Этапы социализации периодизация эрика эриксона. Возрастные кризисы в теории Эрика Эриксона (концепция социальной идентичности)

ЦДТ «Хибины» Годичный семинар «Педагогическая мастерская» Составитель – методист, к.пс.н. Сулейманова Н.И. Эрик Эриксон: Эго – теория личности. Стадии социализации личности по Эриксону. Возрастные периоды и кризисы развития личности. Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Не получил формального высшего образования после окончания школы. Он изучал историю и искусство. Работал преподавателем в маленькой экспериментальной американской школе в Вене. На горном курорте вблизи Вены начал изучать психоанализ, подвергся психоанализу сам. Там он познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте. С 1927 по 1933 года Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марии Монтессори в Вене. В 1933 году уезжает в Копенгаген и пытается там основать Центр по изучению психоанализа. Но терпит неудачу и эмигрирует в США и поселяется в Бостоне, где уже есть психоаналитическое общество. Работает детским психоаналитиком и занимает должность научного сотрудника по психологии в Гарвардской медицинской школе. Зачислен кандидатом на соискание учёной степени доктора психологии, но сдать необходимые для этого испытания не смог и отказался от дальнейших попыток защититься. В 1938 году начинает заниматься проблемами влияния культуры на развитие ребёнка, изучает антропологию и историю. Антропология – наука о биологической природе человека, изучает сходство и различия в строении людей различных рас. Уезжает в экспедицию в резервацию, где наблюдает за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С 1942 года становится профессором психологии в университете Беркли, Калифорния. Уважаемым учёным по вопросам психоанализа. В 1950 году издаёт свою первую книгу «Детство и общество», которая была переработана и переиздана в 1963 году. С 1951 года работает в частном центре восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями. Продолжает создавать свою теорию психосоциального развития. Изучает биографии различных исторических личностей и американских детей. Много издаётся. 1969 год – «Истина Ганди» 1958 год – «Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование». 1964 год – «Инсайт и ответственность». 1968 год – «Идентичность: кризис юности». «Юность: изменение и вызов». Умер в 1994 году. Эго – психология – результат развития психоанализа. Основные положения теории. Человек в течение всей жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Восемь возрастов человека. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни, который возникает как следствие достижения определённого уровня развития. На каждой стадии своего развития человек должен решить определённую жизненную задачу, проблему в своём социальном развитии. Эта задача обязательно ставится перед индивидом обществом, но не всегда человек умеет её решить. Кризис сопровождается ЦДТ «Хибины» Годичный семинар «Педагогическая мастерская» Составитель – методист, к.пс.н. Сулейманова Н.И. конфликтом между человеком и обществом. Если конфликт разрешатся благополучно, то человек переходит на следующую стадию своего развития. Если нет, то человек зарабатывает какой-то невроз или отрицательное качество характера. С первых дней жизни ребёнок ориентирован на включение в определённую группу людей, рядом с которыми он растет. Он воспринимает сначала мир глазами близких людей. Взрослые говорят ему, что как устроено, что хорошо, а что плохо с их точки зрения. Но постепенно ребёнок начинает осознавать самого себя, развивается его ЭГО, его собственное отношение к людям и миру. Это длительный процесс, который длится всю жизнь. Стадия младенчества. Главную роль в жизни ребёнка играет мать. Если она кормит, ухаживает за ребёнком, ласкает и заботится о нем, разговаривает с ребёнком, то у него формируется базовое доверие к миру. Он хорошо спит, ест, умеет спокойно ждать мать, не кричит. Если мать тревожна и невротична, обстановка в семье напряжённая, ребёнку уделяют мало внимания, то формируется устойчивый пессимизм и базовое недоверие к миру. Недостаток эмоционального общения задерживает психическое развитие ребёнка. Раннее детство. У ребёнка формируется чувство автономии и независимости. Он начинает ходить, бегать, сам просится в туалет. Ребёнок начинает осознавать, что среди людей что-то можно делать, а чего-то нельзя. Нельзя ходить в «мокрых штанишках», это стыдно, он чувствует возможность наказания. Нельзя много ругать ребёнка, наказывать за то, что он ещё не в состоянии контролировать. Но нельзя и поощрять, когда он кого-то бьёт, плюётся, обижает животных, пачкает. Своё осуждение его поступков надо выказывать строгим тоном голоса. Требования к ребёнку должны быть постоянными, непротиворечивыми и касаться не его личности, а его поступка. Надо поощрять его самостоятельность, стремление всё делать самому. «Я – сам», говорит ребёнок, осознавая себя впервые личностью, имеющей право на собственное мнение и поступок. Игра становится для ребёнка школой жизни. Очень хорошо, если в этом возрасте он начинает активно общаться со сверстниками. Иногда родители насильственно изолируют ребёнка, поручая бабушкам и дедушкам. Это плохо и для взрослых и для детей. Играя с детьми, у ребёнка развивается предприимчивость и инициатива, он учится понимать других, ограничивать себя, считаться с другими. Если ребёнок не имеет возможности полноценно играть, ребёнок становится пассивным, чувствует себя виноватым за то, что он хочет того, что взрослые не разрешают, растёт неуверенность в своих силах. Младший школьный возраст – ребёнок все больше отдаляется от семьи. Он должен научиться тому, что не всегда интересно. Должен научиться выполнять требования учителя. Если он учится хорошо, то уверенность в своих силах крепнет. Он учится мыслить про себя, проводить рефлексию: поэтапный анализ своих действий. Произвольно (с помощью воли) слушать, запоминать. Если ребёнку в школе плохо, то появляется чувство неполноценности, неуверенности в себе, потеря интереса к учению на всю жизнь, чувства отчаяния. Если родители ругают ребёнка, он начинает отдаляться и от них, стремиться к аутизму, самоизоляции. Или начинает компенсировать свои неудачи любыми способами: агрессия, капризы, частые болезни и т. д. Подростковый возраст: если на первых стадиях у ребёнка сформировалось доверие к миру, автономия, инициатива, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток начинает ощущать себя человеком, которому хорошо в этом мире. Теперь главное, чтобы и его сверстники также высоко ценили его, как он сам. Ребёнок начинает самоутверждаться, осознавать свои цели и желания, ЦДТ «Хибины» Годичный семинар «Педагогическая мастерская» Составитель – методист, к.пс.н. Сулейманова Н.И. понимать, что он любит, а что нет. Если самоутверждение не получается, он тревожится, появляется чувство одиночества, опустошённости, появляется постоянное чувство ожидания чуда, которое изменит его жизнь к лучшему. Инфантильность, когда человек недоволен всеми и вся, но сам для изменения своего положения ничего не предпринимает. Появляется страх перед личным общением, неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола. Презрение к обществу, враждебность, чувство «не признания себя» со стороны окружающих. Юность и молодость. Актуальные проблемы – самые глобальные для всей дальнейшей жизни: выбор профессии и спутника жизни. Очень важно не ошибиться. Взрослость – личность отдаёт себя делу, которому служит и своей семье. Важно чувствовать, что, то, что ты делаешь, нужно людям, что твоя семья не может без тебя обойтись. Что ты нужен своим близким и детям. Если нет любимой работы, семьи, детей, не на кого излить своё «Я», то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. После 50 лет человек переосмысливает свою жизнь, осознаёт своё я в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь это неповторимая судьба, которую не надо переделывать. Если приходится в старости переоценивать свою жизнь из-за изменившихся условий, это происходит очень болезненно. Человек должен чувствовать, что окружающие его близкие люди гордятся им, благодарны ему за то, что он сделал для них. Если родные равнодушны, ругают и обвиняют его, человек теряет вкус к жизни. Становиться недовольным молодыми, ругает их вкусы и образ жизни, ворчит и критикует. Возрастные кризисы сопровождают переход от одной стадии к другой. Переход от одного периода к другому – это изменения в сознании человека, в его отношении к себе, людям и жизни. Происходит ломка прежних социальных отношений. В период кризиса дети становятся непослушными, отказываются делать то, что просят взрослые, строптивы. Взрослые начинают вести себя непривычным для них образом. Кризис новорожденности. Кризис 3 лет – упрямство, желание всё сделать по-своему, капризы. Кризис 6 –7 лет – начало систематической учёбы. Кризис 13-14 лет – самоутверждение всеми способами. Кризис 17 –18 лет – самоопределение, тождественность самому себе. Ролевое смешение, если образ себя не выбран, или выбранный образ не устраивает. Неспособность выбрать карьеру и продолжить образование, неуспех у противоположного пола. Кризис 35 лет – пересмотр жизненных выборов. Кризис 45 лет – пересмотр жизненных ценностей. Кризис старости. Выводы из теории Эриксона. Знание особенностей каждого возраста даёт возможность лучше понимать причины своих тревог и особенности поведения других людей в различные периоды их жизни. Понимание способствует принятию других, развивает умение смотреть на мир с позиций и других людей.

Стадии и возраст в годах Область отношений Результаты развития (сильная сторона) Полярности механизмов приспособляемости Психосоциальный кризис (ущественные полярности в личности)
1. Орально-сенсорная (младенчество), от 0 до 1года мать или заместитель энергия и жизненная радость приобрести – дать доверие – недоверие; надежда – безнадежность
2. Мышеечно-анальная (раннее детство), от 1 до 3 лет родители контроль над собой и стремление к власти обладать – отказаться автономия – сомнение, стыд
3. Локомоторно-генитальная (дошкольный возраст), от 3 до 6 лет родители, братья, сестры целеустремленность стараться – притворяться инициативность – пассивность, вина
4. Латентная (младший школьный возраст), от 6 до 12 лет школа, соседи овладение методами и умениями соревноваться – конструировать умелость – неполноценность
5. Подростковая (юность), от 13 до 18 лет группы сверстников преданность и верность быть самим собой – быть принужденным к одиночеству эго-идентичность – ролевое смешение
6. Ранняя зрелость, от 20 до 25 лет друзья любовь потерять и найти себя в других сотрудничество, интимность – отчуждение, изоляция
7. Средняя зрелость, от 26 до 64 лет профессия, родной дом творчество и забота создать из себя нечто – заботиться о ком-нибудь продуктивность – застой, инертность
8. Поздняя зрелость, от 65 лет до смерти человечество, ближние отрешенность, мудрость черпать из прошлого – сопротивляться небытию эго-интеграция – отчаяние

тания. Дети, принадлежащие к сообществам практически оди­накового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, свя­занных с основным видом занятий, и принятых стилей воспита­ния. В разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени – Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыба­ков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают ту­го, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрят­ностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племе­ни – сильного, отважного охотника в бескрайних прериях – и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано от­нимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, по­дозрительными, скупыми, склонными к накопительству.



Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью про­ходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразова­ние), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Общая характеристика стадий развития по Э. Эриксону представлена в таблице 2.

Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфи­ческие задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития. Центральным мо­ментом концепции Э. Эриксона является представление о психосоциальной идентичности как итоговом, интегри­рующем свойстве личности. Понятие идентичности озна­чает тождественность человека самому себе. Как это понимать? Если человек обладает идентичностью, то он обладает самим собой: у него сложился совершенно опре­деленный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, у него развито чувство адекватности и стабильного владе­ния собственным «Я» независимое как от изменений «Я», так и различных ситуаций, у него сформирована способ­ность к полноценному решению задач, возникающих пе­ред ним на каждом возрастном этапе. Идентичность – это, прежде всего, показатель зрелой (взрослой) личности, которая в своем развитии проходит ряд стадий.

Э. Эриксон считает, что на каждой новой стадии возни­кают новые явления и свойства, которых не было на пред­шествующих стадиях. Эти психологические новообразова­ния становятся центром психической жизни и поведения человека на определенной возрастной ступени. Содержание и форма этих новообразований определяются условиями общения ребенка и взрослого с социальным окружением, с миром значимых для него людей, с социальными общно­стями, с миром труда, и с готовностью ребенка (взросло­го) к тому или иному типу общения. Однако это общение опирается на индивидуальные внутренние предпосылки или, как пишет Э. Эриксон, потенциальности, которые подчиня­ются внутренним законам развития. Именно эти внутрен­ние предпосылки (потенциальности) и определяют изби­рательное воздействие на индивида его социального окру­жения. Э. Эриксон придавал большое значение воспитанию, считая его неотъемлемой, интегральной частью обществен­ной системы, через посредство которой ценности и нормы общества передаются новому поколению.

На первой стадии развития, соответствующей младенческому возрасту , возникает доверие или недоверие к миру.При прогрес­сивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное от­ношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не­напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окру­жает, без особой тревога и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его по­требности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материн­ская любовь и нежность определяет «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» ребенка. В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формиро­вания идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия соответствует раннему детству . Резко возраста­ют возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельностине должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений.Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, и стре­мится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать не­видимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутрен­ние глаза мира» - стыд за свои ошибки, неловкость, испач­канные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возни­кают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, ско­ванность, необщительность. Если стремление ребенка к независи­мости не подавляется, устанавливается соотношение между спо­собностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии , совпадающей с дошкольным возрастом, ре­бенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре от­ношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сфе­рах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом, закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказа­нием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация,и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

Четвертая стадия – младший школьный возраст (предпубертатный, т.е. предше­ствующий половому созреванию ребенка). Эта стадия связана с воспитанием у детей трудолюбия, необ­ходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа стано­вится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, дости­жениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социаль­ного опыта дает возможность ребенку получить признание окружаю­щих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения не­велики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невы­годное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Период начального школьного обучения – это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с пред­ставителями определенных профессий.

Пятая стадия - подростковый возраст (юность) - период самого глубокого кризи­са. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентифика­ции ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, ини­циативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, - задачу самоопре­деления, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности.Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошен­ности. Диффузность идентичности может проявиться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профес­сиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

Шестая стадия – ранняя зрелость. Стадия формального начала взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака, и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. Раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы дают толчок новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном – изоляция. Э. Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый и по значению и по широте охвата. Он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям и другим родственникам. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Положительное качество, которое связано с нормальным входом из кризиса интимность – изоляция, - это любовь. Э.Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Социальным установлением, связанным с этой стадией является этика. Люди с недостаточно развитым нравственным чувством плохо подготовлены к вступлению в следующую стадию психосоциального развития.

Седьмая стадия – средняя зрелость . Ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Творческие и производительные элементы продуктивности персонифицированы во всем, что передается от поколения к поколению (технические изделия, произведения искусства и т.п.). Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности на столько выражена, чтопреобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление получило название кризиса старшего возраста.

Восьмая стадия – поздняя зрелость . Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и смерти друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. По убеждению Э. Эриксона для этой фазы зрелости характерен на столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго. Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни пред лицом самой смерти. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие интеграции у этих людей проявляется в скрытом страхе смерти, в страхе оказать в доме для престарелых. Если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего «Я», они должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о своем прошлом.

Завершая рассмотрение периодизаций психического развития человека в онтогенезе, перечислим периоды и стадии, традиционно выделяемые в жизненном цикле человека:

I. Пренатальный период:

Предзародышевая стадия - 2 недели;

Зародышевая (эмбриональная) – с 3 недели до конца 2 месяца;

Стадия плода – с 3 месяца до родов.

II. Период детства:

Кризис новорожденности

Стадия новорожденности и младенчество – от рождения до 1 года;

Кризис 1 года;

Стадия раннего детства (первое детство) – от 1 до 3 лет;

Кризис 3 лет;

Стадия дошкольного детства (второе детство) – от 3 до 6 лет;

Кризис 7 лет;

Стадия младшего школьного детства (третье детство) – от 6 до 10-12 лет.

III. Отрочество:

Подростковый кризис (кризис 13-14 лет);

Подростковый (пубертатный) период – от 11-12 до 14-17 лет;

Кризис 17-18 лет;

Юношеский период – с 17-18 до 20-23 лет.

IV. Зрелость:

Стадия ранней зрелости или молодость – от 20-23 до 30-33;

Кризис 33 лет;

Расцвет – 33-40;

Кризис 40 лет;

Зрелость – 40-55 лет;

V. Старость:

Кризис 50-55 лет;

Пожилой возраст – 55-75 лет;

Старческий возраст – 75-90 лет;

Долгожительство – свыше 90 лет.

Литература :

Основная:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

4. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997.

6. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М., 1997.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. об-во России, 1995.

8. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

10. Эльконин, Д.Б. Избранное / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996.

Дополнительная:

1. Выготский, Л.С. Собр. соч. В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1982-83.

2. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2007.

3. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.

4. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учеб. пособие / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачев. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

5. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 2000.

7. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.

8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.

9. Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М., 1997.

Модель жизненного пути Э.Эриксона рассматрива­ет психосоциальные аспекты фор­мирования человеческого «Я». Э. Эриксон основывался тре­мя положениями:

Во-первых, он предположил, что существуют пси­хологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальное среде.

Во-вторых, Э. Эриксон утверждал, что становление личности не заканчи­вается в подростковом и юношеском возрасте, а охватывает весь жизнен­ный цикл.

В-третьих, он предложил деле­ние жизни на восемь стадий, каждой из которых соответствует доминирую­щий параметр развития «Я», прини­мающий положительное или отрица­тельное значение.

Позитивное разви­тие связывается с самореализацией личности, достижением счастья и жиз­ненного успеха и характеризуется, по Эриксону, определенной логикой сме­ны позитивных параметров развития «Я». Негативное развитие ассоцииру­ется с различными формами деграда­ции личности, жизненными разочаро­ваниями, ощущением собственной не­полноценности. Этот вектор развития личности характе­ризуется также определенной последо­вательностью, но уже отрицательных параметров развития «Я». Вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда, а возникает заново в каждой последующей стадии. Другими словами, возможны переходы от отрицательного вектора к положительному и наоборот. То, в каком направлении пойдет развитие - к по­ложительному или отрицательному па­раметру, зависит от успешности раз­решения человеком основных про­блем и противоречий каждой стадии жизни.

Возрастные границы восьми ста­дий жизни, выделенных Эриксоном, вместе с характерными для них доминирующими параметрами развития «Я» представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Полный жизненный цикл по э.Эриксону

Стадии, возраст

значимых отношений

Основной выбор

или кризисное

противоречие возраста

Позитивные

изменения

возраста

Деструктивные

изменения

возраста

Младенчество

Основополагающая

вера и надежда

против

основополагающей безнадежности

Базисное доверие,

Уход от общения и деятельности

Раннее детство

Родители

Самостоятельность

против зависимости,

стыда и сомнений

Навязчивость (импульсивность или соглашательство)

Возраст игры

Личная инициатива

против чувства вины

порицания

Целеустремленность,

целенаправленность

Заторможенность

Школьный

Предприимчивость

против чувства неполноценности

Компетентность,

умелость

Инертность

Подростки

Группы сверстников

Идентичность

против смешения идентичности

Верность

Застенчивость, негативизм

Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники

Интимность

против изоляции

Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений)

Взрослость

Разделенный

общий дом

Производительность

против застоя, поглощенности

милосердие

Отверженность

Старость

Человечество - «мой род»

Целостность,

универсальность

против отчаяния,

отвращения

Мудрость

Презрение

I стадия (0-1 год) - «доверие – недоверие». В течение первого года жизни младенец адаптируется к новой для него среде обитания. Степень до­верия, с которой он относится к окру­жающему миру, другим людям и са­мому себе, в огромной степени зави­сит от проявляемой к нему заботы. Если потребности малыша удов­летворяются, с ним играют и разгова­ривают, ласкают и баюкают, то он про­никается доверием к окружению. Если же ребенок не получает должного ухо­да, не встречает любовной заботы и внимания, то у него формируется не­доверие по отношению к миру вообще и людям в частности, которое он несет с собой в следующие стадии развития.

II стадия (1-3 года) – «самостоя­тельность – нерешительность». На этой стадии ребенок осваивает раз­личные движения и действия, учится не только ходить, но и бегать, лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, бросать и т.п. Малыши гордятся своими новыми способностями и стре­мятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку возможность делать самому то, на что он способен, то у него формируется самостоятель­ность, уверенность во владении своим телом. Если же воспитатели проявля­ют нетерпение и спешат все делать за ребенка, то у него развиваются нере­шительность, стыдливость.

III стадия (3-6 лет) – «предпри­имчивость - чувство вины». Ребе­нок дошкольного возраста уже приоб­рел много двигательных навыков - бе­гает, прыгает, ездит на трехколесном велосипеде, бросает и ловит мяч и т.п. Он изобретателен, сам придумывает себе занятия, фантазирует, забрасыва­ет взрослых вопросами. У детей, чья инициатива во всех этих сферах по­ощряется взрослыми, вырабатывается предприимчивость. Но если родители показывают ребенку, что его двига­тельная деятельность вредна и неже­лательна, что его вопросы назойливы и неуместны, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит чувство вины в следующие стадии жизни.

IV стадия (6-11 лет) – «умелость – неполноценность». Эта стадия сов­падает с обучением в начальной шко­ле, где для ребенка огромное значе­ние приобретают успехи в учебе. Хо­рошо успевающий школьник получает подтверждение своей умелости, а по­стоянное отставание от сверстников в учебе развивает чувство неполноцен­ности. То же самое происходит и в связи с овладением ребенком различ­ными трудовыми навыками. Родители или другие взрослые, поощряющие младшего школьника мастерить что-ли­бо своими руками, награждающие его за результаты труда, подкрепляют фор­мирующуюся умелость. Если же, наобо­рот, воспитатели видят в трудовых инициативах детей одно «баловство», они содействуют закреплению чувства не­полноценности.

V стадия (11-18 лет) – «иденти­фикация «Я» - «путаница ролей»». Эту стадию жизни, охватывающую от­рочество и юность, Эриксон считает од­ной из важнейших в развитии лично­сти, поскольку она связана с форми­рованием целостного представления о своем «Я» и своих связях с обществом. Перед подростком встает задача об­общить все, что он знает о себе как школьнике, спортсмене, друге своих друзей, сыне или дочери своих роди­телей и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проециро­вать в будущее. Если молодой чело­век успешно справляется с этой зада­чей - психосоциальной идентификаци­ей, то у него появляется четкое пред­ставление о том, кто он есть, где находится и куда ему двигаться в жизни дальше.

Если в предшествующие стадии жизни подросток уже выработал у себя с помощью родителей и воспитателей доверие, самостоятельность, предпри­имчивость и умелость, то его шансы на успешную идентификацию «Я» значи­тельно увеличиваются. Но если в эту стадию подросток входит с грузом не­доверия, нерешительности, чувства ви­ны и неполноценности, ему гораздо труднее определить свое «Я». Симпто­мом неблагополучия молодого чело­века является «путаница ролей» - не­уверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Эриксон отмечает, что такая путаница типична, например, для малолетних правонарушителей.

VI стадия (18-30 лет) – «близость – одиночество». Главная задача стадии ранней взрослости - найти близких лю­дей за пределами родительской се­мьи, то есть создать собственную се­мью и обрести круг друзей. Под близо­стью Эриксон понимает не только фи­зическую близость, но и, главным об­разом, способность заботиться о дру­гом человеке и делиться с ним всем существенным. Но если ни в дружбе, ни в браке человек не достигает бли­зости, его уделом становится одино­чество.

VII стадия (30-60 лет) – «общечеловечность – самопоглощенность». В этой стадии человек достигает само­го высокого для себя социального ста­туса и успехов в профессиональной карьере. Нормой для зрелой личности является формирование общечеловечности как способности интересо­ваться судьбами людей за пределами семейного круга, думать о будущих по­колениях, приносить своим трудом пользу обществу. Тот же, у кого это чувство «сопричастности человече­ству» не выработалось, остается по­глощенным лишь самим собой и лич­ным комфортом.

VIII стадия (от 60 лет) – «цель­ность – безнадежность». Это по­следняя стадия жизни, когда основная работа заканчивается и начинается время размышлений о жизни. Ощуще­ние цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, испытывает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представ­ляется цепью мелких целей, досадных промахов, нереализованных возмож­ностей, понимает, что начинать сна­чала уже поздно и упущенное не вер­нуть. Такого человека охватывает от­чаяние и чувство безнадежности при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Главная идея, которая вытекает из описания восьми стадий жизни и является основополагающей для дан­ной модели в целом, - идея о том, что человек сам делает свою жизнь, свою судьбу. Окружающие его люди могут либо помогать ему в этом, либо ме­шать.

Стадии жизни связаны отноше­ниями преемственности. Чем младше ребенок, тем в большей степени ус­пешность прохождения им соответст­вующих стадий непосредственно зави­сит от родителей и педагогов. Чем старше становится человек, тем боль­шее значение приобретает предшест­вующий опыт развития - успех или неуспех в предыдущих стадиях. Одна­ко даже «негативная преемственность» не носит, по Эриксону, фатального харак­тера, и неудача в одной из стадий жизни может быть исправлена после­дующими удачами в других стадиях.

    Педагогическая возрастная периодизация.

В современной педагогической науке принята периодизация детского и школьного возраста, основа которой - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание, изученные в разные годы отечественными психологами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.). Выде­ляются следующие периоды развития детей и школьников:

    мла­денчество (до 1 года);

    ранний детский возраст (1-3 года);

    пред-дошкольный возраст (3-5 лет);

    дошкольный возраст (5- 6 лет);

    младший школьный возраст (6-7-10 лет),

    средний школь­ный, или подростковый возраст (11-15 лет);

    старший школь­ный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Каждый возраст или период развития человека характеризуется следующими показателями:

    определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми в данный период;

    основным или ведущим видом деятельности;

    основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).

Развитие в первый год жизни . Сразу после рождения ребенок вступает в особый и краткий в младенчестве период новорожденности . Период новорожденности - единственный период жизни чело­века, когда наблюдаются только врожденные, инстинктивные формы поведения, направленные на удовлетворение органических потреб­ностей, обеспечивающих выживание. К 3-месячному возрасту у ребенка постепенно развиваются две функциональные системы - социальные и предметные контак­ты. Все рефлексы и автоматизмы, имеющиеся при рождении, можно разделить на четыре основные группы:

    рефлексы, обеспечивающие основные потребности организ­ма: сосательный, оборонительный, ориентировочный и специаль­ные двигательные - хватательный, опорный и переступания;

    защитные рефлексы: сильные раздражения кожи вызывают отдергивание конечности, мелькание перед глазами и увеличение яр­кости света приводят к сужению зрачка;

    ориентировочно-пищевые рефлексы: прикосновение к губам и щекам голодного ребенка вызывает реакцию поиска;

    атавистические рефлексы: цеплятельный, отталкивания (ползания), плавания (новорожденный с первых минут жизни свободно передвигается в воде).

Безусловные рефлексы, обеспечивая выживание, получены в наследство от животных и в дальнейшем включаются составными элементами в другие, более сложные формы поведения. Только на основе атавистических рефлексов у ребенка ничего не развивается. Так, цеплятельный рефлекс (сжимание ручки на раздражение ладо­ни) исчезает раньше, чем появляется хватание (сжимание ручки на раздражение пальцев). Рефлекс ползания (при упоре на подошвы) также не развивается и не служит для передвижения - ползание начнется позже с движений руками, а не отталкивания ногами. Все атавистические рефлексы обычно угасают в первые три месяца жизни.

Сразу после рождения у ребенка уже имеются ощущения всех модальностей, элементарные формы восприятия, памяти, и благода­ря этому становится возможным дальнейшее познавательное и интел­лектуальное развитие. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно связаны с эмоциями.

С первых минут жизни фиксируются у ребенка отрицательные эмоции, связанные с необходимостью удовлетворения элементарных потребностей (пища, тепло), и только к концу первого - начале второго месяца жизни у ребенка появляются ответные положительные эмоции.

В начале второго месяца ребенок реагирует на взрослого челове­ка, а потом уже и на физические объекты в виде отдельных поведен­ческих реакций - сосредотачивается, замирает, появляется улыбка или гуление. На третьем месяце жизни эта реакция становится комплексной и основной фор­мой поведения, называемой « комплексом оживления». При этом ребенок сосредотачивает взгляд на человеке и оживленно двигает ручками и ножками, издает радостные звуки. Это говорит о появив­шейся у ребенка потребности эмоционального общения со взрос­лыми, то есть первой социальной потребности. Возникновение «комплекса оживления» считается условной границей между новорожденностью и младенчеством.

Период младенчества. Именно в младенчестве начинают формироваться и развиваются функциональные системы социальных и предметных контактов ребенка. Основные направления развития:

1. Общение со взрослыми . С 4-5 месяцев общение со взрослыми становится избирательным, ребенок научается отличать «своих» от «чужих». Непосредственное об­щение, связанное с необходимостью ухода и заботы о ребенке сменяется общением по поводу предметов, игрушек, что и становится основой для совместной деятельности ребенка и взрослого. С 10-месяч­ного возраста в ответ на называние взрослыми какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому. Это уже свидетельствует о появлении, наряду с эмоционально-жестовым общением, новой формы общения - предметного общения.

Нарастающая потребность в общении постепенно вступает в противоречие с выразительными возможностями ребенка, что при­водит сначала к пониманию речи, а потом и овладению ею.

2. Усвоение речи . Повышенный интерес к человеческой речи фик­сируется у ребенка с первых месяцев жизни. Хронология развития речи в данном возрасте выглядит следующим образом:

1 месяц - произношение каких-либо простых звуков («а-а», «у-у», «э-э»);

2-4 месяца - возникает гукание (произно­шение простых слогов – «ма», «ба»);

4-6 месяцев - гуление (повторение простых слогов – «ма-ба», «ба-ма»), ребенок начинает различать интонации в голосе взрослого;

7-8 месяцев - появляется лепет (произношение слов, которых не существует в природе родного языка – «вабам», «гунод»), появляется понимание отдельные слова взрослого, различаются интонации в голосе ребенка;

9-10 ме­сяцев - в речи фиксируются первые слова, ребенок начинает понимать связь между самим предме­том и его названием.

К концу младенчества ре­бенок точно понимает в среднем 10-20 слов и определенным образом реагирует на них, произносит 1-2 слова.

3. Развитие движений . В течение первого года ребенок активно овладевает прогрессивными движениями: учится держать голову, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вер­тикальное положение, брать предмет и манипулировать им (бросать, стучать, размахивать). Но у ребенка могут появиться и "тупи­ковые" движения, тормозящие развитие: сосание пальцев, рассмат­ривание рук, поднесение их к лицу, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках. Прогрессивные движения дают возможность уз­нать новое, а тупиковые - отгораживают от внешнего мира. Прогрес­сивные движения развиваются только при помощи взрослых. От­сутствие внимания к ребенку способствует появлению и упрочению тупиковых движений.

4.Эмоциональное развитие . В первые 3-4 месяца у детей появляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение дви­жений, замедление сердечного ритма), тревожность при физи­ческом дискомфорте (усиление движений, ускорение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворе­нии потребности. После появления комплекса оживления ребе­нок доброжелательно реагирует на любого взрослого человека, но после 3-4 месяцев он начинает несколько теряться при виде незнакомых людей. Особенно усиливается беспокойство при виде незнакомца в 7-8 месяцев, в это же время появляется и страх рас­ставания с мамой или другим близким человеком.

5.Личностное развитие выражается появлением кризиса 1 года. Кризис связан со всплеском самостоятельности ребенка, ста­новлением ходьбы и речи, появлением у него аффективных реак­ций. Вспышки аффектов у ребенка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, слов или жестов, а также, если взрослые не выполняют того, что он хочет.

Преддошкольный период (раннее детство). Накопленные за первый год физические силы и опыт манипули­рования предметами вызывают у ребенка огромную потребность в активной деятельности. Намеченные в предыдущий период направления развития совершенствуются и появляются новые:

1.Овладение прямохождением . Помощь взрослых, их одобрение и стиму­ляция активности в этом направлении формирует потребность в ходьбе. Полное овладение прямохождением связано не столько с усложнением ходьбы: подниматься и спускаться с горки, по ступенькам, наступать на камешки и т.п., сколько получением удовольствия от прямохождения и владе­ния своим телом. Овладение прямохождением значительно расширяет границы дос­тупного ребенку пространства, увеличивает его самостоятельность.

2. Развитие речи. Развитие речи тесно связано с предметной дея­тельностью ребенка. «Немые» формы общения (показ) стано­вятся недостаточными, ребенок вынужден обра­щаться к взрослым с различными просьбами, но обращаться можно только с помощью речи.

Развитие речи у ребенка протекает одновременно по двум на­правлениям: понимание речи и формирование собственной речи. Вначале ребенок понимает ситуацию и выполняет просьбы только конкретных лиц (матери). К возрасту 1 года он уже знает и произно­сит отдельные слова, а затем идет познание значения все большего количества слов. К возрасту 1,5 лет ребенок знает значение от 30-40 до 100 слов, но употребляет в своей речи их относительно редко. После 1,5 лет речевая активность возрастает, и к концу 2 года он употребля­ет до 300 слов, а концу 3-го - до 1500 слов. К 2 годам ребенок говорит двух-трехсловными предложениями, а к 3 годам дети в состоянии свободно разговаривать.

3. Игра и продуктивные виды деятельности . Игра как новый вид деятельности ребенка появляется в процессе манипу­ляций предметами и познании их назначения. На первом году жизни непосредственного взаимодействия меж­ду детьми практически не наблюдается, и лишь к двум годам у детей возникают первые реальные контакты с партнерами по игре.

Только на тре­тьем году жизни начинают складываться продуктивные виды деятельности ребен­ка, которые достигают своих развернутых форм на последующих эта­пах - рисование, лепка, конструирование и прочее.

4. Интеллектуальное развитие . Основное направление развития высших психических функций у детей раннего возраста - начало вербализации познавательных процессов, т.е. их опосредование речью. Вербализация дает толчок для развития нового вида мышления - наглядно-образного. Формирование образного мышления в раннем детстве сопро­вождается достаточно развитым воображением. Воображение, как и память, в этот период детства еще непроизвольное и возникает под влиянием интереса и эмоций (например, слушая сказки, ребенок пытается представить их персонажи, события и ситуации).

5. Личностное развитие . Конец раннего детства знаменуется рождением фено­мена «Я», когда ребенок начинает называть себя не по имени, а местоиме­нием «Я». Появление психоло­гического образа своего «Я» знаменует рождение личности ребенка, формирование самосознания. Появление нового всплеска по­требности в самостоятельности через изъявление своей воли приво­дит к распаду прежней социальной ситуации развития, что проявля­ется в кризисе трех лет. Словесное выражение кризиса 3-х лет - «Я сам» и «Я хочу». Стремление быть как взрослый, желание самому выполнять ту дея­тельность, которую он наблюдает у взрослых (зажигать свет, ходить в магазин, варить обед и так далее) непо­мерно превосходят реальные возможности ребенка и удовлетворить все их невозможно. Именно в этот период впервые у ребенка начинают замечаться проявления упрям­ства и негативизма, направленные против взрослых, которые посто­янно ухаживают за ним и опекают его.

Дошкольный период. Данный период ответственен в плане подготовки ребенка к важному этапу его жизни – школьному обучению. Основные направления развития периода:

1. Игровая деятельность. Дошкольный возраст характеризуется интенсивностью игр как ведущей деятельности дошкольника. Игры дошкольников проходят серьезный путь развития: от предметно-манипулятивных до сюжетно-ролевых игр с правилами и символических игр.

Младшие дошкольники еще обычно играют в одиночку. У них преобладают предметные и конструкторские игры, а сюжетно-ролевые игры воспроизводят действия тех взрослых, с которыми они по­вседневно общаются. В среднем школьном возрасте игры становятся совместными, и главным в них становится имитация определенных отношений меж­ду людьми, в частности, ролевых. Создаются определенные правила игры, которым дети стараются следовать. Темы игр различны, но преобладают обычно семейные роли (мама, папа, бабушка, сын, дочь), сказочные (волк, заяц) или профессиональные (врач, летчик).

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры значи­тельно усложняются, набор ролей возрастает. Специфично, что ре­альные предметы часто замещаются условными их замените­лями (символами) и возникает так называемая символическая игра. Впервые в играх старших дошкольников можно заметить от­ношения лидерства, развитие организаторских способностей.

2. Развитие интеллекта. Наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим, что предполагает умение оперировать слова­ми и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач проявляется феноменом «эгоцентрической речи», так называемая - речь «для себя». Это способствует сосредото­чению и сохранению внимания ребенка и служит средством управ­ления оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания переносятся на начало деятельности и при­обретают функцию планирования. Когда же этап планирования становится внутренним, что происходит к концу дошкольного пе­риода, эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней речью.

3. Личностное развитие. В игре развивается рефлексия - способность адекватно анализи­ровать свои действия, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также поступками и мотивами других людей. Возникно­вение рефлексии у ребенка обуславливает появление стремления соответство­вать требованиям взрослых, быть ими признанным. Завершается полоролевая идентификация детей: взрослые от мальчика требуют проявления «мужских» качеств, поощряют активность; от девочки требуют душев­ности, чувствительности.

Формируются новые мотивы деятельности: познава­тельные и соревновательные. Дошкольный возраст – возраст «почемучек». В 3-4 года ребенок начинает спрашивать: «Что это?», «Зачем?», а к 5-ти годам – «Почему?». Однако вначале боль­шинство вопросов ребенок задает с целью привлечения внимания, и стойкий интерес к знаниям возникает лишь к старшему дошколь­ному возрасту.

Возрастная периодизация Эриксона - учение о психосоциальном развитии личности, разработанное германо-американским психологом. В ней он описывает 8 стадий, делая основной акцент на развитии "Я-индивида". В своей теории он уделял большое внимание понятию Эго. Когда теория развития Фрейда ограничивалась только детским возрастом, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей своей жизни. Причем каждая стадия этого развития отмечается специфическим конфликтом, только при благоприятном разрешении которого происходит переход на новый этап.

Таблица Эриксона

Возрастную периодизацию Эриксон сводит к таблице, в которой обозначает стадии, возраст, в котором они наступают, добродетели, благоприятный и неблагоприятный выход из кризиса, базовые антипатии, перечень значимых взаимоотношений.

Отдельно психолог отмечает, что любые качества личности нельзя трактовать как хорошие или плохие. При этом выделяются сильные стороны в возрастной периодизации по Эриксону, которыми он называет качества, помогающие человеку решать поставленные перед ним задачи. К слабым относит те, которые ему мешают. Когда человек по итогам очередного периода развития приобретает слабые качества, делать следующий выбор ему становится значительно труднее, но все равно возможно.

Сильные стороны

Слабые стороны

Значимые взаимоотношения

Младенчество

Базисное доверие

Базисное недоверие

Личность матери

Автономия

Сомнение, стыд

Родители

Дошкольный возраст

Предприимчивость, инициативность

Чувство вины

Трудолюбие

Неполноценность

Школа, соседи

Идентичность

Ролевой беспорядок

Разные модели лидерства, группа сверстников

Молодость, ранняя зрелость

Интимность

Изоляция

Партнеры по сексу, друзья, сотрудничество, конкуренция

Зрелость

Производительность

Ведение домашнего хозяйства и разделение труда

Старость

после 65 лет

Интеграция, целостность

Безвыходность, отчаяние

"Свой круг", человечество

Биография ученого

Эрик Хомбургер Эриксон родился в Германии в 1902 году. В детстве получил классическое еврейское воспитание: его семья ела только кошерную пищу, регулярно посещала синагогу, отмечала все религиозные праздники. Заинтересовавшая его проблема кризиса идентичности была напрямую связана с его жизненным опытом. Мать скрывала от него тайну происхождения (он рос в семье с отчимом). Появился он из-за внебрачной связи своей матери с датчанином еврейского происхождения, о котором практически нет никакой информации. Известно только, что его фамилия были Эриксон. Официально она была замужем за Вальдемаром Саломонсеном, который работал биржевым маклером.

В еврейской школе его постоянно дразнили за нордическую внешность, так как его биологический отец был датчанином. В государственной школе ему доставалось за иудейскую веру.

В 1930 году он женился на танцовщице из Канады Джоэн Серсон, с которой через три года эмигрировал в США. В своих работах в Америке он противопоставил теории Фрейда, в которой психологическое развитие личности подразделялось только на пять стадий, собственную схему с восемью этапами, добавив три стадии взрослого состояния.

Также именно Эриксону принадлежит концепция эго-психологии. По мнению ученого, именно наше Эго отвечает за организацию жизни, здоровый личностный рост, гармонию с социальным и физическим окружением, становясь источником собственной идентичности.

В США в 1950-е годы он стал жертвой маккартизма, так как его заподозрили в связях с коммунистами. Он покинул университет Беркли, когда от него потребовали подписать клятву о лояльности. После этого работал в Гарварде и клинике в Массачусетсе. В 1970 году получил Пулитцеровскую премию в области нехудожественной литературы за книгу "Истина Ганди".

Ученый умер в штате Массачусетс в 1994 году в возрасте 91 года.

Младенчество

Самая первая стадия в возрастной периодизации Э. Эриксона - младенчество. Она продолжается от рождения человека до первого года его жизни. Именно на ней появляются основы здоровой личности, появляется искреннее чувство доверия.

В возрастной периодизации Эриксона отмечается, что если у младенца складывается это основополагающее чувство базового доверия, то он начинает воспринимать свое окружение как предсказуемое и надежное, что очень важно. При этом он в состоянии переносить отсутствие матери без чрезмерных тревог и страданий по поводу отделения себя от нее. Главный ритуал на этом этапе его развития в возрастной периодизации Э. Эриксона - взаимное узнавание. Оно сохраняется на всю жизнь, определяя отношения с окружающими.

Примечательно, что методы обучения подозрительности и доверию отличаются в зависимости от культуры. При этом универсальным остается метод, в результате которого человек доверяет окружающим, в зависимости от того, как он относился к своей матери. Ощущение страха, недоверия и подозрительности возникает в том случае, если мать подозрительна, отвергает ребенка, проявляя свою несостоятельность.

В этот период возрастной периодизации Эриксона формируется начальное положительное качество для развития нашего Эго. Это вера в лучшее, основанная на отношении к культурной среде. Приобретается она в случае успешного разрешения конфликта, основанного на доверии или недоверии.

Раннее детство

Раннее детство - вторая стадия периодизации возрастного развития Эриксона, которая развивается от одного до трех лет. Ее можно в точности соотнести с анальной фазой в теории Фрейда. Происходящее биологическое созревание дает основу для проявления самостоятельности ребенка в самых разных областях - передвижении, еде, процессе одевания. В своей периодизации возрастного развития Э. Эриксон отмечал, что столкновение с нормами и требованиями общества происходит не только на этапе приучения к горшку. Родители должны расширять и поощрять самостоятельность малыша, развивать у него чувство самоконтроля. Разумная дозволенность способствует формированию его автономии.

Важной на этом этапе становится критическая ритуализация, которая опирается на конкретные примеры зла и добра, плохого и хорошего, запрещенного и разрешенного, безобразного и красивого. При успешном развитии ситуации у человека развивается самоконтроль, воля, а при негативном исходе - слабоволие.

Дошкольный возраст

Следующий этап в периодизации возрастного развития Эриксона - дошкольный возраст, который он еще называет возрастом игры. С трех до шести лет малыши активно интересуются всевозможными трудовыми занятиями, пробуют что-то новое, устанавливают контакт со сверстниками. Социальный мир в это время настаивает, чтобы ребенок вел себя активно, важным становится приобретение навыков решения определенных задач. Возникает принципиально новая ответственность за домашних животных, младших детей в семье, самого себя.

Появляющаяся в этом возрасте инициативность связывается с предприимчивостью, ребенок начинает испытывать радость от самостоятельных действий и движений. Легко поддается воспитанию и обучению, охотно идет на контакт с другими людьми, ориентируется на конкретную цель.

В возрастной периодизации Эрика Эриксона на этом этапе у человека формируется Суперэго, появляется новая форма самоограничения. Родителям рекомендуется признавать его права на фантазию и любознательность, самостоятельные начинания. Это должно развивать его творческие способности, границы независимости.

Если вместо этого дети охвачены чувством вины, в будущем они не будут способны к продуктивной деятельности.

Школьный возраст

Давая описание кратко возрастной периодизации Эриксона, остановимся на каждом из этапов. 4-й этап развивается в возрасте от шести до двенадцати лет. Здесь уже появляется противостояние с отцом или матерью (в зависимости от пола), ребенок выходит за пределы семьи, приобщаясь к технологической стороне культуры.

Главными терминами этой стадии теории возрастной периодизации Э. Эриксона становятся "вкус к работе", "трудолюбие". Дети поглощены познанием окружающего мира. Эго-идентичность человека выражается в формуле "Я - то, чему я научился". В школе они приобщаются к дисциплине, развивают трудолюбие, стремление к достижениям. На этой стадии ребенку предстоит научиться всему, что его может подготовить к продуктивной взрослой жизни.

У него начинает формироваться чувство компетентности, если его хвалят за достигнутые результаты, у него появляется уверенность в том, что он сможет научиться чему-то новому, появляются таланты к техническому творчеству. Когда взрослые видят в его стремлении к деятельности только баловство, возникает вероятность выработки чувства неполноценности, сомнения в собственных способностях.

Юность

Не менее важна в возрастной периодизации Э. Эриксона стадия развития юность. Она продолжается с 12 до 20 лет, считаясь основным периодом в психосоциальном развитии человека.

Это вторая попытка развить автономность. Подросток бросает вызов общественным и родительским нормам, узнает о существовании незнакомых ранее социальных ролей, размышляет о религии, идеальной семье, устройстве окружающего мира. Все эти вопросы нередко вызывают у него чувство озабоченности. Идеология представляется в слишком упрощенном виде. Его главная задача на этом этапе в теории возрастной периодизации Эриксона - собрать все имеющиеся к тому моменту знания о самом себе, воплотить в образ себя, сформировав Эго-идентичность. Он должен включать осознанное прошлое и предполагаемое будущее.

Появляющиеся изменения проявляются в виде борьбы между желанием сохранить зависимость от заботы близких и стремлением к собственной независимости. Сталкиваясь с подобной неразберихой, юноша или девушка стремится стать похожим на своих сверстников, у него развиваются стереотипные идеалы и модели поведения. Возможно разрушение строгих норм в поведении и одежде, увлечение неформальными движениями.

Неудовлетворенность общественными ценностями, резкие социальные изменения ученый рассматривает как фактор, который мешает развитию идентичности, появлению чувства неопределенности и неспособности продолжить образование, выбрать карьеру.

Отрицательный выход из кризиса может быть выражен в плохой самоидентичности, ощущении своей ненужности, бесцельности. Подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Из-за чрезмерной идентификации с представителями контркультуры и стереотипными героями подавляется развитие их идентичности.

Молодость

В периодизации возрастной психологии Эриксона шестая стадия - молодость. В возрасте от 20 до 25 обозначается фактический старт настоящей взрослой жизни. Человек получает профессию, начинается самостоятельная жизнь, возможен ранний брак.

Способность участвовать в любовных отношениях включает в себя большинство из предыдущих стадий развития. Не доверяя другим, человеку будет сложно довериться самому себе, из-за неуверенности и сомнений ему будет сложно позволять окружающим пересекать свои границы. Чувствуя себя неадекватно, станет трудно сближаться с окружающими, самому проявлять инициативу. А при отсутствии трудолюбия возникнет инертность в отношениях, душевный разлад может вызвать проблемы с определением места в обществе.

Совершенным становится способность к близости, когда у человека получается строить партнерские отношения, даже если для этого требуются значительные компромиссы и жертвы.

Положительным разрешением этого кризиса становится любовь. Среди основных принципов возрастной периодизации по Эриксону на этой стадии - эротическая, романтическая и сексуальная составляющая. Близость и любовь могут рассматриваться как возможность начать верить другому человеку, оставаться самому верным в отношениях, даже если ради этого предстоит идти на самоотречение и уступки. Данный тип любви проявляется во взаимном уважении, заботе, ответственности за другого человека.

Стремиться избежать близости человек может из-за боязни потерять независимость. Это грозит самоизоляцией. Неумение выстраивать доверительные и спокойные личные отношения приводит к чувству социального вакуума, одиночества и изоляции.

Зрелость

Седьмая стадия, самая продолжительная. Она развивается с 26 до 64 лет. Основной проблемой становится выбор между инертностью и продуктивностью. Важный момент - творческая самореализация.

Эта стадия включает в себя интенсивную трудовую жизнь, формально новый стиль родительства. При этом возникает способность проявлять интерес к общечеловеческим проблемам, судьбам окружающих, задумываться об устройстве мира, грядущих поколениях. Продуктивность может проявляться в качестве заботы следующего поколения о молодежи, желая помочь найти место в жизни и выбрать правильное направление.

Трудности на этапе производительности могут привести к навязчивому желанию псевдоинтимности, желанию протестовать, противиться тому, чтобы отпускать собственных детей во взрослую жизнь. Взрослые люди, которым не удается стать продуктивными, замыкаются в себе. Основным предметом из заботы становятся личные удобства и потребности. Они концентрируются на собственных желаниях. С потерей продуктивности заканчивается развитие личности как деятельности члена общества, межличностные отношения становятся беднее, заканчивается удовлетворение собственных нужд.

Старость

После 65 лет начинается финальная стадия - старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.

При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.

Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов. На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности. Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд. С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.

Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго - психологии.

Он выделил 8 психосоциальных стадий развития личности.

1. Младенчество : базальное доверие / базальное недоверие . Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренфней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».

2. Раннее детство : автономия / стыд и сомнение . Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив,когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3. Возраст игры : инициативность / вина . В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины,

пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

4. Школьный возраст : трудолюбие / неполноценность . Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».

Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность : эго - идентичность / ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12—13 лет до примерно 19—20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки

оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому

времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Ритуализация становится импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется идеологический аспект. Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

6. Молодость : достижение близости / изоляция . Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности

до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Зрелость : продуктивность / инертность . Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертнотью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота .

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности

жизни.

8. Старость : целостность эго/ отчаяние . Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)»

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость —«это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти»

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Библиография:

1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005.


Top