Роберт стивенсон - биография и интересные факты о писателе. Роберт льюис стивенсон - книги и биография Роберт льюис стивенсон годы жизни

Роберт Стивенсон - один из самых известных писателей, которого часто считают автором одной книги - романа «Остров Сокровищ», романтического и юношеского произведения. Несмотря на это, Стивенсон был неоднозначным человеком, а его самый известный роман на самом деле более глубокий, чем это может показаться.

Влияние национальной культуры на будущего писателя

Шотландец по рождению, шотландец по воспитанию и шотландец по национальному духу - это те характеристики, которые очень точно описывают такого человека, как Роберт Льюис Стивенсон. Биография писателя подтверждает, что шотландская культура и история оказали огромное влияние на формирование Стивенсона как личности. Родился будущий писатель в Эдинбурге - культурной и политической

По линии матери будущий писатель принадлежал к старинному и известному роду Бэлфуров, которые походили из знатных кланов пограничной и равнинной части Шотландии.

История семьи, своя родословная, глубокие корни - это те вещи, которыми живо интересовался Роберт Стивенсон. Биография указывает, что, где бы он ни был, он всегда оставался истинным шотландцем. Даже находясь в Полинезии, где температура никогда не опускалась ниже 40 градусов, в своем доме он соорудил типичный шотландский камин.

Детство и юность

Роберт Льюис Стивенсон был единственным ребенком в семье. Будучи маленьким, он перенес серьезную болезнь, которая впоследствии оказала на него влияние до конца дней. Луиса часто лихорадило, он постоянно кашлял, ему не хватало воздуха. Все распространенные биографии указывают на туберкулез легких или очень сильные проблемы с бронхами. Болезненность, бледность, слабость и худоба - это вещи, которыми всю жизнь страдал Роберт Стивенсон. Фото автора четко это подтверждают.

Свое детство и юность автор вспоминает как бесконечные периоды жара, боли и бессонницы. В школу мальчика отправили в шесть лет, однако в связи с его состоянием учеба не была успешной. Льюис сменил несколько школ, личных преподавателей, некоторое время учился в престижной школе для детей известных и состоятельных родителей - Эдинбургской академии. Повинуясь отцу, он решает продолжить семейное дело и поступает в где изучает инженерное дело, в частности построение маяков.

Интерес к литературе

Инженерия и строительство маяков - это вещи, которыми действительно интересовался Роберт Льюис Стивенсон. Биография указывает на то, что он охотно занимался практической частью учебы, которая осуществлялась на строительных площадках. В программу также входило опускание в скафандре на морское дно, где можно было изучать подводный рельеф и скалы, которые служили основой для сооружения маяка.

Спустя некоторое время Льюис подает заявку на участие в конкурсе в Королевском шотландском обществе наук, где он презентовал свое стихотворение «Новый вид проблескового огня для маяков», за что получил серебряную медаль. Уже через две недели в серьезном разговоре с отцом Стивенсон заявляет, что хочет бросить инженерное дело. Отец был против литературы, поэтому было решено, что сын станет адвокатом. Такой вариант Луиса устраивал. Во-первых, занятие адвокатурой давало ему больше свободного времени, а во-вторых, известный земляк Стивенсона, Вальтер Скотт, также был адвокатом, что не помешало ему впоследствии стать известным писателем. Льюис сдал все экзамены и получил звание адвоката, однако это было только подтверждением того, что на самом деле он литератор.

Начало литературной деятельности

Впервые писатель Роберт Стивенсон заявил о себе в возрасте шестнадцати лет. На средства его отца была выдана небольшая книжечка «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год». Здесь юный автор описывал двухсотлетние восстания крестьян в Шотландии. Это сочинение не было известным, однако уже здесь был виден интерес автора к национальной истории, а также желание быть объективным и точным.

Первым серьезным произведением стал роман Роберта Стивенсона «Дороги». Название очень символично, поскольку, несмотря то, что Стивенсон был болезненным и слабым, его жизненные необходимости и душевные порывы заставляли его много путешествовать.

Первые путешествия

В 1876 году Стивенсон вместе со своими друзьями совершил путешествие на байдарках по рекам и каналам Франции и Бельгии. Конечным пунктом был Париж, однако друзья останавливались также в приречных деревушках, богатых своей историей. оказало огромное влияние на Стивенсона. Вернувшись домой, он сразу начал работу над описанием своего путешествия, что впоследствии превратилось в произведение «Путешествие в глубь страны», а также оказало влияние на его последующее творчество.

Автор описывает сам процесс путешествия, разнообразные забавные и нелепые ситуации, которые случились во время поездки, описывает людей, их характеры и нравы. При этом он делает это легко и ненавязчиво, позволяя читателю составить обо всем собственное мнение. Именно во время этого путешествия Роберт Стивенсон встретил Фанни Осборн, ставшую впоследствии Фанни Стивенсон.

Фанни

С Франсес Матильдой Осборн Льюис познакомился в одной из французских деревушек в то время, когда она увлекалась живописью. Практически все биографы утверждают, что эта встреча была любовью с первого взгляда. Фанни была на десять лет старше Льюиса, замужем за неудачником, имела двух детей и искала уединения после смерти своего младшего ребенка. Они много разговаривали, проводили вместе время, а после расставания постоянно переписывались.

Спустя несколько лет, в 1879 году, Роберт Стивенсон получил от Фанни письмо, содержание которого осталось неизвестным для истории. Предположительно она говорила о своей серьезной болезни. Состояние Льюиса на то время было сложным: затяжная болезнь, финансовые проблемы, ссора с отцом, слова друзей, которые говорили, что Фанни замужняя женщина. Все это не остановило Льюиса. Он быстро собрался и оправился в Америку, где на тот момент проживала Фанни. Путешествие было долгим и сложным.

После прибытия в Америку он долго ехал иммигрантским поездом от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Однако Фанни там не оказалось, она переехала в Монтеррей. Льюис отправился в очередное путешествие. Он ехал один верхом на лошади. В пути его состояние очень ухудшилось, и он потерял сознание. Нашел его местный охотник на медведей, который выхаживал Льюиса, пребывающего на грани жизни и смерти несколько дней. Обретя силы, Стивенсон все-таки добрался до Фанни.

Несмотря на все преграды, в 1880 году Стивенсон женился на Фанни Осборн и вернулся домой вместе с женой, ее детьми и огромным багажом знаний, впечатлений и жизненного опыта. Фанни и ее дети сопровождали Стивенсона в его путешествиях и были с ним до его последних дней.

Тип путешественника в работах Стивенсона

Путешествия занимали огромную роль в творчестве автора. Эта тема не была новой в литературе, однако другие писатели видели героя-путешественника не так, как это видел Роберт Стивенсон. Произведения автора описывают путешественника, который ведет себя нелогично и нерасчетливо. Такой путешественник был чаще всего художником или писателем. Он не ищет какой-либо выгоды, отказывается от наград или дополнительных привилегий.

Стивенсон начинал традиционно. Путешествие изображалось в виде небольшой и простой прогулки, в ходе которой раскрывается весь идиотизм человека-обывателя. Позже эту идею в своем творчестве использовали и другие известные литераторы, в том числе и К. Джером.

Опыт, приобретенный в первом и последующих путешествиях, оказал влияние на литературную деятельность автора, в том числе на его самое известное произведение - роман «Остров сокровищ».

«Остров Сокровищ»

«Остров сокровищ», несомненно, самый известный роман Роберта Льюиса Стивенсона. Еще незаконченное произведение печаталось в известном детском журнале под псевдонимом, однако не принесло популярности. Более того, в редакцию журнала часто приходили негативные и даже возмущенные отклики. Отдельной книгой и с реальным именем автора роман вышел через год. В этот раз роман получил несомненный успех.

Несмотря на то что роман имеет достаточно простую фабулу и сюжет, как и любой роман приключений, он содержит моменты напряжения. Общую картину автор создает не детальным описанием бытовых ситуаций, а самой формой повествования. Стивенсон активно использует диалоги, что придает сюжету более активный и драматический вид.

Несмотря на то что роман считается юношеским и романтическим, в его основе лежат серьезные проблемы и темы. В частности, речь идет о проблеме контраста характеров, душевных переживаний и о противостоянии добра и зла.

«Окаянная Джанет»

Свой интерес к душе и сущности человека Роберт Льюис Стивенсон воплощает в произведении «Окаянная Джанет». В этом рассказе автор решил совместить реальное и фантастическое, а также обратиться к тому, что всегда было ему дорого - шотландские традиции и мотивы. Несмотря на то что произведение относительно небольшое, в нем автору удалось очень глубоко показать человеческую душу, ее страхи и переживания.

Благодаря особенной форме повествования автор сумел сделать так, что все реальное в рассказе кажется фантастическим, а все фантастическое - реальным. При этом сам рассказ совершенно логичен и правдоподобен. Проблема душевных переживаний стала настолько интересна автору, он продолжает ее раскрывать дальше, в частности в известной повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Толчком для написания повести стало ознакомление Стивенсона с романом Достоевского «Преступление и наказание», где были по-новому представлены проблемы человеческой морали и нравственности. Герой повести - умный, почтительный, добропорядочный доктор Джекил - вследствие неудачного эксперимента расщепляет свою личность и выпускает на свет своего уродливого и злого двойника мистера Хайда.

Стивенсон поднимает проблему цели жизни, проблему свободы, выбора, внутренней собранности и легкости. Повесть была написана в форме, которой не ожидали от Стивенсона, и вызвала всеобщий восторг.

Роман «Владетель Баллантрэ»

Это произведение Льюиса считается одним из самых мрачных, однако именно в нем Стивенсон достиг вершины своего мастерства. Именно в этом романе он соединил две самые важные темы своего творчества: противостояние добра и зла и обращение к шотландским традициям и истории. В романе он описывает двух братьев, чьи характеры ярко воплощают эти проблемы. Корни названных проблем автор пытался найти глубоко, начиная от национального характера и заканчивая пуританизмом в стране.

Роберт Луис Стивенсон - английский писатель шотландского происхождения. Родился 13 ноября 1850 г. в Эдинбурге, в семье инженера. При крещении получил имя Роберт Льюис Бэлфур, но в зрелом возрасте отказался от него, сменив фамилию на Стивенсон, а написание второго имени с Lewis на Louis (без изменения произношения).

С юности Роберт был склонен к занятиям техникой. После окончания школы поступил в Эдинбургский университет. Остановив свой выбор на юриспруденции, получил звание адвоката, но едва ли когда-нибудь занимался практикой, поскольку состояние здоровья, с одной стороны, и первые успехи на литературном поприще, с другой, убедили его предпочесть адвокатуре литературу. В 1873–1879гг жил преимущественно во Франции на скудные заработки подающего надежды литератора и редкие денежные переводы из дома, сделался своим человеком в «городках» французских художников. К этому же периоду относятся поездки Стивенсона по Франции, Германии и родной Шотландии, в результате которых появились его первые две книги путевых впечатлений - «Поездка внутрь страны» (An Inland Voyage, 1878) и «Путешествия с ослом» (Travels with a Donkey in the Cevennes, 1879). «Эссе», написанные в этот период, были им собраны в книге «Virginibus Puerisque» (1881).

Во французской деревушке Грез, известной своими собраниями и встречами художников, Роберт Льюис встретил Франсес Матильду (Вандегрифт) Осборн, американку старше его на десять лет, увлекавшуюся живописью. Разъехавшись с мужем, она жила с детьми в Европе. Стивенсон горячо полюбил ее, и, как только развод был получен, 19 мая 1880, влюбленные сочетались браком в Сан-Франциско. Их совместная жизнь была отмечена неусыпной заботой Фанни о болезненном муже. Стивенсон подружился с ее детьми, а впоследствии его пасынок (Сэмюэл) Ллойд Осборн стал соавтором трех его книг: «Несусветный багаж» (1889), «Отлив» (1894) и «Потерпевшие кораблекрушение» (1892).

В 1880 Стивенсону был поставлен диагноз – туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и, в 1887–1888 Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, экономии ради решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье). Стремясь к наиболее тесному общению с местными жителями, Стивенсон принимал глубокое участие в их судьбе и выступал в печати с разоблачением колониальной администрации – к этому периоду в его творчестве относится роман «Восемь лет в опасности на Самоа»(«A Footnote to History: Eight Years of Trouble in Samoa», 1893). Протест Стивенсона был, однако, только лишь протестом романтика, однако людьми он забыт не был.

Климат острова пошел ему на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений. В том же доме 3 декабря 1894 он скоропостижно скончался. Почитатели-самоанцы похоронили его на вершине соседней горы. На могильной плите начертаны слова из его знаменитого «Завещания» («Под необъятным звездным небом…»).

Основным вкладом в литературу Стивенсона можно назвать то, что он возродил в Англии приключенческий и исторический роман. Но при всем мастерстве повествования он не сумел поднять его до тех высот, на которых стояли эти жанры у его предшественников. Большей частью автора интересовало приключение ради приключения, ему чужды были более глубокие мотивы приключенческого романа, как у Даниэля Дефо, а в историческом романе он отказывался от изображения больших общественных событий, ограничивая себя показом приключений героев, для которых история служит лишь случайным фоном.

Успех известных книг Стивенсона отчасти объясняется увлекательностью затронутых в них тем: пиратские приключения в «Острове сокровищ» (Treasure Island, 1883), фантастика ужасов в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» (The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1886) и детская восторженность в «Детском цветнике стихов» (A Child"s Garden of Verses, 1885). Однако помимо этих достоинств следует отметить стремительный рисунок характера Джона Сильвера, плотность слога в Докторе Джекиле и мистере Хайде, блестки иронии в «Детском цветнике стихов», свидетельствующие о разносторонности его таланта.

Свою литературную деятельность он начал с чрезвычайно ценимых в ту пору эссе, написанных в непринужденной форме, и никогда не изменял этому жанру. Его статьи о писателях и писательском искусстве – «Скромное возражение» (A Humble Remonstrance, 1884), «Сновидения» (Dreams, 1888), «О некоторых технических элементах литературного стиля» (On Some Technical Elements of Style in Literature, 1885) и др. – сближают его с Г.Джеймсом. В путевых заметках «Путешествие с ослом», «Поселенцы Сильверадо» (The Silverado Squatters, 1883) и «В Южных морях» (In the South Seas, 1890) мастерски воссоздан местный колорит, к тому же последние представляют особый интерес для исследователей. Малоизвестные литературные анекдоты Стивенсона стоят в ряду самых едких, остроумных и лаконичных в английской литературе. Стихи он писал от случая к случаю и редко относился к ним серьезно.

Чтобы проникнуть в мир некоторых произведений Стивенсона – «Похищенный» (Kidnapped, 1886) и его продолжение «Катриона» (Catriona, 1893; журнальный вариант «Дэвид Бэлфур» – David Balfour), «Владетель Баллантрэ» (The Master of Ballantrae, 1889), «Веселые Молодцы» (The Merry Men, 1882), «Окаянная Дженет» (Thrawn Janet, 1881), – читателю потребуется хотя бы поверхностное знакомство с языком и историей Шотландии. Почти все они – за исключением «Окаянной Дженет», маленькой жемчужины в жанре рассказов о привидениях, – написаны неровно. «Черную стрелу» (The Black Arrow, 1883) и «Сент-Ив» (St. Ives, 1897) можно отнести к числу явных неудач. «Несусветный багаж» и «Клуб самоубийц» (The Suicide Club, 1878), а также рассказы, являющиеся их продолжением (некоторые написаны в соавторстве с Фанни), не всем придутся по вкусу. Однако «Берег Фалеза» (The Beach of Falesa) – один из лучших рассказов, когда-либо написанных о Южных морях, и чрезвычайно занимательны нередко печатавшиеся вместе с ним островные фантазии «Сатанинская бутылка» (The Bottle Imp, 1891) и «Остров голосов» (The Isle of Voices, 1893). Принято считать, что «Уир Гермистон» (Weir of Hermiston, 1896) мог бы стать одним из великих романов XIX в., однако Стивенсон успел закончить лишь треть книги.

Писатель с мировым именем, классик и поэт широкого масштаба, автор "Острова сокровищ" и "Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда". Этот человек входит в тридцатку авторов, чьи произведения чаще переводятся во многих странах. И это Роберт Льюис Стивенсон.

Биография писателя

Родился будущий поэт в городе Эдинбурге в 1850 году, 13 ноября. Его родителями были люди аристократических кровей - Маргарет Изабелла Балфур и Томас Стивенсон. Роберт был единственным ребенком. Все поколение Стивенсонов долгое время работало в области инженерии, проектировало и инспектировало маяки.

Практически все свое детство Роберт Стивенсон провел рядом с дедом священослужителем. Мальчик был очень болезненным, как мать, постоянно простужался. Из-за повторяющихся болезней он редко появлялся на школьных занятиях, слишком поздно обучился чтению, но страсть к сочинительству появилась еще в раннем детстве. Он часто сочинял необычные рассказы, которые слушали мать и няньки. Кроме того, мальчик требовал конспектировать все, что рассказывает. Сначала сочинительство сына было по нраву и отцу, ведь он когда-то сам увлекался литературой.

В 1867 году Роберт, окончив школу, поступил в университет Эдинбурга на факультет инженерии. Но молодого человека не привлекали технические науки, он тянулся к общению. Во время каникул Роберт Стивенсон следил за маяками, на чем настаивал его отец. Парень быстро понял, что в семейный бизнес не пойдет.

Писательская стезя

Активная писательская деятельность Стивенсона началась в 70-х годах. Сначала его рассказы и истории попали на страницы печатных изданий Лондона. Отец юного дарования настаивал на освоении технических наук, но парень все больше путешествовал и собирал интересные истории по всему свету. В 1878 году общественность смогла познакомиться с первым авторским дневником Роберта, в котором он описывал подробности своего путешествия на каноэ по Франции и Бельгии.

В 1883 году весьма перспективным писателем стал Роберт Стивенсон. "Остров сокровищ" - роман, написанный им в том же году. Роберт перебрался в Дорсет из родной Шотландии, тут он создал еще два своих великих творения. В 1888 году был написан роман "Черная стрела". Зимой этого года чета Стивенсонов вместе с детьми поехала на каникулы на юг Франции.

Спуст два года Роберту удалось построить дом на острове Уполу, что находится в Самоа. На новом месте писателю удалось создать три романа, которые также получили популярность. Единственной незавершенной работой автора стал роман "Уир Гермистон", начатый в 1894 году.

Зимой 1894 года Роберт Стивенсон почувствовал себя плохо. 3 декабря знаменитый писатель скоропостижно скончался из-за кровоизлияния в мозг. Похоронен он на горе Ваэа. Большое количество любивших и уважавших творчество писателя людей присутствовало на похоронах. С места захоронения Стивенсона открывается красивый вид на океанские просторы.

Через 100 лет со дня смерти всемирно известного поэта один из шотландских банков выпустил банкноту стоимостью 1 фунт, на которой присутствовала подпись Стивенсона, его портрет и изображение гусиного пера.

Роберт Стивенсон считается легендой классической литературы, его рукописи были распроданы во времена Первой мировой войны. Теперь эти письмена считаются утерянными.

Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон (Robert Lewis Balfour Stevenson, 13 ноября 1850 – 3 декабря 1894) – известный шотландский писатель и поэт, ставший популярным, благодаря множеству произведений приключенческой направленности. Его считают одним из основателей и видных представителей течения неоромантизма.

Детство

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября в Эдинбурге в обычной семье, где мать и отец работали инженерами и разрабатывали маяки. Мальчику с детства твердили о том, что, став взрослым, он должен будет открыть собственное дело и производить еще более улучшенные модели маяков, но Роберт всегда относился к этой профессии нейтрально.

Сложно было сказать, что именно его не утраивало. То, что родители, будучи постоянно занятыми, оказывали ему мало внимания, или же сама работа с её многочасовым поиском нужной детали, которая, в случае несовпадения, увеличивала процесс вдвое и втрое.

Но, несмотря на всё это, мальчик с довольно-таки большим интересом наблюдал за работой родителей и даже пытался им помогать.

В возрасте 5-ти лет Роберт переносит своё первое серьезное заболевание – круп. Оно представляет собой сильнейшее воспаление верхних дыхательных путей, из-за которого пациент начинает учащенно и неровно дышать и хрипло кашлять. Круп считается наиболее опасным заболеванием для детей, поскольку их иммунной системе труднее всего справиться с вирусом, что в некоторых случаях приводит к летальному исходу. Однако Стивенсону удалось полностью победить болезнь, но, по утверждению некоторых биографов, проблемы со связками сопровождали его на протяжении всей жизни.

Как только Роберту исполнилось 7 лет, он пошел в школу. С этого момента его интересы и отношение к жизни резко меняются. В учебном заведении он быстро находит новых друзей, и они практически никогда не разлучаются: вместе ходят на занятия, обедают в школьной столовой и гуляют. В это же время у Роберта появляется увлечение приключениями. Родители, решив, что о путешествиях и опасностях мечтают все мальчишки его возраста, не придают этому значения, но Роберт Льюис теперь точно знает, что в его жизни всегда должны быть приключения.

Юность и начало писательской карьеры

После окончания средней школы Стивенсон ненадолго забывает о своих потаенных мечтах и, к огромной радости родителей, поступает в Эдинбургский инженерный университет, где в течение нескольких месяцев обучается изготовлению маяков. Но, спустя некоторое время, юноша понимает, что он никогда не хочет что-либо производить и даже являться участником этого процесса. Именно поэтому он, вопреки угрозам и ссорам с родителями, уходит с факультета и поступает на юридическое отделение, которое с отличием заканчивает в 1875 году.

Хотя Стивенсон в своё время закончил юридический факультет Эдинбургского университета, он ни одного дня не работал в качестве юриста или адвоката. После окончания высшего учебного заведения у него начал проявляться писательский талант. Своё первое произведение он написал в 1875 году, назвав его «Пентландское восстание.

Страница истории, 1666 год». Но после написания молодой человек столкнулся с серьезной проблемой: у него не было денег на публикацию. А поскольку он еще нигде не работал, вывести рукопись в свет было просто невозможно. На помощь ему приходит отец, который издает книгу на свои деньги. С этого самого момента жители Эдинбурга узнают о новом писателе.

Как и мечтал Стивенсон, его жизнь всегда была полна приключений, даже несмотря на болезнь, которая давала о себе знать. Он сплавлялся на байдарках по горным рекам, взбирался на вершины гор и путешествовал по многим городам, что позже было отражено в его втором произведении «Дорога». К слову, подобное название было выбрано Робертом отнюдь не случайно. Оно должно было символизировать всё мужество и отвагу человека, находящегося на стадии развития серьезного заболевания, но абсолютно не обращающего на него внимание.

По окончании путешествия Стивенсон спешит в родной Эдинбург, чтобы быстрее выразить на бумаге все эмоции и опубликовать несколько рукописей. Так, в свет выходят такие его произведения, как «Путешествие внутрь страны» (1878), «Ночлег Франсуа Вийона» (1879), «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Через год Роберт выпускает целый цикл произведений, объединенных названием «Новые тысяча и одна ночь».

Создание «Острова сокровищ»

Изначально биографы неверно утверждали о том, что идея создания романа «Остров сокровищ» имела реальную подоплеку, в которой участвовал сам Стивенсон. Конечно, его жизнь трудно было назвать скучной и однообразной, но здесь биографы, действительно, сильно ошибались.

Дело в том, что идея создания романа пришла к нему, в большей мере, случайно. После создания двух циклов рассказов у Стивенсона начался творческий кризис. Он мог целый день сидеть на одном и том же месте, глядя в единственную точку и не замечая ничего вокруг. Однако спустя несколько дней он неожиданно стал рисовать, чтобы хоть немного отвлечься от гнетущих мыслей. А поскольку все его мечты были связаны с увлекательным и вмеру опасным приключением, Роберт в шутку нарисовал маленькую, но невероятно детальную «карту острова сокровищ». А уже на следующий день он с головой ушел в создание произведения «Судовой повар», которое впоследствии приобрело то же самое название – «Остров сокровищ».

В 1882 году роман был впервые опубликован, но, к сожалению, в редакцию сразу же стали поступать гневные письма от множества читателей, которые заявляли о том, что идея произведения стара, а стиль написания – слишком скучный, чтобы завлекать публику. Тогда главный редактор придумывает оригинальный ход: он иллюстрирует книгу Стивенсона и рассылает её для публикации в еще два журнала, но уже под другими псевдонимами. Так, в 1884 году одна из этих редакций, наконец, закончила публиковать книгу, а Стивенсон стал известен на весь мир.

После «Острова сокровищ» вдохновленный Роберт Льюис Стивенсон публикует еще множество своих повестей, рассказов и романов, таких как «Маркхейм» (1885), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), «Похищенный» (1887), «Владелец Баллантрэ» (1889), «Вересковый мед» (1890) и многие другие.

Личная жизнь

Первой любовью Роберта Льюиса Стивенсона стала Кэт Драммонт, певица, работавшая в одном из ночных таверн Эдинбурга. Их роман длился несколько месяцев, после которых будущий писатель попытался сделать девушке предложение. Но в его планы вмешался отец, который был категорически против подобного брака, считая, что его сын достоин лучшего.

После неприятной истории Роберт долго не мог встречаться с другими девушками, пока не встретил молодую актрису театра, на которой впоследствии и женился. Супруга была на несколько лет старше него и уже была замужем и даже родила сына. Но Роберт тепло отнесся к пасынку и всю жизнь считал его своим родным ребенком, поскольку он воспитывал его с юных лет.

Английская литература

Роберт Льюис Стивенсон

Биография

СТИВЕНСОН, РОБЕРТ ЛУИС (Stevenson, Robert Louis) (1850−1894), английский писатель шотландского происхождения. Родился 13 ноября 1850 в Эдинбурге. После окончания школы поступил в Эдинбургский университет. Остановив свой выбор на юриспруденции, получил звание адвоката, но едва ли когда-нибудь занимался практикой.

В 1873-1879 жил преимущественно во Франции на скудные заработки подающего надежды литератора и редкие денежные переводы из дома, сделался своим человеком в «городках» французских художников. Совершил путешествие на байдарке по рекам Франции, описанное в его первой опубликованной книге Путешествие в глубь страны (An Inland Voyage, 1878), и пеший поход, описанный в Путешествии с ослом в Севенны (Travels with a Donkey in the Cvennes, 1879). В деревушке Грез, куда съезжались художники, встретил Франсес Матильду (Вандегрифт) Осборн, американку старше его на десять лет, увлекавшуюся живописью. Разъехавшись с мужем, она жила с детьми в Европе. Стивенсон горячо полюбил ее, и как только развод был получен, 19 мая 1880 влюбленные сочетались браком в Сан-Франциско. Их совместная жизнь была отмечена неусыпной заботой Фанни о болезненном муже. Стивенсон подружился с ее детьми, а впоследствии его пасынок (Сэмюэл) Ллойд Осборн стал соавтором трех его книг: Ошибка (The Wrong Box, 1889), Отлив (The Ebb-Tide, 1894) и Потерпевшие кораблекрушение (The Wrecker, 1892).

В 1880 Стивенсону был поставлен диагноз - туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и в 1887-1888 Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, экономии ради решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье).

Климат острова пошел ему на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений. В том же доме 3 декабря 1894 он скоропостижно скончался. Почитатели-самоанцы похоронили его на вершине соседней горы. На могильной плите начертаны слова из его знаменитого Завещания («Под необъятным звездным небом»).

Успех известных книг Стивенсона отчасти объясняется увлекательностью затронутых в них тем: пиратские приключения в Острове сокровищ (Treasure Island, 1883), фантастика ужасов в Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда (The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1886) и детская восторженность в Детском цветнике стихов (A Child’s Garden of Verses, 1885). Однако помимо этих достоинств следует отметить стремительный рисунок характера Джона Сильвера, плотность слога в Докторе Джекиле и мистере Хайде, блестки иронии в Детском цветнике стихов, свидетельствующие о разносторонности его таланта.

Свою литературную деятельность он начал с чрезвычайно ценимых в ту пору эссе, написанных в непринужденной форме, и никогда не изменял этому жанру. Его статьи о писателях и писательском искусстве - Скромное возражение (A Humble Remonstrance, 1884), Сновидения (Dreams, 1888), О некоторых технических элементах литературного стиля (On Some Technical Elements of Style in Literature, 1885) и др. - сближают его с Г. Джеймсом. В путевых заметках Путешествие с ослом, Скваттеры Сильверадо (The Silverado Squatters, 1883) и В Южных морях (In the South Seas, 1890) мастерски воссоздан местный колорит, к тому же последние представляют особый интерес для исследователей. Малоизвестные литературные анекдоты Стивенсона стоят в ряду самых едких, остроумных и лаконичных в английской литературе. Стихи он писал от случая к случаю и редко относился к ним серьезно.

Чтобы проникнуть в мир некоторых произведений Стивенсона - Похищенный (Kidnapped, 1886) и его продолжение Катриона (Catriona, 1893; журнальный вариант Дэвид Бэлфур - David Balfour), Владетель Баллантрэ (The Master of Ballantrae, 1889), Веселые молодцы (The Merry Men, 1882), Окаянная Дженет (Thrawn Janet, 1881), - читателю потребуется хотя бы поверхностное знакомство с языком и историей Шотландии. Почти все они - за исключением Окаянной Дженет, маленькой жемчужины в жанре рассказов о привидениях, - написаны неровно. Черную стрелу (The Black Arrow, 1883) и Сент-Ив (St. Ives, 1897) можно отнести к числу явных неудач. Ошибка и Клуб самоубийц (The Suicide Club, 1878), а также рассказы, являющиеся их продолжением (некоторые написаны в соавторстве с Фанни), не всем придутся по вкусу. Однако Берег Фалеза (The Beach of Falesa) - один из лучших рассказов, когда-либо написанных о Южных морях, и чрезвычайно занимательны нередко печатавшиеся вместе с ним островные фантазии Сатанинская бутылка (The Bottle Imp, 1891) и Остров голосов (The Isle of Voices, 1893). Принято считать, что Уир Гермистон (Weir of Hermiston, 1896) мог бы стать одним из великих романов 19 в., однако Стивенсон успел закончить лишь треть книги.

Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге 13.11.1850, в семье инженера. Окончив школу, он поступает в Эдинбургский университет на инженерное отделение, но позже переводится на юридическое, где в 1875 г. получает звание адвоката.

Первая книга, названная автором «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год», была издана тиражом всего в сто экземпляров за деньги отца в 1866 г. На протяжении 1873-1879 гг. Стивенсон живёт в основном во Франции, работая литератором за гроши. Интересуется живописью, общается с французскими художниками. Много путешествует, что описывает в своих книгах: 1878 г. - «Путешествие вглубь страны», 1879 г. - «Путешествие с ослом».

В 1880 г. женится на Франсес Матильде (Вандегрифт) Осборн, разведённой американке с детьми, увлекающейся живописью. Из-за туберкулёза (диагноз поставлен в 1880 г.) писатель с семьёй часто переезжает, пытаясь найти подходящий климат. Они посещают Швейцарию, немного живут на юге Франции, в Англии и Америке. Потом, взяв с собой жену, мать и пасынка, Стивенсон на яхте отправляется в путешествие по южным районам Тихого океана. А в итоге они покупают землю на одном из островов Самоа и надолго обосновываются там, назвав своё поместье Вайлима (Пятиречье).

В этом большом плантаторском доме писатель сочинил несколько лучших своих произведений. В нём же и скоропостижно скончался 03.12.1894. Похоронен он на вершине горы Веа.

Книги Стивенсона имеют большой успех, что можно объяснить увлекательными темами: пиратские приключения («Остров сокровищ»), фантастика, ужасы («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда») и др.. Но также нельзя не отметить плотность его слога, блёстки иронии и то, как красиво он обрисовывал характеры героев своих произведений и мастерски воссоздавал колорит мест, о которых писал.


Top