Переславль залесский историко художественный музей. Краеведческий музей в горицком монастыре в переславле-залесском

Музейный пер., 4

Проезд: Из Москвы - автобусом от автовокзала (м. Щелковская); городской автобус № 1 до остановки "Музей"

Местные достопримечательности:
Переславль-Залесский расположен на берегу голубой жемчужины Залесья - Плещеева озера. В городе великолепно сохранились уникальные земляные валы XII века. Их длина около 2,5 км., высота до 10 м. В центре валового кольца на Соборной (ныне Красной) площади стоит белокаменный Спасо-Преображенский собор (1152 - 1157 г.г.) - древнейший памятник Владимиро-Суздальской архитектурной школы, усыпальница переславских князей. Рядом с собором находится церковь Петра Митрополита (1154 г.) - великолепный образец древнерусского шатрового зодчества.
К числу редчайших памятников древнерусской художественной культуры принадлежит Троицкий собор Данилова монастыря. В 1662 - 1668 г.г. он был расписан фресками артелью выдающегося иконописца Гурия Никитина. Сейчас собор находится в совместном пользовании монастыря и музея.
В исторической части города выделяется несколько гражданских построек Х1Х - начала ХХ в. Это и купеческие особняки, и здания гимназий, училища, фабричные корпуса. Среди них имеются интересные образцы стиля модерн.
В красивейшем месте, в старинной части города, в Рыбацкой слободе, в устье р. Трубеж, стоит церковь Сорока мучеников, возведенная в конце ХVIII в.
В 4-х километрах от города на берегу Плещеева озера располагается филиал музея - знаменитая усадьба "Ботик". Здесь в конце XVII века юный Петр I построил "потешную" флотилию, положившую начало российскому военно-морскому флоту. Единственное сохранившееся до наших дней судно - бот "Фортуна", экспонируется в специально построенном для него в 1803 году здании.
На северо-восточном берегу озера сохранились земляные валы летописного предшественника Переславля, города Клещина. Неподалеку от Клещинского комплекса почти у самой воды находится легендарный "Синий камень" - языческое божество - громадный валун серо-синего цвета

Переславский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - музей на территории бывшего Горицкого Успенского монастыря в городе Переславль-Залесский Ярославской области. Уникальный памятник архитектуры и культуры XIV в.

Успенский Горицкий монастырь был основан предположительно в начале XIV в. в период правления князя Ивана Калиты. Информации об истории обители очень мало. Известно, что изначально это был очень влиятельный монастырь, в состав которого входили многие окрестные села.

Известные жители и монахи монастыря: Димитрий Прилуцкий (русский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря), Даниил Переславский (русский святой, основатель Переславского Свято-Троицкого Данилова монастырь).

Монастырь серьезно пострадал от пожара в 1722 г., а в 1744 г. был упразднен. Позже здесь размещалась усадьба Переславского епископа (до 1788 г.)

К началу XX в. постройки бывшего монастыря пришли в запустение. После революции 1917 г. все здания были переданы в ведение Переславского музея-заповедника.

Сейчас в комплекс музея-заповедника входит несколько филиалов: главный - на территории бывшего Горицкого монастыря, музей-усадьба "Ботик Петра I" в селе Веськово, музей-усадьба Ганшиных в селе Горки, Спасо-Преображенский собор в Переславском кремле, картинная галерея имени Д. Н. Кардовского, выставочный зал на Ростовской улице.

Сохранившиеся постройки на территории бывшего Горицкого Успенского монастыря: Успенский собор, храм Богоявления, храм Всех Святых, храм Николая Чудотворца, святые ворота, крепостные стены и башни. Все храмы - не действующие, являются музейными объектами.

Экспозиции музея: живопись, иконопись, деревянная скульптура, искусство русской деревни, природная экспозиция, историческая экспозиция и др. Всего музей насчитывает порядка 80 тыс. экспонатов.

История заповедника начинается в 1919 году. К этому времени монастырь был уже полтора века как заброшен и постепенно разрушался. Так что большевики в какой-то мере спасли его здания. Повезло еще и с директором. Руководить поставили Михаила Ивановича Смирнова - краеведа, сына местного священника. Первые экспонаты для музея он искал в опустевших дворянских усадьбах.

Однажды Смирнов отправился в село Гагаринская Новосёлка. Там в маленьком флигеле некогда усадебного дома жили три женщины - княгиня Наталья Гагарина и ее дочери. В самом же доме обосновалась трудовая коммуна «Молот». Когда Смирнов зашел, он увидел, как красногвардейцы прямо на столе режут селедку. А стол был непростой - выполненный из 600 сучков карельской берёзы, подобранных по размеру и склеенных между собой. Красногвардейцы не сопротивлялись и отдали Смирнову стол, который и сейчас хранится в музее.

В другой раз он приехал в одну из деревень. Там был широкий ручей, и мостом через него служили… надгробные плиты. Общими с крестьянами усилиями их перевезли в музей. На плитах - даты смерти, в основном относящиеся к первой половине XIX века.

В Нагорском исполкоме Смирнов нашёл кость мамонта, хранившуюся в архиве земского начальника.

А однажды сотрудников музея чуть не побили. Они перевозили в выставочные залы оружие. Все были в рабочей одежде, и процессию приняли за восстание крестьян.

Вот так и начиналась богатейшая коллекция, которая сейчас насчитывает более 90 тысяч экспонатов. Это один из самых крупных музейных комплексов России, с несколькими филиалами - усадьба «Ботик Петра I» , усадьба Ганшиных , Спасо-Преображенский собор XII века.

Здесь хранятся, без преувеличения, сокровища. Коллекции русских икон, живописи, деревянной резной скульптуры, редкие книги…

Впрочем, было время, когда все эти духовные артефакты не устраивали советскую власть. Она требовала артефактов идеологических, приходилось директору как-то выкручиваться. Помогал ему в этом, например, художник Дмитрий Кардовский. В 1926 году, получив лошадь и тележку от Переславского райисполкома, они отправились в Горки, чтобы сделать эскизы усадебного дома. Пробыв там весь день, Кардовский создал несколько зарисовок. Так появилась знаменитая советская картина «В. И. Ленин в Горках, Переславского уезда». В музее она находится и сейчас.

С 1929 года вектор музейного развития официально меняют - с научно-исследовательского на политико-просветительский. Меняют и директора. Вместо Михаила Смирнова назначают рабочего фабрики «Красное Эхо» Константина Иванова. Спустя два года он отчитается: «Мы превратили музей в действительную кузницу пролетарской культуры, в культкомбинат». Вот названия некоторых отделов того времени: «Природа и производительные силы», «Социалистическое строительство», «Антирелигиозный отдел» (в стенах древнего монастыря!)

Сегодня всё пролетарское стало историей и вспоминается лишь с улыбкой. Пройдет еще какое-то время, и, возможно, также с улыбкой будут вспоминать, что музей в нашей стране когда-то размещался в стенах святой обители. Планируется, что скоро Переславский заповедник покинет стены Горицкого монастыря и здесь возродится монашеская жизнь.

А пока выставочные залы работают в прежнем режиме, всю информацию об экспозициях и экскурсиях можно найти на официальном сайте музея-заповедника.

Дороги России

Зима лёгким снежком пытается зацепиться на осенней земле. И зимние картины уже встают перед глазами. Вспомнилась пока ещё . Мы выкладывали её вместе с oumnique , но некоторые красивые моменты остались неопубликованными.
Например, краеведческий музей в Горицком монастыре. Запоминается выставка предметов из окрестных дворянских усадеб.

Это не новодельное воссоздание обстановки, как иногда практикуют в музеях, это самые подлинные вещи

Какое двойное готическое кресло! Прямо как двойной трон царей Ивана и Петра.

Сайт музея-заповедника сообщает: В экспозиции - художественные ценности и бытовые вещи из разрушенных дворянских имений Переславского уезда, часть того, что удалось спасти М.И.Смирнову и В.Е Елховскому от разграбления и уничтожения в 1920-е годы . Жаль, что нет информации – из каких именно усадеб собраны предметы.

Мемориальная экспозиция Ф.И.Шаляпина, который бывал в окрестностях Переславля на лаче у художника Коровина и в гостях у Полубояринова, а затем и сам купил дачу в Рахутино, откуда в музей перевезены некоторые вещи.

Шаляпин играл с друзьями в лото

Также в музее образцы народных промыслов.

В художественном музее есть картины друга Шаляпина Константина Коровина.

С.Ю. Жуковского

А это местная жанровая сцена – рынок в Переславле-Залесском

В детстве помню примерно такой фартук, хранившийся у бабушки.

Сезон санок начинается!

Краеведческий и художественный музей находятся в здании духовного училища и трапезной палаты Горицкого монастыря.

Успенский Горицкий монастырь был основан в XIV веке предположительно во времена Ивана Калиты. В 1382 году разорен Тохтамышем, затем восстановлен на средства великой княгини Евдокии, супруги Дмитрия Донского. В 1744 году в связи с образованием Переславской епархии Успенский Горицкий монастырь должен был стать кафедральным и подвергся большой перестройке. Однако в 1788 году Переславская епархия упразднена, материальные и финансовые средства вывезены в Петербург, в зданиях расположились городские учреждения (суд, казначейство, магистрат,), Успенский собор становится городским приходским храмом. В 1881 году территория монастыря возрождается, здесь открывается духовное училище. В 1919 году открывается краеведческий музей.

Слева – белый храм - Церковь Всех Святых, построена в 1670-1700. Справа - Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1750-60 гг.

Правее – Богоявленская церковь с колокольней 1760-70 гг.

Памятник князю Юрию Долгорукому, основателю Переславля-Залессского скульптора С.М. Орлова

Часовня Георгия Победоносца из деревни Фонинское, XIX век.

На старой звоннице устроена смотровая площадка, где открываются чудесные виды Переславля-Залесского.

Переславль-Залесский музей-заповедник - государственный историко-архитектурный и художественный музей, учреждённый в начале XX века на территории бывшего Горицкого Успенского мужского монастыря. Один из самых больших музеев, расположенных в российской глубинке. В фондах музея насчитывается более 80 тысяч экспонатов.

Об истории и экспозициях музея

В начале 1918 года Переславское духовное училище, располагавшееся в зданиях бывшего , было упразднено, а уже в мае 1919 года монастырскому комплексу был присвоен статус Переславского краеведческого музея. Основателем и первым директором музея стал российский историк Михаил Иванович Смирнов - исследователь Переславского края, много сделавший для того, чтобы музей вскоре после основания открылся для посетителей.

Первые экспозиции краеведческого музея располагались в 8 залах бывшего духовного училища и были посвящены истории края. Работал художественно-бытовой отдел, в котором демонстрировались изъятые из дворянских усадеб вещи и предметы быта и церковные ценности из закрытых переславских монастырей и храмов, а также функционировала картинная галерея, произведения живописи для которой специально были привезены из .

В 1922 году музей реорганизовали, в результате чего в нём появились другие отделы - художественный с работами передвижников, культурно-исторический с коллекциями образцов местной флоры и фауны. Начали функционировать метеорологическая станция и естественно-историческая лаборатория, а также библиотека, насчитывавшая более 16 тысяч томов.

Спустя год в музее появился церковный отдел, а ещё через некоторое время - социально-экономический и археологический отделы и ленинский уголок.

Для любителей истории и с целью привлечения новых посетителей в музее была хорошо организована просветительская работа - для всех желающих были открыты краеведческие кружки, работал лекторий, проводились всевозможные конференции. Выступали на этих мероприятиях члены научно-просветительского общества, созданного при музее в 1919 году. Масштабные исследовательские работы первого директора М. И. Смирнова легли в основу печатных материалов о крае, выпускаемых музеем с 1927 по начало 1930-х годов.

Созданный с целью изучения и сохранения памятников культуры и истории Переславского края, в начале 1930-х годов музей претерпел кардинальные изменения. Вместо научно-исследовательской работы его основным направлением стала политико-просветительская деятельность. В 1930 году М. И. Смирнов был арестован и осуждён, а новым директором музея назначен Константин Иванович Иванов, проработавший на этой должности 40 лет (с 1930 по 1970 год).

В соответствии с новыми целями были полностью реорганизованы экспозиционные площадки - появились отделы социалистического строительства, природы и производительных сил, историко-революционный, антирелигиозный, истории развития общественных формаций и художественный. Сотрудниками музея проводились выездные художественные выставки, представлявшие картины переславских художников и сопровождавшиеся рассказами о богатой событиями истории .

На постоянной основе при музее работал музейно-краеведческий совет, в который входили не только штатные сотрудники, но и местные краеведы - учителя, землеустроители, библиографы. Музейными работниками была напечатана серия фотографий, посвящённая памятникам истории, архитектуры и живописным уголкам местной природы, а директором музея К. И. Ивановым составлен «Путеводитель по Переславскому краю».

В 1950 году заработал зал музея, посвящённый Великой Отечественной войне, а в 1958 году открылся отдел природы. В художественных залах демонстрировались картины Заслуженного деятеля искусств РСФСР Д. Н. Кардовского, его супруги и учеников, действовали всевозможные выставки, работали отделы природы и истории края, картинная галерея и отдел истории советского периода.

В феврале 1959 года краеведческий музей был реорганизован в историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и его коллекции пополнились произведениями живописи из республиканских фондов, а со временем - образцами деревянной скульптуры XV-XIX веков, лицевого и орнаментального шитья XVI-XVIII веков, коллекциями темперной живописи, икон, керамики, графики, стекла, нумизматики, фотоматериалов, оружия, культового и бытового металла, старопечатных книг и документов.

В настоящее время экспозиции музея размещаются в зданиях бывшего монастыря и насчитывают более 80 тысяч экспонатов, работают отделы: учёта и хранения, научно-исследовательской и экспозиционной работы, экскурсионно-туристический, научно-информационный, музейной педагогики, действует научная библиотека. В одной из деревянных часовен у входа на территорию музея располагается касса.

На улице Ростовской, 10 открыт культурно-выставочный центр, а филиалами музея являются музей-усадьба «Ботик Петра I», расположенный в селе Веськово, музей-усадьба Ганшиных в селе Горки и в Переславль-Залесском.

Научными сотрудниками музея проводятся экскурсии, художественные лекции, циклы занятий и интерактивных уроков для разновозрастных групп школьников об истории и природных особенностях края, об искусстве Древней Руси, о быте крестьян XIX - начала XX столетий, а также праздники «Рождественская сказка», «Сударыня Масленица», «Ночь в музее» и экскурсионно-художественные программы. В экспозиционных залах действуют постоянные и временные выставки.

Информация для посетителей

  • Музей-заповедник находится на территории Горицкого Успенского монастыря по адресу: , город Переславль-Залесский, переулок Музейный, 4.
  • Добраться до Переславля-Залесского из Москвы можно автобусом (автовокзалы у метро «Щёлковская», «Проспект Мира» и «ВДНХ»), потом по городу автобусом № 1 до остановки «Музей».
  • Музей работает ежедневно с 10.00 до 17.00 часов в зимний период (с 1 октября по 30 апреля) и с 10.00 до 18.00 часов в летний период (с 1 мая по 30 сентября). В понедельник экспозиции закрыты, но сама территория доступна для посещений. Последний вторник месяца - санитарный день. Важно знать, что 1 января музей закрыт.
  • Все вопросы, касающиеся заказа экскурсий или стоимости билетов уточнять по телефонам, указанным на официальном сайте музея-заповедника.

Top