтического К. Брюллов. Л. Пастернак. Исповедь Мцыри бунта против действительности Гадающая Светлана Т И П Г Е Р О Я

Классицизм Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга. А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773 Сентиментализм Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы. Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах). А. Г. Венецианов. На пашне. Весна Реализм С Ю Ж Е Т Ы Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. Изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге И. Шишкин. Сосновый бор Романтизм Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир К. Брюллов. Последний И. Айвазовский. Радуга день Помпеи

КЛАССИЦИЗМ РЕАЛИЗМ Высокие: ода, эпическая поэма, трагедия Рассказ, очерк, повесть, роман, Средние: научная поэзия, поэма, драма, роман-эпопея, элегия, сонет, послание поэма-эпопея, эпический цикл (Цель – всестороннее изображение мира) Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира ЖАНРЫ Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть (пишутся от 1 -ого лица) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе) РОМАНТИЗМ

Живописный портрет В. А. Жуковский романтизм Д. Левицкий. Екатерина II классицизм В. Боровиковский. Екатерина II сентиментализм И. Репин. Портрет А. Рубинштейна реализм

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Классицизм конец XVII – начало XIX века Утверждение абсолютной монархии В России XVIII век Пётр I Елизавета Екатерина II Петровна

Утверждаемые жизненные ценности Классицизм Classicus (лат.) - образцовый Ш главенство государственных интересов над личными; Ш культ нравственного долга; Ш культ разума, рационализм

Классицизм Строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы Простота, стройность, логичность композиции произведения Эстетический идеал Правило «трёх единств» в драматургии: места (1 дом) времени (1 день) действия (1 конфликт)

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ Н. Буало Д. И. Фонвизин Мольер М. В. Ломоносов Г. Р. Державин

ТИП ГЕРОЯ Д. Левицкий. Екатерина II К Л А С С И Ц И З М 1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных 2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели 3. Выделение одной ведущей черты в характере героя (скупец, хвастун, глупец) Митрофан и Простакова из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

СЮЖЕТЫ Классицизм Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга. А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773

ЖАНРЫ КЛАССИЦИЗМ Высокие: ода, эпическая поэма, трагедия Средние: научная поэзия, элегия, сонет, послание Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Сентиментализм вторая половина XVIII – начало XIX века Народноосвободительные войны в Европе, Америке. Буржуазия – новая общественная сила В России 1773 - 1775 - Пугачёвский бунт и его подавление

Утверждаемые жизненные ценности Сентиментализм Sentimental (англ.) - чувствительный Ш главенство чувства, а не разума; Ш высшая ценность – человек, а не государство; Ш природа – мерило всех ценностей; Ш идея нравственного равенства людей В. Боровиковский. Екатерина II

Сентиментализм Естественность, преданность «натуре» , органическая связь с природой Эстетический идеал Искренность, простота, поэтичность, растроганность, умиление и грусть

ТИП ГЕРОЯ С Е Н Т И М Е Н Т А Л И З М 1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти) 2. Главный герой произведения – обыкновенный человек О. А. Кипренский. Бедная Лиза 1827

СЮЖЕТЫ Сентиментализм А. Г. Венецианов. На пашне. Весна Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы. Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах).

ЖАНРЫ Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть (пишутся от 1 -ого лица) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Романтизм конец XVIII – начало XIX века В России Отечественная война 1812 г. Народ – истинный герой войны – закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, неудовлетворённости в русском обществе. Великая французская революция и разочарование в её итогах 14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади

Утверждаемые жизненные ценности Байрон В. А. Жуковский К. Ф. Рылеев Романтизм Romantique(фр.)–таинственное, нереальное Ш неприятие бездуховности реальной М. Ю. Лермонтов жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; Ш утверждение самоценности духовнотворческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; Ш свобода

Романтизм Изображение желаемого – мира мечты Свобода, мощь, неукротимость, бурный порыв Эстетический идеал Природа как выражение стихийного начала жизни, свободы

Т И П М. Врубель. Демон Г Е Р О Я Л. Пастернак. Исповедь Мцыри Исключительность К. Брюллов. Гадающая Светлана Исключительность Р О романтического героя: М 1. Сильная личность, человек А высокой страсти, живущий стремлением к свободе Н 2. Внутренняя раздвоенность Т 3. Одиночество И 4. Трагическая судьба З 5. Поиски идеала и мечты М 6. Воплощение романтического бунта против действительности

СЮЖЕТЫ Романтизм К. Брюллов. Последний день Помпеи И. Айвазовский. Радуга Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир

ЖАНРЫ Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе) РОМАНТИЗМ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Реализм с 30 -х годов XIX века В России противостояние дворянской и разночинно-демократической культур Осмысление итогов революций, поиск реальных путей пересоздания действительности

Утверждаемые жизненные ценности Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный А. С. Пушкин Л. Н. Толстой А. Н. Островский Ф. М. Достоевский Ш стремление к познанию человека и мира; Ш открытие законов существования человека и общества И. С. Тургенев Н. В. Гоголь

Реализм Принцип народности Верность действительности, передача сущности жизни, значительность идей Принцип историзма Изображение жизни в её развитии Психологизм; высокая художественность

Р Е А Л И З М Типизация характеров (слитность типичного и индивидуального). Новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин); тип «лишнего человека» (Онегин, Печорин, Обломов); тип «нового» героя (нигилист Базаров) Иллюстрация к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Т И П Г Е Р О Я Кукрыниксы. Иллюстрация к повести «Шинель» Н. В. Гоголя П. Соколов. Иллюстрация к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Реализм Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. Изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. СЮЖЕТЫ И. Е. Репин. Бурлаки на Волге И. Шишкин. Сосновый бор

ЖАНРЫ РЕАЛИЗМ Рассказ, очерк, повесть, роман, поэма, драма, роман-эпопея, поэма-эпопея, эпический цикл (Цель – всестороннее изображение мира)


Top