Праздник жировичской иконы божией матери. Икона Божией Матери "Жировицкая"

20 мая (7 мая по старому стилю)
Пред иконой Пресвятой Богородицы Жировицкая молятся при гонениях на Православие, при сомнениях, об избавлении от пожаров, при всякой немощи телесной.


Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкой»

О, Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно пред­стоя пред пречистым Твоим об­разом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго хода­тайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отврати, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Ми­лостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во бла­гости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здра­вы, долгоденствующи, право пра­вящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога Сына твоего ревность и бдение о ду­шах врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благоче­стия, чистоты и правды божественныя им ниспосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нели­цеприятие, всем же притекаю­щим к Тебе дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кро­вом Твоея благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междо­усобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающе, тихое и безмятеж­ное житие поживут, и благ веч­ных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на небеси во веки. Аминь.


Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкая»

Тропарь, глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставления испроси, помыслами благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних во обители Жировицкой прославила еси.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ЖИРОВИЦКОЮ"


Кондак 1
Избранной от всех родов Царице и Владычице похвальныя песни принесем, яко Ходатаице и Заступнице рода христианскаго. Ты же, яко благая, Предстательница пред Господом умоли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам наследие благ вечных, да радующеся о тебе взываем: , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Икос 1
Архангел Гавриил, с небес посланный к тебе, Дево чистая веща Ти: , Благодатная Господь с Тобою! Мы же благадатиею Божиею чрез тебе озареннии, восхвалим Тя песньми сицевыми: , предъизбранная прежде веков Советом Божиим; , Агнице, родившая Агнца Божия, вземлющаго грехи мира. , сокровищнице спасения нашего, превысшая сил Ангельских; , Отроковице пренепорочная и Матерь Света. , горо несекомая, источник воды живыя источившая; , Раю цветоносный, Божественное Древо жизни произрастившая. , Богообрадованная Мати, радость небу и земли родившая; , силою Всевышняго осененная, Божественный клас, Спасителя миру, прозябшая. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 2
Видя верныя чада Твоя в бедах житейских унывающия и помощи небесныя от Тебе требующия, Ты, Богомати, надеждо христианом, чудесным явлением на древе святыя Твоея иконы насельником веси Жировицкия, исполнила еси радостию и веселием скорбныя сердца их, да вси благодарственно вопиют в Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разумом не уразумев тайны чудеснаго явления на древе иконы Твоея, Пречистая Владычице, скры болярин Солтан в ковчеге явленный Тобою пречестный образ Твой. Ты же, Дево Богородице, сугубым явлением на том же древе иконы сея вразумила еси его, да вси познают дар милосердия людем Тобою ниспосылаемый, и в веселии возопиют: , Кладезю неисчерпаемыя радости; , цвете благоуханный неизреченный сладости. , аки древом жизни, верныя духовно услаждающая; , богатство невесомое всем чтущим ю подавающая. , благодати Твоея и милости заблуждших не лишающая: , покровом Твоим всех притекающих к иконе Твоей осеняющая. , гласу моления всех скорбящих послушная; , Мати милосердия, неоскудная. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 3
Силою вразумления о явлении чудотворныя иконы Твоея просвещенный, позна болярин Солтан, яко икона сия во утешение страждущим Тобою свыше ниспослана бысть, и, слезно моляся о неразумии своем, воздвиже храм на месте явления ея, да вси людие, молитвы в нем Богу вознося, воздают непрестанную о Тебе хвалу: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи богатство милосердия неизреченное, не отринула еси промышлением избранных Твоих, в скорби велицей сущих. Егда бо храм, идеже бе иконы Твоя пречестная, огню предадеся, Ты, Всеблагая, Утешительнице, сохранши ю от огня неврежденною, паки явила на камени близ храма, огнем сожженнаго. Людие же, узреши таковое чудо, воспеша Ти хвалебную песнь сицевую: , Купино неопалимая, неопально во огни пречестный Твой образ сохраншая; , скорбныя люди Твоя чудотворныя иконы не лишившая. , кровом крылу Твоею христиан покрывающая; , предстательством Твоим святыни Твоя охраняющая. , на камени пречестный Твой образ паки явившая; , вразумлением Твоим на камени веры стопы наша утвердившая. , яко стену нерушимую нашего прибежища Тебе стяжахом; , яко благомощную Покровитсльницу Тя познахом. , Премилосерд-ная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 4
Бурею страстей и искушений одержимии вернии Твои, моляшеся пред чудотворною иконою Твоею, покой и душевную радость обретают. Ты бо, Дево чистая, христиан Путеводительница, правому пути их наставлявши и смысл бытия земнаго познати пособствуеши, да вси богокрасною песнию восхваляют Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавшие людие, яко явленная Тобою икона даром чудес преизбыточествует, с верою и упованием на милосердие Твое к ней притекают и богатством щедрот Твоих обогатившеся, воспевают Ти хвалу таковую: , Мати милосердия, море щедрот христианом изливающая; , радость всему миру приносящая. , священное прибежище верных; , Подательнице благ вечных. , Усладителънице горестей наших; , крепкое востание всех падших. , изнемогающих Заступнице и укрепление; , в страданиях наших присное утешение. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 5
Боготечней звезде, с востока возсиявшей, подобна была еси, Пресвятая Дево, егда в лучезарнем сиянии во образе жены красоты неизреченныя явилася еси детем, указуя место явления пречестныя иконы Твоея, чудесно Тобою от огня сохраненныя. Не лишила еси и малых сих Твоея благостыни, поучая их о великом милосердии Твоем, да, подражающе детем израилевым, восклицавшим Христу: Осанна, воспоют о Тебе хвалу Богу. Аллилуиа.

Икос 5
Видевши странное и преславное чудо иконою Твоею являемое, Пречистая, егда девица некая Ирина, в болезни сущая, подвигшися на поклонение святыне Твоей, на пути умре, и егда иноцы начата совершати чин погребения ея пред иконою Твоею, воскресе, вси людии со трепетом восклицаху: , Слово жизни плотию родившая; , молитвами Твоими мертвую рабу Твою воскресившая. , ковчеже жизни нашея, от потопа смертнаго нас сохраняющая; , разуме пресветлый, сладости жизни вечныя познание нам дарующий. , иконою Твоею источники чудес великих нам являющая; , тьму лютых обстояний от почитающих ю отгоняющая. , знаменьми непостижимыми молящихся Ти ободряющая; , матерними щедротами всех прибегающих к Тебе посещающая. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 6
Проповедницы благостыни Твоея явившася вси притекающии к цельбоносней иконе Твоей, Владычице. Не отринула бо еси никогоже из них, в теплей молитве руце свои к ней простирающих, да, познавши силу дара чудеснаго Тобою в ней являемого, возопиют Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиявшим лучем светозарным путь жития благонравственнаго озаряющим, явися всечестная обитель Жировицкая, под кровом святыни Твоея, Богомати, воздвигнутая. Сей бо дом подвигов иноческих, и училище божественнаго разумения юношам, освети землю Литовскую лучами истиннаго боговедения, да вси Тебе, ума Божественного Насадительницу, тако воспоют в песнях достохвальных: , Богородительнице света непостижимаго; , заре Солнца незаходимаго. , лествице, к небеси возводящая; , немудрых разумом Божественным умудряющая. , училище благочестия в стране нашей Насадительнице; , в познании учений Христовых премудрая Руководительнице. , душ верных благодатно питающая; , верныя млеком премудрости насыщающая. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 7
Хотящи воздати поклонение иконе Твоей, многими чудесы просиявшей, посещаху обитель Жировицкую не токмо худороднии, но и царие земнии, припадающе к Пречистому Твоему образу, Владычице, и, чающе от Тебе великия и богатыя милости, приношаху Ти песнь хвалебную и Богови воспеваху: Аллилуиа.

Икос 7
Дивное воистину промышление явила еси. Владычице, верным Твоим, егда бо обитель Жировицкая лестно и насилием от православия отгорожена бысть, заступлением Твоим паки вдадеся людем православным. Сего ради вси правыя веры поклонницы, притекли к пречистому Образу Твоему с веселием воспеша: , в скорбных обстояниях надежное наше прибежище; , ищущим спасения тихое пристанище. , со апостолы веры Христовы Насадительнице; , глубины слова Божия премудрая Учительнице. , светильник Трисолнечнаго Света, истиною нас озаряющий; , столпе огненный, путь правыя веры нам пока-зующий. , от пагубных учений наше охранение; , душевредных учений посрамление. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 8
Странная и преславная чудеса познаша в Тебе, Богомати, вернии Твои, яко не токмо иконою Твоею благодатная дары им являеши, но и водам источника, на месте явления Твоея иконы проистекшаго, дар недуги исцеляти подаеши, да вси, великую и богатую милость, от Тебе восприимше, воспоют хвалебную песнь Богови: Аллилуиа.

Икос 8
Вси к покрову твоему прибегающии, не отходят от Тебе тощи и не услышаны; Ты бо, Богомати, скорби матерния при кресте Сына Твоего восприявшая, веси тяготу скорбей наших. Темже к Тебе, Мати, в скорби искушенней, яко общницы скорби и страданий Сына Твоего, тако взываем: , ненадеянных надеяние; , скорбных утешение. , печали наша утолящая; , всему миру радость дарующая. , в бедах сущим руку помощи скоро подавающая; , матернюю любовь и милосердие нам являющая.
, Твоими молитвами пред Богом наша Заступница; , в напастех превеликая защитнице. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 9
Вся ангельская воинства Тебе, Богомати, яко высшую небес и чистую светлостей солнечных, величает: Бога бо зачала еси плотию и Света светов родила еси. Темже и мы, земнороднии, яко честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, величаюше Тя, воспоим о Тебе Богови: Аллилуиа.

Икос 9
Витийство всякое земнородных не довлеет к прославлению иконы Тобою явленныя, от нея же, яко от приснотекущего источника, притекающии обилие благ почерпают. Темже, недоумевающе восхвалити Тя по достоянию, яко первоисточницу благ сих, со умилением сердца взываем сице: , Домостроительнице нашего спасения, житие наше земное добре устрояющая; , Путеводительнице, к небесному отечеству нас возводящая. , благих виновная, благ вечных грешников не лишающая; , Предстательнице наша пред Богом, праведный гнев Божий на милость претворяющая. , суетная мира сего презирати нас научающая; , прозрением ума нашего к любви божественней нас привлекающая. , от всех бед скорое избавление; , отчаянных надежное спасение. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 10
Спастися хотящим нам, и под кров Твой прибегающим, буди, Пресвятая Дево, Помощница неоскудная. Сохрани нас от бед и напастей, наипаче же отчаяния и падения греховнаго, да приспевая в добродетелех Христовых, с радостию о предивнем Твоем заступлении благодарственно вопием: Аллилуиа.

Икос 10
Стеною крепкою Церкви Православней была еси, Пресвятая Дево, во дни тяжких испытаний ея; тем же молим Тя: заступи, покрой и соблюди ю и во дни наши лукавы от враг злокозненных, возстающих на ню, да вси радостно о Тебе возопием: , Церкве Христовы ограждение и православия поборнице; , яко заступлением Твоим Церковь светло красуется. , яко отступницы веры праотеческия Тобою вразумляются: , яко Тобою козни врагов православия посрамляются. , яко вразумлением Твоим истинная вера в стране нашей насаждается; , яко пышущая на ню злоба вражия утишается. , твердое православия укрепление; , еретичествующих посрамление. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и нерадостное заступление.

Кондак 11
Пение всякое не довлеет восхвалити по достоянию щедроты Твоя, Пречистая, людем Тобою явленныя. Несть бо разума, могуща познати глубину милосердия Твоего, ни слова, во еже достойно воспети Тя. Обаче, благая сущи, приими и наша убогая хваления, да и мы, величие Твое прославляюще, воспоем о Тебе песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светозарным лучем помощи благодатныя, пречистому образу Твоему присущая озари, Владычице, путь жития нашего прискорбный, да вси от бед, скорбей и лютых напастей, Тобою избавленнии, возможем право стояти в законе Господни, благодаряще Тя и поюще сице: , чудесы, иконою Твоею являемыя, яко омофором нас покрывающая; , бесчисленныя щедроты всем подавающая. , страсти наша и помыслы плотския утишающая; , всякия болезни наша телесныя и душевныя исцеляющая. , Твоим ходатайством от всех бед избавляющая; , в скорбех и печалех скоро нас утешающая. , вдов заступление и сирых призрение; , юных исправление и старцев утешение. , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 12
Благодать с небесе от Бога испроси нам, Владычице, к пречистому образу Твоему притекающим, и Тебе, Матерь Света, в песнях величающим, да, осеняеми покровом Твоим, во всяком благочестии и чистоте поживем и Престолу Царя Славы неосужденно предстати сподобимся, поюще о Тебе хвалебную песнь: Аллилуиа.

Радуйся , Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Кондак 13
О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, ангельскими чинми на небеси песнословимая, приими и от нас, недостойных раб Твоих, сие моление, в похвалу Ти приносимое, и от падений греховных нас избавляющи, наследниками Царствия Небеснаго соделай, да с Тобою во веки поем Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Явление иконы Божьей Матери ЖИРОВИЦКАЯ произошло в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского уезда (ныне – Белоруссия). В лесу, принадлежащем православному литовскому вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший в виде пламени сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи отнесли её к своему господину. Однако вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но образ взял и запер его в ларец.
На следующий день у Александра Солтона собрались гости, и хозяин решил показать им находку, но иконы в ларце не оказалось. Через некоторое время пастухи опять нашли образ Богородицы на том же месте и опять принесли его своему господину. На этот раз Александр отнёсся к иконе с большим благоговением, нежели прежде, и дал обет на месте явления иконы Богородицы соорудить храм. Скоро небольшой деревянный храм был сооружен, и в него перенесли икону Пресвятой Богородицы.
В начале XVI столетия в церкви внезапно случился пожар. Несмотря на усилия жителей потушить огонь, спасти храм не удалось. Все решили, что в огне погибла и икона Божьей Матери. Но однажды малолетние дети увидели на горе, у подножия которой находился сгоревший храм, сидящую на камне Деву в лучезарном сиянии. Дети поспешили известить об увиденном своих домашних. Принимая сказанное детьми за Божественное откровение, все отправились на гору и, подойдя к камню, увидели на нём горящую свечу и Жировицкую икону Пресвятой Богородицы, нисколько не пострадавшую от пожара. Вскоре жители выстроили новый каменный храм и поставили в нём чудотворный образ.
Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Ныне чудотворная Жировицкая икона Божией Матери находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого мужского монастыря в Белоруссии.

Чудотворная икона Божьей Матери почитается в православном мире как символ исцеления и наставления на путь истинный. Многие верующие отмечают ее великую помощь в обретении здоровья даже при сильных недугах.

История иконы

Появление иконы датировано 1470 годом. В Беларуси, в местечке под названием Жировичи, крестьяне обнаружили в глухом лесу образ Девы Марии, который отнесли своему хозяину. Тот решил спрятать находку у себя, но на следующий день случилось непредвиденное: икона вновь оказалась в лесу. Князь Александр Солтан увидел в этом Божественное знамение и повелел на месте нахождения иконы возвести храм. Через несколько лет произошло несчастье, и храм выгорел дотла, однако лик Богоматери остался нетронутым, что снова поразило людей. Икону обнаружили стоящей на камне рядом с горящей свечой. С этих пор Жировицкая икона Богородицы почитается ежегодно 20 мая по новому стилю.

Где находится икона

Икону во время Первой мировой войны перевезли в Москву, где она находилась до начала двадцатых годов, а затем вновь вернули в обитель. Сейчас святой образ находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии.

Описание иконы

На иконе изображена Божия Матерь с Младенцем Иисусом на руках. Он написан прильнувшим к материнской щеке, нежно обнимающим Деву Марию за шею. Подлинная икона выполнена на яшмовом камне.

О чем молятся Жировицкой иконе Божией Матери

Православные христиане обращаются к лику Богоматери за помощью:

  • при болезнях , недугах врожденный и приобретенных;
  • для защиты от пожара и других стихийных бедствий;
  • от потери памяти;
  • об обретении и истинной веры и наставлении на праведный путь;
  • для избавления от вредных привычек;
  • когда встают перед сложным выбором.

По свидетельствам очевидцев, Жировицкая икона исцелила мальчика, который был на пороге смерти, однако его мать, желая вернуть чадо, неистово молилась лику Святой, и мальчик чудесным образом выжил. Помогли молитвы и крестьянке, которая была больна чахоткой. Через молитвы к иконе было даровано множество исцелений, о которых говорят не иначе как о чудесах. Помогла икона и роженице, над которой читали молитвы в надежде на благополучный исход, и очередное чудо исцеления двух угасающих жизней дошло до наших времен, передаваемое устно и письменно. Помогла Богоматерь и священнослужителю, которому грозила скорая погибель из-за тяжелого недуга.

Молитвы иконе

Каждый может обратиться к Богоматери с искренней просьбой. Молитвы, идущие от самого сердца, обязательно будут услышаны.

«О премилостивая Дева Богородица! Позволь прикоснуться к благодати Твоей, не оставь нас, Божьих рабов, без благословения. К Тебе во скорбях своих обращаемся да мечтаем о скором исцелении недугов наших. Ты, чей свет указывает путь истинный на земле нашей грешной, чудеса творишь и лечишь души наши и тела. Коленопреклонно молим Тебя, Матушка, избави нас от страхов и смятения, не дай проискам диавольским завладеть нашим разумом, да позволь жить праведно, на Господа уповая. Не лишай нас слова доброго, пред Богом за нас произнесенного. К заступничеству взываю от козней людских, завистников неверных и печалей мирских. Осени своим знамением нас да избави от напасти стихийной, от воды большой да от пожарищ, от ветра сильного да от засухи, дабы не страдали мы от потерь, голода и холода. Твоя сила неисчерпаема, как и неисчерпаема милость Твоя. Аминь».

Любая искренняя молитва и чистые помыслы способны сотворить чудеса. Просить о помощи Жировицкую икону Богородицы может каждый верующий. 20 мая, в день празднования, молитвы имеют особую силу и способны исцелить каждого страждущего от недугов, болезней и пагубных пристрастий. Желаем вам мира и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

19.05.2017 05:07

Икона «Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и почитаемых икон Богоматери. Правильные молитвы, ...

В православной традиции существует много так называемых нерукотворных образов, то есть изображений святых, Богоматери или Христа, появившихся чудесным образом, без участия людей.

К подобным относится и Жировицкая икона Божией Матери, которая появилась не благодаря иконописцу или какому-либо другому человеку, а по милости Господа.

Этот образ обладает высокой ценностью и почитается во всей православной церкви, но особенно в Беларуси, на территории которой и явился людям.

Как появилась Жировицкая икона

С этим образом связана легенда полная чудес и удивительных событий. Обретение относят к 1470 году, когда на землях литовского казначея Александра Солтана, гуляли его пастухи. Они увидели в лесу яркий свет, который исходил от грушевого дерева.

Приблизившись и подождав немного, пастухи сумели увидеть нерукотворный образ, который явился на дереве и был выполнен на яшме, размером с маленькую ладошку. В итоге Жировицкая икона оказалась у самого Солтана, который не особенно внимательно отнесся к этому образу и положил в ларец. Только после того как икона исчезла и снова явилась на дереве он решил построить там храм для поклонения чудесному образу.

Храм был создан и люди практически сразу начали узнавать в чем помогает Жировицкая икона Божией Матери, обращаясь к новой реликвии. Были зафиксированы различные исцеления и даже воскрешение девушки, которую везли к образу для благословения, однако, не довезли по причине болезни.

В начале 16 века первый храм, который построили там, где было грушевое дерево, сгорел и икону считали утраченной, но спустя некоторое количество времени случилось второе обретение, когда фактически на пепелище обнаружили горящую свечу и икону. Там построили Явленский храм, который существует до сих пор. Тем не менее, сейчас Жировичская икона Божьей Матери хранится в Успенском храме Пресвятой Богородицы, который возвели в начале 17 века из камня.

Жировицкие святыни

По сей день Жители Жировичей стараются всячески чтить святой образ и связанные с ним предметы и феномены. До сих пор на территории Успенского храма сохранился корень того самого грушевого дерева, на котором явилась икона. Он располагается под самым алтарем и оттуда идет небольшой родник, который дает святую воду, используемую верующими для различных религиозных целей.

Помимо этого, до сих пор сохранился тот самый камень, но котором икона была обретена вновь. Согласно истории, сначала дети гуляли там, где раньше был первый храм и на камне увидели образ красивейшей женщины, который явно не был простым человеком. Тогда дети рассказали об этом взрослым в своем селе и после этого взрослые увидели свечу и вновь обретенный образ.

Камень этот располагается в Явленском храме и является основой для алтарного престола. На поверхности камня остался отпечаток руки Пресвятой Богородицы, которая много веков назад явилась там детям.

К этим святыням до сих пор стекается большое количество паломников.

Также туда приезжают и люди, которые хотят получить духовное образование. На территории работает семинария, представляющая один из наиболее развитых образовательных центров современной православной церкви.


В чем помогает икона

Образовательное значение подчеркивается и в акафисте данной иконе. Там указывается в чем помогает Жировицкая икона и в частности говорится о «наставничестве благочестивого юношества». Таким образом, молитва Жировицкой иконе Божией Матери может использоваться каждым молодым человеком, который хочет развивать в себе праведность и выбрать путь истинной православной веры.

Чудеса Жировицкой иконы

На самом деле этот святой образ явил людям немалое количество чудес, но из современных свидетельств следовало бы отметить явление Богородицы в период Второй мировой. Войска фашистов захватывали Жировичи и размещали в храмах собственные боеприпасы, тогда им являлась Пречистая Дева. Представители германской армии хотели в итоге взорвать храмы, но им ничего не удалось.

Также и советские летчики, которым приходилось бомбить данную территорию, рассказывали много интересного. В частности, они говорили, как храмы оказывались полностью не видными из кабины, хотя исходя из карты, располагались прямо под ними.

Молитвы Жировицкой иконе

О Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти: не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отвратися, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо молю Тя о себе, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве и сохрани их здравы, долгоденствующи, право правящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога, Сына Твоего, ревность и бдение о душах врученнаго им стада словеснаго и дух разума и благочестия, чистоты и правды Божественныя им низпосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, всем же, притекающим к Тебе, дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любви и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут и, благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на Небеси во веки. Аминь.

Жировицкая икона Божьей Матери является одной из самых необыкновенных икон по истории обретения в православном христианстве. Начало появления иконы связывают с историей, которая произошла в Литовском княжестве в местечке Жировицы в 1470 году. Крестьяне нашли в лесу икону Богородицы, висящей на грушевом дереве, и отдали хозяину этого леса князю Александру Солтану. Икона была им спрятана в ларец, но на следующий день чудом снова появилась в лесу. Князь увидел в этом знамение и велел на месте явления образа построить храм. Храм просуществовал несколько лет, но сгорел во время пожара. Все жители уже не надеялись на то, что православная икона Жировицкая Божья Матерь цела. И тут случилось чудо. Дети увидели невредимую икону, которая стояла на камне с горящей рядом свечой. В честь обретённой иконы, был отстроен новый храм. Икона выполнена на яшме. На ней изображён образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках. По окружности их нимбов изображён венок из чудных цветов. Днём почитания этой необыкновенной иконы считается .

Значение Жировицкой иконы Божьей Матери

В середине XVI века при храме в Жировицах был создан монастырь. Противостояние между братством иноков и униатов закончилось тем, что в 1613 году монастырь был всё же захвачен униатскими монахами, которые владели им до 1839 года. Почитаемая польскими королями, Жировицкая икона Божьей Матери в 1730 году была торжественно коронована. В 1839 году монастырь был возвращён православным. В годы первой Мировой войны иконе пришлось побывать в Москве, а уже в 1920 году она вновь была возвращена в монастырь. В настоящее время икона Жировицкая Божья Матерь находится в соборе Успения Пресвятой Богородицы Минской епархии.

Благодатная помощь православной иконы Жировицкой Божьей Матери

Ещё с древних времён о сотворённых чудесах иконы Жировицкая Божья Матерь существует множество свидетельств. На месте явления иконы существуют источники, которые имеют . Люди, которые находились в трудных жизненных ситуациях, а также, одолеваемые тяжкими болезнями, получали помощь в душевном и телесном исцелении. Жировицкой иконе Божьей Матери молятся при гонениях на православие, от пожаров, при сомнениях и от всякой немощи.

Где купить Жировицкую икону Божьей Матери

Божья Матерь, прославляемая Церковью, стоит во главе всех святых, и поэтому её образ является самым почитаемым среди верующих людей. Не удивительно, что люди хотят купить икону Жировицкой Божьей Матери – защитницу от многих бед. Присутствие икон в нашем доме, независимо в каком художественном стиле они выполнены, вносят в нашу жизнь свет и чистоту. Прекрасной реализацией красоты иконы Жировицкой Божьей Матери, в последнее время, стали работы, вышитые бисером. При помощи самых смелых цветовых решений, данный вид мастерства полностью раскрывает красоту и чистоту образа Богородицы. Вышивки бисером можно купить как в церковной лавке, так и сделать на заказ.

Текст акфиста перед иконой Божьей Матери Жировицкой

Имущи богатство милосердия неизреченное, не отринула еси промышлением избранных Твоих, в скорби велицей сущих. Егда бо храм, идеже бе иконы Твоя пречестная, огню предадеся, Ты, Всеблагая, Утешительнице, сохранши ю от огня неврежденною, паки явила на камени близ храма, огнем сожженнаго. Людие же, узреши таковое чудо, воспеша Ти хвалебную песнь сицевую: Радуйся, Купино неопалимая, неопально во огни пречестный Твой образ сохраншая; Радуйся, скорбныя люди Твоя чудотворныя иконы не лишившая. Радуйся, кровом крылу Твоею христиан покрывающая; Радуйся, предстательством Твоим святыни Твоя охраняющая. Радуйся, на камени пречестный Твой образ паки явившая; Радуйся, вразумлением Твоим на камени веры стопы наша утвердившая. Радуйся, яко стену нерушимую нашего прибежища Тебе стяжахом; Радуйся, яко благомощную Покровитсльницу Тя познахом. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

Жировицкой Божьей Матери занимает совершенно особое место благодаря своей уникальной истории, а также внешнему виду, обусловленному необычной в таких случаях техникой исполнения. Кроме того, она в равной степени почитается как православными верующими, так и последователями западных направлений христианства.

Описание уникальной иконы

В отличие от привычных нам икон, Жировицкий образ представляет собой овальную композицию в виде рельефа, выполненного на яшме. Его размеры весьма невелики - 5,7 х4,1х0,8 см, а внешне он напоминает нагрудную икону или камею. Оборотная сторона иконы гладкая. Яшма, из которой она изготовлена, имеет природное сочетание тёмно-красного и зелёного цветов, визуально составляющих охристый оттенок.

Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Своего Предвечного Младенца, тогда как левая прижата к груди. Непокрытая голова Царицы Небесной наклонена в сторону прильнувшего к ней Сына и слега касается Его. Младенец Иисус облачён в короткий хитон, оставляющий открытыми Его колени. Голова Матери и Сына увенчаны коронами. По сторонам различимы греческие буквы, традиционные для данного типа икон, и обозначающие их имена.

Икона Жировицкой Божьей Матери, описание, которой приведено выше, принадлежит к иконографическому типу, называемому «Елеус» - Умиление. Эта разновидность богородичных икон весьма древняя, и появилась в Египте в раннехристианский период, когда получило расцвет так называемое коптское искусство.

Находка юных пастушков

История иконы столь же необычна, как и её внешний вид. Рассказывают (а люди, как известно, зря не скажут), что в 1470 году эта иконы была впервые явлена в Гродненской области неподалёку от деревни Жировичи, название которой, как нетрудно догадаться, и дало ей своё название. Случилось так, что местные дети пасли скот в лесу, принадлежавшему богатому вельможе - литовцу по рождению, но православному по вере. Звали его Александр Солтан.

Вдруг (с этого слова обычно всегда начинается самое интересное в рассказах), они увидели яркое сияние, исходившее из кроны росшего на опушке грушевого дерева. Преодолев испуг, пастушки подошли поближе, и среди листвы увидели небольшую икону, от которой во все стороны шли лучи. Затаив дыхание, дети сняли с дерева чудесную находку и опрометью бросились с ней к своему хозяину. Надо ли говорить, что это была та самая икона Жировицкой Божьей Матери - Благоздравница, как её стали называть впоследствии за многочисленные явленные через неё чудеса исцеления.

Начало неизъяснимых чудес

Александр Солтан, весьма озадаченный такой диковинкой, не знал, что с ней делать, но, дав мальчишкам по монетке, на всякий случай запер икону в ларец, решив при первом удобном случае отвезти её в Гродно и показать епархиальному архиерею. Кованый ларец - вещь надёжная, никуда из него находка (дорогая, судя по всему) не денется. Каково же было его изумление, когда на следующий день, желая похвастаться ей перед гостями, он обнаружил заветный ларец пустым.

Как ни стращал барин прислугу вечными муками на том свете, и розгами на этом, все как один, клялись, что знать ничего не знают. Да и ключ-то от ларца всю ночь пробыл у него на шее. Ну ясно, чьих рук это дело. Окропили покои Солтана святой водой, да и думать о том перестали. Как вдруг (опять это вдруг) те же пастушки вновь увидели на опушке уже знакомое им сияние и, в предвкушении ещё нескольких монет, бросились к нему.

Недолгая жизнь деревянной церкви

Повторное обретение иконы не оставляло сомнения в том, что находка является не чем иным, как чудом, а он, Алесандр Солтан, избранником Божьим, через которого оно явлено. Желая показать себя достойным столь высокой чести, вельможа тут же приказал построить на опушке леса, где пастушкам явилась икона Жировицкой Божьей Матери, деревянную церковь, и поместить в неё вновь обретённую святыню.

В краю, богатом лесом, построить что-либо долгое ли дело - оглянуться барин не успел, как уж смолкли топоры, и выросла посреди поляны красавица-церковь. Но, видать, не благословил Господь его начинание - не прошло и полгода, как ударила в неё молния, и сгорела в одночасье деревянная, ещё пахнувшая смолой постройка. Случилось это ночью, и пока разбудил селян заполошный колокол, пока добежали - тушить было уже нечего. Осталась на месте церкви лишь дымящаяся куча углей.

Третье обретение чудесного образа

Жаль было мужичкам трудов своих, а барину - средств, загубленных впустую, но более всего сожалели о чудесной иконе, которую сочли погибшей в огне. Её не чаяли больше увидеть, как вдруг (в третий раз это самое вдруг) те же дети, но уже возвращаясь из школы - видимо, в XV веке в деревне Жировичи она уже была, - заметили возле сгоревшей церкви сидящую на камне Женщину небывалой красоты, державшую в руках знакомую им икону.

Выслушав сбивчивый рассказ отроков, селяне, уверовавшие, что их вновь посетило Божье откровение, поспешили к указанному месту, не забыв позвать с собой местного батюшку, а тот, в свою очередь, прихватил отца-диакона с хоругвями да образами. В общем, к церковному пепелищу направился целый крестный ход.

И хотя все были готовы к чуду, но невольно замерли, когда на камне, почерневшем от копоти, перед ними предстала совершенно не тронутая огнём икона Жировицкой Божьей Матери. История может показаться невероятной, но, вот уже почти шесть столетий её с трепетом душевным слушают и читают многие поколения христиан как на Руси-матушке, так и в землях чужестранных.

Храм, положивший начало созданию монастыря

Впечатление, произведённое на Александра Солтана иконой, возродившейся из пепла подобно сказочной птице Феникс, было сродни удару грома. Он тут же приказал строить для неё каменный храм, искренне кляня себя за то, что вначале поскупился, и возвёл для столь бесценной святыни деревянную церковь. Ну да, скупой, как известно, платит дважды. Нанял он умельцев-каменщиков, и те, благословясь, возвели каменный Успенский храм, в который была торжественно помещена икона Жировицкой Божьей Матери - дважды утерянная и трижды обретённая.

В начале XVI века вокруг храма образовалась монашеская община, преобразованная затем в монастырь. Род Солтанов, изрядно обедневший к тому времени, продолжал всё же главенствовать в тех краях, и один из его представителей по имени Яков даже намеревался строить на территории обители ещё один каменный храм. Однако его планам не суждено было осуществиться, так как в середине века деревня Жировичи была за долги отдана в заклад банкиру Ицхаку Михалевичу, и выкуплена лишь наследниками Якова, перешедшими к тому времени в католицизм.

Монастырь под властью униатов

В 1605 году Жировичи вновь поменяли хозяина, им стал литовский шляхтич Иван Мелешко, передавший находившийся на территории его владений монастырь в ведение униатской церкви, сохранившей, как известно, часть православных обрядов, но подчинявшейся Ватикану. Так православная икона Жировицкой Божьей Матери оказалась под сенью римского понтифика.

Этот небольшой по размерам образ Пресвятой Девы принёс монастырю широкую известность благодаря явленным через него чудесам. Например, когда в июне 1660 года литовский гетман Павел Сапега сумел нанести русским войскам ощутимый удар под деревней Полонка, то, по общему мнению, его успеху послужила молитва Жировицкой иконе Божией Матери, которую пан воевода во всеуслышание прочёл перед началом боя.

Правда, о том, что уже осенью того же года псковский боярин князь Хованский задал ему хорошую трёпку, старались не вспоминать, главное, что сотни паломников шли поклониться чудотворной иконе, не забывая при этом пополнить монастырскую казну.

Фреска, обнаруженная в Риме

Жировицкая икона Божией Матери, фото которой представлены в этой статье, получила дальнейшее прославление в XVIII веке. Случилось так, что в 1718 году в римском отделении одного из католических монашеских орденов, делая ремонт, под слоем штукатурки обнаружили фреску, точь-в-точь соответствующую изображению на Жировицкой иконе. Её отреставрировали, и очень скоро появились первые свидетельства явленных через неё чудес.

Это заставило представителей Ватикана обратить самое серьёзное внимание на икону в деревне Жировичи, и папским капитулом - коллегией клириков при епископской кафедре - были подробно исследованы двести записей о её чудесах. На основании этих свидетельств икону признали чудотворной и вынесли решение о её коронации. Да-да, у католиков существует и такой обряд.

Коронация иконы

Торжества проходили в Жировичах в сентябре 1730 года. Никогда прежде эта скромная деревенька не видела такого скопления народа. Ещё накануне назначенного дня в неё прибыли три процессии паломников, сопровождаемые полком янычар, находившимся под командованием владетельного пана Радзивилла. Для чего к совершению, пусть католической, но всё же христианской церемонии привлекли мусульман - история не уточняет.

Икона Божией матери Жировицкая, значение которой с этого времени несравненно возросло, была коронована в присутствии тридцати четырёх тысяч человек, а на проводившихся в течение восьми дней богослужениях их побывало сто двадцать тысяч. На икону были возложены две золотые короны, специально изготовленные в Риме, и привезённые в Жировичи папским послом. Кстати, все расходы, связанные с исполнением этого обряда, и последовавшими затем торжествами взяла на себя мать посла - вдова польского короля Станислава Радзивилла Анна Катажина.

Отныне икона Жировицкой Божьей Матери стала одной из самых почитаемых у католиков. Известно, что о ниспослании Благодати Божьей перед ней не раз молились высочайшие особы. Так, в 1744 году специально с этой целью деревню Жировичи почтил своим посещением польский король Август III, а в 1784 году - последний монарх Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Правда, у него отношения с чудотворной иконой явно не сложились, и в 1795 году под конвоем русских драгун король был доставлен в Гродно, где подписал акт отречения от престола.

Возвращение иконы православной церкви

В конце тридцатых годов XIX века в западнорусском крае начался процесс повсеместного восстановления православного порядка богослужений, и одним из первых мест, где он был возрождён, стала деревня Жировичи. Находившийся в ней монастырь вновь стал православным. С тех пор акафист Жировицкой иконе Божией Матери, сложенный вскоре после этого события, сменил собой малопонятные местным жителям латинские молитвы.

Беды, принесённые XX веком

В годы Первой мировой войны Гродно и все прилегающие к нему районы оказались в центре боёв, и для сохранения святыни она была перевезена сначала в Московский Покровский собор на Рву, а затем в областной город Видное, где несколько лет хранилась в мужском монастыре великомученицы Екатерины.

В родную деревню, где она провела почти четыре с половиной столетия, икона вернулась в 1922 году. По всей стране тогда разворачивалась антирелигиозная кампания, и её перевозка была сопряжена с немалым риском. Поэтому специально прибывший в Видное архимандрит Жировического монастыря тайно вывез бесценную святыню, спрятав её в банку с вареньем.

Не удалось лишь доставить в Жировичи оклад иконы, но вскоре монахами Почаевской Успенской лавры был специально для неё изготовлен киот, в котором она хранилась все последующие годы. Присутствие в монастыре столь прославленной иконы способствовало восстановлению и реконструкции его главного храма - Успенского собора. В 1938 году с Жировицкой иконой были совершены крестные ходы во многих районах Западной Белоруссии, при которых все средства, собранные от пожертвований, пошли на проведение необходимых работ.

Следует заметить, что, несмотря на все гонения, которые претерпела Церковь на протяжении большей части XX века, к великой святыне Жировического монастыря не прекращалось паломничество. Продолжается оно и сегодня.

Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к посвящённым ей историческим трудам, в большинстве которых приводятся пространные выдержки из монастырских книг, с описанием явленных через неё чудес. Если обойти вниманием весьма сомнительное упоминание о помощи, оказанной иконой литовцам в столкновении с русскими войсками в 1660 году под Полонкой, о чём рассказывалось выше, то большинство записей свидетельствуют о чудесных исцелениях, совершённых Богородицей по молитвам перед этим образом.

В их достоверности трудно усомниться, так как каждая была в своё время заверена подписями свидетелей. Причём не только сама икона являлась проводником Божьей Благодати, но даже камень, на котором она была обретена возле сгоревшей церкви. В связи с этим существует запись, рассказывающая о том, как несколько его крупиц, принесённые к одру умирающей роженицы, вернули ей жизнь.

Таким образом, согласно традиции, сложившейся среди жителей Западной Белоруссии, признанной целительницей недужных является именно Жировицкая икона Божией Матери. О чем молятся кроме обретения здоровья перед этим честным образом? Нет сомнения, что Пречистая Царица Небесная не замедлит в Своей помощи, о чём бы не исходила просьба. Главное, чтобы при обращении к Ней из сердца молящегося была изгнана даже тень сомнения во всесилии Божьем безграничной милости Пресвятой Девы, ходатайствующей о нас перед Его Небесным Престолом.


Top