«Эпоха Возрождения, или Ренессанса. Искусство эпохи Возрождения — Эссе качества творцов эпохи ренессанса

Родиной Возрождения является Италия. Литература Возрождения неотделима от течения в духовной жизни этой эпохи – гуманизма (защита свободы мысли, разрушение сословных рамок, раскрепощение личности). В развитии культуры Возрождения различают 2 этапа: ранний и поздний. Между основными этапами можно выделить условно стадию «высокого» Возрождения.

Начало эпохи Возрождения связано и именем и творчеством Данте Алигьери. Жизнь и творчество Данте Алигьери. Поэзия Данте Родился Данте во второй половине мая 1265 г. во Флоренции главном культурном центре Италии ХII-ХIV вв. Известно, что Алигьери владели домами и участками земли во Флоренции и ее окрестностях и были людьми среднего достатка В.18 лет Данте потерял отца и стал старшим в семье. В 1283 году он записался в цех аптекарей и врачей. Данте получил образование в объеме средневековой школы, затем изучал французский и провансальский языки. Молодой поэт внимательно изучал античных поэтов, в первую очередь Вергилия, которого всю жизнь считал своим "вождем, господином и учителем".

Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи и уже в начале 80-х годов ХШ в. написал много лирических стихотворений, почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет Данте пережил большой психологический кризис - любовь к Беатриче, дочери флорентийца Фолько Портинари, друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина Симоне де Барди и умершей в 1290 году в возрасте 25 лет. Историю своей любви к Беатриче Данте изложил в маленьком сборнике "Новая жизнь". После смерти Беатриче поэт усиленно изучал теологию, философию и астрономию и стал одним из ученейших людей своего времени. Данте принимал активное участие в политической жизни Флоренции.

В 90-х годах он заседает в городских советах, выполняет дипломатические поручения, а и июне 1300 г избирается членом правившей Флоренцией коллегии шести приоров. В борьбе между Белыми и Черными партиями Данте примкнул к Белым. В ноябре 1301 г. принц Карл Валуа учинил расправу над сторонниками партии Белых. В январе 1302 г. Данте был приговорен к большому штрафу. Его лично обвинили во взяточничестве. Поэт, боясь худшего бежал из Флоренции. До конца своей жизни он провел в изгнании. Последние годы жизни Данте провел в Равенне у князя Гвидо да Полента, племянника воспетой им Франчески да Римини. Здесь он работал над своей знаменитой "Божественной комедией".

Данте надеялся на почетное возвращение домой, но не дожил до этого. Скончался он 14 сентября 1321г. в Равенне. В последствии Флоренция неоднозначно делала попытки вернуть себе прах великого изгнанника, но Равенна всегда отвечала ей отказом Свою литературную деятельность Данте начал как литературный поэт. В 1292 году (в 27 лег) Данте написал первую в истории западноевропейской литературы автобиографическую повесть ""Новая жизнь", в которую включил тридцать стихотворений, посвященных Беатриче. В книгу Данте включил не все свои стихи, а только те, которые он считал наиболее тесно связанными с Беатриче. В результате такого субъективного отбора за пределами книги остался целый ряд превосходных стихотворений. Стихотворения расположены в фонологическом порядке. "Новая жизнь" начинается с рассказа о первой встрече девятилетнего поэта с его ровесницей Беатриче.

Уже тогда его сердце "содрогнулось". Через 9 лет произошла вторая встреча поэта с Беатриче, вызвавшая сильное волнение в душе Данте. Девушка приветливо поклонилась ему, и это наполнило его душу блаженством. Поэт видит сон: бог любви несет на руках его возлюбленную и дает ей отведать сердце поэта. Друзья высмеивают Данте и объявляют его больным. Это побуждает Данте скрывать свою любовь к Беатриче. Он притворяется влюбленным в другую женщину. Притворство получилось таким убедительным, что Беатриче перестает ему кланяться.

Поэт в отчаянии. На протяжении всей книги он говорит об облагораживающем действии Беатриче на него и на окружающих. Главным переломным событием "Новой жизни" является смерть Беатриче. Рассказ о смерти Беатриче подготовлен рассказом о кончине ее отца и горе Беатриче. У поэта появляется предчувствие, что скоро умрет и его возлюбленная. Он видит сон, в котором ему сообщают о смерти Беатриче. Когда он просыпается, один из его друзей говорит, что Беатриче умерла. Отчаяние поэта не имеет границ. В его стихах звучит глубина и искренность чувств:

Унынье слез, неистовство смятенья

Так неотступно следует за мной,

Что каждый взор судьбу мою жалеет.

Какой мне стана жизнь с того мгновенья,

Как отошла мадонна в мир иной,

Людской язык поведать не сумеет.

Проходит несколько лет безысходной тоски, поэт встречает какую-то «сострадагельную даму» и на время увлекается ею. Но вскоре раскаивается и решает всецело посвятить себя воспеванию Беатриче. Он хочет накапливать знания для того, чтобы рассказать о своей возлюбленной такое, чего еще не было сказано ни об одной женщине.

    Пожалуй, так я начну свое сочинение. Вы спросите, почему именно так? Постараюсь вам объяснить. Седьмого декабря две тысячи седьмого года – самый для меня памятный, волшебный, сказочный день. Я была свидетельницей мира Красоты, который подарила мне акция...

  1. Новое!

    Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия....

  2. Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии...

    Последняя треть XVIII века - время значительного расцвета русского искусства. Это объясняется в основном тем, что в искусство (главным образом в живопись) приходят представители народных масс и близких им общественных слоев, одарённые большими творческими...

Эпоха Возрождения - одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV - XVI вв.). В сравнении с эпохами Древнего мира (около 5000 тысяч лет), средневековья (около 1000 лет), Возрождение представляется очень кратким периодом времени. Однако по количеству гениальных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие Возрождения не уступает предшествовавшим этапам развития мирового искусства.

Родиной Возрождения стала Италия. Уже в XIV веке в сочинениях великого итальянского поэта-гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374) появилось понятие Ринашименто - Возрождение (по-французски "Ренессанс").

В это время были заложены основы современной науки, высокого уровня достигает литература, получившая с изобретением книгопечатания немцем Иоганом Гутенбергом прежде невиданные возможности распространения. В это время делают свои открытия Христофор Колумб, Коперник, пишут свои бессмертные произведения великие итальянцы Данте, Петрарка, французы Франсуа Рабле, автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", Мишель Монтень, создатель знаменитых "Опытов". Трагедии Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса поражающие глубиной проникновения в психологию человека, знанием его страстей и устремлений, были написаны в эпоху Возрождения.

Мировоззренческой основой ренессанской культуры становится философское направление гуманизма (от латинского "гуманус" - человек). Человек вновь становится "мерой всех вещей". Девизом искусства эпохи Возрождения можно было бы взять слова, вложенные итальянским гуманистом XV в. графом Пико делла Мирандола в его панегирике, в уста Бога-творца, обращавшегося к человеку: "Я ставлю тебя в центр мира..."

В отличие от романской и готической культуры средневековая культура Возрождения носила светский характер, хотя основной круг сюжетов оставался связян с мифологической и библейской тематикой. Эпоха Ренессанса противопоставила церковным догматам мировосприятие гуманистов, утверждавших ценность человеческой личности.

Одной из основ искусства Возрождения становится по-новому понятое наследие античности.

Идеалы гуманизма нашли свое отражение и в архитектуре: сооружения приобретают ясный гармонический облик, их пропорции и масштабы соотносятся с человеком.

Истинным основоположником в изобразительном искусстве Высокого Возрождения был гениальный флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519)

Рукописи Леонардо свидетельствуют, что он был не только великим живописцем и скульптором, но и архитектором, механиком, инженером, ботаником, анатомом.

Будучи разносторонне одаренным человеком Леонардо да Винчи интересовался всем, что его окружало, записывая свои впечатления в блокнот, который всегда носил при себе. "Отдаваясь неугасаемой жажде знаний, я мечтаю постичь происхождение многочисленных созданий природы",- говорил он о себе. Всю свою жизнь художник рассматривает мир со всем многообразием его форм, как творение природы, имеющее свой "собственный разум", призывая живописцев быть посредниками между природой и искусством.

Эпоха возрождения относится по некоторым данным к XIV – XVII вв. по другим – к XV – XVIII вв. Существует так же точка зрения не выделять возрождение как эпоху, а считать его поздним средневековьем. Это период кризиса феодализма и развития буржуазных отношений в экономике и идеалогии. Термин возрождение (Реннесанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности, уничтоженные варварами (архитектура, скульптура, живопись, философия, литература), но этот термин трактовался весьма условно, т.к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде – это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности. К тому же нельзя было вычеркнуть ценности девяти веков средневековья, особенно духовные ценности, связанные с христианством.Возрождение представляет собой синтез античных и средневековых традиций, но на более высоком уровне. На каждом этапе этой эпохи доминирующим было определенное направление. Если сначала это был «прометеизм», т.е. идеология, предполагающая равенство всех людей от природы, а так же признание частного интереса и индивидуализма. Далее появляются новые социальные теории, отражающие дух времени, и главенствующую роль занимает теория гуманизма. Гуманизм эпохи возрождения ориентирован на свободомыслие и, соответственно на справедливое устройство общественной и государственной жизни, которое чаще всего предполагается достигать на демократических началах в рамках республиканского строя.Изменения претерпевают также взгляды на религию. Вновь становится популярной натурфилософия и широкое распространение получает «пантемизм» (учение, отрицающее бога как личнось и приближающее его к природе).Последним периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.

Я недавно "познакомилась" с научно-литературным произведением Степанова А.В. "Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века." Решила написать эссе на заданную тему, так как последняя время увлеклась искусством.
Открыв книгу, я обнаружила, что это непривычная для меня история об искусстве, в ней нет академического повествования. Автор в ведение размышляет на тему "Возрождения", почему и откуда взялся данный термин. На мой взгляд, это очень интересная подача ученого, хотя он отрицает свою научную значимость. Что же он пишет:«…читатель не найдет в ней истории искусства Возрождения. Перед ним пройдет не история, а калейдоскоп очерков о том, как гениальные живописцы и скульпторы, каждый по-своему, решали проблемы - личные и те, которые ставили перед ними Церковь, город, государь, частные лица.»Эта фраза меня сразу захватила; стало любопытно, как автор будет комментировать, и представлять героев своей, я бы сказала, художественной книги.
«Шума этого в книге немного, так как я думаю, что только посредственный
художник - продукт времени. Гений же сам изменяет
время, в котором или наперекор которому он живет».
И правда, что гениальный человек опережает свою эпоху, создает нечто невиданное и дерзкое, современники порой даже не понимают важность содеянного гением, но уже следующее поколение, изучая прошлые годы, приходит в восторг и желает окунуться во время жизни одаренного человека. Эпоха Возрождения стала символом культуры, одаренности и чего-то высшего в сфере искусства. Для меня до сих пор остается загадкой, как почти в одно время, могли родиться столь великие люди. Они создали невероятное, что приводит в изумление по сей день. Сегодня часто ставят опыты и пытаются разгадать тайны великих фресок, скульптур, но все тщетно. «Мо;на Ли;за», она же «Джоко;нда» - картина Леонардо да Винчи, до настоящего времени остается шедевром и неопознанным совершенством, и этим она притягивает к себе еще больше внимания. Не могу не вспомнить роспись потолка Сикстинской капеллы, которая представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, считающийся божественным творением. Перед художником стояла невероятная задача: ему нужно было за короткий промежуток времени возвести на потолке живописные произведения, но нельзя забывать, что Микеланджело считал себя скульптором, а не живописцем, из-за этого следует, что приказ папы Юлия || был на тот момент почти нереален, но он справился и более того, превзошёл своих современников. И так же как картины Леонардо да Винчи пытаются разгадать, также и фрески Микеланджело. Совсем недавно художники хотели воплотить нечто подобное, что сотворил итальянский скульптор, но даже с сегодняшней техникой, им не хватило времени создать столь сложную работу. Это говорит о даровитости художников эпохи Возрождения.
Помимо, своей одаренности в то время нужно было, как и сейчас, уметь продавать «себя», то есть свои работы. Потому что художником живется нелегко как сейчас, таки в прошлые века, об этом так же свидетельствует запись:
«В некоторых городах предусматривалась должность городского
живописца или скульптора. Так, в богатой и озабоченной пропагандой
собственного великолепия Венеции с 1474 года существовала
должность;живописца Республики;. Таковыми были Джентиле
и Джованни Беллини, с 1516 года - Тициан. Они получали
не жалованье, а маклерский патент, дававший им очень много денег
- около ста дукатов в год. Но это - редкие исключения, подтверждающие правило: почти всем художникам Возрождения приходилось рассчитывать
только на более или менее выгодные заказы. Само собой
разумелось, что заказчик мог;по своему желанию и любым способом
; отнять у мастера уже начатую работу. Всю жизнь боровшийся за свои права Бенвенуто Челлини сравнивал этот обычай
заказчиков с действиями;каких-нибудь государиков-тиранчиков,
которые делают своим народам все то зло, какое могут, не соблюдая
ни закона, ни справедливости;».
Многие живописцы мечтали найти себе постоянного покровителя, чтобы на некоторое время забыть о своих материальных хлопотах, думая, что в этот период будут творить свои произведения, но чаще всего получалось, что заказчик не разбирался в искусстве, что тяготила творца. Ему приходилось
«прогибаться», порой делать ту продукцию, которая не была ему близка. Тем самым у художника терялась индивидуальность, но зато он приобретал финансовую стабильность.
Самым ярким покровителем эпохи Возрождения являлась семья Медичи, благодаря им, мы сегодня можем увидеть множество гениальных трудов. На них работали такие мастера, как: Вероккьо, Микеланджело, Боттичелли, Джорджо Вазари, Рафаэль, Тициан. Я перечислила самые «громкие» имена тех лет, конечно же, это не все представители живописи и скульптуры. Во Флоренции в их частных владениях находилась Галерея Уффици, в которой существовало множество шедевров, сейчас это государственный самый посещаемый музей в Италии, в который может попасть любой желающий. Поэтому не все меценаты губили оригинальность творчества. Но все же большая часть не понимала шедевральности работ; просила переделывать из-за новизны, а возможно, и некой дерзости, в обычный привычный, на их взгляд, стиль, тем самым убивая на корню всю феноменальность. Ниже, автор книги пишет, на каких условиях художник работал с меценатами:
«В материальном отношении наш отщепенец только выигрывал.
Он не платил за жилище и за счет казны кормил и одевал
себя и свою семью. Не тратился на художественные материалы,
на что в иных условиях у него уходило бы до половины заработка.
Не платил налогов в городскую казну. Получая регулярное жалованье
(о выплате которого, правда, частенько приходилось
напоминать самому государю или его чиновникам) или авансы
и большие гонорары за выполняемые работы, а иногда и то и
другое вместе, он был избавлен от вечной заботы о дополнительных
источниках дохода, что так унижало его менее удачливых
собратьев в глазах интеллектуалов-словесников. За верную службу
государь мог одарить его недвижимостью, отдать ему на откуп
сбор какого-нибудь налога, сделать его своим камердинером,
возвести в дворянское достоинство, посвятить в рыцари, пожаловать
герб, ввести его в круг доверенных лиц…
В придворном обществе, где праздность была стилем жизни -
демонстративным выражением благоденствия, гарантируемого
государем всем его подданным, возникла проблема использования
свободного времени. Старый рыцарский кодекс диктовал
свои нормы проведения досуга - турниры, охота, пиры, женщины.
Новая элита пополнила круг удовольствий подражанием
древним, требуя от своих представителей всестороннего и гармонического
осуществления практических и духовных способностей.
Как и в римском обществе на переломе от республики к
империи, досуг снова стал той частью жизни, когда человек менял
не политическую карту Европы, а самого себя. Только в праздности
ренессансный человек мог бы, подражая персонажу Теренция,
важно заявить: ;Я человек, и ничто человеческое мне
не чуждо; - и тем самым дать слегка ироничную формулировку
идеала универсального человека!»
Теперь художник находятся радом с двором, это возвышает его над другими собратьями, заставляя разбираться в искусстве, не только в живописи, но и в архитектуре, скульптуре и литературе. Необходимо поддерживать светские беседы, участвовать в различных дебатах и дискуссиях на культурные темы. При этом не стоит восхвалять придворную жизнь, со многими художниками не считались. Но за независимость и за отдельное «свободное искусство» боролись, правда, только к концу 16 века к нему стали относится серьезно, благодаря Джорджо Вазари.
«Творчество становилось индивидуальным делом,
личной судьбой. Искусство перестало быть анонимным - вот
самое резкое отличие искусства эпохи Возрождения от средневекового.»
Хотя в средневековье искусство ценилось гораздо выше, чем в эпоху Возрождения. Здесь сыграл тот фактор, что общество не принимало мастеров, осмелившихся продемонстрировать то, что на тот момент было под запретом, и не походило на привычные изображения. Тем самым, имена самых известных виртуозов когда-то не боготворило, а раздражило общество и только спустя время, народ принял их произведения.
@@
Самым понятным искусством стала архитектура ренессанса, своими правильными классическими формами. Живопись вошла в новую фазу, так раньше она строилась строго по церковным написаниям, а искусники 15 века добавляли свои идеи и изображали святых в своем виденье. Их задачей стало не просто скопировать изображения, а передать настроение и смыл события. Они перестали быть «летописцами» истории; изобразительное искусство осмыслялось и пропускалось через внутреннее восприятие каждого творца. Самым важным событием в искусстве тех времен стало появление станковой картины, тем самым придав ей самостоятельный характер, так как полотно можно перевозить в разные страны. Название «станковая живопись» произошло от станка (мольберта), на котором появляются картины. Новый метод перевернул привычную живопись. Она становится украшением жилища, быта частного человека, и житель может сам решать какой эскиз он желает видеть в своем окружении. Картины придают уют и интимную жизнь дому; хозяину предоставляется возможность помечтать и полюбоваться радостным юношам, обнаженным девушкам на холостах, в общем, получить эстетичкое наслаждение от просмотра, и главное- у себя дома, в ограждении от внешнего мира. Ее смысл дарить счастье своему обладателю.
Автор книги подводит итог:
«Итак, в эпоху Возрождения ближе всего к античности подошла
словесность, а из искусств - архитектура. Скульптура вела
себя непоследовательно, живопись же остановилась поодаль.»
Степанов так же указывает читателю, что заимствование идей в прошлые века были почти невозможны. Это сегодня в 21 веке у нас есть возможность увидеть, узнать все об интересующийся нас информации, но раньше, не было возможности получить доступ ко многим вещам. Они порой даже не знали, над чем работают их конкуренты. Так, что плагиата, в то далекое время, не могло существовать. Так же автор настаивает и подчеркивает свою самобытность искусства, которая не связана с возрождением античности.
Погибшее искусство
После средневековья политика многих государей изменилась, они посчитали, что доверие народа можно заслужить великолепием дворцов, роскошью празднества и другим внешним изобилием. Для реализации подобных планов приглашались мастера искусства, которые создавали им все это великолепие: «Именно декорациями празднеств, а не реальной архитектурой навеяны
ренессансные архитектурные формы в живописи кватроченто».
Подобное искусство жило недолго, и современный человек мог даже бы не узнать о создание великих торжеств, но правители вели, как бы мы сейчас сказали, блоги - с описание и иллюстрацией пиршеств, в котором повествовалось вся созданная роскошь, на зло своим врагам. Некоторые дворы отметились своей пышностью, например: феррарский (карнавалы, рыцарские награждения), особенно, праздники в Венеции, проходившие на воде, для этого порой украшались дворцы, в том числе, в 1491 стала парадная галера дожа; флорентийские искусники так же пользовались популярностью. Чтобы выделится и завоевать престиж, семья Медичи, как и многие другие создавала сама себе культ: «Одни празднества сменялись
другими, и на них то происходили воинские соревнования, то давались
представления, в которых изображались какие-либо героические
дела древности или триумфы великих полководцев…. внутренний дворик, сад и несколько залов Палаццо Медичи были превращены в единое праздничное пространство. Вокруг знаменитого донателловского «Давида» во внутреннем дворике ярусами были выставлены большие блюда и кубки.»
Таким образом, они завоевывали сердца своих граждан, славились высокой щедростью.
Несмотря на свою скромную личность, Леонардо да Винчи работал на одного богатого мецената в городе Милан. Герцог тратил «сумасшедшие» суммы денег, устраивал незабываемые костюмированные представления подобна феррарскому двору. «К свадьбе герцогского племянника Леонардо соорудил;парадизо; - вращавшуюся сцену со знаками Зодиака. Всякий раз, как та или иная планета приближалась к невесте, из шара выходил древнеримский божок и пел стихи, сочиненные придворным поэтом».
Ошеломляющие торжества приводили в восторг горожан и не уставали удивлять окружающих, поэтому став придворным виртуозом можно было получить неплохое жалование от своего покровителя, если сможешь ему угодить. Но не только богатые семьи желали нарядности, но и пары в Риме заказывали оформительные работы для своих личных прихотей, не относящиеся к церковной жизни.
Главный парадокс
Ренессансный мастер изображает невидимые предметы; события на полотне являются вымыслом, однако, выглядят естественно, этим заставляет зрителя переживать, созданную автором историю.
Треченто
«Дух времени» был настолько печален, что люди боялись всего: чума, которая унесла в могилу множество жителей Европы, набеги турков и много различных причин послужили тому, что люди задумались о смерти, о страшном суде. Это предало искусству еще один повод для перемен, нужно было придумывать новые украшения для усыпальниц, гробниц. «Видения
мистиков могли бы, при согласии на то Церкви, обогатить искусство
новыми сюжетами и иконографическими схемами.»
Испуганный народ решил вообразить на картинах нечто совершенное и радостное, чтобы забыть о земных проблемах, а кто-то, наоборот, воплощал в своем творчестве весь ужас, происходящий событий.
Умер св. Франциск; в церкви нужно было расписать его уже составленную биографию, но она отличалась от правды, поэтому необходимо было выждать, когда его современники умрут, чтобы не было лишней критике. За нелегкую работу взялся Джотто. « Чтобы помочь наблюдателю вжиться в события, Джотто сосредоточил внимание на таких моментах, каждый из которых застревает в памяти как формула определенного поступка св. Франциска, - и он настолько в этом преуспел, что;истории; можно рассматривать по отдельности без ущерба для их понятности и красоты.»
Джотто справился и создал все целостную полную картину, наполненную «правдивой» историей из жизни Франциско. Он прослыл потрясающим художником-повествователем.
В заключение.
Я бы хотела подвести итоги. Эпоха «Возрождения» - это время стало уникальным сокровищем культуры, в котором создавались шедевры, порой не осознавая собственного превосходства. Конечно, в семи страницах невозможно описать каждого представителя своего течения или стиля, я попыталась кратко описать какие происшествия могли повлиять на творчество гениальных мыслителей тех лет. Архитектура, скульптура, живопись ренессансного времени дали мощный толчок для создания сегодняшнего стиля. В России так же было привезено много идей, которые заимствовали с той эпохи. Итальянские архитекторы стремились на русской земле воссоздать подобную роскошь и богатство в архитектуре. Русские цари восхищались великолепием памятников, и заказывали для себя, поэтому жители России могут прикоснуться к совершенству искусства у себя на родине.
Не только красота, мощь сооружений и живописи сделали эпоху запоминающей, но и светская жизнь, которая начала немного отклоняться от церкви. У людей появилось понятие «частной жизни». Каждый стремился создать уют в своем доме, предать атмосферу райского уголка, в котором можно спрятаться от внешних проблем, укрыться, поэтому развивалась станковая живопись; в 21 веке мы и представить не могли, что возможно как-то по-другому.
2012 год. На аукционах картины той эпохи стоят «баснословных» денег, и, к сожалению, «крошечная единица» ценителей искусства приобретает оригинальный продукт, поэтому современное общество может позволить себе побывать в картинной галерее и «прикоснуться» взглядам к копиям великих работ. Я думаю, что художникам нашего века необходимо учиться подобному мастерству, но, не забывая, о своей индивидуальности.
Ведь в жизни главное оставаться собой.


Top